Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования культуры предпринимательства'

Теоретические основы исследования культуры предпринимательства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурзагалина Г.М.

Современное состояние рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, изменение традиционных систем управления, расширение хозяйственной самостоятельности в рамках национальной экономики требуют формирования адекватных этим процессам менталитета и культуры предпринимательства во всех звеньях экономики и на всех ее уровнях. Творчество как самореализация личности проявляется в ее утверждении в окружающем мире, в реализации ее способностей и талантов. И с этих позиций ярким примером проявления творчества является предпринимательская деятельность, особенно это касается производства товаров «hande-make». В статье рассмотрены теоретические основы формирования культуры предпринимательства. Представлены авторские трактовки определения культуры. Дано описание культурных ценностей современного человека. Рассмотрены основные виды общечеловеческой культуры индивидуума. Представлены составные части культуры предпринимательства с позиций управленческой деятельности. Изучен состав культуры личности потенциального предпринимателя. Разработан алгоритм работ по повышению уровня культуры предпринимательства в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мурзагалина Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования культуры предпринимательства»

Теоретические основы исследования культуры предпринимательства

см см £

Б

а

2 ©

Мурзагалина Гульназ Миннуловна

кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Стерлитамакского филиала, Башкирский государственный университет, gulnazmur@yandex.ru

Современное состояние рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, изменение традиционных систем управления, расширение хозяйственной самостоятельности в рамках национальной экономики требуют формирования адекватных этим процессам менталитета и культуры предпринимательства во всех звеньях экономики и на всех ее уровнях. Творчество как самореализация личности проявляется в ее утверждении в окружающем мире, в реализации ее способностей и талантов. И с этих позиций ярким примером проявления творчества является предпринимательская деятельность, особенно это касается производства товаров «hande-make». В статье рассмотрены теоретические основы формирования культуры предпринимательства. Представлены авторские трактовки определения культуры. Дано описание культурных ценностей современного человека. Рассмотрены основные виды общечеловеческой культуры индивидуума. Представлены составные части культуры предпринимательства с позиций управленческой деятельности. Изучен состав культуры личности потенциального предпринимателя. Разработан алгоритм работ по повышению уровня культуры предпринимательства в организации.

Ключевые слова: культура предпринимательства, культурные ценности, организация, предприятие, предприниматель.

Проводя исследование теоретического базиса культуры предпринимательства, отметим, что в настоящее время интерес к феномену «культуры» необычайно высок. Объясняется это многими обстоятельствами. По мнению Гуревич П.С.: «Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеуст-роения, неиссякаемый источник общественных нововведений, отсюда стремление выявить потенциал культуры, её внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека» [1]

Обратимся к определению понятия «культура». Таких определений насчитывается довольно большое количество. В соответствии с одним из них, культура - это мера овладения людьми условиями своего бытия (активного существования в биологической среде).

Слово «культура» у обывателя обычно ассоциируется с культурным пространством, наполняющим жизнь современного человека. Это театры, галереи, выставки, инсталляции, кино, музеи и т.д. Обратим внимание на это слово с точки зрения экономики.

Само слово «экономика», введенное в обиход Ксенафонтом означает «ведение домашнего хозяйства». Примечательно, что при встречах со студентами и магистрантами неэкономических специальностей нередко звучал вопрос: «Что есть экономика? Объясните по-простому».

Так, на лекции в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого на такой вопрос проф. Лутфуллиным Ю.Р был дан ответ: «Экономика - это вектор (направление) развития жизни человека». И далее он сделал пояснение на примере пирамиды А.Маслоу: «Кто-то удовлетворяется только двумя первыми ступенями - «физиологические потребности» и «потребности в безопасности», т.е. жилье, питание, возможность отдыха. А для кого-то это пятая ступень - «потребность в самовыражении и самореализации». И не секрет, что большая часть населения (и не только молодежи, как правило, работающей не по специальности), одним из показателей успешности жизни современного человека видит зарубежную поездку на отдых. «Съездил заграницу, выложил фото в инстаграмм - жизнь удалась!»

