Научная статья на тему 'Роль пожарной игры-тренировки в форме обучения сотрудников МЧС'

Роль пожарной игры-тренировки в форме обучения сотрудников МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль пожарной игры-тренировки в форме обучения сотрудников МЧС»

7. Никитина Г. В., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. - С-Пб.: Изд. СПбГУ, 1992. - 68с.

8. Павлов Н. П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений. - М.: Медгиз, 1936, с.16-37.

РОЛЬ ПОЖАРНОЙ ИГРЫ-ТРЕНИРОВКИ В ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС

А. Н. Зайцев, к. п. н., доцент В. Н. Старов, д. т. н., профессор

А. В. Гуров

Воронежский институт ГПС МЧС России, Воронеж

Рассмотрение психолого-физиологи-ческих процессов, происходящих при формировании двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением, необходимы для создания активизации познавательной деятельности обучаемых реализуются при проведении пожарной игры - тренировки.

Пожарная игра-тренировка - есть реализация контекстно-эвристического обучения, представляющая собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и психологического взаимодействия преподавателя и обучаемых с целью формирования и совершенствования навыков в действии с пожарно-техническим вооружением и психологической устойчивости разыгрыванием различных экстремальных ситуаций [4].

Пожарная игра-тренировка является имитативным видом занятия, так как на ней создается обстановка для отработки действий с пожарно-техническим вооружением, воссоздаются условия профессиональной деятельности. (Imitative (английский) - подражательный, основанный на подражании.

Содержание экстремальных действий происходит на фоне отработки специальных пожарно-тактических задач применительно к подразделениям Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России. Комплексирование с пожарной тактикой и с другими предметами обучения («Пожарно-строевая подготовка», «Пожаротушение», «Подготовка газодымозащитника», «Организация и ведение аварийно-спасательных работ») дает основу направленности обучения, объединяющую в себе учебную и профессиональную деятельность.

Отличие активных форм и методов контекстного обучения от традиционных заключается в том, что в новых видах занятий, таких как пожарная игра-тренировка, воссоздаются основные закономерности развития профессиональной деятельности и мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций [3].

При рассмотрении пожарной игры-тренировки как процесса формирования и совершенствования навыков путем создания различных ситуаций и нестандартных путей их решения появляется закономерность изучения построения новых действий в экстремальных условиях.

Согласно теории В. Н. Соколова [3], «... эвристика и есть наука, изучающая закономерности построения новых действий в новых ситуациях». Кроме того, рассматривая эвристику как метод обучения, способствующий развитию находчивости и активности, можно сказать, что пожарной игре-тренировке присущи черты эвристического подхода.

Как форма и метод контекстно-эвристического обучения, пожарная игра-тренировка создает возможности сочетания и комплексного использования разнообразных приемов и способов формирования положительной мотивации. В педагогически правильно организованной пожарной игре-тренировке на первое место выходит интерес курсантов к процессу познания, а негативные для него составляющие учебного процесса (неуверенность в действиях с пожарно-техническим вооружением, боязнь допустить ошибку в противоборстве с огнем и т. д.) трансформируются во вполне преодолимые трудности.

Пожарная игра-тренировка позволяет формировать и совершенствовать навыки в действиях с пожарно-техническим вооружением не только на специально оборудованных местах (пожарной башне, пожарно-тактической полосе), но и на любом участке территории учебного центра и объектов вуза.

Таким образом, пожарная игра-тренировка способствует формированию навыков, необходимых тушения пожаров в различных условиях: зданиях, лесных массивах, объектах атомной и химической промышленности т. д.

Занятия в различных условиях позволяют обучать сотрудников ГПС МЧС России решению нестандартных задач: при выдвижению к очагу пожара, действиям со специальным аварийно-спасательным оборудованием, тушению пожара, действиям в средствах защиты и т. д. В процессе обучения методом пожарной игры-тренировки по огневому противоборству вносятся элементы психологической готовности.

