Научная статья на тему 'Роль педагогов в создании здоровье сберегающих условий учащимся школы в период ЕГЭ'

Роль педагогов в создании здоровье сберегающих условий учащимся школы в период ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идиатуллина Лилия Евгеньевна

В данной статье представлены материалы, посвященные психологическому анализу здоровьесберегающих условий в общеобразовательной школе в период сдачи ЕГЭ выпускниками. Рассматривается проблема оказания педагогами психологической поддержки и помощи учащимся. Ключевые слова: организатор, здоровье, здоровьесберегающие условия, Единый государственный экзамен, психологическое благополучие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагогов в создании здоровье сберегающих условий учащимся школы в период ЕГЭ»

уроках свидетельствует о спокойном состоянии и хорошем настроении учеников. Таким образом, интегрированный курс «Уроки здоровья» работает не только на формирование у учеников «культуры здоровья», но и успешно выполняет здоровьесберегающую и социализирующую функцию.

Выводы

1. В ходе использования УМК «Уроки здоровья» было установлено, что младшие школьники проявляют повышенный интерес к этим занятиям и высоко оценивают их полезность для своего здоровья.

2. Значительное число учащихся в ходе обучения в качестве личной ценности называют здоровье.

3. Современные технологические приемы, использованные при обучении, в основу которых заложен деятельностный подход, способствуют высокому уровню обученности учащихся, а так же практическому использованию знании, полученных на занятиях по программе.

4. УМК «Уроки здоровья» обладает значительным развивающим потенциалом для школьников начальных классов и способствует формированию у них необходимых коммуникативных и общеучебных навыков.

Библиографический список

1. Гладышева О. С. Уроки здоровья и основы

безопасности жизни (учебная программа). - Н.-Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 1998.-19 с.

2. Гладышева О. С., Абросимова И.Ю. «Уроки здоровья-1» (методические рекомендации). -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-69 с.

3. Гладышева О. С., Абросимова И.Ю. «Уроки здоровья-2» (методические рекомендации). -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-69 с.

4. Гладышева О. С., Абросимова И. Ю. «Уроки здоровья-3» (методические рекомендации). -

Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-72 с.

5. Гладышева О. С., Абросимова И. Ю. «Уроки здоровья» методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Первый год обучения Методическая газета для учителей «Здоровье детей» № 15; 2004. - Изд. дом. «Первое сентября».-48 с.

6. Гладышева О.С., Абросимова И.Ю. «Уроки здоровья» методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу. Второй год обучения Методическая газета для учителей «Здоровье детей» № 15; 2006. - Изд. дом. «Первое сентября».-48 с.

7. Селевко ГК Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.-256 с.

Л.Е. Идиатуллина

РОЛЬ ПЕДАГОГОВ В СОЗДАНИИ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ УЧАЩИМСЯ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ЕГЭ

Преамбула. В данной статье представлены материалы, посвященные психологическому анализу здоровьесберегающих условий в общеобразовательной школе в период сдачи ЕГЭ выпускниками. Рассматривается проблема оказания педагогами психологической поддержки и помощи учащимся. Ключевые слова: организатор, здоровье, здоровьесберегающие условия, Единый государственный экзамен, психологическое благополучие.

Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, мобилизации всех ресурсов по сохранению и поддержке психического, нравственного и соматического здоровья учащихся. Человеку не удается полностью избежать нервных

перегрузок, трудно исключить влияние стрессоров на организм. Оттого насколько будут правильно организованы здоровьесберегающие условия в пунктах проведения экзамена (ППЭ), в аудиториях, где проходит экзамен, во многом за-

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том !4

©Л.Е. Идиатуллина, 2008

висит его успешная сдача и сохранение здоровья выпускников. А тем более это усугубляется тестовыми технологиями, потому что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) основан на тестовых технологиях [5; 8; 9]. Такая форма экзамена требует хороших знаний предметов, предварительной психологической готовности всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей).

Педагоги, ответственные за создание условий выпускникам во время экзамена входят в число организаторов ЕГЭ. Педагоги (далее организаторы) в своей деятельности руководствуются Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка ООН, нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней. Роль организаторов ЕГЭ отражает гуманную педагогическую позицию, направленную на здоровьесберегающие условия и сохранение психологического благополучия выпускников школы.

Как справедливо считает С.Л. Братченко, компетентность педагога, характеризуется не столько формальными квалификационными показателями, сколько наличием гуманистически ориентированной позицией, способностью к самореализации в профессиональной деятельности, уважением к участникам образовательного процесса, оказанием им помощи и поддержки.

