Научная статья на тему 'Сопряженное развитие физических способностей и двигательных навыков у спортсменов-единоборцев в процессе их физической подготовки'

Сопряженное развитие физических способностей и двигательных навыков у спортсменов-единоборцев в процессе их физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1694
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СПОРТСМЕНЫ / СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ В ЕДИНОБОРСТВАХ / PHYSICAL ABILITIES / IMPELLENT SKILLS / INTERFACED DEVELOPMENT / ATHLETES SPECIALIZING IN SINGLE COMBATS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносов Константин Вячеславович

В статье рассматриваются особенности формирования физических качеств у спортсменов, специализирующихся в единоборствах. Анализируется сопряженное развитие специальных физических качеств и двигательных навыков у спортсменов-единоборцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курносов Константин Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERFACED DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES AND IMPELLENT SKILLS AT COMBAT-SPORTSMEN IN THE COURSE OF THEIR PHYSICAL PREPARATION

In article features of formation of physical qualities at the athletes specializing in single combats are considered. The interfaced development of special physical qualities and impellent skills in combat-sportsmen is analyzed.

Текст научной работы на тему «Сопряженное развитие физических способностей и двигательных навыков у спортсменов-единоборцев в процессе их физической подготовки»

СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

К. В. КУРНОСОВ

В статье рассматриваются особенности формирования физических качеств у спортсменов, специализирующихся в единоборствах. Анализируется сопряженное развитие специальных физических качеств и двигательных навыков у спортсменов-единоборцев.

Ключевые слова: физические способности, двигательные навыки, сопряженное развитие, спортсмены, специализирующиеся в единоборствах.

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности, но только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. Особенность физического воспитания состоит в том, что основная масса новых движений познается при освоении разнообразных двигательных действий, проявляющихся в форме физических упражнений.

В то же время успешность развития физических способностей во многом зависит от формулы двигательной задачи, поскольку именно ее смысл и условия определяют способ решения поставленной задачи. Известно, что в основе решения двигательной задачи находится проблемная ситуация, требующая разрешения.

Схема формирования движений изложена в ранних работах Н. А. Бернштейна и П. Я. Гальперина, в которых они показали, что в начале обучения формируются знания о самом движении, затем овладение движением происходит в форме двигательного умения и по мере его автоматизации - в форме двигательного навыка [1].

Особый интерес для нас представляет теория формирования двигательного навыка Н. А. Бернштейна (1966), который объясняет феномен пластичности двигательного навыка. Его подход убедительно подкрепляет теорию П. Я. Гальперина о закономерности чередования форм усвоения действий и этапов обучения в связи с этим [1].

Опираясь на учение Н. А. Бернштейна и П. Я. Гальперина о формировании двигательного навыка, можно довольно четко объяснить последовательность формирования знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательного навыка.

Непосредственно овладение двигательным действием начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и путях ее решения. Знания формируются на основе наблюдения эталона и сопровождающих показ комментариев, целью этого является выделение предмета двигательного усвоения в объекте изучения. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении двигательных действий, П. Я. Гальперин охарактеризовал как «основные опорные точки (ООТ)», а их совокупность, составляющую и определяющую программу двигательного действия, он назвал «ориентировочной основой действия (ООД)».

Исследования М. М. Богена (1985) показывают, что формирование двигательного компонента сопряжено со значительными трудностями и должно отвечать следующим требованиям:

во-первых, изучаемое двигательное действие может не иметь аналогов в прошлом двигательном опыте обучаемого, а условия его выполнения настолько необычны, что полностью «экранируют» ощущение двигательного действия;

во-вторых, изучаемые действия могут быть внешне похожи на известные движения по прошлому опыту, но отличаться по целям и особенностям двигательной структуры [2].

В своих работах М. М. Боген характеризует двигательное умение как определенный уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием всех ООТ, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания. По его мнению двигательные умения имеют большую дидактическую ценность, поскольку их формирование требует от

обучаемого активного осознанного участия в образовательном процессе, умения анализировать сущность поставленных задач, умения управлять умственной и двигательной деятельностью. В процессе дальнейшего усвоения двигательного действия, с увеличением количества повторений, каждый элемент и все действия в целом уточняются и все более прочно запоминаются [2].

Двигательный навык - это такой уровень владения двигательным действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле двигательного действия по большинству основных опорных точек, высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.

