КУЗЬМИНА ГАЛИНА ПАВЛОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KUZMINA GALINA PAVLOVNA - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
СИДОРЕНКО ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА. См. с. 110.
УДК 378.016:811 ББК 81.2-91
Л.А. МЕТЕЛЬКОВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Ключевые слова: модель, система подготовки будущих лингвистов-преподава-телей, профессиональная компетентность.
Обоснована необходимость моделирования системы формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-преподавателей, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: цели, закономерностей, принципов, задач, основных направлений, организационных форм, методов обучения и воспитания, средств, результата.
L.A. METELKOVA
THEORETICAL GROUNDS FOR DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCE AT FUTURE LINGUISTS IN TERMS OF MODERN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
Key words: model, system of preparation of would-be linguists, professional competency. Provides ground for the necessity to model the system of professional competency of would-be linguists which includes a number of interrelated components: goal, regularities, principles, tasks, basic directions, organizational forms, methods of teaching and upbringing, means and the resulting component.
Коренные социально-экономические преобразования, поворот России к демократии, правовому государству, рыночной экономике и обусловленные этими процессами преобразования в ведущих сферах общественной жизни вызвали необходимость кардинальных изменений в системе образования вообще и в системе высшего профессионального образования в частности.
По мнению многих ученых (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер, А.И. Иванов, В.А. Сластенин, Г.П. Щедровицкий и др.), преобразования, происходящие в системе высшего профессионального образования, характеризуются изменениями парадигмы отечественного профессионального образования, возникновением его новых функций и тенденций подготовки специалистов, адаптированных к рынку труда [1].
Эти и другие объективные предпосылки, обусловившие процесс модернизации системы профессионального образования, привели к реорганизации системы подготовки специалистов высшей квалификации.
Требования к уровню подготовки выпускника по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в котором указывается, что выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.
Все требования к качеству профессиональной подготовки будущего лингвиста имеют непосредственное отношение к уровню сформированности у него профессиональной компетентности.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» понятие «компетентность» определено как способность специалиста применять знания для ре-
шения практических задач в соответствии с его компетенцией, т.е. кругом полномочий, профессиональных обязанностей, вопросов (или за пределами этого круга), в которых данный человек достаточно сведущ, располагая необходимыми информацией и практическим опытом [4].
В настоящее время общество испытывает острую потребность в специалистах, способных поддерживать равные или более высокие, чем у конкурентов, профессиональные стандарты в условиях динамичных рыночных отношений. Вместе с тем исследования ученых показали, что выпускники вузов в своем большинстве не готовы к работе в условиях перманентной неопределенности экономической действительности. Определенное количество молодых специалистов не способны к изменению профиля деятельности при изменившейся стратегии развития предприятия, технологиях, не в состоянии проявлять гибкость мышления в разрешении конкретных ситуаций, прогнозировать их возможные последствия. Поэтому в большинстве своем выпускники гуманитарных факультетов не могут составить тот ресурс специалистов, который необходим для создания конкурентоспособных товаров и услуг.
Одной из причин сложившегося положения являются недостатки профессиональной подготовки, при которой студент выступает объектом процесса профессионального становления. В свете вышеизложенного необходимо выявить пути и средства, обеспечивающие становление будущего специалиста, привитие у него элементов функциональной грамотности и творческое использование полученных в вузе знаний в конкретных ситуациях профессионально-экономической сферы.
Опираясь на многочисленные исследования ученых (З.А. Решетова, М. Ро-зенова, А.В. Петров, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.) и материалы собственного исследования, мы разработали модель процесса формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: цели, закономерностей, принципов, задач, основных направлений, организационных форм, методов обучения и воспитания, средств, результата.
Системообразующим компонентом разработанной нами модели является ее цель - совершенствование процесса формирования у будущих лингвистов профессиональной компетентности в условиях современного вуза.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование у будущих лингвистов соответствующих (теоретических и технологических) знаний, социальных, познавательных, организационных и специальных способностей, позволяющих им успешно осуществлять профессиональную деятельность;
- формирование у них умений и навыков, раскрывающих содержательную сторону профессиональной деятельности;
- организация соответствующей учебно-профессиональной среды средствами современных информационных и педагогических технологий;
- выработка потребности в саморазвитии профессиональной компетентности;
- осуществление мониторинга процесса формирования профессиональной компетентности.
Важными компонентами разработанной нами модели процесса формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов являются закономерности и принципы.
