Научная статья на тему 'Культура предпринимательства как экономическая универсалия отечественной экономики: концептуальные основы, корреляционная обусловленность, вектор развития'

Культура предпринимательства как экономическая универсалия отечественной экономики: концептуальные основы, корреляционная обусловленность, вектор развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1255
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕНОМЕН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / PHENOMENON OF ENTREPRENEURIAL CULTURE AND ETHICS OF ENTREPRENEURSHIP / CULTURE OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данова Наталия Юрьевна

Рассматривается такая сложная экономическая категория, как культура предпринимательства. Сделана попытка определить сущностные черты и характеристики элементов данной экономической категории, а именно предпринимательства и культуры. Учитывая опыт становления предпринимательства в России, необходимо помнить, что и феномен отечественного предпринимательства необходимо рассматривать с учетом развития теории и практики предпринимательства в экономически развитых странах. Приведены различные определения понятий «предприниматель» и «предпринимательство» с учетом временной и авторской ретроспектив. Предпринимательство, как правило, выделяют в качестве особого фактора производства, т. к. начальный этап предпринимательства связан только с идеей – результатом мыслительной деятельности, которая в будущем материализуется в предприятие. Деятельность предпринимателя-инноватора, несомненно, связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому совершенно очевидно, что решение столь сложных и разнообразных задач предъявляет довольно жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны знания, умения, способности, характер. Результатом деятельности предпринимателя оказываются изменения в материальном содержании, формах и способах труда не только в сфере материального производства, но и в торговле, страховой деятельности, банковском деле, индустрии развлечений, образовании, средствах массовой информации – в любой сфере деятельности. Современный этап научно-технической революции связан с разработкой, внедрением и использованием новейших технологий. Эпоха высоких технологий требует от предпринимателя высочайшего интеллекта и развитой креативности, которые позволяют оценить экономический эффект инновации, принять выверенное решение. В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству, основанному на интракапитале. Для предпринимательства наличие свободы творчества является непременным и обязательным условием, и сегодня структурные подразделения крупнейших холдингов получают право на свободу действий в рамках использования интракапитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства. Дан анализ понятия «культура» как меры социальных ценностей цивилизации. В литературе по предпринимательству нечасто встретишь определения культуры предпринимательства. Согласно точке зрения, акцентирующей внимание на внутренней среде предприятия, культура предпринимательства – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда. При этом указано, что культура предпринимательской деятельности в широком смысле слова выступает средством идентификации предпринимателя с предпринимательской средой. Автор рассматривает дефиниции «культура предпринимательства» применительно к условиям современной России, прослеживает корреляционную обусловленность культуры предпринимательства на макро- и микроуровнях, рассматривает варианты возможного развития и совершенствования культуры предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF ENTREPRENEURSHIP AS ECONOMIC UNIVERSAL OF NATIONAL ECONOMY: CONCEPTUAL FOUNDATIONS, CORRELATION DEPENDENCE, DEVELOPMENT VECTOR

The article considers such difficult economic category as a culture of entrepreneurship. The author made an attempt to define the essential features and characteristics of the elements of the economic categories, namely: business and culture. Given the experience of the formation of entrepreneurship in Russia, it is necessary to remember that the phenomenon of domestic entrepreneurship should be considered taking into account the development of the theory and practice matches entrepreneurship in economically developed countries. The author gives time – personal definitions of «entrepreneur» and «entrepreneurship» in view of the time and the author's retrospective. The entrepreneurship, as a rule, was isolated as a special factor of production, as the initial stage of business connected only with the idea – the result of intellectual activity, which in future will materialize in the enterprise. The activities of the entrepreneur – innovator is undoubtedly due to the risk and uncertainty of the success of the business started. Therefore, it is clear that the decision is so complex and varied tasks impose rather, strict requirements to the personal qualities of the individual engaged in business. There are important knowledge and skills, and abilities and character. The result of the entrepreneur are the changes in the material content, forms and methods of work not only in the sphere of material production, but also in trade, insurance, banking, entertainment, education, the media – in any field. The current stage of scientific and technological revolution is associated with the development, implementation and use of the latest technology. The era of high -tech entrepreneur requires high intelligence and creativity developed that allow us to estimate the economic effect of innovation, take -tuned solution. At present, the theoretical research focuses on entrepreneurship not only as a way of doing things on a separate, independent basis, but also intra-corporate entrepreneurship or entrepreneurship based on intra-capital. For entrepreneurship to be the freedom of creativity is an essential and indispensable condition, and today the division’s top holdings are entitled to freedom of action in the use of intra-capital necessary for the implementation of the ideas underlying the in-house business. The author then goes on to analyze the concept of “culture” as a measure of social values of civilization. The literature on entrepreneurship rarely comes across definition of an entrepreneurial culture. According to the point of view, stressing the internal environment of the enterprise, entrepreneurial culture – a system of formal and informal rules and norms of engagement, customs and traditions of individual and group interests of the behavior of the employees of the organizational structure, leadership style, employee satisfaction indicators of working conditions. The authors point out that the culture of entrepreneurship in the broadest sense is a means of identifying an entrepreneur with a business environment. The author examines the definition of a “culture of entrepreneurship” relation to the conditions of modern Russia, traces the correlation conditionality culture of entrepreneurship at the macro and micro levels, considering options for possible development and improvement of enterprise culture.