По мнению всех теоретиков физического воспитания (В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев,

А. П. Матвеев, В. Н. Филин, М. М. Боген и др.) двигательные навыки, как высшая степень владения двигательными действиями, имеют исключительное значение в физкультурно-спортивной деятельности [1; 3; 4].

Н. А. Бернштейн показал отличительные особенности двигательного навыка: во-первых, автоматизированный характер, как отдельных операций, так и всего двигательного действия в целом. Он доказал, что освобождение действия от контроля сознания происходит на уровне установления специфической субординации уровней процесса управления в ЦНС; во-вторых, процесс становления специфической межуровневой субординации - управляем; в-третьих, высокая быстрота действия, обеспечиваемая, в частности, совершенной координацией работы мышц, - отсутствием закрепощенности, слаженностью двигательного действия; в-четвертых, происходит закономерное высвобождение необходимых степеней свободы и более эффективное использование сил инерции, сохранение общего количества движения в системе при торможении одних ее звеньев за счет ускорения других [1].

Но самая главная особенность двигательного навыка - это стабильность результата действия считает П. Я. Гальперин. На этой особенности двигательного навыка основывается такой феномен двигательной деятельности, как «перенос навыка», новые двигательные действия усваиваются быстрее и прочнее, особенно в тех случаях, когда обучение опирается на ранее освоенные движения. Феномен переноса навыков объясняется с позиции условнорефлекторной природы двигательного навыка.

Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти поня-

тия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Так в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины «физические» или «двигательные» способности, в психологии - «психомоторные» и «психофизические» способности, в физиологии - «физические качества», в биомеханике - «моторные качества». Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.

В. И. Лях отмечает, что у разных людей уровни развития и сочетания слагаемых, названных физическими качествами, очень различны. Поэтому в современной литературе используют термин не «физические качества», а «физические (двигательные) способности». По его мнению понятие «физические способности» точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, что они неодинаково развиты у каждого индивидуума [3].

В работах Л. П. Матвеева (1987), В. П. Филина (1984), В. И. Ляха (1999) отражен принцип сопряженного воздействия, который основывается на органическом взаимодействии процессов развития физических способностей и формирования двигательных навыков и на возможности его регулирования в процессе физического воспитания и спортивной тренировки [3; 4].

Более глубоко анализируя принцип сопряженного воздействия в физической подготовке единоборцев, мы пришли к выводу, что специфика спортивной деятельности во всех видах единоборств состоит в том, что она протекает в условиях лимита времени, при необходимости преодолевать активное сопротивление соперника с помощью совершенных в достаточной степени автоматизированных и в то же время вариативных технических навыков.

При анализе средств сопряженных воздействий в спортивной деятельности необходимо исходить из следующих параметров:

1) знаний об общих закономерностях спортивной деятельности, особенных закономерностях, характерных для спортивной деятельности в упражнениях, и единичных закономерностях, характерных для тактической деятельности спортсмена;

2) данных о динамике тренированности спортсменов и содержании средств спортивной деятельности на различных этапах подготовки;

3) данных об эмпирически сложившихся соотношениях между отдельными средствами спортивной подготовки у конкретных спортсменов;

4) данных об эффективности реализации эмпирических средств тактической подготовки в процессе соревновательной деятельности [5; 6].

Интересно исследование профессора А. В. Родионова (2001), в котором он раскрывает содержание принципа психофизического сопряжения в подготовке спортсменов-единоборцев высокой квалификации. Как показали его наблюдения, большинство тренеров в той или иной мере применяют не только «собственно тактические» средства тактической подготовки, но и психомоторные и психологические, которые в данном случае являются сопутствующими. Однако эти средства никак не систематизированы и в недостаточной степени опираются на знания о закономерностях психической деятельности при решении оперативных задач, о соотношении психологических и физиологических факторов адаптации спортсменов к нагрузкам, о проявлениях реакций на физические нагрузки в психической сфере спортсмена [7].

Применяемые средства воздействий А. В. Родионов условно разделяет на три группы:

- совершенствование тактических навыков;

- взаимосвязанное развитие физических и психических качеств;

- оптимизация актуальных состояний спортсменов.

Упражнения на совершенствование тактических навыков включают следующие разделы:

- использование ошибок противника;

- противодействия различным способам рефлексивного поведения (силовому давлению, дистанционным обманам);

- применение способов рефлексивного поведения (провоцирование момента для нанесения удара (укола) в прогнозируемой ситуации) [7].

