Научная статья на тему 'Координационные способности как фактор повышения кондиций человека'

Координационные способности как фактор повышения кондиций человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3537
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОНДИЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / COORDINATION ABILITIES / CONDITIONING ABILITIES / ATHLETIC TRAINING / EXERCISES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галимова Алена Геннадьевна, Цинкер Виталий Михайлович

В последней четверти прошлого века пристальное внимание исследователей привлекла проблема взаимосвязи между признаками, характеризующими координационные и кондиционные способности человека, которые обеспечивают его гармоничное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Галимова Алена Геннадьевна, Цинкер Виталий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION ABILITIES AS A FACTOR OF IMPROVEMENT OF HUMAN CONDITIONS

In the last quarter of the 20th century the close attention of researchers was drawn by the problem of relationship between the characteristics of human coordination and conditioning ability, which provide harmonious development.

Текст научной работы на тему «Координационные способности как фактор повышения кондиций человека»

УДК 796

© А. Г. Галимова, В. М. Цинкер

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНДИЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

В последней четверти прошлого века пристальное внимание исследователей привлекла проблема взаимосвязи между признаками, характеризующими координационные и кондиционные способности человека, которые обеспечивают его гармоничное развитие.

Ключевые слова: координационные способности, кондиционные способности, спортивная тренировка, физические упражнения.

A. G. Galimova, V. M. Tsinker

COORDINATION ABILITIES AS A FACTOR OF IMPROVEMENT OF HUMAN CONDITIONS

In the last quarter of the 20th century the close attention of researchers was drawn by the problem of relationship between the characteristics of human coordination and conditioning ability, which provide harmonious development.

Keywords: coordination abilities, conditioning abilities, athletic training, exercises.

В научной и методической литературе по физической культуре и спорту предлагается большое количество определений понятия «координация», и каждое из них характеризуется в соответствии с положениями научной дисциплины, в рамках которой оно сформулировано и отражает ее интересы. Более конкретное определение дает Н.А. Бернштейн (1947), который говорит, что «...координация движений представляет собой преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа за счет целесообразной организации активных и реактивных сил» (с. 47). Подобное определение достаточно емко характеризует смысловое содержание «координация». По мнению Ю.В. Верхошанского (1988): «Координация - это способность к упорядочению внешних и внутренних сил, возникающих при решении двигательной задачи, для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека» (с. 14).

Мы считаем, что при использовании понятия «координация» необходимо принимать во внимание умение рационально с точки зрения целевой направленности организовать выполнение движения, при этом необходимо приложить усилия в пространстве и времени, затем повторно выполнять движения, сохраняя их смысловую и динамическую структуру, и, если необходимо, перестраивать двигательные действия, изменяя или сохраняя их структурные свойства.

По нашему мнению, в первом случае:

- необходимо выполнять движения с заданной формой;

- правильно скопировать изучаемое действие;

- уметь быстро и эффективно решить возникающие двигательные задачи.

Во втором случае:

- необходимо стереотипно воспроизводить движение с одним и тем же рабочим эффектом;

- вспомнить и воспроизвести однажды выполненное двигательное действие;

- решая одну и ту же двигательную задачу, важно изменить условия и характер выполняемого движения (например, с другой скоростью, изменив амплитуду или траекторию движения);

- правильно выполнить движение в условиях лимита времени, другого исходного положения или при значительной степени утомления.

В третьем случае:

- в быстром утомлении найти новое решение двигательной задачи при изменении ситуации;

- включить новый, более сложный элемент и правильно решить поставленную задачу.

Подобное пояснение понятия «координация» больше подходит тем рабочим моментам, при которых осуществляется двигательная активность человека. В этом определении значительно больше включено компонентов в предмет познания, в результате которых осуществляется такой сложный акт, как движение, обеспечивающее моторную функцию организации деятельности.

