Научная статья на тему 'Особенности молодёжной предпринимательской культуры: формирование и распространение'

Особенности молодёжной предпринимательской культуры: формирование и распространение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ / МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзагалина Г. М.

В статье рассматривается предпринимательская культура молодежи. Автор обосновывает, что предпринимательская культура молодежи формируется в процессе культивирования предпринимательского видения под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. В статье представлены типы предпринимателей и их краткая характеристика относительно их мотивов, моральной готовности, предпочитаемым условиям к потенциальному осуществлению предпринимательской деятельности. Одним из приоритетных направлений развития экономики РФ является малое предпринимательство. Отличительной чертой малого бизнеса является его адаптивность к различным изменениям внешней среды, осуществлению коммерциализации научных исследований и использованию инновационных технологий. Университеты являются центральным звеном в генерации предпринимательских идей, где сосредоточены наука и молодёжь. Самой креативной частью населения принято считать молодежь, которая способна полностью отдаваться идее. Молодежное предпринимательство имеет высокий уровень проникновения в сферах, традиционно связанных с инновациями. Инновационный характер молодежного предпринимательства, однако, определяется не только сферой деятельности, но проявляется и в подходах к организации бизнеса. Для приобщения студентов к предпринимательской культуре необходимо усиливать стремление студентов стать предпринимателем, развивать творческий потенциал, мотивировать участвовать в деловых мероприятиях и организовывать подобные мероприятия, после такого рода действий у студента сложится позитивное мышление к предпринимательству, появится желание работать в команде и быть частью этой команды, а также знания, полученные в процессе обучения будут приводить к синергетическому эффекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности молодёжной предпринимательской культуры: формирование и распространение»

Особенности молодёжной предпринимательской культуры: формирование и распространение

Мурзагалина Гульназ Миннуловна,

кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, [email protected]

В статье рассматривается предпринимательская культура молодежи. Автор обосновывает, что предпринимательская культура молодежи формируется в процессе культивирования предпринимательского видения под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. В статье представлены типы предпринимателей и их краткая характеристика относительно их мотивов, моральной готовности, предпочитаемым условиям к потенциальному осуществлению предпринимательской деятельности. Одним из приоритетных направлений развития экономики РФ является малое предпринимательство. Отличительной чертой малого бизнеса является его адаптивность к различным изменениям внешней среды, осуществлению коммерциализации научных исследований и использованию инновационных технологий. Университеты являются центральным звеном в генерации предпринимательских идей, где сосредоточены наука и молодёжь. Самой креативной частью населения принято считать молодежь, которая способна полностью отдаваться идее. Молодежное предпринимательство имеет высокий уровень проникновения в сферах, традиционно связанных с инновациями. Инновационный характер молодежного предпринимательства, однако, определяется не только сферой деятельности, но проявляется и в подходах к организации бизнеса. Для приобщения студентов к предпринимательской культуре необходимо усиливать стремление студентов стать предпринимателем, развивать творческий потенциал, мотивировать участвовать в деловых мероприятиях и организовывать подобные мероприятия, после такого рода действий у студента сложится позитивное мышление к предпринимательству, появится желание работать в команде и быть частью этой команды, а также знания, полученные в процессе обучения будут приводить к синергетиче-скому эффекту.

Ключевые слова: предпринимательство, менеджмент, молодежь, предпринимательская культура, организационная культура.

О

сч

со

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т о х

X

Предпринимательская культура молодежи формируется в процессе культивирования предпринимательского видения под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. Внешняя среда будет представлять совокупность экономических, социальных и политических факторов, как отдельного региона, так и страны в целом. А внутренняя из внутренних субъективных характеристик личности, выраженные в форме барьеров в виде страха перед осуществлением и последующей реализацией коммерциализации как результатов собственной интеллектуальной деятельности, так и иные формы формирования идей, выступающие в виде промежуточного этапа и эволюционного перехода от более простых бизнес-идей к более наукоёмким и технологичным.

