Научная статья на тему 'Оптимизация педагогического процесса на основе учета мотивов усвоения языков и интеллектуального потенциала студентов'

Оптимизация педагогического процесса на основе учета мотивов усвоения языков и интеллектуального потенциала студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECTUAL POTENTIAL / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманова Мавджуда Джамшедовна

Статья посвящена оптимизации педагогического процесса с учетом мотивации и личностного потенциала учащихся. Автором определены критерии оптимизации педагогического процесса, перечислены умения, которые будут сформированы у преподавателя благодаря оптимизации педагогического процесса. Оптимизация педагогического процесса, по мнению автора, обязательно предполагает учёт интеллектуальных особенностей студентов, их мотивационных потребностей, их общих умений, способностей и личностного потенциала. В связи с этим, автором определена роль мотивации в изучении иностранного языка, представлены виды мотивации, раскрыты внешние и внутренние мотивы изучения иностранного языка, т.е. описан мотивационный аспект при изучении иностранных языков. Кроме того, в статье большое значение отводится необходимости ориентации студентов на развитие собственных умственных способностей в период обучения в вузе, а также на овладение навыками самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS ON THE BASIS OF ACCOUNTING OF STUDENT'S MOTIVES OF ASSIMILATION OF LANGUAGES AND INTELLECTUAL POTENTIAL

Article is devoted to optimization of pedagogical process taking into account motivation and the personal potential of pupils. The author defined criteria of optimization of pedagogical process, abilities which will be created at the teacher thanks to optimization of pedagogical process are listed. Optimization of pedagogical process, according to the author, surely assumes accounting of intellectual features of students, their motivational requirements, their common abilities, abilities and personal potential. In this regard, the author defined a motivation role in a learning of foreign language, types of motivation are presented, external and internal motives of a learning of foreign language are disclosed, i.e. the motivational aspect at a learning of foreign languages is described. Besides, in article the great value is allocated for need of orientation of students to development of characteristic mental capacities during their studies in higher education institution and also on mastering skills of self-contained work.

Текст научной работы на тему «Оптимизация педагогического процесса на основе учета мотивов усвоения языков и интеллектуального потенциала студентов»

УДК 378

ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УЧЕТА МОТИВОВ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

© 2018

Рахманова Мавджуда Джамшедовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и методики преподавания Российско-Таджикский (Славянский) университет (734025, Республика Таджикистан, Душанбе, ул. М. Турсунзаде, 30, e-mail: faridun61@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена оптимизации педагогического процесса с учетом мотивации и личностного потенциала учащихся. Автором определены критерии оптимизации педагогического процесса, перечислены умения, которые будут сформированы у преподавателя благодаря оптимизации педагогического процесса. Оптимизация педагогического процесса, по мнению автора, обязательно предполагает учёт интеллектуальных особенностей студентов, их мотивационных потребностей, их общих умений, способностей и личностного потенциала. В связи с этим, автором определена роль мотивации в изучении иностранного языка, представлены виды мотивации, раскрыты внешние и внутренние мотивы изучения иностранного языка, т.е. описан мотивационный аспект при изучении иностранных языков. Кроме того, в статье большое значение отводится необходимости ориентации студентов на развитие собственных умственных способностей в период обучения в вузе, а также на овладение навыками самостоятельной работы.

Ключевые слова: оптимизация, педагогический процесс, мотивация, интеллектуальный потенциал, иностранный язык, студенты

OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL PROCESS ON THE BASIS OF ACCOUNTING OF STUDENT'S MOTIVES OF ASSIMILATION OF LANGUAGES AND INTELLECTUAL POTENTIAL

© 2018

Rakhmanova Mavdzhuda Dzhamshedovna, candidate of pedagogical sciences, senior teacher of department of pedagogics, psychology and technique of teaching Russian-Tajik (Slavic) University (734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, M. Tursunzoda St., 30, e-mail: faridun61@mail.ru)