Двигательное действие выполняется так, какое уже создано о нем представление. В связи с этим способность к двигательной координации имеет тесную связь с пониманием двигательной задачи и представлением общего плана, способа выполнения и двигательной установки на ее решение (Лурия А.П., 1963; Бернштейн Н.А., 1966). По мнению психологов (Рудик П.А., 1960; Пуни А.Ц., Сурков Е.Н., 1984), координа-

ция имеет тесную связь с воспроизведением с последующим анализом собственных движений, достаточно ситуативных образов и действий во времени и пространстве собственного тела или отдельных его частей, а также их взаимоотношение. Важным фактором, определяющим способность к двигательной координации, является объективная оценка способа решения двигательной задачи с точки зрения соответствия ее достижению намеченного результата. Координация создает условия для согласованной эффективной импульсации мышечных групп, которые обеспечивают двигательный акт и, функционально объединяясь целевым критерием, решают задачи. Таким образом, координационная нервно-мышечная структура двигательного действия проявляется как интегративный результат эфферентных и афферентных сигналов центральной нервной системы. Подобное согласование обеспечивается деятельностью сенсорных систем, сигналы которых включены в систему обратных связей, регулирующих процесс выполнения движения. Н.А. Бернштейн (1947) более точно выразил свою позицию в этом вопросе, ухватив то, что движение ведется аффе-рентацией, тем самым уточнив позицию, утверждающую, что невозможно выполнить координированное движение без его текущего контроля. Точный контроль произвольных действий осуществляется деятельностью эфферентных систем, которые подают информацию в ЦНС о топологических и метрических параметрах произвольных действий. Причем, по мнению В.С. Гурфинкеля (1982), Н.Ю. Алексеенко (1980), изолированное воздействие одной сенсорной модальности на рецепторы не может сформировать адекватные кинестетические ощущения. Содержащиеся в мышцах, сухожилиях, суставах и коже рецепторные механизмы реагируют на сокращение мышечных волокон независимо от того, обусловлены ли они внешними силами или центральными нервными импульсами, и способствуют регуляции движения, приведению его в соответствие с внешними силами и интересами решения двигательной задачи.

Рецепторные сигналы по своей функциональной роли в координационном процессе неравнозначны. Главным образом, осознается информация от суставных рецепторов (Фарфель В.С., 1975; Гурфинкель В.С. и др.; Аршавский Ю.И., 1984). С наибольшей точностью и полнотой о взаимоотношениях звеньев в суставных соединениях сигнализирует рецепция, которая

идет от чувствительных компонентов сустава -рецепторов суставных капсул, внутри- и внесус-тавных связок, укрепляющих сустав.

Важным источником, регулирующим влияние, обеспечивающее мобилизацию функций и систем организма во время мышечной деятельности, а также эффективное управление движениями, является проприорецепция, которая не обладает ярко выраженными адаптационными свойствами, но она является источником центростремительных импульсов в двигательной активности человека (Поляков Г.И., 1984).

В физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности большое значение имеют различные виды координационных способностей человека. В связи с этим вместо существующего термина «ловкость», который оказался нечетким и многозначным, ввели в практику термин «координационные способности» (КС), которые можно осмыслить с позиции системного подхода и многоуровневой теории управления двигательными действиями, основателем которого является Н.А. Бернштейн (1991).

«Координация движений» как организация управляемости двигательного аппарата (Берн-штейн Н.А., 1957) одно из основных понятий, характеризующих двигательную деятельность.

По принципу динамической субординации организация, программирование и управление двигательным действием осуществляется на разных этапах ЦНС.

Смысловые и программирующие положения всегда регулируются внешними (ведущими) уровнями построения движений. Находящиеся под контролем высших, низшие (фоновые) уровни обслуживают исполнительские, или моторные, функции движений (двигательный состав), а устойчивость опорных частей тела, си-нергетическая плавность всех звеньев кинематической цепи, пространственная точность и стабильность двигательных действий обеспечивают сенсорные коррекции как и ведущих, так и фоновых уровней.

При выполнении гимнастических упражнений, баллистических движений исполнители имеют разные координационные возможности. В связи с этим в нашем понимании КС - это способности человека, которые обеспечивают его готовность к управлению и выполнению различных двигательных действий.

Подобные способности при выполнении физических упражнений имеют определенные критерии оценки или измерители уровня отдельных элементов и их составляющие признаки.

адекватность

своевременность

целесообразность инициативность

качественные

рациональность находчивость

быстрота

правильность

Критерии

экономичность стабильность

количественные

скорость

точность

Схема 1. Критерии оценки координационных способностей (Лях В.И., 1989)

Как видно из приведенной схемы, основными критериями являются, по мнению В.И. Ляха (1989), четыре основных признака: правильность, быстрота, рациональность, находчивость, имеющие как количественные, так и качественные показатели.

