Научная статья на тему 'Возможности и проблемы формирования деятельных качеств личности младших школьников'

Возможности и проблемы формирования деятельных качеств личности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦКУРСЫ / ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ / ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноперова Марина Геннадьевна

В статье раскрываются условия реализации программы развития ОУ, направленные на успешное формирование деятельных качеств личности младшего школьника, показываются возможности дополнительного образования школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и проблемы формирования деятельных качеств личности младших школьников»

Что это дает? Многомерность восприятия эпохи за счет разнообразия хрестоматийных материалов: адаптированные исторические документы, фрагменты из научных и научно-популярных статей, отрывки из произведений художественной литературы. А самое главное, как основы для организации учебной деятельности с целью развития необходимых умений и навыков, освоения различных способов деятельности. Деятельностный характер содержания обеспечивают, прежде всего, рабочие тетради.

Второе. Наш учебно-методический комплекс предполагает деятельностный подход. Он, образуя дидактическое единство, реализует другую важнейшую цель: на основе включения учащихся в разные виды деятельности, способствовать формированию интеллектуальных умений и навыков. Формируются умения проводить логические операции: анализ, синтез, обобщение и тд. На их основе происходит обучение аргументации, построению доказательств, формированию вьгводов. Такие задания, к примеру, есть в рабочей тетради для 7 класса по истории России Например, задание 1(стр.З). Учащиеся, разделившись на группы, анализируют текст о состоянии России на рубеже ХУ1-ХУП веков. Каждая группа анализирует свой отрывок и готовит яркий рассказ по содержанию толы. Синтез состоит в составлении таблицы, которую заполняют все учащиеся. Обобщение состоит в обсуждении вопроса о том, можно ли данньтй материал использовать как исторический источник Достоверны ли все факты, содержащиеся в нем? Заметили ли вьг какие-то исторические неточности? Укажите их. Устно объясните, почему вьг сделали такой вывод? Из этого задания видно, как происходит обучение аргументации, построению доказательств, формированию вьгводов. Другой гример. Учащиеся сначала изучают мнения известных истсриков о Борисе Годунове Обсуждаютих в классе Синтезируется информация в виде статьи для энциклопедического словарика, которую пишут дети.

Учащиеся с самого начала работают по алгоритмам. Алгоритмы включены в содержание тетради. Любой алгоритм, как известно, результат чисто концептуального развития науки. Зная его, учащиеся учатся мыслить научно, выстраивать свой ответ, аргуменгаруя его, излагать свои мысли более логично, наконец, учатся ясной и грамотной ночной речи. В приложении к рабочей тетради для 7 класса даны памяткии правила для проведения дискуссии, правила составления кластера Учащиеся могут и сами составить памятки, например, для оценивания рассказа одноклассника В ходе реконструкции УМК предполагается введение не гсгговьтх алгоритмов, а задания по выведению их самимиучагцимися

Третье. Через УМК реализуется информационная компетентность учащихся. Если в традиционном виде деятельности и дидактическом подходе ученик чаще выступает как потребитель, то здесь даже функции потребителя расширяются, не говоря о том, чтоучениквьгсту-

пает также как интерпретатор, а также и как автор. Как потребитель да находит информацию, читаетипснимает смысл прочитанного, выбирает плавную мысль и самое главное для аргументации, строит доказательства, видит за словом и текстом смысл, описывает событие, дает ему характеристику и тд. Как интерпретатор или лучше сказать трансформатор, он составляет схемы, таблицы, словесные конструкции разной формы, такие как составление возможного диалога, умение достраивать, критиковать. Как автор он пишет сочинение, летопись, делает проект В теме для 9 класса «Политическая жизнь страны в 1907-1914 гг» (рабочая тетрадь) сначала - в заданиях 1, 2, 6,7, 8 ученик выступает как потребитель. Здесь на основе работы с текстсм у чебника запсшняются таблицы (сравниваются реформы Витте и Стсшьгпина, анализируется отношение к реформам Стольтпина в российском обществе), анализируется диаграмма, отбирается главное ('характеристика переворота 7 июня 1907 года). Как интерпретатор, он заполняет схему в задании 3 и для этого используется только один источник. Как автор, он пишет сочинение на тему «Петр Аркадьевич Стольюин: судьба реформатора» в задании 9. По теме «СССР на завершающем этапе войны» задания 1,2 представляют собой простую рабспу с имеющейся информацией Далее следуют более сложные задания. Завершает подборку заданий мини-сочинение «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Интересна подборка заданий в рабочей тетради для 7 класса по истории России по теме «Церковньгй раскол» В задании 5 реализуется умение достраивать ситуацию, в задании 4 составляется диалог В задании 1 реализуется умение найти главную мысль и самое главное для аргументации (составление кластера). В задании 2 сначала анализируется информация о церковных преобразованиях в России XVII века, выбираются характерные их черты и на их основе учащиеся самостоятельно определяют понятие раскол. Налицо: анализ

