Научная статья на тему 'Этика доверительных взаимоотношений в бизнес-сообществе как важный элемент культуры предпринимательства'

Этика доверительных взаимоотношений в бизнес-сообществе как важный элемент культуры предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзагалина Г.М.

Важно понимать общие закономерности деловой культуры и делового общения, что позволит анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, говорить на «общем» языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и этика взаимоотношений как важный элемент культуры предпринимательства не является исключением. Конечной целью культуры предпринимательства является определенная совместная деятельность по достижению делового успеха. Данная цель требует разрешения противоречий, которые должны решаться на основах этики и морали. Поскольку вслед за определением основных проблем культуры предпринимательства и делового успеха встает проблема возможности и способов их поддержания. Ключевым в определении доверия как категории является его количественная оценка. В свою очередь необходимо говорить о конкретной направленности доверительности отношений делая разграничение по видам деятельности. Основной проблемой культуры предпринимательства является исследование общих нравственных предпосылок в деловом общении бизнесменов. В связи с этим жизненно важно включение этического и нравственного измерения во взаимоотношения участников бизнес-сообщества и, в первую очередь, на основе доверительности экономических отношений, поскольку это позволяет: проводить оценку экономической привлекательности, повысить деловую активность в бизнесе, обеспечить устойчивость развития предпринимательских структур посредством модернизации и внедрения передовых инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика доверительных взаимоотношений в бизнес-сообществе как важный элемент культуры предпринимательства»

Этика доверительных взаимоотношений в бизнес-сообществе как важный элемент культуры предпринимательства

Б

а

2 о

Мурзагалина Гульназ Миннуловна,

кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. gulnazmur@yandex.ru

Важно понимать общие закономерности деловой культуры и делового общения, что позволит анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, говорить на «общем» языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и этика взаимоотношений как важный элемент культуры предпринимательства не является исключением. Конечной целью культуры предпринимательства является определенная совместная деятельность по достижению делового успеха. Данная цель требует разрешения противоречий, которые должны решаться на основах этики и морали. Поскольку вслед за определением основных проблем культуры предпринимательства и делового успеха встает проблема возможности и способов их поддержания. Ключевым в определении доверия как категории является его количественная оценка. В свою очередь необходимо говорить о конкретной направленности доверительности отношений делая разграничение по видам деятельности. Основной проблемой культуры предпринимательства является исследование общих нравственных предпосылок в деловом общении бизнесменов. В связи с этим жизненно важно включение этического и нравственного измерения во взаимоотношения участников бизнес-сообщества и, в первую очередь, на основе доверительности экономических отношений, поскольку это позволяет: проводить оценку экономической привлекательности, повысить деловую активность в бизнесе, обеспечить устойчивость развития предпринимательских структур посредством модернизации и внедрения передовых инновационных технологий.

Ключевые слова: экономика, предпринимательство, бизнес-технологии, предпринимательская культура

Этические, нравственные и психологические аспекты при построении взаимовыгодного делового общения очень важны. Вопросы, с которыми постоянно сталкиваются бизнесмены - как построить беседу, провести переговоры, заключить контракты, сохранить и укрепить деловые отношения на стратегическую перспективу - остаются актуальными и по сей день. Важно понимать общие закономерности деловой культуры и делового общения, что позволит анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, говорить на «общем» языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и этика взаимоотношений как важный элемент культуры предпринимательства не является исключением.

Как известно, в общении деловых кругов уже давно существуют определенные принципы и правила. Различные виды деловой активности в предпринимательской деятельности предполагают интенсивное деловое общение с партнерами, потенциальными потребителями и поставщиками, многочисленными организациями, обеспечивающими транспорт, поставку сырья, полуфабрикатов и различных видов продукции и т.п.

Успешность любых деловых мероприятий в большой степени зависит от искусства предпринимателя, правильного учета ситуации, особенностей деловых партнеров, правильности выбора стратегии и тактики делового общения, степени предварительной подготовленности к решению конкретных вопросов и других факторов.

