Научная статья на тему 'Мотивы выбора изучения иностранных языков и роль преподавателей в повышении мотивации учащихся'

Мотивы выбора изучения иностранных языков и роль преподавателей в повышении мотивации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотив / мотивация / иностранный язык / мотивация выбора иностранного языка / повышение мотивации / роль преподавателя в повышении мотивации. / motive / motivation / foreign language / motivation of choosing foreign language / increasing motivation / role of teacher in increasing motivation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амир Хоссейни, Зохре Хейдари-Пур

В статье анализируются мотивы выбора изучения иностранного языка, описывается теория мотивации Гарднера. Выделяются разные группы и подгруппы мотивов выбора иностранного языка. Было написано много статей о мотивации учащихся и ее воздействии при изучении иностранного языка, предложено много моделей для объяснения этих явлений. Их принципиальная общность состоит в том, что мотивация важна для изучения иностранного языка. Авторы приходят к выводу, что мотивы учащихся при изучении иностранных языков сложные и разнообразные, а также учащиеся при выборе и изучении иностранного языка руководствуются не одним, а несколькими мотивами. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении первоначальной мотивации учащихся при изучении иностранного языка. Авторы утверждают, что согласование содержания обучения и способов его подачи с когнитивными потребностями и интересами учащихся является основополагающим фактором в формировании мотивации обучения и укрепляет все ее компоненты: потребности, устремления, интересы, эмоции, мотивы самих учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амир Хоссейни, Зохре Хейдари-Пур

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES FOR CHOOSING TO STUDY FOREIGN LANGUAGES AND THE ROLE OF TEACHERS IN INCREASING STUDENTS’ MOTIVATION

The article analyzes the motives of the choice of learning a foreign language, describes the theory of motivation Gardner. Different groups and subgroups of motivations for choosing a foreign language are distinguished. Many articles have been written on the motivation of students and its impact in learning a foreign language, and many models have been proposed to explain these phenomena. The basic commonality of these models is that motivation is important for learning a foreign language. The authors conclude that the motives of the students in learning foreign languages are complex and diverse, as well as students in the selection and study of a foreign language are guided by not one, but several motives. Special attention is paid to the role of the teacher in increasing the initial motivation of students to learn a foreign language. The author argues that aligning the content learning with the cognitive needs and interests of students is fundamental to shaping the motivation of learning and strengthens all its components: needs, aspirations, interests, emotions, and motives of the students themselves.

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора изучения иностранных языков и роль преподавателей в повышении мотивации учащихся»

References

1. Sokolov N. Konvejer smerti: kak molodezh'popadaet v seti "Islamskogo gosudarstva". Available at: www.vesti.ru

2. Statistika i analitika MVD RF. Available at: https://mvd.ru/deljatelnost/statistics

3. FSB rasstavlyaetakcenty: interv'yu direktora FSB A.V. Bortnikova izdaniyu «Rossijskaya gazeta». Available at https: //rg.ru/2017/12/19/aleksandr-bortnikov-fsb-rossii-svobodna-ot-politicheskogo-vliianiia. html

4. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.

5. Tkacheva S.A. Pedagogicheskoe masterstvo: uchebno-metodicheskoe posobie. Karakol, 2015.

6. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakíika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

7. Oleshkov M.Yu. Pedagogicheskaya tehnologiya: problema klassifikacii i realizacii. Professional'no-pedagogicheskie tehnologii v teorii i praktike obucheniya: sbornik nauchnyh trudov. Ekaterinburg: RGPPU, 2005: 5 - 19.

8. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretaciya. Moskva: «Akademiya», 2001.

9. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskj slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2002.

10. Harlamov I.F. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2003.

Статья поступила в редакцию 31.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10012

Hosseini Amir, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Faculty of Foreign Languages, University of Tehran, Faculty of Foreign Languages and Literature, Tehran State University (Tehran, Iran), E-mail: amhoseini@ut.ac.ir Zohre Heidari-pour, postgraduate, Department of Russian Language and Literature, Tehran State University, Faculty of Foreign Languages and Literature, Tehran State University (Tehran, Iran), E-mail: heidari.z@yandex.ru

