Keywords: enterprise decision, retail network, innovative hypermarket, value innovation.
Bibliographic list
1. Garaedagi J. Systems Thinking: How to manage the chaos and complex processes: Platform for modeling business architecture / lane. from English. E. I. Nebalskaya, scientific. ed. E. V. Kuznetsova. - Minsk: Grevtsov Books, 2010. - p. 480.
2. Miller, A. E., Krutik, A. B. Modernization of the enterprise relations in the conditions of crisis//the Messenger of Omsk university. Economy series. -2014 . - No. 1. - Page 129-136.
3. Lifecycle Management Corporation / I. K. Adizes.; lane. from English. A. G. Seferian. - St. Petersburg.: Peter, 2012. - p. 384.
4. Managing Change / I. K. Adizes; lane. from English. V. Kuzin. - St. Petersburg.: Peter, 2012 - p. 224.
5. Blue Ocean Strategy. How to find or create a market, free from other players / V. Chan Kim, Renee
Mauborgne; lane. from English. Mann, Ivanov and Ferber, 2012.
I. Yushchenko. - M. - p. 304.
Нургазин Ерлан Оразалович - аспирант кафедры "Экономика, налоги и налогообложение" Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Основное направление научных исследований - процесс разработки и реализации предпринимательских решений в розничных сетях. Общее количество опубликованных работ - 25. E-mail: [email protected]
Миллер Александр Емельянович - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика, налоги и налогообложение» Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Основное направление научных исследований - организационно-управленческие формы предпринимательства и
интрапренерства. Общее количество публикаций - 240. E-mail: [email protected]
УДК 331.108.2
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА В КОНТЕКСТЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В. С. Половинко
Аннотация. В статье исследованы особенности формирования структуры управленческого персонала в условиях внутрифирменного предпринимательства. Обоснована расширенная трактовка предпринимательской функции, позволяющая изменить устоявшееся понимание содержания и характера труда управленческого персонала предпринимательской структуры. Предложены подходы к формированию новой классификации управленческого персонала, которая бы отвечала на вопрос о наличии/отсутствии функций и задач, которые имеют предпринимательские характеристики.
Ключевые слова: внутрифирменное предпринимательство,
предпринимательская функция, предприниматель, персонал предпринимательской структуры.
Введение
Ужесточение конкурентной среды под влиянием таких факторов, как глобализация экономики, появление технологических инноваций, постоянное совершенствование производственного процесса, наращивание интеллектуального капитала и увеличение скорости изменения состояния рынка заставляет предпринимательские структуры добиваться большей гибкости и адаптивности, повышения эффективности аппарата управления, увеличения степени творческой свободы сотрудников, создания «атмосферы предпринимательского духа». В данных условиях управленческий персонал предпринимательской структуры получает больше самостоятельности в выборе и реализации управленческих решений. Его
способность искать, обладать и использовать уникальную информацию в своей функциональной области становится главной ценностью и залогом успеха. Руководитель предпринимательской структуры не обладает таким количеством информации по всем функциональным направлениям, как функциональные и линейные руководители, поэтому последние объективно должны выступать в качестве предпринимателей в своих функциональных областях.
Основная часть
Традиционные общие функции менеджмента должны быть переосмыслены, чтобы в большей мере соответствовать складывающимся тенденциям развития организации предпринимательской
деятельности и управления.
Таблица 1 - Подходы к классификации функций менеджмента
Представители научных школ Классификация функций менеджмента
А. Файоль Прогнозирование и планирование; Организация; Распоряжение; Координация; Контроль
М. Мескон Планирование; Организация; Мотивация; Контроль
М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров • Планирование; Организация; Контроль; Мотивация; Координация.
А. В. Райченко Планирование (предвидение, моделирование, прогнозирование, программирование); Организация (коммутация, распределение, разграничение, упорядочение); Координация (согласование, соглашение, кооперация, взаимодействие); Контроль (проверка, сравнение, персонализация, анализ); Стимулирование (оценка, выделение, воздействие, активизация).
Бунин И. Центр предпринимательских исследований "Экспертиза" • в т.ч предпринимательская функция
В заявленной проблеме особый интерес представляет добавление к числу функций менеджмента предпринимательской функции И. Буниным, занимающимся исследованием проблем качественного состояния предпринимательства в России.
