Научная статья на тему 'Применение методики расчета затрат на образовательные услуги'

Применение методики расчета затрат на образовательные услуги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баянова Л.Н., Лутфуллин Ю.Р.

В статье представлены результаты мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2018 в Российской Федерации и Республике Башкортостан. Представлен анализ эффективности деятельности Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (БГПУ). В частности, по данному вузу рассмотрено распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук. Также проведен сравнительный анализ основных показателей вуза с пороговыми значениями. Практический интерес представляет проведенный авторами расчет затрат по реализации образовательной программы по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Данные расчета позволяют вскрыть проблемные вопросы в части подготовки специалистов этой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение методики расчета затрат на образовательные услуги»

Применение методики расчета затрат на образовательные услуги

Баянова Лейля Наилевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра культурологи и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Лутфуллин Юнир Рифович

доктор экономических наук, профессор, кафедра культурологи и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмул-лы, unir2007@mail.ru

В статье представлены результаты мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2018 в Российской Федерации и Республике Башкортостан. Представлен анализ эффективности деятельности Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (БГПУ). В частности, по данному вузу рассмотрено распределение приведенного контингента студентов по отраслям наук. Также проведен сравнительный анализ основных показателей вуза с пороговыми значениями. Практический интерес представляет проведенный авторами расчет затрат по реализации образовательной программы по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Данные расчета позволяют вскрыть проблемные вопросы в части подготовки специалистов этой квалификации.

Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, стоимость обучения, нормативные акты, корректирующие коэффициенты.

По результатам мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в РФ за 2018 год [5] образовательные услуги в РФ оказывают 1314 организаций высшего образования, в т.ч. 583 филиала, 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов. Общий контингент составил 4267833 студента, обучающихся по программе высшего образования, в т.ч. 2408824 очной формы обучения, 1936295 за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ. Обучаются в государственных и муниципальных организациях 90,3%, в частных - 9,7%. Структура направлений в образовательных услугах следующая:

- гуманитарные науки - 4,79%

- образование и педагогические науки -8,85%

- гуманитарные науки - 4,79%

- математические и естественные науки -5,8%

- инженерное дело, технологии и технические науки - 31,4%

- науки об обществе - 31,9%

- здравоохранение и медицинские науки -10,37%

- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки - 3,91%

Доля штатных работников профессорско-преподавательского состава (ППС) в общей численности ППС составляет 94,3%.

По республике Башкортостан оказывают образовательные услуги 29 (25 государственных и 4 частных) организаций высшего образования (в т.ч. 19 филиалов). В бакалавриате, специалите-те и магистратуре обучается 103834 чел., в т.ч. 53606 очной формы обучения и 39831 за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ. В государственных и муниципальных организациях обучается 92,5%, в частных - 7,5%.

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (БГПУ) обу-

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 2

М О

О)

о

см

см

О!

чается на текущий момент 9405 студентов (бакалавриат, специалитет и магистратура), что составляет 9,06% по субъекту РФ.

На очной форме обучается 4431 чел. За счет бюджетных ассигнований - 59,4%, по договорам об оказании платных услуг - 40,6%.

По результатам мониторинга анализ эффективности деятельности

показал следующее (табл. 1):

Таблица 1

Распределение приведенного контингента студентов по

Наименование Контингент Доля в %

математические и естественные науки 404,4 8,7

инженерное дело, технологии и технические науки 311,2 1,4

науки об обществе 95,5 0,7

образование и педагогические науки 3677,2 56,2

гуманитарные науки 280,3 11,6

искусство и культура 169,3 17,8

Как видно из таблицы 1, наибольший удельный вес занимают образование и педагогические науки.

Показатели мониторинга эффективности позиции БГПУ по основным показателям в сравнении с пороговыми значениями представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ основных показателей БГПУ им. М.