Хочется выделить, что значительное место в управленческой этике и культуре предпринимательства в достижении организацией делового успеха занимает разработка нормативных документов нравственного характера. Одним из таких являются профессиональные морально-этические кодексы. В них обоснована обязанность изучения нравственных качеств, личности, сформулированы нравственные требования к управленческой деятельности, представлены нравственные правила делового общения и делового успеха.

Еще в 1912 г. российское деловое сообщество приняло свой первый этический кодекс. Речь идет о следующих принципах ведения дел [1].

1. Уважай власть, являющуюся необходимым условием для эффективного ведения дел (во всем должен быть порядок).

2. Будь честен и правдив. Это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

3. Уважай право частной собственности.

4. Люби и уважай человека.

5. Будь верен своему слову (успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе).

6. Живи по средствам.

7. Будь целеустремлен.

В период становления рыночных отношений СМИ уделяли мало внимания российской культуре предпринимательства с позиций этики взаимоотношений в бизнес-сообществе. Если просмотреть материалы периодической печати, начиная с 90-х гг., то можно обнаружить следующее. В них практически отсутствуют так называемые истории успеха, рассказы о том, как можно преуспеть в бизнесе. Негативный образ делового человека явно преобладал над позитивным, нередко он ассоциировался с заказными убийствами (либо как жертва, либо как заказчик), громкими аферами, жульничеством, мошенничеством, скандальным поведением. Этот образ преподносится на фоне откровенно демонстрируемой роскоши. Это выглядит вызывающе на фоне большинства людей, едва сводящих концы с концами, а то и вовсе живущих за чертой бедности.

«Олигарх», «жулик», «бандит», «политический проходимец» - вот неполный набор ролей, в которых выступает деловой человек. Такой же образ отпечатывается у

Рисунок 1. Влияние культуры предпринимательства на формирование партнерских взаимоотношений в бизнесе

обывателей. Совершенно отсутствует его образ, связанный с возможностью воплощения своей идеи в жизнь, что нередко и есть на самом деле. Примером этому являются десять заповедей российского бизнеса, действующих на тот момент:

1. Не доверяй менеджеру своему, как самому себе.

2. Не имей ни с кем ничего общего.

3. Помни, что твоя собственность в любой момент может стать народным достоянием.

4. Откати на все четыре стороны.

5. Помни, что твое дело погубит какая-нибудь мелочь.

6. Помни, что деньги, взятые в кредит, когда-нибудь погубят и кредитора и тебя.

7. Знай, что твои юристы тебе не помогут.

8. Если у тебя плохо с деньгами, не волнуйся.

9. Не думай о размерах свысока.

10. Знай, что твои нынешние покровители - это твои будущие хозяева.

Начиная с 2000-х годов, постепенно формируется и появляется новый образ делового успешного человека. И, в первую очередь, это происходит за счет влияния новой среды и новой культуры поведения, особенно в бизнесе.

С научной точки зрения среда человека состоит из непрерывного взаимодействия между вашим поведением и событиями, происходящими как внутри, так и снаружи вас. Среда, таким образом, постоянно меняется. Поведение не возникает из ничего и зависит от значительно воздействия среды. Традиционный взгляд, приписывающий индивиду личную ответственность и независимость ставит в заслугу его поведение. С другой стороны, он же и порицает человека за его действие. Как известно, поведение

людей формируется культурой, в которой они выросли.

По мнению доктора наук Генри Шлин-гера (кафедра психологии Калифорнийского государственного университета): «Очень распространено предположение, что мы свободны и вольны сами выбирать свое поведение. Однако позиция науки противоположна данному утверждению».

У разных людей, как правило, разные точки зрения и об этом надо помнить. Наиболее наглядно это проявляется в коллективах организаций.

Зачастую случается так, что нельзя спрогнозировать поведение людей на предприятии. Хоть и работают они в одной и той же организации, их реакция сильно отличается. Не получится сделать так, чтобы они реагировали одинаково, поскольку они пришли в организацию из внешней среды с разными характеристиками. Поскольку именно среда формирует наши ценности, нашу личность и наше поведение. Например, работники выросли в разной социальной среде, имеют разное образование, разный возраст и пр.

Также необходимо помнить, что человеческое поведение формируется подкреплениями. Новое общественное устройство на основе повышения предпринимательской культуры требует использования новейших достижений [2].