Текст научной работы на тему «Культура предпринимательства как экономическая универсалия отечественной экономики: концептуальные основы, корреляционная обусловленность, вектор развития»

УДК 330.12

КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УНИВЕРСАЛИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ, ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

© Наталия Юрьевна ДАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

Рассматривается такая сложная экономическая категория, как культура предпринимательства. Сделана попытка определить сущностные черты и характеристики элементов данной экономической категории, а именно предпринимательства и культуры. Учитывая опыт становления предпринимательства в России, необходимо помнить, что и феномен отечественного предпринимательства необходимо рассматривать с учетом развития теории и практики предпринимательства в экономически развитых странах. Приведены различные определения понятий «предприниматель» и «предпринимательство» с учетом временной и авторской ретроспектив. Предпринимательство, как правило, выделяют в качестве особого фактора производства, т. к. начальный этап предпринимательства связан только с идеей - результатом мыслительной деятельности, которая в будущем материализуется в предприятие. Деятельность предпринимателя-инноватора, несомненно, связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому совершенно очевидно, что решение столь сложных и разнообразных задач предъявляет довольно жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны знания, умения, способности, характер. Результатом деятельности предпринимателя оказываются изменения в материальном содержании, формах и способах труда не только в сфере материального производства, но и в торговле, страховой деятельности, банковском деле, индустрии развлечений, образовании, средствах массовой информации - в любой сфере деятельности. Современный этап научно-технической революции связан с разработкой, внедрением и использованием новейших технологий. Эпоха высоких технологий требует от предпринимателя высочайшего интеллекта и развитой креативности, которые позволяют оценить экономический эффект инновации, принять выверенное решение. В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству, основанному на интракапитале. Для предпринимательства наличие свободы творчества является непременным и обязательным условием, и сегодня структурные подразделения крупнейших холдингов получают право на свободу действий в рамках использования интракапитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства. Дан анализ понятия «культура» как меры социальных ценностей цивилизации. В литературе по предпринимательству нечасто встретишь определения культуры предпринимательства. Согласно точке зрения, акцентирующей внимание на внутренней среде предприятия, культура предпринимательства - это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда. При этом указано, что культура предпринимательской деятельности в широком смысле слова выступает средством идентификации предпринимателя с предпринимательской средой. Автор рассматривает дефиниции «культура предпринимательства» применительно к условиям современной России, прослеживает корреляционную обусловленность культуры предпринимательства на макро- и микроуровнях, рассматривает варианты возможного развития и совершенствования культуры предпринимательства.

Ключевые слова: культура предпринимательства; предпринимательская деятельность; феномен предпринимательской культуры; этика предпринимательства.

Приступая к определению понятия «культура предпринимательская», необходимо, прежде всего, выявить сущностные черты и характеристики слагаемых этот феномен элементов, а именно - предпринимательства и культуры.

Учитывая опыт становления предпринимательства в России, полагаем, что и феномен отечественного предпринимательства

необходимо рассматривать с учетом развития теории и практики предпринимательства в экономически развитых странах.

Впервые понятие «предприниматель» (entrepreneur) ввел Жан-Батист Сэй (17671832) - французский экономист, представитель классической школы политэкономии. Примерно в 1800 г. Ж.-Б. Сэй определил его так: «Антрепренер перебрасывает экономи-

ческие ресурсы из сферы малой продуктивности в сферу большой продуктивности и пожинает плоды» [1].