Акмуллы с пороговыми значениями [5]

Наименование Значение Пороговое Изменение

показателя показателя значение относительно прошлого года

Образовательная деятель- 63,13 60 +1,6%

ность

Научно-исследовательская 126,84 51,28 + 13,2

деятельность

Международная деятельность 2,81 1 -9,1

Финансово-экономическая 2746,87 1327,57 +9,7%

деятельность

Заработная плата ППС 178,91 не оценивается -

Трудоустройство 70* 75 -

Дополнительный показатель 3 2,78 -14;%

О Ш

т х

<

т о х

X

*- значение показателя рассчитывается на основе данных ФИС «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФРДО), ФИС ГИА и Приема и Пенсионного фонда РФ» [10]

Одним из важнейших условий сохранения себя как отдельного и эффективного действующего хозяйствующего субъекта (другими словами, выживания) любой образовательной организации является постоянное формирование контингента. Данный вопрос всегда обусловлен двумя факторами: актуальностью (престижностью, востребованностью) специальностей, на которые объявлен прием и стоимостью обучения.

Однако, ряд направлений обучения государство обязано поддерживать, поскольку необходимость выпускников по этим профессиям всегда актуальна, а оплата за обучение непомерна высока. К таким востребованным специалистам

относится направление 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (БИД). К сожалению, заработная плата в общественных городских библиотеках, согласно проведенного опроса в г.Уфа, колеблется в пределах 12-15 тыс. руб. В сельских районах она еще меньше. Несколько выше уровень оплаты работников вузовских библиотек. Но это не снимает вопроса текучести кадров и нехватки работников данной профессии. Выпускники школ не идут на данную специальность как в связи с низкой оплатой, так и непомерно высоким уровнем стоимости обучения.

Проведенный авторами статьи расчет затрат по реализации образовательной программы по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» показал следующее.

I. На основании п.1 нормативного документа «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, программ послевузовского профессионального образования в интернатуре и подготовки научных кадров в докторантуре, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» [5] и согласно приложения №3 «Перечень и состав стоимостных групп» направление 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» относится к стоимостной группе №3 [13].

II. Согласно приложения №4 к нормативному документу «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования ... на 2018 год и плановый период 2019 и 2020» [5] для стоимостной группы №3 указаны следующие составляющие базовых нормативов затрат (тыс. руб.):

- п.1 «Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда пПс...» - 56,04

Примечание: Данный норматив по п.1 умножается на корректирующий коэффициент, учитывающий средний уровень зарплаты в регионе (приложение №1 «Корректирующие коэффициенты, учитывающие средний уровень зарплаты в регионе» [11]). Для Республики Башкортостан он равен 1,464.

Итого (56,04 х 1,464)

- п.2 «Затраты на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества.» - 15,60

- п.3 «Затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества ...» - 7,80

- п.4 «Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий...» - 0,56

- п.5 «Затраты на организацию учебной и производственной практики.» - 16,83

- п.6 «Затраты на повышение квалификации ППС...» - 10,76

- п.7 «Затраты на проведение периодических медицинских осмотров»- 0,44

- п.8 «Затраты на коммунальные услуги.» -2,40

Примечание: Данный норматив по п.8 умножается на корректирующий коэффициент, учитывающий государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги (приложение №2 «Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги, для государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования.» [12]. Для Республики Башкортостан он равен 2,374.

Итого (2,40 х 2,374)

- п.9 «Затраты на содержание объектов недвижимого имущества.» - 3,26

- п.10 «Затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества» - 0,52

- п.11 «Сумма резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества.» - 0,74

- п.12 «Затраты на приобретение услуг связи.» - 0,11

- п.13 «Затраты на приобретение транспортных услуг.» - 7,50

- п.14 «Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги» - 15,50

Примечание: Данный норматив по п.14 умножается на корректирующий коэффициент, учитывающий средний уровень зарплаты в регионе (приложение №1 «Корректирующие коэффициенты, учитывающие средний уровень зарплаты в регионе» [11]). Для Республики Башкортостан он равен 1,464.