Современными психологами (А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков и др.) подчеркивается важнейшая роль для развития ребенка среды обучения и воспитания в ее эстетических, коммуникативных, эмоциональных и других аспектах [5].

Успех любой деятельности в значительной степени зависит от условий и организации этой деятельности. Введение экзаменационных процедур, основанных на технологии тестирования, требует учета особых организационных моментов. В связи с этим мы рассмотрим деятельность организаторов, которые в большей степени ответственные за создание психологического благополучия учащихся во время сдачи ЕГЭ. По итогам результатов исследований учащихся образовательных учреждений, уже сдавших экзамены в форме ЕГЭ, психологи выявили факторы, негативно сказывающихся на психофизиологическом состоянии организма. Перечислим эти факторы, мешающие учащимся во время проведения ЕГЭ и влияющие на их эмоциональное состояние, ко-

торыми являются: работа с тестовыми бланками, взаимодействие организатора с учащимися, психологический аспект имиджа организатора. Остановимся на них более подробно.

По мнению практиков, наибольший вред учащимся причиняет монотонность речи организатора. Как способ привлечения и удержания внимания выпускников необходимо акцентировать важные слова. С этой целью можно использовать такие приемы, как изменение темпа речи и интонирование, что придаст выразительность словам. Когда необходимо подчеркнуть важные моменты, возможно уменьшение темпа и использование приемов выразительности речи.

Чтобы снизить процессуальный стрессор во время экзамена и облегчить учащимся понимание инструкции необходимо объяснять правила заполнения бланков последовательно, четко и не спеша.

Перед началом экзамена следует информировать выпускников, на какие вопросы они могут получить ответ, и на какие вопросы организатор не имеет права отвечать. Но при этом необходимо дать ответы на все вопросы, заданные учащимися, чтобы снизить психоэмоциональное напряжение.

Следующий фактор — эффективность взаимодействия организатора с выпускниками [8]. По результатам проведенных психологических исследований в ряде школ выявлено, что во время сдачи экзамена учащиеся находятся в состоянии беспокойства, переживают отсутствие безопасности, нуждаются в подбадривании. Именно это обстоятельство накладывает особую ответственность организаторов на осуществление взаимодействия с учащимися. Также организатор несет ответственность за свое поведение. Именно поэтому стиль общения во время экзамена должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний учащихся. Организатор должен владеть экспресс диагностикой эмоционального состояния ученика во время экзамена, например, определение особенностей состояния кожных покровов - покраснение или выраженная бледность, повышенное потоотделение, нервозность в движениях, невозможность сосредоточиться. Знание критериев оценки психофизиологического состояния позволит организатору оказать своевременную и необходимую помощь ученику.

Ситуация стресса может оказать негативное воздействие на психические процессы, к которым

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2008

121

например, относится внимание. Данный процесс «пронизывает» собой все психические функции человека, поэтому следует отвечать на вопросы индивидуально, избегая шума в аудитории^ак мешающего учащимся сосредоточиться на выполнении задания.

Высказывания взрослого для ученика являются определенной информацией о нем самом, поэтому следует обратить внимание на форму обращения к учащемуся. Проанализируем ситуации, которые, могут возникнуть в период сдачи ЕГЭ, и постараемся дать педагогам некоторые рекомендации [9].

Когда взрослый использует в общении с учащимися:

Угрозы («Если ты не прекратишь ...»). Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны. Выйдя из под контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если выпускник вызывает своим поведением отрицательные эмоции, стоит сообщить ему об этом. Не стоит подавлять гнев, сохранять спокойствие при сильном волнении. Через некоторое время чувство, как правило, прорывается и облекается в резкие слова или действия. Скажите о своих чувствах учащемуся, говорите от первого лица. Сообщите о своем переживании, используя технику «Я-сообщение», а не о нем, о его поведении.

Критику («Сколько раз уже говорили...», «Слушать надо было...»). Такие высказывания негативно влияют на состояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания. Необходимо быть готовым к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз: многие выпускники просто не слышат ответов, которые вы даете другим учащимся, или в силу разных причин пропустили то, что вы говорили для всех.

Мораль, нравоучения («Ты обязан вести себя как подобает...»).

Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Если хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «В ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя».

