Научная статья на тему 'Воспитание толерантности: специфика социально-психологического управления организационным культуростроением'

Воспитание толерантности: специфика социально-психологического управления организационным культуростроением Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
348
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КУЛЬТУРОСТРОЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / САМОВОЗДЕЙСТВИЕ / БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ / СПЕЦИФИЧНОСТЬ ЗНАНИЙ / ЛИДЕРСТВО / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попов Александр Николаевич, Виноградова Наталья Павловна

В статье раскрывается кросс-культурный подход к ведению международного бизнеса в условиях глобализации, рассматривается понятие толерантности с позиций организационного поведения и управленческих моделей взаимодействия различных культур. На основе данного подхода освещаются проблемы управления такими распространенными ныне интеграционными образованиями как международные стратегические альянсы, предприятия с иностранными инвестициями, трансформированные в результате транснациональных слияний и поглощений. Авторами подчеркивается мысль о том, что долгое время хозяйственная сфера жизни описывалась только экономическими понятиями. Однако наступил момент, когда это оказалось недостаточно для успешной внешнеэкономической деятельности российских предприятий, деятельности их менеджеров (лидеров) в процессе ее осуществления. Этот момент означал актуализацию вопросов организационного культуростроения, воспитание толерантности и других понятий, раскрывающих содержание такого институционального явления как «экономическая психология». Именно поэтому в работе особый акцент делается на доверительности рыночных отношений и управленческом мышлении лидеров деловых предприятий, стремящихся к международному сотрудничеству, опираясь на такого рода мышление и формируются рекомендации в отношении воспитания толерантности. Конкретно речь идет о морали и нравственности, их проявлении в деловом общении, взаимоотношении партнеров по бизнесу в процессе достижения ими делового успеха, предпринимательского дохода (прибыли). По мнению авторов для успешного осуществления внешнеэкономической деятельности в условиях разных культур необходимо учитывать ряд особенностей, определяемых проблемой толерантности. Прежде всего, следует различать императивы, что является специфическим для усвоения иностранному партнеру. Важно и то, что необходимо развивать естественность в деловом общении и, соответственно, организационном культуростроении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Tolerance: specificity of social and psychological management of organizational construction of culture

The article reveals the cross-cultural approach to conducting international business in the context of globalization, the concept of tolerance is considered from the standpoint of organizational behavior and management models of the interaction of different cultures. On the basis of this approach highlights the challenges of managing such common nowadays integration formations as international strategic alliances, foreign-invested enterprises, transformed as a result of cross-border mergers and acquisitions. The authors emphasize the idea that a long time economic sphere of life was described only economic concepts. But the time came when it was not enough for a successful foreign trade activities of Russian enterprises, the activities of their managers (leaders) in the process of its implementation. This moment meant mainstreaming of institutional kulturostroeniya, education, tolerance, and other concepts that reveal the content of an institutional phenomenon as «economic psychology». That is why in the special emphasis on market relations and trust management thinking leaders of business enterprises seeking international cooperation, based on this kind of thinking and form recommendations for tolerance education. Specifically, we are talking about morality and their manifestation in business communication, relationship business partners in achieving their business success, entrepreneurial income (profit).According to the authors for the successful implementation of foreign economic activity in different cultures is necessary to consider a number of features defined tolerance problem. First of all, we must distinguish between the imperatives that is specific for learning a foreign partner. Also important is the need to develop stestvennost in business communication and, accordingly, organizational kulturostroenii.

Текст научной работы на тему «Воспитание толерантности: специфика социально-психологического управления организационным культуростроением»

9.3. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ: СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ КУЛЬТУРОСТРОЕНИЕМ

Попов Александр Николаевич, доктор экономических наук, профессор

Место работы: Институт экономики Уральского государственного университета физической культуры

Виноградова Наталья Павловна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВПО Костанайский филиал Челябинского Государственного Университета

Место работы: ФГБОУ ВПО Костанайский филиал Челябинского Государственного Университета

vin.natalya @ gmail.com

Аннотация: В статье раскрывается кросс-культурный подход к ведению международного бизнеса в условиях глобализации, рассматривается понятие толерантности с позиций организационного поведения и управленческих моделей взаимодействия различных культур. На основе данного подхода освещаются проблемы управления такими распространенными ныне интеграционными образованиями как международные стратегические альянсы, предприятия с иностранными инвестициями, трансформированные в результате транснациональных слияний и поглощений.