Abstract. Article is devoted to optimization of pedagogical process taking into account motivation and the personal potential of pupils. The author defined criteria of optimization of pedagogical process, abilities which will be created at the teacher thanks to optimization of pedagogical process are listed. Optimization of pedagogical process, according to the author, surely assumes accounting of intellectual features of students, their motivational requirements, their common abilities, abilities and personal potential. In this regard, the author defined a motivation role in a learning of foreign language, types of motivation are presented, external and internal motives of a learning of foreign language are disclosed, i.e. the motivational aspect at a learning of foreign languages is described. Besides, in article the great value is allocated for need of orientation of students to development of characteristic mental capacities during their studies in higher education institution and also on mastering skills of self-contained work.

Keywords: optimization, pedagogical process, motivation, intellectual potential, foreign language, students

Преобразования и процессы модернизации, происходящие в современном мире, приводят к переоценке государственных, социальных и личностных интересов.

В последнее время значительно изменились основные цели и способы учебно-воспитательного процесса. Сейчас на первом месте стоит цель - сформировать свободную личность на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития.

В связи с постановкой новых целей соответственно изменяются и способы организации учебно-воспитательного процесса. Применяя новые педагогические приемы и инновационные технологии, перед преподавателем вуза ставится задача сформировать личность студента, изменяя его профессиональный и нравственный облик, учитывая при этом требования государства и потребности общества. Достичь это возможно путем выявления личностного потенциала студентов, их мотивов, приоритетных мотивационных предпочтений и оптимизации педагогического процесса.

Первостепенной задачей в системе образования и общества в целом можно с уверенностью считать способность молодого поколения самостоятельно принимать решения при возникновении профессиональных задач. Немаловажным считается необходимость обеспечить формирование и развитие его личностно-ориентирован-ного, общекультурного и познавательного потенциала, развить творческую познавательную активность, спровоцировать желание учиться и познавать новое. В связи с этим преподавателю необходимо не только учитывать разнообразные условия учебного процесса, но и придать особое значение индивидуальным особенностям студента.

Оптимизация педагогического процесса заключается в выборе эффективной методики, при которой будут до-

стигнуты высокие результаты при наименьшей затрате времени и сил преподавателя и студентов в определенных педагогических условиях.

«Оптимизация - путь к методическому творчеству, путь преодоления шаблона и трафарета в обучении и воспитании, путь развития педагогического мышления преподавателей - мышления системного, конкретного, диалектического» [1, с. 19].

Оптимизация (от лат. optimum) - процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных [2, с. 122]. В педагогической системе имеется огромное множество различных вариантов организации учебно-воспитательной работы и способов достижения поставленных целей. Однако, только один из них будет оптимальным и эффективным в имеющихся конкретных условиях, и главная задача оптимизации - найти его.

«Под оптимизацией педагогического процесса можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому понятие оптимизации всегда конкретно. Оптимизации не может быть «вообще», она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр педагогической системы должен достичь оптимального значения в соответствии с поставленной целью. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зовет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое значение» [2, с. 123].

В качестве важнейшего критерия оптимизации педа-

Rakhmanova Mavdzhuda Dzhamshedovna pedagogical

OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL ... sciences

гогического процесса применяются два взаимосвязанных показателя:

1) приобретение максимально высоких результатов в образовании, воспитании и развитии студентов;

2) соблюдение определенных норм времени на аудиторный и самостоятельный виды работы субъектов педагогического процесса.