По В.И. Далю, «предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек» [2]. Предпринимательская функция - дело частного делового человека.

Экономический словарь указывает, что «предприниматель - лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Предпринимательская инициатива - форма управления производством и сбытом, включающая выработку новых конкурентоспособных идей, как перманентный процесс, оперативное внедрение наиболее плодотворных идей и организацию системы мероприятий по максимально быстрому и эффективному сбыту новой продукции, полученной по новой технологии» [3].

Говард Х. Стивенсон, профессор Гарвардского университета, автор программы по изучению предпринимательства, используя междисциплинарный подход при создании и успешном функционировании предпринимательских структур, фокусирует внимание на следующем определении: «Предпринимательство - это наука управлять, суть которой мы можем сформулировать следующим образом: погоня за возможностями без оглядки на ресурсы, которые в данный момент находятся у нас под контролем» [4].

В теории рынка предпринимательство неразрывно связано с таким фактором, как труд. Но предпринимательство выделяют в качестве особого фактора производства, т. к. начальный этап предпринимательства связан только с идеей - результатом мыслительной деятельности, которая в будущем материализуется в предприятие.

Деятельность предпринимателя-иннова-тора, несомненно, связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому совершенно очевидно, что решение столь сложных и разнообразных задач предъявляет довольно жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны знания, умения, способности, характер. Результатом деятельности предпринимателя оказываются изменения в материальном содержании, формах и способах труда не только в сфере материаль-

ного производства, но и в торговле, страховой деятельности, банковском деле, индустрии развлечений, образовании, средствах массовой информации - в любой сфере деятельности.

Современный этап научно-технической революции связан с разработкой, внедрением и использованием новейших технологий. Эпоха высоких технологий требует от предпринимателя высочайшего интеллекта и развитой креативности, которые позволяют оценить экономический эффект инновации, принять выверенное решение.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству, основанному на интракапитале.

Термин «интрапренерство» (intrapreneur-ship, сокр. от intra-corporate entrepreneurship) впервые появился в статье британского автора Нормана Макраи, опубликованной в 1976 г. в журнале The Economist [5].

Н. Макраи, которого считают одним из лучших специалистов по прогнозированию экономических и социальных явлений в мире, указывал на признаки «надвигающейся предпринимательской революции» и предлагал компаниям активно использовать идеи предпринимательства в качестве принципов функционирования. Эти идеи были развиты и популяризированы в середине 1980-х гг. Гиффордом Пиншо и Розабет Мосс Кантер. Так, Г. Пиншо исследовал механизмы развития новых идей и поддержания предпринимательской атмосферы в организации, обращая внимание на организационные механизмы, стимулирующие интрапренерство, и комплекс личностных характеристик сотрудников [6]. Широко известный американский ученый, консультант и писатель Р.М. Кантер также использовала поведенческий подход в анализе феномена внутрифирменного предпринимательства, определяя последнее как механизм, посредством которого «компании стимулируют инновационную и предпринимательскую деятельность и проявление инициативы своих сотрудников» [7].

Таким образом, мы можем заключить, что предпринимательство - это часть бизнеса, оплодотворенная творческим, инновационным подходом в частности и деловой творческой активностью (или предприимчи-

востью) в целом. Предпринимательство всегда связано с улучшением потребительских свойств товара, расширением ассортимента товаров, внедрением новой техники и технологии, поиском новых рынков, диверсификацией производства и другими компонентами инновационного характера.

Анализ показал, что культура, как мера освоенности личностью или социальной группой ценностей цивилизации, не может существовать вне общества; затрагивает все области человеческой деятельности; динамично развивающаяся по своим законам структура; совокупность ценностей, образовавшаяся в процессе исторического развития общества; является связующим элементом между народами, поколениями; представляет собой не только деятельность, но и способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.

Культура - сложная система, пронизывающая все сферы жизнедеятельности, основное условие и процесс включения людей в сообщество.

В настоящее время существует несколько основных подходов к культуре предпринимательства: полное ее игнорирование; недооценка; идентификация предпринимательской культуры с организационной культурой или с корпоративной культурой; восприятие и исследование интересующего нас феномена.