MOTIVES FOR CHOOSING TO STUDY FOREIGN LANGUAGES AND THE ROLE OF TEACHERS IN INCREASING STUDENTS' MOTIVATION. The article analyzes the motives of the choice of learning a foreign language, describes the theory of motivation Gardner. Different groups and subgroups of motivations for choosing a foreign language are distinguished. Many articles have been written on the motivation of students and its impact in learning a foreign language, and many models have been proposed to explain these phenomena. The basic commonality of these models is that motivation is important for learning a foreign language. The authors conclude that the motives of the students in learning foreign languages are complex and diverse, as well as students in the selection and study of a foreign language are guided by not one, but several motives. Special attention is paid to the role of the teacher in increasing the initial motivation of students to learn a foreign language. The author argues that aligning the content learning with the cognitive needs and interests of students is fundamental to shaping the motivation of learning and strengthens all its components: needs, aspirations, interests, emotions, and motives of the students themselves.

Key words: motive, motivation, foreign language, motivation of choosing foreign language, increasing motivation, role of teacher in increasing motivation.

Амир Хоссейни, канд. филол. наук, доц., каф. русского языка и литературы, Тегеранский Государственный университет, факультет иностранных языков и литературы, г. Тегеран, E-mail: amhoseini@ut.ac.ru

Зохре Хейдари-пур, аспирант каф. русского языка и литературы, Тегеранский государственный университет, г. Тегеран, E-mail: heidari.z@yandex.ru

МОТИВЫ ВЫБОРА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В статье анализируются мотивы выбора изучения иностранного языка, описывается теория мотивации Гарднера. Выделяются разные группы и подгруппы мотивов выбора иностранного языка. Было написано много статей о мотивации учащихся и ее воздействии при изучении иностранного языка, предложено много моделей для объяснения этих явлений. Их принципиальная общность состоит в том, что мотивация важна для изучения иностранного языка. Авторы приходят к выводу, что мотивы учащихся при изучении иностранных языков сложные и разнообразные, а также учащиеся при выборе и изучении иностранного языка руководствуются не одним, а несколькими мотивами. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении первоначальной мотивации учащихся при изучении иностранного языка. Авторы утверждают, что согласование содержания обучения и способов его подачи с когнитивными потребностями и интересами учащихся является основополагающим фактором в формировании мотивации обучения и укрепляет все ее компоненты: потребности, устремления, интересы, эмоции, мотивы самих учащихся.

Ключевые слова: мотив, мотивация, иностранный язык, мотивация выбора иностранного языка, повышение мотивации, роль преподавателя в повышении мотивации.

Мотивация действует как двигательный механизм в любой человеческой деятельности, в том числе и в изучении иностранных языков. Мотивация «служит основным стимулом для начала изучения второго языка, а затем и для продолжения длительного и зачастую утомительного процесса обучения» [1].

Мотивация является «сложной и многогранной конструкцией» [2]. Считается, что мотивация учащихся к развитию на целевом языке является сложным процессом. Во многих случаях студенты сталкиваются со многими препятствиями в изучении иностранного языка и зачастую теряют первоначальную мотивацию к обучению. Однако применение преподавателем определенных стратегий мотиваций, выявленных в ходе многих исследований, могут помочь учащимся сформировать более позитивное отношение к изучению языка и сохранить его в процессе обучения и даже во многом повышать его. В данной работе обобщаются основные мотивы изучения иностранных языков, обсуждается роль преподавателей в мотивации учащихся и представляется обзор методов повышения мотивации, которые могут быть использованы преподавателями на уроках. Сначала указывается на наиболее важные мотивы для изучения иностранного языка, чтобы выбрать лучшую стратегию мотивации.

Что касается мотивации выбора иностранного языка, наиболее важными компонентами являются ценности и установки, связанные с иностранным языком, его носителями и изучением языка в целом. Эти вопросы были в центре внимания теории мотивации Гарднер (1985), которая делала акцент на понимании широкой социально-культурной природы мотивации изучения иностранного

языка. В рамках этой теории понятие стало известным. Компоненты этой теории выражаются следующим образом:

• «интеграционная ориентация, которая отражает позитивную склонность по отношению к иностранному языку и желание взаимодействовать с ценными членами этого сообщества, даже стать похожим на них.

• Инструментальная ориентация - когда изучение языка связано, прежде всего, с потенциальными практическими преимуществами владения языком на уровне иностранного, например, получение более качественной работы или более высокую зарплату.

