и функционирует школа передового опыта преподавания предмета «Экономика» для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан.
Тема исследования - развитие прикладной направленности экономических знаний у сельских старшеклассников.
Целью исследования является:
1. Анализ освещения данного вопроса в научной и научно- педагогической литературе.
2. Обобщение сведений об экономическом образовании сельских старшеклассников.
3. Обобщение опыта и выработка рекомендаций.
Объектом исследования является изучение предметов экономического цикла, технологии, внеклассная и внешкольная производительная деятельность учащихся сельских школ.
Используются следующие методы исследования: анализ документов, наблюдение, беседа, моделирование.
Экономическое образование на сегодняшний день играет важную роль. С деловым человеком (не дельцом!) общаться легко и приятно: он обязателен, краток, точен в мыслях. Непременное качество делового человека - контактность, способность вызывать доверие собеседника и даже его симпатию.
Социологический опрос учащихся показывает, что вьгсок их интерес к изучению основ экономики. И не случайно, так как именно экономика воспитывает многие качества делового человека.
Данная тема широко освещена в научной литературе. Основоположником прикладной направленности экономических знаний является Аристотель (384322 гг до н.э.)1 Он систематизировал все области знаний своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам экономического воспитания, целью которого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности, актуальны и в наше время.
Выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко (1888- 1939гт) явился основоположником трудовой шкалы. Он осуществил в беспримерной педагогической практике опыт массового перевоспитания детей беспризорников через трудовое воспитание2.
Большой интерес вызвала работа коллектива авторов из Свердловской области в составе Р.Т. Исмаги лова, к.э.н., А.И. Шарапова, к.ф.н., З.М. Шаймухаме товой, методиста ИРРО; Ю.К. Койвистойнен, началь ника управления образования МО «Н-Сергинское» Ш.Н.Ахметовой, директора Уфа-Щигиринской шко льг. Научный руководитель - директор ИРРО профес сор Л.М. Андрюхина3.
Обобщив теоретический материал и практический опыт, они выделили четыре взаимосвязанныхнаправ-
Энциклопедия: Мудрость тысячелетия. -
1 Аристо>
Москва, 2000.
2 Макаренко А. С. Книга,
3 Учитель Башкортостан
пя родителей, - Ленинград, 1981. .-2005,- №2. - С.10.
ления деятельности по установлению связей и укреплению сотрудничества между школой и социумом:
1. Использование сельской школьг как образовательного центра и учреждение сферы услуг для всех членов социума;
2. Использование социума как сферьг жизненного и профессионального самоопределения учащихся сельских школ;
3. Создание на базе сельской школьг различных предпринимательских структур иразвитияу сельских школьников предпринимательских умений и навьтков;
4. Становление и развитие образовательного сообщества на селе путём активного вовлечения родителей, членов семей учащихся и других членов социума
Выводы
Итоги этапов исследования позволили получить следующие результаты:
1. Изученная научно-методическая литература свидетельствуетотом, чтотема «Развитиеприкладной направленности экономических знаний у сельских старшеклассников» достаточно разработана российскими и республиканскими научными деятелями.
2. Прикладная направленность экономических знаний вызывает огромный интерес у сельских старшеклассников, особенно в современных условиях перехода России и Республики Башкортостан к рыночным отношениям.
3. Школьной программой предусмотрено изучение основ экономических знаний на различных предметах. Разрабатываются рекомендации по их интеграции. Составлены рекомендации по презентации школьного курса экономики.
4. В практике работы сельских школ используются такие формы привлечения учащихся к производительному труду, как ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха. Изучив опыт создания школьных компаний в России по программе «Прикладная экономика», он обобщен и подготовлен ряд нормативноправовых актов (устав, приказ по лицею, должностные обязанности и т.д.). На их основе в нашем лицее работает школьная компания.
5. Организация и работа общества с ограниченной ответственностью, учредителем которого является образовательное учреждение - реальность сегодняшней практики. Умелая организация его работы позволяет активно привлекать учащихся к производственной деятельности, прививать им навьтки создания, руководства и участия в работе современных форм организаций бизнеса.
6. Реальность школьной жизни требует решения вопроса реализации продукции, изготавливаемой учащимися в учебных мастерских на уроках тех-
нологии, во внеклассное и внешкольное время. С этой целью ведётся исследование и готовятся соответствующие документы по сокрытию школьного магазина, подготовке продавцов-менеджеров на уроках технологии, спецкурсе.
