Научная статья на тему 'Информатизация лингвистического образования как педагогическая проблема'

Информатизация лингвистического образования как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕТАЛЬНОСТЬ / LINGUISTIC EDUCATION INFORMATIZATION / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метелькова Лилия Александровна

Дан анализ психолого-педагогической литературы, посвященной исследованию возможностей информационно-коммуникационных технологий в подготовке специалистов в условиях высшей школы, а также формирования готовности их использования в профессиональной деятельности, дана оценка состояния проблемы информатизации лингвистического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATISATION OF LINGUISTIC EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

In this article the author analyses psychological and educational works dealing with the study of opportunities provided by the use of information communication technologies to train specialists in colleges and universities, and with the preparation for using them in professional activities. The author also assesses the current state of the linguistic education informatization problem.

Текст научной работы на тему «Информатизация лингвистического образования как педагогическая проблема»

Литература

1. Белоцерковский А.В. О «качестве» и «количестве» образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 3-10.

2. Ким И.Н., Лисиенко С.В. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФгОс // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 16-24.

3. Федоров О.В. Стратегии инновационной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2012. 275 с.

4. Формирование и проверка компетенций: фонды оценочных средств, новые образовательные технологии: проект методических рекомендаций [Электронный ресурс] // Национальный фонд подготовки кадров: сайт. URL: http://univer.ntf.ru/DswMedia/proektmetodicheskixrekomendaciy.doc.

ГОРНОСТАЕВА АЛЕФТИНА ВИКТОРОВНА - доцент кафедры управления инновационной деятельностью, Нижегородский государственный технический университет, Россия,

Н. Новгород (dq773@mail.ru).

GORNOSTAEVA ALEFTINA VIKTOROVNA - assistant professor of Innovations Management Chair, Nizhni Novgorod State Technical University, Russia, Nizhni Novgorod.

ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры электроснабжения промышленных предприятий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (efremov1@chuvsu.ru).

EFREMOV LEONlD GEORGIEVICH - doctor of economics sciences, professor of Electric Power Industry Char, Chuvash Stats University, Russia, Cheboksary.

УДК 378.016:811.1:004

Л.А. МЕТЕЛЬКОВА

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ключевые слова: информатизация лингвистического образования, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная детальность.

Дан анализ психолого-педагогической литературы, посвященной исследованию возможностей информационно-коммуникационных технологий в подготовке специалистов в условиях высшей школы, а также формирования готовности их использования в профессиональной деятельности, дана оценка состояния проблемы информатизации лингвистического образования.

L.A. METELKOVA

INFORMATISATION OF LINGUISTIC EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Key words: linguistic education informatization, information communication technologies, professional activity.

In this article the author analyses psychological and educational works dealing with the study of opportunities provided by the use of information communication technologies to train specialists in colleges and universities, and with the preparation for using them in professional activities. The author also assesses the current state of the linguistic education informatization problem.

Отличительной особенностью развития современного общества является активное использование средств информационных технологий во всех сферах деятельности человека, что приводит к повышению требований к профессиональным кадрам, в частности к их уровню владения информационными технологиями. В настоящее время любой образованный человек, тем более специалист высшей квалификации, должен иметь представление о возможностях информационных технологий, уметь использовать их при решении профессиональных задач. В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования является подготовка людей к жизни и деятельности в новых для них условиях информационного мира.

Принципиально новых подходов требует и проблема информатизации самого образования не только как стратегически важное направление развития собственно системы, но и как фундаментальная научная проблема.

Требования, предъявляемые к системе высшего образования, реализуются в новой образовательной парадигме, которая ориентирует вузы на подготовку профессионально мобильного специалиста.

Педагогический вуз готовит студентов к профессиональной педагогической работе в школе. Выпускник должен быть подготовлен к решению тех задач, которые ставятся перед общеобразовательной школой на современном этапе. Эти задачи сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней указывается, что модернизация предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

Информационные технологии, базирующиеся на аппаратно-программных комплексах, стали средством активной профессиональной деятельности человека. Необходимость подготовки к применению информационных технологий является общепризнанным фактом. Это отражено в Государственных образовательных стандартах по конкретным специальностям в виде перечня соответствующих дисциплин и в виде характеристики деятельности специалиста.

В связи с этим в числе проблем, решаемых сегодня педагогической наукой, оказываются и вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалистов иностранных языков. От того, насколько студенты факультета иностранных языков знакомы с различными аспектами использования информационных технологий и на каком уровне они владеют этими технологиями, во многом зависит успешное осуществление ими будущей профессиональной деятельности. Это обстоятельство ставит перед педагогическими вузами задачу подготовки высококвалифицированных учителей иностранных языков, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне современных требований. В образовательном процессе вуза в настоящее время делается акцент не на безграничное обогащение студентов знаниями, а на развитие творческих способностей, обучение способам поиска новых знаний. В этом смысле сформирован-ность у студентов знаний и умений в области применения информационных технологий в решении профессиональных задач становится неотъемлемой частью готовности будущих учителей к профессиональной деятельности.

