ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
^ О.С. Гладышева,
И.Ю. Абросимова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
Преамбула. В статье рассматриваются теоретические основы построения образовательного учебно-методического комплекса нового поколения «Уроки здоровья» для младших школьников, в основе которого заножен аксиолого-компетентностный подход, и приведены результаты практического использования этого УМК в школах Нижегородской области.
Одной из нерешенных проблем современной российской школы является ухудшение здоровья и рост асоциальное™ учащихся. В определенной части работа над решением этой проблемы доступна педагогам путем организации учебной и воспитательной деятельности по формированию у учащихся мировоззренческих установок и практических навыков по сохранению и укреплению своего здоровья. В этих условиях оказались необходимыми и востребованными учебно-методи-ческие материалы, способные помочь учителю в достижении этих целей. Известно, что наиболее результативной подобная деятельность является в начальный период обучения, поэтому нами был создан учебно-методический комплекс нового поколения «Уроки здоровья» для начальной школы, интегрированный с ОБЖ и естественными дисциплинами [1; 2; 3; 4]. Причем интеграция с этими предметными областями носит фундаментальный характер, используя основные идеи о единстве человека, природы и общества, заложенные в содержание всех естественных дисциплин, изучаемых в начальной школе. Основой курса стали, так называемые «свойства жизни», которые задали алгоритм содержания программы. Важной особенностью курса является его интеграция с ОБЖ в тех разделах, где школьниками изучаются основы безопасного поведения в природной и социальной среде. Благодаря этому создается необходимая практическая направленность его содержания. Он рассчитан на четыре года и, кроме программы, обеспечен методическими рекомендациями для учителя, в которых имеется тематическое планирование и разработка содер-
жания каждого занятия.
Основой технологии проведения этих занятий с детьми является деятельностный подход, который реализуется в различных формах интерактивного взаимодействия учителя и ученика. При разработке занятий нами были использованы элементы развивающего обучения, технологии критического мышления, проектного метода обучения. Все это требует от участников обучения владения навыками эффективного общения. Поэтому значительный объем занятий посвящается формированию основ коммуникативной культуры учащихся: умению вести диалог и задавать вопросы; умению слушать, формулировать и излагать свои мысли, быть вежливым и доброжелательным в общении с окружающими.
Цели курса носят общегуманистический, прагматический и образовательный характер. Формирование у младших школьников представлений о здоровье как об одной из важнейших личной ценностной категории имеет отношение к общегуманистическим целям, тогда как ориентация школьников на практическую деятельность и активность в сохранении и поддержании здоровья и здорового образа жизни - из разряда прагматических.
Образовательные цели курса отличаются многообразием. Поскольку он основан на идеях развивающего обучения, то важнейшими целями являются мировоззренческие. Они направлены на достижение в ходе обучения школьников формирования у них представлений о единстве и взаимосвязи человека, природы и общества, а также представлений об интегральности понятия здо-
ровья, включающего физический, психический и социально-поведенческие аспекты, о тесной связи между поведением человека и его здоровь- ^ ем. В качестве развивающих целей курс опирается на формирование коммуникативных умений, а также общеучебных умений, таких как овладение целеполаганием, элементами проектной деятельности в рамках урока и во внеурочных занятиях, умениями анализировать результаты своей деятельности. Среди учебных целей основными являются получение школьниками знаний, умений и навыков: о принципах безопасного взаимодействия с окружающей природой и социумом; об основных правилах коммуникативной культуры; об основных правилах личной и общественной гигиены; об основах здорового питания; о важности двигательной активности, физической культуры и физического труда; об этапах развития организма человека; об алгоритме принятия решений и выборе поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях, в том числе связанных с возможными поведенческими рисками.
Апробация и широкое внедрение этого курса было осуществлено в целом ряде городских и сельских школ Нижегородской области. В настоящее время он рекомендован к использованию в качестве школьного компонента в базисный региональный план. В 2004 и 2006 годах программа первой и второй части УМК этого курса были опубликованы в газете «Здоровье детей», являющейся приложением к газете «Первое сентября» [5; 6]. В результате он стал доступен для использования на территории РФ. Известно, что данный курс используется в школах Кирова, Орска, Рязани. Формы реализации этого курса, которые сложились в нижегородских школах, различны, по-
скольку его используют как в основной школе, так и в системе дополнительного образования. Это могут быть отдельные уроки, реализуемые в контексте школьного компонента в тех школах, которые номинируют для себя здоровьесберегающую деятельность, факультативные занятия, классные часы. В школах «полного дня» занятия могут быть включены в систему дополнительного образования, а также использоваться как кружковая работа в течении учебного года или в лагерное время.
