современных психолого-педагогических, информационных технологий, современных инженерно-конструкторских разработок и технологий мирового уровня;
• создание новых форм организации образовательного процесса;
• разработка организационно-управленческой структуры инновационной модели на основе освоения профессиональных позиций всех субъектов управления;
• разработка интегративных показателей эффектов развития педагогического и ученического сообщества Школы гуманитарных практик.
Ожидаемые результаты:
• в теоретическом плане: создание понятийнотерминологической карты Школы гуманитарных практик;
• в практическом плане: разработка и внедрение инновационной модели Школы гуманитарных практик.
2. Критерии и показатели реализации цели и задач исследования
Оценка реализации цели и задач исследования основывается на критериях результативности и эффективности внедрения модели школы гуманитарньгх практик.
Критерий результативности выражается показателями научно-методической и социальной результативности инновационной деятельности.
Научно-методическая результативность определяется:
1. качественными характеристиками разработанных проектов и программ;
2. количественными показателями научной деятельности пед. коллектива (объемом и уровнем публикаций, количеством защищенных и готовящихся к защите диссертационных исследований; участием в грантах, конкурсах и научнопрактических конференциях).
3. количественными показателями организации методической работа с педагогами района, города и области в различных формах (конференции, семинары, творческие отчета, круглые столы, консультации, презентации и т.д.)
4. наличием и реализацией собственных программ работа с учителем.
Социальная результативность выражается в:
1. создании широкой сети социального партнерства
2. росте социального статуса гимназии в районе, городе и области
3. доступности инновационного опыта гимназии широкой общественности.
Критерий эффективности определяется совокупностью показателей:
Содержательно-деятельностный эффект, выражающийся в:
• создании понятийно-терминологической карта школы гуманитарных практик
• разработке концептуальной модели школы гуманитарных практик и программы инновационного развития
• реализации модели и ее результативности
Организационно-управленческий эффект определяется:
• институциональньгм оформлением школы гуманитарных практик в рамках регионального сетевого проекта
• внедрением новой организационно-управленческой структуры инновационной модели
• разработкой модели диссеминации инновационного опыта
Образовательный эффект:
• освоение педагогами технологий ситуационнопозиционного обучения, ТОГИС, текстуальнодиалогической модели обучения;
• подготовка тьюторов - антропрактиков;
• построение индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе принципов возрастной школы и принципа coop га низации, предполагающих субъектность, са моопределение, самоорганизацию, событий
Литература
. Спободчиков В.И. Очерки психологии образования,- Биробиджан. Изд-во БГПИ, 2005.
. Белова С.В. Педагогика диалога. Теория и практака построения гуманитарного образования. - М.: АПКиПРО, 2006.
. Игнатьева ГЛ., Доронин Д.Ю., Медвидь М.В., Тупупова
О.В. Программа проегоного эксперимента «Проектирование инновационньгх моделей школы как самообучающейся организации» - Н.Новгород: Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО, ООО 'Птпография «Мастер-Принт», 2009.
В статье рассматриваются проблемы подготовки учащих»
ниьации производственной деятельности школьников.
Могильников Иван Петрович,
учитель экономики директорлицея № 1 с. Большеустьикинское Мечетлинского района
Развитие прикладной направленности экономических знаний старшеклассников в условиях сельской школы
Как эффективно формировать экономические знания у старшеклассников ?
Ключевые слова: экономическое образование, разработка и реализация учащимися экономических проектов, бизнес-планов, внеклассная и внешкольная производительная деятельность уча* щихся.
