Формирование культуры предпринимательства на основе системы мониторинга в сфере культурного пространства организации предпринимательского типа
сч £
Б
а
2 ©
Мурзагалина Гульназ Миннуловна кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», [email protected]
В настоящее время мониторинг культурного пространства в рамках хозяйствующего субъекта практически отсутствует. Существует лишь опыт некоторых организаций по осуществлению оценки и формированию организационной и деловой культуры. Однако эта деятельность осуществляется при отсутствии единой методологической основы и не приносит значимых результатов в сфере системного развития организации предпринимательского типа. Условием эффективности мониторинга является его приоритетная ориентация на позитивное регулирование функциональной деятельности отдельных подразделений организации по линии ценностных ориентаций работников, их соответствия миссии, целям и стратегическим установкам. Результаты мониторинга должны быть направлены на их использование в процессах стратегического управления, гармонизации и модернизации властных отношений. В статье рассмотрены этапы мониторинга культурного пространства организации с целью повышения культуры предпринимательства. Представлена схема формирования и поддержания эффективной культуры предпринимательства в организации предпринимательского типа. Изложены основные связи в дидактической концепции организационного культуростроения и взаимосвязь процессов управления проектом перемен.
Ключевые слова: культура предпринимательства, культурное пространство, мониторинг, организации предпринимательского типа
Под мониторингом нами понимается определенный механизм отслеживания наиболее важных параметров формирования изучаемого объекта. Это также оценка экономического эффекта от мероприятий по становлению механизма управления культурой предпринимательства в организации предпринимательского типа. Условием эффективности самого мониторинга является его приоритетная ориентация на позитивное регулирование взаимосвязи организационной культуры и делового успеха в организации (роста ценностной значимости организации).
В процессе исследования определены этапы мониторинга культурного пространства организации с целью повышения культуры предпринимательства (рисунок 1). На наш взгляд, благодаря именно такому мониторингу создается объективная система отслеживания динамики действенности менеджмента, оценка его в сфере производства, маркетинга, финансов, экономической безопасности и других направлениях деятельности организации.
В настоящее время мониторинг культурного пространства в рамках хозяйствующего субъекта практически отсутствует. Существует лишь опыт некоторых организаций по осуществлению оценки и формированию организационной и деловой культуры. Однако эта деятельность осуществляется при отсутствии единой методологической основы и не приносит значимых результатов в сфере системного развития организации предпринимательского типа.
Важнейшим условием научно обоснованного мониторинга в рассматриваемой сфере является внимание к индикаторам оценки состояния культурного пространства. Такие индикаторы касаются не только оценки качества отдельных уровней организационной культуры, но и показателей реально ощутимых результатов регулируемых экономических отношений.
Условием эффективности мониторинга является его приоритетная ориентация на позитивное регулирование функциональной деятельности отдельных подразделений организации по линии ценностных ориентаций работников, их соответствия миссии, целям и стратегическим установкам. Результаты мониторинга должны быть направлены на их использование в процессах стратегического управления, гармонизации и модернизации властных отношений.
Например, в рамках крупного акционерного предприятия, по нашему мнению, необходима организация системы мониторинга с выделением социального органа, позволяющего позитивно влиять на процессы изменений (в соответствии с изменениями внешней среды). Это может быть, например, управление стратегического планирования и культуры. При этом мониторинг должен рассматриваться с позиций конформности и обеспечения экономической безопасности как базовой составляющей культуры организации предпринимательского типа.