Эффективность использования УМК «Уроки здоровья» для обучения определялась нами в ходе его апробации. Для этого были разработаны анкеты для учеников, педагогов и родителей, а также специальные тесты для учащихся. В мониторинге участвовало 870 городских и сельских школьников начальной школы. В ходе экспериментальной апробации курса, которая проходила в течение нескольких лет в конце каждого года обучения, нами проводилось итоговое анкетирование (1 год обучения) и анкетирование и тестирование (2, 3 год обучения). Для отслеживания эффективности обучения по данной программе были использованы следующие критерии: интерес школьников к занятиям; сформированность мировоззренческих установок на здоровье и здо-ровьесбережение; знание предметного материала или уровень обученности; полезность полученных в данном курсе знаний для здоровья, а также применяют ли учащиеся полученные знания в своей жизни; развивающий эффект программы.
Интерес к изучению программы у учащихся в течение всего срока был достаточно высоким и составлял 75-85%. Примерно такое же число школьников оценивали для себя полезность обучения такому курсу (рис. 1).
3 класс; 86,60%
Рисунок 1. Оценка школьниками полезности для здоровья занятий по программе
В ходе обучения детей начальной школы курсу «Уроки здоровья» изменяются и их мировоззренческие установки. «Здоровье» и «здоровый образ жизни» как личные ценности рассматривали после 1 года обучения - 70% учащихся; после 2 года обучения - 75% учащихся, а после 3 го -
89% учащихся начальной школы (рис. 2). Все учащиеся демонстрировали высокий уровень обученности. Хороший уровень знаний предметного материала демонстрировали после 1 -го года обучения - 65 % учащихся; после 2-го- 75%; а после 3-го-78,5% (рис. 3).
1 класс; 70%
Рисунок 2. Сформированиесть мировоззренческих установок на здоровье и здоровый образ жизни у учащихся начальной школы
3 класс; 78,50%
Рисунок 3. Уровень обученности школьников при изучении программы «Уроки здоровья))
Одним из основных критериев эффективности обучения мы считали «практическое использование» школьниками полученных знаний в различных жизненных ситуациях. Этот показатель оценивался нами по нескольким параметрам, среди которых ответы учеников при решении ими
специальных «ситуационных» задач, мнение родителей и учителя. Как показали эти исследования (рис. 4), полученные знания используют на практике после 1 -го года обучения 30% детей, а после 3-го года изучения этот показатель уже составляет 50%.
3 класс; 50%
2 класс;
1 класс; 30%
Рисунок 4. Практическое применение школьниками знаний, полученных на занятиях по программе
Использование в начальной школе программы «Уроки здоровья» в качестве школьного компонента принесло неожиданные результаты, ©казалось, что благодаря тому, что в основе построения и проведения уроков был заложен деятельностный подход, это способствует развитию учащихся и в области приобретения ими общеучебных навыков. Оценивая «развивающий эффект» с использованием матрицы Эльконина-Давыдова [7], были продемонстрированы следующие результаты (рис. 5). В ходе 2-го и 3-го годов обучения учащиеся успешно овладевали целым набором общеучебных навыков, характерных для систем обучения, использующих деятельностный подход: умением формулировать учебные цели и задачи; умениями оценивать свои результаты; элементами проектной деятельности. Например, при осуществлении проектной деятельности на тему: «Как помочь другим задуматься о своем здоровье» были получены следующие результаты: 50% учеников второго года обучения и 7 ? ,8% учеников третьего года обучения могут самосто-
ятельно сформулировать проблему и цель проекта; 30% учащихся 2-го года обучения и 71,8% учеников 3-го года смогли составить план своих действий. Если на втором году обучения никто из учеников не смог преобразовывать условия учебной задачи в деятельность, т.е. самостоятельно выбрать способ действий для решения поставленной проблемы, то на третий год обучения уже 55,5% учащихся могли осуществлять эту деятельность самостоятельно. Только 13,8% учеников 2-го года обучения и 20% учеников 3-го года пытались моделировать свою работу при решении поставленной проблемы. Из учеников второго года обучения никто не смог преобразовывать модель в деятельность и в результате проблема оказалась нерешенной (отработка способа деятельности), то 15,3% и 16,3% учеников 3-го года обучения - уже могли соответственно преобразовать модель в деятельность и использовать для этого конкретно-практические навыки. Адекватно оценить результаты своей работы смогли 50% учеников 2-го года обучения и 65,4% учеников -третьего.