Итого (15,50 х 1,464)

- п.15 «Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами» - 3,46

III. Итоговый базовый норматив затрат равен:

(56,04 х 1,464) + 15,60 + 7,80 + 0,56 + 16,83 + 10,76 + 0,44+ (2,40 х 2,374) + + 3,26+ 0,52 + 0,74 + 0,11+ 7,50 + (15,50 х 1,464) + 3,46 = 178,012 (тыс. руб.)

Таким образом, согласно приведенного расчета, стоимость обучения для потенциального абитуриента составляет 178 тыс. руб. в год! Данная сумма является минимальным пороговым уровнем по оплате за обучение на 1 сту-

дента дневного отделения по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Другими словами,

Данная ситуация объясняется тем, что относится, как было указано выше, согласно направление 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» относится к стоимостной группе №3 [3], т.е. на равне с такими высокозатратными группами направлений подготовки как «Ядерная физика и технологии», «Оружие и системы вооружения», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Нанотехнологии и на-номатериалы» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавим, что ближайший регион, где проводится обучение данной профессии «БИД» - Челябинская область, где находится Челябинская государственная академия культуры и искусства (ЧГАКИ). Другими словами, получение соответствующей квалификации возможно только в БГПУ им М.Акумуллы (г. Уфа, республика Башкортостан),

На основании вышеизложенного, в связи с уникальностью данной специальности считаем необходимым обеспечение основной финансовой нагрузки для студентов очной формы обучения по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» за счет республиканских средств. Это поможет исправить ситуацию на рынке труда в части обеспечения всего библиотечного фонда сотрудниками соответствующей квалификации.

Литература

1. Баянова Л.Н., Нефедова В.Н., Лутфуллин Ю.Р. Анализ современного состояния высшего экономического образования: качество и оценка получаемых знаний // Международный социально-экономический журнал. - 2016. - №5(23) -С.46-53.

2. Ганиева А.Э., Лутфуллин Ю.Р. Актуальные проблемы современного образования // Эффективные инструменты познания культуры управленческой деятельности: сборник трудов по результатам школы-семинара профессора А.Н. Попова. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. - С. 98-104.

3. Ганиева А.Э., Лутфуллин Ю.Р. Повышение конкурентоспособности учебных заведений на основе расширения сферы образовательных услуг. // Культура и образование: Сб. статей. Вып.17 / сост. В.Л.Бенин, Д.С. Василина. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. - С.27-32.

4. Ганиева А.Э., Лутфуллин Ю.Р. Построение алгоритма ценообразования на образовательные услуги вуза. // Научное обозрение - 2016 -№19 - С.184-191.

5. «Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга

х х О го А С.

X

го т

о

ю 2

м о

О)

о

СЧ

СЧ OI

О Ш

m х

<

m о х

X

эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования» http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo

6. «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, программ послевузовского профессионального образования в интернатуре и подготовки научных кадров в докторантуре, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов».

7. Лутфуллин Ю.Р., Баянова Л.Н., Ганиева А.Э. Механизм формирования ценообразования в высшем учебном заведении. Монография./ Ю.Р.Лутфуллин, Л.Н., Баянова, А.Э.Ганиева -Стерлитамак: Изд-во Стерлитамакского филиала БашГУ, 2017. - 142 с.

8. Лутфуллин Ю.Р., Баянова Л.Н., Ганиева А.Э. Современные вопросы развития интеграционных процессов в звене «вуз-предприятие» // Международный социально-экономический журнал. - 2017. - №11(40) - С.87-95.

9. Лутфуллин Ю.Р., Ганиева А.Э. Фазлаев И.Т. Взаимообусловленность репутации вуза и стоимости образовательной услуги при анализе его экономической безопасности.// Агропродо-вольственная политика России 2016. - №5 - С.5-10.

10. Методика расчета показателей мониторинга 2018 года (ИК-139/05 от 30.03.2018 г.).

