ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИХ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Ю. БОКИН
В статье рассматривается движение как сложный психофизический комплекс. Автор подошел к содержанию и определению координационных способностей как сложного и комплексного физического качества. О нем уже трудно сказать, чего в нем больше - физического или психического. Во всяком случае - координационные способности - это действие, или функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Спортивные единоборства, к которым относится каратэ, характеризуются повышенными требованиями к развитию координационных способностей спортсменов, развитие которых в свою очередь влияет на общий спортивный результат. Координационные способности обусловлены рядом факторов, наиболее важным из которых представляется уровень развития координационных способностей. Определить уровень развития координационных способностей возможно только косвенно с помощью тестов, оценивающих различные виды координационных проявлений. При этом необходимо помнить, что координационные способности в каратэ относятся к ведущим физическим качествам юных спортсменов.
Автором сделаны выводы, что, во-первых, большинство современных специалистов опирается на комплексные оценки координационной подготовленности с использованием достаточно широкого круга разнообразных тестов. Во-вторых, в процессе использования контроля спортсменов-единоборцев используют только тесты для оценки одной-двух координационных способностей (например, способностей к реагированию и дифференцированию силовых параметров движений), что, по мнению автора, недостаточно для характеристики развития их координационных способностей.
Ключевые слова: спортивные единоборства, координационные способности, юные спортсмены, результат.
Координационные способности (КС) являются общей базой для формирования всех двигательных качеств юных спортсменов. В самом общем виде под КС понимаются возможности человека, определяющие его готовность к управлению и регулированию двигательного действия [1]. В целом, координационные способности являются предпосылками и лежат в основе обучения физическим упражнениям и специальным двигательным действиям в спорте. Они обеспечивают согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое согласно поставленной цели.
Н. А. Бернштейн предлагает рассматривать движение как сложный психофизический комплекс, он еще более глубоко подошел к содержанию и определению ловкости, характеризуя его как сложное и комплексное качество. О движении уже трудно сказать, чего в нем больше - физического или психического. Во всяком случае - ловкость - это действие или функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система.
Управлять же для реализации ловкости ей приходится очень и очень многим [1].
Поскольку координация движений является проявлением психомоторных качеств, невозможно рассматривать координационные способности в отрыве от понимания структуры психомоторики человека. Впервые обстоятельный анализ особенностей и способов диагностики психомоторики был проведен еще в начале века в русле психотехники (М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий, 1930), рассматривая проявление координационных способностей как форму психомоторики, соответственно встает вопрос о ее стабильности, что у спортсменов, по нашему мнению, проявляется в спортивном результате.
Многочисленные исследования проблемы развития КС последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и бытовой деятельности достаточно специфичны. Поэтому кроме существующего ранее основного термина «ловкость», объединяющего все виды координационных проявлений,
оказавшегося очень многозначным, ввели в теорию и практику термин «координационные способности», стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию. Термин «ловкость», тем не менее, не исчез из употребления, но используется только при обозначении высших проявлений координационных способностей в неожиданных (непредвиденных) условиях, т. е. это более узкое понятие, чем координационные способности. По нашему мнению, в спортивной практике более уместно употреблять термин «координационные способности», так как термин «ловкость» более применим в биологическом и бытовом смысле.
В. И. Лях подчеркивает, что координационные способности, как и любые способности, вообще, не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, выработанным у человека, а предусматривают определенный генетический момент. Встречаются две крайние точки зрения относительно влияния социальных и биологических факторов на развитие моторных (в том числе и координационных) проявлений человека. С одной стороны, утверждается, что двигательная активность ребенка обусловлена преимущественно социально и определяется повседневной двигательной нагрузкой. Противоположная позиция определяется признанием генетической предопределенностью спонтанной двигательной активности, но, по нашему мнению, обе эти позиции требуют обоснования [4].
Ведущие тренеры рассматривают спортивный результат конкретного спортсмена как интегральный показатель, который складывается из:
- состояния здоровья;
- одаренности от природы тем качеством, которое наиболее необходимо для данного вида спорта и специализации;
- скорости протекания психических процессов, устойчивости к стрессорным нагрузкам;
- методики (и условий) тренировок;
- качества жизни спортсмена от момента рождения и до завершения спортивной карьеры [5].
Спортивные результаты являются важными атрибутами физической культуры и спорта и во многом зависят от физического развития и уровня физической подготовки человека.
Учет динамики физического развития - это ее оценка, которая осуществляется разными способами, в частности, по показателям размеров и формы тела будущего спортсмена.
