ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
УДК: 37
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.239-244
МОЩЕНКО Наталья Сергеевна,
магистр, старший преподаватель
ПОПОВА Анастасия Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент
КОГНИТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОСТИ ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Доверие - одна из важнейших составляющих отношений людей друг с другом. И в этом плане оно является одним из объектов научного исследования, особенно с позиций делового общения, оценки эмпатийного потенциала, изучения конфликтов и оценки культуры ведения переговоров. В свою очередь, когнитивный процесс - это способ, посредством которого мы приобретаем, трансформируем и храним информацию из окружения; то есть высшие психические процессы, которые мы используем, чтобы узнать и объяснить мир. Из этого положения и следует исходить, обучая студентов в вузе физической культуры. Говоря иначе, по большому счету, есть два метода обучения: когнитивный и обыденный (распространенный в настоящее время). Цель настоящей статьи - попытаться рассмотреть педагогические условия формирования экономического потенциала студента университета в процессе профессиональной подготовки студентов-экономистов. Как показано в работе, именно данный потенциал определяет социальный заказ общества, которым является конкурентный выпускник вуза физической культуры, умеющий правильно выбирать стратегию общения и оценивать результаты доверительности рыночных отношений. Доверие и эмпатия представлены в виде основы культуры делового общения (коммуникативное лидерство). Особое внимание уделено разработке и реализации в практике обучения модели установки на доверие у будущих экономистов в образовательном процессе вуза физической культуры.
Ключевые слова: обучение; модель; общение; эмпатия; установка; метод; доверие; коммуникативное лидерство; деловой успех; вуз физической культуры; когнита-риат; социальный заказ; педагогические условия.
MOSHCHENKO Natalia Sergeevna,
Master, Senior Teacher
POPOVA Anastasia Alexandrovna,
Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor,
COGNITIVE METHOD OF TEACHING TRUST-BASED RELATIONSHIP IN HIGH SCHOOLS OF PHYSICAL EDUCATION
Trust is one of the most important features of people’s relationship. In this regard, it is one of the subjects of scientific research, especially in items of business communication, assessment of empathic potential, studies of conflicts and evaluation of the culture of conducting negotiations. In its turn, the cognitive process is the method by which we acquire, transform and store information from the environment, i.e. higher mental processes that we use to see and explain the world.
Based on this position, students should be taught at universities of physical culture and sports. In other words, there are two methods of learning: cognitive and ordinary (common nowadays). The purpose of the article is to try to consider the pedagogical conditions of formation of the economic potential of university students in the process of professional training of students-economists. As shown in the work, it is this potential that determines the social order of society - competitive graduates of universities of physical culture, who are able to choose right strategies of communication and to assess results of the confidence of market relations. Trust and empathy are presented as basics of the culture of business communication (communicative leadership). Special attention is paid to the development and practical implementation of the model aimed at rising trust of future economists in the educational process of universities of physical culture.
Keywords: training; model; communication; empathy; installation; method; trust; communicative leadership; business success; higher institution of physical education; cognitariat; social order; pedagogical conditions.
Доверие - одна из важнейших составляющих отношений людей друг с другом. И в этом плане оно является одним из объектов научного исследования, особенно с позиций делового общения, оценки эмпатийного потенциала, изучения конфликтов и оценки культуры ведения переговоров.
Бум исследований проблемы доверия приходится в нашей стране на годы перестройки, перехода к рыночному ведению хозяйства. Именно в эти годы в экономическом пространстве страны появились массы мошенников и авантюристов из-за рубежа. Возникли они и в нашей стране, активно увеличивая сектор теневой экономики.