Другим примером эффективной культуры предпринимательства в организации предпринимательского типа является «восприятие времени и особое отношение к нему». С позиций данного критерия эффективности следует различать:
- монохромные культуры (в каждый определенный отрезок времени люди заняты одним делом, они строго следуют планам, расписаниям и договоренностям, чтобы избежать потери времени; для них важна пунктуальность, и следование общественным нормам);
- полихронные культуры (люди делают одновременно несколько дел, а взаимоотношения между людьми для них важнее планов и графиков);
- реактивные культуры (для них характерно организация деятельности не по строгому и неизменному плану, а в зависимости от меняющегося контекста, представители
Рис. 1. Этапы мониторинга культурного пространства организации с целью повышения культуры предпринимательства [2]: 1 - подготовка; 2 - проведение; 3 - использование результатов; Т - время
Философия Критерии ✓
основателен отбора
организации персонала \
Анализ культуры
предпринимательства
Деятельность
высшего руководства (деловая культура}
Процесс культурной адаптации (организационная культура)
\ /
Эффективная культура предприни матсльства в организации прсдприпима тельского типа
Рис. 2. Схема формирования и поддержания эффективной культуры предпринимательства в организации предпринимательского типа [3]
Организованная
лидером деятельность Управление Развитие
в организации предпринима проектом перемен культуры
тельского типа
Рис. 3. Основные связи в дидактической концепции организационного культу-ростроения [4]
этих культур редко инициируют действия или дискуссии, предпочитая сначала выслушать и выяснить позицию других).
Еще один параметр, характеризующий эффективную культуру предпринимательства, - особая выраженность субкультур организации [6].
Во-первых, это субкультура большей части организации, в которой
приверженность ключевым корпоративным ценностям, обеспечивающим деловой успех, выражена наиболее ярко.
Во-вторых, это ее тип, а также другие ценности, не выступающие в противоречие с доминирующими.
В-третьих, это контркультура (субкультура, ценности которой вступают в
конфликт или открыто противоречат доминирующим).
Схема формирования и поддержания эффективной культуры предпринимательства в организации предпринимательского типа (рисунок 2). Ее анализ при этом включает в себя сбор информации о ценностях и поведенческих нормах в данной организации.
Далее необходимо рассмотреть дидактику организационного культуростро-ения предпринимательской деятельности в организации предпринимательского типа с позиции лидерского подхода.
Основным (исходным ее положением) мы принимаем «управление проектом организационного изменения». С позиций дидактики оно представимо в следующем виде (рисунок 3).
С позиций дидактики ключевыми понятиями в данной концепции является деятельность и развитие организационной культуры. Они (эти понятия) имеют прямую связь (проект перемен) и обратную (адаптация к переменам).
Деятельность и развитие - это процессы, которые представимы в двух аспектах: 1) деятельность обеспечивает развитие организационной культуры; 2) ее организация должна учитывать уровень организационного культурострое-ния. Такого рода взаимосвязь В.А. Бели-
© £
Ю
5
2 е
7
сч £
Б
а
2 о
ков называет «законом современной педагогической науки» [1]. Этот же автор указывает на важность выявления закономерностей и принципов перевода деятельности с низкого уровня на более высокие. В дидактическом плане речь идет об изучении процесса развития организационной культуры в рамках данной деятельности, организованной лидером организации предпринимательского типа.
Целевой установкой при этом является изучение процесса развития организационной культуры в организованной лидером деятельности. С позиций дидактики можно выделить следующие уровни данной деятельности: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный, поисково-креативный (Ю.К. Бабан-ский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.).
Формирование организованной лидером деятельности и овладение необходимыми действиями в сфере организационного культуростроения достаточно эффективно происходят при определенных условиях. Одни из них - организация проектной деятельности в координатах стратегического управления предпринимательской деятельностью.
На рисунке 4 показана взаимосвязь процессов управления проектом организационного культуростроения, включающего в свой состав три их вида. Под управлением проектом данных перемен нами понимается использование лидером средств и технологий с целью достижения ожиданий в сфере развития организационной культуры.
Организованная лидером деятельность определяется инициацией перемен и структурированием функций управления. Задачи инициации определяются: признанием необходимости данного проекта, его временным интервалом, назначением исполнителей (в соответствии с намеченными работами) и конечными результатами (с учетом неполноты информации и риска). К числу функций управления, прежде всего, относится управление персоналом, коммуникациями, содержанием, стоимостью и временем на основе повышения культуры предпринимательства.