Авторами подчеркивается мысль о том, что долгое время хозяйственная сфера жизни описывалась только экономическими понятиями. Однако наступил момент, когда это оказалось недостаточно для успешной внешнеэкономической деятельности российских предприятий, деятельности их менеджеров (лидеров) в процессе ее осуществления. Этот момент означал актуализацию вопросов организационного

культуростроения, воспитание толерантности и других понятий, раскрывающих содержание такого институционального явления как «экономическая психология».

Именно поэтому в работе особый акцент делается на доверительности рыночных отношений и управленческом мышлении лидеров деловых предприятий, стремящихся к международному сотрудничеству, опираясь на такого рода мышление и формируются рекомендации в отношении воспитания толерантности. Конкретно речь идет о морали и нравственности, их проявлении в деловом общении, взаимоотношении партнеров по бизнесу в процессе достижения ими делового успеха, предпринимательского дохода (прибыли).

По мнению авторов для успешного осуществления внешнеэкономической деятельности в условиях разных культур необходимо учитывать ряд особенностей, определяемых проблемой толерантности. Прежде всего, следует различать императивы, что является специфическим для усвоения иностранному партнеру. Важно и то, что необходимо развивать естественность в деловом общении и, соответственно, организационном культуростроении.

Ключевые слова: толерантность, воздействие,

управление, организационное культуростроение, экономическая личность, концепция, самовоздействие, бизнес-коммуникации, специфичность знаний, лидерство, воспитание.

TEACHING TOLERANCE: SPECIFICITY OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MANAGEMENT OF ORGANIZATIONAL CONSTRUCTION OF CULTURE

Popov Alexander, Doctor of Economic Sciences, professor The Institute of Economics, Ural State University of Physical Culture professor

Place of employment: Ural State University of Physical Culture

Natalya Vinogradova P., PhD, Associate Professor, Head of the department of social and natural sciences and humanities disciplines Kostanai Chelyabinsk State University

Place of employment: Kostanai Chelyabinsk State University

vin.natalya @ gmail.com

Annotation: The article reveals the cross-cultural approach to conducting international business in the context of globalization, the concept of tolerance is considered from the standpoint of organizational behavior and management models of the interaction of different cultures. On the basis of this approach highlights the challenges of managing such common nowadays integration formations as international strategic alliances, foreign-invested enterprises, transformed as a result of cross-border mergers and acquisitions. The authors emphasize the idea that a long time economic sphere of life was described only economic concepts. But the time came when it was not enough for a successful foreign trade activities of Russian enterprises, the activities of their managers (leaders) in the process of its implementation. This moment meant mainstreaming of institutional kulturostroeniya, education, tolerance, and other concepts that reveal the content of an institutional phenomenon as «economic psychology». That is why in the special emphasis on market relations and trust management thinking leaders of business enterprises seeking international cooperation, based on this kind of thinking and form recommendations for tolerance education. Specifically, we are talking about morality and their manifestation in business communication, relationship business partners in achieving their business success , entrepreneurial income (profit) .According to the authors for the successful implementation of foreign economic activity in different cultures is necessary to consider a number of features defined tolerance problem. First of all, we must distinguish between the imperatives that is specific for learning a foreign partner. Also important is the need to develop stestvennost in business communication and, accordingly, organizational kulturostroenii.

Keywords: tolerance, impact, management, organizational construction of culture, economic identity, concept, selfinteraction, business communication, the specificity of knowledge , leadership, education.

Социально-психологическое управление - компонент общения в процессе труда, управления, воспитания и других форм жизнедеятельности. По своей сущности оно представляет собой «проникновение» одной личности в психику другой (или группу лиц). Осуществляется это в процессе кросс-культурного взаимодействия, особенностью которого является наличие разнообразных противоречий (таблица 1).

