КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
Е. Ю. МУКИНА, А. Ю. БОКИН
Исследования координационных способностей в различных видах спорта проводятся уже давно и довольно бурно проходят в настоящее время в разных странах. Высокую роль фактора «техника-координация», определяющего достижения в спортивных единоборствах, отмечали и отмечают практически все исследователи. Ядро этого фактора составляют, как известно, координационные способности.
Многочисленные исследования последних лет показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего ранее основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным и нечетким, ввели в теорию и практику физической культуры и спорта термин «координационные способности» (КС) и стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию.
Рациональность двигательных действий в спортивных единоборствах имеет также качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности - целесообразность движений, количественная - их экономичность. Экономичность двигательной деятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим КС. Можно, например, отличаться высокой экономичностью в беге на средние и длинные дистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении баллистических или спортивно-игровых двигательных действий.
Ключевые слова: координационная подготовка, соревновательная деятельность, спортивные единоборства.
В системе управления движениями одним из основных понятий, на основе которого строятся другие, является понятие «координация движений» - «организация управляемости двигательного аппарата» (Н. А. Бернштейн, 1957).
При определении понятия «кординацтонные способности», Н. А. Бернштейн принципиально решил вопрос: каковы критерии оценки этих способностей? Результаты многолетних исследований позволяют сделать следующие обобщения. В соответствии с этим главными критериями оценки КС он считает следующие четыре основных признака: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики [1].
Критерии - это основные признаки, на основании которых оцениваются КС, это измерители оценки уровня координационных возможностей и отдельных элементов, их составляющих [7].
По мнению В. И. Ляха (2002, 2004), следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений; точность реакции на движущийся объект; целе-
вую точность или меткость. Хотя в литературе имеются сведения о том, что между данными показателями точности в отдельных случаях существуют положительные связи, однако гораздо больше оснований считать, что названные показатели являются относительно самостоятельными проявлениями точности, которые с разных сторон характеризуют координационные способности человека [5].
Быстрота, по мнению исследователей (В. М. Зациорский, 1970; В. И. Филиппович, 1973; Р. Н. Сингер, 1980 и др.), выступает как критерий (признак) оценки КС и проявляется в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях и т. п. При этом уже давно экспериментально установлено, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, гимнастическим), в других случаях (например, при освоении спортивно-игровых двигательных действий) может быть в числе последних.
Находчивость складывается из устойчивости (стабильности) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности (активная сторона находчивости), проявляющейся в поиске наилучших вариантов решения двигательной задачи.
Стабильность - это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Различают стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движения. Примерами стабильности результата могут быть: устойчивое количество попаданий в кольцо или цель в каждой серии из 10 бросков; выполнение гимнастом программы всякий раз на примерно одинаковую оценку (например, на 7,1-7,2 балла).
Стабильность техники в различных видах спорта зависит от взаимоотношения стабильности и вариативности элементов координации движений в подготовительной, основной и заключительных фазах. В видах спорта с относительно стандартной структурой (гимнастика, прыжки в воду и т. п.) стабильными должны быть все фазы техники совершаемого действия, а в видах спорта с вариативной структурой действий (спортивные игры, единоборства) стабильность основной фазы может повышаться за счет увеличения вариативности подготовительной. Например, при изучении вариативности и стабильности подготовительной и основной фаз броска в процессе технического совершенствования баскетболистов было установлено, что по мере повышения квалификации спортсменов увеличивается вариативность подготовительной фазы броска, основная фаза все более стабилизируется. Причем эта стабилизация прямо пропорциональна увеличению вариативности подготовительной фазы (В. М. Дьячков, 1974), эта же тенденция прослеживается и в спортивных единоборствах.
Исследования (Н. А. Бернштейн, 1966; В. Б. Коренберг, 1989; А. Н. Крестовников, 1958; В. И. Лях, 1989, 1991 и др.) позволили классифицировать и выделить следующие виды и показатели координационных способностей: специальные, специфические и общие.
Специальные КС по психофизиологическим механизмам относятся к однородным группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности.
В этой связи различаются специальные КС:
- во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазанье, перелезание, плавание,
локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);
- вне локомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);
- в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указания, прикосновения, укола, обвода контура и т. п.);
- в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);
- в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);
- в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);
- в движениях прицеливания;
- в подражательных и копирующих движениях;
- в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);
- в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях многих подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.) [4].
Неравномерность развития психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений, выявленная А. Н. Крестовнико-вым (1957), это причина появления специфических или частных, координационных способностей, количество которых может быть бесконечным, как бесконечны различные виды предметно-практической и спортивной деятельности человека.
К наиболее важным специфическим КС относятся способности к точности воспроизведения дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности, а также к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, связи или соединению.
Результат развития ряда конкретных специальных и специфических КС, своего рода их обобщение, составляет понятие «общие КС». Под общими КС Н. А. Бернштейн (1966) понимает потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Общие КС существуют лишь в
понятии, сознании человека как обобщение и результат развития специальных КС. Координационные способности существуют и проявляются в процессе выполнения реальных двигательных действий (или конкретных видов деятельности, например в единоборствах). В этой связи правомерно высказывание, что чем выше специальные КС, тем выше и уровень развития общих КС. Специальные КС - это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями [2].