Ниже представлены типы предпринимателей и их краткая характеристика относительно их мотивов, моральной готовности, предпочитаемым условиям к потенциальному осуществлению предпринимательской деятельности (табл. 1).

Данные характеристики являются достаточно относительными, поскольку личность, под воздействием различных факторов внешней среды, а также последующей адаптации к ним, тем самым переходя от одного типа предпринимателя к другому. Одним из главных факторов данного перехода является воздействие и принятие личностью предпринимательской культуры, благодаря добровольной коммуникации и нахождению в среде носителей предпринимательской культуры на уровне, необходимой для последующего культивирования и распространения идей, норм, традиций.

Одним из приоритетных направлений развития экономики РФ является малое предпринимательство. Отличительной чертой малого бизнеса является его адаптивность к различным изменениям внешней среды, осуществлению коммерциализации научных исследований и использованию инновационных технологий. Университеты являются центральным звеном в генерации предпринимательских идей, где сосредоточены наука и молодёжь [2].

Как известно, самой креативной частью населения принято считать молодежь, которая способна полностью отдаваться идее. Данная группа населения стоит на стороне прогресса, с легкостью воспринимает технические новинки и имеет большую степень готовности брать на себя риски. Студенты

выступают связующим звеном между наукой, а именно учёными и потенциальными инвесторами. Таким образом, при взаимодействии молодёжи, ученых и инвесторов НТП не будет стоять на месте. Тенденции взаимосвязи малого, среднего и крупного бизнеса способствуют повышению конкурентоспособности экономики страны. На уровне РФ такие тенденции наблюдаются в инновационно развитых регионах, которые способствуют развитию сектора молодежного предпринимательства, а связующим звеном выступает университет [3].

Таблица 1

Портрет предпринимателя Характеристика

Предприниматель-идеалист Видит главной целью начала предпринимательской деятельности в совершенствовании мира, предлагая свою продукцию/услуги, и/или аккумулирует финансовые ресурсы путём ведения хозяйственной деятельности для достижения этой цели

Самореализующий предприниматель Рассматривает предпринимательскую деятельность как более привлекательный источник для собственной самореализации, чем при занятиями иными видами деятельности

Активный предприниматель Предприниматель, генерирующий множество потенциальных бизнес-идей, которые затем пытается реализовать с целью не упущения выгоды. Однако, из-за высокой распыленности и низкой концентрации на ключевых проектах может получать обратный эффект

Социальный предприниматель Ставит во главе своей предпринимательской деятельности решение социально-значимых проблем, а не получение прибыли. Однако, не отказывается от неё, поскольку она является источником для исполнения своей миссии

Корпоративный предприниматель Способен видеть новые возможности на рынке компании, в которой трудоустроен, с дальнейшей реализацией, но не использует их для начала собственной предпринимательской деятельности из-за неготовности принять повышенный уровень риска, даже при наличии финансовых ресурсов для этого

Вынужденный предприниматель Приходит к выводу, что предпринимательская деятельность является единственным возможным способом самообеспечивания, поскольку не способен трудоустроиться

«Ищущий» предприниматель Обладает всеми необходимыми нематериальными ресурсами личности (Мотивация, готовность к риску, знания), но не является носителем видения и идеи, которые будет воплощать в ходе своей предпринимательской деятельности

Латентный предприниматель Способный к осуществлению предпринимательской деятельности, но из-за отсутствия каких-либо важных ключевых личных ресурсов (мотивации, принятия риска, знаний) не рассматривает этот вид деятельности

Молодежное предпринимательство имеет высокий уровень проникновения в сферах, традиционно связанных с инновациями. Технологии развиваются столь стремительно, что предпринимателю необходимо постоянно держать руку на пульсе, корректируя стратегию развития своего бизнеса в соответствии с динамикой конъюнктуры. Именно поэтому предприниматель, ориентированный на успех, должен постоянно отслеживать происходящие изменения, чтобы его продукция или услуги были конкурентоспособными и, как следствие, востребованными на рынке [4].

