8. Миронова А.В. Моделирование профессионального саморазвития в условиях учебного процесса в вузе. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/modelirovanie-professionalnogo-samorazvitiya-v-usloviyah-uchebnogo-protsessa-v-vuze/viewer
References
1. Rukovodstvo po organizacii professional'no-dolzhnostnoj podgotovki oficerov i praporschikov (michmanov) v sisteme boevoj podgotovki Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Prilozhenie № 1 k Prikazu Ministra Oborony RF № 500. Moskva, 2015.
2. Mehovnikov V.Yu. Modelirovanie professional'noj podgotovki kursantov v voennom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2007.
3. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Model' kak rezul'tat modelirovaniya pedagogicheskogo processa. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 9.
4. Yadrovskaya M.V. Modeli v pedagogike. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 3 (66).
5. Lodatko E.A. Tipologiya pedagogicheskih modelej. Vestnik nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2014; № 1 (16).
6. Delimova Yu.O. Modelirovanie v pedagogike i didaktike. Available at: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf
7. Vdovyuk V.I., Fil'kov S.M. Osnovy vospitatel'nojraboty s lichnym sostavom Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: kurs lekcij. Moskva, 2003.
8. Mironova A.V. Modelirovanie professional'nogo samorazvitiya v usloviyah uchebnogo processa v vuze. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2013. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-professionalnogo-samorazvitiya-v-usloviyah-uchebnogo-protsessa-v-vuze/viewer
Статья поступила в редакцию 16.02.20
УДК 37
Bogdanova Yu.Z, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia),
E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF THE INCLUSIVE APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS: PAST AND PRESENT. The article discusses the educational process in the Russian Federation as a whole and an inclusive approach to education in particular. It is noted that in modern Russia, great attention is paid to the modernization of the education system. One of the primary tasks is to achieve a high quality education, which will fully meet the needs of the individual and solve the pressing needs of society. The changes taking place contribute to the conformity of the content of the educational sphere with the requirements of the 21st century. It is noted that an integral part of ongoing changes in education is the implementation of the principles of modern inclusive education, which helps to change attitudes towards students who have certain developmental features, and helps them to fully participate in the educational process as active participants in education. The full and comprehensive implementation of an inclusive approach allows you to bring the educational process to a whole new level.
Key words: educational system, inclusive education, modernization of educational system, children with special needs.
Ю.З. Богданова, канд. филол. наук, доц., Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье рассматривается образовательный процесс в Российской Федерации в целом и инклюзивный подход в образовании в частности. Отмечается, что в современной России модернизации системы образования уделяется большое внимание. Одна из первостепенных задач - достижение высокого качества образования, которое будет полностью отвечать потребностям человека и решать насущные запросы общества. Происходящие изменения способствуют соответствию содержания образовательной сферы требованиям ХХ1 века. Отмечается, что составной частью проводимых изменений в образовании является реализация принципов современного инклюзивного образования, которые способствуют изменению отношения к обучающимся, имеющим определенные особенности развития, и помогают им полноценно включиться в образовательный процесс как активным участникам образования. Полноценная и всесторонняя реализация инклюзивного подхода позволяет вывести образовательный процесс на качественно новый уровень.
Ключевые слова: образовательная система, инклюзивное образование, модернизация системы образования, дети с особыми потребностями.
На сегодняшний день отечественная образовательная система способна полноценно конкурировать с аналогичными образовательными системами мира, поскольку государство принимает активное участие в формировании современной, всесторонне развитой образовательной сферы (выделяются средства, внедряются новые интерактивные модели и технологии обучения, современные методики и т.д.). Первостепенной задачей образовательной политики, безусловно, является достижение высокого качества образования [1, с. 107]. При этом инклюзивное образование, которое планируется сделать полноценным участником общеобразовательной системы образования, также претерпевает определенные изменения. Инклюзивное образование вводится во всех образовательных учреждениях: дошкольных, средних, профессиональных и высших; имеет четкую цель: здоровые дети и дети, имеющие особенные образовательные возможности должны получать качественные знания без ограничений в доступности [2, 3].
Такой комплекс мер подразумевает под собой техническое оснащение зданий образовательных учреждений, разработку и внедрение специальных учебных курсов для педагогов и учащихся, способствующих развитию их взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность, а также специальных программ, облегчающих процесс адаптации детей, имеющих ограниченные возможности [4 - 6].
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к получению образования всеми учащимися с учетом самые различных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. При этом все без исключения учебные заведения должны быть обеспечены средствами доступа к ним для всех категорий учащихся.