11. Приложение №1 «Корректирующие коэффициенты, учитывающие средний уровень зарплаты в регионе»).

12. Приложение №2 «Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги, для государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования...»

13. Приложение №3 «Перечень и состав стоимостных групп» направление 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» к стоимостной группе №3.

14. Приложение №4 к нормативному документу «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования . на 2018 год и плановый период 2019 и 2020».

Application of the calculation of cost of educational

services Bayanova L.N., Lutvullin Yu R.

Bashkir State Pedagogical University. M. Akmullah The article presents the results of monitoring the effectiveness of the activities of educational institutions of higher education for 2018 in the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan. The analysis of the effectiveness of the activities of the Bashkir State Pedagogical University. M.

Akmulla (BSPU). In particular, according to this university, the distribution of the given contingent of students by branches of science was considered.

A comparative analysis of the main indicators of the university with threshold values was also conducted. Of practical interest is the calculation of costs for the implementation of the educational program in the direction of 51.03.06 "Library and information activities" carried out by the authors. These calculations allow to reveal problematic issues in terms of training specialists of this qualification.

Keywords: library and information activities, cost of education, regulations, corrective factors.

References

1. Bayanova L.N., Nefedova V.N., Lutfullin Yu.R. Analysis of the

current state of higher economic education: the quality and assessment of the knowledge gained // International Social and Economic Journal. - 2016. - №5 (23) - 046-53.

2. Ganieva A.E., Lutfullin Yu.R. Actual problems of modern education // Effective tools of knowledge of the culture of management: a collection of works on the results of the school-seminar of Professor A.N. Popov. - Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosova, 2016. - p. 98-104.

3. Ganieva A.E., Lutfullin Yu.R. Increasing the competitiveness

of educational institutions on the basis of expanding the scope of educational services. // Culture and Education: Sat. articles. Issue 17 / Comp. V.L. Benin, D.S. Vasilina. - Ufa: Publishing house BGPU, 2016. - P.27-32.

4. Ganieva A.E., Lutfullin Yu.R. The construction of the pricing

algorithm for educational services of the university. // Scientific Review - 2016 - №19 - 0184-191.

5. "Information and analytical materials on the results of monitoring the effectiveness of the activities of educational organizations of higher education" http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo

6. "The final values and the components of the basic standards

of costs for the provision of public services for the implementation of educational programs of higher education, programs of postgraduate vocational education in internship and training of scientific personnel in doctoral studies, industry correction factors and the order of their application for 2018 and the planned period of 2019 and 2020 years. "

7. Lutfullin Yu.R., Bayanova L.N., Ganieva A.E. The mechanism

of pricing in higher education. Monograph. / Yu.R.Lutfullin, L.N., Bayanova, A.E.Ganiyeva - Sterlitamak: Publishing House of the Sterlitamak branch of Bashkir State University, 2017. - 142 p.

8. Lutfullin Yu.R., Bayanova L.N., Ganieva A.E. Modern issues

of development of integration processes in the link "university-enterprise" // International socio-economic journal. - 2017. - №11 (40) - P.87-95.

9. Lutfullin Yu.R., Ganieva A.E. Fazlaev I.T. The interdependence of the reputation of the university and the cost of educational services in the analysis of its economic security. // Agri-Food Policy of Russia 2016. - №5 - 05-10.

10. The method of calculating indicators of monitoring in 2018 (IC-139/05 of 03.30.2018).

11. Appendix No. 1, "Correction factors that take into account the average salary level in the region").

12. Appendix No. 2 "Corrective factors that take into account state regulation of prices (tariffs) for public utilities for state services for the implementation of higher education educational programs ... "

13. Appendix No. 3 "List and composition of value groups" referral 51.03.06 "Library information activities" to the value group No. 3.

14. Appendix No. 4 to the normative document "Totals and value of the components of the basic standards of costs for the provision of public services for the implementation of educational programs of higher education for 2018 and the planned period of 2019 and 2020".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.