Таблица 1

Типичные примеры сглаживания культурных противоречий при поглощении и слиянии компаний А и В (7)

Культурные параметры и их конкретизация Корпоративная культура А Корпоративная культура В Интегрированная культура (рекомендации)

Ун иверсал изм/ п арти кул яризм: Склонность к следованию стандартизованным правилам или использованию гибких подходов в уникальных ситуациях Стандартизация методов и вера в наличие наилучших универсальных подходов к решению проблем. Глобальная. Доминируют форм ал и з ов ан н ые, документированные подходы. Неукоснительное соблюдение законов Гибкий ситуативный подход к большинству проблем. Местная. Доминируют неформальные правила. Каждая проблема рассматривается как уникальная, требующая специфических методов реш ения Массовая кастомизация: стандартизация методов на основе делового опыта

Индивидуализм/ группизм: Индивидуальные достижения или концентрация на групповых интересах Мотивируются автономно действующие индивидуумы. Свободное творчество. Сор ев н ов ате л ьн ост ь Работа в команде. Значительный групповой контроль. Дух кооперации Соревнование и сотрудничество: исп ол ьзование творческих способностей отдельных работников в команде

Нейтральность/ аффектация Контроль над эмоциями или свободное их проявление Холодный, рациональный подход. Взвешенность и сдержанность Эмоции легко обнаруживаются. Предпочтения не скрываются Охлаждение эмоций в интересах рациональности

Определенность и ограниченность отношений/широкая вовлеченность: Степень погружения в отношения обусловлена их определенностью. Альтернативой является широкое непосредственное общение Отношения точно определены и кондифицированы. Вы прямо приступаете к дел у, а не ходите «вокруг да около». Значимы интересы акционеров и ключевые знания (компетенции) Непосредственность общения и вовлеченность в него сильно зависит от личности партнера и типа отношений с ним. Значимы интересы акционеров и разнообразные навыки Моменты истины: глубина отношений зависит от конкретного случая

Достижения реальные/ приписываемые: Зависимость веса и положения в компании от достижений реальных или приписываемых (возраста, семейного происхо>кдения и т.п.) Оценивание работника по последним результатам работы. Его положение определяется успехами его деятельности Положение в иерархии сильно зависит от происхождения или постороннего мнения «Стоять на плечах гигантов»: стремление к стабильности, приходящей с признанием

Последовательность/ синхронность: Последовательное выполнение работ или исполнение разных дел одновременно Планирование базируется на жестких правилах. Большое значение придается своевременности встреч. Правила слишком жесткие, чтобы их изменять Гибкость рабочего графика. Работа начинается рано и заканчивается поздно. Жесткость или гибкость- по обстоятельствам «Крутиться даже быстрее»: все зависит от рынка и технологии

Внутренний/ внешний контроль: Осознанное действие, побуждаемое внутренними стимулами и индивидуальной ответственностью или приспособление к внешним неконтролируемым обстоятельствам («плыть по течению») Потребность в контролировании обстановки. Склонность к самоконтролю и подавлению партнера. Опора на технологию, но стремление сделать все по- своему Приспособляемость к обстановке. Склонность к внешнему руководству. Уступчивость по отношению к партнеру. Ориентация на требования рынка Маркетинге поисках изобретений: сочетание рыночных и технологических стимулов

В структуре социально-психологического воздействия выделяются следующие компоненты (таблица 2). В совокупности они определяют суть управленческого труда, то есть используются руководителем в отношении подчиненных (с учетом отраслевой специфики и специфики кросс-культурных взаимодействий в международном бизнесе).

Цель социально-психологического воздействия экономической личности в управлении - это преодоление негативного отношения работника к профессиональной деятельности и формирование у него устойчивой мотивации к управленческому труду. В качестве субъекта при этом выступают - как уже отмечалось - руководитель (скажем, физкультурноспортивной организации). К средствам, способам, методам и приемам воздействия относится вся совокупность его способов (психического заражения, внушения, убеждения и подражания). Направленность воздействия при этом может носить специфический характер: воспитательный, управленческий,

обучающий и иной характер.

Интерес к рассматриваемому вопросу четко сформировался на рубеже Х1Х-ХХ веков благодаря усилиям Т. Блумберга, Г. Келли, Л. Джемсона, М. Куна, Л. Лебона, Р. Мертона, С. Сигеле, Б. Сидиса, Г. Тарда, Д. Тибо). В те же годы выяснилась роль психологического воздействия в регуляции поведения и деятельности работников различных отраслей национальной экономики. Особое внимание при этом обращалось на разработку приемов и способов психологического воздействия коллектива на личность с выявлением эффективности подражания внушения, внушения, действия примера (С.М. Братуев, А.Г. Ковалев, М.М. Козырь, В.Н. Куликов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев). Этими и другими авторами подчеркивалось, что содержание социальнопсихологического воздействия детерминировано (определено) культурой, моралью, политикой, ценностями того общества, к которому принадлежит субъект психологического воздействия. Подчеркивалась также мысль о психологическом взаимодействии, поскольку любой субъект, оказывающий воздействие, подвергается обратному на него воздействию.