Правильность выполнения двигательных действий, по мнению Н.А. Бернштейна (1946), имеет две стороны: качественную и количественную. Качественная характеризуется адекватностью, своевременностью, целесообразностью и инициативностью. Для количественной стороны характерны точность, скорость, экономичность и стабильность. Подобным свойством обладает финальная часть выполняемого движения, которая присуща конечному моменту совершаемого действия. Здесь наблюдается ярко выраженный положительный перенос целевой точности, проявляемой в различных баллистических движениях, которые имеют установку на меткость, по мнению В.И. Ляха (1989), это есть процессуальный характер. Он включает такие компоненты, как воспроизведение и дифференцирование, временные и силовые параметры движения, целевая точность или меткость. Каждый компонент точности имеет положительные корреляционные взаимосвязи, однако гораздо больше оснований считать, что они являются относительно самостоятельными проявлениями точности, характеризующими КС человека с разных сторон.

Быстрота как критерий оценки КС проявляется в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, быстроты реагирования в сложных условиях (Загорский В.М., 1970; Сингер Р.Н., 1980). Экспериментально установлено, что человек, быст-

рее других овладевший гимнастическими упражнениями, при освоении спортивно-игровых движений может оказаться в числе отстающих.

Рациональность двигательных действий также характеризуется качественной и количественной сторонами. Первый критерий этого компонента характерен целесообразностью двигательного действия, а количественной стороне присуща экономичность. Рациональность -весьма специфичный признак, который также характеризует КС человека.

Экономичность, по мнению В.М. Дьячкова (1972), В.М. Зациорского (1979), В.Л. Уткина (1984) - это количественная характеристика соотношения результата деятельности и затрат на ее содержание.

Находчивость складывается из устойчивости (стабильности) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, которые оказывают отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности (активная сторона находчивости), проявляющейся в поиске наилучших вариантов решения двигательной задачи (Берн-штейн НА., 1947).

Стабильность представляет из себя количественную характеристику выполняемого двигательного действия с малым диапазоном отклонений. Необходимо иметь в виду, что наблюдается различие стабильности результата и стабильности выполнения отдельных характеристик движения.

В качестве стабильности отдельных элементов двигательного действия можно назвать одинаковую точность воспроизведения пространственных, временных, силовых параметров движений в серии из 5-10 повторений. Воспроизведение угла на кинематометре из выполненных десяти попыток средняя ошибка в выполнении

была равна 1,7-1,8 градусов, а ошибка в точности дифференцирования мышечных усилий составил 0,7-0,8 кг.

Отсюда можно сделать заключение, чем меньше разброс, тем выше стабильность, которую следует отличать от надежности, хотя оба понятия в известной мере имеют тесную связь между собой или совпадают. Если установлена нижняя граница оценки выполнения упражнения и спортсмен в каждом случае выступает на заданном уровне (быстроты, точности, экономичности) или выше его, то такое выполнение является не только стабильным, но и надежным. Имеется другой пример. Баскетболист выполняет в каждой игре по пять 3-очковых попаданий и это удовлетворяет тренера и игроков команды. Здесь диапазон результатов выше заданного уровня точности характеризует высокую надежность, ниже этого уровня - низкую или даже нулевую. Из приведенного примера можно сделать вывод о том, что в первом случае стабильность и надежность действий баскетболиста совпадают, а во втором они разнятся.

По мнению В.М. Зациорского (1979), В.Б. Коренберга (1979), под влиянием таких факторов, как состояние спортсмена, действия соперника или внешние условия, стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного действия может значительно измениться. Авторы поясняют, если точность броска в кольцо не изменяется при увеличении расстояния до корзины, сопротивлении противника, утомлении, то в этом случае двигательный навык имеет высокую устойчивость ко всем этим неблагоприятным факторам.