Однако, помимо внутренней среды в организации (и соответственно внутренней культуры), есть внешняя среда, с которой необходимо предприятиям постоянно выстраивать взаимоотношения в условиях изменчивости влияния внешних факторов (изменение налоговой политики, поведения конкурентов на рынке, снижения потребительской способности и т.п.). «Среда - совокупность людей, связанных общностью этих людей». [3]

В рамках этого материала нам хочется обратить внимание на те бизнес-технологии, которые будут способствовать не только при продвижении уже существующего бизнеса, но и при открытии нового. В связи с этим необходимо отметить, что основой в построении взаимоотношений в предпринимательской деятельности является доверительность. Нередко можно услышать такую фразу: «Это бизнес. Ничего личного».

Но предпринимательство - это процесс, а не явление и сущность этого процесса в том, что идет постоянная смена личностей в бизнесе. По мнению опытных консультантов в сфере предпринимательства «.. .бизнес и начинается с личного». И важную роль в этом решает доверие к партнеру.

Основными проблемами во взаимоотношении между бизнесменами на свободном рынке с позиций нравственности являются надежность и доверие между партнерами, а также корректное отношение к конкурентам.

Современные специалисты в области культуры предпринимательства и деловой этики (Попов А.Н., Попова Е.А., Лутфуллин Ю.Р., Гибадуллин Р.Х., Пря-хин Г.Н. и др.). Исходят из того, что экономическая жизнь весьма сложна и многогранна. Она затрагивает личные и совокупные интересы и мотивы большого числа взаимодействующих людей, чтобы к ней можно было подходить с единой и универсальной шкалой оценок. Применительно к сфере предпринимательства и деловой жизни нельзя дать однозначного заключения об «абсолютной предпочтительности одних типов поведения и организации и абсолютной недопустимости других» [4].

И в том ключе интересна интерпретация влияния культуры предпринимательства на формирование партнерских взаимоотношений в бизнесе (рис.1), предложенная центром развития предпринимательских компетенций (ЦРПК), открытого на базе Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Башкортостан).

По мнению сотрудников центра, основной ошибкой в построении

По мнению Ашмариной С.И., Кан-драшиной Е.А., Анпилова С.М.: «Формирование предпринимательских сетей подразумевает перенос внимания партнеров с разовых сделок на формирование длительных отношений с контрагентами, что ведет к получению стабильного финансового преимущества

О £

ю

5

V

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

участников цепочки создания ценности» [5].

Также надо подчеркнуть, что проведенные нами научные исследования среди различных фокус-групп бизнес-сообщества, выявили определенную стандартность мышления предпринимателей в предлагаемых ситуационных заданиях. Особый интерес вызвали семинары и мастер-классы, на которых ведущие спикеры рассказывали о типовых ошибках в построении бизнеса и нетривиальных подходах в решении поставленных задач. [6]

Отметим, что стандартный тип поведения экономических агентов в неоклассике рассматривается как производный. По-другому говоря, автоматическая реакция на воздействие внешних факторов, таких как набор потребительских благ, уровни полезностей этих благ, наборы факторов производства и комбинации ресурсов. [7]

Рассмотрим некоторые факторы влияния культуры предпринимательства на развитие доверительных отношений в бизнес-сообществе.

Труд работника является частью общего процесса в такой организации и строго регламентирован. По-другому говоря, работник отвечает за выполнение работы только в рамках своих функциональных обязанностей, закрепленных должностными инструкциями. А в таких условиях вряд ли можно ожидать от него каких-то рационализаторских предложений или прорывных идей. По его мнению, «стратегия развития предприятия - это забота вышестоящего руководства». Это порождает своего рода зависимость: «Зачем предлагать свое мнение - нужно ждать от руководства ценных указаний!».

Если вы (работник) живете инициативой (мнением, чувствами и т.п.) другого человека (руководства) и полностью зависите от него (поскольку он ваш работодатель) - вы теряете свое «Я». Свое «Я» у работника теряется, если он взращен и воспитан в жизни на тех принципах, которые не подкрепляют его в вашей организации.