^Экономические профессии - одни из самых вое ч_Утребованных в обществе. Думаю, что так бу дет и впредь, т.к. профессии, связанные с экономи кой, очень разнообразны: менеджеры, бухгалтеры экономисты, маклеры, банковские служащие, риэл торы, аудиторы. Поэтому, естественна тяга учащих ся к экономическим знаниям. Причем, они стремят ся не только освоить их, но и применять на практи ке. Этому способствует деятельность школьных ком паний. Методика их деятельности разработана неприбыльной организацией «.Гишог АеЫеуетепС». В лицее №1 с.Большеустьикинское данную программу адаптировали к местным условиям. При этом особое внимание обращается на то, что работа в школьной кемпании ориентирует и готовит учащихся к деятельности в цивилизованном рынке. Поэтому, прежде всего, ставится задача организации производственной деятельности, а не перепродажа товаров. Деятельность школьной компании осуществляется в лицее с 1994 года. Разработана «Рабочая тетрадь школьной кемпании», в которой обозначен процесс их создания и деятельности
Предусматривается работа школьной компании в течение 6-9 недель. В каждом классе, изучающем экономику, создается фирма. Руководит деятельностью школьной компании президентский Совет, В него входят президенты фирм-классов. Возглавляет президентский Советучитель экономики.
Начинается работа школьной кемпании с выбора команды управляющих. На общем собрании класса
тайным голосованием избирается президент фирмы. Он назначает 5 вице-президентов: по маркетингу, производству, финансам, компьютерным технологиям, и персоналу (секретаря). Президенти вице-президенты входят в состав правления фирмы.
Разрабатывается и осуществляется план исследования рынка на основе которого спределяются направления деятельности фирмы. Голосованием определяется название фирмы. Источниксм финансирования фирмы является прибыль егг реализации акций. Т.е каждый класс-фирма является акционерным обществом закрытого типа - акции реализуются учащимся, учителям и сотрудникам лицея, рещителям класса и сотрудникам фирмы бизнес-кдасультанта. Составляется бизнес-план, который утверждается на собрании акционеров. Затем участники школьной кемпании приступают к его реализации - производству товаров и услуг
Следующий этап-реализация товаровиуслуг После чего проводятся мероприятия по завершению деятельности фирмы: составление баланса и годового отчета, заседание об итогах финансово-хозяйственной деятельности и размерах дивидендов, собрания акционеров по ликвидации фирмы.
В связи с тем, что работа школьной компании осуществляется в рамках учебного процесса, учащимся выставляются оценки. При получении прибыли по результатам деятельности фирмы учащимся выставляются положительные сценки в зависимости от личного вклада А если фирма «прогорела» - неудовлетворительные. За все время существования школьней компании в лицее неудовлетворительные оценкине выставлялись, те учащиеся получают хорошие знания по эконсмике и умело применяют их в условиях рынка.
Участие в работе школьной компании позволяет не только применять на практике полученные экономические знания, но и показывать высокие результаты на ре спубликанских и всероссийских предметных олимпиа дах и слетах школьных компаний Учащиеся лицея яв ляются лидерами республиканских олимпиад по экономике, предпринимательству и основам потребительских знаний; дважды (1995г и 2007г) занимали вторые места на Всероссийских слетах школьных кемпаний
Организация школьней компании способствует лучшей адаптации учащихся к работе в рыночных условиях, готовит их к самостоятельной жизни. И что очень важно, рынок при этом понимается не как выполнение предпринимателем посреднических функций, а как организация производственной деятельности - основа эко-нсмического процветания семьи, региона, государства
На базе лицея создана республиканская экспериментальная площадка по внедрению новых технологий в преподавании школьного курса «Экономика». Могильников Иван Петрович проводит исследовательскую работу на тему «Применение учащимися эконсмических знаний на практике». Создана
и функционирует школа передового опыта преподавания предмета «Экономика» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан.
Тема исследования - развитие прикладной направленности экономических знаний у сельских старшеклассников.
Целью исследования является:
1. Анализ освещения данного вопроса в научной и научно- педагогической литературе.
2. Обобщение сведений об экономическом образовании сельских старшеклассников.
3. Обобщение опыта и выработка рекомендаций.
Объектом исследования является изучение предметов экономического цикла, технологии, внеклассная и внешкольная производительная деятельность учащихся сельских школ.
Используются следующие методы исследования: анализ документов, наблюдение, беседа, моделирование.
