Научная статья на тему 'Основные показатели и уровни готовности будущих лингвистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности'

Основные показатели и уровни готовности будущих лингвистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ЛИНГВИСТА / INFORMATION TECHNOLOGIES / PARAMETERS / DEGREES / READINESS / PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE LINGUIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метелькова Лилия Александровна

Рассмотрены основные показатели (наличие положительной мотивации у будущего учителя иностранного языка, наличие знаний в области информационных технологий, сформированность системы умений и навыков по использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам, творческий потенциал студентов в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности) и уровни готовности будущих лингвистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (рецептивный, репродуктивный, продуктивный, творческий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Метелькова Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PARAMETERS AND DEGREES OF FUTURE LINGUISTS’ READINESS FOR EMPLOYING INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Considers the parameters (future English teacher’s positive motivation, knowledge in information technologies, formation of the system of skills and abilities in information technologies for teaching foreign languages, students’ creative potential in information technologies in their professional activity) and degrees of future linguists’ readiness for employing information technologies in professional activity (receptive, reproductive, productive, creative).

Текст научной работы на тему «Основные показатели и уровни готовности будущих лингвистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности»

учебный процесс позволит осуществлять профессиональную подготовку в соответствии с требованиями рынка труда.

Литература

1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 217 с.

2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

3. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вен-тана-Граф, 2005. 202 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия,

2002. 528 с.

5. Петров А.В. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Вестник высшей школы. 2004. № 10. С. 6-10.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Просвещение, 1984. 102 с.

8. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Педагогика, 1982.

218 с.

9. Розенова М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 169-170.

10. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 43-49.

МЕТЕЛЬКОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германской филологии, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Россия, Чебоксары (rektorat@chgpu.edu.ru).

METELKOVA LILIYA ALEKSANDROVNA - candidate of pedagogical sciences, associate professor of Romano-Germanic Philology, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

УДК [378.016:811]:004 ББК 81.32-91

Л.А. МЕТЕЛЬКОВА

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: информационные технологии, показатели, уровни, готовность, профессиональная деятельность будущего лингвиста.

Рассмотрены основные показатели (наличие положительной мотивации у будущего учителя иностранного языка, наличие знаний в области информационных технологий, сформированность системы умений и навыков по использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам, творческий потенциал студентов в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности) и уровни готовности будущих лингвистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (рецептивный, репродуктивный, продуктивный, творческий).

L.A. METELKOVA

BASIC PARAMETERS AND DEGREES OF FUTURE LINGUISTS’ READINESS FOR EMPLOYING INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Key words: information technologies, parameters, degrees, readiness, professional activity of future linguist.

^nsiders the parameters (future English teacher’s positive motivation, knowledge in information technologies, formation of the system of skills and abilities in information technologies for teaching foreign languages, students’ creative potential in information technologies in their professional activity) and degrees of future linguists’ readiness for employing information technologies in professional activity (receptive, reproductive, productive, creative).

Построение нами модели готовности будущего лингвиста к применению информационных технологий в профессиональной деятельности отражает целостный педагогический процесс, поскольку ни один из компонентов данной

модели, взятый отдельно, не достигает заданной цели. Каждый компонент модели решает конкретную задачу, а их совокупность достигает цель - формируется новое качество личности - готовность учителя иностранного языка к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Уровневый подход составляет основу исследования любого процесса развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. В научной литературе уровень определяется как «ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень его развития» [3].

Опираясь на классификацию уровней, предложенную В.А. Сластениным и Н.М. Яковлевой, опыт работы в высшем педагогическом учебном заведении, мы выделяем четыре уровня готовности студентов факультетов иностранных языков к применению информационных технологий в профессиональной деятельности: рецептивный, репродуктивный, продуктивный, творческий.

Каждый из этих уровней, как показало проведенное нами исследование, взаимодействует с предшествующими и последующими. Внутри каждого уровня между отдельными студентами существуют различия в степени их готовности по применению информационных технологий в профессиональной деятельности.

Анализ литературы и собственное исследование позволили выделить следующие показатели готовности студентов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности:

- наличие положительной мотивации к использованию информационных технологий в педагогической деятельности;

- наличие знаний в области информационных технологий, о возможностях информационных технологий в обучении иностранным языкам;

- сформированность системы умений и навыков по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

- творческий потенциал студентов факультетов иностранных языков в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Для определения уровня каждого из этих показателей необходимо раскрыть некоторые положения.

Первым показателем является наличие положительной мотивации у будущего лингвиста.