Следует констатировать, что предпринимательская культура как понятие не имеет однозначной трактовки. В основном, акцентируется внимание на внутренней среде предприятия, культура предпринимательства на микроуровне - это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда. При этом подчеркивается, что культура предпринимательской деятельности в широком смысле слова выступает средством идентификации предпринимателя с предпринимательской средой. Она определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия. Таким образом, устанавливается зависимость внутренней среды предприятия от внешней. В основе такого подхода лежит теория адаптации, понимаемая узко лишь в смысле приспособления организации к внешней среде. При этом недооценивается

экономическая активность предприятия, а следовательно, активная сторона адаптации -приспосабливание внешней среды под предприятие.

Другая точка зрения рассматривает предпринимательскую культуру на макроуровне как динамическое соответствие трех ее уровней: внешних условий хозяйствования, внутренней организационно-технической структуры, социальных связей. Эти уровни рассматриваются в качестве детерминант процесса формирования предпринимательской культуры. В рамках этой точки зрения предпринимательская культура системно рассматривается как конкретизация предпринимательской этики, как ее выражение, обусловленное историческими, этническими, географическими и иными природными и социальными характеристиками определенного пространственно-временного контекста.

Безусловно, предпринимательская культура является составной частью более широкого понятия, каким является экономическая культура. Предпринимательская культура -это экономическая культура того социального слоя, который представляют предприниматели.

Назначение культуры предпринимательства, на наш взгляд, связано с решением четырех основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде; обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей; удовлетворением потребностей населения в товарах и услугах; реализацией творческого потенциала субъектов предпринимательской деятельности. При этом необходима интеграция культуры предприятия и культуры всех его работников. Культура предпринимательства предполагает умение так организовать производственную и коммерческую деятельность фирмы, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием таких условий, при которых работники максимально бы раскрыли свой творческий потенциал и были удовлетворены трудом или «смогли раскрыть».

По мнению ряда авторов, культура предпринимательства выступает основой построения технологий развития предпринимательства, предприимчивости, формирования подлинного хозяина земли, предприятия, страны. Сегодня технологии формирования высокой культуры предпринимательства приобретают особую значимость. Выявляются разные ее стадии (детский возраст, юность

и т. д.); разные уровни (региональный, федеральный, личностный); субъекты заданности (сама личность, группа, социальный институт и т. д.) [8].

Культура предпринимательства реализуется через следующие параметры: аккумуля-тивность - склонность носителей культуры предпринимательства (культурной общности) к восприятию когда-либо открытых способов и предметов деятельности; модификация - способность обогащать или обновлять свои культурные традиции в целях адаптации к внешней среде и внутренней интеграции; результативность - способность продуктивно функционировать за счет большего числа носителей культуры и за счет их энергичности; амбивалентность - способность регулятивов культуры предпринимателей вызывать двойственность переживаний, что позволяет использовать нормы и ценности культуры на принципах свободного выбора. При этом необходимо помнить, что предпринимательская культура - это скорее не набор готовых правил, а интеллектуальный инструмент, овладение которым позволяет приходить к эффективным решениям в разнообразных ситуациях социально-экономической жизни сообщества.

На сегодняшний день попытки исследования организационной культуры остаются несовершенными. Многие организационные культуры находятся в процессе трансформации, и реальная картина может быть получена только в ходе регулярного мониторинга.

Наиболее удачной, на наш взгляд, является следующая трактовка: культура предпринимательства - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей, или высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение [9]. Существует еще множество определений, однако, по сути, они сводятся к тому, что культура - это понятие, интегрирующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений, общества в целом на определенном историческом этапе своего развития.

В настоящее время используются термины «культура предпринимательства», «культура предприятия (фирмы)», «хозяйственная культура», «корпоративная культура», «организационная культура». Все это трактуется как идентичные понятия, под которыми понимается духовная жизнь людей в предпринимательской среде, в организации, их идей-

ное нравственное состояние, ощущения, мышление и действия [10].

Культура предпринимательства отражает влияние состояния экономики на сферу культуры; верно также обратное утверждение, согласно которому она является проекцией культуры на сферу экономики. Другими словами, культурная компонента экономической деятельности неотделима от самой деятельности, является ее необходимой предпосылкой и способна активно воздействовать на нее, усиливая или замедляя развитие экономики. По отношению к хозяйственной деятельности культурная среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов хозяйственной деятельности.