«Методологической основой оптимизации является системный подход, рассматривающий все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, основываясь на общей теории управления сложными динамическими системами» [1, с. 19]. Оптимизация педагогического процесса формирует у преподавателя следующие умения:

1) комплексно решать задачи образования, воспитания и развития студентов;

2) изучить истинные учебные потенциалы студентов и учесть их при планировании занятий;

3) отмечать главное и существенное в содержании учебного материала, отбирать приемлемый порядок важнейших элементов обучения;

4) выбирать оптимальные технологии обучения;

5) применять индивидуальный и дифференцированный подход и к слабоуспевающим, и к успевающим студентам;

6) выбирать оптимальный темп обучения;

7) создавать необходимые условия для успешного и эффективного обучения;

8) рационально и бережливо расходовать время и усилия всех субъектов педагогического процесса;

9) раскрывать большие возможности для развития творческого потенциала субъектов педагогического процесса.

«Оптимизация педагогического процесса допустима, если педагог обладает стержневым педагогическим знанием, умениями, техникой, тактом, знает основные дидактические закономерности и принципы педагогики, владеет технологиями организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, понимает задачи образования, воспитания и развития студентов» [1, с. 19], а также многое другое. Выбор оптимальной организации педагогического процесса возможен только при условии, что педагог целиком знает всю систему и каждый её компонент в отдельности. Поэтому глубокое овладение основами педагогики, её нормативными элементами, её фундаментом должно предшествовать оптимизации педагогического процесса.

При подготовке к занятиям преподавателю необходимо учесть всевозможные условия учебного процесса: цели занятия, особенности содержания учебного материала и так далее, для того, чтобы подобрать наиболее эффективный метод на каждый этап занятия.

При широком разнообразии методов и форм обучения не стоит утверждать, что какой-то из них является самым оптимальным. К примеру, метод устного изложения учебного материала (словестное обучение) решает задачи по формированию теоретических знаний и почти не решают задачи по вырабатыванию практических умений студентов, при этом темп обучения быстрый. Тогда как, учебные диспуты, дебаты, дискуссии удачно формируют познавательный интерес, теоретические знания, но темп обучения медленный.

По нашим наблюдениям, к числу педагогов, которые с успехом оптимизируют педагогический процесс, относятся те, кто обладает: творческим, подвижным, конкретным и системным мышлением; умением выделять основное и важное; чувством меры в принятии решений и в действиях; определенностью в общении и чувством такта.

Оптимизация педагогического процесса обязательно предполагает учёт интеллектуальных особенностей студентов, их мотивационных потребностей, их общих умений, способностей и личностного потенциала. В зависимости от уровня интеллектуального потенциала 220

студентов степень их достижений в учёбе будет у всех разным. Однако, при оптимизации процесса обучения считается, что уровень интеллектуального потенциала студента может подняться до наивысшей отметки для каждого конкретного студента в отдельности.

Оптимизация педагогического процесса должна начаться с подготовки к ней, сюда входит: разработка плана учебного занятия; планирование задач обучения и необходимых затрат времени на все виды деятельности, учитывая всевозможные особенности студентов; приблизительная оценка реальных условий; прогнозирование предельно допустимых результатов и т.д. Затем необходимо выбрать организационные формы, которые позволят оптимально и успешно решить поставленные задачи и способы урегулирования и коррекции учебного процесса, если у студентов возникнут учебные трудности, требующие быстрой модификации в методах обучения. Отметим, что при планировании занятия преподаватель заранее должен предугадывать вероятные трудности в овладении учебным материалом. Ведь оптимизация учебного процесса - это регулярная беспрерывная деятельность педагога.

Заключительным способом оптимизации педагогического процесса является сопоставление полученных результатов обучения с затратами времени на решение поставленных в начале занятия задач с точки зрения критериев оптимальности.

Кроме того, крайне важным является выбор оптимального метода мотивации учения студентов: познавательные, ролевые и деловые игры, учебные диспуты и дискуссии, эмоциональные переживания, создание реальных условий и ситуаций познавательной новизны. При этом преподавателю необходимо на каждом отдельном этапе занятия осуществить выбор наиболее рациональных средств преподавания (технические, наглядные, лабораторные и т.д.), выбрать только те средства, которые быстро приведут к учебной цели. Отметим, что только при целостном применении всей системы способов можно рассчитывать на действительное осуществление оптимизации педагогического процесса.

