Университет - как региональный интегратор формирования культуры предпринимательства в современных условиях трансформации бизнес-технологий
00
сэ
см
£
Б
а
2 ©
Мурзагалина Гульназ Миннуловна,
кандидат экономических наук, доцент, Стерли-тамакский филиал Башкирского государственного университета, [email protected]
Современные высшие учебные заведения оказывают непосредственное влияние на развитие региона (республики, области, края). Существует распространенное мнение, что современный вуз должен стать накопителем компетенций. Абитуриент приходит за их определенным набором. Приоритетной задачей системы «вуз -регион» является активизация участия вузов в социально - экономическом развитии региона, укреплении региональных связей высших учебных заведений с промышленностью, бизнесом, наукой, в том числе через реализацию проектов по созданию университетских комплексов и округов, научно-учебно-производственных цент-ровВ статье речь идет о новых подходах в формировании образования на примере деятельности Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (СФ БашГУ). Рассмотрены особенности научно-образовательной деятельности филиала с позиций регионального интегратора по формированию культуры предпринимательства. Особый интерес представляет специфика мероприятий, проводимых в СФ БашГУ. Рассмотрено формирование «мягких» навыков как ключевого фактора развития культуры предпринимательства в вузе. Ключевые слова: культура предпринимательства, высшее образование, выпускники, «мягкие навыки», бизнес-технологии.
Современные высшие учебные заведения оказывают непосредственное влияние на развитие региона (республики, области, края). Актуальной задачей для успешного развития региона является построение системы постоянного динамичного взаимодействия в системе «вуз -регион». Для юга Республики Башкортостан является актуальным увеличение подготовки высококвалифицированных кадров по таким направлениям, как: экономика и управление, образование и педагогические науки, информатика и вычислительная техника, техника и технологии строительства, техника и технологии наземного транспорта, машиностроение. В тоже время наблюдается некоторая незначительная тенденция к оттоку выпускников СФ БашГУ в другие регионы Республики Башкортостан, а также за пределы РБ. Такое положение объясняется общим состоянием рынка труда в Республике Башкортостан [9].
Приоритетной задачей системы «вуз - регион» является активизация участия вузов в социально - экономическом развитии региона, укреплении региональных связей высших учебных заведений с промышленностью, бизнесом, наукой, в том числе через реализацию проектов по созданию университетских комплексов и округов, научно-учебно-производственных центров [10].
Существует распространенное мнение, что современный вуз должен стать накопителем компетенций. Абитуриент приходит за их определенным набором. Мир движется вперед и меняется востребованность этих компетенций. Город и село вообще не коррелируют в части ИТ-технологий. И надо делать реальные вещи, что может работать и быть полезным. Учить на заказ - самая несформированная тема.
Как известно, под «компетенцией» в самом широком смысле понимается психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что даст человеку осознание своих способностей эффективного взаимодействия с окружением [6].
С позиций руководителя (лидера) организации предпринимательского типа компетенции - это характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности: совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения [8].
Зачастую мнение руководителей высшего звена (напр., директоров по персоналу) весьма критичное. Приведем некоторые из них [5]:
- «...сегодня вузы дают только теоретическую основу будущих профессий. Или вообще не дают ничего, к примеру, менеджеров по продажам в университетах не готовят»;
- «.ВУЗы дают базу, фундамент для дальнейшего освоения профессии, а практический опыт студенты и выпускники чаще всего получают вне стен учебного заведения»;
- «.учебная программа, квалификация преподавателей, полигоны для отработки практических навыков не соответствуют нашим потребностям».
Основной запрос работодателей к вузам: «Готовьте хороших специалистов». А что это такое? Как сегодня учить? Такие вопросы возникают перед каждым вузом. Особенно это актуально для филиалов, которые, как правило, традиционно транслируют основные образовательные программы головного вуза на других территориях. И если не учитывать, современные требования, влияющие на востребованность выпускников, ситуацию на рынке труда и влияние факторов, постоянно изменяющиеся внешней среды, в скором времени филиалы останутся без контингента, а малые и средние города, в которых, как правило, они располагаются, потеряют культурно-образова-
Рис. 1. Формирование «мягких» навыков как ключевой фактор развития культуры предпринимательства в вузе
тельные центры. К таким центрам, безусловно, относится и Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета (СФ БашГУ). Рассмотрим некоторые особенности научно-образовательной деятельности филиала.