Взгляды ученых на содержание и широту применения понятия «предпринимательство» эволюционировали по мере изменения способов и средств производства в обществе. На современном этапе понимание сущности предпринимательства расширяется до уровня как «внешнего (или бизнеса), так и внутреннего (интрапренерства)
Таблица 2 - Эволюция взглядов ученых на сущность предпринимательства и
предпринимателя
"Первая волна" о Р. Кантильон (XVIII в.) о А. Смит (XVIII в.) о Ж.-Б. Сэй о (XVIII - начало XIX вв.) Предприниматель • Собственник • Лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт • Экономический агент, комбинирующий факторы производства как посредник, обладатель знаний и опыта
"Вторая волна" о Джозеф Шумпетер о (1883-1950) Предприниматель • человек, берущийся за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие • характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности • это новатор, который разрушает сложившееся экономическое равновесие, стимулируя развитие • это не род занятий, а склад ума и свойство натуры Целевые мотивы в деятельности предпринимателя о потребность в господстве, власти, влиянии о воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой о радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел
предпринимательства» [1, 2]. Миллер А. Е. под интрапренерством, или
внутрифирменным предпринимательством, понимает «один из возможных способов управления в одном или нескольких структурных подразделений своей (либо «чужой») фирмы с целью «успешного ведения дел» (во втором случае предприниматель «превращается в менеджера») [1, с. 15-16].
Системный анализ взглядов на сущность предпринимательства и предпринимателя представлен в таблице 1.
Продолжение Таблицы 2
"Третья волна" - полифункциональная модель предпринимательства о Л. Мизес о Ф. Хайек о И. Кирцнер Предприниматель • экспериментирует с новыми технологическими методами, а отбирает из множества... возможных методов именно те, которые
наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются • способный реагировать на изменения экономической и
общественной ситуации, самостоятельный в выборе и принятии решений, присуще наличие управленческих способностей • «уравновешивающая сила» в рыночной системе
"Четвертая волна» (Г. Пиншо, Р. Рамелт, Р. Хизрич, М. Питере) Предпринимательство и интрапренерство о создание в рамках крупных корпораций самостоятельных предпринимательских команд на независимой основе о создание «атмосферы свободного духа» для удержания в рамках корпорации самых инициативных групп специалистов о внутренний предприниматель превращается в рискующего менеджера
Обратим внимание, что представители «четвертой волны» - теории интрапренерства -закладывают основные базовые
характеристики предпринимательства в основу управления современной компанией. В частности, к таким базовым характеристикам предпринимательства можно отнести следующие:
1. Наличие высокой степени риска деятельности. В предпринимательской деятельности отсутствуют гарантии достижения прибыли или убытков. Деятельность современной компании находится в состоянии постоянного риска потери прибыли, доли рынка и т.п. от воздействия конкурентов, неправильных управленческих решений собственного менеджмента, воздействия правительственных структур и т.п. Наличие полной самостоятельности деятельности. Предприниматель самостоятельно определяет стратегию и тактику ведения бизнеса. В условиях увеличения гибкости рынков, усиления скорости изменения состояния факторов производства большая самостоятельность в принятии управленческих решений (долгосрочных и краткосрочных) отводится управленческому персоналу компании. Первое лицо организации не в состоянии собрать, обработать и использовать массив информации, которые предлагает сегодня общество.
2. Отнесение результатов предпринимательской деятельности в пользу предпринимателя. Хозяйствующий субъект принимает на себя все доходы и убытки от данной деятельности. Управленческий персонал компании разделяет прибыли и убытки этой организации, заключая с руководством корпорации договор о
разделении доходов и убытков от своей деятельности либо владея акциями.
3. Необходимость комбинирования различных факторов производства. Для достижения цели предприниматель вынужден наилучшим образом сочетать такие факторы производства, как труд, финансы и т.д.
4. Необходимость разрушения сложившегося экономического равновесия. Появление новых предпринимателей нарушает равновесие на всех рынках: ресурсных (привлечение работников, финансовых средств и т.п.), и товарных (выпуск более конкурентоспособных товаров, предложение новых услуг, способных в большей степени удовлетворить запросы потребителей).
5. Необходимость гибкого реагирования на изменения в экономической и общественной ситуации. Предприниматель должен регулярно оценивать состояние запросов потребителей для предложения новых товаров и услуг, а также состояние основных факторов производства и состояние других хозяйствующих субъектов. Управленческий персонал, в отличие от первого лица, имеет возможность получать больший массив информации, и достаточный уровень самостоятельности для реагирования на нее.
6. Наличие высокой степени проникновения в экономику. Предприниматель может действовать в любой отрасли экономики и сфере деятельности общества. В современной организации деятельность управленцев любых функциональных направлений имеет черты предпринимательства.
То есть, базовые характеристики предпринимательства в макроэкономическом, широком понимании закладываются в основу микроэкономической, внутренней деятельности
организации и принимают форму интрапренерства. В этих условиях интрапренерство представляется как один из способов управления компанией, при которой внутренний предприниматель «превращается в менеджера» [1, с. 16]. Происходит расширение и усложнение трактовки сущности менеджера, или управленческого персонала организации за счет возложение на него функций интрапренерства, или предпринимательской функции.