Отличительной чертой проекта организационного культуростроения является его уникальность (новизна). Он направлен на достижение конкретной цели, предполагает координирование деятельности и развитие организационной культуры, имеет ограниченную протяженность во времени (определенное начало и срок
Рис. 4. Взаимосвязь процессов управления проектом перемен в сфере организационного культуростроения [5]
завершения), а также предполагает создание временной организационной структуры, деятельность которой завершается вслед за позитивной оценкой адаптационных процессов к переменам.
Проектная форма организационного культуростроения (в отличие от других - возможных) выделяется практически полным задействованием персонала организации предпринимательского типа. Следовательно, роль ее лидера (руководителя) очень высокая. В нем могут участвовать и специалисты со стороны, умение осуществлять дешифровку организационной культуры на разных стадиях ее развития [7].
В некоторых (особенно крупных, за рубежом) организациях развит культуро-строительный менеджмент. В этих условиях его представители полностью задействованы в рассматриваемом проекте, и прежде всего в процессах адаптации, имеющих разные фазы (не только конечную, но и промежуточные).
В заключение, отметим, что социально-экономическое развитие государств зависит не от наличия полезных ископаемых, плодородных земель, материальных и трудовых ресурсов, а от эффективности управления этими ресурсами.
Предпринимательство - это система деятельности. Оно очень актуально для нынешнего этапа экономики. Здесь, на наш взгляд, должна проходить четкая грань. Как только она смешивается, так начинаются различные выводы, которые нельзя употреблять в дальнейшем для совершенствования системы хозяйствования. Система хозяйствования включает в себя хозяйствующие субъекты определенной хозяйственной формы. В каждой из форм, в соответствии с существующими нормативными актами регулирования хозяйственной деятельности, имеется свое содержание и свои границы.
Любая форма хозяйствования, имеет законы, в которых прописано, из чего состоит система управления этого экономического субъекта, как составная часть, цель которой состоит в обеспечении достижения цели деятельности этой организации [8].
В любом нормативном акте четко разграничена система управления. Есть органы, которые регулируют эту деятельность, есть исполнительный директор или орган. Функции этих распорядительных органов и исполнителей четко разграничены законом и должны быть в уставе. Не может быть эффективного производства без эффективной системы управления и здесь важна личность предпринимателя. Это активная экономическая личность. Она по закону должна быть такой, поскольку собственник должен быть ответственным.
Во всех регионах существуют рейтинги предприятий - организаций предпринимательского типа различных по своему юридическому статусу. В них есть занявшие первые места и занявшие последние места в этом рейтинге. Но не сказано, как первые организации достигли высоких показателей, при каком предпринимательстве и кто управлял их предпринимательской деятельностью? Также относительно организаций, занявших последние места в рейтинге, не сказано по какой причине это случилось, что они не сделали, и в чем состояло управление их деятельностью, или ей никто не управлял.
В многочисленных публикациях по предпринимательству названы цели предпринимательской деятельности - удовлетворение конкретных потребностей, получение максимального дохода, развитие бизнеса, но не сказано, как достичь этих целей предпринимателям, представителям различных укладов.
Не раз наблюдаются такое явление, когда увольняют управленцев только за то, что они не могут освоить нынешний состав требований. Если есть система понятий хозяйственной деятельности, системы управления, системы нормативных актов, которые регулируют, то и предпринимательство необходимо расценивать адекватно, по его содержанию с позиции нетрадиционной постановки проблемы и подходов к ее решению. И в этом важная роль отводится культуре предпринимательства.
Литература
1. Беликов, В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности / В.А. Беликов. - М.: Перо, 2017. - 296 с.
2. Культура и предпринимательство/ Рук. авт. кол-ва Е.А. Попова. - М.: ВНИЭ-ТУСХ, 2006. - 66 с.
3. Лутфуллин Ю.Р., Мурзагалина Г.М. Формирование и оценка культуры управления интеграционными процессами в АПК. Монография. Челябинск: УралГУФК, 2007. - 368 с.