Стоит подчеркнуть - чем опытнее и мудрее становятся люди, тем больше их внимание привлекают этические проблемы. Подобная нравственная зрелость должна быть присуща бизнесмену и менеджеру. Она обуславливает постоянную неудовлетворенность достигнутыми деловыми успехами, их вечную озабоченность своим нравственным самосовершенствованием. В противном случае неизбежны душевные потери. Чтобы свес-

Уровень

расположенности

Высокий Легко- Здравый

верие смысл

Нереши- Подозри-

Низкий тельность тельность

Низкий

Высокий

Уровень анализа

Рисунок 2 - Матрица разумного доверия во взаимоотношениях субъектов экономической деятельности

ти их к минимуму, необходимы глубинное проникновение высоко стоимостных ценностей в духовный мир личности руководителя, его устойчивая положительная эмоциональная направленность на людей [8].

Нужно отметить, что в методиках современных бизнес-школ вряд ли найдется подход в изменении мышления, который помог бы решать проблемы. Именно поэтому, когда у бизнесмена начинаются срывы в повседневной предпринимательской деятельности, он может попасть в такое состояние, которое приводит его в состояние своеобразной депрессии, а его предприятие - к банкротству. В данном случае депрессивное состояния - когда действия происходят, а желаемого результата нет. Связано это с тем, что в его команде нет единомышленников, способных дать нужный совет, принять решение или даже взять часть ответственности на себя.

Тем сильнее и заметнее происходят изменения, когда бизнесмен отходит о дел, потому что его активная деятельность закончилась. Например, руководитель коммерческо-сбытовой компании занимался торговлей какого-либо продукта и каждая сделка доставляла ему удовлетворении. Поэтому, если предприниматель доходит до такого депрессивного состояния, то ответы нужно искать внутри самого себя. По-другому говоря, проводить самоанализ собственной деятельности и оценить уровень своей деловой культуры.

Подчеркнем, что конечной целью культуры предпринимательства является определенная совместная деятельность по достижению делового успеха. Данная цель требует разрешения проти-

воречий, которые должны решаться на основах этики и морали. Поскольку вслед за определением основных проблем культуры предпринимательства и делового успеха встает проблема возможности и способов их поддержания.

Б.З. Мильнер в работе «Теория организации» отмечает следующее: «В современных условиях доверительные отношения становятся важной предпосылкой долгосрочных хозяйственных связей, выходят за рамки взаимодействия между компаниями и начинают оказывать влияние на экономические взаимоотношения на макроуровне» [9].

В этой же работе (как и во многих других) поддерживается важность информации в активизации предпринимательской деятельности, осуществляемой фирмами. И здесь важны такие институты, как конкурентная разведка и консалтинговые агентства.

Приведенный выше материал со всей очевидностью свидетельствует об экономических основах доверия в бизнесе. Речь, прежде всего, идет о «доверии и выборе», «доверии и рациональности», осознании честности в действиях от других (в соответствии с определенными правилами игры). «Ожидается, - пишет С. Роузфильд, - что разумные мужчины и женщины должны стремиться к максимизации полезности и прибыли, что достигается производством и потреблением того, что им больше всего хочется» [10].

И доверие при этом представляется товаром, имеющим стоимость.

В большинстве исследований авторы доверие понимают как фактор, категорию и институт. Под фактором Румянцева Е.Е. понимает определенную причину, движу-

Факторы ОС^ предприни-

деятелькости

Капитал Предприятие Чисты и продукт (доход)

Морально-этический

Доверие результат

Деловой ОС^

предприятия

Рисунок 3 - Воспроизводственная модель предприятия (с выделением доверия в качестве фактора предпринимательской деятельности): ОС - обратная связь, определенная инновационно-инвестиционной деятельностью по обеспечению устойчивости бизнеса

щую силу какого-либо процесса, явление, определяющее характер или отдельные черты этого процесса [11].

На основании вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что о доверии написано довольно много (табл.7). В последние годы тематика развития доверительных отношений в предпринимательстве все более приобретает экономический оттенок. Речь идет об издержках, счетах и скорости доверия, налогах и дивидендах, а также о матрице разумного доверия. Последняя, имеет следующий вид (рисунок 2). Так, здравый смысл, по мнению С.Кови, это и есть разумное доверие [12].