Для эффективной организации педагогического процесса необходимо знать реальные мотивы учения того или иного студента и уметь рационально управлять ими во благо учащегося. «Мотивация учения может определяться внешними и внутренними мотивами. Мотивация - явление многогранное, поэтому содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для её поддержания» [3].

При обучении иноязычной коммуникации необходимо учитывать личностные качества студентов, т.к. это ведёт к появлению у них коммуникативной мотивации и обеспечивает их активное участие в реальном общении.

Особое внимание при изучении иностранного языка представляют такие виды мотивации, как коммуникативная, лингво-познавательная и страноведческая.

Одной из главных проблем в методике преподавания иностранного языка является управление мотивацией изучения. Иностранный язык достаточно специфическая дисциплина, научиться ему можно только через общения на нём. На современном этапе обучения иностранному языку преподавателями делаются большие успехи. Когда-то обучение иностранному языку носило «искусственно-учебный характер» потому, что у студентам не было необходимости общаться на нём, но сегодня преподаватели иностранного языка ставят перед собой задачу в процессе обучения создавать учебную обстановку иноязычного речевого общения, приближенную к естественным условиям.

Несомненно, что для эффективной организации процесса обучения языку важно знать мотивы студента и уметь рационально распоряжаться ими. Теоретическими исследованиями, посвященными проблемам мотивации, занимались такие ученые, как Л.И. Божович [4], А.Н. Леонтьев [5], И.А. Зимняя [6], А.Я. Багрова [7] и мно-

гие другие. Научные работы А.К. Марковой [8], Н.В. Афанасьевой и Н.В. Малухиной [9], Т.А. Саблиной [10], А.А. Файзуллаева [11], Т.С. Петровской и И.Е. Рымановой [12], М.В. Матюхиной [13], В.И. Махновской [14], А.Г. Лидерса и В. Хеннинга [15], Ф.Шарифзода [16] и др. были посвящены мотивационным аспектам учебной деятельности. При анализе психолого-педагогических источников нами обнаружено, что нет однозначных определений - что в целом является мотивацией и что есть мотивация учебной деятельности, нет конкретного решения этой проблемы [7].

И.А. Зимняя пишет, что «мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [6, с. 94]. Позитивная установка на изучение иностранного языка способствует оптимизации речевой деятельности.

Для эффективной организации речемыслитель-ной деятельности необходимо знать типы мотивации. Мотивация учения определяется внешними и внутренними мотивами студента. Внешняя мотивация - социальная мотивация, на которую влияет характер деятельности студента. Внутренняя мотивация - мотивация успешности.

«Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). В качестве примера внешней мотивации для овладения иностранным языком можно представить перспективу участия в разных международных семинарах, конференциях, форумах или же цель освоения ценностей культуры. Также мотивацией овладения иностранным языком может быть способ самоутверждения, стремление к лидерству и путь к личному благополучию. Кроме того, не маловажное значение играет престижная и высоко оплачиваемая работа.

Внутреннюю мотивацию можно назвать «тактической» мотивацией, она стимулирует сам процесс овладения иностранным языком, студенты, изучающие иностранный язык, должны видеть продвижение в изучении языка.

Внутренние мотивы, наоборот, связаны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы)» [3].

Если заинтересованность к изучению иностранного языка базируется на внутренних мотивах студентов, то преподавателю необходимо развивать именно их. Подлинную мотивацию также вызывает не только иноязычная деятельность субъекта педагогического процесса, но и его собственный опыт, склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Внутреннее побуждение к речевой деятельности напрямую ведёт к оптимизации процесса обучения, к порождению метода обучения. Использование межличностных отношений и создание эмоционального благополучия являются наиболее важными задачами, стоящие перед педагогом, которые повысят эффективность обучения коммуникации на иностранном языке. Для поддержания мотивации познавательной, развивающей и воспитательной деятельности содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств, вызывающих коммуникативную мотивацию. В процессе речевой деятельности интерес студента к иностранному языку «способствует развитию лингвистического мышления, а также даёт возможность использовать язык как средство обмена информацией, получения знаний, изучение культуры, истории, расширения кругозора» [7, с. 12].