Внутренняя культурная среда относится к микросреде субъекта хозяйственной деятельности и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.

Ныне имеет место как бы встречное движение хозяйственных предпринимательских культур Востока и Запада: Запад стремится развить в своих корпорациях принципы коллективизма и ценностного отождествления каждого работника с целями и организационно-хозяйственной культурой фирмы, а Восток пытается задействовать в рамках корпорации деятельные индивидуально-предпринимательские мотивации, без которых невозможна современная инновационно-предпринимательская культура.

Обобщая, можно сказать, что чисто «технократическое» понимание экономического роста, не учитывающее огромную роль культурной компоненты хозяйства, ныне преодолено и в развитых странах Запада, и в развивающихся странах Востока.

Однако уровни и размах управления хозяйственной культурой в странах с развитой рыночной экономикой и в странах с переходной (транзитарной) экономикой, разумеется, весьма различны. Применительно к первым состояние этого вида управления диктуется высотой «постиндустриального развития», требующего не просто квалифицированного исполнителя, встроенного в иерархическую бюрократическую структуру корпорации, а деятельного энергичного предпринимателя, имеющего определенную свободу и ответственность внутри корпора-

ции, не отчужденного от нее, а личностно с ней слитого.

Говоря об активном становлении культуры предпринимательства на микроуровне в крупных корпорациях, следует отметить и высший уровень формирования культуры -общенациональный, общегосударственный. С переходом на этот уровень расширяется и сама культурная среда, и ее возможности. Государство определяет общенациональные цели, проводит «национальную политику», а также осуществляет социализацию экономики. В задачи национальной стратегии сегодня входят поддержка и распространение инновационной культуры, нередко на базе возрождения традиционных культурных ценностей. При этом фигура предпринимателя-новатора пропагандируется как образец для подражания, предпринимательская активность всячески облагораживается; налицо попытки возродить на новой основе старую хозяйственную этику, помогшую становлению капитализма. Внедрение на государственном уровне установок о ценности предпринимательства происходит практически во всех странах с развитой рыночной экономикой. Данный процесс идет тем успешнее, чем выше консолидация общества.

Культура предпринимательства как особая специализированная сфера культуры всегда связана с деятельностью по производству жизни (жизнеобеспечением) и воплощена в таких своих носителях, как технологии, обычаи, нормы права; она кристаллизована в определенных институциональных структурах. Прежде всего, хозяйственная культура представлена в институциональной системе общественного разделения труда.

Переходное состояние российской экономики предопределяет взаимосвязь специфических симбиозно взаимодействующих и противоречащих друг другу элементов системы экономических отношений. Здесь еще присутствуют компоненты старой административно-командной системы с присущими ей чертами и особым складом общественного сознания. Становление институтов рыночной экономки, первоначальное накопление капитала проходят в принципиально иных условиях, когда капитал формируется не в процессе длительной эволюции посредством капитализации дохода, а в основном путем деления государственной собственности и на основе принципа «больше получает тот, кто ближе к государственной власти», и не в пе-

риод зарождения и становления нового общественного строя, где преобладает мелкотоварное производство, а в индустриальную эпоху, когда концентрация капитала достигла невиданных размеров, а рынок свободной конкуренции уступил место монополистической конкуренции в различных формах ее проявления; в условиях исторического этапа бурного развития научно-технического прогресса и повышения роли человеческого фактора, усложнения практики предпринимательства и возникновения новых закономерностей в тенденциях его развития.

Правда, в отечественной практике произошло наоборот - приспособление самих условий хозяйствования к нуждам организации. В этом случае сформировалась соответствующая культура предпринимательства, опирающаяся не на рациональность поведения, а на личностные связи и бюрократические механизмы, где главным инструментом конкуренции служит возможность реализации административного ресурса.

Следует отметить, что предпринимательская культура должна базироваться на таком важном принципе, как социальная ответственность бизнеса, или социальная справедливость. Предпринимательская деятельность обязательно должна быть не только эффективной, но и справедливой. В данном случае предпринимательская деятельность содействует поддержанию жизни тех, кто сам не может производить материальных ценностей, и тех, кто не должен производить такие ценности по роду своей деятельности, важной для общества и государства не в меньшей степени, чем работа, направленная на производство материальных благ.