В.М. Дьячков (1972) отмечал, что стабильность техники различных видов спорта зависит от взаимосвязи стабильности и вариативности элементов координации двигательных действий в подготовительной, основной и заключительной фазах. В тех видах спорта, где наблюдается относительно стандартная структура (прыжки в воду, прыжки в длину и высоту), стабильными должны быть все фазы совершаемого действия, а в таких видах спорта, как единоборства, спортивные игры, стабильность основной фазы может повышаться за счет увеличения вариативности подготовительной. В.М. Дьячков приводит следующее доказательство. При изучении вариативности и стабильности подготовительной и основной фаз в процессе технического совершенствования бросков по корзине было выявлено, что по мере повышения квалификации баскетболистов увеличивается вариативность подготовительной фазы броска. Одновременно ос-

новная фаза все более стабилизируется. Эта стабилизация прямо пропорциональна увеличению подготовительной фазы.

Таким образом, приведенные данные критерии оценки КС являются обобщенными понятиями, которые конкретизируются при определении подобных специальных и специфических КС.

При управлении и регулировании сложных двигательных действий спортсмен имеет возможность координировать свою двигательную деятельность только по одному критерию.

В общеразвивающих координационных упражнениях без предметов встречаются всевозможные сочетания различных движений и положений рук, ног и туловища. Здесь ведущим признаком оценки КС является правильность (адекватность, точность) выполнения этих действий, а в баллистических движениях с установкой на точность - меткость попадания.

Указанные количественные и качественные критерии КС встречаются крайне редко изолированными друг от друга. В практике физической культуры, спорта и туризма получили распространение комплексные критерии. В связи с этим спортсмены координируют свою двигательную деятельность по двум или нескольким критериям: точность, быстрота и находчивость в спортивных играх и единоборствах; своевременность и скорость при выполнении передач мяча и технических игровых приемов; скорость и экономичность при ходьбе на лыжах по пересеченной местности. Здесь критерием комплексной оценки КС выступает результативность выполнения двигательных действий или совокупность этих действий. Как видно из приведенных примеров, все критерии оценки КС являются сложными и многозначными. Они постоянно находят свое проявление в разном сочетании друг с другом.

Все это необходимо учитывать как при выборе конкретных методов и методик для оценки КС, так и при анализе результатов, полученных в ходе исследования.

Вполне резонным является вопрос: «Сколько реально существует КС и сколько должен их формировать преподаватель в физической подготовке занимающихся»? Пока однозначного ответа нет. Многие авторы, которые пытались привести КС к единой системе, называют от 2-3 основных до 11-18 и более специфических КС.

В.И. Лях в своей работе «Координационные способности школьников: Основы теории и методики» (2000) выделяет следующие виды КС: специальные, специфические и общие.

Специальные КС - это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

К ним относятся:

- циклические (ползание, лазание, ходьба, бег, плавание, лыжные гонки, велосипед, гребля) и ациклические (прыжки);

- локомоторные движения тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

- баллистические, метательные, двигательные действия с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

- метательные движения на меткость (метание или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);

- движения прицеливания;

- подражательные и копирующие движения;

- атакующие и защитные двигательные действия единоборств (борьба, бокс, фехтование);

- нападающих, защитно-технических и технико-тактических действий, многих подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с шайбой и мячом и др.).

К специфическим КС относят способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений в равновесиях, ритме, быстроте реагирования, быстрой перестройки двигательной деятельности.

Таким образом, в учебном пособии «Физическая подготовка» (2003) для курсантов, слушателей и преподавателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля (параграф 3.5 «Координационные способности и методика их развития») предусматривается развитие двигательных качеств (способностей), т.е. целенаправленный педагогический процесс формирования конкретных специальных специфических КС.

Обобщение ряда специальных и специфических КС составляет понятие «общие координационные способности».

Эти способности существуют в понятии, сознании человека и представляются результатом развития специальных качеств КС, которые составляют основу развития двигательных качеств (способностей).

У занимающихся физической культурой и спортом следует различать как явные (абсолютные) и латентные (относительные, или парциальные) показатели.

Первые характеризуют развитие КС без учета скоростных, силовых и скоростно-силовых возможностей конкретного человека. Относительные, или парциальные, показатели дают возможность характеризовать проявления КС с учетом показателей силы, скорости или скоро-стно-силовых проявлений. Необходимо отметить, что специальных КС достаточно много и они разнообразны. Так, у двух спортсменов А и Б был определен результат в беге 3 раза по 10 м (челночный бег). У спортсмена А результат 7,6 с, у Б - 7,7 с. Абсолютный показатель КС составили эти два поученных результата. У спортсмена А абсолютное значение КС 7,6 с было лучшим. Затем у спортсменов определили время бега на дистанции 30 м. У А результат составил 4,2 с, у Б - 4,6 с. Скоростные показатели бега у А были явно выше. Разность между временем бега 3х10 м и 30 м по прямой является относительным показателем КС, который у А равнялся 3,4 с (7,6-4,2), а у Б - 3,1 с (7,7-4,6). Следовательно, относительный показатель КС у Б будет лучше. Б оказывается более координированным, чем А. Таким образом, чем меньше разница между временем бега 3х10 м и 30 м, тем выше относительные координационные способности.