Экономическое образование на сегодняшний день играет важную роль. С деловым человеком (не дельцом!) общаться легко и приятно: он обязателен, краток, точен в мыслях. Непременное качество делового человека - контактность, способность вызывать доверие собеседника и даже его симпатию.
Социологический опрос учащихся показывает, что вьгсок их интерес к изучению основ экономики. И не случайно, так как именно экономика воспитывает многие качества делового человека.
Данная тема широко освещена в научной литературе. Основоположником прикладной направленности экономических знаний является Аристотель (384322 гг до н.э.)1 Он систематизировал все области знаний своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам экономического воспитания, целью которого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности, актуальны и в наше время.
Выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко (1888- 1939гт) явился основоположником трудовой шкалы. Он осуществил в беспримерной педагогической практике опыт массового перевоспитания детей беспризорников через трудовое воспитание2.
Большой интерес вызвала работа коллектива авторов из Свердловской области в составе РТ. Исмаги лова, к.э.н., А.И. Шарапова, к.ф.н., З.М. Шаймухаме товой, методиста ИРРО; Ю.К. Койвистойнен, началь ника управления образования МО «Н-Сергинское» Ш.Н.Ахметовой, директора Уфа-Щигиринской шко льг. Научный руководитель - директор ИРРО профес сор Л.М. Андрюхина3.
Обобщив теоретический материал и практический опыт, они выделили четыре взаимосвязанныхнаправ-
Энциклопедия: Мудрость тысячелетия. -
1 Аристо>
Москва, 2000.
2 Макаренко A.C. Книга,
3 Учитель Башкортостан
и родителей, - Ленинград, 1981. .-2005,- №2. - С.10.
ления деятельности по установлению связей и укреплению сотрудничества между школой и социумом:
1. Использование сельской школьг как образовательного центра и учреждение сферы услуг для всех членов социума;
2. Использование социума как сферьг жизненного и профессионального самоопределения учащихся сельских школ;
3. Создание на базе сельской школьг различных предпринимательских структур иразвитияу сельских школьников предпринимательских умений и навьтков;
4. Становление и развитие образовательного сообщества на селе путём активного вовлечения родителей, членов семей учащихся и других членов социума
Выводы
Итоги этапов исследования позволили получить следующие результаты:
1. Изученная научно-методическая литература свидетельствуетотом, чтотема «Развитиеприкладной направленности экономических знаний у сельских старшеклассников» достаточно разработана российскими и республиканскими научными деятелями.
2. Прикладная направленность экономических знаний вызывает огромный интерес у сельских старшеклассников, особенно в современных условиях перехода России и Республики Башкортостан к рыночным отношениям.
3. Школьной программой предусмотрено изучение основ экономических знаний на различных предметах. Разрабатываются рекомендации по их интеграции. Составлены рекомендации по презентации школьного курса экономики.
4. В практике работы сельских школ используются такие формы привлечения учащихся к производительному труду, как ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха. Изучив опыт создания школьных компаний в России по программе «Прикладная экономика», он обобщен и подготовлен ряд нормативноправовых актов (устав, приказ по лицею, должностные обязанности и т.д.). На их основе в нашем лицее работает школьная компания.
5. Организация и работа общества с ограниченной ответственностью, учредителем которого является образовательное учреждение - реальность сегодняшней практики. Умелая организация его работы позволяет активно привлекать учащихся к производственной деятельности, прививать им навьтки создания, руководства и участия в работе современных форм организаций бизнеса.
6. Реальность школьной жизни требует решения вопроса реализации продукции, изготавливаемой учащимися в учебных мастерских на уроках тех-
нологии, во внеклассное и внешкольное время. С этой целью ведётся исследование и готовятся соответствующие документы по сокрытию школьного магазина, подготовке продавцов-менеджеров на уроках технологии, спецкурсе.
7. Разрабатываются предложения о создании в Мечетлинском районе законодательной, материальной поддержки деятельности учащихся, привлечение их к производительному труду и реализации его результатов.