При этом возникает вопрос: «А как достичь этот уровень наивысший, связанный с решением творческих задач и реализации карьерного роста?»

Ответ и заключается в слове «культура», в ее развитии. Поскольку, по словарю Ожегова: «Культура - высший уровень развития чего-либо». Под последним подразумевается любая сфера деятельности человека - производство, сфера услуг и т.д.

С точки зрения экономических канонов есть три фактора для ведения предпринимательской деятельности - земля, труд, капитал. Это так называемые «твердые» (овеществленные) факторы. На сегодняшний день только их наличие не дает гарантии успешного ведения бизнеса. Поскольку большое значение в современном мире имеют мягкие «факторы» - информация, доверие, культура. Они-то, по мнению большинства исследователей, и определяют ведущую роль и составляют основу ведения предпринимательской деятельности. Для сравнения - это как компьютер без программного обеспечения - «железо» есть, «начинки» нет. Поэтому твердые факторы иногда обозначают как «hard ware», мягкие факторы - «soft ware». Схематично это представлено на рис.1.

Если с необходимостью фактора «информация» предприниматели бесспорно соглашаются, то наличие таких факторов как «доверие» и «культура» нередко вызывает спорные вопросы. Допустим, вы совершаете сделку и намеренно в договоре прописали пункты, которые, по вашему мнению, делают вас в выигрышном состоянии. «Очень просто найти в тексте договора почву для интриги». Но потом «...узнаете о таких же

Капитал Культура

Доверие

Земля

Труд Информация

«hard ware» «soft ware»

Рисунок 1. Основные факторы предпринимательской деятельности

Культура современ ного человека

Образованность Ч

Ч

Гражданственность

^Цивилизация

Рисунок 2. Культурные ценности современного человека

11ауки Искусство Нравственность Религия

Г Право

I Государственность

{Хозяйство Техника

«проделках» с другой стороны, и это, явно бы вас не обрадовало. По мнению автора «Утопии» Томаса Мора: «Договор - это зло, даже когда их соблюдают добросовестно».

Наглядным, на наш взгляд, примером взаимосвязанности информации, доверия и культуры в предпринимательской деятельности является случай, описанный в газете «Комсомольская правда» в начале девяностых годов. Журналист, подготовивший очерк о предпринимательстве в Японии, был удивлен тем, что на предприятии по выращиванию птенцов-бройлеров нет складов для корма, заготовительных помещения для готовой продукции, морозильных хранилищ и пр. Объяснялось это тем, что весь технологический цикл по производству и переработке производства мяса птицы был строго расписан между участниками этого интегрированного объединения и, самое главное, четко выполнялся. Напр., поставка корма: информация (о том, сколько и когда необходимо подвести кормов), доверие - то, что поставщики корма не подведут и культура (поставщики выполнят все во время без сбоев).

Далее можно выделить несколько свойств, определяющих «деятельностную культуру», другими словами, культуру предпринимательства. Среди них: самостоятельность, свобода, активность и

творчество. Указанные характеристики отражают внутреннюю структуру культурной деятельности человека как индивидуума. Они в своем единстве составляет определенную, четко выраженную систему, позволяющую рассматривать эти свойства как своеобразные уровни развития (самосовершенствования).

При этом стоит обратить внимание, что с позиции ведения предпринимательской деятельности, самостоятельность -это аспект деятельности, свидетельствующий о реализации в ней индивидуальных свойств субъекта (конкретно предпринимателя). Главное условие самостоятельности состоит в наличии собственной инициативы (способность выдвигать бизнес-идеи и осуществлять их), способности независимо рассуждать и действовать (отстаивать свою позицию напр., в зависимости от ситуации на рынке), умении осуществлять деловую инициативу собственными силами (брать ответственность на себя). Многое здесь зависит от отношений руководителя с подчиненными. Недаром все глобальнее распространяется мысль о том, что разумный (эффективный) руководитель не должен стремиться окружить себя «пешками», не подминать окружающих под себя, а, наоборот, делегировать обязанности и ответственность на самый низший из возможных уровней. И тогда, как пишет Р.