Не нарушая мер безопасности при обращении с имитационными средствами, в ходе занятия создается обстановка максимально приближенная к чрезвычайным ситуациям (ЧС). Действия обучаемых с применением средств имитации способствуют психологической закалке, уверенности в своих действиях, преодолению страха перед огнем. Кроме того, формируя психологическую устойчивость, пожарная игра-тренировка способствует мыслительному процессу и учит принимать решения нестандартно, адекватно сложившейся обстановке.

Для разработки форм и методов контекстно-эвристического подхода по формированию и совершенствованию навыков по специальной пожарно-тактической подготовке необходимо решить системную дидактическую задачу их взаимосвязи с целями и содержанием обучения [4].

На это указывают следующие авторы - С. Н. Архангельский: «Задача преподавателя - находить дидактическое и психологическое обоснование выбору методов, форм и средств обучения» [1]; Ю. К. Бабанский: «Единственно приемлемым для педагогики является осознанный, научно обоснованный выбор наилучшего, оптимального для соответствующих условий варианта с точки зрения определенных критериев»; Н. В. Борисова: «Мы исходим из того, что определенное содержание обучения, отображенное в соответствии с обучающими це-

лями, должно соответствовать конкретным, адекватным ему формам и развертываться в учебной деятельности с помощью соответствующих методов» [2].

Эти рекомендации учтены при составлении вариантов сценариев пожарной игры-тренировки, которые по степени активизации познавательной и психолого-физиологической деятельности являются разновидностью дидактической игры.

Таким образом, пожарная игра-тренировка как разновидность дидактической игры, есть форма воссоздания предметного игрового содержания специально-профессиональной деятельности обучаемых, моделируемого через разыгрывание игровых ситуаций, присущих ЧС.

Структуру пожарной игры-тренировки как разновидности дидактической игры можно представить в виде двух структурно-взаимо-связанных моделей: имитативной и игровой.

Имитативная модель - это прототип пространственно-временных действий обучаемых, отображающих возможные фрагменты будущей пожарно-профессиональной деятельности. Имитативная модель задает предметный контекст деятельности сотрудников ГПС МЧС России в ходе проведения пожарной игры-тренировки и отображает реальную действительность специальных действий между обучающими и огнем.

Игровая модель - есть вариация имитативной модели. Игровая модель задает ситуативно-социальный контекст и представляет собой описание взаимодействия участников игры с имитативной моделью в ходе разыгрывания различных экстремальных ситуаций.

Занятия по специальной пожарно-тактической подготовке методом пожарной игры-тренировки с использованием пожарно-технического вооружения проводятся по заранее разработанному контекстно-эвристическому сценарию.

Контекстно-эвристический сценарий пожарной игры-тренировки - это специально разработанный имитативно-игровой сюжет деятельности педагога и обучаемых, представляющий собой текстовое и графическое содержательное описание действий игровых коллективов в экстремальных ситуациях. Предметно-игровое содержание контекстно-эвристического сценария пожарной игры-тренировки показано на рис. 1.

Предмет игры - предмет деятельности игровых коллективов, представляющий собой перечень экстремальных ситуаций, воссоздаваемых в ходе проведения занятия, в разрешении которых у обучаемых формируются и совершенствуются навыки в действиях с пожарно-техническим вооружением.

Педагогические цели занятия определяют методику проведения пожарной игры-тренировки, которая способствует формированию и совершенствованию навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением в различных экстремальных ситуациях, подобных при тушении пожара в ЧС.

К психолого-педагогическим принципам игры относятся: [4]:

- имитативное моделирование конкретных экстремальных ситуаций;

- игровое моделирование содержания и форм будущей пожарно-профессиональной деятельности обучаемых;

- проблемность содержания имитативной модели и процесс ее развертывания в игровую модель;

- совместная деятельность обучаемых;

- диалогическое обобщение.

Рис. 1. Элементы предметно-игрового содержания контекстно-эвристического сценария пожарной игры-тренировки

Принципы имитативного и игрового моделирования предполагают разработку соответствующих моделей деятельности обучаемых.

Принцип проблемности означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых ситуаций, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемый курсантами в ходе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

Принцип совместной деятельности основывается на имитации деятельности обучаемых через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению будущих сотрудников ГПС МЧС России.

Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Сис-

тема рассуждений каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы.