Теория интрапренерства, по нашему мнению, выступает как эволюционный этап развития экономической мысли от противопоставления теорий
предпринимательства и управления к их синтезу, который приводит к новому расширенному пониманию сущности управленца в организации и к более расширенной трактовке функций
управленческого персонала в организации. Совмещение и синтез теорий управления и интрапренерства позволяет рассматривать сущность, целевое и функциональное содержание менеджмента организации на новом качественном уровне. Схематично взаимное влияние теорий
предпринимательства и управления представлено на рис. 1.
Управл ®ш® на ©ошв® предариншшшьшш
Рис. 1. Эволюционное развитие теории управления организацией
Исходя из сказанного,
предпринимательство можно рассматривать в трех аспектах:
-как специфическую функцию управления, реализуемую наряду с классическими общими функциями -планированием, организацией и пр. При этом предпринимательская функция расширяет содержание управления как вида деятельности, дополняя его теми чертами, которые характерны для
предпринимательства;
-как форму реализации управленческой деятельности, акцентируя внимание на том, что классические общие функции управления можно осуществлять, основываясь на
принципах и сущностных чертах предпринимательства;
-как особый вид самостоятельной, относительно автономной управленческой деятельности, основное предназначение которой заключается в создании новых бизнес-структур, компаний, связей и пр.
Первые два аспекта отражают новые методы и черты управленческой деятельности менеджеров организации (внутреннее предпринимательство).
Последний аспект характеризует
предпринимательскую сущность
деятельности бизнесменов (внешнее предпринимательство), а также менеджеров в компании, ответственных за разработку и воплощение предпринимательских идей развития организации, в чьи непосредственные функции входит предпринимательская деятельность
(внутреннее предпринимательство с выделением соответствующих
функциональных позиций - отдел по корпоративному развитию, менеджер по развитию, коллектив интрапренерской фирмы).
В любом случае, тенденция такова, что предпринимательская деятельность и её основные черты получают все большее воплощение на практике, доля этого элемента в общей системе управленческой деятельности будет возрастать.
Расширение трактовки сущности управления организацией может, как следствие, изменить устоявшееся понимание содержания и характера труда управленческого персонала,
трансформировать понимание сущности и структуры управленческого персонала.
В настоящее время существует большое количество трактовок сущности и структуры управленческого персонала организации. Преимущественно все они основаны либо на противопоставлении управляемой и управляющей систем, либо на их синтезе и взаимопроникновении. Ярким примером противопоставления этих систем является понимание управленческого персонала как аппарата управления. Противопоставление управляемой и управляющих подсистем характерно для линейной и функциональной организационных структур, а их синтезирование - в проектной и штабной структурах.
Поскольку в России наибольшее распространение получили именно линейные и функциональные организационные структуры, имеющие высокую степень внутренней иерархии, то трактовка
Конечно, все функции управления невозможно разделить столь очевидным образом. Например, осуществление функций управления персоналом по своей сути относится к бэк-офису, однако специалисты данного подразделения активно взаимодействуют с внешним рынком труда, который состоит из потенциальных потребителей товаров массового потребления и услуг. Через такое взаимодействие возможно влиять на имидж компании, а, следовательно, и на товары, которые она предлагает на рынок.
Таким образом, отнесение персонала организации к управленческому и неуправленческому на основе разделения и противопоставления управляемой и
управленческого персонала часто представлена только при рассмотрении классификации всего персонала организации. Так в таблице 3 представлен обобщающий анализ классификаций персонала.
управляющей систем, к сожалению, не учитывает навыки, умения и способности управленческого персонала. Разделение представлено только на основе функционального или организационного признаков. Однако ряд ученых, изучающих проблемы предпринимательства и менеджмента организации, уделяют особое внимание именно личностным и деловым качествам управленческого персонала. Они указывают на необходимость наличия у менеджеров таланта, склонностей к управленческой деятельности. Именно по этому признаку они выделяют управленческий персонал из числа всего персонала организации.
Интересна попытка Роберта Л. Катца, который приводит комбинацию трех навыков
Таблица 3 - Подходы к классификации персонала организации
Классификационный признак Классификационные группы
По функциям, выполняемым в • Рабочие (основные и вспомогательные)
производственном процессе • Инженерно-технические работники
• Служащие (руководители, функциональные специалисты, специалисты, служащие)
• Младший обслуживающий персонал
• Ученики
• Охрана
По характеру фактической • Профессиональный признак
деятельности (роду занятий) • Отраслевой признак
По принципу участия в • Рабочие
технологическом процессе о Основные
о вспомогательные
• ИТР
о о о Руководители Специалисты Технические исполнители
По профессионально-квалификационному признаку и социально-демографическому • • • Персонал различных профессиональных групп Персонал различного квалификационного уровня Персонал различного демографического состава
составу • Персонал различного социального состава
По месту в организационной • Весь персонал организации
структуре предприятия • Персонал отдельного направления деятельности организации
(персонал экономических служб, персонал технико-технологических
отделов и т.п.)