Высмеивание («Что за глупости...»). Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах. Такими высказываниями взрослый

демонстрирует лишь уход от разговора. Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре с учащимися.

Уговоры («Успокойся, это неважно»). Подобные высказывания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о том, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося: «Я понимаю тебя, ты переживаешь...» и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.

Необходимо помнить, что главное препятствие на пути эффективного общения - это автоматические ответы. Поэтому важно уточнить трудности, возникающие у учащихся, при помощи наводящих вопросов. Правильная постановка речи есть центральный элемент личного имиджа организатора.

Третьим фактором являются собственно психологические аспекты имиджа организатора ЕГЭ. Умение взаимодействовать с окружающими, стратегии поведения, профессиональное поведение влияют на имидж человека. Его элементами являются как внешний вид организатора, так и образ учебного заведения, которые фактически есть его первооснова. Составляющие элементы имиджа организатора являются наглядной многомерной информацией, которая влияет на психологическое благополучие другого человека.

По мнению ученых, цвет влияет на психоэмоциональное состояние человека. Он может, как поднять настроение так и, наоборот, сочетание некоторых цветов может вызвать раздражение окружающих [4]. Поэтому при выборе одежды на экзамен следует избегать чересчур ярких, кричащих цветосочетаний, слишком вызывающих деталей костюма.

Так же как и цвет, запахи влияют на настроение и работоспособность, оказывают воздействие на центральную нервную систему, поэтому они могут, как способствовать повышению работоспособности, так и дезорганизовывать деятельность человека, вызвать раздражительность и невозможность сосредоточиться. Поэтому, некоторые запахи (например, парфюмерии) требуют умеренности, а во время серьезных испытаний должны быть «нейтральными», чтобы не вызывать угнетенность и нервозность психического состояния ученика.

122

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

Разного рода шум не только отвлекает, но и оказывает влияние на мыслительную деятельность человека. Следует отметить, что стук каблуков обуви может влиять на психическое состояние учащихся во время экзамена. Чтобы не вызывать эмоциональную напряженность и дискомфорт туфли на «мягком» каблуке более приемлемы в ситуациях, требующих сосредоточения.

Таким образом, учет выше перечисленных факторов организаторами ЕГЭ в период сдачи экзаменов может влиять как на психологическую атмосферу самого экзамена, так и на создание здоровьесберегающих условий выпускникам школы и способствовать максимальной мобилизации их психологических ресурсов.

Библиографический список

1. Левина-Домбровская И. Можно ли убежать от стресса? / И. Левина-Домбровская // Школьный психолог. -16-13 апреля 2006. -№ 8 (366).-С. 4-5.

2. Набойкина Е. Установка на успех! Е. На-бойкина // Школьный психолог. - 16-13 апреля 2006.-№ 8(366).-С. 36-37.

3. Педагогический энциклопедический словарь / главный редактор Б.М. Бим-Бад. - Москва,

2002.-С. 322-323.

4. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / под общ. ред. М.А. Поваляевой - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.-С. 158-159.

5. Лызь Н.А., Радомская М.В. Единый государственный экзамен: опыт оценки образовательной инновации / Н.А. Лызь, М.В. Радомская // Педагогика.-2007.-№ 5.-С. 32-42.

6. Поляков С., Ерхова М. Психопрофилактика экзаменов: приемы и рассуждения / С. Поляков, М. Ерхова//Школьный психолог -16-13 апреля 2006. -№ 8 (366). - С. 6-7.

7. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога. В 2 ч / Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 -Ч. 2 Психология общения: И кл.-С. 128-129.

8. Чибисова М ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников / М.Чибисова // Школьный психолог. -16-13 апреля 2006. - № 8 (366).-С. 11-12.

9. Шамова Т., ПодчалимоваГ., Худин А., Ильина И. Как школе подготовиться к Единому государственному экзамену / Т. Шамова, Г. Подчалимова, А. Худин // Народное образование. - 2004. -№2.-С 56-60

В.В. Малков ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК ФОРМА И МЕТОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Важной особенностью игры состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений, которые оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля регуляции.

В подвижной игре реализуются социальные навыки учащегося, включающие в себя как со-циалыю-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности,

усвоение учащимися знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, влияющих на формирование учащегося. Социокультурное назначение подвижной игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей школьнику функционировать в качестве полноправного члена детского коллектива. Немецкий психолог К. Гросс называет подвижные игры «изначальной школой поведения».

©В.В. Малков, 2008

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.