Как полагает данный автор, матрица должна строиться на интеллектуальном анализе и интуитивных ощущениях о расположенности к доверию субъектов экономических отношений.

Данная матрица обязательно связана с анализом риска. Его сочетание с высоким уровнем расположенности и доверия «порождает синергию, которая выводит инстинкт и интуицию на трон здравого смысла».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И далее: «Разумное Доверие не означает, что вы распространяете доверие на всех. Исходя из обстоятельств, ваш здравый смысл может решить не распространять доверия или распространять ограниченное доверие». И здесь немаловажную роль играет служба экономической безопасности компании, ее служба разведки и контрразведки (исходя из принципа: доверяй, но проверяй).

По мнению С. Кови, многие менеджеры, которым доверяют, никогда не станут лидерами. Лидерство - это достижение экономических результатов способами, вселяющими доверие (это высвобождение творчества и лучших способностей работников за счет этого). Многие же менеджеры (достойные люди) никогда не доверяют работнику «дело полностью». По своим функциональным обязанностям они лишь могут делегировать или поручить выполнение работы с заданными параметрами (на словах дове-

рять, а на деле проверять, осуществлять мелочный контроль). Говоря иначе, делегирование является интеллектуальным актом, а полное доверие - это чувствительность, интуиция, связанная с «распространением доверия».

«Я утверждаю, что в нашей экономике «плоского мира» умение создавать, развивать, распространять и восстанавливать доверие - ключевая профессиональная и личностная компетенция нашего времени. И способность практиковать Разумное Доверие - важнейшая часть этой компетенции. Она позволит вам добиться синергетического баланса между анализом и склонностью к доверию, что в свою очередь будет способствовать здравому смыслу, помогающему эффективно увеличивать собственные возможности и высвобождать талант, творчество, синергию и максимальную отдачу других людей».

На рисунке 3 представлена воспроизводственная модель предприятия с выделением доверия в качестве фактора предпринимательской деятельности.

Часть чистого продукта (дохода) фирма расходует на развитие производства и доверительности рыночных отношений:

G(t) = п0 х т (1)

Где п0 - доля чистого продукта, выделенного на развитие предпринимательской деятельности;

Y(t) - результат (чистый продукт).

Динамику роста чистого продукта можно представить в виде

*у Ш

(2)

, , дР 8Г <И (¡У где ср = — + . =

Ж

0 т 1 ' дК б/, с1К предельная капиталоотдача;

— - приростная эффективность

сК

капитала (всего, включая трудовой);

— - приростное обеспечение дове-

рительности рыночных отношении;

—— - приростное изменение струк-

с/К

туры предпринимательской деятельности.

Интегрируя уравнение динамики роста чистого продукта, получим:

,

(3)

где п'0 = - характеризует скорость роста результатов предпринимательской деятельности.

Таким образом, фирма развивается

по экспоненте с темпом »'о - Ф<Л,, развитие идет тем быстрее, чем качественнее преобразуются инвестиции в результат предпринимательской деятельности, и чем большая доля результата отвлекается на развитие доверительности рыночных отношений и других факторов предпринимательской деятельности. В данном случае доверие, выступает в качестве фактора предпринимательской деятельности. В свою очередь, необходимо отметить, что использование формулы 3 предусматривает количественное измерение факторов предпринимательской деятельности, при этом количественная оценка такого фактора как капитал не представляет особых трудностей, чего нельзя сказать при оценке доверия и его количественном измерении. В связи с этим возникает необходимость количественной оценки доверия, дающей представление об имеющихся ресурсах, активах и вариантах их использования.

Ведя речь о доверии как институте, влияющим на формирование культуры предпринимательства, хочется отметить мнение авторов работы «Архитектура доверия в экономике» [13].

По их мнению, доверие не может являться институтом. Свои выводы они строят на утверждении что доверие это ожидание, а просто ожидание не может выступать системой норм и правил. Считаем, что рассматривать доверие с позиции чувств не совсем правильно. Думается, что под институтом авторы за основу взяли мнение Д.Норта, по которому институт это нормы и правила. Отметим, что в переводе с английского институт обозначает устойчивость, учрежденность. Дж.Коммонс трактует данное понятие как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия. Доверие следует рассматривать в качестве нормы поведения в обществе т.к. целерациональное дей-

© £

Ю

5

V

2 е

8

00

сэ

см

£

Б

а

2 ©

ствие возможно лишь при наличии доверия, которое способно регулировать экономические отношения.