Инклюзивное образование является международно признанным инструментом по реализации права каждого человека получить образование, а также это основное направление по трансформации системы специального образования во многих мировых державах. Сам термин «инклюзия» ввела в обиход в 1994 г Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц, которые имеют особые потребности. Инклюзия
занимается вовлечением в образовательный процесс каждого ребенка, используя определенную образовательную программу, которая учитывает способности, удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности каждой личности, обеспечивает условия ее сопровождения [7, с. 17].
Следует сказать, что за основу развития таких подходов в образовательном процессе берутся определенные международные правовые акты - конкретные декларации и конвенции, а также разработанные современные нормативно-правовые акты российского законодательства. Ими определяются конкретные направления в развитии отношения к людям, имеющим определенные особенности (физические, психологические, умственные и др.).
Так, в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 1948 г (ратифицированной Российской Федерацией 05.05.1998 г.) закрепляется право всех без исключения людей получать обязательное бесплатное начальное образование, которое должно быть «доступным всем, учитывая определенные способности каждого человека». Прочие международные и отечественные законодательные документы, касающиеся данного вопроса, можно представить в следующем виде (табл. 1):
Таким образом, данными документами утверждается право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование без дискриминации по какому-либо признаку. При этом принятыми сегодня Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и новыми Федеральными образовательными стандартами начальной и основной школы отводится особая роль инклюзивному подходу в образовании [8].
Исследователи говорят о том, что среди стран, имеющих наиболее совершенное законодательства в области инклюзивного образования, можно выделить такие как Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Канада, Кипр, США, Швеция и ЮАР В них и многих других странах инклюзивная система образования существует более 30 лет. Нужно отметить, что формирование инклюзивного образования - это стратегическое направление деятельности Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) [9, с. 15].
Таблица 1
Дата, год Наименование документа Комментарий
1948 Всеобщая декларация прав человека В Статье 26 закрепляется право всех (детей и взрослых) получать обязательное бесплатное начальное образование, которое есть «доступным для всех, основываясь на способности каждого». При этом «образование должно направляться на то, чтобы полностью развивать человеческую личность и увеличивать уважение к правам человека и основным свободам».
1959 Декларация прав ребенка Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Они должны признаваться за всеми детьми и не допускать дискриминации по какому-либо признаку.
1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Дискриминация является негативным или предвзятым отношением к человеку, или же лишение прав на основании определенного признака. К ней относят то, что «созданы или действуют раздельные системы в образовании или учебные заведения для конкретных лиц или группы лиц» тогда, когда родители хотят отдать ребенка в другое учреждение.
1971 Декларация о правах умственно-отсталых лиц В документе заявлено право каждого человека с умственной отсталостью получать «обучение, восстанавливать трудоспособность..., которые впоследствии позволили бы ему качественно и максимально полноценно жить и развиваться».
1982 Всемирная программа действий в отношении инвалидов Это первый документ ООН, в котором сформировались главные принципы по отношению к людям с инвалидностью.
1989 Конвенция о правах ребенка Закреплено право всех детей получать образование без дискриминации. Главная цель конвенции - «постепенно достигать осуществления такого права, учитывая равные возможности».
1993 Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов Правило 6. Образование. Государства должны признавать равные возможности в начальном, среднем и высшем образования детям, молодежи и взрослым, которые имеют инвалидность, в конкретных интегрированных структурах. Им нужно обеспечить определенные условия, при которых их образование станет неотъемлемой частью системы общего образования государства.
1994 Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями Признаны «необходимость и безотлагательность по обеспечению образования детям, молодежи и взрослым, имеющим особые образовательные потребности в рамках существующей обычной системы образования». Все дети имеют уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Дети, имеющие особые потребности в образовании, могут обучаться в обычных школах, в которых необходимо создать им условия на основе педагогических методов, которые ориентируются в первую очередь на детей с целью удовлетворения таких потребностей.
2006 Конвенция о правах инвалидов В Статье 24 «Образование» зафиксированы понятие «инклюзивное образование» и обязательство стран-участниц обеспечивать «такое образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
2012 ФЗ от 29.12.2012 № 73-Ф3 «Об образовании в РФ» В ст. 2. дается четкое определение понятиюр «инклюзивное образование». В ст. 5 закрепляется право на образование лиц, имеющих ограниченные возможности на получение образования без какой-либо дискриминации.
2012 Стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 гг Предусматривается законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к получению качественного образования на всех образовательных уровнях.
Отдельные проекты по внедрению инклюзивного образования почти полностью реализованы и в отечественных городах (Москва, Самара, Томск, Ухта (Республика Коми), Улан-Удэ (Республика Бурятия). В разработанных моделях инклюзивного образования выделяют как сильные, так и слабые стороны, требующие в дальнейшем доработки и модернизации. Это неудивительно, поскольку чёткого «эталона инклюзивности» не разработано, и вряд ли получится создать.
