Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РИСКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РИСКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РИСК В ПЕДАГОГИКЕ / РИСКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCY-BASED APPROACH / RISK IN PEDAGOGY / RISKOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнарёва Оксана Валерьевна

Обосновывается необходимость внесения изменений в подготовку студентов по направлению «Техносферная безопасность» в целях формирования рискологических компетенций, адекватных тенденции к росту профессиональных, социальных и экологических рисков. Охарактеризованы теоретические основы исследования процесса формирования рискологических компетенций студентов по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Рассмотрены теоретические и эмпирические методы, компетенции и учебные дисциплины, использованные в исследовании. Приводятся результаты эксперимента по формированию рискологических компетенций студентов политехнического вуза. Указывается на возможность интеграции технологии формирования рискологических компетенций в компетентностные модели выпускников в рамках конкретных основных образовательных программ, а также использования их при разработке учебно-методических комплексов дисциплин, направленные на становление риск-ориентированных компетенций.The necessity of making changes in the training of students in the fi eld of "Technosphere safety" is substantiated in order to form risk competencies that are adequate to the growth trend of professional, social and environmental risks. The theoretical foundations of the study of the process of forming riskological competencies of students in the area of training "Technosphere safety" are described. The theoretical and empirical methods, competencies and academic disciplines used in the study are considered. The results of an experiment on the formation of riskological competencies of students of a polytechnic university are presented. The possibility of integrating the technology of formation of riskological competencies into the competency models of graduates within the framework of specific basic educational programs, as well as their use in the development of educational-methodical complexes of disciplines aimed at the formation of risk-oriented competencies, is indicated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РИСКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.12.P.24 УДК 378

О.В. Кушнарёва,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Теоретические основы и результаты эксперимента по формированию рискологических компетенций студентов политехнического вуза

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Современный специалист должен обладать системным мышлением, быть готовым к различным сценариям профессиональной деятельности, учитывать в своей работе состояние внешней среды и существующие риски.

Последние десятилетия отмечены нарастанием рисков производственного, социального и экологического характера. Это определяет необходимость формирования рискологических компетенций студентов политехнического вуза, особенно обучающихся по направлению «Техносферная безопасность».

Говоря о рискологических компетенциях, мы тем самым признаем основополагающее значение компетентностно-го подхода к подготовке кадров. В контексте нашего исследования компетентностный подход позволяет:

1) сформировать профессионально востребованный портрет специалиста с учетом ценностных ориен-таций, перспектив развития науки и техники, требований профессии и рынка труда;

2) осуществить адаптацию систем подготовки специалистов приме-

нительно к условиям образовательной среды;

3) оценить образовательные результаты, провести внешний и внутренний аудит качества образования;

4) провести оценку квалификации специалистов при приеме на работу, в ходе их профессиональной деятельности на соответствие занимаемой должности, обеспечить прохождение ими дополнительного обучения;

5) построить индивидуальные траектории обучения студентов (самостоятельно или с помощью тьютора) с ориентацией на перечень компетенций, составленный в зависимости от требований работодателя, отрасли, законодательства или желания получить дополнительные знания, умения и навыки, что обеспечивает большую мобильность будущего специалиста на рынке труда.

Таким образом, компетентностный подход «усиливает собственно практико-ориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект» [4]. В этом качестве он отвечает требованиям распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Согласно этому распо-

© Кушнарёва О.В., 2019

п ОКСАНА ВАЛЕРЬЕВНА КУШНАРЕВА

старший преподаватель Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: педагогика, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека, промышленная безопасность, охрана труда. Автор 35 опубликованных научных работ. Электронная почта: ovk.delo@mail.ru

Обосновывается необходимость внесения изменений в подготовку студентов по направлению «Техносферная безопасность» в целях формирования рискологических компетенций, адекватных тенденции к росту профессиональных, социальных и экологических рисков. Охарактеризованы теоретические основы исследования процесса формирования рискологических компетенций студентов по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Рассмотрены теоретические и эмпирические методы, компетенции и учебные дисциплины, использованные в исследовании. Приводятся результаты эксперимента по формированию рискологических компетенций студентов политехнического вуза. Указывается на возможность интеграции технологии формирования рискологических компетенций в компетентностные модели выпускников в рамках конкретных основных образовательных программ, а также использования их при разработке учебно-методических комплексов дисциплин, направленные на становление риск-ориентированных компетенций.

Ключевые слова: компетентностный подход, риск в педагогике, рискологическая компетенция.

The necessity of making changes in the training of students in the field of "Technosphere safety" is substantiated in order to form risk competencies that are adequate to the growth trend of professional, social and environmental risks. The theoretical foundations of the study of the process of forming riskological competencies of students in the area of training "Technosphere safety" are described. The theoretical and empirical methods, competencies and academic disciplines used in the study are considered. The results of an experiment on the formation of riskological competencies of students of a polytechnic university are presented. The possibility of integrating the technology of formation of riskological competencies into the competency models of graduates within the framework of specific basic educational programs, as well as their use in the development of educational-methodical complexes of disciplines aimed at the formation of risk-oriented competencies, is indicated.