«Мотивационный аспект имеет решающее значение

также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь, в конечном итоге, повысить эффективность процесса обучения» [7, с. 14].

Осознанные внутренние или внешние мотивы «стимулируют речемыслительную деятельность и мышление, ведут к желанию больше узнать и научиться мыслить на иностранном языке. Благодаря учебной ситуации удовлетворяются потребности личности и создаются положительные установки на изучение иностранного языка. Таким образом, мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены и составляют гармоничное единство личности» [7, с. 12].

Учитывая, что обучение иноязычной коммуникации ведётся через речевую деятельность, то при коммуникативном обучении весьма «важно учитывать личностные свойства студентов, которые ведут к возникновению коммуникативной мотивации, то есть обеспечивают активное участие студентов в учебном или реальном общении» [17, с. 299].

Успешное овладение иностранным языком содействует формированию языкового чутья, устойчивой мотивации регулярной работы над ним, удовлетворяет познавательные мотивы, повышает мотивацию изучения языка. Проанализированные нами научные работы в области мотивации усвоения иностранного языка позволили нам выявить, что большую заинтересованность представляют такие виды мотивации, как коммуника-тивно-мотивационная, лингво-познавательная, страноведческая мотивация.

При обучении иностранному языку и задания, и упражнения, и вся учебная деятельность «носит вполне коммуникативно-мотивационный характер. Согласованность содержания обучения и способов его подачи с истинными интересами и потенциалами студентов способствует формированию положительной мотивации. Благодаря этому, можно эффективно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, выступающими в качестве средства коммуникации и способа ознакомления будущих специалистов с новой для них реальностью. Такой подход позволяет успешно решить практические, образовательные, развивающие и воспитательные задачи, а также содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения» [7, с. 21].

Любая деятельность человека сопровождается и совершается благодаря мотивации. Без мотивации невозможно выучить иностранный язык. Конечный результат любой деятельности должен быть успешным, иначе мотивация снизится. Чаще всего, в начале изучения иностранного языка студентом движет высокая мотивация, которая постепенно из года в год уменьшается. Поначалу студентам «очень хочется и нравится разговаривать на иностранном языке, интересно понимать смысл иностранных песен и стихов, общаться с иностранными гражданами, узнавать на языке носителя о новых странах, культуре, традициях, проникать в незнакомый новый для них мир. Но позже отношение может измениться» [18]. Сталкиваясь с трудностями освоения языка, некоторые студенты разочаровываются, и достижение заветной цели отодвигается на второй план, снижается успеваемость, а соответственно и мотивация, слабеет воля.

Мотивация в процессе овладения иностранным языком играет большую роль и рассчитана на получение положительного результата. Студенты должны ощущать успех в овладении языком, испытывать чувство удовлетворения на протяжении всего периода обучения.

В психолого-педагогической литературе принято делить внутреннюю мотивацию на коммуникативную, лингво-познавательную и инструментальную.

Rakhmanova Mavdzhuda Dzhamshedovna OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL ...

При коммуникативной внутренней мотивации у студентов проявляются потребности в общении на иностранном языке: студенты начинают читать иностранную литературу, писать письма сверстникам за границей, стремятся общаться на иностранном языке с иностранными гражданами и т.д.

В связи с этим, на занятиях по иностранному языку необходимо регулярно побуждать студентов к активному коммуникативному взаимодействию, проводить деловые и ролевые игры, создавать условия реального общения.

