УДК 378.016:811.1:004
Л.А. МЕТЕЛЬКОВА
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: информатизация лингвистического образования, информационно-коммуникационные технологии, этапы подготовки, мотивация, мотив, содержание подготовки, деятельность, анализ, корректировка.
Исследованы основные этапы подготовки будущих лингвистов-преподавателей иностранного языка к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, которые определяют динамический характер модели системы подготовки будущих лингвистов-преподавателей иностранного языка к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
L.A. METELKOVA
MAIN STAGES OF TRAINING FUTURE LINGUISTS-FOREIGN LANGUAGE TEACHERS TO USE INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY Key words: linguistic education informatization, information communication technologies, stages of training, motivation, motive, training content, activity, analysis, correcting.
In the article the author describes the main stages of training future linguists-foreign language teachers to use information communication technologies in their professional activity. The described stages define the dynamic character which the model of “training future linguists-foreign language teachers to use information communication technologies in professional activity" system possesses.
В условиях модернизации образования активизировался процесс его информатизации. В связи с этим перед высшей школой стоит задача подготовки не просто учителя, владеющего знаниями об образовательных и воспитательных возможностях информационных технологий и умениями их практического применения в учебно-воспитательном процессе, а исследователя, экспериментатора, личности, способной к творческим поискам, критической оценке педагогического опыта использования информационных технологий, способной адаптироваться в современном обществе, подвергающемся постоянным изменениям в технике и технологиях.
Процесс формирования у будущего учителя иностранного языка готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем педагогической науки.
Создавая на основе системного подхода модель формирования готовности будущего учителя иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, мы руководствовались определением понятия «модель», данным Е.В. Романовым, который под ним понимает «обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отражает и репрезентует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования» [1].
Разработанная нами модель формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности обладает всеми свойствами модели:
- отражает существенные признаки процесса подготовки студентов факультета иностранных языков к использованию информационных технологий в решении профессионально ориентированных задач;
- обеспечивает всестороннее исследование системы подготовки будущих учителей иностранного языка в единстве и взаимодействии всех ее основных элементов;
- позволяет прогнозировать результаты дальнейшего развития системы.
Разработанная нами модель процесса формирования готовности будущего
учителя иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности представляется как целостная система с множеством взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство.
Модель процесса формирования готовности будущего учителя иностранного языка к применению информационных технологий не только определяет параметры организации процесса подготовки студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, но и включает в свой состав процессуальный и содержательный аспекты, имеет динамический характер. Она может быть реализована в ходе четырех этапов этого процесса: мотивационно-ценностного, содержательного, профессиональнодеятельностного и аналитико-корректировочного.
Выделение мотивационно-ценностного этапа в качестве одного из основных этапов процесса формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности связано с тем, что формирование устойчивой положительной мотивации является необходимым условием овладения студентами знаниями, умениями и навыками использования информационных технологий в изучении иностранных языков и иноязычной культуры, с одной стороны, в решении профессионально ориентированных задач - с другой.
В содержание работы по формированию готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности на мотивационно-ценностном этапе входит:
- постановка целей и задач по формированию готовности будущего учителя иностранного языка к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как качества специалиста, которое соответствует будущей специальности и квалификации;
- определение специфики и возможностей учебных предметов общепрофессиональной и специальной подготовки для формирования готовности студентов факультета иностранных языков педагогических вузов к использованию информационных технологий в процессе их изучения в вузе;
- формирование ценностных ориентаций и мотивов по овладению знаниями, умениями и навыками использования информационных технологий в обучении иностранным языкам в школе.
Содержательный этап представляет собой целенаправленное формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий (профессиональные знания, умения, навыки, приемы самообразования и др.), включая теоретическую, методическую и практическую подготовку, а также ориентацию внеучебных форм работы, самостоятельной работы, НИРС и т.п. на практическое применение студентами информационных технологий. Отметим, что под информационными технологиями мы понимаем технические средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации.
Анализ нормативно-правовых и учебных программ документов показал, что дисциплины всех четырех циклов (общественно-гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общепрофессинальные дисциплины, естественнонаучные дисциплины, специальные дисциплины) так или иначе способствуют формированию знаний и умений, необходимых будущему учителю ино-
странного языка для осуществления обучения учащихся иностранным языкам с применением информационных технологий.
Содержательный этап процесса формирования готовности будущего учителя иностранных языков к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности предполагает организацию и проведение разработанного нами спецкурса «Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам в школе».
Данный спецкурс позволяет вооружить будущих учителей иностранного языка знаниями о преимуществах и потенциале новых информационных технологий в обучении иностранным языкам, овладеть специальными умениями и навыками, а также способствует осмыслению функций профессиональной деятельности учителя иностранного языка в условиях компьютеризации учебного процесса.