• Интеграционный мотив, представляющий собой сложную конструкцию, состоящую из трёх основных компонентов: а) интегративности (предполагает интеграционную ориентацию, заинтересованность в иностранных языках и отношение к сообществу иностранного языка), б) отношения к образовательной ситуации (включая отношение к учителю и курсу); в) мотивации (состоит из мотивации, желания и отношения к изучению языка)» [3].

Многие известные специалисты, среди которых Е.И. Пассов, М.В. Кузовлев, Т.С. Царькова, исследовали вопрос о том, какие мотивы составляют мотивацию изучения иностранных языков. Исследуя труды этих ведущих исследователей, можно классифицировать мотивы изучения иностранных языков на две общие группы: внешние и внутренние.

Внешние мотивы, согласно теории мотивации Гарднер, - группа мотивов, основанных на внешних ситуациях, обстоятельствах, условиях. Саму группу

внешних мотивов можно разделить на две подгруппы: с широкой социальной мотивацией и мотивацией, связанной с перспективным развитием личности. Первая группа образуется под влиянием обстановки, например, желание утвердить свой социальный статус. Второй вид внешнего мотива тоже оформляется под влиянием обстановки, например, изучают иностранные языки, чтобы занять определенную должность в будущем.

«Внутренняя мотивация основана на врожденных потребностях человека. Она не является результатом интернализации, основываясь на неподдельном интересе к процессуальной стороне деятельности, невзирая на престижность или выгодность этой деятельности в актуальных социальных условиях. Внутренне мотивированный субъект самостоятельно выбирает ценности и цели. Внутренняя мотивация полностью автономна и самодетерминирована, т.е. субъект стремится выполнять деятельность ради процессуальных удовольствий» [4].

Среди внутренней мотивации можно разделить коммуникативную мотивацию и мотивацию, которая образуется под влиянием самого процесса обучения. Как правило, внутренняя мотивация создается под влиянием внутренних потребностей, например, коммуникативная мотивация образуется под влиянием таких факторов, как заинтересованность в общении с носителями изучаемого языка.

Важно отметить, что учащиеся при выборе и изучении иностранного языка руководствуются не одним, а несколькими мотивами. «В каждом случае мотивация изучения иностранного языка (как и мотивация изучения других предметов) представляет в итоге сочетание социально познавательных, личностно-нрав-ственных и прагматических мотивов» [5].

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что мотивы учащихся при изучении иностранных языков, в том числе и русского языка как иностранного (далее РКИ), сложные и разнообразные. Я.В. Лукина вычисляет шесть групп мотивов в изучении иностранных языков:

1. Эмоционально-эстетические. К ним относятся такие реплики, как «красивый язык», «Я люблю Россию», «мне нравится, как звучит русский язык» и т.д.

2. Прагматические. Связываются с желанием получить хорошую работу или образование в России.

3. Дидактические. Эти мотивы связаны с процессом учения. Увлекает сам процесс обучения, а не только результаты. Ученик хочет проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач.

4. Познавательные - связаны с содержанием учения. Учащегося побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями и т.д.

5. Коммуникативные - личное общение с русскими знакомыми, друзьями.

6. Мотив принуждения и обязательности связан с отсутствие выбора или необходимостью сдавать экзамен, например, когда в колледже или школе есть возможность изучения только русского языка [6].

Кроме вышесказанного о классификации мотивов имеются и другие классификации мотивов выбора изучения иностранных языков, в том числе и РКИ. Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. Выделение видов мотивов и их классификация зависят от того, как понимается сущность мотива. Важно отметить, что мотив не является абсолютно стабильным и меняется со временем и возрастом в зависимости от внутренних и внешних факторов. К тому же в процессе изучения иностранных языков, в том числе и РКИ, действует совокупность различных мотивов, поэтому речь идет о мотива-ционной системе, так как «она может включать потребности, мотивы, цели и мотивирующие факторы в самом учебном процессе, а также элементы, которые не входят непосредственно в учебный процесс, но могут выполнять те же функции, что и названные объекты» [7].

Другими факторами, влияющими на мотивацию студентов к выбору иностранного языка, являются факторы глобализации, распространение иностранного языка, географическая близость, сложность и легкость, ситуация на рынке труда и образ страны изучаемого языка.