- синтез - обобщение. В нем ученик реализуется как потребитель и как интерпретатор.

Четвертое. УМК предполагает развитие коммуникативных умений и навьтков через организацию группового взаимодействия. Таких заданий в рабочей тетради много: здесь учащиеся в начале работают с текстами хрестоматии, каждая группа получает часть общего текста из документа - отрывков из сочинений о России конца XVI - начала XVII века француза Жака Маржерета. Задача каждой группы - подготовить яркий рассказ по содержанию темы и определяют форму представления своего рассказа. Представители всех групп слушают сообщения представителей других групп, делают краткие записи в таблице. Завершает общую работу обсуждение следующих вопросов: Можно ли данньтй материал, на ваш взгляд, использовать как исторический источник? Достоверны ли факты, содержащиеся в нем? Заметили ли вьг какие-то исторические неточности? Устно объясните, почему вьг сделали такой вывод?

Вьтполняя другие задания, учащиеся работают в группах с информацией, содержащую оценку отечественными историками личности и деятельности Бориса Годунова Затем результаты работы обсуждаются в классе.

Пятое. Через УМКреализуется такжеирефл ексивно-оценочная деятельность. Вырабатываются критерии рефлексии, в тч. рефлексия содержания, способов деятельности, рефлексия отношения к деятельности.

Таким образом УМК позволяет решить такие задачи, как включение учащихся в разные виды деятель-

ности, что способствует формированию интеллектуальных умений и навьтков, формируется информационная компетентность учащихся, развиваются коммуникативные умения и навыки реализуется также и рефлексивно-оценочная деятельность.

Все это способствует формированию и развитию продуктивной творческой деятельностиучащихся в процессе изучения предметов обществоведческого цикла.

тельных качеств личности младшего школьника, показывают» ся возможности дополнительного образования школьников

Черноперова Марина Геннадьевна,

зам. директора по начальной школе, учитель высшей категории МОУ «Гимназия №50» г. Н. Новгород

Возможности и проблемы формирования деятельных качеств личности младших школьников

Какие условия необходимо создать в школе для у спешного формирования деятельных качеств личности младшего школьника? Ключевые слова: программа развития, учебная деятельность, си* стема дополнительного образования, спецкурсы, гуманитарная со ставляющая учебного плана, общеучебные навыки, общеинтеллекту апьные умения, современные педагогические технологии, исследова тельские умения, проектирование, информационные технологии, про блемноеобучение

Модернизация общего образования требует пере кода от традиционной установки на формирова ние предметньгх знаний и умений к воспитанию ка честв личности, необходимых для жизни в современ ном обществе: ответственность, самостоятельность инициативность.

Таким образом, главной целью обучения в школе признается развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Однако на каждой ступени образования эта цель конкретизируется, в зависимости от возраста. На начальной ступени приоритетным является формирование учебной деятельности, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Для достижения данной цели нами была разрабо-

тана Программа развития, которая предполагает изменения по трём направлениям:

• в содержании образования;

• в технологиях обучения;

• в воспитательной системе.

Мы остановимся на двух первых. Итак, изменения, которые нам предстояло внести в содержание образования в связи с реализацией программы развития. Введение латинского язьгка в учебный план в 4 классе;

Введение английского язьгка в 1 классе через систему дополнительного образования; Внедрение программы по английскому языку НВ. Богородицкой в начальной школе; Апробация и внедрение УМК «Живой родник» в 1-4 классах;

Апробация и внедрение спецкурса «Психологическая азбука» и спецкурса «Учись учиться»; Разработка спецкурса «Я-исследователь»; Разработка спецкурса «Эрудит».