Систематические исследования в области применения информационных технологий в области образования в последние годы ведутся более активно. Сведения, полученные при анализе литературы, свидетельствуют о том, что система образования всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения.

Общие вопросы формирования готовности специалистов к выполнению профессиональной деятельности рассматриваются в работах Г.А. Бокаревой, К.М. Дурай-Новаковской, М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович, Е.Г. Скворцовой и др. Ученые-педагоги О.А. Абдуллина, С.Б. Елканова, И.Ф. Исаев, В.А. Канн-Калик, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Е.Н. Шиянов, раскрывая общетеоретические аспекты профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, обосновывают цели, задачи, содержание и структуру высшего педагогического образования, анализируют систему профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей вузов.

Проблеме повышения эффективности профессиональной подготовки учителей посвящены исследования А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, В.И. Заг-вязинского, В.Г. Максимова, М.М. Поташника, В.Г. Рындак, В.А. Сластенина, Н.М. Яковлевой и др.

Вопросы обучения иностранным языкам рассматриваются в работах отечественных и зарубежных педагогов и методистов: коммуникативное обучение (И.Л. Бим, С. Брумфит, Е.И. Пассов, У. Риверс и др.); индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности (М.А. Иванова, В.П. Кузовлев и др.); интенсивное обучение иностранным языкам (А. Блэйр, Г.А. Китайгородская, М.М. Миролюбов, Т.Д. Трелл и др.); методы овладения иностранным языком (К. Ломб, Д.Л. Спивак, А.С. Старостин и др.); вопросы организации занятий в языковых лабораториях (В.И. Иванова-Цыгова, М.В. Ляховицкий, К.Б. Карпов и др.); языковое сознание и психология формирования речи на иностранном языке (П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова, Э.В. Маруга и др.).

Проблема формирования у будущих учителей готовности к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности рассматривается в работах отечественных ученых Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, В.М. Заврыкина, В.А. Извозчикова, Э.И. Кузнецова, Ю.К. Кузнецова, И.А. Румянцева и др. Их исследования охватывают следующий спектр вопросов:

- использование информационных технологий в обучении (Е.П. Велихов,

A.Л. Денисова, В.М. Монахов, В.Г. Разумовский, Л.Ю. Уваров и др.);

- разработка методики подготовки преподавателей информатики (Я.А. Ваграменко, В.А. Извозчиков, Э.И. Кузнецов, Ю.К. Кузнецов, А.В. Могилев, Т.К. Смыковская и др.);

- исследования влияния информационных технологий на содержание подготовки специалиста (А.П. Ершов, В.С. Леднев, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт,

B.В. Рубцов, А.Я. Савельев и др.).

Проблемам поиска условий, обеспечивающих эффективность подготовки студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, посвящены исследования А.Л. Денисовой, Ж.В. Иноземцевой, Е.А. Ковалевой (в деятельности экономиста, менеджера), О.А. Козлова (в деятельности современного офицера), В.П. Шумилина (в деятельности специалистов в области правоведения), В.В. Алейникова, Н.Н. Диканской, М.И. Жалдака, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, Л.Д. Мальцева (в деятельности будущих педагогов) и др.

Непосредственное значение для нашего исследования представляют материалы исследований по проблемам организации обучения иностранным языкам с помощью информационных технологий и по формированию готовности учителей иностранного языка применять информационные технологии в учебном процессе.

Экспериментальные работы на базе компьютерного обучения иностранным языкам были осуществлены Т.А. Помеловой, В.В. Пономаревой и др. Общие вопросы положительных и отрицательных сторон применения информационных технологий в обучении иностранным языкам рассмотрены в трудах Е.П. Протасеня, Ю.С. Штеменко и др. Дистанционное обучение иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций исследовано Е.И. Дмитриевой, Е.С. Полат и др.

В последнее десятилетие появилось множество работ, посвященных формированию информационной культуры человека (А.П. Ершов, М.И. Жал-дак, К.К. Колин, И.В. Макарова, К.Р. Овчинникова, Ю.А. Первин, И.М. Яглом).

Анализ научных работ вышеперечисленных ученых позволяет говорить об актуальности продолжения исследований в данной области.

Давая общую оценку состоянию проблемы формирования готовности будущего учителя иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, необходимо отметить, что проблема остается недостаточно решенной. Слабо изученными остаются такие аспекты, как:

- теоретические основы формирования готовности будущего учителя иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

- содержание, формы и методы данной подготовки в рамках современного педагогического вуза;

- педагогические условия, способствующие повышению эффективности подготовки студентов факультетов иностранных языков педагогических вузов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Возникло противоречие между потребностью педагогической практики в совершенствовании процесса формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности и отсутствием специальных исследований по разработке теории и методики их подготовки к применению информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в условиях современных образовательных учреждений.

С учетом этого противоречия нами был сделан выбор темы: «Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности».

Проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности?

Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс факультетов иностранных языков педагогических вузов.