К основным закономерностям, которые необходимо учитывать при организации данного процесса, относятся:
- обусловленность процесса формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов социально-экономическими преобразованиями и реформированием системы высшего профессионального образования;
- зависимость данного процесса от специфики будущей профессиональной деятельности и требования общества к лингвистам;
- обусловленность эффективности формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов при наличии в вузе определенных педагогических условий;
- соотнесенность технологии формирования профессиональной компетентности с этапами профессионального становления личности студента;
- соотношение процесса формирования профессиональной компетентности и индивидуального опыта будущих лингвистов, их потребности в саморазвитии.
Из всего разнообразного спектра принципов профессионального обучения нами были выделены принципы, позволяющие отразить зависимость объективных закономерностей учебного процесса от целей обучения будущих лингвистов. Поэтому основными, на наш взгляд, являются следующие принципы: системность, целостность, гуманизация, культуросообразность, оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса, профессиональная мобильность, прочность овладения профессиональными компетенциями и др.
Опора на компетентностный подход к конструированию модели процесса формирования профессиональной компетентности у студентов и логика исследования позволили раскрыть главную составляющую разработанной нами модели - основные направления содержания этой работы в условиях современного вуза.
Рассматривая содержание профессионального образования через призму компетентностного подхода, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк [1] раскрыли содержание основных единиц профессионального образования, которыми, по их мнению, должны овладеть в ходе обучения в вузе будущие лингвисты (таблица).
Характеристика содержания основных единиц профессионального образования с позиции компетентностного подхода
Базовые компетентности Социально-профессиональные компетенции Ключевые квалификации
Общекультурные
Осведомленность об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека, отдельных народов; знание опыта прошлых поколений, культурного наследия, выдающихся исторических личностей в сфере науки, культуры и производства Наличие сформированной социальной картины мира; понимание национально-культурной специфики общения; глубокое погружение в современную культуру страны; способность к межкультурному взаимодействию; уважение прав и свобод человека и т.д. Толерантность, космополизм, гуманность, общая культура и др.
Компетентность в бытовой и культурно-досуговой сфере; знание правил личной гигиены; внутренняя экологическая культура; знание правил безопасной жизнедеятельности; компетентность в вопросах полового воспитания и т.п. Способность к организации досуга, направленного на личностное развитие в процессе самообразования; осмысление и понимание экологических проблем, стоящих перед человечеством; сформированная внутренняя экологическая культура; понимание гендерных различий и ряда других социальных проблем Нравственная культура, экологичность, справедливость и др.
Продолжение табл.
Базовые компетентности Социально-профессиональные компетенции Ключевые квалификации
Социальные
Знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства; знания в сфере граж-данско-общественной деятельности (права потребителя, покупателя); правовая и экономическая грамотность Умение проводить анализ ситуации на рынке труда, учитывать в действиях личную и общественную выгоду; признание этических норм и руководство ими во взаимоотношениях с окружающими людьми и др. Предприимчивость, гражданская и юридическая ответственность, патриотизм и др.
Знание необходимых норм и правил поведения; риторическая грамотность; владение техникой аргументации и ведения спора; осведомленность относительно способов учебного сотрудничества, технологий разрешения конфликтных ситуаций и т.д. Понимание актуальных проблем социальной политики государства на современном этапе, осознание социальных аспектов межличностного и делового взаимодействия; овладение принятыми в обществе нормами делового общения; целесообразное использование понятийно-категориального аппарата и средств общения, соблюдение речевой дисциплины; наличие эмоциональной устойчивости в ситуации социально-профессиональной напряженности, умений гасить конфликты; проявление терпимости к мнению других; умение осуществлять прогноз межсубъектных отношений; наличие умений межсубъ-ектного взаимодействия в ходе профессиональной деятельности Эмоциональная устойчивость, рефлексивность и др.
Учебно-познавательные
Осведомленность относительно приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристических методов решения проблем Способность к самостоятельному решению возникающих нестандартных задач; мобильность принятия решений в нестандартных ситуациях Креативность
Осведомленность о различных способах размещения и использования ресурсов; усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации; знание основ рациональной организации учебной деятельности; освоение основ организации исследовательской деятельности; знание социально-экономических аспектов научных исследований, их применения в народном хозяйстве и последствий использования достижений науки Владение алгоритмом процесса сбора и обработки информации; наличие умений по получению и структурированию найденной информации; осуществление рационального планирования исследовательской деятельности Информационная мобильность
Организационные
Знание принципов временного менеджмента, планирования дня; владение умениями планировать временный режим работы Способность к организации и контролю своей деятельности, самооценка; способность корректировать и менять траекторию личностного развития; способность к обобщению результатов, выявлению ошибок, осуществлению и корректировке планов; способность противостоять неуверенности и неопределенности Самоменеджмент, организованность
Окончание табл.