Рисунок 5. Результаты «развивающего эффекта» программы «Уроки здоровья» (анализ проводился по матрице Эльконина-Давыдова)
Таким образом, обучение данному курсу обладает хорошим развивающим эффектом, и школьники осваивают те общеучебные навыки, которые будут для них важны в ходе дальнейшего успешного обучения, а также и в их самостоятельной жизни. Й именно в этом результате нам видится очень важный социализирующий характер программы. Кроме перечисленных выше общеучебных навыков, все ученики легко исполь-
зовали ко 2-му году обучения необходимые коммуникативные приемы (умение задавать вопросы и отвечать на них, формулировать свои суждения). По результатам наблюдений учителя за учебной деятельностью ученика, оказалось, что 70 % учеников 2- го и 90% учащихся 3-го года обучения всегда включены в групповую деятельность на уроке.
Использование цветовой диагностики на этих
уроках свидетельствует о спокойном состоянии и хорошем настроении учеников. Таким образом, интегрированный курс «Уроки здоровья» работает не только на формирование у учеников «культуры здоровья», но и успешно выполняет здоровьесберегающую и социализирующую функцию.
Выводы
1. В ходе использования УМК «Уроки здоровья» было установлено, что младшие школьники проявляют повышенный интерес к этим занятиям и высоко оценивают их полезность для своего здоровья.
2. Значительное число учащихся в ходе обучения в качестве личной ценности называют здоровье.
3. Современные технологические приемы, использованные при обучении, в основу которых заложен деятельностный подход, способствуют высокому уровню обученности учащихся, а так же практическому использованию знании, полученных на занятиях по программе.
4. УМК «Уроки здоровья» обладает значительным развивающим потенциалом для школьников начальных классов и способствует формированию у них необходимых коммуникативных и общеучебных навыков.
Библиографический список
1. Гладышева О. С. Уроки здоровья и основы
безопасности жизни (учебная программа). - Н.-Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 1998.-19 с.
2. Гладышева О. С., Абросимова И.Ю. «Уроки здоровья-1» (методические рекомендации). -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-69 с.
3. Гладышева О. С., Абросимова И.Ю. «Уроки здоровья-2» (методические рекомендации). -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-69 с.
4. Гладышева О. С., Абросимова И. Ю. «Уроки здоровья-3» (методические рекомендации). -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-72 с.
5. Гладышева О. С., Абросимова И. Ю. «Уроки здоровья» методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Первый год обучения Методическая газета для учителей «Здоровье детей» № 15; 2004. - Изд. дом. «Первое сентября».-48 с.
6. Гладышева О.С., Абросимова И.Ю. «Уроки здоровья» методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Второй год обучения Методическая газета для учителей «Здоровье детей» № 15; 2006. - Изд. дом. «Первое сентября».-48 с.
7. Селевко ГК Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.-256 с.
Л.Е. Идиатуллина
РОЛЬ ПЕДАГОГОВ В СОЗДАНИИ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ УЧАЩИМСЯ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ЕГЭ
Преамбула. В данной статье представлены материалы, посвященные психологическому анализу здоровьесберегающих условий в общеобразовательной школе в период сдачи ЕГЭ выпускниками. Рассматривается проблема оказания педагогами психологической поддержки и помощи учащимся. Ключевые слова: организатор, здоровье, здоровьесберегающие условия, Единый государственный экзамен, психологическое благополучие.
Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, мобилизации всех ресурсов по сохранению и поддержке психического, нравственного и соматического здоровья учащихся. Человеку не удается полностью избежать нервных
перегрузок, трудно исключить влияние стрессоров на организм. Оттого насколько будут правильно организованы здоровьесберегающие условия в пунктах проведения экзамена (ППЭ), в аудиториях, где проходит экзамен, во многом за-