Таблица 2

Структура социально-психологического воздействия (1)

Компоненты комплексности Содержание

1. Сущность социальнопсихологического воздействия Это «осуществляемое с помощью речи и неречевых средств воздействие (проникновение) одной личности или группы на психологию другой личности или группы, которое исходит из определенных мотивов и преследует определенную цель

2. Цель Изменение, перестройка индивидуальных или групповых психологических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний)

3. Способ воздействия Внушение, заражение, подражание, убеждение, действие примера

4. Тип воздействия Удовлетворяющее, неудовлетворяющее, трансформирующее

5. Мотивация Проявляется в самостоятельной корректировке, изменении поведения работника, стремящегося обеспечить личную безопасность, комфортность, личную состоятельность в процессе профессиональной управленческой деятельности

6. Социальная перцепция (восприятие) Выражается в сознательном выделении той или иной стороны чувственно заданной ситуации, приводящем к созданию адекватных образов

7. Условия Совокупность множества факторов, оказывающих влияние на его эффективность: понимание значимости выполняемой работы; устойчивая мотивация профессиональной управленческой деятельности; высокий авторитет руководителя; уровень престижа должности; социальная защищенность работника.

8. Форма Это внешние выражения конкретных средств, способов, методов, приемов воздействия на воспитание толерантности в процессе кросс-культурных взаимодействий

9. Эффективность Результаты выполнения должностных обязанностей, уровень интереса к работе в процессе управленческой деятельности, уровень взаимоотношений в коллективе, доверительность общения, изменение мотивационных установок и ценностных ориентаций

10. Обратная связь Устанавливается в ходе обсуждения результатов работы, обсуждения проектов и обмена информацией в сфере воспитания толерантности

При анализе результатов социальнопсихологического воздействия стало приниматься во внимание три важных аспекта и два концептуальных подхода, раскрывающих особенности социальнопсихологического воздействия (рисунок 1). В соответствии с первой концепцией в теории и на практике используются термины «психология среды» и «экономическая психология». Сторонники данного

подхода считают, что определенные параметры окружающей человека социальной среды вызывают определенные модели поведения работающих (избирают систему последовательно выполняемых действий). Говоря иначе, специфическое поведение, которое может возникнуть, с большой долей вероятности можно предсказать или спровоцировать, анализируя специфическую ситуацию, а не различия между людьми.

Концепция эффективного использования окружающей среды 4 Аспекты социальнопсихологического воздействия -► Концепции учета психического состояния объекта воздействия

і ' ' і

Интенциональный: определяется тем, на предотвращение или вызывание каких именно изменений реципиента ориентировано воздействие. Изменения могут касаться: базового уровня личности; менталитета, моральноэтических и эстетических норм; опыта, знаний, умений, навыков, привычек, стереотипов; установок, диспозиций, отношения к миру, окружающим, к самому себе;

- трудовой деятельности и выбора коммуникаций

Операциональный: обусловлен тем, каким образом или какими способами достигается результат воздействия. В этом плане существует много классификаций, отличающихся друг от друга основаниями (например, воздействие может быть прямым или косвенным, спонтанным или спланированным, вербальным или невербальным, с помощью императивных или диспозитивных норм)

Результативный: определяется тем, какой именно результат достигается (имеется в виду, что он не равнозначен интенцио-нальности воздействия). Результатом психологического воздействия является перестройка психики его объекта, которая получает конкретное выражение в изменении взглядов, отношений, мотивов, ориентации, ценностей, установок и т. п.

Рисунок 1. Концепции и аспекты социально-психологического воздействия

В соответствии со второй концепцией поведение и деятельность работающих в сельской местности в любой промежуток времени зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств при этом проявляются, т.е. психического состояния: к первой относятся методы самоуправления, саморегуляции, самовнушения и самокорректировки психологической деятельности (рисунок 2), ко второй -внешнее воздействие на сферу бессознательного (5). «Вторая группа вбирает в себя методы и техники, предусматривающие внешнее воздействие (вербальное и невербальное) на сферу бессознательного». Именно последняя позволяет экономической личности (человеку) подняться на более высокую ступень управления своим поведением.