Как часто бывает, разница уменьшается с улучшением способности управлять движениями, что связано с повышением мастерства спортсмена. Однако так бывает не всегда.

Говоря об абсолютных и относительных КС, отметим, что их можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать - потенциальные КС) и как реально существующие в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС). Подобное их деление вполне справедливо. Если пока школьник не начал заниматься акробатикой или волейболом, его КС к этим видам деятельности существуют как бы в потенции, в скрытом, нереализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, которые могут быть врожденными или наследственными. Если после занятий этими видами физических упражнений он добился определенных успехов, появляется возможность говорить о его реальных, или актуальных, КС. По мнению автора, «потенциальные способности» не следует понимать как предел, потому что никто не сможет предсказать возможности развития у этого спортсмена различных двигательных, включая координационных, способностей. Об этом факте говорит продолжающийся рост спортивных достижений, в частности, в гимнастике, акробатике, спортивных

играх и др., где КС выступает как один из главных факторов достижения высших результатов.

Таким образом, учитель физической культуры, преподаватель физического воспитания, тренер, в первую очередь должен распознать, к каким специальным КС ученик имеет большие врожденные задатки. С помощью определенных методов можно увидеть абсолютные и относительные показатели разных КС. Это дает возможность выявить явные и скрытые координационные показатели своих учеников и учитывать их в организованном учебно-тренировочном процессе.

Экспериментальные исследования Н.А. Берн-штейна (1991), В В. Бойко (1987), В.М. Зациор-ского (1970), В.И. Ляха (1979-2000) и т.д. свидетельствуют о том, что целенаправленное развитие и совершенствование КС приводят к тому, что спортсмены:

- значительно быстрее и рациональнее овладевают двигательными действиями;

- на более качественном уровне осваивают новые и быстрее перестраивают старые тренировочные программы;

- эффективнее совершенствуют спортивную технику и тактику;

- формируют умение рационально и экономично расходовать свои энергетические ресурсы;

- постоянно пополняют свой двигательный потенциал;

- испытывают потребность и удовлетворение от овладения новыми и разнообразными физическими упражнениями.

Однако рассмотренные ранее факторы, которые определяют способность человека к двигательной координации в условиях спортивной деятельности, еще не гарантируют успеха. Как отмечает Ю.В. Верхошанский (1963, 1970), лег-

ко сделать заключение, что двигательная координация связана с необходимостью преодоления внешних сопротивлений, существенно осложняющих движение за счет не менее значительных по величине и строго дозированных в пространстве и времени усилий. Следовательно, в деятельности координируются не только движения, но и усилия, вызывающие и организующие эти движения.

Отсюда понятна роль общей и специальной физической подготовки для совершенствования координационных возможностей курсантов и слушателей системы МВД РФ. Она сводится к созданию предпосылок для полноценного использования координационных способностей, за счет функционального совершенствования рабочих механизмов тела в соответствии с их конкретной ролью в выполнении технических приемов борьбы и повышения мощности и емкости источников энергообеспечения работы мышц.

Литература

1. Бернштейн Н.А О ловкости и ее развитии. -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 283 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 7.

3. Лях В.И. Развитие координационных способностей и двигательных способностей у детей школьного возраста: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1990. -513 с.

4. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 11. - С. 21-25.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. - 462 с.

Галимова Алена Геннадьевна, преподаватель кафедры физической подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД. Тел: (83012) 216989, е-mail: [email protected]

Цинкер Виталий Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивной медицины Бурятского государственного университета. Тел: 49-84-17, е-mail: [email protected]

Galimova Alena Gennadevna, lecturer, department of physical training, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs. Те1 (83012) 216989. E-mail: [email protected]

Tsinker Vitaly Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, professor, department of sports medicine, Buryat State University. Те!: 49-84-17, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.