Научная статья на тему 'Формирование у будущих лингвистов умений и навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности'

Формирование у будущих лингвистов умений и навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УМЕНИЕ / НАВЫК / АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метелькова Лилия Александровна

В статье описана система умений и навыков будущих лингвистов по использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам, выделены и рассмотрены группы умений, необходимых будущему лингвисту для эффективного использования информационных технологий в профессиональной деятельности: аналитические, проектировочные, конструктивные, коммуникативно-организаторские.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Метелькова Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих лингвистов умений и навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности»

УДК [378.016:811]:004

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMATION OF FUTURE LINGUISTS’ ABILITIES AND SKILLS IN USING

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

Л. А. Метелькова L. A. Metelkova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье описана система умений и навыков будущих лингвистов по использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам, выделены и рассмотрены группы умений, необходимых будущему лингвисту для эффективного использования информационных технологий в профессиональной деятельности: аналитические, проектировочные, конструктивные, коммуникативно-организаторские.

Abstract. The article describes the system of future linguists’ abilities and skills in using information technologies in teaching foreign languages, singles out and considers the groups of the abilities which are necessary for future linguists for efficiently using information technologies in their professional activity: analytical, designing, constructive, communicative and organizational.

Ключевые слова: лингвист, информационные технологии, умение, навык, аналитические умения, проектировочные умения, конструктивные умения, коммуникативно-организаторские умения.

Keywords: linguist, information technologies, ability, skill, analytical abilities, designing abilities, constructive abilities, communicative and organizational abilities.

Актуальность исследуемой проблемы. Обновление содержания образования происходит в условиях его модернизации, главной целью которой является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников. Это требует совершенствования структуры общего образования; разгрузки программ и учебников от избыточной информации; обеспечения условий, способствующих сохранению здоровья школьников; использования в образовательном процессе современных информационных технологий; введения профильного обучения и применения программ элективных курсов.

В связи с этим возрастает потребность в учителях-лингвистах, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания.

Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, так как данные технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам иностранного языка, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Материал и методика исследований. В целях выявления умений и навыков использования информационных технологий у будущих лингвистов в профессиональной деятельности применялись методы анализа и синтеза информации.

Результаты исследований и их обсуждение. В психологической литературе «умение» определяется как способность выполнять конкретные действия хорошего качества и успешно справляться с деятельностью, включающей такие действия, которые образуют сложную систему, характеризующуюся наличием отбора знаний, связанных с задачей, выделением существенных для нее свойств, определением на этой основе системы преобразований, ведущих к решению задачи, осуществлением самих преобразований, контролем результатов путем соотнесения их с поставленной целью и корректировкой на этой основе описанного процесса [2].

Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, Л. Ф. Спирин основное внимание уделяют творческому характеру профессиональной деятельности учителя и, исходя из этого, умение рассматривают как способность на основе знаний и навыков выполнять какую-либо деятельность или как действие в изменяющихся условиях [1], владение сложной динамичной совокупностью психических и практических действий, направленных на творческое выполнение профессиональных функций [5], а также как меру успешности эвристического педагогического действия, меру эффективности продуктивного решения широкого класса педагогических задач [3].

Некоторые ученые под «умением» понимают владение способами и приемами обучения и воспитания, основанное на сознательном использовании психологопедагогических и методических знаний.

В ходе нашего исследования мы изучили уровень сформированности у студентов факультета иностранных языков умений и навыков использования информационных технологий при решении профессионально ориентированных задач.

Специфика отдельных компонентов или видов деятельности учителя позволяет нам выделить группы умений, необходимых для эффективного использования информационных технологий: аналитические, проектировочные, конструктивные, коммуникативно-организаторские.

К аналитическим умениям мы отнесли следующие:

- выделять главное в содержании учебного занятия в условиях использования информационных технологий при обучении иностранным языкам;

- формулировать цели использования информационных технологий на уроке иностранного языка;

- оценивать необходимость использования конкретной обучающей (тренировочной, игровой, для работы в парах или группах) программы для формирования навыков иноязычной речи (говорение, аудирование, чтение, письмо);

- анализировать возможные способы использования информационных технологий;

- оценивать интерес школьников (его повышение) к изучаемому иностранному языку в ходе включения информационных технологий в учебный процесс;

- анализировать проведенный с применением информационных технологий урок иностранного языка;

- оценивать свою готовность к использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам.