Мы выделяем в готовности будущих лингвистов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности следующие мотивы:

1) широкие профессионально-познавательные мотивы (проявляются как ориентация на эрудицию в области использования информационных технологий, реализуются как удовлетворение от использования информационных технологий и его результатов в профессиональной деятельности);

2) узкие профессионально-познавательные мотивы (ориентация на усвоение знаний и умений использования информационных технологий при решении конкретных профессиональных задач);

3) мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний в области применения компьютера в профессиональной деятельности лингвиста).

Для определения уровней второго показателя готовности - наличия знаний в области информационных технологий - необходимо выделить знания, способствующие осуществлению профессиональной деятельности в новых условиях.

Знания в педагогической литературе определяются как результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий [5].

Анализ научно-педагогической деятельности и наше исследование показывают, что знания, необходимые будущему лингвисту для эффективного использования информационных технологий в профессиональной деятельности, можно объединить в три блока: методологические, теоретические и технологические.

Методологические знания:

- знание философского понимания «информатизации», «информационных технологий» и др.;

- знание общенаучных понятий (структура, система, модель, функция, развитие, формирование и др.);

- знание теории управления с использованием информационных технологий;

- знание методологических основ применения информационных технологий в профессиональной деятельности.

Теоретические знания:

- знание новых направлений применения информационных технологий в профессиональной деятельности;

- знания по применению информационных технологий при диагностике и контроле;

- знание программного обеспечения персональных компьютеров в области иностранных языков;

- знание недостатков использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Технологические знания:

- знание технологии решения конкретных профессиональных задач в условиях использования информационных технологий;

- знания по организации рабочего процесса с использованием информационных технологий.

Для того, чтобы определить уровни готовности студентов факультетов иностранных языков вузов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, необходимо было выявить степень понимания студентами сущности, задач и функций информационных технологий, использования их возможностей в профессиональной деятельности.

Выделенные нами знания являются основными показателями, наличие которых и будет определять сформированность теоретических знаний будущих лингвистов в области информационных технологий.

Для диагностирования наличия у студентов факультета иностранных языков знаний в области информационных технологий нами были применены следующие методы:

- анализ результатов учебной деятельности студентов;

- анализ самостоятельной работы студентов;

- беседы;

- тестирование;

- выполнение студентами практических работ.

Третий показатель готовности будущих лингвистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности - сформиро-ванность системы умений и навыков по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

В психологической литературе «умение» определяется как способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия, которые образуют сложную систему, характеризующуюся наличием отбора знаний, связанных с задачей, выделением существенных для задачи свойств, определением на этой основе системы преобразований, ведущих к решению задачи, осуществлением самих преобразова-

ний, контролем результатов путем их соотнесения с поставленной целью и корректировкой на этой основе описанного процесса [2].

В контексте нашего исследования умение студентов использовать информационные технологии мы определяем как овладение ими способами и приемами эффективного использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Мы выделяем следующие группы умений, необходимых будущему лингвисту в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности: аналитические, проектировочные, конструктивные, коммуникативно-организаторские.

Четвертым показателем сформированности готовности будущих лингвистов к применению информационных технологий является творческий потенциал студентов в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Д.В. Чернилевский под творчеством понимает сознательную, целеполагающую, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование действительности, создающую новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д. [5].

Современная психология выделяет ряд сторон творческого процесса:

- постановка вопроса, требующего творческого ответа;

- мобилизация необходимых знаний и опыта для постановки предварительной гипотезы для определения путей и способов решения задачи;

- специальные наблюдения и эксперименты и их обобщение в виде выводов и гипотез;

- оформление возникших мыслей (образов) в виде логических, образных, математических, графических, предметных структур (создание художественного произведения, конструирование приборов и т.п.) [3].

Дж. Гилфорд определяет творчество, или творческие способности, как дивергентное мышление (от лат. ¿мегдепИа - расхождение), которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестереотипностью самого мышления [6]. Основными качественными характеристиками дивергентного мышления являются: быстрота, гибкость, оригинальность, точность.

Информационные технологии позволяют оказывать прямое и косвенное воздействие на развитие качеств, характеризующих дивергентное мышление. Виды информационных технологий, наиболее эффективно выявляющие, формирующие, развивающие быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, указаны в таблице.

Опираясь на положения о развитии творческого мышления в процессе обучения и воспитания, рассмотренные С.Д. Смирновым [4], мы определили несколько положений, следуя которым можно стимулировать творческое мышление у студентов факультета иностранных языков в процессе использования информационных технологий в будущей профессионально-педагогической деятельности, а именно:

- поощрять инициативу;

- целенаправленно формировать у студентов уверенность в своих силах, веру в свою способность овладеть умениями и навыками работы на компьютере;

- создавать на занятиях по иностранному языку с использованием информационных технологий атмосферу сотворчества;

- поощрять использование информационных технологий в решении творческих задач;

- развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию в ходе выполнения творческих заданий с помощью информационных технологий;

- поощрять использование информационных технологий для решения творческих задач при подготовке к занятиям по иностранному языку;

- применять проблемные методы обучения для стимулирования творческого подхода к решению задач с помощью информационных технологий;

- на занятиях, проходящих с использованием информационных технологий, опираться на положительные эмоции;

- находить необходимый уровень эмоционального возбуждения студентов и оптимальной их мотивации к использованию информационных технологий для выполнения творческих заданий при изучении иностранных языков, во время педагогической практики с учетом индивидуальных особенностей каждого студента;

- при использовании информационных технологий развивать как творческое, так и критическое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии;

- своевременно вознаграждать творчество.

