Библиографический список
1. Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы. Вестник международного института экономики и права. 2015; № 2 (19): 106 - 111.
2. Богданова Ю.З. Об изменении традиций воспитательной работы в вузе. Гуманитарные и социальные науки. 2018; № 6: 321 - 329.
3. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. On the digitalization of a university education and the possibility of distance foreign language teaching of students of agrarian university. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; № 8 (12): 185 - 191.
4. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. Actual possibilities of mass physical training, sports and familiarizing inhabitants of northern Trans-Ural to a healthy lifestyle. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; № 8 (4): 47 - 53.
5. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A., Khairullina N.G. On the improving health and familiarizing students and teachers of the agricultural university with a healthy lifestyle. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; № 8 (2.1): 762 - 767.
6. Khairullina N.G., Ustinova O.V., Sadykova Kh.N., Tretyakova O.V., Bogdanova Yu.Z. Social protection of the poverty: problems and solutions. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016; № 6 (S2): 110 - 116.
7. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «Фэн-наука». 2013; № 1 (16): 17 - 20.
8. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 73-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
9. Инклюзивное образование: история и современность. Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
10. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы. Под редакцией Е.В. Самсоновой. Москва: МГППУ, 2012.
11. Лысенко Н.А. Реализация инклюзивного образования в практике современного ДОУ Международный студенческий научный вестник. 2015; № 5: 555 - 556.
References
1. Matyunina O.E. Modernizaciya sistemy obrazovaniya v Rossii: problemy i perspektivy. Vestnik mezhdunarodnogo instituta 'ekonomiki iprava. 2015; № 2 (19): 106 - 111.
2. Bogdanova Yu.Z. Ob izmenenii tradicij vospitatel'noj raboty v vuze. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2018; № 6: 321 - 329.
3. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. On the digitalization of a university education and the possibility of distance foreign language teaching of students of agrarian university. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; № 8 (12): 185 - 191.
4. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. Actual possibilities of mass physical training, sports and familiarizing inhabitants of northern Trans-Ural to a healthy lifestyle. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; № 8 (4): 47 - 53.
5. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A., Khairullina N.G. On the improving health and familiarizing students and teachers of the agricultural university with a healthy lifestyle. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; № 8 (2.1): 762 - 767.
6. Khairullina N.G., Ustinova O.V., Sadykova Kh.N., Tretyakova O.V., Bogdanova Yu.Z. Social protection of the poverty: problems and solutions. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016; № 6 (S2): 110 - 116.
7. Voronich E.A. Suschnost' inklyuzivnogo podhoda v obrazovanii. Periodicheskij zhurnal nauchnyh trudov «F'en-nauka». 2013; № 1 (16): 17 - 20.
8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj Zakon ot 29.12.2012 № 73-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
9. Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya i sovremennost'. Moskva: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentyabrya», 2013.
10. Razrabotka irealizaciya individual'noj obrazovatel'nojprogrammy dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya v nachal'noj shkole. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej nachal'noj shkoly. Pod redakciej E.V. Samsonovoj. Moskva: MGPpU, 2012.
11. Lysenko N.A. Realizaciya inklyuzivnogo obrazovaniya v praktike sovremennogo DOU. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2015; № 5: 555 - 556.
Статья поступила в редакцию 20.02.20
УДК 378
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Kuchmezov R.A., senior teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of Ministry
of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]
Naigieva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
THEORETICAL BASES OF FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS. The basics of concepts of "motivation" and "educational motivation" are considered in the article, factors of the formation of educational motivation of students are identified: student interests, level of socialization, cognitive needs, professional motives, need for achievements, etc. Choosing a profession is an important issue in human life, and how well it will be solved depends on the effectiveness of the activity and the person's satisfaction with their work, the desire to improve their skills and much more. An important motive of modern students is cognitive need. The professional motive of the teachings of students goes through certain phases. Focusing on a career together with professional self-determination largely influences the choice of life path of a person. The authors conclude that the most important motives of student youth is cognitive motivation and, above all, motivation in the field of learning the future profession. Teachers' efforts should be directed towards generating these types of motivation.
Key words: motivation, educational motivation, student, professional motives, cognitive needs.