• персонал отдельного структурного подразделения
• отдельные работники с их статусом и функциями
По сроку работы • постоянные
• сезонные
• временные
Категории сотрудников (персонала) • ключевой персонал организации
исходя из их ценности для • разовые эксперты
компании • заменяемые специалисты
• сотрудники, наити которых на рынке труда не составляет никаких
трудностей
По принадлежности к подсистема о персонал, являющийся субъектами управления, и принадлежащий к
управления управляющей системе.
о персонал, являющийся объектом управления и принадлежащий к
управляемой системе.
(технические, человеческие и концептуальные) для трех уровней руководства организации: контролирующее руководство (первый эшелон), руководство среднего звена и высшее руководство. Руководители первого звена, в первую очередь, должны быть хорошо подготовлены практически, «...так как именно в обязанности руководителей первого звена входит обучать, направлять, побуждать. Среднему эшелону требуются в равной мере и практические умения и концептуальные. Наконец, высший эшелон ценится не столько за практические умения, сколько за концептуальные и человеческие. Высшие руководители должны иметь обширные технические знания, но им вовсе не обязательно владеть практическими (техническими) умениями» [3, с. 68]
В соответствии с этим, понимание управленческого персонала организации расширяется, несколько трансформируются акценты в понимании сущности данной категории персонала. Понимание управленческого персонала, как только лишь отожествление работника с конкретным рабочим местом (управленческой должностью) расширяется и дополняется набором разнообразных талантов, навыков и умений работника.
Заключение
Таким образом, очевидно, что необходима новая классификация управленческого персонала, которая бы отвечала на вопрос о наличии/отсутствии функций и задач, которые имеют предпринимательские характеристики. Отсутствие такого разграничения приводит к тому, что при описании требований к управленческим должностям применяют традиционный подход, в котором преобладают принципы стандартизированное™ функций, жесткости управления бизнес-процессами, четкой иерхаризации и пр. Это в принципе противоречит сущности интерапринерства как форме предпринимательства. Выделение этой группы управленцев в особую позволит более точно описать компетенции, которые в дальнейшем будут использоваться при подборе этих специалистов, при оценке, при определении ключевых показателей эффективности их труда и при стимулировании. В этом контексте, именно с соблюдением системного подхода к персоналу, может быть разрешено противоречие между ожиданиями риска, инноваций и гибкости к управленцам со стороны работодателей (учредителей) и зарегламентированностью их деятельности, исходящей из традиционных парадигм организации труда.
Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках государственного задания ВУЗам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.
Библиографический список
1. Миллер, А. Е. Современные проблемы и методологические основы предпринимательства и интрапренерства: экономико-управленческие аспекты: Монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998. 224 с.
2. Миллер, А. Е. Модернизация предпринимательских отношений в условиях кризиса / А. Е. Миллер, А. Б. Крутик // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2014. - № 1. - С. 129-136.
3. Питер, Э. Лэнд. Менеджмент - искусство управлять: Пер с англ. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 144 с.
4. Друкер, П. Ф. Эффективный руководитель. -М.: Вильяме ИД, 2008. - 224 с.
5. Бизнес инкубатор в МГИМО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alumni.mgimo.ru/inner/modules/business/bizink.php
STRUCTURE OF THE ADMINISTRATIVE PERSONNEL IN A CONTEXT OF INTRA FIRM BUSINESS
V. S. Polovinko
In article features of formation of prerequisites of changes of production business activity are investigated. Organizational, economic and social prerequisites of change of production business activity are proved. The system of criteria of an assessment and indicators of planning of changes of production business activity is offered.
Keywords: intra-enterprise, entrepreneurial function, entrepreneur, entrepreneurial staff structure.
Bibliographic list
1. Miller A. E. Modern problems and methodological bases of business and intraprenerstvo: economical and administrative aspects: Monograph. - Omsk: Publishing house of OMGTU, 1998. 224 p.
2. Miller, A. E., Krutik, A. B. Modernization of the enterprise relations in the conditions of crisis//the Messenger of Omsk university. Economy series. -2014 . - No. 1. - P. 129-136.
3. Peter E. Lend. Management - art to operate: Per with English - M.: INFRA-M, 1995. - 144 pages.
4. Druker P. F. Effective head. - M.: Williams of IDES, 2008. - 224 p.
5. Business an incubator in MGIMO //http://alumni.mgimo.ru/inner/modules/ business/bizink.php
Половинко Владимир Семенович - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и социология труда» Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. Основное направление научных исследований - предпринимательское управление в условиях внутрифирменного
предпринимательства. Общее количество публикаций - 230.e-mail: [email protected]