Научная статья на тему 'Применение подвижных игр с предметами на уроках физической культуры в 7 классах'

Применение подвижных игр с предметами на уроках физической культуры в 7 классах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
411
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / УЧАЩИЕСЯ / СРЕДНЕЕ ЗВЕНО / ШКОЛА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО / ACTIVE GAMES / PUPILS / MIDDLE LEVEL / SCHOOL / PHYSICAL PERFECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Собянин Федор Иванович, Зайцева Светлана Михайловна

В статье рассматривается проблема применения подвижных игр на уроках физической культуры. Доказано, что включение подвижных игр с предметами на уроках в седьмом классе повышает уровень физического развития, физической подготовленности и мотивации по отношению к регулярным занятиям средствами физической культуры в школе и вне школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Собянин Федор Иванович, Зайцева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ACTIVE GAMES REQUIRING EQUIPMENT ON THE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION IN THE 7TH GRADE

The paper addresses to the problem of active games on the lessons of physical education. It is proved that the inclusion of active games with objects in the seventh grade lessons raises the level of physical development, physical fitness and motivation in relation to regular practice by means of physical education in and out of school.

Текст научной работы на тему «Применение подвижных игр с предметами на уроках физической культуры в 7 классах»

УДК 796.42.065.71

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ КАРАТИСТОВ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Владимир Юрьевич КРЮКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, е-mail: vokryukov@mail.ru

Спортивные единоборства, к которым относится каратэ, характеризуются повышенными требованиями к развитию координационных способностей спортсменов, развитие которых, в свою очередь, влияет на общий спортивный результат.

Ключевые слова: спортивные единоборства; координационные способности; юные спортсмены; результат.

Координационные способности (КС) являются базой для формирования всех двигательных качеств спортсменов. В самом общем виде под КС понимаются возможности человека, определяющие его готовность к управлению и регулированию двигательного действия [1]. В целом, координационные

способности являются предпосылками и лежат в основе обучения физическим упражнениям и специальным двигательным действиям в спорте. Они обеспечивают согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое согласно поставленной цели.

Н.А. Бернштейн предлагает рассматривать движение как сложный психофизический комплекс, он еще более глубоко подошел к содержанию и определению ловкости, характеризуя ее как сложное комплексное качество. О движении уже трудно сказать, чего в нем больше - физического или психического. Во всяком случае - ловкость - это действие, или функция, управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости ей приходится очень и очень многим [1].

Поскольку координация движений является проявлением психомоторных качеств, невозможно рассматривать координационные способности в отрыве от понимания структуры психомоторики человека. Впервые обстоятельный анализ особенностей и способов диагностики психомоторики был проведен еще в начале прошлого века в русле психотехники (М.О. Гуревич, Н.И. Озе-рецкий, 1930). Рассматривая проявление координационных способностей как форму психомоторики, соответственно встает вопрос о ее стабильности, что у спортсменов, по нашему мнению, проявляется в спортивном результате.

Многочисленные исследования проблемы развития КС последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и бытовой деятельности достаточно специфичны. Поэтому кроме существующего ранее основного термина «ловкость», объединяющего все виды координационных проявлений, оказавшегося очень многозначным, ввели в теорию и практику термин «координационные способности», стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию. Термин «ловкость», тем не менее, не исчез из употребления, но используется только при обозначении высших проявлений координационных способностей в неожиданных (непредвиденных) условиях, т. е. это более узкое понятие, чем координационные способности. По нашему мнению, в спортивной практике более уместно употреблять термин координационные способности, т. к. термин ловкость более применим в биологическом и бытовом смысле.

В.И. Лях подчеркивает, что координационные способности как и любые способности вообще, не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, выработанным у человека, а предусматривают определенный генетический момент. Встречаются две крайние точки зрения относительно влияния социальных и биологических факторов на развитие моторных (в т. ч. и координационных) проявлений человека. С одной стороны, утверждается, что двигательная активность ребенка обусловлена преимущественно социально и определяется повседневной двигательной нагрузкой. Противоположная позиция определяется признанием генетической предопределенностью спонтанной двигательной активности, но, по нашему мнению, обе эти позиции требуют обоснования [4].

