ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
М.В. Амитрова, канд. пед. наук, доцент С.С. Ковалёва, канд. социол. наук, доцент Московское высшее общевойсковое командное училище (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10004
Аннотация. Опираясь на педагогические, психологические исследования в данной области, авторы статьи анализируют основные приёмы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Студенты достигают лучших результатов при изучении иностранного языка, если заинтересованы в процессе обучения. Положительно оценивая и поощряя усилия студентов, преподаватель достигает цели обучения эффективнее, чем просто заставляя их изучать иностранный язык. Формирование и развитие социальной и профессиональной компетенции может быть достигнуто за счет применения основных приёмов повышения мотивации студентов в процессе обучения иностранному языку.
Ключевые слова: мотивация, изучение иностранного языка, положительная оценка, социальная компетенция, профессиональная компетенция.
Потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека. Потребности побуждают его действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития. И потому «формирование, становление и развитие личности - это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности» [8]. Потребность активизирует деятельность и находит свое завершение в ней. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей. Мотивы личности представляют собой конкретные формы проявления потребностей человека. По мнению А.Н. Леонтьева, мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. Вся жизнедеятельность человека исходит из всевозможных мотивов побуждений к тому или иному поведению. Каждое действие человека осознанно или неосознанно мотивировано. Как считают многие исследователи, по-
требности являются одной из движущих сил мотивации, поэтому чтобы удовлетворить свои потребности человек должен найти средства для решения практических задач и достижения цели.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека [5]. В ситуации деятельности одновременно существуют как внутренние, так и внешние побудители. Внутренний (потребность, мотив) действует как побудитель в силу того, что означает наличие необходимости в осуществлении деятельности, а внешний (адекватные предмет, средство или внешние условия) выступает в качестве побудителя потому, что означает наличие возможности её осуществления (доступность
желаемого продукта деятельности). При этом внутренний побудитель первичен, а внешние объекты побуждают лишь при условии наличия внутреннего побудителя.
При изучении учебно-
профессиональной мотивации в отечественной науке центральным вопросом зачастую становится вопрос о структуре мотивации. Понятие «структура мотивации» применяется, когда речь идет о доминировании, иерархии мотивов, выделении их основных групп и подгрупп [4]. Иерархическая мотивационная структура определяет направленность личности студента, которая приобретает различный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению становятся в тот или иной момент доминирующими.
Исследователи учебно-
профессиональной мотивации
(А.К. Маркова, Л.И. Божович и др.) выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебно-профессиональной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, обусловленные различными социальными отношениями студента с другими людьми [1].
Познавательные мотивы определяют ориентацию человека на усвоение новых знаний, а учебно-познавательные мотивы характеризуют ориентацию на освоение способов добывания знаний, а также мотивы самообразования - направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знания. К социальным мотивам относят: широкие социальные мотивы - стремление быть полезным обществу; узкие социальные (позиционные) мотивы - желание занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет; мотивы социального сотрудничества -стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм. На этапе овладения профессией мотивация, связанная с интересом к данной профессии, выступает в качестве ресурса и предпосылки, которые необходимы для развития профессионализма. Иными словами, студенту необходимы устойчивые профессиональные мо-
тивы учебной деятельности и вполне адекватные представления о своей будущей работе. При наличии этих составляющих мотивации у студентов последние будут стремиться к постоянному получению нового знания и формирования профессионально важных качеств [3].
Развитие различных форм обучения иностранным языкам, изменения социокультурного контекста общественной жизни влечет за собой изменение требований, предъявляемых современным обществом к образованию в целом и языковому образованию в частности. В современных условиях целью обучения и одновременно условием, обеспечивающим успешность ее достижения, является развитие способности обучаемых использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, как инструмент саморазвития и самосовершенствования [7].
Современная методика обучения иностранному языку решает сложные и ответственные задачи: от обучения иноязычному общению в определенных сферах человеческой деятельности до формирования профессионально важных качеств личности, способной к общению с представителями других культур (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, В.В. Сафонова, И.И. Ха-леева) [2].
Поскольку обучение иностранному языку происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость» [6]. Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учащихся отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность.
Именно «учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие обучающегося в учебном или реальном общении» [6]. Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотива-
ции, традиционно предлагает учет шести наиболее значимых свойств обучаемого как личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения; статус студента в группе. Всё это побуждает учащихся к обучению. «Успешность овладения иностранным языком в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним; использование иностранного языка для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, следовательно, повышается и мотивация изучения языка» [6].
Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования (Л.И. Лю-жович, Л.К. Маркова, М.В. Матюхина, Л.Л. Реан, В.Л.Якунин, и др.) показывают, что эффективность обучения находится в непосредственной зависимости от уровня развития мотивации к учению и к предмету: что относится и к иностранному языку.
Анализ учебно-методической литературы выявил основные приёмы повышения мотивации, используемые преподавателями при обучении иностранному языку студентов высших учебных заведений: создание речевой ситуации общения с опорой на личностный и жизненный опыт студентов, обсуждение и решение проблемой ситуации, постановка целей изучения иностранного языка, оценка и самооценка.
Рассмотрим некоторые из основных приёмов повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка, используемых в процессе обучения иностранному языку.
Создание речевой ситуации общения с опорой на личностный и жизненный опыт студентов, на наш взгляд, является одним из главных факторов успешного обучения и изучения иностранного языка. Студенты
начинают проявлять заметный интерес к изучению иностранного языка, если могут «переводить» свои мысли в слова и выражать своё мнение, используя языковые средства иностранного языка. Принимая участие в речевой ситуации с использованием фактов и событий из собственного жизненного опыта, студенты становятся активными участниками коммуникативного акта, формируют способность ориентироваться в естественной ситуации общения, развивают языковую компетенцию, тем самым преодолевают языковой барьер. Использование групповой и индивидуальной работы, применение индуктивного и дедуктивного метода в процессе обучения способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, и развивают коммуникативные способности студентов. Так, обсуждение или решение проблемной ситуации, работа с подстановкой недостающей информации в таблицы на основе ответов, полученных от собеседника, имитация естественной ситуации общения («В магазине», «У врача», «В аэропорту»), изучение грамматических конструкций при общении, обсуждение видеоклипа или отрывка из фильма, использование игр и головоломок, способствуют закреплению лексических и грамматических знаний, расширению кругозора, помогают снимать напряжение при изучении иностранного языка. Постановка реальных целей изучения иностранного языка является также приоритетным направлением в повышении мотивации студентов. Например, какой уровень знаний и умений студенты получат в конце курса изучения иностранного языка? Необходимо также, чтобы сами студенты предложили способы и пути достижения поставленной цели, выстроили маршрутную карту процесса изучения иностранного языка, тем самым, принимая также на себя ответственность за конечный результат.
Оценка и контроль знаний, умений и навыков в процессе обучения иностранному языку играют также важную роль в повышении мотивации студентов. Правильное соотношение количественной и качественной оценки ответов студентов способствует выстраиванию корректных
субъект-субъектных отношений преподавателя и студента. Если преподаватель уделяет большое внимание исправлению практически каждой ошибки студента, это может привести к снижению интереса и появлению отрицательного отношения к предмету. Наряду с исправлением и анализом ошибок, допущенных обучающимися, важно выделять положительные моменты, небольшие достижения на каждом этапе в процессе обучения. При этом не только преподаватель может давать оценку действиям студентов, но и сами студенты осуществляют оценку достижений и недочетов, как своих, так и сокурсников, собеседников по общению.
Правильное соотношение критической и положительной оценки результатов и достижений студентов помогает мотивировать к погружению в процесс активного изучения иностранного языка, моделируя ситуацию успеха.
Таким образом, мотивационный аспект имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов -мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности студентов, стремясь в конечном итоге сформировать и развивать социальную и профессиональ-
ную компетенцию будущего специалиста.
Библиографический список
1. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2006. №4.
2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
4. Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2011. №2.
5. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / Гордашников В. А., Осин А. Я. Федер. агентство по здравоохранению и социал. развитию Рос. Федерации [и др.]. Москва: Академия естествознания, 2009.
6. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.
7. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: ИСТОКИ, 1996. 238 с.
8. Сластенин В. А. Каширин В. П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.
BASIC TECHNIQUES TO INCREASE STUDENTS' MOTIVATION TO LEARN
FOREIGN LANGUAGE
M.V. Amitrova, candidate of pedagogical science, associate professor S.S. Kovaleva, candidate of social science, associate professor Moscow higher all arms command school (Russia, Moscow)
Abstract. Drawing on expertise in this field ofpedagogical and psychological researches, the authors consider the basic techniques to increase students' motivation to learn foreign language. Students will perform best in the foreign language learning when they are well motivated and a teacher can focus on motivating them. In other words, a teacher has to give a positive feedback, to encourage their already present desire to learn rather than tempting them to learn with external rewards. The development and formation of the social and professional competence can be achieved by means of applying techniques stimulating students' motivation.
Keywords: motivation, foreign language learning, positive feedback, social competence, professional competence.