7. Разрабатываются предложения о создании в Мечетлинсксм районе законодательной, материальной поддержки деятельности учащихся, привлечение их к производительному труду и реализации его результатов.
Список использованной литературы:
. Аристотель. Энциклопедия: Мудрость тысячелетия. -Москва, 2000.
. Ахияров КШ. и др. Концепция технологической и политической учащейся молодёжи в Республики Башкорто-
Ахияров КШ. КД. Ушинский и современность,- Уфа, 2004.
. Ахияров КШ. Народные традиции в трудовой подготовке молодежи,- Нижнекамск, 2001.
. Ахтариева А.Г. Развитие предпринимательских способностей у старшеклассников,- Уфа, 2001.
. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Москва, 1999.
. Дектярёв А.Н., Вагапов Р.Ф., Соподилова Н.З. Основы предпринимательской деятельности,- Уфа, 2001.
. Домненко Б.И. Введение в бизнес,- Ижевск, 1991.
. Закон Республики Башкортостан «Об образовании». -Москва, 2002.
Э. Закон Российской Федерации «Об образовании»,- Мо-
1. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Правой экономика. В 2-х книгах - Москва, 2000.
І. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. Хрестоматия для учащихся,- Москва, 2000.
3. Кэджаспирова Г.Н., Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь,- Москва, 2000.
4. Липсиц КБ. Экономика, книга I,- Москва, 1998.
5. Макаренко А.С. Книга для родителей,- Ленинград, 1981. 5. Мухамедьянова Т.М. В добрый путь, молодой коллега. -
Уфа, 2000.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации,- Москва, 1999.
8. Образование в сельском социуме//Учитель Башкортостана,- 2005, №2.
Р. Прикладнаяэкономика.-Москва,2003.
Э. Прикладная эиэномика. Сборник заданий. - Москва, 2003.
В статье рассматриваются проблемы реализации истори ческого образования через учебно-методические комплек сы, используемые в гимназии и основные идеи в них зал' женные, В ТОМ числе деятельностный ПОДХОД, развитие И1 формационной компетенции учащихся, развитие коммун! кативных умений и навыков через организацию группового взаимодействия.
Фурсов Максим Викторович,
учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №50»
Нижегородская область
Учебно-методический комплекс как средство развития продуктивной творческой деятельности учащихся
(на примере курса истории 5-9 классов)
Как учебно-методический комплекс может способствовать формированию иразвитию продуктивной творческой деятельности учащихся в процессе изучения предметов обществоведческого цикла?
Ключевые слова: учебно-методические комплексы, комплект* ность учебно-методических материалов, гуманигарно-ориентиро* ванное образование, деятельностный подход, информационная ком* петентность учащижя, коммуникативные умения и навыки, рефлек* сивно-оценочная деятельность
1 'имназическое образование как гуманитарно-X ориентированное образование предполагает, на наш взгляд, более глубокое и серьезное изучение исторических дисциплин. Речь идет не только и не столько об объеме усваиваемых фактических знаний, сколько об изменении отношения к нему (знанию) через придание знанию личностного смысла. Это возможно только на основе изменения позиции учащегося в учебном процессе с объектной на субъектную. Я попробую осветить используемые для этого педагогические ресурсы
Первое. Реализованная в содержании исторического образования гимназии идея ксмппектности учебно-методических материалов. Основной линией учебных пособий в гимназии является линия издательства «Дрофа». Лишь в 7-8 классах она дополняется учебником и рабочей тетрадью по Новой истории под редакцией А.Я.Кдцовской. Дело в том, что эта линия обеспечена авторскими учебником, хрестоматией и рабочей тетрадью. Она реализует важную идею комплектности учебно-методических материалов, первый ресурс повышения развивающих возможностей образования. У учителя иучащихся в рамках урока отпадает необходимость и проблема наполнения урока с его содержательной стороны, а у учителя методического наполнения для реализации задач развития необходимых умений и навьгков учащихся. Комплектность УМК предполагает единство структуры, содержания, методических подходов к отбору и организации учебного материала при сохранении специфических для каждого жанра особенностей.
Что это дает? Многомерность восприятия эпохи за счет разнообразия хрестоматийных материалов: адаптированные исторические документы, фрагменты из научных и научно-популярных статей, отрывки из произведений художественной литературы. А самое главное, как основы для организации учебной деятельности с целью развития необходимых умений и навыков, освоения различных способов деятельности. Деятельностный характер содержания обеспечивают, прежде всего, рабочие тетради.