Свою работу мы начали с формирования гуманитарной составляющей учебного плана. Наиболее удачным компонентом УМК учебного плана, на наш взгляд, является интегрированньтй курс ЯП Тикуновой «Живой родник» для \ А классов. В УМК вхсщятучебники автора по русскому языку и литературному чтению. Особенностями данной программы являются:

■ тематический принцип компоновки материала;

■ интегрированная основа;

■ творческое развитие речи учащихся.

■ Меняется структура уроков русского языка и литературного чтения;

■ меняются методы и формы обучения.

Гармонично дополняет данньтй курс УМК Т.А. Ла-

дыженсксй «Детская риторика», который является сквозньгм с 1 по 9 класс. Он решает следующие задачи:

■ учит умелому, успешному, эффективному общению;

■ развивает коммуникативные умения;

■ формирует умение анализировать, оценивать общение или созданный текст,

■ формирует навыки речевого этикета;

Поскольку мы рассматриваем гуманитарное образование, то отметим, что английский язык занимает одну из важнейших позиций в учебном плане. Для соблюдения преемственности со средним звеном УМК по английскому языку изменилось. Произошёл плавный переход на УМК Богородицкой. Педагоги английского языка полностью переработали учебнотематическое планирование для начальной школы.

В учебный план начальных классов вошёл авторский курс Ю.Б. Жегаловой «Латинский язык», как введение в языкознание и основа для изучения русского и других иностранных язьтков. Это двухгодичный курс, рассчитанный на 4-5 класс.

Важным, на наш взгляд, является вьгбор спецкурсов в рамках дополнительного образования. Один из них - курс «Этическая грамматика», которая формирует опыт нравственного поведения первоклассников и закладывает основьг межличностньгх отношений в игровой форме.

Разнообразна система дополнительного образова-

Спецкурс «Психологическая азбука» для 1 классов разработан психологом Старовой А.Н. В основу цикла занятий положена программа психологического тренинга при адаптации младших школьников к процессу школьного обучения Силиной О. «Путешествие в страну Понимания». Содержание дополнено элементами программы И. Вачкова «Психологическая азбука» и Г.А. Цукерман «Учимся общаться с ребёнком».

Цель курса: развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель-учение», изменение отношения детей к правилам поведения в школе, развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу.

Авторский курс Киселёвой О.В. «Учись учиться» является психологическим сопровождением УВП, направлен на формирование общеучебных умений и основных способов мыслительной деятельности.

Органично вписывается курс «Язык сказок», цель которого пропедевтика исторического образования, знакомство с устным народным творчеством. Главными задачами являются:

• воспитание уважения к культуре своего и других народов;

• привитие интереса к истории своей страны, своего города и своей семьи;

В ходе реализации курса используются различные формы проведения занятий (экскурсии в Музей русского быта, Музей художественных промыслов, Музей самовара; постановки кукольных спектаклей, инсценировки сказок, просмотр диафильмов с русскими народными сказками).

Во 2-4 классах данный курс сменяется уникальным кружком «Бабушкин сундук», который был раз-

работан и реализуется Заслуженным учителем РФ, победителем национального проекта «Образование» Лукашёвой Т. Я.

Спецкурсы «За страницамиучебника» проводятся для подготовки ребят к олимпиадам. Работая над блоком программы развития учителями начальной школы, бьгла разработана модель выпускника. Мы обратились к вопросу, а какими знаниями и умениями должен обладать выпускник прогимназии с учётом современных целей образования.

Для ответа на этот вопрос бьгло проведено исследование состояния качества формирования общеинтеллектуальных умений и общеучебных навыков учащихся гимназии. С этой целью нами были проведены: анкетирование, посещение уроков. Анализ деятельности учителя на уроке осуществлялся по 4 блокам:

• Учебно- логические умения;

• Учебно- коммуникативные умения;

• Учебно- информационные умения;

• Учебно- организационные умения;

Оценивалось наличие или отсутствие условий для

формирования того или иного навьгка и умения. Администрация по тем же критериям оценивала посещённые уроки. Анализируя полученные данные, стало видно, насколько каждым учителем создаются условия для формирования общеучебных умений и навыков на уроке.