Ведущие тренеры рассматривают спортивный результат конкретного спортсмена как интегральный показатель, который складывается из:

- состояния здоровья;

- одаренности от природы тем качеством, которое наиболее необходимо для данного вида спорта и специализации;

- скорости протекания психических процессов, устойчивости к стрессорным нагрузкам;

- методики (и условий) тренировок;

- качества жизни спортсмена от момента рождения и до завершения спортивной карьеры [5].

Спортивные результаты являются важными атрибутами физической культуры и спорта и во многом зависят от физического развития и уровня физической подготовки человека.

Учет динамики физического развития -это ее оценка, которая осуществляется разными способами, в частности, по показателям размеров и формы тела будущего спортсмена.

Физическое развитие оценивается как одна из функций физической подготовки, по которой судят об эффективности учебных программ и физического образования в целом.

Факторы и тенденции динамики спортивных результатов во многом определяются эффективностью решения образовательных и воспитательных задач, зафиксированных в учебных программах подготовки учащихся по физической культуре.

Уровень физкультурного (спортивного) образования определяется путем оценки в баллах объема и качества знаний и умений. Объем и качество двигательных умений во многом зависят от уровня физического развития - чем лучше физическое развитие, тем большими возможностями обладает человек для физического образования.

Задачи и функции системы физкультурного (спортивного) образования и воспитания в теории их развития решаются комплексно. Реальные педагогические обстоятельства могут временно усиливать необходимость решения тех или иных задач.

Для обсуждения спортивных результатов в теории спорта разграничиваются понятия «спортивный результат» и «спортивное достижение»

Л.П. Матвеев считает, что спортивный результат, достигнутый в ходе тренировок, как правило, характеризует спортивное достижение учащегося, спортсмена или спортивной команды и рассматривается как характеристика рабочего момента в спортивных занятиях.

Спортивное достижение - это спортивный успех более высокого порядка, оно, как правило, характеризует новый спортивный результат, не имеющий аналога в спортивной практике [6].

Высокие спортивные результаты являются общим показателем высоких параметров физического и психического здоровья и имеют не только социальное, но и экономическое значение.

Критерии спортивных результатов - это уровень и степень развития различных физических свойств и качеств обучающегося, во многом определяющие его будущие спортивные достижения. Они раскрываются в трехступенчатой системе взаимосвязанных нормативных требований к уровню физического развития и физической подготовки. Спортивные результаты во многом определяются результатами учебно-тренировочной деятельности, успехами в овладении содержанием учебного материала в конкретном виде спорта.

В настоящее время встает вопрос о связи координационной подготовки и спортивного результата, актуальность данного вопроса объясняется и тем, что координационная тренировка в спортивных единоборствах вы-

носится на первый план. Наиболее реалистическую точку зрения более 20 лет назад высказал Л.П. Матвеев. Он подчеркнул, что воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из традиционных сторон подготовки спортсмена (технической, физической, тактической), а «...составляет как бы одну из стержневых основ всего содержания спортивной подготовки» [6].

По мнению В. Л. Ботяева, З. Витковски, А.С. Жукова, Н.Л. Журавина, Л.П. Матвеева,

A.М. Пидоря и других наибольшее значение в подготовке квалифицированных спортсменов имеет развитие тех качеств в структуре специальной физической подготовки спортсменов, которые влияют на техническую сторону выполнения соревновательного упражнения и сам спортивный результат. В исследованиях экспериментально доказано, что специальная тренировка, включающая развитие координационных способностей, способствует улучшению технической подготовки спортсменов: повышается результативность, стабильность и экономичность выполнения физических упражнений, и это связано с компенсаторными изменениями в спортивной технике; ускоряется эффективность освоения двигательных навыков, что положительно сказывается на функциональных возможностях организма. С ростом спортивной квалификации уровень координационных способностей (точность выполнения упражнений, быстрота, прочность овладения двигательными навыками и т. д.) все теснее связан с уровнем спортивных результатов.

В.И. Лях убедительно доказывает, что, чем выше уровень развития координационных способностей спортсмена, тем успешнее развиваются и другие физические качества, тем богаче его двигательный опыт. При этом большое значение имеют индивидуальные различия в быстроте и легкости приобретения знаний, двигательных умений и навыков.