Также мы не можем согласиться с мнением В.В. Сухих и С.Г. Важенина о том, что доверие нельзя считать экономической категорией. Свое утверждение они строят на основе отнесения доверия к психологическому состоянию человека. В результате ими сделан вывод, что его нельзя считать фундаментальной экономической категорией. В своей работе ими было раскритиковано мнение И.А. Николаева, которое он с коллегами отразил в работе «Доверие как экономическая категория». В данной работе доверие представляется как количественная динамическая характеристика взаимоотношений различных экономических субъектов, которые основаны на выгодности экономических результатов взаимодействия и на уверенности в добросовестности (лояльности, искренности и пр.) друг друга .

Ключевым в определении доверия как категории является его количественная оценка. В свою очередь необходимо говорить о конкретной направленности доверительности отношений делая разграничение по видам деятельности. Например, при выборе вуза абитуриент руководствуется определенными характеристиками вуза, инвестор использует уже другие показатели оценки инвестиционных проектов, поставщик выбирается исходя из третьих показателей. В каждом случае выбора партнера используются специфический набор показателей. Если произвести идентификацию данных показателей, определить их количественные характеристики, оценить эластичность их влияния на управленческое решение, то можно говорить о количественном измерении уровня доверия, прогнозируя действия хозяйствующих субъектов. В данном случае речь идет о выгодности или невыгодности доверия. Хозяйствующий субъект стремится максимизировать выгоду и поэтому он будет строить хозяйственные отношения и выбирать контрагентов так, чтобы получить от них (отношений) максимум благ. Даже в случае низкого уровня доверия партнеры могут осуществить хеджирование деловых отношений, что конечно же повысит трансакционные издержки.

Исходя из вышесказанного, приведем определение доверия, которое дают Ю.Р. Лутфуллин и И.Т. Фазлаев в своей работе. «Доверие - это динамическая характеристика ожидаемых экономических результатов взаимодействия с различными

экономическими субъектами, основанная на уверенности в их добросовестности при выполнении своих обязательств, подкрепленных контрактами (договорами о совместной предпринимательской деятельности)» [14].

Данное определение достаточно полно отражает характер экономического доверия как категории. В своих трудах они приводят критерии, разграничивающие понятия «уверенность» и «доверие».

Во-первых, здесь стоит выделить способность хозяйствующих субъектов определять угрозы и риски с ними связанные. Следствием этого является поиск и выбор приемлемых альтернатив. Доверие является конкретным действием, совершаемое по отношению к контрагенту в настоящем времени. В данном ключе хочется привести мнение К. Харта утверждающего, что доверие это механизм преодоления рисков по причине свободы другого [15].

Уверенность или ожидание, по мнению Лумана является механизмом общественной неопределенности, который основан на изначальном определении поведения контрагента. Если у хозяйствующего субъекта есть альтернативы и им выбирается определенная стратегия для достижения определенных результатов, то здесь можно говорить о ситуации доверия. В случае отсутствия альтернатив мы находимся в ситуации уверенности.

Во-вторых, ситуация уверенности необходима для генерирования и поддержания на определенном уровне социальных взаимодействий социально-политических систем с индивидами. Доверие же генерируется на уровне отдельных индивидов.

В-третьих, вследствие динамично меняющихся условий составляющая риска является источником доверия, которое выражается в конкретном действии. Уверенность же является следствием принятия индивидом устоявшихся правил поведения в рамках определенных социально-экономических систем.

По мнению П. Штопки доверие, в отличие от надежды и уверенности, в большей степени ориентировано на другого индивида и будущее, а также содержит более выраженный когнитивный и поведенческий компоненты. Доверие укоренено в дискурсе агента: активное участие и ориентация на будущее [16].