Необходимо также различать элементарные и сложные КС. Элементарными являются, скажем, КС, проявляемые в ходьбе и беге, а более сложными - в единоборствах и спортивных играх. Относительно элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений и более сложной - способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки.
Одним из важнейших и в то же время наиболее известных положений методики тренировки КС спортсмена Р. КГ^ считает систематическое и последовательное овладение новыми общими и специальными упражнениями и создание на их основе более сложных форм двигательной координации. По мере овладения двигательными действиями необходимо постепенно повышать у спортсмена требования к точности и быстроте, а позднее к экономичности и целесообразности их использования в изменяющихся условиях спортивной борьбы. После овладения подготовительными и развивающими координационными упражнениями в относительно стандартных условиях Р. КГг (1998) рекомендует переходить к их применению в вариативных условиях, чтобы предупредить наступление «координационного барьера». Хотелось бы подчеркнуть, что этого положения следует придерживаться в работе не только с юными, но и с высококвалифицированными спортсменами.
Анализ работ, посвященных координационной тренировке, показывает, что взгляды авторов на определение места и функций координационной тренировки в системе подготовки спортсмена достаточно разнообразны.
Другую точку зрения еще в 1977 г. высказал Л. П. Матвеев: «Воспитание КС не сводится ни к одной из сторон спортивной подготовки, а составляет как бы одну из стержневых основ всего ее содержания» [7].
В. И. Лях подчеркивает, что при такого рода методическом подходе специфика координацион-
ной тренировки не выделяется по отношению к технической и физической подготовке [6].
Спортивная практика также дает нам примеры такого рода, что спортсмены мирового класса в свои тренировочные программы включают координационные упражнения, воздействующие на специфические КС, для того чтобы улучшить процессы экономизации техники, сознательно акцентировать опорные ее компоненты как гармонизирующее средство, компенсирующее однообразие тренировок «на выносливость».
В. И. Лях утверждает, что основными задачами координационной подготовки в спорте являются следующие:
- систематическое овладение новыми двигательными действиями (обще- и специально подготовительными координационными упражнениями), совершенствование и адекватное применение их в вариативных условиях тренировки и соревнований;
- развитие общих и специфически проявляемых КС: способностей к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений, приспособлению и перестроению двигательных действий, ориентированию, быстрому реагированию, ритму, равновесию, согласованию, а также способности к произвольному расслаблению мышц и других, которые особенно важны для соответствующих видов спорта;
- развитие психофизиологических функций (сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных), связанных с развитием общих и специфических КС.
Частными задачами координационной подготовки, которые в определенной мере совпадают с задачами физической подготовки спортсмена, являются совершенствование вышеназванных координационных способностей в сочетании с развитием кондиционных (скоростных, выносливости, гибкости) способностей [109].
Варианты тренировки координационных способностей в физической подготовке могут быть разными:
- относительно равномерное распределение и воздействие тренировочными средствами и методами в ходе макро- и мезоциклов;
- целенаправленное развитие ведущих КС в подготовительном, соревновательном или переходном периодах;
- сосредоточение высокого объема средств специальной координационной подготовки на определенном этапе годичного цикла, например, в ходе 2-6-го микроциклов.
Первый и второй варианты тренировки координационных способностей, названные Ю. В. Вер-хошанским распределенным способом организации специальной физической подготовки, больше, вероятно, подходят спортсменам относительно невысокой квалификации, для которых характерно одновременное (параллельное) решение задач координационной, кондиционной и технической подготовки.
Третий вариант, как предлагает М. А. Годик, целесообразен главным образом для квалифицированных спортсменов. Однако при тренировке спортсменов любого уровня мастерства (особенно высокой квалификации) все эти варианты требуют еще экспериментальных подтверждений.
Планируя тренировку КС в конкретном микроцикле, следует определить те КС, на которые тренер желает влиять, и распределить средства и методы тренировки на конкретный период. Если в одной тренировке стоят задачи совершенствования техники, тактики, повышения кондиционных и координационных способностей, то акцентирован-но воздействовать более чем на 2-3 КС в одном занятии не следует, считает Ю. В. Верхошанский. Отдельные тренировки можно полностью посвятить воздействию на все необходимые КС (способности к ориентированию, быстрой реакции, перестроению двигательных действий, дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движений и др.) или на все компоненты только одной из них (например, способность быстрого реагирования в простых и сложных условиях или способность к равновесию).
Возможно и такое построение тренировок в микроциклах, при котором стоят задачи сопряженного развития определенных кондиционных (например, скоростно-силовых или выносливости) и координационных способностей (например, способность к дифференцированию параметров движений, ритма или ориентации). В теории и методике разных спортивных дисциплин эти вопросы разработаны еще явно недостаточно.