Рисунок 2. Методы само-: управления, регуляции, внушения и корректировки психологической деятельности

Социально-психологическое воздействие побуждается определенными мотивами и соприкасается с правом, регулирующим волевую, поведенческую сторону производственных отношений (5): «юридические нормы устанавливают рамки поведения людей или, что означает то же самое, регулируют это поведение... Право, регулируя поведение людей, воздействует на их волю и тем самым оказывает воздействие на производственные отношения».

Этот же автор называет три возможных варианта «психологических модусов»:

1) полное и безоговорочное принятие управленческого акта, т. е. восприятие его без сколько-нибудь существенного конфликта с предыдущими установками;

2) частичное психологическое принятие

управленческого акта, т.е. восприятие, сопровождающееся элементами внутреннего конфликта между некоторыми его положениями и какими-то из установок субъекта;

3) психологическое неприятие управленческого акта, сопротивление новым нормам, т. е. резкий конфликт между его положениями и принципиальными жизненными установками и устоявшимися ценностями его адресата.

Последний модус иначе называют «сопротивлением изменениям». Изменения зависят от уровня культуры экономической личности, используемых ей ценностей, традиций, стереотипов поведения и мышления. Толерантность при этом призвана разрабатывать технологические приемы преодоления консервативных стереотипов и установок в сознании управляемых. Но сам факт их существования следует воспринимать как обычное явление объективной реальности, допустим, как ограниченные психические или физические возможности человека (и прежде всего - экономической личности).

На рисунке 3 представлен алгоритм исследования психологических особенностей управленческой деятельности на микроуровне. Кроме рассмотренной выше специфики социально-психологического воздействия в процессе правоотношений он включает в

себя еще: психологическое содержание управленческой деятельности и особенности производства в контексте психологии управления.

Рисунок 3. Алгоритм исследования психологических особенностей управленческой деятельности О психологических особенностях управленческой деятельности можно судить по данным таблицы 3. Особенности эти прежде всего связаны с иерархичностью, непосредственной связью с результатами хозяйственной деятельности, с деятельностью руководителя по управлению людьми и принятием управленческих решений. Функции управления, отражающие отраслевую специфику, можно подразделить на управление сферой материального производства, сферой обращения и управления социальной сферой. Особо выделяются также функции, отражающие территориальную структуру; отдельные элементы, параметры хозяйственной деятельности (управление кадрами, трудом, снабжением и др.); функции, отражающие черты самого управления (планирование, анализ, организация, контроль, мотивация). Все эти функции связаны между собой процессами коммуникаций и принятия решений (с учетом психологических закономерностей управленческой деятельности). К ним можно отнести (2):

Таблица 3

Психологические особенности управленческой деятельности (3)

Особенность Оценка

1. Данная деятельность включает в себя цель, средства, результат, сам процесс и характеризуется иерархичностью (последовательное подчинение элементов управления от низшего к высшему). 2. Она является опосредованной, а не прямой деятельностью с конечным результатом функционирования организации. 3. Субъект и объект труда идентичны не только по сложности, но и по психологическим особенностям. 4. Процесс и одновременно искусство организации деятельности других людей включает в себя технологические решения по грамотному переводу с одной стадии развития коллектива на другую, более высокого уровня. 5. Организация совместной деятельности людей влияет на улучшение или ухудшение социальнопсихологического климата в тех или иных социально-организационных и социальногрупповых образованиях. 6. Это часть коллективных действий, в том числе в контексте организации рабочего места, рабочих процессов и рабочего времени. 7. Это совокупность определенных методов и технологий, владению которыми можно обучить и научиться. 8. Это деятельность по соединению работы и работника в одно целое. 9. По своему содержанию рассматриваемая деятельность предполагает реализацию определенных универсальных функций управления - устойчивую упорядоченную совокупность операций, отражающую последовательность и разделение труда в управленческой деятельности. 10. Руководитель делает всего две вещи: управляет людьми и принимает решения (остальные функции второстепенны) Выбрать наиболее важные для отрасли (3-4) не более

- неопределенность отклика в виде зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических установок, из-за которой разные люди (и даже один и тот же человек) в разное время по-разному могут реагировать на одинаковые воздействия;

- неполную адекватность отображения человека человеком, состоящую в том, что ни один человек не может постичь другого с необходимой степенью достоверности для принятия объективного и адекватного решения относительно этого другого: природа и сущность человека необычайно сложны и непрерывно меняются в соответствии с возрастной динамикой;