Физическое развитие оценивается как одна из функций физической подготовки, по которой су-
дят об эффективности учебных программ и физического образования в целом.
Факторы и тенденции динамики спортивных результатов во многом определяются эффективностью решения образовательных и воспитательных задач, зафиксированных в учебных программах подготовки учащихся по физической культуре.
Уровень физкультурного (спортивного) образования определяется путем оценки в баллах объема и качества знаний и умений. Объем и качество двигательных умений во многом зависят от уровня физического развития - чем лучше физическое развитие, тем большими возможностями обладает человек для физического образования.
Задачи и функции системы физкультурного (спортивного) образования и воспитания в теории их развития решаются комплексно. Реальные педагогические обстоятельства могут временно усиливать необходимость решения тех или иных задач.
Для обсуждения спортивных результатов в теории спорта разграничиваются понятия «спортивный результат» и «спортивное достижение»
Л. П. Матвеев считает, что спортивный результат, достигнутый в ходе тренировок, как правило, характеризует спортивное достижение учащегося, спортсмена или спортивной команды и рассматривается как характеристика рабочего момента в спортивных занятиях.
Спортивное достижение - это спортивный успех более высокого порядка, оно, как правило, характеризует новый спортивный результат, не имеющий аналога в спортивной практике [6].
Высокие спортивные результаты являются общим показателем высоких параметров физического и психического здоровья и имеют не только социальное, но и экономическое значение.
Критерии спортивных результатов - это уровень и степень развития различных физических свойств и качеств обучающегося, во многом определяющие его будущие спортивные достижения.
Они раскрываются в трехступенчатой системе взаимосвязанных нормативных требований к уровню физического развития и физической подготовки.
Спортивные результаты во многом определяются результатами учебно-тренировочной деятельности, успехами в овладении содержанием учебного материала в конкретном виде спорта [6].
В настоящее время встает вопрос о связи координационной подготовки и спортивного результата, актуальность данного вопроса объясняется и тем, что координационная тренировка в спортивных единоборствах выносится на первый
план. Наиболее реалистическую точку зрения более 20 лет назад высказал Л. П. Матвеев. Он подчеркнул, что воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из традиционных сторон подготовки спортсмена (технической, физической, тактической), а «... составляет как бы одну из стержневых основ всего содержания спортивной подготовки».
По мнению (В. Л. Ботяева, З. Витковски, А. С. Жукова, Н. Л. Журавина, Л. П. Матвеева, А. М. Пидоря и др.), наибольшее значение в подготовке квалифицированных спортсменов имеет развитие тех физических качеств в структуре специальной физической подготовки спортсменов, которые влияют на техническую сторону выполнения соревновательного упражнения и сам спортивный результат.
В их исследованиях экспериментально доказано, что специальная тренировка, включающая развитие координационных способностей, способствует улучшению технической подготовки спортсменов: повышается результативность, стабильность и экономичность выполнения физических упражнений, и это связано с компенсаторными изменениями в спортивной технике; ускоряется эффективность освоения двигательных навыков, что положительно сказывается на функциональных возможностях организма.
В их исследованиях установлено, что с ростом спортивной квалификации уровень координационных способностей (точность выполнения упражнений, быстрота, прочность овладения двигательными навыками и т. д.) все теснее связан с уровнем спортивных результатов.
В. И. Лях убедительно доказывает, что, чем выше уровень развития координационных способностей спортсмена, тем успешнее развиваются и другие физические качества, тем богаче его двигательный опыт. При этом большое значение имеют индивидуальные различия в быстроте и легкости приобретения знаний, двигательных умений и навыков.
Анализ корреляционной взаимосвязи спортивных результатов с показателями физической подготовленности в работах (В. Л. Ботяева, 1999; М. А. Годика, 1981; Н. Г. Озолина, 1986; И. Н. Су-лейманова, 1986; А. М. Шлемина, 1978) показали, что увеличение спортивных результатов всегда сопровождается повышением уровня развития основных ведущих двигательных качеств, причем, чем выше квалификация спортсменов, тем теснее проявляется взаимосвязь «спортивный результат -физическая подготовленность».
Координационную тренировку В. И. Лях понимает, как педагогический процесс, направлен-
ный на формирование координационных способностей как важнейших предпосылок достижений спортсменов в различных видах спорта [2].