«Лингвопознавательная внутренняя мотивация заключается в изучении основных свойств языковых единиц и выражается в заинтересованности студентов к языковому материалу и в перспективе его применения в речи» [18]. Главным здесь, на наш взгляд, является необходимость активизировать восприятие и запоминание языковых единиц, выражений и грамматических форм иностранного языка, а также побуждение студентов к накоплению языкового материала. Этого можно добиться проведением различных игр, созданием атмосферы азарта, воодушевления и здоровой конкуренции.

Инструментальная внутренняя мотивация проявляется в необходимости вооружения студентов конкретными приёмами овладения иностранным языком. Задача студентов под руководством преподавателя самостоятельно ознакомиться с новым языковым материалом.

Перечисленные виды мотиваций выступают в качестве движущей силы процесса изучения иностранного языка.

При формировании учебной мотивации у студентов развиваются социальные мотивы. Студенты чётко должны понимать, где им может пригодиться знание иностранного языка, они должны осознавать, какие общественные нужды они могут удовлетворить, видеть смысл в изучении иностранных языков. В свою очередь преподавателю необходимо дать понять, что знание иностранного языка поможет студенту не только в повседневной жизни, но и в его профессиональной деятельности, т.к. перед будущим специалистом открываются широкие перспективы.

Преподаватель должен видеть потенциальные способности каждого студента, реагировать на проявление творческой активности со стороны студента, ведь при такой работе «повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным дисциплинам» [18].

Одной из основных задач современного общества является формирование интеллектуального потенциала личности, которое осуществляется на протяжении всей ее жизни, но особенным этапом его формирования является время учебы в вузе.

Одним из показателей перспективы экономического, научно-технического развития государства является уровень интеллектуального потенциала народа.

«Некоторые ученые рассматривают развитее интеллектуального потенциала как процесс достижения результата, причем такой процесс, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные способности и в котором она сама реализуется. Этот процесс, по существу, и является интеллектуальным потенциалом личности, а интеллектуальный потенциал выступает ее условием. Педагогическая функция потенциала реализуется в направляющей роли интеллектуальной деятельности личности, выступающей в качестве основания интеллектуального преобразования своей жизнедеятельности. Потенциал определяется через готовность достижения прогнозируемых уровней личностного развития. Потенциал личности составляет формирующуюся у человека внутреннюю структуру, в которой интерпретируется его общие способности, как индивида, и специальные, как субъекта деятельности» [19, с. 87].

Другие исследователи интеллектуальный потенциал студентов подвергают рассмотрению как системы лич-

ностных способностей. Умственные возможности студентов складываются из системы тех знаний, умений и убеждений, которыми они обладают и на основе которых выстраивают свою деятельность, а также складываются вследствие повышенного уровня развития мышления, его гибкости, оригинальности и изобретательности, воображения, критичности ума, способности проворно и оптимально изменять приёмы работы согласно новым условиям. В данном случае саморазвитие можно рассматривать как закономерное качественное изменение индивида и его деятельности, которое соответствует процессу актуализации потенциала личности. «Основными компонентами саморазвития личности являются самопознание, интеллектуальное самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация в его профессионально-творческом становлении» [19, с. 87; 20].

«Интеллектуальный потенциал студентов представляет собой результат их духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности и включает творческие способности, образовательную и профессионально-квалификационную подготовку, потребности в создании интеллектуальных продуктов, отличающихся новизной, оригинальностью и уникальностью» [21]. «Под интеллектуальным потенциалом мы понимаем комплексную характеристику уровня развития интеллектуальных, креативных, профессиональных, деловых возможностей» [19, с. 88].