Key words: competency-based approach, risk in pedagogy, riskological competence.

ряжению, одним из условий развития высшего образования является «вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования», которая позволит «вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний» [6].

Несмотря на большой объем педагогических исследований в области компетентностного подхода, общепринятые определения понятий «компетенция» и «компетентность» по-прежнему не выработаны. Отсутствуют и масштабные исследования, в которых обосновывалась бы необходимость введения понятий «рискологическая компетенция» и «рискологическая компетентность» в процесс обучения студентов политехнического вуза, в том числе по направлению подготовки «Техносферная безопасность».

Основываясь на опыте внедрения компетентностного подхода в Пермском национальном исследовательском политехническом университете, мы предлагаем понимать под «компетенцией» необходимый результат образовательной деятельности, позволяющий специалисту решить конкретную профессиональную задачу.

Исследования проблем риска в профессиональном образовании представлены в работах А.А. Александрова, ВА. Девисилова, Е.В. Муравьевой, Е.Н. Прокофьевой, В.Л. Романовского, И.Д. Белоновской, Е.М. Езерской, С.А. Днепрова, А.А. Головкиной, Р.Е. Санина, Е.В. Савенковой, Н.Н. Асхадуллиной, В.В. Касьянова, С.И. Самыгина, Е.С. Ефимовой, Е.С. Минковой, Е.Ю. Зайцевой.

В ходе анализа этих работ, а также на основе приведенного выше определения компетенции

мы выработали собственное понимание рискологических компетенций как совокупности взаимосвязанных качеств личности, необходимого результата образовательной деятельности, включающего знания, умения, навыки в области риска, ценности культуры безопасности, мотивацию готовности к профессиональному риску, риск-ориентированное мышление, рефлексию, готовность решать конкретные задачи обеспечения безопасности; предпосылки и основания формирования рискологиче-ской компетентности в условиях профессиональной деятельности.

При выработке дефиниции профессиональной рискологической компетентности мы приняли во внимание идею Н. Хомского о необходимости противопоставления понятий «языковая компетенция» (знаю, умею, владею) и «использование языка» (применяю), понимаемых как знание говорящего - слушающего о языке и знание о его применении в общении и практической деятельности. Опыт работы и общения с обучающимися и выпускниками, анализ статистики аварий и травматизма на производстве дает основание утверждать, что человек может иметь способности (знания, умения, навыки, опыт квазипрофессиональной, профессиональной деятельности), но при этом не обладать готовностью применить их в реальных условиях ввиду личностных и психологических особенностей, отсутствия мотивов или опыта практической деятельности [5].

Таким образом, профессиональную компетентность можно определить как профессионально-личностное качество, способность и готовность специалиста к решению задач в своей профессиональной области.

В свою очередь, развитие рискологической компетентности у специалистов подразумевает их способность и готовность преодолевать профессиональные риски,

Использование все более сложной техники и технологий объективно ведет к нарастанию производственных рисков. На их предотвращение направлено формирование рискологических компетенций будущих специалистов

нести ответственность за принятые решения, обеспечивать безопасность техносферы, в том числе в нестандартных ситуациях, при отсутствии известных технических решений и способов действий.

При проведении исследования были использованы теоретические методы, в том числе анализ научных результатов и нормативной базы Российской Федерации, передового педагогического опыта. Так, с помощью методов идеализации и абстрагирования была определена сущность понятий «риско-логическая компетенция» и «ри-скологическая компетентность». С помощью индуктивного метода были выявлены характеристики и содержание процесса формирования рискологических компетенций и личностных качеств, способствующих их развитию в условиях профессиональной деятельности. Метод дедукции позволил выделить критерии сформированно-сти рискологических компетенций у студентов.

Эмпирические методы исследования (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, риск-ориентированные задания, педагогический эксперимент) дали основу для внедрения технологии

формирования рискологических компетенций студентов и проведения диагностики.

Разработанные личностные (ценности культуры безопасности, мотивация готовности к профессиональному риску) и метапред-метные (знания в области риска, риск-ориентированное мышление и профессиональная рефлексия) критерии позволили провести качественную диагностику сформи-рованности рискологических компетенций, соответствующую требованиям современной системы образования.

На констатирующем этапе исследования было установлено, что сформированность знаний в области риска и риск-ориентированного мышления у студентов соответствует нейтральному уровню, а в области ценностей культуры безопасности, мотивации готовности к профессиональному риску и рефлексии - адаптивному. Выявленные низкие показатели говорят об отсутствии целенаправленной учебно-воспитательной работы по формированию рискологических компетенций студентов.

На формирующем этапе эксперимента была определена положительная динамика развития

рискологических компетенций студентов: сформированность знаний в области риска, ценностей культуры безопасности и мотивации готовности к профессиональному риску соответствует репродуктивному уровню; риск-ориентированного мышления (у 55%) - высокопрофессиональному. Профессиональная рефлексия 54% студентов развита на репродуктивном уровне, а 33% - на высокопрофессиональном, который характеризуется способностью к осуществлению системного анализа ситуации, готовностью к осознанным действиям по преодолению риска.