Инновационный характер молодежного предпринимательства, однако, определяется не только сферой деятельности, но проявляется и в подходах к организации бизнеса. Современный менеджмент располагает обширным инструментарием повышения эффективности деятельности фирмы, сплочения коллектива, формирования у его представителей мотивации к труду.

При создании условий для развития молодежного предпринимательства в университетской среде, молодежное предпринимательство станет дополнительным звеном в функционировании экономики региона. Для создания предпринимательских университетов необходимо создать описание действенных механизмов и методик его развития.

Молодежное предпринимательство можно понимать, как постоянно развивающийся процесс создания новой ценности для общества или бизнеса, осуществляемый на свой страх и риск. Молодёжь представляют люди от 16 до 35 лет, представители студентов, обучающимся по программам бакалавриата и магистратуры попадают в возвратные рамки, поэтому молодежное предпринимательство вполне может развиваться в рамках классического университета.

Однако, на пути распространения культуры предпринимательства и активизации предпринимательской деятельности в данной социально-активной группе населения существуют преграды.

Одной из существенных проблем, препятствующей достижению вышеуказанной цели, можно назвать сложившиеся установки и исторический опыт более старшего поколения. Их восприятие, преимущественно, сводится к тому, что типичный предприниматель является «спекулянтом» и «мошенником» [5], что, в свою очередь, закладывается в установки молодёжи в ходе воспитательного процесса. Предпринимательство становится собирательным образом негативных суждений, что является преградой в культивировании предпринимательства на подсознательном уровне.

Для эффективного функционирования любой деятельности необходима система. Система молодежного предпринимательства будет включать в себя не только основные элементы, которые

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 8

М О

да

о

см

со

О!

о ш т

X

3

<

т О X X

можно измерить и описать, но и такие элементы, как культура, которая сложно измерима и менее конкретна.

Кроме того, следующей проблемой культивирования предпринимательства у молодёжи является низкий уровень мотивации на открытие собственного дела. Это объясняется тем, что студенты после выпуска стремятся трудоустроиться в крупную компанию (преимущественно в иностранные). Продвижение в подобной компании является источником растущего стабильного заработка, в условиях, когда все риски лежат на руководстве, а не на исполнителе.

Также, при наличии всех необходимых условиях для начала предпринимательской деятельности, у человека может отсутствовать идея, которая будет его «зажигать» и двигать вперед. Поэтому, часть изучаемой группы населения вынуждена искать и выжидать того момента, когда данная идея придёт.

Для приобщения студентов к предпринимательской культуре необходимо усиливать стремление студентов стать предпринимателем, развивать творческий потенциал, мотивировать участвовать в деловых мероприятиях и организовывать подобные мероприятия, после такого рода действий у студента сложится позитивное мышление к предпринимательству, появится желание работать в команде и быть частью этой команды, а также знания, полученные в процессе обучения будут приводить к синергетическому эффекту.

При формировании предпринимательской культуры у студентов следует понимать, что некоторые студенты могут быть не склонны к предпринимательской деятельности. Следует учитывать, что не у всех существует мотивация и склонность к предпринимательству, такого рода студенты могут выполнять подрядные работы, например, составление планов или финансовые расчеты, но не исключено, что в будущем такие студенты проявят интерес к предпринимательской деятельности.

К проблемам выявления предпринимательской культуры можно отнести организационные и управленческие факторы, на которые может повлиять руководство университета.

Во-первых, следует создать систему, которая будет отражать алгоритм вознаграждения студентов, при реализации их идеи в реальном бизнесе. Речь идет о стоимостной оценке бизнес-идеи.

Во-вторых, необходимо направлять студентов для прохождения производственной практики в потенциальную организацию, которой требуются инновационные идеи. Отлаженная система взаимодействия университета и бизнес-единиц региона позволит наладить коммуникацию и принесёт ценность для организации.