Анализ этих результатов показал, что на уроках учителей начальных классов в большей мере создаются условия для формирования прочных учебнологических умений, учебно-коммуникативных умений, учебно-информационных умений. В меньшей степени учебно-организационных, то есть умение ставить и удерживать учебную задачу, прогнозировать и планировать учебную деятельность, анализировать, оценивать и корректировать учебную деятельность. Таким образом, педагогический коллектив выявил следующую методическую проблему. Возникла необходимость поэтапного изучения и внедрения педагогами структуры учебной деятельности в учебный процесс.

Начиная с 2000 по 2003 год, методические объединения начальных классов стало поэтапно изучать всю структуру учебной деятельности.

2000-2001 уч.год - постановка учебной задачи, прогнозирование и планирование учебной деятельности на уроке;

2001 - 2002 уч. год - формирование оценочной деятельности;

2002 - 2003 уч.год -рефлексия (анализ, коррекция учебной деятельности)

Работа осуществлялась по следующему плану:

• Теоретический и практический семинар по проблеме;

• Посещение уроков;

• Анализ уроков;

• Коррекция, собеседование с учителями;

• Обобщение положительного опыта на м/о или педсовете.

Таким образом, в течение пяти лет мы всесторонне изучили все выявленные ранее проблемы, выявили положительный опыт, распространили его на уровне гимназии, района, города и области.

Мы пришли к выводу, чтобы создать необходимые условия для успешного формирования общеучебных умений и навыков в полном объёме, педагог должен владеть разными современными педагогическими технологиями.

Поэтому, следующим этапом нашей деятельности стала проблема изучения и внедрения в УВП современных здоровьесберегающих технологий, при которых процесс обучения становится активным, а ученик

- субъектом учебной деятельности и саморазвития.

В 2004-2005 уч.годы бьгл изучен, обобщён, представлен на педагогическом совете и семинарах разного уровня опыт педагогов прогимназии по теме: «Современные педтехнологии в УВП», где констатировалось, что в начальном звене используются следующие педагогические технологии:

• Дифференцированное обучение;

• Игровые технологии;

• Интегрированное обучение;

• Групповые технологии;

• Музейная педагогика;

• Информационные технологии.

Дифференцированным подходом, интегрированным обучением, игровыми технологиями владеют все педагоги прогимназии. Технологию сотрудничества в системе применяют лишь единицы. Информационные технологии на учебных предметах используют учитель Чернышёва Л.К. Уникальной технологией «Музейная педагогика» владеетучитель Лукашёва Т.Я Технологией проектирования и технологией проблемного обучения педагоги прогимназии на тот мо-ментне владели. Поэтому в Программу развития вошли следующие задачи изменений в технологиях обучения:

■ внедрение в УВП групповых технологий;

■ изучение и апробация технологии проблемного обучения;

■ теоретическое освоение и изучение положительного опыта проектной методики;

■ Обобщение положительного опыта учителя Чернышёвой Л.К. по внедрению информационных технологий в начальных классах;

■ Распространениетехнологиимузейной педагогики (учитель Лукашёва Т.Я)

Проектная деятельность полностью представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. В целом проектная деятельность формирует как эм-

пирические, так и теоретические обобщения в мыслительной деятельности детей (по В.В. Давыдову), поскольку соединяет в себе применение новьгх знаний и житейского опыта ребёнка, тем самым формирует более широкие познавательные возможности младшего школьника.

Наряду с мышлением в проектной деятельности активно формируются и другие познавательные процессы. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведётк появлению произвольности высших психических функций, таких, как произвольность внимания, произвольность памяти, произвольное целенаправленное восприятие. Проектная деятельность - деятельность творческая, способствующая развитию творческих черт личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения хода деятельности, способность к глубокому пониманию причинно-следственньтх связей.

Под проектированием (по Лазареву B.C.) нужно понимать комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создаётся образ нового продукта и способа его получения.

Проектирование является первой стадией жизненного цикла проекта. Вторая его стадия - реализация спроектированной деятельности.