«На формирование и развитие интеллектуального потенциала студенческой молодежи оказывают воздействие внутренние и внешние факторы. В качестве внешних факторов выделяются условия, созданные в рамках конкретного учебного заведения, необходимые для обеспечения образовательного процесса, организации научно-исследовательской деятельности студентов. Они связанны с материально-техническими условиями организации учебного процесса, научно-исследовательской деятельности студентов, профессиональной компетенцией профессорско-преподавательского состава вуза, наличием или отсутствием современных технологий обучения и т.д. Ко второй группе факторов относится система социальных мотивов, потребностей и интересов самих студентов, определяющих их стремление к развитию собственного интеллектуального потенциала, что можно определить как интеллектуальную направленность личности. Соответственно, внутренние факторы включают ценностные ориентации представителей студенческой молодежи, связанные с развитием их интеллектуального потенциала. Иными словами, речь здесь идет о круге ценностных ориентаций молодежи, связанных с развитием ее интеллектуального потенциала, ориентацией на интеллектуально развивающие виды деятельности учебного и внеучебного характера» [3].

К важнейшим формам обучения иностранному языку и формирования интеллектуальных способностей студентов можно отнести самостоятельную подготовку докладов и реферативных работ на иностранном языке, участие в семинарах, дискуссиях, конференциях, изучение иностранных источников и т.д.

Практические и семинарские занятия по иностранному языку, самостоятельная работа также оказывают содействие в развитии интеллектуального потенциала студентов, «так как при этих видах работ обнаруживаются различные способности и умения студентов, включая и интеллектуальный уровень, работу в группе, критичность, генерирование идей и т.д.» [21].

Одним из самых эффективных методов является метод дискуссии. В целях формирования и развития интеллектуального потенциала студентов нужно внедрять элементы проблемности и применять нетрадиционные формы организации учебных занятий.

Приведем примеры учебных занятий, которые мы считаем наиболее эффективными при формировании интеллектуальных способностей студентов: занятия с

элементами проблемности, занятия с применением метода «мозгового штурма», круглые столы, конференции, семинары с применением метода анализа конкретных ситуаций.

Чтобы процесс обучения иностранному языку приносил положительные результаты, на занятиях должна царить атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, чтобы студенты не боялись допускать ошибки или высказывать спорные идеи. Поэтому надо сразу же приучить студентов не бояться задавать вопросы и допускать неточности в речи или ошибаться. Это, как говориться, «развяжет им язык» и подтолкнет к самостоятельному поиску решения проблемных вопросов.

«В современном университете педагогика, основанная на авторитарном общении преподавателя и студента, заменяется педагогикой сотрудничества, в основе которой лежит диалог между преподавателем и студентом. Преподаватель и студент в данной системе координат становятся сотрудниками, партнерами по научно-исследовательскому поиску, что способствует раскрытию их интеллектуального потенциала в более полном объеме, чем прежде, в традиционной схеме организации образования» [22, с. 200; 19, с. 88.].

«Самостоятельная работа является основой развития интеллектуального потенциала студентов, она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию» [21]. Владение навыками самостоятельной работы играет важную роль в успеваемости студентов на начальном этапе обучения. Важным является умение преподавателя иностранного языка, «используя особенности учебной дисциплины, помочь студентам наиболее оптимально организовывать учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности» [21].

Интеллектуальный потенциал студентов также развивается и совершенствуется при выполнении заданий творческого характера, чтения художественной и научной литературы на иностранном языке. Для выпускника вуза, будущего специалиста наиважнейшим показателем его интеллектуального потенциала является способность применять научные знания в практической жизни [23, с. 20; 19, с. 88].

В сознании студентов существуют противоречия: общие представления «об интеллектуальном потенциале и необходимость его развития и ориентация на развитие собственных умственных способностей в период обучения в вузе, готовность заниматься видами деятельности, способствующими интеллектуальному совершенствованию. К сожалению, не все студенты ориентированы на расширение кругозора и развитие своего умственного потенциала» [3].

Учитывая вышесказанное, отметим, что оптимизация педагогического процесса это закономерный, логический этап в развитии педагогической науки, где предполагается поиск целостной системы мер по созданию оптимальных условий обучения, воспитания, развития студентов.