Во-первых, отметим, что СФ БашГУ является опорным для научно производственного центра «Стан» (научно-стра-ховательный центр промышленная робототехника и медицинская физика). Основные направления взаимодействия:
- Образовательные программы СПО
- Программы высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура)
- Переподготовка и повышение квалификации
- Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
В перспективе открытие Центра компетенций по многоосевой обработке на станках с ЧПУ
Во-вторых, СФ БашГУ располагает современным технопарком, площадью около 1000 кв.метров. Объем инвестиций вуза 5 млн. рублей. В состав технопарка входят:
- рободром
- лаборатория электроники
- участок прототипирования
- площадка для беспилотников
- учебные классы
В-третьих, в вузе имеется коворкинг-зона. Это позволяет осуществлять бесплатный коворкинг, встречи с экспертами. Проводить различные акселерацион-ные программы, оказывать помощь в создании проектов, представлять презентации проектов.
В-четвертых, вуз активно поддерживает сотрудничество с различными компаниями. Hanp.,VR DAYS в рамках программы «Кибер Россия». Так, на базе вуза осуществляется подготовка по программе бакалавриата по направлению «Программирование и дизайн виртуальной реальности» и магистратуре по направлению «Программирование и дизайн виртуальной реальности».
Необходимо отметить, что несмотря на фундаментальную академическую базу, СФ БашГУ придерживается концепции «гибкие системы» в образовании и постоянно обновляет свою структуру. Так, планируется открытие центра компетенций сквозных технологий по следующим направлениям - робототехника, промышленная прикладная информатика, беспилотные системы, классическая прикладная информатика (блок-чейн, искусственный интеллект, виртуальность и дополненная реальность, биг-дата).
Особо надо выделить, что администрация вуза приветствует применение новых форматов образования с широким спектром гуманитаризации сфер его применения и само непосредственно участвует в их формировании. Разработка этих форматов происходит на основе системного подхода к глобальному видению образования как формирования картины постоянного меняющегося мира.
В связи с этим при определении ключевых компетенций в области подготовки кадров и образования, в первую очередь, внимание уделяется гуманитаризации. При этом используется опыт передовых зарубежных вузов.
Так, в Массачусетсом технологическом институте существенная часть факультетов - гуманитарные, в программе подготовки инженера три четверти дисциплин не технические, а гуманитарные, потому что считается, что если инженер не знает, как устроено общество и экономика, то он плохой инженер; если он не умеет встраиваться в исследовательскую работу, коммуницировать, работать в команде, то он некомпетентен.
Главная претензия отечественных работодателей к вузам - оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики. Проявляться это может по-разному - как в неумении обращаться с современным оборудованием, так и в психологической неподготовленности к реалиям производственного процесса, к руководству рабочими, к нормам поведения в бизнес-среде.
Все больше работодателей, рассуждая о качествах, которые они хотят видеть в своих работниках, говорят о «мягких» навыках, причем ставят их на первое место, считая, что «твердые» можно подтянуть и на рабочем месте, а с «мягкими» работник должен выйти из учебного заведения. К этим навыкам относятся навыки работы с клиентом (то есть коммуникации), навыки командной работы (как в больших коллективах, так и в малых группах), умение справляться с проблемами, находить проблемно-ориентированные решения (не решения вообще, а решение, которое решает данную конкретную проблему), умение переучиваться и, наконец, навыки психофизической самоорганизации (рис.1).