Базовые компетентности Социально-профессиональные компетенции Ключевые квалификации
Специальные
Информационно- технологическая грамотность Владение информационно-техническими средствами обеспечения деятельности (компьютер, факс, Интернет и пр.); владение технологиями обработки информации, обучающими программами, компьютерными словарями, справочниками и др. Профессиональная мобильность
Знание основ измерительной деятельности; владение приемами получения и обработки данных и т.п. Владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания в области лингвистики Технологичность
Знание профессионального этикета Умение ориентироваться в профессиональной этике; способность к рационализации технологических процессов и др. Профессиональная нормативность, соци-ально-профессиональ-ная ответственность
В соответствии с характеристикой содержания основных единиц профессионального образования, данной вышеуказанными учеными, мы выделили следующие основные направления процесса формирования профессиональной компетентности:
- вооружение будущих лингвистов теоретическими и технологическими знаниями в процессе изучения ими всех учебных дисциплин, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования;
- формирование социальных компетенций - способности к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовности к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей, и др.;
- формирование познавательных компетенций - способности к систематизации, оценке учебно-профессиональной информации, самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей и др.;
- формирование организационных компетенций - способности и готовности самостоятельно организовывать учебную и профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки;
- формирование специальных компетенций - способности самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм.
Исследования ученых показали, что формирование профессиональной компетентности у будущих лингвистов напрямую зависит от правильного выбора форм, методов и средств организации учебного процесса.
Из всего спектра организационных форм обучения, имеющихся в арсенале педагогической науки, нами были выбраны формы обучения, максимально подходящие для осуществления педагогической деятельности на факультетах иностранных языков вузов в рамках компетентностного подхода.
К ним мы относим:
- формы обучения: лекции, практические занятия, учебные конференции, экскурсии, педагогическую практику, курсовые и дипломные работы, самостоятельную работу студентов и т.д.;
- формы контроля, учёта и оценки знаний, умений и навыков: зачеты, экзамены, защиту курсовых и дипломных работ и др.;
- формы организации научно-исследовательской работы: студенческое научное общество, научные конференции, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и др.
Компетентностный подход предполагает использование всех вышеперечисленных организационных форм обучения на традиционных для высшей школы лекциях, практических занятиях, учебных конференциях, экскурсиях, различных видов практиках, при написании курсовых и дипломных работ, а также в процессе самостоятельной работы студентов.
Организуя учебный процесс с позиции требований компетентностного подхода, в ходе обучения целесообразно использовать и дидактические игры, которые таят в себе большое количество резервных возможностей, позволяющих:
- активизировать и интенсифицировать процесс обучения, так как они достаточно сильно стимулируют мотивы учебной деятельности студентов;
- воссоздать межличностные отношения, ситуации принятия коллективных решений, смоделировать реальные условия общественной жизни или профессиональной деятельности;
- в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;
- гибко сочетать разнообразные приемы и методы обучения и учения: от репродуктивных до проблемных;
- моделировать практически любой вид профессиональной деятельности.
Важной организационной формой обучения является практика. Практика
подразделяется на ознакомительную, учебно-производственную и преддипломную и предполагает формирование профессиональных умений и навыков в производственных условиях в процессе профессиональной деятельности.
Среди основных организационных форм, широко используемых в вузе, большое значение для эффективности процесса обучения, формирования у будущих лингвистов профессиональной компетентности имеет самостоятельная работа студентов. Осуществляясь под «прямым или косвенным руководством преподавателя, она способствует созданию благоприятных условий для самостоятельного выполнения студентами различного вида заданий с целью развития у себя знаний, умений, навыков и личностных качеств» [2].
Другими организационными формами обучения являются формы контроля, учета и оценки знаний. При их умелом использовании преподавателям предоставляется возможность вовремя реагировать на неуспеваемость студентов, корректировать учебный процесс для достижения лучшего результата.
К данным формам мы относим зачеты, экзамены, защиту курсовых и дипломных проектов. Так, зачет выступает в качестве формы итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Экзамен, выступая в форме итогового контроля знаний, проводится по результатам изучения раздела или всего курса и, как правило, в устной или письменной формах.
Курсовое и дипломное проектирование, направленное на самостоятельное решение студентами комплекса учебно-методических, научных, творческих и других объединенных общей тематикой задач, также помогает выработке профессиональной компетентности будущих лингвистов. Курсовое и дипломное проектирование осуществляется под руководством научного руководителя, как правило, имеющего ученую степень.
Следующими организационными формами обучения будущих лингвистов являются формы организации научно-исследовательской работы. К ним необходимо отнести участие студентов в работе студенческого научного общества, научных конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и др.