- неадекватность оценки, обусловленную трудностями

формирования у личности адекватной самооценки в связи с противоречиями в системе объективных внешних оценок и тем, что психика человека представляет собой соотношение осознаваемого уровня (логико-вербальные операции) и неосознаваемого и плохо осознаваемого уровней

(эмоционально-чувственная сфера и интуиция);

- искажение смысла управленческой информации, так как

любая подобная информация (приказы, постановления, распоряжения, инструкции) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархическим уровням управления. Наиболее вероятные причины этого -

неопределенные возможности трактовки и различия в образовании, интеллектуальном развитии, психическом состоянии коммуникатора, ее получателя: изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит;

- самосохранение, имеющее отношение к содержанию

ведущего мотива социального поведения субъекта

управленческой деятельности как сохранения личного социального статуса, личной состоятельности и чувства

собственного достоинства, которые прямо определяются активностью системы психологической защиты (психологическая защита - это неосознаваемый опыт прежних эмоционально заряженных отношений, где присутствуют подавление - вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, реактивное образование, рационализация - интеллектуализация и другие образцы психологических защит);

- компенсацию, заключающуюся в том, что при высоком уровне мотивации к выполнению определенной работы или высоких требованиях среды к человеку недостаток каких-либо способностей для успешного выполнения конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками;

- насыщение общением, состоящее в нарастании

отчуждения зачастую по непонятным для участников

взаимодействия причинам, проявляющееся в изменении в

худшую сторону отношения друг к другу и в изменении

качества коммуникации: начинают преобладать негативные оценки друг друга, утомление от нахождения с людьми в одной комнате, изменяется тон речи, в которой даже появляется инвектива (бранные слова).

А.В. Карпов выделяет также влияние страха (6). Последний создает препятствия для действий, побуждает человека к пассивной или оборонительной реакции на изменения условий внешней среды. В экономической жизни и на производстве страх служит главным препятствием к проявлению инициативы и предприимчивости, побуждает подчиненных скрывать правду от начальников, что в свою очередь может служить источником опасных ошибок. Таким образом, страх - одно из самых сильных чувств человека, обусловленное ожиданием опасных последствий личного действия или бездействия.

Пребывание подчиненных в состоянии постоянного страха по разным причинам (опасность потерять рабочее место, открытая или скрытая угроза наказания за неудовлетворительную работу вследствие болезни или простоя оборудования и др.) есть не только «спусковой курок» агрессивности в любых ее видах, но и прежде всего проявление слабости руководителя и его недостаточной квалификации. Однако при определенных условиях страху свойственна и активизирующая функция.

Тот же автор предлагает все управленческие функции рассматривать в структуре, которая включает четыре основные группы отношений:

1)кадровые: управление персоналом,

дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая;

2) производственно-технологические: оперативного

управления, материально-технического обеспечения, инновационная, маркетинговая;

3) производные (синтетические, комплексные): интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативиэя, стабилизационная;

4) деятельностно-административные: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция. Функции данной группы образуют целостный управленческий цикл, в ходе которого осуществляется сама управленческая деятельность, принимаются многочисленные управленческие решения. Когда руководитель принимает решение, допустим, в сфере экономики, он стремится к максимальному успеху при минимальных потерях, т.е. к рациональности своих действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует также отметить, что главными целями любого производства с позиций государственных интересов являются: формирование поступлений в бюджеты всех уровней; создание экономических и психологических условий для совместной деятельности; получение прибыли (4). «В контексте психологии управления одна из главных целей

руководителей таких производств - создание социальных, экономических и психологических условий для эффективной совместной работы и получения прибыли в условиях рыночных отношений».

Важно также (чтобы успешно решить задачу привлечения человеческих ресурсов) создать «необходимые условия»:

1) добиться, чтобы работающие и привлекаемые к

трудовой деятельности люди имели позитивную

установку на нее;

2) заработать доверие к своей личности руководителя;

3) относительно правильная мера допустимого

воздействия на подчиненных (здесь неизбежен

пересмотр традиционных ценностей организации, выдвижение других, более значимых в новых социально-экономических условиях, избегание грубости, изменение стиля управления и форм общения с работниками).