Руттингер, «эффективному руководителю остается только помогать сотрудникам, гордиться их работой и испытывать самоудовлетворение». [7]

Культура, по мнению С.И.Гессена, представляется «целью существования современного человека». Схематично это выглядит следующим образом (рис.2). [12]

Среди всех других целей именно культурные ценности выделяются тем, что будучи орудиями достижения чего-то другого, они, кроме того ценны и сами по себе. И потому их можно назвать абсолютными ценностями. «Ценности гражданственности и цивилизации не составляют в этом отношении исключения». Они, кроме того, находятся в «несомненном взаимодействии» с образованностью.

По отношению к народу, культура есть совокупность неисчепаемых целей-заданий. Образование при этом по отношению к индивиду есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему не может быть никогда завершено. «Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого определенного момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования». [11].

Не случен в этом отношение тезис: «Образование - через всю жизнь». И современных примеров тому тоже предостаточно. Каждый уважающий себя руководитель предприятия понимает, что профессиональные навыки и знания работников устаревают и для необходимо организовывать для коллектива регулярное повышение квалификации и проф-переподготовку, чтобы не профессионального отставания. Для чего приглашают ведущие специалисты в различных сферах, бизнес-тренеры для проведения тематических семинаров и курсов и мастер-классов. Или, при наличии средств на предприятии, работники обучаются с отрывом от основной деятельности и с выездом (включая и за рубеж).

По нашему мнению, высшим уровнем культурной деятельности -является творчество. Многие авторы рассматривают творчество как синтетическую характеристику деятельности, вбирающую в себя черты самостоятельности, свободы и активности, а также условия их осуществления. Более того, между понятиями «творческая деятельность» и «культурная деятельность» ставится знак тождества.

О

ю

5

* 2

см см £

Б

а

2 ©

Это связано с тем, что творчество - не только процесс, связанный с созданием общезначимых ценностей, достижением неизвестных ранее результатов (научные открытия, спортивные рекорды, разработка новых политических, нравственных или религиозных программ, регулирующих поведение и деятельность людей), но и процесс самореализации человека. Этот процесс выражается в преодолении известных штампов, стереотипов, традиций, шаблонов. Оно (творчество) связано с самостоятельным решением, риском, ответственностью за это решение. С этой позиции творчество в любом виде деятельности представляется неотделимым от культуры. Оно является выражением внутренней свободы человека от преклонения перед вековыми традициями, перед сложившимся общественным мнением. Таким образом, творчество как самореализация личности проявляется в ее утверждении в окружающем мире, в реализации ее способностей и талантов. И с этих позиций ярким примером проявления творчества является предпринимательская деятельность, особенно это касается производства товаров «handemake».

Рассмотрим основные виды общечеловеческой культуры индивидуума. Дея-тельностная культура - важная составная часть общечеловеческой культуры (рис.3). Она «подвластна» далеко не каждому человеку. справедливо отмечал в своё время А. Маршалл: «.. .в любой стране много «заурядных» людей, не обладающих ни способностью, ни волей к практичному ведению своих дел» [4]

Иное дело в отношении двух других составных частей общечеловеческой культуры - материальной и духовной. Они «потребляются» всеми, кто имеет для этого желание и возможности.

Следует отметить, что в научной литературе очень хорошо описан «аксиологический подход» к пониманию культуры. Последняя при этом понимается как совокупность материальных и духовных ценностей накопленных человечеством в процессе своего развития. Суть этих видов культур сводится к следующему.

Все три вида общечеловеческой культуры имеют непосредственное отношение к «хозяйственной культуре». О ее феномене пишет в своей одноименной работе О.Л.Леонова [3]. По ее мнению: «.хозяйственная культура - это одна из особых (специализированных) сфер культуры, которая прямо связана с воспроизводством отношений, складывающихся между людьми в процессе и по поводу их

Общечеловеческая культура

Материальная культура

Духовная культура

Деятельностная культура

Рисунок 3 Основные виды общечеловеческой культуры.

