Научная статья на тему 'Пути повышения мотивации школьников на уроках иностранного языка'

Пути повышения мотивации школьников на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2353
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
мотивация / мотив / пути повышения мотивации у учащихся / преподаватель / школьник / урок иностранного языка. / motivation / motive / ways to increase student motivation / teacher / student / foreign language les- son.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дувалина О. Н., Асоян Г. О.

Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся на уроке иностранного языка. Данный вопрос является актуальным на сегодняшний день. Многие методисты подчеркивают важность проблемы повышения мотивации, сохранения и развития интереса у обучаемого к предмету «иностранный язык» и, в соответствии с этим, предлагаются различные подходы к решению этой проблемы. В статье определены значения слов: «мотивация», «мотив»; разобраны виды учебной мотивации (внешний и внутренний, положительный и отрицательный), подчеркивается важность формирования именно внутренней мотивации; определены наиболее эффективные пути повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дувалина О. Н., Асоян Г. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE MOTIVATION OF SCHOOLBOYS IN THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The article is devoted to the problem of increasing the motivation of students in a foreign language class. This question is relevant today. Many methodologists emphasize the importance of raising the motivation, preserving and developing the student’s interest in the subject “foreign language” and, accordingly, suggest different approaches to solving this problem. The article defines the meanings of the words: “motivation”, “motive”; the types of learning motivation (external and internal, positive and negative) are disassembled, the importance of the formation of the intrinsic motivation is emphasized; identified the most effective ways to increase student motivation to learn a foreign language.

Текст научной работы на тему «Пути повышения мотивации школьников на уроках иностранного языка»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК: 159.99

Дувалина О.Н.,

кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга

Асоян Г.О.

студентка 3 курса, Факультет иностранных языков, Кафедра французского языка ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга

Р01: 10.24411/2520-6990-2019-10280 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Duvalina O.N., Asoyan G.O.

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

WAYS TO IMPROVE MOTIVATION OF SCHOOLBOYS IN THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Аннотация

Статья посвящена проблеме повышения мотивации учащихся на уроке иностранного языка. Данный вопрос является актуальным на сегодняшний день. Многие методисты подчеркивают важность проблемы повышения мотивации, сохранения и развития интереса у обучаемого к предмету «иностранный язык» и, в соответствии с этим, предлагаются различные подходы к решению этой проблемы. В статье определены значения слов: «мотивация», «мотив»; разобраны виды учебной мотивации (внешний и внутренний, положительный и отрицательный), подчеркивается важность формирования именно внутренней мотивации; определены наиболее эффективные пути повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Abstract

The article is devoted to the problem of increasing the motivation of students in a foreign language class. This question is relevant today. Many methodologists emphasize the importance of raising the motivation, preserving and developing the student's interest in the subject "foreign language" and, accordingly, suggest different approaches to solving this problem. The article defines the meanings of the words: "motivation ", "motive"; the types of learning motivation (external and internal, positive and negative) are disassembled, the importance of the formation of the intrinsic motivation is emphasized; identified the most effective ways to increase student motivation to learn a foreign language.

Ключевые слова: мотивация, мотив, пути повышения мотивации у учащихся, преподаватель, школьник, урок иностранного языка.

Keywords: motivation, motive, ways to increase student motivation, teacher, student, foreign language lesson.

В нынешнем мире иностранный язык играет огромную роль в процессе обучения. Формирование и развитие у детей коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей вести межкультурное общение на изучаемом иностранном языке, являются главными целями обучения иностранному языку. Будут ли успешно достигнуты эти цели зависит от мотивации самого учащегося. Мотивация связана с желанием что-либо делать, стремлением к достижению цели.

Специалисты в области психологии И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Н.М. Симонов понимают мотивацию изучения иностранного языка, как систему побуждающих импульсов, которые направляют учебную деятельность на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.На основе работ данных специалистов слово «мотив» можно понять, как естественную внутреннюю при-

чину, которая побуждает учащихся принимать участие в процессе обучения и рассматривают как внутреннюю цель, которая ставится самим учащимся. Рассмотрим виды мотивации, которые играют важную роль при обучении иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную мотивацию, которая делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация не определяется содержанием предмета, она связана с внешними обстоятельствами. К внешним мотивациям относятся:

- мотив достижения (учащийся стремится достигать успехов и больших результатов в изучении иностранного языка: ребенок учится для отличных оценок, получения диплома и т. д.);

- мотив самоутверждения (учащийся пытается утвердить себя, хочет получить одобрение окружающих, он учит иностранный язык, для того, чтобы обладать определенным статусом в обществе);

- мотив идентификации (для человека, изучающего иностранный язык, важно быть ближе к своим

PSYCHOLOGICAL SCIENCES /

96_

кумирам и героям, быть похожим на них. Например, некоторые изучают иностранный язык, чтобы понимать тексты песен любимой группы);

- мотив аффилиации (под аффилиацией понимается стремление к общению с другими людьми -знание иностранного языка дает возможность общаться с иностранцами, завести друзей-иностранцев);

- мотив саморазвития - (Изучение иностранного языка помогает учащемуся самосовершенствоваться, духовно обогатиться, что способствует общему развитию ребенка);

- просоциальный мотив - (человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения, тем самым стремясь быть полезным обществу).