Проблему доверия можно представить в виде ряда актуальных для практики вопросов, требующих своего разрешения. Среди них: структура доверия, его составные части; факторы, формулирующие и разрушающие доверие; динамика доверия, его фазы. По мнению некоторых авторов, доверие есть оптимистическое ожидание человека (группы, фирмы), находящихся в условиях уязвимости и зависимости от другой стороны в ситуации совместной деятельности или экономического обмена с целью взаимовыгодного сотрудничества [2]. Исходя из этого определения, в доверительных отношениях находятся две стороны: доверительная и та, что берет на себя определенные обязательства. Структура доверия может определяться и третьей стороной - гарантом сделки. И чем она краткосрочнее, тем существует большая потребность в наличии силовой, внешней гарантии. Немаловажную роль при этом играет обеспечение безопасности физкультурно-спортивной деятельности, «манизация личности» и «лай-диагностика» [4]. «Любой совместный проект должен начинаться с доверия партнера. Очень часто после лай-диагностики он выбраковывается из списка потенциальных друзей».
- 239 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Факторы, способствующие установлению доверия в деловых отношениях, можно подразделить на межличностные и организационные. Известны также и факторы, препятствующие формированию доверия (факторы, разрушающие его). Это, скажем, партнер, который ненадежен, непорядочен, некомпетентен и т.д. Это также неразвитые социальные институты или социокультурные нормы, определяющие культуру делового общения.
В рисунке 1 представлены три фазы развития доверия между двумя ранее незнакомыми партнерами.
Рис. 1. Основные компоненты достижения трех фаз развития доверия с позиций деловой этики
Fig. 1. Basic components of achievement of three phases of development of trust from positions of business ethics
В «экономике ФКиС» рассматриваемая нами тема исследования органически связана с предпринимательством, менеджментом и маркетингом, в наших вузах (УралГУФК и КСТУ) -активно развивает ее, обучая студентов (бакалавров, магистров), а также в рамках действующей аспирантуры по направлению «Экономика и управление народным хозяйством».
Рассматривается она также в рамках дисциплин: «Деловая этика», «Менеджмент» и «Институциональная экономика». Последняя обращает особое внимание на соответствие совершающего выбор субъекта экономических отношений определенному идеалу, который, в свою очередь, характеризуется рядом норм, одной из которых и является «доверие». Именно эта норма регулирует отношение индивидов (и их групп) в рамках отдельных сообществ, одним из которых является отрасль ФКиС. Доверие заключается в ожидании определенных действий, которые влияют на выбор индивида, когда он как субъект экономических отношений должен начать действовать до того, как станут известными действия окружающих.
Именно доверие определяет прогресс и успех саморегуляции общества. По своему содержанию это один распространившийся повсюду элемент культуры, ключевая характеристика отраслевого развития, проявляющаяся как на индивидуальном уровне и уровне физкультурноспортивной организации (ФСО), так и на уровне социальном (доверие к общественным институтам и государству в целом). Россия не относится пока к странам с высоким уровнем доверительности внутрикорпоративных и рыночных отношений. Такими странами прежде всего являются США, Германия, Япония. Более того, их называют странами с наличием «обогащенного доверия», определяемого сочетанием традиционной культуры и современных социальных и рыночных институтов [5].
По нашему мнению, следует различать «доверие» и «спонтанную социализированное^». Второе понятие касается ФСО, а первое - расширенное - отрасли ФКиС в целом или ее региональных «составных частей» (например, Челябинской области). Спонтанная социализированное^ (в противовес традиционной, которая часто служит препятствием для экономического роста) вводится в научный оборот для объяснения существования ФСО, обладающих высокой социально-экономической эффективностью хозяйствования или высокой эффективностью предпринимательской деятельности (если это организация чисто рыночного типа - в рамках отрасли ФКиС). Речь ведется нами также об «общественном капитале» - материализованном доверии, играющем принципиальную роль в создании здоровой экономики ФКиС и имеющем культурные корни, определяемые традициями и российским менталитетом отношения к спорту высших достижений. У лидеров ФСО есть множество возможностей организовать работу так,
- 240 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
чтобы не игнорировать общественную сторону человеческой личности. Иными словами, дух общинности и экономическая эффективность не существуют за счет друг друга (те, кто уделяет внимание общественным интересам, и по эффективности, возможно, сумеют обогнать всех остальных). Общество как самоорганизующаяся система нами представима в виде трех уровней (рисунок 2). Причем второй из них находится по обе стороны «линии доверия». Для него - это фактор хозяйственной (а нередко и предпринимательской) деятельности, для индивидов -норма, для государства - институт, который формируется и развивается с целью «процветания нации» [7].
