Научная статья на тему 'Методика формирования практических навыков в период проведения начальной профессиональной подготовки в вузе государственной противопожарной службы МЧС России'

Методика формирования практических навыков в период проведения начальной профессиональной подготовки в вузе государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика формирования практических навыков в период проведения начальной профессиональной подготовки в вузе государственной противопожарной службы МЧС России»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

А.Н. Зайцев, доцент, к.п.н., доцент О.Е. Работкина, профессор, д.т.н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Обучение двигательным действиям с пожарно-техническим вооружением начинается с формирования учебной мотивации обучаемого. Если обучаемый не испытывает потребности в овладении предметом обучения или определенным действием, то обучение будет принудительным и не даст высокого эффекта.

Процесс образования и совершенствования двигательного действия можно представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению, а затем - от умения к навыку [1].

Непосредственное овладение двигательными действиями начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и пути ее решения. Знание это формируется на основе наблюдения образца и сопровождающего показ комментария, цель которого - выделить предмет усвоения и объект изучения. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия, называются «основными опорными точками» (ООТ), а их совокупность, составляющая программу действий, называется «ориентировочной основой действия» (ООД).

Представление включает: зрительный образ двигательной задачи и способ ее решения, основанный на наблюдении; логический (смысловой) образ, основанный на объяснении (комментарии); кинестазический образ, основанный на ранее сформировавшихся представлениях, возникших в попытках решить двигательную задачу частично или целиком.

Под сущностью двигательного умения понимается уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием во всех ООТ, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания. В процессе дальнейшего усвоения двигательного действия с увеличением количества повторений каждый элемент и все действия в целом уточняются и запоминаются все более прочно. По мере запоминания словесное, громкое проговаривание схемы ООД становится ненужным. Действия в ООТ контролируются автоматически, осуществляются и корректируются без участия обучаемого.

Следовательно, двигательный навык - это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в

контроле действия по большинству ООТ, т.е. действие выполняется автоматически, с высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.

В образовательных учреждениях ГПС МЧС России двигательный навык начинает формироваться в период проведения начальной профессиональной подготовки (НИИ), которая проводится, как правило, в учебных центрах. Двигательный навык формируется в процессе обучения по нескольким учебным дисциплинам или разделам дисциплины. Так в период проведения НИИ навык в действиях с пожарно-техническим вооружением формируется по следующим разделам дисциплины «Начальная профессиональная подготовка»:

- Введение в основы пожарного дела;

- Пожарно-тактическая подготовка;

- Основы охраны труда в ГПС;

- Иожарная техника;

- Пожарно-строевая подготовка.

Структурно-логическая схема изучения разделов дисциплины «Начальная профессиональная подготовка» при формировании навыка в действиях с пожарно-техническим вооружением показана на рисунке.

Рис. Структурно-логическая схема изучения разделов дисциплины «Начальная профессиональная подготовка» при формировании навыка в действиях с пожарно-

техническим вооружением

В процессе обучения при проведении занятий в период НИИ каждому отдельному двигательному действию с пожарно-техническим вооружением можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала [2].

Первый этап (этап начального разучивания). Обучение на первом этапе направлено на формирование основ умения выполнять разучиваемое действие. Освоение двигательных действий требует многочисленных повторений, что вызывает значительный расход физической энергии. По мере нарастания утомления концентрация, устойчивость и внимание, способность к анализу ситуаций ухудшаются.

Число повторений изучаемого действия определяется динамикой его усвоения и динамикой запоминания. Интервалы отдыха между повторениями действия определяются особенностями динамики физической и психологической работоспособности закономерностями усвоения материала. Если изучаемые действия требуют затрат энергии в больших количествах, то длительность интервалов увеличивается. Это время руководитель использует для краткого разбора действий обучаемых. Как правило, знания и представления о сущности и условиях двигательной задачи и способы ее решения формируются за одно - два занятия, продолжительностью до двух учебных часов каждого занятия.

Второй этап углубленного разучивания (формирования умения). Основная цель этого этапа обучения - формирование двигательного умения, способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу с подробным сознательным контролем действия во всех основных опорных точках (ООТ) [3]. Если на предыдущем этапе создавались предпосылки, необходимые для формирования двигательного умения, то на этом этапе происходит его становление. Запоминание двигательного действия связано с количеством повторений и величиной интервалов между ними.

В исследованиях, проведенных в Воронежском институте ГПС МЧС России, доказано, что при изучении сложных по координации, но не требующих больших физических усилий двигательных действий, обучающие улучшают свои действия до 5-6 попытки, затем качество действия стабилизируется до 10-12 попытки, после чего выполнение действия ухудшается (при оптимальном интервале отдыха до 1 минуты). Во всех случаях число повторений нужно регламентировать, исходя из основного критерия - отсутствия ошибок: как только ошибки начинают устойчиво воспроизводиться в ходе упражнения и их не удается избежать, то необходимо ограничить число повторений. Интервал между занятиями влияет на прочность запоминания. Наибольшее возрастание ошибки в действиях происходит в течение первых 24 часов после занятия: средняя величина ошибки увеличивается до 40%. При более длительных перерывах ошибка увеличивается медленнее: через 2 суток - до 50%, через 4 суток -до 55%, а через 10 суток - до 60% [2].

Третий этап - результирующее совершенствование действия (стадия становления навыка). Основная цель данного этапа: сформулировать и совершенствовать двигательный навык без излишних закрепощений.

Ориентировочная основа действий усваивается в форме внутренней речи и значительно сокращается в осознаваемой части: по многим ООТ, управление перемещается в подсознание, исчезает необходимость фиксации внимания на деталях действия, последовательности операций, что позволяет увеличить быстроту исполнения.

Согласно учению по формированию и совершенствованию двигательного навыка физиологов и педагогов В.П. Зинченко, М.М. Богем, П.Я. Гальперина, «грубый» навык не исчезает, будучи сформированным и достаточно закрепленным в практической деятельности. Такие действия, как подготовка к развертыванию пожарно-технического вооружения, прокладка магистральных линий для тушения пожаров, сотрудник ГПС безошибочно выполнит после многолетних перерывов. «Тонкие» же навыки: сборка пожарного рукава, снятие пожарно-технического вооружения с пожарного автомобиля, установка разветвителя для тушения пожара, не только «стираются», но и с течением времени могут пропадать вообще.

Таким образом, весь процесс формирования двигательных действий с пожарно-техническим вооружением при проведении занятий в период начальной профессиональной подготовки можно представить в виде взаимосвязанной последовательности: «Представление навыка», «Знания об объекте», «Умение», «Навык». Это объясняется тем, что совершенствование сформированного двигательного навыка в действиях с пожарно-техническим вооружением, является процессом постоянным и небеспредельным. Такова психолого-педагогическая основа формирования и совершенствования двигательного действия.

Список использованной литературы

1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека: / В.В. Бойко. - М.: ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ, 1987. - 46 с.

2. Зайцев А.Н. Формирования двигательных навыков в действиях с пожарно-техническим вооружением в педагогике безопасности. // Материалы Всероссийской дистанционной научной конференции с международным участием. «ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ: НАУКА И 0БРАЗ0ВАИИЕ»«РЕВЛа0аУ SAFETY: SCIENCE AND EDUCATION». ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» г. Екатеринбург, 2012. - Ч.2 - С.189-203.

3. Никитина Г.В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения: учебное пособие / Г.В. Никитина, В.Н. Романенко - СПб.: Изд. СПбГУ, 1992. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.