Посредством включения учащихся в проектировочную деятельность у них могут развиваться:

• Умение анализировать проблемные ситуации жизнедеятельности;

• Умение проектировать цели;

• Умение планировать достижение целей;

• Умение прогнозировать последствия решений;

• Умение оценивать решение и делать вьгбор;

• Умение эффективно работать в группе;

В течение 2006-2007 учебного года творческая группа педагогов гимназии под руководствам академика B.C. Лазарева осваивала технологию проектирования и сделала первые попытки обучить проектированию детей. Сама технология очень трудоёмка, поэтому большинство учителей, столкнувшись с проблемой, также как дети, пытались сразу заняться выполнением проекта, не доведя до конца все этапы технологического процесса проектирования. В прошлом году в гимназии на конкурсе проектов по линии НЦНО победил социальный проект «Юнкор». Он был успешно защищён и реализован, редакция газеты «Юка» на данный момент выпустила 7 номеров тиражом 60 экземпляров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие учителя считают, что проекты можно писать и защищать только в старших классах. Но это ошибочное мнение. Несомненно, подготовка к такой деятельности требует дополнительных затрат време-

ни как со стороны детей, так и со стороны учителя. Но они полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем. Проекты могут быть индивидуальные и групповые. Учащиеся готовят их на уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения.

В большинстве своём данной работой учителя занимаются в системе дополнительного образования, так как традиционно в нашей гимназии проходит научно-практическая конференция, где ученики выпускных классов представляют презентации своих проектов и рефератов, над которыми они работали в течение учебного времени. В отличие от старших классов, где защита проходит традиционно, в начальных классах необходимо учитывать возрастные особенности детей, и мы осуществляем разнообразные формы организации детей:

• Учёный совет,

• Заочные экскурсии;

• Научные экспедиции;

• Познавательные телепередачи;

Все педагоги прогимназии представляют своих учащихся на гимназической научно - практической конференции, которая традиционно проходит в конце учебного гсща. Для подготовки детей к данной деятельности учителями в течение 4 лет разрабатывался курс «Эрудит», который учит детей работать над рефератамиипроектами. Тематическое планирование этого курса, Положение о НОУ - итог работы педагогов прогимназии. Обучение прохсщит в двух формах: групповое обучение и индивидуальное консультирование. Практический материал маленькие исследователи могут взять, отдыхая в загородном лагере «Вет-лужский», где псщ руководством педагогов НГПУ дети проводят занятия в настоящих лабораториях, изучают Нижегородский край на обучающих экскурсиях. Посещая Краеведческие музеи, знакомятся с бытом, народными промыслами и традициями народов Приволжья.

Практика показывает, что исследовательские умения учеников при написании своих работ, практически не сформированы. Педагоги и учащиеся испытывали большие трудности при подготовке к НОУ. В связи с этим, мы разработали систему работы по формированию исследовательских навыков.

В Программу развития мы заложили разработку и апробацию курса В.А. Савенкова «Я - исследователь», в котором заложена программа исследовательского обучения младших школьников и разработана методика исследовательского обучения. В данный момент разработано учебно-тематическое планирование и отобрано содержание для проведения занятий 1 года обучения.

С внедрением в УВП информационных технологий, появилась возможность изменить форму за-

щитъг проекта и реферата учащихся. Учителем про гимназии Чернышёвой JI.K., которая одна из пер вых освоила компьютер и стала применять инфор мационные технологии, как на уроках, так и во вне урочной деятельности, в 2005-2006 уч.году подготовлено 7 рефератов, где защита осуществлялась в форме компьютерной презентации. Тематическое планирование по подготовке учеников к НОУ изменилось.

Учителем был разработан и предложен для реализации курс в начальной школе «Создание презентаций в среде «Power Point».

Курс рассчитан на 34(68) часов в системе дополнительного образования в 4(3) классе по 1(2) часа в неделю как сопровождающий курса пропедевтики учебно-исследовательской деятельности (подготовки реферата) младших школьников.

Цель курса:

- формирование начального уровня информационной культуры, соответствующей требованиям информационного общества,

- обучение создания информационного продукта-презентации к исследовательской работе учащихся в рамках малого НОУ

С 2003 года Чернышёва JI.K. использует компьютер в рамках часов дополнительного образования, а с 2004 года - на уроках, применяя разные компьютерные программы. Они являются вспомогательным средством:

• при обучении чтению, письму,

• при отработке грамматического материала,

• при формировании навыков счёта,

• при формировании умения конструировать и применять компьютерные средства для создания рисунка,

• при формировании умения выражать содержание рассказа в нестандартной форме и тп.

