Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением при проведении занятий по пожарно-строевой подготовке'

Теоретические основы формирования двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением при проведении занятий по пожарно-строевой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением при проведении занятий по пожарно-строевой подготовке»

СЕКЦИЯ № 7 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ДЕЙСТВИЯХ С ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПОЖАРНО-СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

И.И. Баяндин, курсант, А.В. Гуров, старший преподаватель, А.Н. Зайцев, доцент, к.п.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России

В современной педагогике навык - это умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного, многократного повторения одних и тех же действий или решений типовых задач в учебной деятельности [6].

По характеру деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России в обучении по пожарно-строевой подготовке различают три вида навыков:

умственные навыки - решение задач по методике проведения расчетов параметров работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (СИ-ЗОД), определению сил и средств, необходимых для тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС);

сенсорные навыки - тушение пожаров с помощью робототехники и моделирование последствий ЧС с применением электронно-вычислительной техники;

двигательные навыки - выполнение различных двигательных действий с пожарно-техническим вооружением. К таким двигательным навыкам с по-жарно-техническим вооружением относятся:

- действия с ручными пожарными лестницами;

- действия с пожарными рукавами, стволами, аварийно-спасательным инструментом, средствами спасения и самоспасения;

- действия с переносными дымососами, кабельными линиями и прожекторами и т.д.

На современном этапе развития научного знания представляется необходимым использовать данные следующих наук в качестве методологических основ теории обучения двигательным действиям: [3].

• принципы и положения системного подхода Н.В. Кузьминой, Ю.К. Бабанского;

• теорию деятельности, разработанную психологами школ Л. С. Выготского, П.К. Анохина, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, которые предложили рассматривать педагогическую деятельность в единстве ее внешних, внутренних психических форм и разработали концепцию анализа и управления деятельностью;

• теорию построения движений, разработанную Н.А. Бернштейном, подготовленную идеями И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского и А.А.

Ухтомского, отличительной чертой учения которых было последовательное понимание процессов нервной деятельности, диалектическое истолкование причинно-следственных связей в организации управления движениями, монистический подход к человеческой деятельности, единой в ее телесной и психической формах;

• теорию дидактики, разработанную педагогами П.Я. Гальпериным, А.Н. Крестовниковым, на основе принципов которых осуществлялось обучение двигательным действиям.

Системное сочетание названных элементов в единой методологической концепции теории обучения двигательным действиям обеспечило достаточную полноту формирования двигательных умений и навыков, их логическую стройность изучения и тем самым - высокий уровень практической эффективности.

Обучение двигательным действиям с пожарно-техническим вооружением начинается с формирования учебной мотивации обучаемого. Если обучаемый не испытывает потребности в овладении предметом обучения или определенным действием, то обучение будет принудительным и не даст высокого эффекта [1].

Процесс образования и совершенствования двигательного действия можно представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению, а затем - от умения к навыку (рис. 1.).

Рис. 1. Переход знания в представления, умения и навыки

Непосредственное овладение двигательными действиями начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и пути ее решения. Знание это формируется на основе наблюдения образца и сопровождающего показ комментария, цель которого - выделить предмет усвоения и объект изучения. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия, называются «основными опорными точками» (ООТ), а их совокупность, составляющая программу действий, называется «ориентировочной основой действия» (ООД) [ 4 ].

Представление включает: зрительный образ двигательной задачи и способ ее решения, основанный на наблюдении; логический (смысловой) образ, основанный на объяснении (комментарии); кинестетический образ, основанный на ранее сформировавшихся представлениях (накопленный двигательный опыт) и на ощущениях, возникших в попытках решить двигательную задачу частично или целиком.

Под сущностью двигательного умения понимается уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием во всех ООТ, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания [2].

В процессе дальнейшего усвоения двигательного действия с увеличением количества повторений каждый элемент и все действия в целом уточняются и запоминаются все более прочно. По мере запоминания словесное, громкое про-говаривание схемы ООД становится ненужным. Действия в ООТ контролируются автоматически, осуществляются и корректируются без участия обучаемого. Внимание обучаемого переключается на предстоящие операции и действия, контроль условий исполнения действия, нейтрализацию действия сбивающих факторов. Основная структура действия не нарушается даже при длительных перерывах. Умение превращается в навык.

Следовательно, двигательный навык - это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству ООТ, т.е. действие выполняется автоматически, с высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания [5].

Список использованной литературы:

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Издательство физкультура и спорт, 1985. С. 59-61.

3. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. М.: Доклады АПН РСФСР, 1958. С. 76-85.

4. Коровин В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем военном учебном заведении. Воронеж: ВИРЭ, 1999. 243 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Ф. и С., 1991. 543 с.

6. Павлов Н.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений. М.: Медгиз, 1936. С. 16-37.

7. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов на Дону. ООО «Феникс», 2011. 541 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.