При подборе средств воздействия на координационные способности следует учитывать, что подобрать упражнения только координационной направленности практически невозможно. Большинство из этих упражнений обладает комплексным, сопряженным характером. Однако в одном тренировочном занятии неэффективно развивать несовместимые качества, например, такие как дифференцирование пространственных, силовых, временных параметров и силовую выносливость. Применение упражнений для развития силы с максимальной дозировкой нагрузки увеличивает мышечную массу и отрицательно влияет на координационные способности, в то же время выполнение упражнений с малой и средней дозировкой (20 % от максимального веса) улучшают качество быстроты и положительно влияют на координацию движений.
В процессе развития координационных способностей используются упражнения различной степени сложности: от относительно простых, стимулирующих деятельность анализаторов и нервно-мышечного аппарата, до более сложных упражнений, требующих от спортсмена полной мобилизации функциональных возможностей. Наиболее эффективным считается диапазон в пределах 75-90 % максимального уровня, когда спортсмен еще справляется с заданиями (сохраняет равновесие, чувство ритма, ориентируется в пространстве и другие). При использовании упражнений данного характера, помимо стимулирующего воздействия на функционирование основных систем организма, достигается наиболее оптимальный уровень той двигательной координации, присущий именно условиям соревновательной деятельности.
По мнению Н. А. Фомина (2002), физиологическая сущность управления движениями есть результат взаимодействия центральной нервной системы и исполнительного аппарата, осуществляемого на основе взаимного обмена информацией. Правильность и точность выполнения произвольных движений обеспечивается двигательным анализатором. Его ассоциативные связи с корковыми центрами других анализаторов позволяют осуществлять анализ и контроль движения с помощью зрительного, слухового, кожного анализаторов. Поэтому одним из факторов повышения эффективности тренировочного процесса является тренировка и совершенствование анализаторных систем [7].
Примеры из спортивной практики подтверждают (М. М. Булатова, В. Н. Платонов, 2002; И. П. Ратов, 1998; В. С. Фарфель, 1976), что спортсмены высокого класса (легкоатлеты, пловцы, единоборцы и др.) включают в свои тренировочные программы координационные упражнения по воздействию на специфические координационные способности с целью улучшения процессов экономизации техники, сознательного отражения опорных ее компонентов, как средство «гармонизирующее» и компенсирующее однообразие тренировок «на выносливость».
Анализ содержания координационной тренировки в современной литературе показал, что мнения и отношения к ней различны и варьируют от положительного до частичного отрицания, но все же полного отрицания значения координационной тренировки в практике спорта мы не встретили. Наши собственные исследования показали, что включение в тренировку юных каратистов элементов координационной тренировки существенно отражается на уровне их технической подготовки, что соответственно приводит к улучшению спортивного результата.
Литература
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.
2. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологи и активности. М., 1966.
3. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М., 2007.
4. Лях В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физ. культуры. 1991. № 3. С. 31-35.
5. Набатникова М. Я. Теоретические аспекты исследования системы подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1980. № 4. С. 21-22.
6. Матвеев Л. П. Теория и методика спорта. М., 1997.
7. Фомин Н. А., Кравцев А. Г. Возрастные изменения двигательной координации и ее соотношение с сердечной деятельностью у спортсменов // Основы и методы спортивной ориентации и отбора в отдельных видах спорта. М., 1978. Ч.1. С. 88-89.
* * *
INFLUENCE OF COORDINATION ABILITIES OF YOUNG KARATEKAS ON PRODUCTIVITY OF THEIR SPORTS ACTIVITY
A. Yu. Bokin
Considering movement as a difficult psychophysical complex, we approached to the contents and determination of coordination abilities as difficult and complex physical quality. About it already it is hard to say what in it is more - physical or mental. In any case - coordination abilities are an action, or function, managements, and in this regard the predominating place on its implementation is taken by the central nervous system. Combat sports to which karate belongs, are characterized by increased requirements to development of coordination abilities of the athletes which development in turn influences the general sports result. Coordination abilities are caused by a number of factors to the most important of which the level of development of coordination abilities is represented. It is possible to define a level of development of coordination abilities only indirectly by means of the tests estimating different types of coordination manifestations. Thus it is necessary to remember that coordination abilities in karate belong to leading physical qualities of young athletes. Conclusions, first, the majority of modern experts lean on complex estimates of coordination readiness with use of rather wide range of the various tests defining general and special coordination abilities. Secondly, in the course of use of control of athletes of martial artists use only a few tests for an assessment of one-two coordination abilities (for example, abilities to reaction and differentiation of power parameters of movements) that in our opinion, it isn't absolutely enough for the characteristic of development of their coordination abilities.
Key words: combat sports, coordination abilities, young athletes, result.