Ш.И. Булуееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Р.А. Кучмезов, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик,
E-mail: [email protected]
Л.А. Нальгиева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: luba869@ mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрена сущность понятий «мотивация» и «учебная мотивация», выявлены факторы формирования учебной мотивации студентов: интересы студента, уровень социализации, познавательные потребности, профессиональные мотивы, потребность в достижениях и др. Выбор профессии -важный вопрос в жизни человека, и от того, насколько правильно он будет решен, зависит эффективность деятельности и удовлетворенности человека своим трудом, стремление повышать квалификацию и многое другое. Важным мотивом современных студентов является познавательная потребность. Профессиональный мотив учения студентов проходит через определенные фазы. Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека. Авторы делают вывод о том, что наиболее важными мотивами студенческой молодёжи является познавательная мотивация и, прежде всего, мотивация в области освоения будущей профессии. Усилия педагогов должны быть направлены на формирование этих видов мотивации.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, студент, профессиональные мотивы, познавательные потребности.
Психологи и педагоги издавна интересовались, что же движет человеком, если он хочет достигнуть определенной цели в деятельности. В этом вопросе учеными было разработано множество теорий мотивации личности. Проблема
мотивации особенно ярко выражена в учебной деятельности. Так, с ранних лет ребенку закладывается определенное отношение к учебе, и с последующими годами жизни это отношение превращается либо в интерес, либо в безразли-
чие. Учебная мотивация - важная составляющая успешного обучения не только школьника, но и студента вуза, который осознанно поступил в университет на ту или иную специальность.
Большинство структурных элементов личности, в том числе и мотивация, формируются с детского возраста, и мотивы, которые человек преследует в жизни, закладываются на уровне раннего детства, а также в подростковый и юношеский период [1, с. 28]. Для того чтобы понять проблемы формирования учебной мотивации, следует обратиться к формированию мотивации. Периоды формирования мотивации, количество и качество обусловливаются стимулами, которые формируют учебные мотивы. Эти стимулы могут быть связаны с внутренними и внешними побуждениями.
Процесс формирования мотива, по мнению Е.П. Ильина, состоит из следующих основных стадий.
Первая стадия - это появление абстрактного мотива. Структура первой стадии заключается в формировании потребностей личности, целей и побуждений. Стимул удовлетворить потребность возникает благодаря достижению определенного уровня интенсивности, а затем призывает к поиску путей и способов ее удовлетворения.
Второй стадией называется поисковая активность. Это действие, которое направлено на реформу недопустимой ситуации или же на поправку своего отношения к ней при дефиците результатов такой активности, учитывая при этом промежуточные значения.
Индивид появляется на свет со стандартными биологическими предпосылками к поисковой активности. Формируется и исполняется потребность в поиске во время развития и обучения. Если ситуация успеха оказывается слишком легкой и достижимой, то снижается устойчивость к неудачам и поражениям. Очевидный прогноз снижает поисковую активность, и человек становится уязвимым к последующим неудачам. Смена ситуаций неудач и успеха оставляет неопределенность сценария и не снижает поисковую активность. Высокий уровень поисковой активности может оставаться в ситуации, даже если она объективно безнадежная и может быть нацелена на преобразование самого прогноза, а именно на поиск новых шансов.
Третья стадия обозначена выбором конкретной цели и организацией намерения в её достижении. Конкретная цель - это осознанная форма предстоящих результатов. Чтобы достичь цели, индивид должен обладать сознательным желанием к действию. Данный этап является конечной точкой в формировании конкретного мотива [2, с. 384].
Учитывая опыт, формируются мотивационные схемы, иначе говоря, появляется набор знаний для удовлетворения определенной потребности. У одних людей сформировалась определенная реакция на определенные конфликтные ситуации: желание подраться, поругаться, употребить алкоголь и совершить другие деструктивные действия.
Вышеописанные стадии влияют также на учебную мотивацию. Проблема снижения учебной мотивации остро стоит перед современным обществом. Существует множество теорий формирования учебной мотивации. Чтобы понять причину снижения мотивации, обратимся к теориям формирования учебной мотивации.