Рисунок 4. Составные части культуры предпринимательства с позиций управленческой деятельности

хозяйственной деятельности». Последняя, взятая со стороны более или менее всеобщих законов, регулирующих производство, распределение и обмен продуктов, выступает предметом экономической науки. Однако, для понимания специфики действия этих законов в данной конкретной стране в данное настоящее время чисто экономический подход обнаруживает определенную недостаточность. Здесь, по мнению автора, необходимо какое-то промежуточное звено: «... и вот таким «переходным от уровня всеобщего к уровню конкретного» и выступает понятие хозяйственной культуры, связывающее экономику с теми культурными условиями, в которых она живет и движется [3]..

Говоря иначе, хозяйственная культура - это как бы проекция экономики на сферу культуры (или же, наоборот, это проекция культуры на сферу экономики).

Далее рассмотрим вопросы исследования культуры предпринимательства как важной формы национальной деловой культуры в целом. По мнению Русинова Ф.М. и Грачева В.: «Глобализация бизнеса отчетливо показала, что на его эффективность влияют не только так называемые жесткие факторы - земля, климат, оборудование, но и мягкие, которые нельзя потрогать или измерить, но кото-

рые тем не менее существуют. Одним из них является отношение к работе, формирование деловой культуры. В совокупности «мягкие» факторы образуют присущую жителям данной страны культуру, понимаемую здесь как наработанный веками набор образцов поведения и привычек» [7]. Обобщая, можно обратиться к рис.4. На нем показаны составные части культуры предпринимательства с позиций управленческой деятельности.

Среди них: разумная деловая активность, экономическая безопасность и общественное признание. Используя SWOT-анализ в их составе можно выявить слабые места (с точки зрения угроз организации предпринимательского типа) и наметить пути повышения уровня культуры предпринимательства.

Помимо культуры предпринимательства по способу деятельности выделяют корпоративную культуру. Последняя, касается крупных социально-экономических систем, например, как корпорации. По мнению Б. Карлофа: «Мир корпораций смотрит на управляющих как на нечто, чему очень легко найти замену; если какой-то руководитель или вся команда плохо справляется со своими обязанностями, на их место всегда найдутся другие. Для предпринимателя же предприятие и он сам - это одно целое; его самоотдача не знает границ» [2]

Рисунок 5. Состав культуры личности потенциального предпринимателя

Методическая и организационная

Аттестация (измерение) уровня

Комплексная оценка резервов повышения уровня культуры

Работа по реализации резервов по повышению эффективности культуры предпринимательства

Рисунок 6. Алгоритм работ по повышению уровня культуры предпринимательства в организации

Еще раз подчеркнем, что существует много определений и авторских трактовок понятия «культура». Так, по мнению С.Давлян: «... культура должна рассматриваться как инструмент создания определенного образа компании, от которого зависит деловой успех». И это именно так.

В философском словаре имеется следующее определение: «Культура - это прогрессивная творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, систем), направленная на превращение человеческой истории во внутреннее богатство личности [11]

Исходя из отмеченного, каждый человек (личность) является носителем

своеобразного сочетания культур (рис.3). Это: духовная культура, политическая, экономическая, языковая и т.д. В данном случае это набор характеристик фактически действующего или потенциального предпринимателя. По мнению Седова В.В.: «Культура напрямую связана с «отношениями надстроечного характера», действующими по схеме «человек-человек» (рис.5) [8].