Эти «мягкие» навыки и есть основа формирования у студентов и слушателей курсов основ культуры предпринимательства посредством применения современных бизнес-технологий. Поясним. Капитализация в ИТ-сфере за последние 20 лет выросла в два раза. У ИТ-технологий свои особенности ведения бизнеса, так нет своих фондов. Например, команда Uber. У них нет своих машин. У них информация и умение ее использовать. А потому другое видение бизнес-процессов на основе современной трансформации бизнес-технологий. Один из современных лозунгов таких фирмб «Потребитель влияет на качество». Uber собирает информацию о клиентах и от них формирует свою цену, включая и то, садится ли в текущий момент времени аккумулятор вашего телефона. Потому что тогда клиент гораздо сговорчивее, так как понимает, что сейчас лишится связи, а нужно ехать. По-
0
ю
S
V
2 е
8
00
сэ
см
£
Б
а
2 ©
этому сбор информации - это не только количество машин на маршрутах, их удаленность, ситуации на дорогах и пр. Бимодулярное ведение бизнеса в ИТ-сфере заключаетмя в следующем: одни остаются такими же классическими, другие выступают за новые качества (свойства потребителя, сформированные обновляемой внешней средой). Другой пример, банки Тинькофф не имеют офисов и банкоматов, только операционисты и консультанты. В недалеком будущем нефтяная отрасль тоже может стать ИТ-отраслью и т.д.
Основным приоритетом современного профессионального образования является ориентация образовательных услуг на практическую подготовку. Современная экономика, состояние постоянно изменяющейся внешней среды изменяет сложившийся взгляд на профессиональное образование и требует переориентации его с предметно-ориентированных форм на подготовку профессионально мобильных, коммуникационнокомпетен-тных, творческих специалистов, способных быстро и эффективно переквалифицироваться с учетом требований научно-технического прогресса. Похожие требования предъявляются и к образовательной системе. Требуется внесение определенных корректив в формирование учебных планов и программ профессионального образование.[7]
В качестве основного фактора обновления профессионального образования сегодня выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. В связи с этим в СФ БашГУ решение актуальных проблем видится в разработке нового формата образования и предлагаются следующие базовые принципы формирования образовательных программ:
1. Передовые бизнес-технологии
Использование современных бизнес-
технологий, программное и аппаратное обеспечение.
2. Проектная деятельность и командная работа
Максимум практики и работы в команде на основе применения современных бизнес-технологий (проектное управление, Rapid Foresight, SMART и пр.)
3. Реальные кейсы и задачи от бизнеса
Школьники и студенты обучаются на реальных задачах от бизнеса (напр., «Школа-3000» включает в программу обучения школьников в возрасте 12-14 лет курсы по лидерству и бизнес-планированию.).
4. Хакатоны, чемпионаты World Skills, олимпиады НТИ как основа профеесио-налной практики.
Интенсивные мероприятия, где профессионалы и обучающиеся решают задачи в экстремальных по срокам условиях. На базе СФ БашГУ проводятся различные мероприятия, например, такие как масштабный всероссийский проект «Венчурный Акселератор». Команда образовательной программы выступила с презентацией перед 3000 школьников и студентов региона.
Отметим, что помимо вышеперечисленного в СФ БашГУ на постоянно основе работают специалисты, прошедшие обучение в Агентстве стратегических инициатив (АСИ, г. Москва)
Исходя из вышеизложенного подчеркнем, что фундаментальная подготовка специалистов для реального сектора национальной экономики в современной обстановке требует максимальной приближенности вузов к производству. В связи с этим высшая школа, должна выстраивать стратегическое партнерство с отраслевыми предприятиями. По мнению экспертов, для вузов сейчас главное - быть максимально приближенными к производству региона, а для предприятий -быть готовыми создавать комфортные условия для обучения молодых специалистов [1].
Литература
1. Вуз предприятиям в плюс /https:// www.kommersant.ru/doc/2693331
2. Лутфуллин Ю.Р. Новые подходы в экономическом образовании. / Русский язык как средство коммуникации в современном интернациональном пространстве: материалы междунар. науч. -практ. конф. Минск, 26-27 ноября 2015 г. Белорусский государственный экономический университет.-Минск: РИВШ,
2015. - С. 25-28.
3. Лутфуллин Ю.Р., Ганиева А.Э. Актуальные проблемы современного образования. Эффективные инструменты познания культуры управленческой деятельности: сборник трудов по результатам школы-семинара профессора А.Н. Попова. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. - С. 98-104.
4. Лутфуллин Ю.Р., Ганиева А.Э. Глобальные тенденции развития современного образования. Культура и образование: Сб. статей. Вып.17 / сост. В.Л.Бенин, Д.С. Василина. - Уфа: Изд-во БГПУ,
2016. - С.105-114.