Положительная динамика развития рискологических компетенций студентов свидетельствует об эффективности разработанной педагогической технологии. Данная технология может быть интегрирована в компетентностные модели выпускников в рамках конкретных основных образовательных программ либо использована при разработке учебно-методических комплексов дисциплин, формирующих риск-ориентированные компетенции.

Исследование учебно-воспитательного потенциала образовательной среды политехнического вуза как основы профессионализации личности позволило разработать и внедрить технологию формирования рискологических компетенций студентов политехнического вуза, обучающихся по направлениям подготовки 20.03.01 «Техносфер-ная безопасность» (уровень бакалавриата) и 20.04.01 «Техносферная безопасность» (уровень магистратуры).

Как свидетельствуют Л.В. Смор-гунов, А.П. Альгин, И.Н. Барыгин и др., мир сегодня - «сложнейшая самоорганизующаяся система, часто выходящая из-под контроля человека, который остался в плену линейного мышления. Для России же многие переменные, характеризующие безопасность человека, находятся за гра-

нью критической области. Это обстоятельство предопределяет, в значительной степени, неэффективность многих традиционных методов управления» [1]. Приме-

нение разработанной нами технологии формирования рискологических компетенций у студентов политехнического вуза как специалистов, обеспечивающих без-

опасность во всех отраслях экономики, станет важным шагом на пути к повышению культуры безопасности и качества управления производственными процессами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / Л.В. Сморгунов, А.П. Альгин, И.Н. Барыгин [и др.]; под ред. Л.В. Сморгунова. Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. М.: Росспэн, 2006. 381 с.

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 3 (33). С. 27-40.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: материалы XV Всерос. науч.-метод. конф. Кн. 2. С. 7-10.

5. Кушнарёва О.В. О проблеме формирования готовности к профессиональному риску обучающихся направления «Техносферная безопасность» // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XX Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. СПб., 2019. С. 394-398.

6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. от 28 сентября 2018 г.). URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 20.10.2019).

7. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов // Стандарт общего образования: материалы проекта. М., 2002.

8. Dolinina I.G., Geykhman L.K., Kushnaryova O.V., Kazarenkov V.I. Engineering Education for Forming Students' Risk-Oriented Consciousness // International Journal of Engineering & Technology. 2018. 7 (4.38). P. 118-121.

9. Dolinina I.G., Kushnaryova O.V. Forming Occupational Safety Culture on the Basis of Development of Students' Risk-Focused Intellection // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, no. 14. P. 6323-6334.

LITERATURA

1. Gosudarstvennaya politika i upravlenie: uchebnik: v 2 ch. / L.V. Smorgunov, A.P. Al'gin, I.N. Bary'gin [i dr.]; pod red. L.V. Smorgunova. Ch. 1: Koncepcii i problemy* gosudarstvennoj politiki i upravleniya. M.: Rosspe*n, 2006. 381 s.

2. Zeer E'.F. Kompetentnostny*j podxod k obrazovaniyu // Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2005. № 3 (33). S. 27-40.

3. Zimnyaya I.A. Klyuchevy*e kompetentnosti kak rezul*tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podxoda v obrazovanii. M.: Issledovatel*skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

4. Zimnyaya I.A. Kompetentnostny*j podxod v obrazovanii (metodologo-teoreticheskij aspekt) // Problemy* kachestva obrazovaniya: materialy* XV Vseros. nauch.- metod. konf. Kn. 2. S. 7-10.

5. Kushnaryova O.V. O probleme formirovaniya gotovnosti k professional*nomu risku obuchayushhixsya napravleniya «Texnosfernaya bezopasnost*» // Problemy* pedagogicheskoj innovatiki v professionalem obrazovanii: materialy* XX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. E.I. Brazhnik, N.N. Surtaeva, S.V. Krivy*x. CPb., 2019. S. 394-398.

6. O Koncepcii dolgosrochnogo social*no-e*konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel*stva Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r (v red. ot 28 sentyabrya 2018 g.). URL: http://gov.garant. ru/SESSION/PILOT/main.htm (data obrashheniya: 20.10.2019).

7. Xutorskoj A.V. Obshhepredmetnoe soderzhanie obrazovatel*ny*x standartov // Standart obshhego obrazovaniya: materialy*

proekta. M., 2002.

8. Dolinina I.G., Geykhman L.K., Kushnaryova O.V., Kazarenkov V.I. Engineering Education for Forming Students' Risk-Oriented Consciousness // International Journal of Engineering & Technology. 2018. 7 (4.38). P. 118-121.

9. Dolinina I.G., Kushnaryova O.V. Forming Occupational Safety Culture on the Basis of Development of Students' Risk-Focused Intellection // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, no. 14. P. 6323-6334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.