Основными задачами спецкурса являются:
- формирование у студентов факультета иностранных языков педагогических вузов положительной мотивации к профессиональной деятельности;
- вооружение студентов теоретическими знаниями о возможностях информационных технологий в обучении иностранным языкам;
- выработка у будущего учителя иностранного языка умения учитывать все психолого-педагогические аспекты использования информационных технологий;
- формирование умений самостоятельно выбирать средства и методы использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- ознакомление студентов с необходимой психолого-педагогической и методической литературой, раскрывающей возможности информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Содержание спецкурса в целом ориентировано на предоставление студентам знаний об информационных технологиях в объеме, необходимом будущим учителям иностранного языка для успешного их использования в профессионально-творческой деятельности.
В лекционных материалах спецкурса раскрывается содержание деятельности учителя иностранного языка по использованию информационных технологий в учебном процессе.
Практические занятия предусматривают усвоение студентами необходимых знаний, умений и навыков для эффективного использования информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Профессионально-деятельностный этап предполагает реализацию знаний, умений, навыков использования информационных технологий в учебно-познавательной (использование информационных технологий в изучении иностранных языков), практической деятельности и, прежде всего - использование информационных технологий в обучении иностранным языкам школьников во время педагогической практики. Опыт передовых педвузов показывает, что одним из эффективных средств приобщения к профессиональной деятельности студентов, а значит, и формирования их готовности к использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам - это педагогическая практика.
На факультете иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева сложилась определенная система педагогической практики студентов старших курсов. На четвертом курсе проводится учебно-воспитательная педагогическая практика в течение четырёх недель, на пятом курсе - в течение шести недель.
На первой неделе педагогической практики студенты четвертого курса знакомятся с общей постановкой учебно-воспитательной работы в школах, с учениками, работой учителей, классных руководителей. Учителя, методисты,
руководители педпрактики и сами студенты отмечают, что одной недели недостаточно для того, чтобы у студентов сложилось целостное представление об учебно-воспитательном процессе. Возникновению данной проблемы способствовала ликвидация пассивной педагогической практики на третьем курсе. В настоящее время студенты четвертого курса уже на второй неделе практики начинают проводить уроки иностранного языка (английского, немецкого, французского) с учащимися разных классов, являются помощниками классных руководителей, выполняют внеклассную работу по предмету в прикрепленном классе, организуют олимпиады, вечера иностранных языков и т.д.
На всех кафедрах факультета ведется определенная работа по подготовке студентов к педагогической практике. Особое место в этой подготовке играют лекционные и семинарские занятия по методике преподавания иностранных языков. Однако среди разрабатываемых студентами фрагментов уроков иностранного языка в подготовительный период редко встречаются уроки с использованием информационных технологий, и, как показали беседы со студентами, уже прошедшими педагогическую практику, и учителями школ, они очень редко используют информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Причину сложившейся ситуации они видят в недостаточной обеспеченности школ информационными технологиями и в отсутствии специальной подготовки к использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Работа по совершенствованию подготовки студентов к педагогической практике - процесс длительный, творческий, постоянно требующий корректировки и объединения усилий преподавателей факультета иностранных языков, кафедр педагогики, психологии, а также кафедр информационных технологий. Кроме того, требуется работа по еще одному направлению: поиск и обеспечение студентами оптимальных условий педагогической практики, среди которых на первый план выходят оснащение классов иностранного языка информационными технологиями и подготовка учителей школ к использованию информационных технологий.
Анкетирование учителей школы показало, что вопросы возможности использования информационных технологий в обучении иностранным языкам, готовности учителя к осуществлению учебно-воспитательного процесса с их помощью стоят на первое место.
Анализ бесед с преподавателями общепрофессиональных учебных дисциплин и предметной подготовки, работающими на факультете иностранных языков, показал, что все они также осознают необходимость подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования.
Опыт по организации педагогической практики, накопленный за многие годы существования факультета иностранных языков, позволяет нам выделить следующие возможности педагогической практики в подготовке будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам:
- актуализация знаний студентов в области информационных технологий, обеспечение их практического применения;
- формирование у них убеждения и потребности в использовании информационных технологий в обучении иностранным языкам;
- установление и укрепление связей теоретических знаний об информационных технологиях, полученных в ходе изучения общественно-политических, специальных, психолого-педагогических дисциплин на практике;
- знакомство будущих учителей иностранного языка с современным состоянием информатизации школьного образования, опытом применения новых информационных технологий учителями иностранного языка;
- формирование у студентов творческого подхода к использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам и к педагогической деятельности в целом;
- приобретение студентами навыков проведения рефлексии по итогам своей деятельности.