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что доверие можно рассматривать как экономическую категорию, фактор и норму. Идентифицируя доверие как фактор можно утверждать, что возмож-

но с его помощью управлять процессами активизации предпринимательской деятельности. В данном ключе доверие необходимо генерировать как государству, так бизнесу и обществу. В случае дефицита доверия у кого-либо из перечисленных участников его роль в хозяйственной жизни будет заменяться другими участниками. Например, если бизнес перестает доверять государственным институтам, то он их заменяет на неформальные институты теневой экономики. Если люди перестают доверять государственной пенсионной системе, то они выбирают неофициальный доход, помогают уклоняться работодателям от уплаты взносов во внебюджетные фонды, соглашаясь на зарплату в «конвертах». Как было сказано выше, доверие как и любой актив может быть создан путем осуществления как финансовых, так и временных и политических затрат.

На основании этого следует сказать, что основной проблемой культуры предпринимательства является исследование общих нравственных предпосылок в деловом общении бизнесменов. В связи с этим жизненно важно включение этического и нравственного измерения во взаимоотношения участников бизнес-сообщества и, в первую очередь, на основе доверительности экономических отношений, поскольку это позволяет:

- проводить оценку экономической привлекательности

- повысить деловую активность в бизнесе

- обеспечить устойчивость развития предпринимательских структур посредством модернизации и внедрения передовых инновационных технологий.

Литература

1. Гибадулин Р.Х. Формирование культуры управления организациями промышленности предпринимательского типа. - Челябинск: Ю-УрГУ, - 2005. - 202 с.Лутфуллин Ю.Р. Социокультурная направленность государственного регулирования инновационной предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Челябинск: УралГУФК, 2010. - 84 с.

2. Масленникова, Н.П. Управление развитием организации / Н.П. Масленникова. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002 г. - 304 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 2002.-С.704.

4. Саитова С.Э. Деловая культура и деловой успехсовременного предпринимателя. Деловая культура и деловой ус-

пех: взаимосвязь и взаимообусловленность. / Сборник научных статей международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 22-24 декабря 2004 г.). - Челябинск: ЧелГУ, 2004. - 117 С. 83-88.

5. Ашмарина С.И., Жабин А.П., Канд-рашина Е.А. Проблемы уровневого подхода к формированию профессиональных компетенций менеджеров / Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. - № 15.- С. 138143.

6. Мурзагалина Г. М. Применение современных бизнес-технологий при разработке программы развития предпринимательства в муниципальных образованиях в научном журнале: «Инновации и инвестиции» - №5 - 2017 г.

7. О компании. История [Электронный ресурс] / СНХЗ ? URL: http:// www.snhz.ru

8. Повышение уровня экономической культуры в условиях девиантного поведения людей /А.Н.Попов и др. - Челябинск: ЧГАУ, 2000. - 128 с.

9. Роузфильд С. Сравнительная экономика стран мира. Культура, богатство и власть в XXI веке / С.Роузфильд. - М.: РОССПЕН, 2004. - 360 с.

10. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М. : ИНФРА-М, 2006. - 123 с.

11. Повышение уровня экономической культуры в условиях девиантного поведения людей /А.Н.Попов и др. - Челябинск: ЧГАУ, 2000. - 128 с.

12. Кови С. Скорость доверия: То, что меняет все / Стивен Кови-мл., Ребекка Меррилл; Пер. с англ. - М.: Альпина Паб-лишерз, 2010. - 425 с.

13. Важенин, С.Г. Архитектура доверия в экономике // С.Г. Важенин, В.В. Сухих / Журнал экономической теории, 2010. - №3. - С. 22-34.

14. Фазлаев И.Т., Лутфуллин Ю.Р. Обоснование количественной оценки доверия в условиях рыночных отношений // Управление экономикой: методы, модели, технологии: 10 международная

конференция с элементами научной школя для молодежи: материалы конференции. В 2-х томах. Том 1./Уфимск. гос. авиац. техн. Ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2010. -С.54-59.

15. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. - М.: Инфра - М. - 2007. - 224 с.

16. Sztompka P. Trust: aSociological Theory. Cambridge: Cambridge Universitypress, 1999. P. 25.

Ethics and relationships in the business community as an important element of entrepreneurial culture Mursagalina G.M.