В основу процесса формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов в высшем учебном заведении мы положили следующую классификацию методов обучения, данную И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным:
информационно-рецептивный; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; эвристический метод; исследовательский метод [2].
В профессиональной педагогике методы воспитания классифицируются как: методы организации коллектива; методы убеждения; методы стимулирования.
Методы организации коллектива подразделяются на ряд методов. Среди них важными являются: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление. Данные методы во взаимодействии друг с другом позволяют сформировать коллектив студентов-лингвистов, привить им умения коллективного сотворчества.
Методы убеждения (информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение) способствуют выработке у будущих специалистов в области лингвистики гуманистических взглядов и личных убеждений путем взаимного просвещения, участия в дискуссиях, конференциях и др. Убеждаясь в правоте сказанного, студенты формируют свою систему взглядов на мир, общественные и социальные отношения. Убеждение как метод находит свою реализацию в процессе образовательной деятельности будущих лингвистов на занятиях по всем предметам учебного плана.
Методы стимулирования (требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение) предполагают воздействие на мотивационную сферу, в основе которого лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности.
Данные методы мы выбрали в качестве одного из компонентов модели процесса формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов.
К компонентам модели процесса формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов относятся и дидактические средства обучения.
Учеными выделяются дидактические средства обучения для преподавателя и обучающихся. К первым относят предметы, используемые преподавателем в качестве средства реализации целей образования; ко вторым - индивидуальные средства обучающихся.
Все дидактические средства обучения ученые делят на две категории: статические и динамические. К статическим относятся печатные текстовые средства (учебники, учебные пособия); простые визуальные средства (оригинальные предметы, модели, картины, таблицы, диаграммы, графики, муляжи, карты).
К динамическим средствам обучения ученые относят механические визуальные средства (диски, эпидиаскоп и др.); аудиальные средства (проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники); аудиовизуальные средства (телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны, компьютеры); средства, автоматизирующие процесс обучения (тренажеры, компьютеры) и др. [3].
Перечисленные дидактические средства обучения в своей совокупности образуют единую целостность - учебно-методический комплекс, успешно работающий в условиях широкого использования новых информационных технологий.
Все элементы представленной нами модели процесса формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов в условиях современного вуза взаимосвязаны и взаимообусловлены, что подтверждает ее целостность и системность.
Ожидаемый результат внедрения данной модели в учебный процесс факультета иностранных языков высших учебных заведений - достаточно высокий уровень сформированности профессиональной компетентности у выпускников этого факультета.
Таким образом, разработанная нами модель процесса формирования профессиональной компетентности у будущих лингвистов состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, имеет целостный и системный характер. Как показала опытно-экспериментальная работа, ее внедрение в
учебный процесс позволит осуществлять профессиональную подготовку в соответствии с требованиями рынка труда.
Литература
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 217 с.
2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вен-тана-Граф, 2005. 202 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.
5. Петров А.В. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Вестник высшей школы. 2004. № 10. С. 6-10.
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Просвещение, 1984. 102 с.
8. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Педагогика, 1982.
218 с.
9. Розенова М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 169-170.
10. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43-49.
МЕТЕЛЬКОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германской филологии, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Россия, Чебоксары ([email protected]).
METELKOVA LILIYA ALEKSANDROVNA - candidate of pedagogical sciences, associate professor of Romano-Germanic Philology, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
УДК [378.016:811]:004 ББК 81.32-91
Л.А. МЕТЕЛЬКОВА
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: информационные технологии, показатели, уровни, готовность, профессиональная деятельность будущего лингвиста.
Рассмотрены основные показатели (наличие положительной мотивации у будущего учителя иностранного языка, наличие знаний в области информационных технологий, сформированность системы умений и навыков по использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам, творческий потенциал студентов в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности) и уровни готовности будущих лингвистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (рецептивный, репродуктивный, продуктивный, творческий).
L.A. METELKOVA
BASIC PARAMETERS AND DEGREES OF FUTURE LINGUISTS’ READINESS FOR EMPLOYING INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY
Key words: information technologies, parameters, degrees, readiness, professional activity of future linguist.
insiders the parameters (future English teacher’s positive motivation, knowledge in information technologies, formation of the system of skills and abilities in information technologies for teaching foreign languages, students’ creative potential in information technologies in their professional activity) and degrees of future linguists’ readiness for employing information technologies in professional activity (receptive, reproductive, productive, creative).
Построение нами модели готовности будущего лингвиста к применению информационных технологий в профессиональной деятельности отражает целостный педагогический процесс, поскольку ни один из компонентов данной