Рефлексивный подход в подготовке будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий представляет интерес по нескольким причинам.
Во-первых, процесс рефлексии прогрессивен по своей природе, так как рефлексивность начинается там, где возникает отклонение от образца или осознается неудовлетворенность прежним образцом [2]. В процессе обучения это проявляется в виде отхода от существующих приемов и методов, поиска новых решений профессиональных задач.
Во-вторых, использование рефлексивного подхода помогает студентам глубже осознать учебную деятельность.
Во время педагогической практики рефлексия дает студенту толчок к поиску новых технологий и приемов в области обучения иностранным языкам с использованием информационных технологий на основе анализа собственной деятельности в качестве обучающего, деятельности обучающихся и полученных ими результатов.
Будущий учитель имеет возможность: обдумать свой план занятия в целом и каждый этап в отдельности; проанализировать деятельность обучаемых и ее организацию, полученные результаты; изыскать дополнительные возможности совершенствования процесса обучения иностранным языкам с применением информационных технологий; найти новые пути решения проблем; определить место и роль информационных технологий на конкретном этапе; отметить положительные и отрицательные моменты в использовании информационных технологий и найти их причину.
Аналитико-корректировочный этап включает анализ и коррекцию реализации полученных в ходе формирования у студентов знаний, умений, навыков использования информационных технологий в учебно-познавательной и профессиональной деятельности, коррекцию индивидуального стиля использования информационных технологий в обучении иностранным языкам в соответствии с объективными требованиями к профессиональной деятельности и уровнем личностно-профессионального развития специалиста.
Особое место в формировании и коррекции индивидуального стиля использования информационных технологий в учебно-познавательной и профессиональной деятельности каждого студента факультета иностранных языков занимают такие формы работы, как консультации, индивидуальная и самостоятельная работа студентов.
Во время консультаций студент получает ответ преподавателя на конкретные вопросы или пояснения по теоретическим положениям или аспектам практического использования информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Индивидуальные занятия, проводимые со студентами, имеют целью:
- повышение уровня их готовности к использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- развитие индивидуальных творческих способностей;
- устранение причин понижения познавательной активности студентов, например, в случае достижения ими невысоких уровней готовности к использованию информационных технологий;
- создание индивидуальной траектории обучения каждого студента и формирования условий, способствующих переходу развития готовности к использованию информационных технологий в саморазвитии студентов.
На создание индивидуальной траектории обучения каждого отдельно взятого студента, способствующей раскрытию его творческого потенциала, направлена и самостоятельная работа студентов. При организации самостоятельной работы студентов необходимо предусмотреть использование ими информационных технологий как для получения информаций, так и для проектирования занятий по иностранному языку с применением информационных технологий для дальнейшего их использования во время педагогической практики и будущей профессиональной деятельности.
Правильная организация работы факультета на этом этапе процесса формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности позволяет в дальнейшем проводить соответствующую работу на более высоком уровне.
Литература
1. Кобрин Р.Ю. Опыт лингвистического анализа терминологии: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Горький, 1969. 21 с.
2. Ронжина К.В. Использование рефлексии в процессе подготовки учителя иностранного языка // Преподаватель. 2000. № 2. С. 12-13.
МЕТЕЛЬКОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
METELKOVA LILIYA ALEXANDROVNA - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
УДК 371.016[:658.512.23:744.4
Э.В. МИХАЙЛОВА
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ключевые слова: адаптация, преемственность, образовательный кластер, дизайнер, пространство.
Рассмотрены проблемы адаптации учащихся при переходе от среднего школьного к профессиональному образованию. В качестве наиболее эффективной инновационной практико-ориентированной формы организации профессиональной подготовки будущих дизайнеров рассматривается создание единого образовательного пространства на основе кластерного подхода как адаптивной образовательной среды, в максимальной степени отвечающей потребностям и интересам развития личности обучающегося.
E.V. MIKHAYLOVA
CONTINUITY AS A MEANS OF ADAPTING STUDENTS OF DESIGN DEPARTMENT IN VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING
Key words: adaptation, continuity, education cluster, designer, space.
The articles deals with the problem of students' adaptation in the transition from secondary school to vocational education and training. ^s the most effective innovative practice-oriented forms of future designers vocational training creation of a unified educational space based on the cluster approach as an adaptive learning environment is considered, as meeting requirements of all the needs and interests of each student in maximum degree.
Социально-экономические преобразования, интеграция России в мировую систему образования, возрастающий интерес к проблемам профессиональной деятельности выявили необходимость в квалифицированных производственных кадрах нового типа, способных быстро ориентироваться в изменениях окружающей действительности. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на всероссийской конференции «Профессиональное образование в условиях инновационного развития страны», прошедшей в 2008 г., обозначил приоритетным направлением образовательной политики повыше-