На занятиях каждый преподаватель старается получить высокие результаты при малых затратах времени и усилий своих подопечных. Это и есть сущность оптимизации педагогического процесса. Поэтому, чтобы справиться с низкой успеваемостью, мотивировать студентов к изучению иностранного языка, развить их интеллектуальный потенциал, а также ликвидировать методические недостатки преподавателю нужно постоянно стремиться к оптимизации учебно-воспитательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Способы оптимизации педагогического процесса. - С.19 https://studopedia.ru/3_21971_sposobi-optimizatsii-pedagogicheskogo-protsessa.html. (дата обращения: 06.05.2018).

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

3. Руденко, А.Н Внешние и внутренние факторы формирования интеллектуального потенциала современного российского студенчества https://cyberleninka. ru/article/v/vneshnie-i-vnutrennie-faktory-formirovaniya-intellektualnogo-potentsiala-sovremennogo-rossiyskogo-studenchestva (дата обращения: 28.05.2018).

4. Божович Л.И. Проблемы развития мотиваци-онной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М., 1972. - С. 7-44.

5. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. - 2004. - № 1. - С. 51-65.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

7. Багрова А.Я. Мотивация усвоения иностранного языка - важный фактор при обучении иноязычному речевому общению // Вестник Московского института лингвистики - М.: Изд-во «Московская Международная Академия», 2012. - С. 6-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 191.

9. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В. Организация проектной деятельности обучающихся основного образования: методические рекомендации / Под ред. Н.В. Афанасьевой/ Департамент образования Вологодской обл., АОУ ВО ДПО «Вологодский ин-т развития образования». - Вологда: ВИРО, 2015. - 217 с.

10. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Ростов н/Д, 1993. - 21 с.

11. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. - Ташкент, 1987. - 156 с.

12. Петровская Т.С., Рыманова И.Е. Мотивация изучения английского языка студентами технического вуза при смешанном обучении. - Тамбов: Изд-во: ООО «Грамота», 2014. - № 7-1(37). - С. 152-154

13. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

14. Махновская В.И. Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1999. - 18 с.

15. Лидерс А.Г., Хенниг В. Мотивы учения у школьников // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 161-162. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801161.htm (дата обращения: 28.05.2018).

16. Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. - В 2 кн. - Душанбе: Ирфон, 2010. - 542 с.

17. Соболева А.В. К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Молодой ученый. - 2009. - №2. - С. 299-301. URL https://moluch.ru/archive/2/158/ (дата обращения: 06.05.2018).

18. Воронова О.Г. Роль мотивации в изучении иностранного языка / Педагогика «Online». http://aneks. spb.ru /srednee-spetcialnoe-obrazovanie/rol-motivat-cii-v-izuchenii-inostrannogo-iazyka.html (дата обращения: 05.04.2018).

19. Вьюгина С.В. Интеллектуальный потенциал студента технического вуза: аспект качества / Труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2005. - С. 87-88. https://cyberleninka.ru/ article/n/ intellektualnyy-potentsial-studenta-tehnicheskogo-vuza-as-pekt-kachestva (дата обращения: 07.05.2018).

20. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 05.06.2018).

21. Скоблякова И.В. , Семенова Е.М. Интеллектуальный потенциал студентов и его формирование в университете // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные про-

Rakhmanova Mavdzhuda Dzhamshedovna

OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL ..

блемы бизнес-образования», 8-9 апреля 2010 г., Минск, Орловский государственный технический университет. www.sbmt.bsu.by.

22. Гнепа О.В. Некоторые аспекты улучшения профессиональной подготовки будущих учителей // Международная научная конференция «Наука молодых - интеллектуальный потенциал современности» (29-30 апреля). - М., 2015. - С. 196-205.

23. Тюрина Л.А. Вузовский учебник сегодня и завтра // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 12-24.

Статья поступила в редакцию 26.03.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.