Проектировочные, на наш взгляд, включают следующие умения:

- определять соответствие обучающих программ целям и задачам конкретного урока;

- планировать один урок или систему уроков (по одной теме) с использованием информационных технологий;

- планировать результаты деятельности учащихся в условиях использования информационных технологий в учебном процессе;

- определять соответствие содержания и возможностей конкретной обучающей программы возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

В состав конструктивных включены следующие умения:

- включать информационные технологии в процесс обучения иностранным языкам;

- определять цели, задачи включения информационных технологий в учебный процесс;

- разрабатывать несложные обучающие (в основном тестовые) программы;

- использовать стандартные средства обработки информации, в том числе результаты тестирования;

- организовывать внеклассную работу учащихся с помощью информационных технологий;

- создавать учебные ситуации с использованием информационных технологий;

- применять наиболее эффективные методы и формы использования информационных технологий в обучении иностранным языкам с учетом их коммуникативной направленности.

Коммуникативно-организаторские умения - это умения:

- управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях использования информационных технологий на уроках иностранного языка;

- осуществлять организацию индивидуальной, парной и групповой деятельности учащихся;

- осуществлять контроль деятельности учащихся при использовании информационных технологий на уроке иностранного языка;

- способствовать формированию у учащихся положительного отношения к работе с информационными технологиями при изучении иностранных языков;

- создавать на уроке благоприятную атмосферу, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся.

Остановимся на кратком анализе различных форм учебно-познавательной деятельности студентов, применяемых для подготовки к использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам. К наиболее эффективным мы отнесли лекции, лабораторные и практические занятия, консультации, конференции, самостоятельную работу студентов, НИРС, курсовые и дипломные проекты, педагогическую практику.

Лекции, являясь основной формой занятий в вузе с традиционной системой обучения, выполняют следующие дидактические функции:

- постановку и анализ задач обучения иностранным языкам с использованием информационных технологий;

- сообщение и усвоение новых знаний о развитии информационных технологий, их возможностях в обучении иностранным языкам в школе;

- мотивирование студентов к использованию информационных технологий как в учебной деятельности, так и во время педагогической практики.

Цель лабораторных занятий - практическое освоение студентами умений и навыков использования информационных технологий в педагогической деятельности; превращение полученных в ходе теоретических занятий знаний в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач. Соприкосновение теории и опыта, осуществляющееся на лабораторных занятиях, активирует познавательную деятельность студентов, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует детальному и прочному усвоению учебной информации [4]. Работа в компьютерных классах во время лабораторных работ требует от студента творческой инициативы, самостоятельности в принимаемых решениях, глубокого знания и понимания учебного материала. Ориентация практической подготовки студентов факультета иностранных языков на творческое использование информационных технологий в профессиональной деятельности тесно связана с моделированием реальной педагогической деятельности будущих лингвистов.

Курсовые и дипломные работы по вопросам информатизации процесса обучения иностранным языкам предусматривают:

- систематизацию, закрепление, расширение теоретических знаний и практических умений использования информационных технологий в обучении иностранным языкам в школе;

- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой организации эксперимента по теме исследования.

Кроме этого, в содержании работы по формированию готовности студента факультета иностранных языков к педагогической деятельности во время составления курсовых и дипломных работ можно выделить следующие моменты: формирование умения самостоятельно решать педагогические задачи по использованию информационных технологий; углубление и расширение знаний студентов по узковыбранной теме научно-методического и научно-исследовательского характера; формирование стремления к самостоятельному обобщению и осмыслению всей суммы знаний по использованию информационных технологий; проведение экспериментальной работы по использованию информационных технологий в учебном процессе; развитие навыков выполнения педагогических работ исследовательского характера; овладение умением психолого-педагогического анализа результатов деятельности.