Все упражнения по методике А. В. Родионова строились по определенной структуре, что позволяло использовать узнаваемый алгоритм действий соперника. Например, один спортсмен в процессе взаимопередвижений выполняет одну и ту же сложную атаку с разным временным интервалом. Задача другого - выведать замысел соперника и правильно выбрать время для тактически обоснованной контратаки.

Точность движений имеет большое значение в структуре координационных способностей человека, что в значительной мере обусловлено, во-первых, исчерпанием ресурсов повышения эффективности двигательных действий за счет проявления высокого уровня быстроты, силы и выносливости и, во-вторых, появлением во многих видах деятельности человека движений, требующих проявления высокой точности.

О. Б. Немцев (2002) считает, что в спортивных единоборствах вопросы точности движений являются основными, что объясняется высоким требованием к уровню технического мастерства в спортивных единоборствах для достижения результата [6].

Однако место точности в структуре физических качеств спортсменов до сих пор не определено. Показательно многообразие мнений по этому вопросу от категорического непризнания точности как способности и тем более физического качества человека в работах В. П.Лукьяненко (1998), до определения особенностей проявления точности как общепризнанного двигательно-координационного качества в исследованиях Л. Д. Назаренко (2002).

Л. Д. Назаренко считает целесообразным предложить качественные стороны двигательной деятельности (а не двигательных возможностей) человека. В этом случае объективно необходимыми и достаточными характеристиками двигательной деятельности человека как управляемого сообразно с целью физического процесса движения (движений) тела или его частей будут, по ее мнению, являться: 1) физические характеристики механического движения; 2) характеристики сообразности параметров движения с его целью, являющейся атрибутом деятельности [5].

С этой позиции физическое качество человека - это его способность к двигательной деятельности, механическая часть которой имеет определенные объективные качественные характеристики. Уровень физического качества не может быть прямо измерен ввиду неопределенности вида деятельности. Косвенно он определяется уровнем физической способности человека в конкретном виде двигательной деятельности, в движениях которой проявляются соответствующие качественные характеристики.

Точности движений в спорте большое внимание уделял и Н. А. Бернштейн в своих исследованиях, точность - одно из наиболее психически обусловленных физических качеств, но имеющиеся данные о роли периферии в управлении движениями от «основного дифференциального уравнения движения» не оставляют сомнений и в морфологической обусловленности точности, считает Н. А. Бернштейна. Этот подход можно увидеть и в новейших исследований отечественных и зарубежных авторов (С. В. Голомазов, А. М. Доронин, И. М. Козлов, A. Kamiel, G.F. Inbar, M. G. Fischman и др.).

В спортивной практике существует широкий круг двигательных действий, эффективность ко-

№ ll ^Э4), lGll

торых зависит от способности проявлять высокую точность одновременно с силой и быстротой, особенно ярко это проявляется в единоборствах. В исследованиях О. Б. Немцова отмечено снижение точности движений (как одного из критериев техники) во время реализации «блоков» интенсивной силовой подготовки после непосредственно предшествующей нагрузки силового характера, а также в результате силовой подготовки, не сочетающейся с развитием точности. Это делает актуальной проблему интеграции скоростносиловой подготовки и процесса развития точности в спортивных единоборствах.

Литература

1. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.

2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. М., 1982.

3. Лях В. И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физической культуры. 1999. № 5. С. 40-46.

4. Матвеев Л. П. Спортивная ориентация и постановка долгосрочных целей в подготовке спортсмена. М., 1995.

5. Назаренко Л. Д., Чехалин И. В. Эффективность вращательных нагрузок при совершенствовании равновесия в спортивных единоборствах // Теория и практика физической культуры. 2004. № 7. С. 52-55.

6. Немцев О. Б. Основы точности как физического качества человека: учеб. пособие. Майкоп, 2003. С. 4-9.

7. Родионов А. В. Принцип психофизического сопряжения в подготовке спортсменов-единоборцев высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. 2004. № 11. С. 12-14.

* * *

THE INTERFACED DEVELOPMENT OF

PHYSICAL ABILITIES AND IMPELLENT SKILLS AT COMBAT-SPORTSMEN

IN THE COURSE OF THEIR PHYSICAL PREPARATION

K. V. Kurnosov

In article features of formation of physical qualities at the athletes specializing in single combats are considered. The interfaced development of special physical qualities and impellent skills in combat-sportsmen is analyzed.

Key words: physical abilities, impellent skills, interfaced development, athletes specializing in single combats.

№ ll ^Э4), IGll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.