Влияние информационных технологий на формирование дивергентного мышления

Качество дивергентного мышления Определение качества Виды информационных технологий, формирующие качества дивергентного мышления у будущих учителей иностранного языка

Быстрота способность к высказыванию большого количества идей, способов решения той или иной проблемы - обучающие и тренировочные программы с контролем времени; - коммуникационные технологии (электронная конференция, проводимая в ограниченные сроки); - системы для поиска информации и гипертекстовые системы (электронные энциклопедии, словари, учебники)

Гибкость способность выдвигать разнообразные идеи - текстовые и графические редакторы -создание вариантов оформления презентаций; - электронные таблицы; - системы управления базами данных

Оригинальность способность порождать новые нестандартные идеи, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых - электронная почта; - электронная конференция; - персональная Web-страница

Точность способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершенности - Интернет (публикации исследовательских проектов в сети)

Итак, анализ научной литературы и собственное исследование позволили нам выделить четыре уровня готовности будущих лингвистов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности (рецептивный, репродуктивный, продуктивный, творческий) и определить следующие основные показатели оценки уровней готовности студентов факультета иностранных языков к применению информационных технологий в решении профессиональных задач: наличие положительной мотивации у будущего учителя иностранного языка; наличие знаний в области информационных технологий; сформированность системы умений и навыков по использованию информационных технологий; творческий потенциал студентов в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдитейна. Воронеж: Ин-т практической психологии; НПО «Модэк», 1995. 349 с.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие. М.: Академия,

2003. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Словарь русского языка / гл. ред. А.П. Евгеньева. М. : Русский язык, 1981. 794 с.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995. 224 с.

5. Чернилевский Д.В. Креативный подход к использованию компьютерной техники // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 157-159.

6. Guilford J. The nature of human intelligence. N.Y., 1967. 286 p.

МЕТЕЛЬКОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА. См. с. 178.

УДК 371.213.2 ББК 74.03(2)

Т.В. СОЛОДОВНИКОВА

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ключевые слова: сопровождение, структура, функции, особенности.

Рассмотрены особенности педагогического сопровождения учащихся на разных ступенях обучения. Проанализирована роль учителя по формированию ученика в соответствии с требованиями. Отмечены цели, задачи и функции педагогического сопровождения учащихся в современном учебно-воспитательном процессе.

T.V. SOLODOVNIKOVA STRUKTURAL AND FUNCTIONAL FEATURES PEAGOGIGAL SUPPORT OF STUDENTS

Key words: support, structure, functions, features.

The peculiarities of pedagogical support of students at different levels of education are considered here. We examined the role of teacher to form the student in accordance with the requirements. The goals, objectives and functions of Pedagogical Support of Students.

Педагогическое сопровождение есть сложная система, которая сформирована, функционирует и продолжает развиваться в образовательном процессе обучения и воспитания учащихся и представляет собой единство структурных элементов со связями и взаимодействием между собой, обладает целостностью, определенностью и целенаправленностью. В системе взаимодействия «учитель - ученик» выделяются следующие элементы: цели и задачи, содержание обучения и воспитания, отношения между учащимися, отношение учащихся к учителю, принципы. Главной системообразующей составляющей является цель педагогического сопровождения: оказание помощи и поддержки учащемуся в самостоятельном поиске оптимальных решений, опираясь на имеющийся опыт. Каждое поколение людей оставляет свой опыт, знания, умения в продуктах материальной и духовной культуры и, вступая в мир, осваивает многовековой культурный опыт, впитывает в себя знания, умения, навыки для дальнейшего развития общества. Учащийся не в состоянии самостоятельно освоить достижения человеческой культуры - это происходит при помощи, поддержке и руководстве со стороны учителей в процессе воспитания и обучения. Главным социальным институтом, занимающимся учебно-воспитательным процессом на научной основе, является школа. Роль школы и учителя состоит в том, чтобы дать учащемуся научные знания и умения, привить ему навыки для дальнейшей деятельности, способствовать личностному росту, социальному и профессиональному самоопределению. Учитель ведет конкретный предмет и одновременно выступает в роли воспитателя. Таким образом, учи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.