Второе. Наш учебно-методический комплекс предполагает деятельностный подход. Он, образуя дидактическое единство, реализует другую важнейшую цель: на основе включения учащихся в разные виды деятельности, способствовать формированию интеллектуальных умений и навыков. Формируются умения проводить логические операции: анализ, синтез, обобщение и тд. На их основе происходит обучение аргументации, построению доказательств, формированию вьгводов. Такие задания, к примеру, есть в рабочей тетради для 7 класса по истории России Например, задание 1(стр.З). Учащиеся, разделившись на группы, анализируют текст о состоянии России на рубеже ХУ1-ХУП веков. Каждая группа анализирует свой отрывок и готовит яркий рассказ по содержанию толы. Синтез состоит в составлении таблицы, которую заполняют все учащиеся. Обобщение состоит в обсуждении вопроса о том, можно ли данньтй материал использовать как исторический источник Достоверны ли все факты, содержащиеся в нем? Заметили ли вьг какие-то исторические неточности? Укажите их. Устно объясните, почему вьг сделали такой вывод? Из этого задания видно, как происходит обучение аргументации, построению доказательств, формированию вьгводов. Другой пример. Учащиеся сначала изу чают мнения известных истсриков о Борисе Годунове Обсуждаютих в классе Синтезируется информация в виде статьи для энциклопедического словарика, которую пишут дети.
Учащиеся с самого начала работают по алгоритмам. Алгоритмы включены в содержание тетради. Любой алгоритм, как известно, результат чисто концептуального развития науки. Зная его, учащиеся учатся мыслить научно, выстраивать свой ответ, аргуменгаруя его, излагать свои мысли более логично, наконец, учатся ясной и грамотной ночной речи. В приложении к рабочей тетради для 7 класса даны памяткии правила для проведения дискуссии, правила составления кластера Учащиеся могут и сами составить памятки, например, для оценивания рассказа одноклассника В ходе реконструкции УМК предполагается введение не гсгговьтх алгоритмов, а задания по выведению их самимиучагцимися
Третье. Через УМК реализуется информационная компетентность учащихся. Если в традиционном виде деятельности и дидактическом подходе ученик чаще выступает как потребитель, то здесь даже функции потребителя расширяются, не говоря о тем, чтоучениквьгету-
пает также как интерпретатор, а также и как автор. Как потребитель он находит информацию, читаетипснимает смысл прочитанного, выбирает главную мысль и самое главное для аргументации, строит доказательства, видит за словом и текстсм смысл, описывает событие, дает ему характеристику и тд. Как интерпретатор или лучше сказать трансформатор, он составляет схемы, таблицы, словесные конструкции разной формы, такие как составление возможного диалога, умение достраивать, критиковать. Как автор он пишет сочинение, летопись, делает проект В теме для 9 класса «Политическая жизнь страны в 1907-1914 гг» (рабочая тетрадь) сначала - в заданиях 1, 2, 6,7, 8 ученик выступает как потребитель. Здесь на основе работы с текстом у чебника запсшняются таблицы (сравниваются реформы Витте и Стсшьгпина, анализируется отношение к реформам Стольтпина в российском обществе), анализируется диаграмма, отбирается главное ('характеристика переворота 7 июня 1907 года). Как интерпретатор, он заполняет схему в задании 3 и для этого используется только один источник. Как автор, он пишет сочинение на тему «Петр Аркадьевич Стольюин: судьба реформатора» в задании 9. По теме «СССР на завершающем этапе войны» задания 1,2 представляют собой простую рабспу с имеющейся информацией Далее следуют более сложные задания. Завершает подборку заданий мини-сочинение «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Интересна подборка заданий в рабочей тетради для 7 класса по истории России по теме «Церковньгй раскол» В задании 5 реализуется умение достраивать ситуацию, в задании 4 составляется диалог В задании 1 реализуется умение найти главную мысль и самое главное для аргументации (составление кластера). В задании 2 сначала анализируется информация о церковных преобразованиях в России XVII века, выбираются характерные их черты и на их основе учащиеся самостоятельно определяют понятие раскол. Налицо: анализ - синтез - обобщение. В нем ученик реализуется как потребитель и как интерпретатор.