Список использованной литературы:
. Аристотель. Энциклопедия: Мудрость тысячелетия. -Москва, 2000.
. Ахияров К.Ш. и др. Концепция технологической и политической учащейся молодёжи в Республики Башкорто-
Ахияров КШ. КД. Ушинский и современность,- Уфа, 2004.
. Ахияров К.Ш. Народные традиции в трудовой подготовке молодежи,- Нижнекамск, 2001.
. Ахтариева А.Г. Развитие предпринимательских способностей у старшеклассников,- Уфа, 2001.
. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Москва, 1999.
. Дектярёв А.Н., Вагапов Р.Ф., Соподилова Н.З. Основы предпринимательской деятельности,- Уфа, 2001.
. Домненко Б.И. Введение в бизнес,- Ижевск, 1991.
. Закон Республики Башкортостан «Об образовании». -Москва, 2002.
Э. Закон Российской Федерации «Об образовании»,- Мо-
1. КашанинаТ.В., Кашанин A.B. Правой экономика. В 2-х книгах - Москва, 2000.
І. Кашанина Т.В., Кашанин A.B. Право и экономика. Хрестоматия для учащихся,- Москва, 2000.
3. Кэджаспирова Г.Н., Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь,- Москва, 2000.
4. Липсиц КБ. Экономика, книга I,- Москва, 1998.
5. Макаренко A.C. Книга для родителей,- Ленинград, 1981. 5. Мухамедьянова Т.М. В добрый путь, молодой коллега. -
Уфа, 2000.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации,- Москва, 1999.
8. Образование в сельском социуме//Учитель Башкортостана,- 2005, №2.
Р. Прикладнаяэкономика.-Москва,2003.
Э. Прикладная эиэномика. Сборник заданий. - Москва, 2003.
В статье рассматриваются проблемы реализации истори ческого образования через учебно-методические комплек сы, используемые в гимназии и основные идеи в них зал' женные, В ТОМ числе деятельностный ПОДХОД, развитие И1 формационной компетенции учащихся, развитие коммун! кативных умений и навыков через организацию группового взаимодействия.
Фурсов Максим Викторович,
учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №50»
Нижегородская область
Учебно-методический комплекс как средство развития продуктивной творческой деятельности учащихся
(на примере курса истории 5-9 классов)
Как учебно-методический комплекс может способствовать формированию иразвитию продуктивной творческой деятельности учащихся в процессе изучения предметов обществоведческого цикла?
Ключевые слова: учебно-методические комплексы, комплект* ность учебно-методических материалов, гуманитарно-ориентиро* ванное образование, деятельностный подход, информационная ком* петентность учащижя, коммуникативные умения и навыки, рефлек* сивно-оценочная деятельность
1 'имназическое образование как гуманитарно-X ориентированное образование предполагает, на наш взгляд, более глубокое и серьезное изучение исторических дисциплин. Речь идет не только и не столько об объеме усваиваемых фактических знаний, сколько об изменении отношения к нему (знанию) через придание знанию личностного смысла. Это возможно только на основе изменения позиции учащегося в учебном процессе с объектной на субъектную. Я попробую осветить используемые для этого педагогические ресурсы
Первое. Реализованная в содержании исторического образования гимназии идея ксмплектности учебно-методических материалов. Основной линией учебных пособий в гимназии является линия издательства «Дрофа». Лишь в 7-8 классах она дополняется учебником и рабочей тетрадью по Новой истории под редакцией А.Я.Кдцовской. Дело в том, что эта линия обеспечена авторскими учебником, хрестоматией и рабочей тетрадью. Она реализует важную идею комплектности учебно-методических материалов, первый ресурс повышения развивающих возможностей образования. У учителя иучащихся в рамках урока отпадает необходимость и проблема наполнения урока с его содержательной стороны, а у учителя методического наполнения для реализации задач развития необходимых умений и навыков учащихся. Комплектность УМК предполагает единство структуры, содержания, методических подходов к отбору и организации учебного материала при сохранении специфических для каждого жанра особенностей.