5. Наше огромное желание - связь
вузов и предприятий http://expert.ru/ siberia/2013/25/nashe-ogromnoe-zhelanie—svyaz-vuzov-i-predpriyatij/
6. Психологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
7. Развитие интеграционных процессов в звене «вуз-предприятие» на основе новой образовательной парадигмы управления знаниями. Научные доклады./ Ю.Р.Лутфуллин, А.Э.Ганиева.- Стерли-тамак: Изд-во Стерлитамакского филиала БашГУ, 2017. - 44 с.
8. Служба управления персоналом / А.Я. Кибанов, В.Г, Коновалова, М.В. Ушаков. - М.: КНОРУС, 2010. - 416 с.
9. Ягудина А.Р., Васильев А.Ю., Ра-фикова В.М. Роль вуза в социально: экономическом развитии региона. // Инновации и инвестиции. - 2017. - №10. - С. 162-165.
10. Ягудина А.Р., Мурзагалина Г.М. Тенденции трудоустройства выпускников высших учебных заведений на рынке труда Республики Башкортостан// Журнал ВАК «Инновации и инвестиции» - 2017. - №12. - С. 112-118.
University as a regional integrator of building a culture of entrepreneurship in the modern conditions of transformation of business technology Mursagalina G.M.
Sterlitamak branch of the Bashkir state University Modern higher education institutions have a direct impact on the development of the region (Republic, region, region). There is a widespread opinion that a modern University should become a repository of competencies. The applicant comes for their particular set. The priority task of the system «University-region» is to activate the participation of universities in the socio - economic development of the region, strengthening regional ties of higher education institutions with industry, business, science, including through the implementation of projects to create University complexes and districts, research and training centers.the article deals with new approaches to the formation of education on the example of Sterlitamak branch of Bashkir state University (SSU). The peculiarities of scientific and educational activities of the branch from the position of a regional integrator for the formation of enterprise culture. Of particular interest is the specificity of the activities carried out in the SF Bashgu. The formation of «soft» skills as a key factor in the development of entrepreneurship culture in higher education institutions is considered. Keywords: entrepreneurship culture, higher education, graduates, «soft skills», business technologies
References
1. Higher education institution to the enterprises
in plus/https://www.kommersant. ru/doc/ 2693331
2. Lutfullin Yu.R. New approaches in economic
education. / Russian as the communication medium in modern international space: materials междунар. науч. - практ. конф. Minsk, on November 26-27, 2015. Belarusian state economic university. - Minsk: RIVSh, 2015. - Page 25-28.
3. Lutfullin Yu.R., Ganiyeva A.E. Current problems
of modern education. Effective instruments of knowledge of culture of administrative activity: the collection of works by results of a workshop of professor A.N. Popov. -Magnitogorsk: Magnitogorsk state technical university of G.I. Nosov, 2016. - Page 98104.
4. Lutfullin Yu.R., Ganiyeva A.E. Global tendencies
of development of modern education. Culture and education: C6. articles. Issue 17/sost. V.L. Benin, D.S. Vasilina. - Ufa: BGPU publishing house, 2016. - Page 105-114.
5. Our huge desire - communication of higher
education institutions and the http://expert.ru/ siberia/2013/25/nashe-ogromnoe-zhelanie-svyaz-vuzov-i-predpriyatij/ enterprises
6. Psychological dictionary. - Rostov-on-Don:
Phoenix, 2003. - 640 pages.
7. Development of integration processes in a link
«higher education institution enterprise» on the basis of a new educational paradigm of management of knowledge. Scientific reports. / Yu.R. Lutfullin, A.E. Ganiyeva. - Sterlitamak: Publishing house of the Sterlitamak branch of BashGU, 2017. - 44 pages.
8. Service of human resource management / A.Ya.
Kibanov, V.G, Konovalova, M.V. Ushakov. - M.: KNORUS, 2010. - 416 pages.
9. Yagudina A.R., Vasilyev A.Yu., Rafikova V.M.
Rol of higher education institution in socially: economic development of the region.// Innovations and investments. - 2017. - No. 10. - Page 162-165.
10. Yagudina A.R., Murzagalina G.M. Tendencies of employment of graduates of higher educational institutions in labor market of the Republic of Bashkortostan//the Magazine of VAK «Innovations and Investments» - 2017. -No. 12. - Page 112-118.
О À
BS
I
i? N
e
n