Во время консультаций с преподавателем студент получает ответы на конкретные вопросы или пояснения по теоретическим положениям практического использования информационных технологий в обучении иностранным языкам.

Особое место среди форм организации обучения занимают индивидуальные занятия, проводимые с целью:

- повышения уровня их готовности к использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

- развития индивидуальных творческих способностей;

- устранения причин понижения познавательной активности студентов, например, в случае достижения ими невысоких уровней готовности к использованию информационных технологий;

- создание индивидуальной траектории обучения каждого студента;

- формирование условий, способствующих переходу развития готовности у будущих лингвистов к использованию информационных технологий в ее саморазвитие.

Самостоятельная работа студентов направлена на создание способствующей раскрытию их творческого потенциала индивидуальной траектории обучения. При ее организации важно предусмотреть использование ими информационных технологий как для получения необходимых сведений, так и для проектирования занятий по иностранным языкам во время их педагогической практики и дальнейшей профессиональной деятельности.

Одним из эффективных средств приобщения к профессиональной деятельности студентов и формирования у них готовности к использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам является педагогическая практика. Опыт по организации педагогической практики, накопленный за многие годы существования факультета иностранных языков, позволяет нам выделить следующие ее возможности в подготовке будущих лингвистов к использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам:

- актуализирует знания студентов в области информационных технологий, обеспечивает их практическое применение;

- формирует у них потребность в использовании информационных технологий в обучении иностранным языкам;

- закрепляет теоретические знания об информационных технологиях, полученных в ходе изучения общественно-политических, специальных, психолого-педагогических дисциплин на практике;

- знакомит будущих учителей иностранного языка с современным состоянием информатизации школьного образования, опытом применения новых информационных технологий в школьной практике;

- вырабатывает у студентов творческий подход к использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам;

- способствует приобретению студентами навыков рефлексии по итогам своей деятельности.

Педагогическая практика дает студенту толчок к поиску новых технологий и приемов в области обучения иностранным языкам с использованием информационных технологий на основе анализа собственной деятельности в качестве обучающего, деятельности обучающихся и полученных ими результатов.

При подготовке к урокам во время педагогической практики будущий лингвист имеет возможность:

- обдумать свой план занятия в целом и каждый этап в отдельности, организацию деятельности обучаемых, учитывать полученные результаты, дополнительные возможности совершенствования процесса обучения иностранным языкам с применением информационных технологий, а также определить пути решения возникшей проблемы;

- определить место и роль информационных технологий на конкретном этапе урока;

- выявить положительные и отрицательные тенденции в процессе использования информационных технологий и найти причину возникновения нежелательных результатов.

Резюме. Подводя итог, следует отметить, что эффективному формированию умений и навыков (аналитических, проектировочных, конструктивных, коммуникативноорганизаторских), необходимых будущему лингвисту для эффективного использования информационных технологий в профессиональной деятельности, будут способствовать рассмотренные нами формы организации учебной работы (лекции, лабораторные и практические занятия, консультации, конференции, самостоятельная работа студентов, НИРС, курсовые и дипломные проекты, педагогическая практика), а также следующие педагогические условия:

- сформированность инновационной направленности в преподавании студентам факультета иностранных языков специальных дисциплин;

- обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки будущих лингвистов (теоретической, методической, практической) с целью совершенствования у них информационной компетентности;

- практикоориентированный характер процесса подготовки будущих лингвистов;

- учебно-методическое обеспечение процесса формирования информационной компетентности будущих лингвистов;

- проведение целенаправленной и систематической работы по подготовке преподавателей иностранных языков к формированию у них информационной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. - Л. : ЛГУ, 1967. - 183 с.

2. Немов, Р. С. Психология : учеб. для высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.

3. Спирин, Л. Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач : учеб. пособие / Л. Ф. Спирин. -Кострома : КГПИ, 1994. - 108 с.

4. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

5. Щербаков, А. И. Совершенствование системы психолого-педагогической подготовки будущего учителя / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. - 1981. - № 1. - С. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.