Принято разделять ведущие мотивы и второстепенные. Главный мотив -это ведущий мотив, тот, который запускает процесс деятельности в достижении поставленной цели, второстепенные мотивы - это мотивы, которые дополнительно стимулируют данную деятельность, в каком-то роде не дают сдаться человеку и бросить начатое дело.
В учебной мотивации определенно присутствуют как главные, т.е. ведущие, так и второстепенные мотивы. Но стоит обратить внимание на такое явление, как учебный мотив.
Рассматривая дальше понятие «мотив учебной деятельности», обратимся к трудам М.В. Матюхиной. Мы зафиксировали, что мотивы характеризуются, учитывая два критерия: содержание, а именно направленность и понимание значимости мотива [3, с. 83].
Отметим, что единой и общепринятой классификации мотивов в учении не существует. К более подходящим, по нашему мнению, классификациям мы отнесли классификации учебных мотивов по их направленности.
В основе таких классификаций заложены два основных типа учебных мотивов, которые имеют разные происхождения и содержания. К одним из них относятся познавательные мотивы, к другим - социальные.
Познавательная мотивация включает в себя познавательные мотивы, которые подразумевают под собой овладение новыми знаниями, а учебно-познавательные мотивы направлены на усвоение способов получения знаний. Рассматривая социальные мотивы, отмечают такие явления, как долг и ответственность, стремление иметь определенную позицию с окружающими, сотрудничество, взаимодействие с людьми.
А.К. Маркова для изучения учебной мотивации предлагает несколько блоков: мотивационный, целевой, эмоциональный, познавательный. Для анализа предлагаются такие диагностические методики, как наблюдение (в обычном состоянии и во время психолого-педагогического эксперимента), беседа, проективные методики, организация ситуаций реального выбора [4, с. 54].
Организация учебной деятельности, которая наиболее полно раскрывала бы внутреннюю мотивацию потенциала личности, является основной задачей мотивации учения.
Говоря про мотивацию учения, не стоит упускать такое понятие, как мотивы, так как из мотивов складывается вся дальнейшая деятельность индивида. Существует несколько типов мотивов: осознанные и неосознанные. К осознанным мотивам учения относится умение школьника поведать о том, что именно его «заставляет» выполнять действие, что его побуждает и в какой степени. Неосознанные мотивы могут быть сильно выраженными, но не контролируются сознанием.
Также выделяют реальные и мнимые мотивы. Названия данных мотивов уже дает некую расшифровку значения этих понятий. Процесс обучения должен руководствоваться реальными, а именно осознаваемыми мотивами обучения, так как мнимые мотивы могут формироваться при определенных обстоятельствах, поэтому они и носят такое название, как мнимые, или же иллюзорные.
Сформировать начальное представление о значимости каких-либо мотивов учения можно, для этого необходимо понаблюдать за отношением учащегося к учению.
Отрицательное отношение к учению характеризуется отсутствием или узостью мотивов, неумением постановки цели, преодоления трудностей, негативным отношением к школе или учителям.
К нейтральному отношению относятся наличие способностей и ресурсов для достижения положительных результатов.
Различные уровни положительного отношения к учению имеют постепенный характер повышения мотивации от устойчивой до осознанной. Самый высокий уровень имеют устойчивые мотивы, характеризующиеся наличием умения в постановке целей, предсказанием последствий своей учебной деятельности и поведения, а также умением решать препятствия в процессе достижения цели. Для учебной деятельности характеры нестандартные способы решения задач, гибкий ум, творческая деятельность и самообразование.
Для процесса учения характерна познавательная активность, а также самостоятельность школьников. Эти два понятия неразделимы, и прослеживается простая зависимость одного явления от другого. Школьники с высоким уровнем познавательной активности более самостоятельны, и наоборот, обучающийся с низким уровнем познавательной активности имеет зависимость от других и лишается самостоятельности.
Активизация активности - это управление ею. Целью управления является формирование активности обучаемых и повышение качества образовательного процесса. Повышение активности способствует повышению такого навыка, как самостоятельность.
Любая деятельность человека обусловлена мотивами, и одним из главных мотивов является интерес. Интерес - это причина действия, которая является особо важной для человека. Интерес определяется как положительное отношение человека к своей деятельности. В процессе обучения важную роль занимает познавательный интерес и выражается в эмоциональном отношении обучающегося к процессу и объекту познания.
