Научная статья на тему 'Педагогика безопасности при формировании двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением'

Педагогика безопасности при формировании двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогика безопасности при формировании двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением»

Педагогика безопасности

при формировании двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением

А. Н. Зайцев, канд. пед. наук ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Педагогика безопасности (Pedagogy safety) - это научное направление в педагогике о закономерностях развития жизненного опыта безопасного существования личности в системе «Человек-Природа-Общество». Объектом педагогики безопасности является образовательный процесс развития жизненного опыта безопасного существования (жизнедеятельности) личности [1, с. 12]. Предметом педагогики безопасности являются закономерности развития жизненного опыта безопасного существования (жизнедеятельности) личности.

Педагогика безопасности в области образования решает следующие задачи: 1) воспитание культуры безопасности; 2) обучение безопасной деятельности, в том числе в ситуациях, опасных для жизни и здоровья человека; 3) формирование и совершенствование навыков в оказании само- и взаимопомощи; 4) развитие способности предвидеть, предупреждать и предотвращать опасности; готовности к действиям в ситуациях, опасных для жизни и здоровья человека.

Сегодня педагогика безопасности в области образования решает одну из главных задач по обучению безопасной деятельности сотрудника государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России в чрезвычайных ситуациях (ЧС), опасных для жизни и здоровья гражданского населения страны. Для этого сотрудник ГПС МЧС России должен обладать определенными навыками для выполнения задач по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. В современных условиях основными такими навыками являются действия с пожарно-техническим вооружением. Проблемой формирования двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением является сама методика обучения данным приемам и способам. Это, в первую очередь, связано с ограниченным временем на обучение, а также с психолого-педагогическими особенностями сотрудника ГПС МЧС России.

В педагогике навык - это умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного, многократного повторения одних и тех же действий или решений типовых задач в учебной деятельности [3, с. 145].

По характеру деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России в обучении по пожарно-строевой подготовке различают три вида навыков:

- умственные навыки - решение задач по методике проведения расчетов параметров работы в средствах индивидуальной защиты органов ды-

хания (СИЗОД), определению сил и средств, необходимых для тушения пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС);

- сенсорные навыки - тушение пожаров с помощью робототехники и моделирование последствий ЧС с применением электронно-вычислительной техники;

- двигательные навыки - выполнение различных двигательных действий с пожарно-техническим вооружением.

К таким двигательным навыкам с пожарно-техническим вооружением относятся:

- действия с ручными пожарными лестницами;

- действия с пожарными рукавами, стволами, аварийно-спасательным инструментом, средствами спасения и самоспасения;

- действия с переносными дымососами, кабельными линиями и прожекторами и т. д.

На современном этапе развития научного знания представляется необходимым использовать данные следующих наук в качестве методологических основ теории обучения двигательным действиям: [2, с. 111].

- принципы и положения системного подхода Н. В. Кузьминой, Ю. К. Бабанского;

- теорию деятельности, разработанную психологами школ Л. С. Выготского, П. К. Анохина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, которые предложили рассматривать педагогическую деятельность в единстве ее внешних, внутренних психических форм и разработали концепцию анализа и управления деятельностью;

- теорию построения движений, разработанную Н. А. Бернштейном, подготовленную идеями И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского. Отличительной чертой учения данных ученых явилось последовательно понимание процессов нервной деятельности, диалектическое истолкование причинно-следственных связей в организации управления движениями.

Системное сочетание названных элементов в единой методологической концепции теории обучения двигательным действиям обеспечило достаточную полноту формирования двигательных умений и навыков, их логическую стройность изучения и тем самым - высокий уровень практической эффективности.

Обучение двигательным действиям с пожарно-техническим вооружением начинается с формирования учебной мотивации обучаемого. Если обучаемый не испытывает потребности в овладении предметом обучения или определенным действием, то обучение будет принудительным и не даст высокого эффекта.

Непосредственное овладение двигательными действиями начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и пути ее решения. Знание это формируется на основе наблюдения образца и сопровождающе-

го показ комментария, цель которого - выделить предмет усвоения и объект изучения. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия, называются «основными опорными точками» (ООТ), а их совокупность, составляющая программу действий, называется «ориентировочной основой действия» (ООД).

Представление включает: зрительный образ двигательной задачи и способ ее решения, основанный на наблюдении; логический (смысловой) образ, основанный на объяснении (комментарии); кинестазический образ, основанный на ранее сформировавшихся представлениях (накопленный двигательный опыт) и на ощущениях, возникших в попытках решить двигательную задачу частично или целиком.

Под сущностью двигательного умения понимается уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием во всех ООТ, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания. В процессе дальнейшего усвоения двигательного действия с увеличением количества повторений каждый элемент и все действия в целом уточняются и запоминаются все более прочно. По мере запоминания словесное, громкое проговаривание схемы ООД становится ненужным. Действия в ООТ контролируются автоматически, осуществляются и корректируются без участия обучаемого. Внимание обучаемого переключается на предстоящие операции и действия, контроль условий исполнения действия, нейтрализацию действия сбивающих факторов. Основная структура действия не нарушается даже при длительных перерывах. Умение превращается в навык.

Следовательно, двигательный навык — это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству ООТ, т. е. действие выполняется автоматически, с высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.

Библиографический список

1. Гафнер В. В. Педагогика безопасности как новое научное направление современной педагогики // Грани педагогики безопасности: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. ГОУ ВПО «УГПУ». - Екатеринбург, 2011.

2. Коровин В. М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем военном учебном заведении - Воронеж: ВИРЭ, 1999. — 243 с.

3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М.: Ф. и С.,1991. - 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.