Сегодня инклюзивное обучение детей, у которых присутствуют особенности развития, проходит совместно со здоровыми сверстниками: все дети обучаются в одном классе, а не в специально выделенной для этого группе. Опираясь на инклюзивный подход к обучению, следует находить возможность обучать так, чтобы можно было реализовывать существующие у обучающихся образовательные потребности с учетом особенностей развития.
Результаты проектов инклюзивного образования, которые были реализованы в разных российских регионах, позволяют говорить о том, что важнейшим звеном внедрения инклюзивного образования выступает начальная школа. И это неслучайно, поскольку ценности инклюзивного образования, основы личностного отношения к сверстникам с особенными потребностями наиболее эффективно закладываются именно на начальном этапе обучения [10, с. 16].
Необходимо вносить изменения в существующее законодательство или разрабатывать новое, где учитывались бы потребности и возможности таких обучающихся. На сегодняшний день в процессе внедрения инклюзии в современных отечественных школах недостает четко разработанной нормативно-правовой базы, не определены нормы численности детей в классах, времени проведения занятия и пр. Также не урегулированы вопросы финансового обеспечения педагогов, воспитателей и прочего персонала, обеспечивающего реализацию инклюзии в учебных заведениях, нет четкости и ясности в процессе оказания медицинской помощи обучающимся в ходе учебного процесса и т.д. [11, с. 555].
Также немаловажным в развитии инклюзивного образования является и психологический фактор, следует «перестроить» отношение взрослых к детям с особенными потребностями, а именно:
- требуется изменить психологию отношения педагогов к таким обучающимся, так как в большинстве случаев педагогические кадры не всегда готовы
обучать таких детей. Необходимо обеспечить повышение квалификации педагога, возможность прохождения дополнительных курсов переподготовки в этом направлении; при этом педагоги должны не только обладать необходимой для преподавания базой знаний, но и воспитывать у себя толерантное отношение к потребностям таких детей;
- следует повышать информированность населения в вопросе инклюзивного образования; предвзятое отношение общества к людям, имеющим какое-либо ограничение в развитии или получении образовательных услуг, нередко приводит к тому, что они обучаются либо дома, либо в специализированных учебных заведениях;
- необходимо обеспечить соответствующее техническое оснащение образовательных учреждений для беспрепятственного хода образовательного процесса; по факту нередко отсутствуют подъемники, специальные пандусы, туалеты, умывальники, которые бы полностью учитывали потребности обучающихся с особенностями развития [11, с. 556].
При повсеместном внедрении инклюзивного образования требуется учитывать все существующие сложности и стараться их постепенно нивелировать и решать. Если рассматривать внедрение инклюзии, то, безусловно, следует отметить качественные сдвиги и победы, однако сам процесс еще требует значительных доработок. Наиболее значимыми для реализации системы инклюзивного образования являются социальные барьеры, поэтому детский сад и школа, где будет реализовываться инклюзивный процесс в первую очередь должны соблюдать основные принципы инклюзивного образования (оказание поддержки тем, кто в ней нуждается, равноправное отношение ко всем детям и т.д.). Это довольно сложный процесс, который требует того, чтобы происходили значительные организационные, содержательные, ценностные изменения не только образования, но и общества в целом. Безусловно, современные образовательные учреждения должны становиться как можно ближе к учащимся, имеющим различные проблемы в развитии, то есть ориентироваться на каждого ребенка без исключения. Необходимо при этом менять не только формы организации обучения, но и сами способы взаимодействия учеников. На данный момент далеко не все учебные заведения соответствуют требованиям инклюзии, поэтому необходимо способствовать формированию реального равенства возможностей в раскрытии заложенного в каждом ребенке потенциала [9, с. 24].
Библиографический список
1. Матюнина О.Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы. Вестник международного института экономики и права. 2015; № 2 (19): 106 - 111.
2. Богданова Ю.З. Об изменении традиций воспитательной работы в вузе. Гуманитарные и социальные науки. 2018; № 6: 321 - 329.
3. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. On the digitalization of a university education and the possibility of distance foreign language teaching of students of agrarian university. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; № 8 (12): 185 - 191.
4. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. Actual possibilities of mass physical training, sports and familiarizing inhabitants of northern Trans-Ural to a healthy lifestyle. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; № 8 (4): 47 - 53.
5. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A., Khairullina N.G. On the improving health and familiarizing students and teachers of the agricultural university with a healthy lifestyle. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; № 8 (2.1): 762 - 767.
6. Khairullina N.G., Ustinova O.V., Sadykova Kh.N., Tretyakova O.V., Bogdanova Yu.Z. Social protection of the poverty: problems and solutions. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016; № 6 (S2): 110 - 116.
7. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «Фэн-наука». 2013; № 1 (16): 17 - 20.
8. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 73-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
9. Инклюзивное образование: история и современность. Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
10. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы. Под редакцией Е.В. Самсоновой. Москва: МГППУ, 2012.
11. Лысенко Н.А. Реализация инклюзивного образования в практике современного ДОУ Международный студенческий научный вестник. 2015; № 5: 555 - 556.
References
1. Matyunina O.E. Modernizaciya sistemy obrazovaniya v Rossii: problemy i perspektivy. Vestnik mezhdunarodnogo instituta 'ekonomiki iprava. 2015; № 2 (19): 106 - 111.
2. Bogdanova Yu.Z. Ob izmenenii tradicij vospitatel'noj raboty v vuze. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2018; № 6: 321 - 329.
3. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. On the digitalization of a university education and the possibility of distance foreign language teaching of students of agrarian university. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; № 8 (12): 185 - 191.
4. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A. Actual possibilities of mass physical training, sports and familiarizing inhabitants of northern Trans-Ural to a healthy lifestyle. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; № 8 (4): 47 - 53.
5. Bogdanova Yu.Z., Zharkova M.A., Khairullina N.G. On the improving health and familiarizing students and teachers of the agricultural university with a healthy lifestyle. International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019; № 8 (2.1): 762 - 767.
6. Khairullina N.G., Ustinova O.V., Sadykova Kh.N., Tretyakova O.V., Bogdanova Yu.Z. Social protection of the poverty: problems and solutions. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016; № 6 (S2): 110 - 116.
7. Voronich E.A. Suschnost' inklyuzivnogo podhoda v obrazovanii. Periodicheskij zhurnal nauchnyh trudov «F'en-nauka». 2013; № 1 (16): 17 - 20.
8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj Zakon ot 29.12.2012 № 73-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
9. Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya i sovremennost'. Moskva: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentyabrya», 2013.
10. Razrabotka irealizaciya individual'noj obrazovatel'nojprogrammy dlya detej s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya v nachal'noj shkole. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej nachal'noj shkoly. Pod redakciej E.V. Samsonovoj. Moskva: MGPpU, 2012.
11. Lysenko N.A. Realizaciya inklyuzivnogo obrazovaniya v praktike sovremennogo DOU. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2015; № 5: 555 - 556.
Статья поступила в редакцию 20.02.20
УДК 378
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Kuchmezov R.A., senior teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of Ministry
of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]
Naigieva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
THEORETICAL BASES OF FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS. The basics of concepts of "motivation" and "educational motivation" are considered in the article, factors of the formation of educational motivation of students are identified: student interests, level of socialization, cognitive needs, professional motives, need for achievements, etc. Choosing a profession is an important issue in human life, and how well it will be solved depends on the effectiveness of the activity and the person's satisfaction with their work, the desire to improve their skills and much more. An important motive of modern students is cognitive need. The professional motive of the teachings of students goes through certain phases. Focusing on a career together with professional self-determination largely influences the choice of life path of a person. The authors conclude that the most important motives of student youth is cognitive motivation and, above all, motivation in the field of learning the future profession. Teachers' efforts should be directed towards generating these types of motivation.
Key words: motivation, educational motivation, student, professional motives, cognitive needs.
Ш.И. Булуееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Р.А. Кучмезов, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик,
E-mail: [email protected]
Л.А. Нальгиева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: luba869@ mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрена сущность понятий «мотивация» и «учебная мотивация», выявлены факторы формирования учебной мотивации студентов: интересы студента, уровень социализации, познавательные потребности, профессиональные мотивы, потребность в достижениях и др. Выбор профессии -важный вопрос в жизни человека, и от того, насколько правильно он будет решен, зависит эффективность деятельности и удовлетворенности человека своим трудом, стремление повышать квалификацию и многое другое. Важным мотивом современных студентов является познавательная потребность. Профессиональный мотив учения студентов проходит через определенные фазы. Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека. Авторы делают вывод о том, что наиболее важными мотивами студенческой молодёжи является познавательная мотивация и, прежде всего, мотивация в области освоения будущей профессии. Усилия педагогов должны быть направлены на формирование этих видов мотивации.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, студент, профессиональные мотивы, познавательные потребности.
Психологи и педагоги издавна интересовались, что же движет человеком, если он хочет достигнуть определенной цели в деятельности. В этом вопросе учеными было разработано множество теорий мотивации личности. Проблема
мотивации особенно ярко выражена в учебной деятельности. Так, с ранних лет ребенку закладывается определенное отношение к учебе, и с последующими годами жизни это отношение превращается либо в интерес, либо в безразли-