Одну из ведущих ролей в направленности интереса играет увлеченный родитель. Множество исследований доказывает, что интересы детей напрямую связаны с интересами родителей. Интерес существует для того, чтобы применить свои собственные умения и навыки в деятельности.
Нами была проанализирована теория потребностей А. Маслоу. Автор Иерархию потребностей А. Маслоу представил в виде ступеней пирамиды, которые зависят друг от друга. Его теория базировалась на том, что человек не может выполнить самую высшую потребность, не удовлетворив предыдущие. Самой высшей потребностью А. Маслоу считал потребность в самовыражении, и, прежде чем её достигнуть, человеку предстоит преодолеть первые четыре потребности, такие как потребность физиологическая, потребность в безопасности, потребность в коммуникации и потребность в самосовершенствовании и оценке [5].
Именно потребности задают вектор активности индивида. Потребность появляется как импульс, который порой бывает даже полностью неосознанным человеком, после этого появляется мотив, который складывается в мотивацию для достижения поставленной цели. Данная теория применима и к учебной мотивации. Чаще всего, когда у ребенка есть чувство голода или он ощущает напряженность и угрозу на уроке, ребенок не может полностью погрузиться в учебный процесс, тем самым познавательная активность занижена по причине первичных неудовлетворенных потребностей. Вершину пирамиды занимают «узкие», не всем доступные потребности в самосовершенствовании, знании и понимании.
Овладевая учебной деятельностью, человек расширяет новые аспекты, которые помогут ему удовлетворить его потребности. Естественно учебная деятельность - это лишь инструмент для удовлетворения потребностей определенного уровня, но совершенствование навыков, умений дает человеку возможность удовлетворить потребность в самовыражении и самоактуализации в деятельности.
Таким образом, существует множество подходов к проблеме мотивации, каждая из них играет важную роль в психологии. В то же время нет единой концепции; это объясняется тем, что мотивация личности зависит от многих факторов, определяющих поведение человека, т.е. нужно рассматривать все возможные варианты исхода событий и при этом учитывать, что у каждого человека в различных жизненных ситуациях свои мотивы и побуждения к действиям.
Юношеский возраст - это особое время, в котором человек получает определённый багаж знаний и опыта для дальнейшего развития. Юношество - это уже не детство, но еще до взрослого человека индивиду предстоит трудный путь.
В настоящее время по причине быстро развивающегося общества, сформировано мнение, что нынешняя молодежь стала поверхностной и инфантильной, но именно в юношеском возрасте формируются такие притязания, как дружба, любовь, отношения.
В юношеском возрасте происходит дальнейшее формирование личности, которое включает в себя изменения во всех сферах развития личности. Один из главных вопросов в данный период становится вопрос мотивационной сферы, так как у человека меняются приоритеты, круг общения и деятельность. Исходя из мотивов, складываются дальнейшие действия индивида.
Общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей выходят на первый план развития в этом возрастном периоде. Во время общения индивид попадает в группу, в которой сформированы свои обычаи и порядки, здесь индивид сталкивается с проблемой выбора индивидуальности и принадлежности к группе. В подростковом возрасте человеку важно быть принятым группой, таким образом выполняется базовая потребность принятия обществом.
Я.Л. Коломинским был установлен ряд закономерностей социального восприятия у юношей и подростков: завышенная самооценка, эгоцентричная нивелировка, ретроспективная оптимизация [6, с. 97].
Дальнейшие исследования этой проблемы только доказывают влияние особенностей самооценки на статус в группе: чем критичнее к себе человек и чем ниже его самооценка, тем выше его социометрический статус. И наоборот, чем выше самооценка и уровень притязаний, тем ниже социометрический статус.
Причиной этой зависимости является рост критичности к себе. Стоит отметить, что конфликтные ситуации происходят путем неправильного осознания человеком своего места в коллективе.
Существует адекватная и неадекватная самооценка и оценка своего положения в обществе, и отклонения в адекватности и неадекватности данного явления могут привести к неприятным результатам.