Предмет исследования - процесс формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Нами разработана гипотеза исследования, которая сформулирована следующим образом: образовательный процесс в вузе будет способствовать формированию готовности будущих учителей иностранного языка к применению информационных технологий, если:

- на основе системного, технологического, личностно ориентированного подходов будет разработана и реализована на практике модель процесса формирования готовности будущих учителей иностранного языка к применению информационных технологий;

- сформирована инновационная направленность в преподавании информационных технологий студентам факультета иностранных языков;

- обеспечена взаимосвязь всех направлений подготовки студентов (теоретической, методической, практической) факультета иностранных языков, предусматривающая использование информационных технологий в профессиональной деятельности;

- процессу изучения информационных технологий студентами факультета иностранных языков придан практико-ориентированный характер;

- создано соответствующее учебно-методическое обеспечение процесса обучения студентов факультета иностранных языков;

- создана информационно-учебная среда на теоретических и практических занятиях по дисциплинам предметной подготовки;

- осуществлена целенаправленная и систематическая работа по подготовке преподавателей к использованию в работе со студентами средств информационных технологий.

Предмет, объект, цель и гипотеза определили задачи исследования:

1) раскрыть сущность понятия «готовность будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности»;

2) разработать и апробировать модель процесса формирования готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

3) определить основные показатели и уровни готовности студентов факультета иностранных языков к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

4) выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования готовности студентов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования выступают:

- на философском уровне - положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, теории познания личности;

- на общенаучном уровне - принципы и методы системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько и др.), личностно ориентированного подхода (В.А. Беликов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), технологического подхода (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.), общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К. Бабанский, М.Е. Дуранов, В.И. Загвя-зинский, Т.Е. Климова, А.Я. Найн и др.);

- на конкретно-научном уровне - исследования по проблемам высшей школы (С.И. Архангельский, Г.Г. Грантов, О.В. Лешер и др.); по контекстному обучению (А.А. Вербицкий и др.); по теории целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.); по теории и методике педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин и др.); по научным основам готовности к профессиональной деятельности (Г.А. Бокарева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Е.Э. Смирнова и др.), а также работы в области теории, методологии и практики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихов, М.И. Жалдак, Э.И. Кузнецова, Д.Ш. Матрос,

В.Г. Разумовский, И.В. Роберт и др.) и в области методики обучения иностранным языкам (Л.С. Андреевская-Левенстерн, И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Миролюбов).

Экспериментальная работа проводилась на базе факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. Всего в исследовании на разных его этапах приняло участие около 200 студентов, преподавателей и учителей иностранного языка школ Чувашской Республики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования и вносят новые элементы в существующие исследования в области использования информационных технологий в системе образования. В нем обоснована необходимость подготовки будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, определены сущность и содержание этого процесса, охарактеризованы его основные этапы: мотивационно-ценностный, содержательный, профессионально-деятельностный, аналитико-корректировочный.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы создают реальные предпосылки для научнометодического обеспечения образовательного процесса на факультетах иностранных языков педагогических вузов, направленного на формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Материалы исследова-

ния могут быть использованы в образовательном процессе высших педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации и переподготовки учителей иностранного языка.

Литература

1. Харитонова Л.А. Создание информационной среды в процессе информатизации образования // Ыпдиагит Тегга 2003: сб. науч. трудов студентов и преподавателей ФИЯ / ЧГПУ. Чебоксары, 2003. С. 69-75.

2. Харитонова Л.А. Функции учителя иностранного языка в процессе обучения иностранным языкам с помощью средств информационных технологий // Французский язык и культура Франции: сб. науч. ст. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. С. 210-212.

МЕТЕЛЬКОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары

(rektorat@chgpu.edu.ru).

METELKOVA LILIYA ALEXANDROVNA - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

УДК 378.016:811.1:008.001

А.С. НАЗЫРОВА

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Ключевые слова: межкультурная компетентность, межкультурная компетенция, готовность к межкультурной коммуникации, компетентность, компетенции.

Статья посвящена изучению вопроса формирования межкультурной компетентности студентов лингвистов с учетом современных тенденций образования в контексте глобализации и укрепления межкультурных связей. В ней рассмотрены различные аспекты межкультурной компетентности.

A.S. NAZYROVA

INTERCULTURAL COMPETENCE AS A SUBSTANTIAL ISSUE OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ READINESS FOR INTERCULTURAL COMMUNICATION

Key words: intercultural competence, intercultural communication, readiness to intercul-tural communication, competence.

The article discusses the ways of developing of intercultural competence for students of linguistic institutes in accordance with modern educational trends in the context of globalization and intense cross-cultural contact. Various aspects of intercultural competence are described in the article.

Современный этап развития образования, новизна и сложность задач, решаемых в ходе его модернизации, присоединение России к процессу создания общеевропейского образовательного пространства актуализируют проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в высших учебных заведениях.

Далеко не случайно в образовательной стратегии языкового вуза в качестве одной из центральных поставлена задача формирования нового типа личности, готового к участию в межкультурной коммуникации, совершенствования подготовки профессионалов-гуманитариев, в частности преподавателей иностранного языка, которые по профилю и характеру профессиональной деятельности призваны выступать в роли субъектов диалога культур и способствовать обеспечению лингвистических и культурных прав человека в современном мире.

Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.