Игровые коллективы - временно создаваемые группы обучаемых, в количественном отношении подобны караулам пожарных частей, которые моделируются в игре.

Правила игры - это нормы деятельности обучаемых, отражающие психолого-педагогические принципы дидактической игры, а также характеристику реальных процессов и явлений, присутствующих при воссоздании экстремальных ситуаций.

Требования к правилам игры можно сформулировать следующим образом:

а) правила должны иметь ограничения, определяющие сферу деятельности обучаемых в конкретной экстремальной ситуации;

б) основных правил игры не должно быть слишком много, иначе игра становится традиционным по форме репродуктивным занятием. Их количество зависит от предмета игры. С данными правилами обучаемые должны быть ознакомлены до начала занятий;

в) характер правил должен обеспечивать воспроизведение как реального, так и игрового контекстов в игре;

г) правила должны быть тесно взаимосвязаны с другими параметрами сценария и прежде всего с системой оценки.

Графическая модель действий игровых коллективов представляет собой отображение пространственно-временных действий игровых групп с возможным характером их действий. Графическая модель действий дает наглядное представление о разрешении возникших экстремальных ситуаций, которое имеет существенное значение для создания игровой обстановки и управления игрой.

Материальное обеспечение пожарной игры-тренировки включает в себя перечень необходимых имитационных средств, для создания поучительных игровых ситуаций. В случае отсутствия необходимого наличия и количества имитационных средств их применение можно заменить звуковым воспроизведением аудиоаппаратурой.

В методическое обеспечение целесообразно включить следующие материалы:

- исходную информацию об игре, включающую различные ориентировочные основы действия (ООД), позволяющие быстро составить представление об ее содержании через основные опорные точки (ООТ);

- методику контроля действий обучаемых, включающую рекомендации преподавателю как по оценке ООД в целом, так и по их ООТ;

- набор документации различных форм, необходимых для выполнения участниками игры запланированных действий.

Содержание методического обеспечения отражается в специально разрабатываемом документе, который представляет собой по форме рекомендации (указания) руководителю занятия для проведения пожарной игре-тренировке по определенной теме.

Система оценивания в пожарной игре-тренировке является неотъемлемым элементом содержания контекстно-эвристического сценария. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций установленных норм пожарно-профессиональной деятельности, а с другой - способствовать мотивации игрового плана учебной работы.

Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля. Она может:

- предполагать содержательную оценку и оценку в определенных шкалах качества вырабатываемых в игре решений;

- обеспечивать определенный порядок взаимодействия и достижения индивидуальных и общих результатов, различие интересов участников, альтернативность решений, соревновательный характер работы игровых коллективов;

- позволять оценивать деятельность и личностные качества участников игры, успешность выполняемых пожарно-тактических задач игровых коллективов.

Кроме определенных целей оценивания, при разработке системы оценок нужно решить и такие вопросы: что оценивать, кто и как это будет делать, в каких единицах будет происходить эта оценка.

Система оценивания должна строиться в первую очередь как система самооценки курсантами, а затем - как система оценки со стороны преподавателя, ведущего игру. Для этой цели из числа обучаемых может быть назначен специальный человек - «аналитик».

Заключительный итог пожарной игры-тренировки, проводимый преподавателем совместно с «аналитиком», должен включать содержательный разбор причин, приведших к полученным результатам. При этом необходимо стремиться ответить не только на вопрос, каковы итоги игры, но и на вопрос, почему они оказались такими, что нужно учить в дальнейшем, какой информацией овладеть.

Таким образом, проведение пожарных игр-тренировок по формированию практических навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением, представляет собой процесс управления обучения по развитию жизненного опыта безопасного существования сотрудников ГПС МЧС России.

Список используемой литературы

1. Борисова Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в НПК // Теория и практика контекстного обучения в вузе. - М.: НИИ ВШ, 1989. - С. 36.

2. Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения. - М.: Знание, 1983. 31с.

3. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. - М.: 1995. - С. 127-138.

4. Якунин В. А. Психология управления учебно-познавательной деятельности студентов. - Л.: Издательство ЛГУ, 1986. - С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.