Что касается внутренней мотивации, то она связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Действие внешних мотивов может способствовать усилению внутренней мотивации, но, как мы уже сказали, к содержанию и процессу деятельности внешние мотивы не имеют прямого отношения. Исследования показывают, что в целях предотвращения снижения интереса к изучению иностранных языков, необходимо поддерживать мотивы, прежде всего внутренние. Они формируют отношение учащегося к изучаемому предмету и способствуют продвижению овладению иностранным языком. В таком случае обучающемуся нравится использовать свои интеллектуальные способности в изучении иностранного языка, нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое [ 4, с. 245].

Так же учебная мотивация может быть рассмотрено как положительной, так и отрицательной. Положительной мотивацией является следующая конструкция: «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично», а конструкция «если я буду учить английский, то сдам экзамен и не получу двойку» является отрицательной.

В состав каждой темы учебной программы кроме операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного этапов входит и мотивационный этап обучения, который отвечает на следующие вопросы: почему и для чего нужно изучить данный раздел программы.

Структура мотивационного этапа обычно включает следующие учебные действия:

1) Необходимо создать учебно-проблемную ситуацию, которая поможет учащимся при изучении следующей темы.

2) Формулировка основной учебной задачи, которая покажет учащимся на какой ориентир нужно направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы.

3) По изучению данной темы учащиеся проходят самоконтроль и самооценку своих возможностей [2, с. 11-13].

Существует много способов того, как мотивировать учащихся изучать иностранный язык:

1. Благоприятная атмосфера, созданная учителем, который оптимистически настроен к уроку и

ученикам, вселяет в детей веру в свои способности. Чтобы правильно использовать возможности учеников, надо ставить перед ними выполнимые задачи, которые помогут достичь поставленной цели.

2. Прежде всего учитель должен развивать внутреннюю мотивацию учения школьника. Чтобы решить эту проблему можно использовать различного рода квизы, которые стимулируют школьников самим найти ответы на интересные для них вопросы в ходе говорения на иностранном языке.

3. Повышению мотивации способствуют так же проведение нетрадиционной формы урока. Обучающие и развивающие игры, ролевые игры, игровые ситуации, позволяют сделать каждый урок увлекательным, развить творческую, мыслительную активность учащихся, что будет способствовать эффективной отработке языкового материала, обеспечивать практическую направленность обучения.

4. На уроке можно чередовать различные виды деятельности, например, используя информационные технологии, мы разнообразим урок и, тем самым, заинтригуем обучающего. Вовремя использованные видеоматериалы, различные виды тестирования, наглядность в виде картинок или презентаций помогут ученикам лучше понимать изучаемый материал, а также поддерживать интерес к нему. Все это можно применить на уроках общения, путешествия, представления и т.д.

5. Необходимо дать детям выполнять специально разработанную систему упражнений, благодаря которым учащиеся почувствуют результат своей деятельности, увидят к чему стремились и, что получили, изучив данную тему. Например, чтобы окончательно закрепить изученную лексику, можно предложить детям составить историю по картинкам с использованием новых слов или рассказать про то, как они проводят свое свободное время.

6. Важную роль в формировании устойчивой мотивации может сыграть эмоциональная сфера ученика. Необходимо вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности ( обучающим можно предложить какую-либо пословицу и попросить их составить историю так, чтобы она заканчивалась именно этой пословицей или дать детям ситуации, чтобы они воспользовались своей фантазией). Затрагивая как можно больше органов чувств ученика, мы сделаем урок увлекательным и победим самую ленивую память.

7. Хорошими стимуляторами для учащихся послужат оценки за выполненные задания или внимание со стороны учителя. Так или иначе детей волнуют оценки и то, как к ним относится учитель, видит ли он старания каждого ребёнка. Например, можно устроить соревнование на то, кто быстрее и правильнее просклоняет тот или иной глагол в иностранном языке. У учащихся сразу появится мотив получить хорошую оценку по предмету.

8. У учителя должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку. Опираясь на личност-

ную индивидуализацию детей учитель найдёт такой подход в объяснение новой лексики или грамматического правила иностранного языка, который был бы понятным всем обучающимся.

9. Вовлечение детей во внеклассные занятия (участие в постановках, спектаклях и т.д.) тоже усиливает мотивационную сторону изучения языка.

10. Вовремя проведенный контроль знаний, умений и навыков поможет учащимся объективно оценить свои возможности на текущем этапе обучения. Всевозможные тесты, самостоятельные или контрольные работы помогут учащимся проверить себя и увидеть свои ошибки. Получив не ту оценку, которую хотелось, учащиеся с новыми силами возьмутся за учёбу [1, с. 23-25], [3, с. 37].

Итак, мы рассмотрели возможные способы повышения внутренней и внешней мотиваций школьников в изучении иностранного языка. Следует отметить, что ни один из способов сам по себе не даст

нужного результата в повышении мотивации, поэтому для формирования устойчивого уровня мотивации преподавателю необходимо использовать все данные способы в определенной системе.

Список литературы

1. Зайцева, М.В., Мотивация и некоторые пути её повышения // Мотивация учения. - М.: Первое сентября. - 2003. - С. 23-28.

2. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. М., 2000. № 6. - С.11-15

3. Маркова А.К.Формирование интереса к учению у школьников. М.,Просвещение, 1983.— 96 с..

4. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 522 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.