Разнообразие тем, красочность, увлекательность компьютерных обучающих программ вызывают огромный интерес у учащихся.

Активно используется на всех уроках «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», которая предлагает:

• различный текстовый материал,

• фотографии,

• видеофрагменты,

• музыкальные отрывки

С помощью компьютера были изготовлены наглядные пособия:

• презентации к урокам математики, русского язьтка и чтения,

• истории и природоведения, ИЗО и художественного труда,

• коллекции картинок и фотографий,

• рисунки и чертежи (дети выполняют самостоятельно).

С 2006 года на уроках окружающего мира решаются образовательные и развивающие задачи с помощью программы для малышей «Мир природы». С применением этой программы изучается тема «Мир живой и неживой природы», «Времена года».

Также используется программа «Детская мастерская», которая обеспечивает уроки ИЗО и художественного труда чертежами, видеофрагментами с показом и комментированием этапов изготовления изделия.

В форме презентации к урокам математики создан математический диктант «Таблица умножения».

Компьютер - это великолепный тренажёр. Огромное количество программ для детей предлагают всевозможные игры на развитие логики, внимания, памяти, воображения: «Мозаики», «Пазлы», игры «Пара», «Раскраски» и др. Отличным тренажёром является программа «Фраза», которая используется на уроках русского языка. Задания распределены по классам, по темам, поуровням. При необходимостиученик может воспользоваться подсказкой (правилом), увидеть результат своей работы и получить оценку «Молодец». Эта программа является средством диагностики и контроля. Вьтполнив предложенные задания, ученик получает не только словесную оценку, но и отметку в баллах, которая фиксируется в «Журнале».

Компьютер используется в урочной и внепредмет-ной деятельности в работе с текстами. Дети набирают текста и редактируют их. В классе создан «Сборник творческих работ». Как дополнительное средство обучения используется программа «Генератор кроссвор-

дов». Кроссворд можно подобрать по определённой теме («Общие», «История», «Техника» и т.д.), размеру (от 10 до 90 слов) иуровню сложности.

Таким образом, формы работа с компьютерными программами разнообразны. Именно компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Технология проблемного обучения Е. Л. Мельниковой находится на стадии освоения и апробации. Эта технология о том, как открывать знания вместе с учениками. Она универсальна, так как межпредметна. Первой освоила ее учитель Дуренкова Т.П., которая успешно реализует идеи учёного и моделирует уроки с применением данной технологии. Уникальной технологией владеет учитель Лукашёва Т.Я., статьи которой печатают методические журналы федерального уровня.

Таким образом, для реализации Программы развития мы наполнили учебный план определёнными учебными курсами, отобрали содержание, дополнили его спецкурсами в рамках системы дополнительного образования. Обучили педагогов современным технологиям. Можно, на наш взгляд, констатировать, что Программа целенаправленно реализуется по всем направлениям. Мы сумели создать необходимыеусло-вия, способствующие формированию личности выпускника, образ которого смоделирован в Программе развития.

тематики

Зяблицева Татьяна Степановна,

учитель математики высшей категории Заслуженный учитель РФ МОУ «Гимназия» Кировская область Вятскополянский район г. Сосновка

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики

Может ли самостоятельная работа учащихся способствовать прочному усвоению предметных знаний?

Ключевые слова: самостоятельная работа, математика, обучаю* щие,тренировочные,закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие задания

Развивающая функция самостоятельной работа в процессе обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает развитие у школьников умения мыслить, самостоятельно искать и находить ответа на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новьге знания, использовать их в учебной и практической деятельности. Следовательно, педагогу необходимо целенаправленно учить школьников навыкам самостоятельной работа.

В основу обучения полажена следующая формула: «овладение = усвоение + применение знаний на практике», которая в полнсм объеме реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации, тк. при отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются учащимися механически, они не обнаруживают того многообразия связей, которое должно быть усвоено для достижения высокого уровня системности знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.