Рис. 2. Общество как самоорганизующаяся система доверительности отношений
Fig. 2. Society as self-optimizing system of confidentiality of relations
Словами Ф. Фукуяма подчеркнем: «С социологической точки зрения общество, состоящее из бессчетного числа неорганизованных индивидов, задачу подавления и сдерживания которых вынуждено взять на себя гипертрофированное государство, представляет собой картину поистине чудовищную. Более того, государство слишком удалено от отдельных людей; его отношения с ними имеют слишком внешний и отрывочный характер, чтобы глубоко проникнуть в самосознание человека и социализировать его изнутри» [8]. Поэтому нация «может поддерживать свое существование только тогда, когда место между государством и человеком занимает целый ряд коллективов второго уровня, находящихся достаточно близко к отдельным людям, чтобы прочно удерживать их в сфере своего действия и тем самым погружать их в общее течение социальной жизни. Коллективы второго уровня - это и есть ФСО, значимость которых в сфере физкультурно-спортивной деятельности неуклонно высока.
В процессе исследования нами разработана модель формирования установки на доверие у будущих экономистов в образовательном процессе вуза физической культуры (рисунок 3). Она включает в свой состав три блока: когнитивно-целевой, организационно-деятельностный, результативно-оценочный. Каждый из них по-своему определяет формирование рассматриваемой нами «позитивно-жизненной установки».
Отмеченное касается и обучения доверительности отношений в вузе физической культуры. Здесь также нужен метод, который некоторые авторы называют когнитивным. Именно о нем далее и пойдет речь с позиций формирования установки на доверие - коммуникативное лидерство [4].
Когнитивизм, как указывается в Психологическом словаре [6], утверждает, что индивиды - это не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный метод в основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.
В свою очередь, когнитивный процесс - это способ, посредством которого мы приобретаем, трансформируем и храним информацию из окружения; то есть высшие психические процессы, которые мы используем, чтобы узнать и объяснить мир [6]. Из этого положения и следует исходить, обучая студентов в вузе физической культуры. Когнитивный процесс при этом в процессуальной системе обучения доверительности отношений можно представить следующим образом (рисунок 4). Говоря иначе, по большому счету, есть два метода обучения: когнитивный и обыденный (распространенный в настоящее время). Когнитивный процесс обучения включает в себя:
1) когнитивные способности преподавателя (его умение сочетать обучение иностранному языку с воспитанием, развлечением и консультированием студента);
2) когнитивные возможности студента (развитие, напряжение, сопротивление, саморазвитие).
- 241 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Рис. 3. Схема модели формирования установки на доверие у будущих экономистов в образовательном процессе вуза физической культуры: 1,2, 3 - блоки модели
Fig. 3. Chart of model of forming of setting on a trust for future economists in the educational process of institution of higher learning of physical culture : 1,2, 3 are model blocks
- 242 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________
Рис. 4. Когнитивный процесс в процессуальной системе обучения доверительности отношений в вузе физической культуры
Fig. 4. Когнитивный process in the judicial departmental of confidentiality of от-ношений teaching in institution of higher learning of physical culture
Сочетание этих составляющих может быть самым различным в «пространстве» и во времени. Понимание внутренней сущности этого - важная задача преподавателя, использующего когнитивный метод обучения доверительности отношений в вузе физической культуры.
Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, все обучение «вращается вокруг двух процессов: осознания и овладения» [1]. И это в полной мере относится к тому, о чем мы вели речь в рамках данной работы. Об этом же свидетельствуют и результаты проведенного в процессе исследования педагогического эксперимента [3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - С. 126.
2. Корпоративная культура делового общения. Главные правила общения и поведения в современном обществе / Автор. Кузнецов И.Н. - М.: АСТ, 2005. - 608 с.
3. Мощенко Н.С. Формирование установки на доверие (коммуникативное лидерство) / Н.С. Мощенко, А.А. Попова, А.Ф. Попова. - Костанай: КСТУ, 2015. - 262 с.
4. Попова А.А. Деловая этика / А.А. Попова. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 76 с.
5. Привалов М.Ю. Доверие как основа культуры делового общения / М.Ю. Привалов, А.А. Попова // Лидерство и культура : сб. трудов. - Екатерибург: УрГЭУ, 2006. - С. 55-58.
6. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
7. Фазлаев И.Т. Доверие: педагогика, экономика, менеджмент / И.Т. Фазлаев, А.А. Попова, Н.С. Кислицкая. - Челябинск: УралГУФК, 2013. - 180 с.
8. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма. - М.: АСТ, Ермак, 2004. -360 с.
REFERENCES
1. Vygotsky L.S. Thought and speech. [Myshlenie i rech'.]. Moscow: Labirint, 1999. P. 126. (in Russ.)
2. Kuznetsov I.N. The corporate culture of business communication. The main rules of communication and behavior in modern society. [Korporativnaja kul'tura delovogo obshhenija. Glavnye pravila obshhenija i povedenija v sovremennom obshhestve.]. Moscow: AST, 2005. 608 p. (in Russ.)
3. Moshchenko N.S., Popova A.A., Popova A.F. Formation installation on trust (communication leadership). [Formirovanie ustanovki na doverie (kommunikativnoe liderstvo)]. Kostanay:XTU, 2015. 262 p. (in Russ.)
4. Popova A.A. Business ethics. [Delovaja jetika]. Chelyabinsk: Uralsoft, 2012. 76 p. (in Russ.)
5. Privalov M.Y., Popova A.A. Trust as the basis of culture in business communication. [Doverie kak osnova kul'tury delovogo obshhenija]. Leadership and culture: a collection of papers. Ekaterinburg: USUE, 2006. P. 55-58. (in Russ.)
6. Psychological dictionary. [Psihologicheskij slovar']. Auth.-comp. C.N. Koporulina, M.N. Smirnova, N.O. Gordeev, L.M. Balabanova; Under the General editorship of J.L. Neumeyer. Rostov-on-Don: Phoenix, 2003. 640 p. (in Russ.)
7. Fazlaev I.T. Trust: pedagogy, economy, management. [Doverie: pedagogika, jekonomika, menedzhment.]. And. So
- 243 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Fazliev, A.A. Popoa, N.C. Kilickaya. Chelyabinsk: Uralsoft, 2013. 180 p. (in Russ.)
8. Fukuyama F. Trust. The social virtues and the path to prosperity. [Doverie. Social'nye dobrodeteli i put' k
procvetaniju.]. Moscow: AST, Ermak, 2004. 360 p. (in
Информация об авторе
Мощенко Наталья Сергеевна, магистр, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление», Костанайский социальнотехнический университет имени академика З.Алдамжар. г. Костанай, Казахстан [email protected]
Попова Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики социальной сферы Уральского государственного университета физической культуры [email protected]
Получена: 14.03.2015
Russ.)
Information about the author
Мoshchenko Natalia Sergeevna, Master, Senior Teacher, Chair of Economy and Management, Kostanay Social-Technical University after Academician Aldamzhar,
Kostanaj city, Kazahstan [email protected]
Popova Anastasia Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Chair of Economics in Social Sphere, the Urals State University of Physical Education. [email protected]
Received: 14.03.2015
- 244 -