Как уже упоминалось, одним из важнейших элементов успеха образовательного процесса в целом и в изучении иностранного языка в частности является мотивация. Учитывая важность этого элемента в любой человеческой деятельности, особенно при изучении иностранного языка, становится очевидным, что в настоящее время актуальной является проблема повышения мотивации в процессе обучения иностранному языку, поиска новых путей и методов её повышения. Этот вопрос особенно актуален, когда учащиеся, изучающие иностранные языки, сталкиваются со сложными грамматическими вопросами, а также при

Библиографический список

выработке навыков устной и письменной речи. Эти моменты всегда были и всегда будут трудными для студентов. К тому же это может отразиться на учебной активности, интересе к получению профессионального образования и в худшем случае привести к уходу студентов из вуза. Здесь очень важна роль преподавателя в процессе обучения. Вот почему среди многих задач, стоящих перед преподавателем, главная состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся в изучении этого предмета, т.е. преподаватель должен знать основные теории мотивации, способы воздействия на учащихся, их сильные и слабые стороны. Таким образом, основной задачей преподавателя является вовлечение учащихся в процесс обучения, а не принуждение их к участию в нём. Принуждение и угрозы приводят к безразличию и разочарованию, низкой производительности и отсутствию решимости учиться. Поэтому учащиеся нуждаются в благоприятном и доверительном общении с преподавателями.

Преподаватель иностранного языка должен не только вооружить студента набором знаний, но и помочь ему стать независимым, творческим и уверенным в себе. Личность преподавателя является мощным мотивирующим фактором в учебной работе, в том числе и в самосовершенствовании. Преподаватель должен быть примером для учащихся во всех отношениях. Он обязан помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы внутреннего роста.

Поскольку вопрос человеческой мотивации очень сложный и многоуровневый, разные специалисты предлагают различные способы повышения мотивации студентов. Надо отметить, что согласование содержания обучения и способов его подачи с когнитивными потребностями и интересами учащихся является основополагающим фактором в формировании мотивации обучения и укрепляет все ее компоненты: потребности, устремления, интересы, эмоции, мотивы самих учащихся. Принимая во внимание мнения различных специалистов, можно выделить общие подходы.

• Организуйте занятия таким образом, чтобы учащиеся, выполняя специально разработанные упражнения, могли непосредственно почувствовать результаты работы. Как показывают психологические исследования, наблюдение за поведением человека может быть сильным стимулом для дальнейшей работы.

• Стимулы и подкрепление. Один из способов развития мотивации к изучению иностранных языков основан на потребностях человека, чтобы другие уважали, привлекали к ним внимание и интерес, и для реализации этого метода преподаватель должен обращать внимание на индивидуальные особенности учащихся, их интересы. Он должен поощрять и поддерживать интерес студентов к иностранным языкам.

• Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения. Психологические исследования показывают, что мотивация к любой человеческой деятельности зависит к эмоциональным факторам. Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения воздействует на воображение и творчество учащихся и усиливает их. Преподаватель с использованием разных способов, например, игр может развивать эмоционально-чувственную сферу обучения.

• Творчество преподавателя в процессе обучения может оказывать положительное влияние на мотивацию учащихся к предмету обсуждения. Творческий преподаватель - это тот, который способен преобразовываться, создавать вокруг себя новое. Инновационные технологии могут помогать преподавателям, чтобы создать атмосферу занятий активнее.

• Участие студентов в творческой, научной и методической деятельности под руководством преподавателя.

Кроме вышеперечисленных, можно выделить и другие подходы к повышению мотивации, в том числе и разработку системы внеклассных занятий, помощь в организации самостоятельной работы учащихся и т.п.

Итак, мы рассмотрели некоторые, наиболее важные, на наш взгляд, мотивы выбора иностранного языка, которые важно определить. Таким образом можно попытаться стимулировать интерес к процессу обучения и расширить круг интересов студентов. На практике мотивы изучения иностранного языка очень разные. Учащиеся при выборе и изучении иностранного языка руководствуются не одним, а несколькими мотивами. Несомненно, преподаватель как один из основных компонентов учебного процесса играет важную роль в повышении мотивации учащихся, взгляд преподавателей на мотивацию учащихся и учебные достижения в той или иной степени обеспечили наилучшие стратегии преподавания, направленные на повышение мотивации и успеваемость учащихся.

1. Дёрнеи З. Демотивация в изучении иностранных языков. Доклад представлен на конгрессе TESOL '98. Сиэтл, штат Вашингтон, 1998: 117.

2. Уильяме М., Бёрден Р Психология для преподавателей иностранных языков. Кембридж, ия: Издательство Кембриджского университета, 1997.