Предпринимательская культура сохраняет, поддерживает и развивает инновационную культуру, ту часть культуры общества, которая более всего развита именно у предпринимателей. Необходимо отметить, что новаторский тип предпринимательской культуры обусловлен не внутренней эволюцией организации, а является реакцией на изменение внешней среды - рыночных условий осуществления предпринимательской деятельности; готовность к риску, потребность к инновации и активный поиск ее - все эти необходимые элементы предпринимательской деятельности оказываются частью общечеловеческой культуры.

1. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии // Сэй Ж.-Б. Экономические софизмы. Экономические гармонии / Фредерик Бастиа; сост., вступ. ст. и коммент. М.К. Бункиной, А.М. Семенова. М., 2000.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978.

3. Краткий экономический словарь / под ред. А.Н. Азриэляна. М., 2004.

4. Stevenson H.H., Shirley M.S. Getting to Giving: Fundraising the Entrepreneurial Way. Belmont, 2011.

5. Macrae N. The Coming Entrepreneurial Revolution: A Survey // The Economist. 1976. Vol. 25. P. 41-65.

6. Pinchot G. Intrapreneuring. N. Y., 1985.

7. Kanter R.M. The Change Masters. N. Y., 1984.

8. Теория управления: социально-технологический подход: энцикл. словарь / под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М., 2004.

9. Организация предпринимательской деятельности / под ред. А.Н. Асаула. СПб., 2004.

10. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. Предпринимательство. М., 2005.

Поступила в редакцию 28.09.2013 г.

UDK 330.12

CULTURE OF ENTREPRENEURSHIP AS ECONOMIC UNIVERSAL OF NATIONAL ECONOMY: CONCEPTUAL FOUNDATIONS, CORRELATION DEPENDENCE, DEVELOPMENT VECTOR

Natalia Yuryevna DANOVA, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

The article considers such difficult economic category as a culture of entrepreneurship. The author made an attempt to define the essential features and characteristics of the elements of the economic categories, namely: business and culture. Given the experience of the formation of entrepreneurship in Russia, it is necessary to remember that the phenomenon of domestic entrepreneurship should be considered taking into account the development of the theory and practice matches entrepreneurship in economically developed countries. The author gives time - personal definitions of «entrepreneur» and «entrepreneurship» in view of the time and the author's retrospective. The entrepreneurship, as a rule, was isolated as a special factor of production, as the initial stage of business connected only with the idea - the result of intellectual activity, which in future will materialize in the enterprise. The activities of the entrepreneur - innovator is undoubtedly due to the risk and uncertainty of the success of the business started. Therefore, it is clear that the decision is so complex and varied tasks impose rather, strict requirements to the personal qualities of the individual engaged in business. There are important knowledge and skills, and abilities and character. The result of the entrepreneur are the changes in the material content, forms and methods of work not only in the sphere of material production , but also in trade , insurance , banking , entertainment , education, the media - in any field. The current stage of scientific and technological revolution is associated with the development, implementation and use of the latest technology. The era of high -tech entrepreneur requires high intelligence and creativity developed that allow us to estimate the economic effect of innovation, take -tuned solution. At present, the theoretical research focuses on entrepreneurship not only as a way of doing things on a separate, independent basis, but also intra-corporate entrepreneurship or entrepreneurship based on intra-capital. For entrepreneurship to be the freedom of creativity is an essential and indispensable condition, and today the division's top holdings are entitled to freedom of action in the use of intra-capital necessary for the implementation of the ideas underlying the in-house business. The author then goes on to analyze the concept of "culture" as a measure of social values of civilization. The literature on entrepreneurship rarely comes across defin i-tion of an entrepreneurial culture. According to the point of view, stressing the internal environment of the enterprise, entrepreneurial culture - a system of formal and informal rules and norms of engagement, customs and traditions of individual and group interests of the behavior of the employees of the organizational structure, leadership style, employee satisfaction indicators of working conditions. The authors point out that the culture of entrepreneurship in the broadest sense is a means of identifying an entrepreneur with a business environment. The author examines the definition of a "culture of entrepreneur-ship" relation to the conditions of modern Russia, traces the correlation conditionality culture of entrepreneurship at the macro and micro levels, considering options for possible development and improvement of enterprise culture.

Key words: culture of entrepreneurship; entrepreneurial activity; phenomenon of entrepreneurial culture and ethics of entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.