Анализ корреляционной взаимосвязи спортивных результатов с показателями физической подготовленности в работах

B.Л. Ботяева, М.А. Годика, Н.Г. Озолина, И.Н. Сулейманова, А.М. Шлемина показал, что увеличение спортивных результатов всегда сопровождается повышением уровня развития ведущих двигательных качеств, причем чем выше квалификация спортсменов, тем теснее проявляется взаимосвязь «спор-

тивный результат - физическая подготовленность».

Координационную тренировку В.И. Лях понимает как педагогический процесс, направленный на формирование координационных способностей, как важнейших предпосылок достижений спортсменов в различных видах спорта [2].

При подборе средств воздействия на координационные способности следует учитывать, что подобрать упражнения только координационной направленности практически невозможно. Большинство из этих упражнений обладает комплексным, сопряженным характером. Однако в одном тренировочном занятии неэффективно развивать несовместимые качества, например, такие как дифференцирование пространственных, силовых, временных параметров и силовую выносливость. Применение упражнений для развития силы с максимальной дозировкой нагрузки увеличивает мышечную массу и отрицательно влияет на координационные способности, в то же время выполнение упражнений с малой и средней дозировкой (20 % от максимального веса) улучшает качество быстроты и положительно влияет на координацию движений.

В процессе развития координационных способностей используются упражнения различной степени сложности: от относительно простых, стимулирующих деятельность анализаторов и нервно-мышечного аппарата, до более сложных упражнений, требующих от спортсмена полной мобилизации функциональных возможностей. Наиболее эффективным считается диапазон в пределах 75-90 % максимального уровня, когда спортсмен еще справляется с заданиями (сохраняет равновесие, чувство ритма, ориентируется в пространстве и другие). При использовании упражнений данного характера, помимо стимулирующего воздействия на функционирование основных систем организма, достигается наиболее оптимальный уровень той двигательной координации, присущий именно условиям соревновательной деятельности.

По мнению Н.А. Фомина, физиологическая сущность управления движениями есть результат взаимодействия центральной нервной системы и исполнительного аппарата, осуществляемого на основе взаимного обмена информацией. Правильность и точ-

ность выполнения произвольных движений обеспечивается двигательным анализатором. Его ассоциативные связи с корковыми центрами других анализаторов позволяют осуществлять анализ и контроль движения с помощью зрительного, слухового, кожного анализаторов. Поэтому одним из факторов повышения эффективности тренировочного процесса является тренировка и совершенствование анализаторных систем [7].

Примеры из спортивной практики подтверждают (М.М. Булатова, В.Н. Платонов, 2002; И.П. Ратов, 1998; В С. Фарфель, 1976), что спортсмены высокого класса (легкоатлеты, пловцы, единоборцы и др.) включают в свои тренировочные программы координационные упражнения по воздействию на специфические координационные способности с целью улучшения процессов экономизации техники, сознательного отражения опорных ее компонентов, как средство «гармонизирующее» и компенсирующее однообразие тренировок «на выносливость».

Анализ содержания координационной тренировки в современной литературе показал, что мнения и отношения к ней различны и варьируют от положительного до частичного отрицания, но все же полного отрицания значения координационной тренировки в практике спорта мы не встретили. Наши собственные исследования показали, что включение в тренировку юных каратеистов элементов координационной тренировки существенно отражается на уровне их технической подготовки, что соответственно приводит к улучшению спортивного результата.

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

3. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М., 2007.

4. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физической культуры. 1991. № 3. С. 31-35.

5. Набатникова М.Я. Теоретические аспекты исследования системы подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1980. № 4. С. 21-22.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. М., 1997.

7. Фомин Н.А., Кравцев А.Г. Возрастные изменения двигательной координации и ее соотношение с сердечной деятельностью у спортсменов // Основы и методы спортивной ори-

ентации и отбора в отдельных видах спорта. М., 1978. Ч. 1. С. 88-89.

Поступила в редакцию 25.07.2011 г.

UDC 796.42.065.71

YOUNG KARATE CHILDREN’ COORDINATION ABILITIES FORMING AS FACTOR OF THEIR COMPETITION ACTIVITY EFFECTIVENESS RISE

Vladimir Yuryevich KRYUKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: vokryukov@mail.ru

Sport martial arts, which karate belongs to, are characterized in higher requirements for sportsmen coordination abilities, development of which by turn influences the common sport result.

Key words: sport martial arts; coordination abilities; result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.