3. Гарднер РК. Социальная психология и изучение второго языка: Роль отношения и мотивации. Лондон, 1985. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/288153221_Motivation_and_Attitudes_in_Second_Language_Learning

4. Шелдон К.М., Райан РМ. Позитивная психология и теория самоопределения: Естественный интерфейс. Человеческая автономия в межкультурном контексте: Перспективы психологии агентства, свободы и благополучия, 2016: 33 - 44.

5. Аббас Я.Х. Формирование мотивации в процессе изучения русского языка. Проблемы и перспективы современной методики РКИ. Мир русского слова. 2006: 92.

6. Лукина Я.В. Зависимость мотивации при выборе иностранного языка от образа страны изучаемого языка, 2008. Available at: https://www.zlatedu.ru/CatalogImages/ File/lukina.doc

7. Шепелевич Л. Повышение мотивации студентов-филологов при обучении русскому языку с использованием сети интернет. Русистика и современность: материалы VII Международной научно-практической конференции, 17 - 18 сентября. Санкт-Петербург: 325 - 330; Т. 2.

References

1. Dernei Z. Demotivaciya v izuchenii inostrannyh yazykov. Doklad predstavlen na kongresse TESOL '98. Si'etl, shtat Vashington, 1998: 117.

2. Uil'yams M., Berden R. Psihologiya dlya prepodavatelej inostrannyh yazykov. Kembridzh, iya: Izdatel'stvo Kembridzhskogo universiteta, 1997.

3. Gardner R.K. Social'naya psihologiya i izuchenie vtorogo yazyka: Rol'otnosheniya i motivacii. London, 1985. Available at: https://www.researchgate.net/publication/288153221_ Motivation_and_Attitudes_in_Second_Language_Learning

4. Sheldon K.M., Rajan R.M. Pozitivnaya psihologiya i teoriya samoopredeleniya: Estestvennyj interfejs. Chelovecheskaya avtonomiya v mezhkul'turnom kontekste: Perspektivy psihologii agentstva, svobody i blagopoluchiya, 2016: 33 - 44.

5. Abbas Ya.H. Formirovanie motivacii v processe izucheniya russkogo yazyka. Problemy i perspektivy sovremennoj metodiki RKI. Mirrusskogoslova. 2006: 92.

6. Lukina Ya.V. Zavisimost'motivaciipri vybore inostrannogo yazyka ot obraza strany izuchaemogo yazyka, 2008. Available at: https://www.zlatedu.ru/CatalogImages/File/lukina.doc

7. Shepelevich L. Povyshenie motivacii studentov-filologov pri obuchenii russkomu yazyku s ispol'zovaniem seti internet. Rusistika i sovremennost': materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 17 - 18 sentyabrya. Sankt-Peterburg: 325 - 330; T. 2.

Статья поступила в редакцию 04.11.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10013

Zotova I.V., senior lecturer, Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia), E-mail: vip.zotova.irina@mail.ru

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE OLDER PRESCHOOLER IN THE PROCESS OF FORMATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE IN CONSTRUCTION ACTIVITY. The article is dedicated to an actual problem of pedagogical support of the senior preschool child in the process of formation of cognitive independence in constructive activity. The article deals with various methods and techniques of management of various forms of construction, analyzed classes for each type of construction, marked its role in the formation of cognitive independent activity with the pedagogical support of older preschoolers. In the process of organizing the constructive activities of preschoolers, it is proposed to adhere to the most important principle: as children acquire constructive skills, they should be offered more and more complex tasks for independent solution. The article presents specific techniques of this process. The author concludes that the rational planning of classes in various forms and types of construction-paper, natural, construction, waste materials, as well as the guidance of independent constructive activity of children by the teacher contributes to the formation of their qualities, which in unity characterize cognitive independence.

Key words: preschooler, constructive activity, senior preschooler, pedagogical support, formation of cognitive independence.

И.В. Зотова, доц., ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь, E-mail: vip.zotova.irina@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме педагогической поддержки старшего дошкольника в процессе формирования познавательной самостоятельности в конструктивной деятельности. В статье рассмотрены методы и приемы руководства различными формами конструирования, проанализированы занятия по каждому виду конструирования, обозначена его роль в формировании познавательной самостоятельной деятельности при педагогической поддержке старших дошкольников. В процессе организации конструктивной деятельности дошкольников предлагается придерживаться важнейшего принципа: по мере овладения детьми конструктивными умениями предлагать им для самостоятельного решения все более сложные задачи. В статье приводятся конкретные приёмы этого процесса. Автор делает вывод о том, что рациональное планирование занятий по различным формам и видам конструирования - бумага, природный, строительный, бросовый материалы, а также руководство самостоятельной конструктивной деятельностью детей со стороны педагога способствуют формированию у них качеств, которые в единстве формируют познавательную самостоятельность.