Период молодости и студенческая пора для большинства молодых людей -это время, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки: физические, умственные, нравственные, волевые. Во время студенчества учебная активность выходит на новый уровень, появляются новые задачи. Как показывает статистика, настоящие выпускники школ, т.е. нынешние первокурсники утвержда-
Библиографический список
ют, что в школе они не получили достаточно важные для осуществления учебной деятельности в университетах и институтах умений и навыков.
Учебная деятельность складывается из мотивов и интереса, а в студенчестве функциональность мотивов возрастает, так как они оказывают влияние на качество профессиональной подготовки и формирование компетентного специалиста. У студентов изменяются социальные мотивы, профессиональные мотивы, мотивы творчества, самоутверждения.
Потребность в достижениях движет человеком в создании таких ситуаций, где он смог бы испытать удовлетворение от достижения успеха. Но учебный процесс по сути своей имеет не только ситуации успеха, но и неудачи. Студенты, у которых преобладает стремление к избеганию неудач, обнаруживают низкую потребность в учении. Такие студенты предпочитают традиционные способы решения задач, отвергают творчество, а также боятся допустить ошибку, тем самым снижают развитие своего творческого потенциала. Такие студенты обладают высоким уровнем тревожности, неконструктивное отношение к процессу учения.
Социализация занимает важное место в студенческом возрасте. Новый коллектив, новые порядки, устои и традиции сообщества оказывают влияние на учебную деятельность. В молодости продолжает развиваться потребность в самоутверждении. Мотивы самоутверждения проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным.
Одним из адекватных мотивов учения современных студентов является познавательная потребность. Профессиональный мотив учения студентов проходит через определенные фазы. Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека. Выбор профессии - важный вопрос в жизни человека, и от того, насколько правильно он будет решен, зависит эффективность деятельности и удовлетворенности человека своим трудом, стремление повышать свою квалификацию и многое другое.
Таким образом, формирование учебной мотивации студентов зависит от многих факторов, в частности к ним относятся: интересы студента, уровень социализации, познавательные потребности, профессиональные мотивы, потребность в достижениях и др.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Санкт-Петербург: Питер-Пресс, 2002.
3. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пединститутов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». Москва: Просвещение, 2004.
4. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. Москва, 1974.
5. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Москва, 2002.
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие. Минск: Тетра Системс, 2000. References
1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost'ipsihologiya lichnosti. Moskva: Nauka, 1980.
2. Il'in E.P. Differencial'naya psihofiziologiya muzhchiny i zhenschiny. Sankt-Peterburg: Piter-Press, 2002.
3. Matyuhina M.V. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov pedinstitutov po special'nosti № 2121 «Pedagogika i metodika nachal'nogo obucheniya». Moskva: Prosveschenie, 2004.
4. Markova A.K. Psihologiya usvoeniya yazyka kak sredstva obscheniya. Moskva, 1974.
5. Maslou A. Po napravleniyu k psihologii bytiya. Moskva, 2002.
6. Kolominskij Ya.L. Psihologiya vzaimootnoshenij v malyh gruppah (obschie i vozrastnye osobennosti): uchebnoe posobie. Minsk: Tetra Sistems, 2000.
Статья поступила в редакцию 20.02.20
УДК 378
Gamidov L.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Info/communication Technologies, Chechen State University
(Grozny, Russia), E-mai: [email protected]
Zhamborov A.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar
University of Ministry of Internal Affairs of Russia, (Nalchik, Russia)
Estoeva D.G., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
INTRODUCTION OF DIGITAL INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER. The article examines the influence exerted on the professional activity of a teacher by the introduction of digital information technologies. It is concluded that for educators, digital information technology is a new object of professional activity. The creation of special conditions for the organization of independent work of students in accordance with modern information and communication technologies is becoming a priority of pedagogical activity. The ICT competence of the teacher is considered as the most important factor in the implementation of educational and professional standards. The teacher's ICT competence is seen as a critical factor in the implementation of educational and professional standards. The teacher's ICT competence is now seen as the ability to apply information and communication technologies to a wide range of professional tasks.
Key words: digital information technology, teacher, ICT competence of teacher.
Л.Ш. Гамидов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
А.А. Жамборов, канд. юрид. наук, доц., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД
России, г. Нальчик
Д.Г. Эстоева, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]