В-третьих, университет должен разработать политику по развитию предпринимательства. При

разработке политики следует учитывать долю студентов, которые участвовали в предпринимательских мероприятиях, их цели и возможный потенциал.

Резюмируя итоги текущего анализа, можно прийти к выводу, что именно представители молодого поколения являются наиболее восприимчивыми к инновационным формам организации и управления бизнесом. Именно поэтому имеются все основания полагать, что молодежное предпринимательство может стать проводником не только развития отдельных отраслей производства и оказания услуг, но и практического применения новых моделей менеджмента.

Для воплощения этого в жизнь, необходимо преодолевать сложившиеся барьеры на пути распространения предпринимательской культуры среди данной группы населения. А именно - создание и закрепление положительного образа предпринимателя в сознании молодёжи, улучшать связи ВУЗов с местным бизнес-сообществами и перераспределять студентов на практику в ту отрасль, которая наиболее привлекательна для них, тем самым, через вовлеченность в трудовой процесс обеспечивать генерацию потенциальных бизнес-идей с потенциалом к их коммерциализации через молодёжное предпринимательство.

Литература

1. Лутфуллин Ю.Р., Краснов А.А. Социокультурные стереотипы в поведении российских предпринимателей. / Социальное пространство интернета: перспективы экономсоциологических исследований: материалы науч.-практ.конф.; г. Минск: Право и экономика, 2014. - С.192-195.

2. Ягудина А.Р., Васильев А.Ю., Рафикова В.М. Роль вуза в социально: экономическом развитии региона. // Инновации и инвестиции. - 2017.

- №10. - С. 162-165.

3. Ягудина А.Р., Мурзагалина Г.М. Тенденции трудоустройства выпускников высших учебных заведений на рынке труда Республики Башкортостан// Журнал ВАК «Инновации и инвестиции» -2017. - №12. - С. 112-118.

4. Мурзагалина Г.М. Генезис проблемы формирования и развития культуры управления предпринимательской деятельности /Г.М. Мурзагалина // Международный социально-экономический журнал.

- 2017. - №11(40) - С.7-16.

5. Закиров С.М., Лутфуллин Ю.Р. Экономический образ мышления предпринимательской личности // Деловая культура и деловой успех: взаимосвязь и взаимообусловленность: Материалы международной научно-практической конференции 22-24 декабря 2004 г. - г. Челябинск. - Екатеринбург: издатель Калинина Г.П., 2004. - С.62-66.

6. Симонов С.Г., Грошева Л.И. Молодежное предпринимательство в России: проблемы и пер-

спективы развития // Акад. вестн. 2012. № 2 (20). С. 39-44.

7. Жидикова А.О., Ракитина М.С. Инновационное молодежное предпринимательство как форма развития гражданского общества // Молодежная политика и гражданское общество в современной России: сб. материалов науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2014. - С. 45-50.

8. Формирование культуры управления производственно-коммерческой деятельностью. Монография. / Коллектив авторов - С.Е.Брулев, А.Н.Попов, Г.Н.Пряхин, Ю.Р.Лутфуллин, Р.Х.Гибадуллин, Н.В.Ксенафонтов / Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2006. - 268 с.

9. Культура экономического анализа предпринимательской деятельности. Монография. / Е.А. Попова, Т.И.Бухтиярова, Н.В.Ксенафонтов, А.Н.Попов, Ю.Р.Лутфуллин / Москва: ВНИЭТУСХ, 2005. - 103 с.

10.Развитие интеграционных процессов в звене «вуз-предприятие» на основе новой образовательной парадигмы управления знаниями. Научные доклады. / Ю.Р.Лутфуллин, А.Э.Ганиева. - Стерлитамак: Изд-во Стерлитамакского филиала БашГУ, 2017. - 44 с.

Features of youth entrepreneurial culture: the formation and

dissemination Mursagalina G.M.