Отметим, что в теории и практике менеджмента, можно назвать несколько имен, определивших культуру управленческой деятельности в целом, и культуру предпринимательства, в частности. И, прежде всего, это А.Файоль (18411925гг.) и М.Вебер (1864-1920гг.). [9]

М.Вебер далее продвинул теорию о

Personal economicus. Как ученый-социолог, он «наблюдал мир», который казался ему несправедливым. Господство классового сознания и кастовость казались ему «нелепой тратой человеческих ресурсов». Он ввел понятие «дифференциальной рациональности», как свойства бюрократии и «субстациональной иррациональности», присущей обществу [11]. М.Вебер считал, что необходимо освободить личность, насколько это возможно, от эмоций в суждениях. «Все должно быть подчинено рациональности и здравому смыслу». Необходимы «формальные правила управления, без которых возможен только авантиристический торговый капитализм, но невозможно эффективное частное предприятие». [11]

В некоторой степени все это прослеживается в трудах Й.Шумпетера (18831950гг.). Он поставил во главу угла личность предпринимателя, «определив его функции в контексте экономического развития». Й. Шумпетером была разработана «концепция созидательного разрушения». В соответствии с ней, приверженность устоявшимся взглядам и структурам делает предпринимательскую личность невосприимчивой к новым идеям. Между тем «гибкость - это необходимое условие успеха в бизнесе... Когда кто-либо приходит к выводу, что существующим потребностям отвечает какая-то новая расстановка сил, отличная от имеющейся, тогда происходит сознательное разрушение старых структур, которое продолжается до тех пор, пока не возникает некая новая ситуация».

По мнению Й.Шумпетера, следует различать два поведения предпринимательской личности. Первое (адаптивное) связано с «управлением имеющимися в распоряжении ресурсами», второе (креативное) - с творчеством, созиданием нового, неизвестного ранее. Все это нашло отклик прежде всего в США и стимулировало предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибылей и расширения рынков сбыта товаров и услуг.

От экономической личности перейдем далее к организации (как экономической системе более высокого уровня). Этот уровень также имеет определенное «сочетание рационального и иррационального». Более того, некоторые авторы представляют такого рода экономическую систему как «живого человека». [11]

В качестве примера можно сослаться на Т. Питерса, который представляет организацию в виде семи «S»: Strategy (стра-

0

Ю

S

* 2

сч cJ £

б

тегия), Structure (структура), Sistems (технологические системы организации), Staff (штат, кадры, персонал), Style (стиль, особенности работы), Skills (квалификация персонала), Shared values (разделяемые работниками ценности). [б]. Отметим, что на сегодняшний день инструментов для повышения уровня культуры предпринимательства достаточно. К ним относятся наиболее часто используемые SWOT-, SNW-, PEST-, COPS-анализ и др.

Носителями культуры являются руководители (менеджеры). Именно они внедряют современные информационные и бизнес-технологии, передают своим работникам представления «о ценностях и убеждениях» [11]. И здесь можно привести пример применения их работы в коллективе или группах (проектное управление, Rapid Foresight, SMART и пр.). К сожалению, некоторые исследования свидетельствуют о том, что российские менеджеры стоят на низкой отметке международной шкалы оценки руководства.

На основании вышеизложенного сформулируем принципы создания успешной организации с позиции эффективной культуры предпринимательства. Существует три этапа в построении любой организации. Кратко суть их сводится к следующему.

1. Анализ предпринимательской деятельности, на который возложено деление ее на части.

2. Установление норм, стандартов (например, допустимого объема должностных обязанностей для руководителя любого уровня).

3. Распределение служебных обязанностей и формирование подразделений, то есть коллективов людей, выполняющих данную работу.

Данные принципы будут способствовать в деятельности работников организации с учетом особенностей их труда.

Завершая, можно сказать, что в каждой организации должен быть разработан перечень мероприятий по повышению уровня культуры предпринимательства как важного фактора управления. Общий алгоритм предлагается следующий: методологическая и организационная подготовка - инвентаризация (учет) объектов культуры - аттестация (измерение) уровня культуры - комплексная оцен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ка резервов повышения уровня экономической культуры - работа по реализации резервов (рис.6).

В заключение отметим, что изучение и понимание культуры предпринимательства в организации имеет огромное значение для формирования развития национальной экономики в целом. А отсутствие такой культуры способствует росту затрат и ошибкам в управлении предприятиями. Это приводят к банкротству предприятий в виду незнания культурной среды деловых партнеров и неумения осуществлять торговые и иные сделки.