Четвертое. УМК предполагает развитие коммуникативных умений и навьтков через организацию группового взаимодействия. Таких заданий в рабочей тетради много: здесь учащиеся в начале работают с текстами хрестоматии, каждая группа получает часть общего текста из документа - отрывков из сочинений о России конца XVI - начала XVII века француза Жака Маржерета. Задача каждой группы - подготовить яркий рассказ по содержанию темы и определяют форму представления своего рассказа. Представители всех групп слушают сообщения представителей других групп, делают краткие записи в таблице. Завершает общую работу обсуждение следующих вопросов: Можно ли данньтй материал, на ваш взгляд, использовать как исторический источник? Достоверны ли факты, содержащиеся в нем? Заметили ли вьг какие-то исторические неточности? Устно объясните, почему вьг сделали такой вывод?
Вьтполняя другие задания, учащиеся работают в группах с информацией, содержащую оценку отечественными историками личности и деятельности Бориса Годунова Затем результаты работы обсуждаются в классе.
Пятое. Через УМКреализуется такжеирефл ексивно-оценочная деятельность. Вырабатываются критерии рефлексии, в тч. рефлексия содержания, способов деятельности, рефлексия отношения к деятельности.
Таким образом УМК позволяет решить такие задачи, как включение учащихся в разные виды деятель-
ности, что способствует формированию интеллектуальных умений и навьтков, формируется информационная компетентность учащихся, развиваются коммуникативные умения и навыки реализуется также и рефлексивно-оценочная деятельность.
Все это способствует формированию и развитию продуктивной творческой деятельностиучащихся в процессе изучения предметов обществоведческого цикла.
тельных качеств личности младшего школьника, показывают» ся возможности дополнительного образования школьников
Черноперова Марина Геннадьевна,
зам. директора по начальной школе, учитель высшей категории МОУ «Гимназия №50» г. Н. Новгород
Возможности и проблемы формирования деятельных качеств личности младших школьников
Какие условия необходимо создать в школе для у спешного формирования деятельных качеств личности младшего школьника? Ключевые слова: программа развития, учебная деятельность, си* стема дополнительного образования, спецкурсы, гуманитарная со ставляющая учебного плана, общеучебные навыки, общеинтеллекту апьные умения, современные педагогические технологии, исследова тельские умения, проектирование, информационные технологии, про блемноеобучение
Модернизация общего образования требует пере кода от традиционной установки на формирова ние предметньгх знаний и умений к воспитанию ка честв личности, необходимых для жизни в современ ном обществе: ответственность, самостоятельность инициативность.
Таким образом, главной целью обучения в школе признается развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Однако на каждой ступени образования эта цель конкретизируется, в зависимости от возраста. На начальной ступени приоритетным является формирование учебной деятельности, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Для достижения данной цели нами бьгла разрабо-
тана Программа развития, которая предполагает изменения по трём направлениям:
• в содержании образования;
• в технологиях обучения;
• в воспитательной системе.
Мы остановимся на двух первых. Итак, изменения, которые нам предстояло внести в содержание образования в связи с реализацией программы развития. Введение латинского язьгка в учебный план в 4 классе;
Введение английского язьгка в 1 классе через систему дополнительного образования; Внедрение программы по английскому языку НВ. Богородицкой в начальной школе; Апробация и внедрение УМК «Живой родник» в 1-4 классах;
Апробация и внедрение спецкурса «Психологическая азбука» и спецкурса «Учись учиться»; Разработка спецкурса «Я-исследователь»; Разработка спецкурса «Эрудит».
Свою работу мы начали с формирования гуманигар-ней составляющей учебного плана. Наиболее удачным компонентом УМК учебного плана, на наш взгляд, является интегрированньтй курс ЯИ Тикуновой «Живой родник» для \ А классов. В УМК вхсщятучебники автора по русскому языку и литературному чтению. Особенностями данной программы являются:
■ тематический принцип компоновки материала;
■ интегрированная основа;
■ творческое развитие речи учащихся.
■ Меняется структура уроков русского языка и литературного чтения;
■ меняются методы и формы обучения.
Гармонично дсполняет данньтй курс УМК Т.А. Ладыженской «Детская риторика», который является сквозньгм с 1 по 9 класс. Он решает следующие задачи:
■ учит умелому, успешному, эффективному общению;
■ развивает коммуникативные умения;
■ формирует умение анализировать, оценивать общение или созданный текст,
■ формирует навыки речевого этикета;