Bashkir state University

The article deals with the entrepreneurial culture of youth. The author proves that the entrepreneurial culture of youth is formed in the process of cultivating entrepreneurial vision under the influence of various factors of external and internal environment. The article presents the types of entrepreneurs and their brief description of their motives, moral readiness, preferred conditions for the potential implementation of entrepreneurial activity. One of the priorities of the Russian economy is small business. A distinctive feature of small business is its adaptability to various changes in the external environment, the commercialization of scientific research and the use of innovative technologies. Universities are Central to the generation of entrepreneurial ideas, where science and youth are concentrated. The most creative part of the population is considered to be young people who are able to fully surrender to the idea. Youth entrepreneurship has a high level of penetration in areas traditionally associated with innovation. The innovative nature of youth entrepreneurship, however, is determined not only by the sphere of activity, but is also manifested in the approaches to business organization. To introduce students to the entrepreneurial culture is necessary to strengthen the desire of students to become an entrepreneur, to develop creativity, to motivate to participate in business events and organize such events, after this kind of action the student will develop a positive thinking to entrepreneurship, there will be a desire to work in a team and be part of this team, as well as the knowledge gained in the learning process will lead to a synergistic effect. Key words: entrepreneurship, management, youth, entrepreneurial culture, organizational culture.

References

1. Lutfullin Yu.R., Krasnov A.A. Sociocultural stereotypes in the

behavior of Russian entrepreneurs. / Social space of the Internet: prospects for economic and sociological research: materials of scientific-practical conference; Minsk: Law and Economics, 2014. - S.192-195.

2. Yagudina A.R., Vasiliev A.Yu., Rafikova V.M. The role of the

university in the social: economic development of the region. // Innovation and investment. - 2017. - No. 10. - S. 162-165.

3. Yagudina A.R., Murzagalina G.M. Employment Trends of Graduates of Higher Education Institutions in the Labor Market of the Republic of Bashkortostan // VAK Innovation and Investment Magazine - 2017. - No. 12. - S. 112-118.

4. Murzagalina G.M. Genesis of the problem of the formation and

development of a culture of business management / G.M. Murzagalina // International Socio-Economic Journal. - 2017. -No. 11 (40) - S.7-16.

5. Zakirov S. M., Lutfullin Yu.R. The economic way of thinking of

an entrepreneurial personality // Business Culture and Business Success: Interconnection and Interdependence: Materials of the International Scientific and Practical Conference December 22-24, 2004 - Chelyabinsk. -Yekaterinburg: publisher Kalinina G.P., 2004. - P.62-66.

6. Simonov S.G., Grosheva L.I. Youth entrepreneurship in Russia:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

problems and development prospects // Akad. Vestn. 2012. No. 2 (20). S. 39-44.

7. Zhidikova A.O., Rakitina M.S. Innovative youth entrepreneurship

as a form of development of civil society // Youth policy and civil society in modern Russia: Sat. materials scientific and practical. conf. Rostov n / a, 2014 .-- S. 45-50.

8. The formation of a culture of managing industrial and commercial activities. Monograph. / The team of authors - S.E. Brulev, A.N. Popov, G.N. Pryakhin, Yu.R. Lutfullin, R.Kh. Gibadullin, N.V. Ksenafontov / Ekaterinburg: Publishing House Ural.gos.ekon .un-ta, 2006 .-- 268 p.

9. Culture of economic analysis of entrepreneurial activity. Monograph. / E.A. Popova, T.I. Bukhtiyarova, N.V. Ksenafontov, A.N. Popov, Yu.R. Lutfullin / Moscow: VNIETUSH, 2005.- 103 p.

10. The development of integration processes in the link "university-enterprise" based on the new educational paradigm of knowledge management. Scientific reports. / Yu.R. Lutfullin, A.E. Ganieva. - Sterlitamak: Publishing house of the Sterlitamak branch of BashSU, 2017 .-- 44 p.

X X О го А С.

X

го m

о

ю 8

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.