Выбор нагрузок и отдыха при выполнении координационных упражнений, воздействующих на различные координационные способности спортсмена, зависит от многих факторов: прежде всего от уровня технической оснащенности, от физической и тактической подготовленности, конкретной КС, которая преимущественно развивается с помощью данного упражнения, от сопряженного развития одной или нескольких координационных и кондиционных способностей. Естественно, что в зависимости от этих факторов продолжительность координационных упражне-
ний может быть от нескольких секунд до нескольких минут. Например, упражнения, с помощью которых тренируются способности к дифференцированию параметров движений, ориентированию и реакции, длятся от десятых долей секунды до нескольких секунд, а упражнения, воздействующие на способности к согласованию (комбинированию) или влияющие на одновременное развитие КС и специальной выносливости, могут длиться от нескольких десятков секунд до нескольких минут.
При определении интенсивности координационных упражнений большое значение имеет стаж и уровень спортивного мастерства. На самых ранних этапах тренировки, когда запас технико-тактических умений минимален, интенсивность координационных упражнений бывает преимущественно низкой и средней, равным образом и координационная сложность выполнения упражнений (в спортивных играх, например с мячом) -малой и средней. Интервалы отдыха при переходе от одного такого упражнения к другому могут отсутствовать вообще или быть весьма небольшими - несколько секунд [2; 4; 6].
Соответственно, у юных спортсменов, имеющих стаж непрерывной тренировки не менее двух лет, интенсивность и соответственно координационная сложность выполняемых упражнений повышаются [6].
Во время выполнения координационных упражнений тренер должен от занятия к занятию постепенно повышать нагрузку. Повышение интенсивности во время выполнения координационных упражнений означает:
- увеличение координационной сложности заданий путем увеличения числа вариативности упражнения;
- повышение требований к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов в одно и то же время;
- выполнение координационных упражнений в условиях дефицита времени;
- сокращение пауз между упражнениями и соответственно между сериями упражнений;
- выполнение заданий (упражнений) «на координацию» во время упражнений, воздействующих на кондиционные (силовые, скоростные, скоростно-силовые, выносливость) способности;
- выполнение координационных упражнений после физических нагрузок.
Повышение объема и длительности нагрузки во время выполнения координационных упражнений в процессе тренировки означает следующее:
- увеличение числа повторений упражнения в одной серии;
- увеличение числа серий;
- увеличение числа различных упражнений в серии при сохранении одинакового числа повторений.
При определении нагрузки координационных упражнений тренер должен принять во внимание два основных правила:
- использовать в занятии небольшое число повторений (4-12 раз) постепенно усложняющихся упражнений, сходных по механизмам управления и регуляции со стороны ЦНС;
- многократно повторять освоенные упражнения (технические приемы) при возможно более частом целенаправленном изменении параметров выполняемых движений и условий упражнений.
Принципиальным положением координационной подготовки в единоборствах является развитие координационных способностей в процессе технического и технико-тактического обучения борца и их совершенствования. В процессе обучения и особенно совершенствования атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх целесообразно предусматривать попытки, при которых в одних из них акцентировать внимание юного спортсмена на правильном выполнении требуемых двигательных действий, а в других - на развитии соответствующих КС (например, способностей к быстрому реагированию в сложных условиях, согласованию движений рук и ног, быстрому переходу от атаки к защите и наоборот, изменению ритма совершаемых движений и др.).
Важное теоретико-методическое положение координационной тренировки - систематическое использование и специальных координационных упражнений, направленных на развитие важнейших для данного вида спорта координационных способностей.
Одна из главных методических проблем координационной тренировки - это оптимальное сочетание (сопряженное воздействие) координационных упражнений, направленных на развитие координационных способностей, с упражнениями, влияющими на всевозможные кондиционные и комплексные способности (скоростные, силовые, выносливость, гибкости их сочетания).
Литература
1. Бернштейн Н. А. Координация движений в онтогенезе // Ученые записки. М., 1967. Вып. 2. С. 3-53.
2. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.
3. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.
4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологи и активности. М., 1966.
5. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М., 2007.
6. Лях В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физ. культуры. 1991. № 3. С. 31-35.
7. Матвеев Л. П. Теория и методика спорта. М., 1997.
* * *
COORDINATION PREPARATION IN SYSTEM FACTORS OF PRODUCTIVITY OF COMPETITIVE ACTIVITY IN COMBAT SPORTS
Ye. Yu. Mukina, A. Yu. Bokin
Researches of coordination abilities in different types of sports are conducted for a long time and quite roughly take place now in the different countries. High role of a factor of the «technique coordination» defining achievements in combat sports, all researchers noted and note practically. Coordination abilities are the center of this factor, as we know. Numerous researches of the last years showed that different types of coordination manifestations of the person in physical training, sports, labour and military activity are rather specific. Therefore instead of the main term «dexterity» existing earlier, appeared very multiple-valued and indistinct, the coordination abilities (CA) entered into the theory and practice of physical culture and sport term and began to speak about system of such abilities and need of the differentiated approach to their development. Rationality of motive actions in combat sports has also qualitative and quantitative sides. The qualitative party of rationality - expediency of movements, quantitative - their profitability. Profitability of motive activity is very specific sign characterizing CA. It is possible to differ, for example, high profitability in run on averages and long distances, but not to show this sign at implementation of ballistic or sports and game motive actions.
Key words: coordination preparation, competitive activity, combat sports.