4. Лутфуллин Ю.Р., Мурзагалина Г.М. Формирование модели культуры управления предпринимательской деятельности на основе доверительности экономических отношений. Монография./ Ю.Р. Лутфуллин, Г.М. Мурзагалина. - Стер-литамак: Изд-во Стерлитамакского филиала БашГУ, 2018. - 306 с.
5. Мурзагалина Г.М. Генезис проблемы формирования и развития культуры управления предпринимательской деятельности /Г.М. Мурзагалина // Международный социально-экономический журнал. - 2017. - №11(40) - С.7-16.
6. Мурзагалина Г. М. Формирование модели культуры управления предпринимательской деятельностью посредством развития корпоративной культуры / Г.М Мурзагалина // Доклады Баш-
кирского университета - № 3 - 2016 - С. 106-111.
7. Попова, А.Ф. Культуростроитель-ный менеджмент в физкультурно-спортивной организации: подходы, процессы / А.Ф. Попова. - Челябинск : УралГУФК, 2014. - 382 с.
8. Содержание понятия "предпринимательство" в динамике развития экономики // Экономика и производство. - М.: Межотраслевой институт проблем технологии коммуникации и управления (МТЕ). - № 4, 2006. С.38- 42.
The creation of a culture of
entrepreneurship on the basis of the monitoring system in the field of cultural space of entrepreneurial type Mursagalina G.M. Bashkir state University Currently, there is practically no monitoring of the cultural space within the economic entity. There is only the experience of some organizations in implementing evaluation and developing an organizational and business culture. However, this activity is carried out in the absence of a single methodological basis and does not bring significant results in the field of systemic development of the entrepreneurial type organization. The condition of effective monitoring is its priority focus on the positive regulation of the functional activities of individual units of the organization in terms of value orientations of employees, their compliance with the mission objectives and strategic guidelines. The results of monitoring should be aimed at their use in the processes of strategic management, harmonization and modernization of power relations. The article describes the stages of monitoring the cultural space of the organization in order to improve the culture of entrepreneurship. The scheme of formation and maintenance of effective culture of entrepreneurship in the organization of entrepreneurial type
is presented. Describes the main relationships in the didactic concept of the organizational kulturhistoria of the processes of the project management of change.
Keywords: culture of entrepreneurship, cultural space, monitoring, organization of entrepreneurial type
References
1. Belikov, V.A Didaktika of educational
cognitive activity/VA Belikov. - M.: Feather, 2017. - 296 pages.
2. Culture and businesses / Hands. bus
of number of E.A Popov. - M.: VNIETUSH, 2006. - 66 pages.
3. Lutfullin Yu.R., Murzagalina G.M. Formation and assessment of culture of management of integration processes in agrarian and industrial complex. Monograph. Chelyabinsk: ypa.-ryOK, 2007. - 368 pages.
4. Lutfullin Yu.R., Murzagalina G.M. Formation of model of culture of management of business activity on the basis of credibility of the economic relations. Monograph. / Yu.R. Lutfullin, G.M. Murzagalina. -Sterlitamak: Publishing house of the Sterlitamak branch of BashGU, 2018. - 306 pages.
5. Murzagalina G.M. Genesis of a problem of formation and cultural development of management of business activity / G.M. Murzagalina//International social and economic magazine. - 2017. -No. 11(40) - Page 7-16.
6. Murzagalina G. M. Formation of model
of culture of management of business activity by means of development of corporate culture/ G. Murzagalin's m//Reports of the Bashkir university - No. 3 - 2016 -Page 106-111.
7. Popova, AF. Kulturostroitelny management in the sports organization: approaches, processes / A.F. Popova. -Chelyabinsk: ypa.ryOK, 2014. -382 pages.
8. Maintenance of the concept "business" of dynamics of development of economy// Economy and production. - M.: Interindustry institute of problems of technology of communication and management (MTE). - No. 4, 2006. Page 38 - 42.
О À
es
S
i?
--J
2 e
7