Литература

1. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1996. - 288 с.

2. Карлоф Б. Деловая стратегия /Пер. с англ. - М.: Экономика, - 1991. - 239 с.

3. Леонова О.Л. Феномен культуры / /Российский экономический журнал. -1995. - №9. - С.68-95.

4. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. пер. с англ - М: Прогресс, 1993. - 415 с.

5. Мурзагалина Г.М. Генезис проблемы формирования и развития культуры управления предпринимательской деятельности /Г.М. Мурзагалина // Международный социально-экономический журнал. - 2017. - №11(40) - С.7-16.

6. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986. - 418 с.

7. Русинов Ф.М., Грачев В. Основы Российского менеджмента и модель современного менеджера. - М.: Научно -практическое издание «Консультант директора» 1997. №14. С.9-18.

8. Руттингер Р. Культура предпринимательства /Пер. с нем. - М.: Экономика, 1992. -240 с.

9. Седов В.В. Экономика и природа.

- Челябинск: ЧелГУ, 1992. - 52 с.

10. Файоль А.В. Учение об управлении. Пер. с англ. - Рязань: РГУ 1924. - 70 с.

11. Феномен культуры управления. Учебное пособие /Составитель Попов А.Н.

- Челябинск: УралГАФК, 2000. - 271 с.

12. Философский словарь /Под ред.Фролова Н.Т. - М.: Политиздат, 1986. -590 с.

The theoretical basis of the study of

enterprise culture Mursagalina G.M.

Bashkir state University

The current state of market relations, the formation of a new ownership structure, the change of traditional management systems, the expansion of economic independence within the national economy require the formation of adequate mentality and culture of entrepreneurship at all levels of the economy. Creativity as a self-realization of personality manifests itself in its statement in the world, in the realization of its abilities and talents. And from these positions, a striking example of creativity is entrepreneurial activity, especially in the production of goods»hand-make». The article deals with the theoretical foundations of the formation of the culture of entrepreneurship. The author's interpretations of the definition of culture are presented. The description of cultural values of the modern man is given. The main types of the universal culture of the individual are considered. The components of the culture of entrepreneurship from the point of view of management are presented. The composition of the culture of the personality of a potential entrepreneur is studied. The algorithm of work to improve the culture of entrepreneurship in the organization. Keywords: culture of entrepreneurship, cultural values, organization, enterprise, entrepreneur.

References

1. Gurevich P. S. Cultural science. Manual. - M.:

Knowledge, 1996. - 288 pages.

2. Karlof B. Business strategy / Lane with English -

M.: Economy, - 1991. - 239 pages.

3. Leonova O.L. Culture phenomenon//Russian

economic magazine. - 1995. - No. 9. - Page 68-95.

4. Marshall A. Principles of economic science. T.1.

the lane with English - M: Progress, 1993. -415 pages.

5. Murzagalina G.M. Genesis of a problem of

formation and cultural development of management of business activity / G.M. Murzagalina//International social and economic magazine. - 2017. - No. 11(40) - Page 7-16.

6. Peters T., Uotermen R. In search of effective

management. The lane with English - M.: Progress, 1986. - 418 pages.

7. Rusinov F.M., Grachev V. Bases of the Russian

management and model of the modern manager. - M.: Scientifically - the practical edition «direktora Konsultant» 1997. No. 14. Page 9-18.

8. Ruttinger R. The culture of the business/lane

with him. - M.: Economy, 1992.-240 pages.

9. Sedov V.V. Economy and nature. - Chelyabinsk:

Henry, 1992. - 52 pages.

10. Fayol A.V. The doctrine about management. The lane with English - Ryazan: RGU 1924. -70 pages.

11. Phenomenon of culture of management. The Manual/originator Popov A.N. - Chelyabinsk: ypanrA^K, 2000. - 271 pages.

12. The philosophical dictionary / Under the editorship of Frolov N.T. - M.: Politizdat, 1986. - 590 pages.

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.