Рисунок 4. Логика формирования психологического знания экономической личности в сфере организационного

культуростроения (воспитания толерантности)

В качестве заключения отметим, что существует определенная логика формирования психологического знания в сфере организационного культуростроения руководителей организаций предпринимательского типа (рисунок 4). Необходимым условием успешной работы при этом является доверительность отношений, авторитет экономической личности. Последний определяется силой ее влияния на людей, а для подчиненных - степенью оказываемого доверия. Его наличие в сознании подчиненных является «убеждающим потенциалом» личности руководителя организации предпринимательского типа.

Список литературы:

1. Балл Г. А., Бургин Г. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопр. психологии. 1994. - № 4. - с. 54-67.

2. Грачев Г. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 212 с.

3. Кириллов Р.Г., Емельянова Т.Е. Конструируем управление. -Челябинск: ЧелГУ, 2004. - 118 с.

4. Куликов В.Н. Психологическое воздействие, взаимодействие и самовоздействие // Психологическое воздействие на личность и группу: Сб. науч. тр. - Иваново: ИвГУ, 1989. - с. 13-24.

5. Митин А.Н. Психология управления: Учебник. - Серия «Культура, управление и право России». - Екатеринбург: Издательский дом «ПироговЪ», 2007. - 384 с.

6. Психологические механизмы формирования деятельности. Психология труда / Под ред. А.В. Карпова. - М.: МГУ, 2003. - с. 84-98.

7. Симонова Л.М. Транскультурный подход в международном бизнесе: управление зарубежными активами. - Тюмень: ТюмГУ, 2003. - 224 с.

Reference list:

1. Score G.A., Burgin G.S. Analysis of the psychological impact and the value of Pedagogical. Issues. psychology. 1994. - № 4. - P. 54-67.

2. Grachev G. An information-psychological security of the person: the state and the possibility of psychological protection. - M.: School Press, 1998. -212 p.

3. Kirillov R.G., Emelyanov T.E. Construct control. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2004 . - 118.

4. Kulikov V.N. The psychological impact of the interaction and self- exposure. The psychological impact on the individual and the group : Sat Scientific . tr. -Ivanovo Ivanovo State University, 1989 . - P. 13-24.

5. Mitin A.N. Management Psychology: A Textbook. - A series of "Culture,

Governance and Law in Russia" - Ekaterinburg: Publishing house "Pirogov",

2007. - 384 p.

6. Psychological mechanisms of action. Work Psychology / Ed. AV Karpov. -

Moscow: Moscow State University, 2003. - P. 84-98.

7. Simon L. Transcultural approach in international business: management of

foreign assets. - Tyumen Tyumen State University, 2003. - 224.

РЕЦЕНЗИЯ

Подчеркивая актуальность исследуемого вопроса, прежде всего, отмечу следующее: деловые (организационные) культуры отличаются глубиной подтекста в отношении ценностных ориентаций, образов и стилей экономического мышления (это малоактивные и реактивные культуры) и менеджеры, руководящие персоналом, могут постоянно попадать в затруднительные положения или принимать неверные управленческие решения, если слабо разбираются в этих вопросах. Именно здесь актуален вопрос социально-психологического воздействия наличность в управлении как на микро-, так и на макроуровне. Существует определенная логика формирования психологического знания в сфере организационного культуростроения руководителей организаций предпринимательского типа. Необходимым условием успешной работы при этом является доверительность отношений, авторитет экономической личности. Последнее определяется силой ее влияния на людей, а для подчиненных - степенью оказываемого доверия. Его наличие в сознании подчиненных является «убеждающим потенциалом» личности руководителя организации предпринимательского типа. Отмеченное подчеркивает актуальность вопросов, связанных с «организационным культуростроением», особенно если речь идет о кросс-культурных взаимодействиях в международном бизнесе. Под организационной культурой при этом понимается «коллективное программирование ума», активно влияющее на процесс управления и самоподдающееся управление.

Кроме того, в работе выявлены особенности социальнопсихологического управления организационным культуростроением. Обоснован алгоритм исследования процессов воспитания толерантности. Особое внимание уделено социально-психологическому воздействию экономической личности на результаты предпринимательской деятельности - регуляции, внушению и корректировке.

Таким образом, актуальность рассматриваемой в статье проблемы бесспорна как в экономической теории, так и практике российского предпринимательства, и может быть рекомендована к печати.

Рецензент

доктор экономических наук

О.В. Мишулмна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.