Ключевые слова: дошкольник, конструктивная деятельность, старший дошкольник, педагогическая поддержка, формирование познавательной самостоятельности.

Сегодня особую актуальность приобретает проблема развития ребенка как индивидуальности, субъекта деятельности. Ориентация на самостоятельность, умение адаптироваться в конкретных жизненных обстоятельствах является методологической основой российского образования. Различные подходы к решению проблемы детской самостоятельности объединены общей идеей: формирование самостоятельности старших дошкольников осуществляется в продуктивной деятельности. Конструирование в этом плане имеет особое значение, поскольку в процессе его ребенок не только активно что-то создает, но и видит результат своего труда.

По мнению многих ученых (В.Ф. Ждан [1], Е.Л. Кононко [2], Н.Н. Поддьяков [3], Л.А. Парамонова [5] и др.) именно в этой деятельности развиваются умственные способности, творческое воображение, инициатива, воля, самостоятельность, обостряется наблюдательность.

В течение всего дошкольного детства, как показывают исследования Е.Л. Кононко [2], Н.Н. Поддьякова [3], интенсивно развивается детское экспериментирование, которое является особой формой поисковой деятельности. По мнению ученых, в детском конструировании проявляется самостоятельность ребенка, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная функция), на получение продуктов деятельности (продуктивная функция).

Изучение психолого-педагогических исследований по проблеме конструктивной деятельности позволило выделить методы и приемы руководства различными формами конструирования. Используя различные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию, автор предлагает придерживаться важнейшего принципа: по мере овладения детьми конструктивными умениями предлагать им для самостоятельного решения все более сложные задачи.

В зависимости от целей и задач обучения, а также с учетом индивидуального уровня развития мотивационного компонента проводились занятия по конструированию из бумаги, природного и строительного материалов. Важным именно на этом этапе было то, что обучение строилось по принципу достижения успеха, который всегда был эмоционально украшен. Наша задача состояла в том, чтобы каждый ребенок на каждом занятии достигал этого успеха.

Анализ занятий по каждому виду конструирования осуществлялся в соответствии со структурой конструктивной деятельности, где выделялись две содержательные функции: познавательная и продуктивная. Интеграция этих функций эффективно реализовывалась на занятиях, где стимулировалось желание детей создавать конструкции и формировалось умение использовать различные материалы, планировать и контролировать свои действия, объективно оценивать соответствие достигнутого результата запланированному. Происходила трансформация познавательной деятельности в практическую, то есть менялся не только тип деятельности, но и цель, действия, операции и результат. Этот процесс наблюдался нами в течение всего экспериментального исследования.

В серии занятий по теме «Маленькие строители» в течение сентября дети мастерили «Крепкие башни» (конструирование по образцу), «Лесных школьников» (конструирование по теме), «Цветочную поляну» (конструирование по замыслу), «Деда Мазая и зайцев» (конструирование по схеме). В этом месяце значительное внимание уделялось формированию позитивного отношения к конструированию из природного материала; развитию интереса к работе с ним; поощрению и поддержанию интереса, возникновению удивления перед открытием (мотивационный компонент).

Одновременно осуществлялось ознакомление детей со свойствами влажного песка, обучение умению аккуратно пользоваться разнообразным оборудованием; подбирать природный материал для изготовления поделок в соответствии с замыслом; развивать аналитико-синтетическую деятельность; формировать умение соединять отдельные части различными способами (когнитивный компонент). То есть мы пытались формировать конструктивные умения в организованной познавательной деятельности, которая является неотъемлемой частью конструктивной деятельности.

Для конструктивной деятельности с песком детям предлагались мелкие игрушки и большое количество разнообразного дополнительного материала для создания завершенной конструкции (пенопласт, веревки, поролон, банки, различные по форме и размеру и т.д.). На занятии воспитатель объяснял, как из песка, с помощью лопатки или дощечки, можно сделать конкретные формы, советовал,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.