Bashkir state University

It is important to understand the general laws of business culture and business communication, which will allow analyzing the situation, taking into account the interests of the partner, speaking the «common» language. The General algorithm is proposed as follows: methodological and organizational preparation-inventory (accounting) of cultural objects -certification (measurement) of the level of culture - comprehensive assessment of reserves to improve the level of economic culture - work on the implementation of reserves. understanding the culture of entrepreneurship in the organization is of great importance for the development of the national economy as a whole. And the absence of such a culture contributes to the growth of costs and errors in the management of enterprises. This leads to bankruptcy of enterprises due to lack of knowledge of the cultural environment of business partners and inability to carry out trade and other transactions.

The main problem of the culture of entrepreneurship is the study of common moral prerequisites in business communication of businessmen. In this regard, it is vitally important to include the ethical and moral dimension in the relationship of the business community, and, above all, on the basis of trustworthiness of economic relations, because it allows: to assess the economic attractiveness, increase business activity in business, ensure the sustainability of the development of business structures through modernization and introduction of advanced innovative technologies. Key words: economy, entrepreneurship, business technologies, entrepreneurial culture

References

1. Gibadulin R.Kh. Formation of the culture of management of organizations of the industry of entrepreneurial type. - Chelyabinsk: U-Ural State University, - 2005. - 202 p. Lutfullin

Yu.R. Socio-cultural orientation of state regulation of innovative entrepreneurial activity. Tutorial. Chelyabinsk: UralGUFK, 2010. - 84 p.

2. Maslennikova, N.P. Management of organization

development / N.P. Maslennikova. M .: Center for Economics and Marketing, 2002 - 304 p.

3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory

dictionary of the Russian language. M. 2002.-P.704.

4. Saitova S.E. Business culture and business

success of a modern entrepreneur. Business culture and business success: interconnection and interdependence. / Collection of scientific articles of the international scientific-practical conference (Chelyabinsk, December 22-24, 2004). - Chelyabinsk: ChelSU, 2004. - 117 p. 83-88.

5. Ashmarina S.I., Zhabin A.P., Kandrashina E.A.

Problems of the level approach to the formation of professional competencies of managers / University Bulletin (State University of Management). 2013. - № 15.- p. 138-143.

6. Murzagalina gM. The use of modern business

technologies in the development of a program for the development of entrepreneurship in municipalities in the scientific journal: "Innovations and Investments" - No. 5 - 2017

7. About the company. History [Electronic resource]

/ CHX3 - URL: http://www.snhz.ru

8. Increasing the level of economic culture in the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

conditions of people's deviant behavior / ANN.Popov et al. - Chelyabinsk: ChSAU, 2000. - 128 p.

9. Rosefield S. Comparative economies of the

world. Culture, wealth and power in the XXI century / S. Rosefield. - M .: ROSSPEN, 2004.

- 360 p.

10. Rumyantseva EE. New economic encyclopedia. M.: INFRA-M, 2006. - 123 p.

11. Increasing the level of economic culture in the conditions of people's deviant behavior / ANN.Popov et al. - Chelyabinsk: CSAU, 2000.

- 128 p.

12. Covey C. The Speed ??of Confidence: What Changes Everything / Stephen Covey, Jr., Rebecca Merrill; Per. from English - M .: Alpina Publishers, 2010. - 425 p.

13. Vazhenin, S.G. Architecture of trust in the economy // SG Vazhenin, V.V. Sukhikh / Journal of Economic Theory, 2010. - №3. - pp. 2234.

14. Fazlaev I.T., Lutfullin Yu.R. Justification of the quantitative assessment of trust in market conditions // Economic management: methods, models, technologies: 10th international conference with elements of a scientific school for young people: conference materials. In 2 volumes. Volume 1. / Ufimsk. state Aviation tech. Un-t. - Ufa: USATU, 2010. - P.54-59.

15. Berdnikova T.B. Analysis and diagnostics of financial and economic activity of the enterprise / T.B. Berdnikov. - M .: Infra - M. - 2007. -224 p.

16. Sztompka P. Trust: aSociological Theory. Cambridge: Cambridge Universitypress, 1999. p. 25.

О

3

Ю i

V

го e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.