порциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать. Данное положение было подтверждено нашими исследованиями. Сильные статистические взаимосвязи между силовой выносливостью и некоторыми волевыми качествами спортсменов учебно-тренировочных групп свидетельствуют о взаимосвязи между трудностью выполнения упражнений и проявлением волевых усилий.
ВЫВОДЫ
Таким образом, развитие выносливости взаимосвязано с типологическими свойствами нервной системы и волевыми качествами. Как было выявлено в процессе исследования, данная взаимосвязь зависит от квалификации спортсменов. В структуре волевых качеств ведущими являются настойчивость и упорство, целеустремленность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарчук, Т.В. Практические занятия по психологии физического воспитания и спорта: учебное пособие / Т.В. Бондарчук : ЮРГУ. - Челябинск : [б.и.], 2004. -100 с.
2. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. - М. : Советский спорт, 2005. - 448 с.
3. Мельников, В.М. Психология : учебник для ин-тов физ. культуры / В.М. Мельников. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 367 с.
4. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки. / Н.Г. Озолин. -М. : Физкультура и спорт, 1980. - 184 с.
5. Онищенко, И.М. Опыт психологического изучения основных качеств личности спортсмена // Сборник науч. работ психологов спорта социалистических стран. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 162-173.
СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ ИГР И ЕДИНОБОРСТВ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИМНАЗИИ
Виктор Владимирович Мезенцев, старший преподаватель, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
В статье дается описание методики ситуативного обучения с элементами спортивных игр и единоборств. Приводятся результаты исследования психомоторики, полученные при организации занятий по физической культуре старших школьников гимназии.
Ключевые слова: ситуативное обучение, педагогика переживаний, психофизическое состояние, психомоторные способности, психомоторика, ситуативная тревожность, самостоятельность, надежность.
THE SITUATIONAL TRAINING WITH SPORT GAMES AND FIGHT ELEMENTS FOR SENIOR GYMNASIA LEARNERS
Viktor Vladimirovich Mezentsev, senior teacher,
The Far Eastern State Academy of Physical Education,
Khabarovsk
Annotation
The article depicts the methodology of situational training with sport games and fight elements. The results of study of psychomotor properties received during the organization of physical culture lessons for senior gymnasia learners are given.
Keywords: situational training, pedagogy of feelings, psychophysical conditions, psychomotor abilities, psychomotor response, situational anxiety, self-dependence, reliability.
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия жизни и подготовка молодежи к защите Отечества в сложных социально-экономических условиях развития страны предъявляют высокие требования не только к физической подготовленности молодого человека, но и к его психологической надежности и эмоциональной устойчивости в различных экстремальных условиях.
Вместе с тем, необходимо отметить, что, по данным [4], физическая подготовленность учащихся старших классов Хабаровского и Приморского края, которые после окончания средней школы призываются в ряды вооруженных сил России, не высока и требует совершенствования во время прохождения службы, поскольку является одной из основных составляющих для успешного выполнения задач при несении службы. В связи с тем, что показатели физической подготовленности юношей в настоящее время имеют дальнейшую тенденцию к снижению, и время прохождения службы укорочено до одного года, эта задача усложняется.
Возникает острая необходимость усиления допризывной подготовки учащихся старших классов в процессе физического воспитания в школе, которая позволяет целенаправленно воздействовать и педагогически управлять формированием готовности к службе в армии юношей допризывного возраста [1].
Необходимо повысить уровень развития психофизических качеств допризывной молодежи для подготовки к службе в вооруженных силах, самостоятельности, активности и увеличения надежности в двигательной деятельности и способности оптимально реагировать на экстремальные воздействия, возникающие в процессе обыденной и специальной деятельности, что в дальнейшем позволит юношам в кратковременные сроки адаптироваться к военной службе.
Имеются данные [2,4], свидетельствующие о том, что можно улучшить психомоторные показатели, являющиеся ядром психофизических качеств человека, особенно различных проявлений (силовых, скоростных, координационных и др.), психофизического качества ловкости в условиях применения ситуационных экстремальных задач, основанных на теоретико-методических приемах «педагогики переживаний», предлагаемых человеку в зависимости от вида его деятельности и возможных в её процессе экстремальных ситуаций (операторская деятельность и возможный её сбой, техногенные аварийные ситуации, спасательные действия, боевые действия и защита жизни и здоровья человека).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Осенью 2004 года было разработано содержание методики ситуативного обучения на основе спортивных игр и единоборств с включением некоторых заданий из методики ситуативного обучения в вариативную часть программы по физической культуре, с внедрением в течение трех месяцев (с декабря 2004 по февраль 2005 года). Для этого были сформированы контрольная и экспериментальная группа мальчиков, по 12 человек. В контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента и после его окончания оценивался уровень сформированности привычки и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, уровень самостоятельности в двигательной деятельности по методике исследования физической культуры личности, разработанной [3], а также уровень ситуативной тревожности. Мальчики контрольной группы занимались физической культурой по общепринятой программе, в то время как у экспериментальной группы мальчиков третий урок вариативной части программы проходил по методике ситуативного обучения с элементами спортивных игр и единоборств.
Результаты эксперимента показали заинтересованность юношей экспериментальной группы в выполнении ситуативных заданий по разработанной пробной методике ситуативного обучения с элементами спортивных игр и единоборств, а также
увеличение уровня самостоятельности в двигательной деятельности, уровня сформи-рованности привычки и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, снижение уровня ситуативной тревожности по сравнению с контрольной группой после окончания эксперимента.
Экспериментальное обоснование разработанной методики ситуативного обучения с элементами спортивных игр и единоборств, направленной на увеличение мотивации двигательной деятельности учащихся старших классов, улучшение их психофизического состояния для подготовки к службе в вооруженных силах, самостоятельности, активности и увеличение надежности двигательной деятельности и способности оптимально реагировать на экстремальные воздействия, возникающие в процессе обыденной и специальной деятельности, проводилось на занятиях в школе в вариативной части программы по физической культуре со старшими школьниками 10 классов гимназии города Хабаровска с сентября 1996 года по май 2007 года. Для этого были сформированы контрольная и экспериментальная группы юношей в количестве 20 человек относительно однородных по своему составу, уровню психофизического состояния.
Тестирование психофизического состояния старших школьников проводилось до эксперимента и после на базе лаборатории психофизиологической диагностики НИИ ФКиС ДВГАФК с применением прибора компьютерной диагностики психофизиологический комплекс "НС-ПсихоТест".
Контрольная группа мальчиков занималась по стандартной школьной программе, в вариативной части которой (третий урок в неделю) проводились занятия по технико-тактической подготовке в избранном виде спорта и оздоровительным системам упражнений корригирующей направленности, а экспериментальная группа мальчиков в вариативной части программы (3 урок в неделю) занималась по разработанной нами методике ситуативного обучения. Было проведено 34 занятия, из них 10 уроков составило выполнение ситуативных упражнений по единоборствам и противоборствам, 16 уроков - по баскетболу и 8 уроков - на выполнение ситуативных упражнений по волейболу.
МЕТОДИКА
Суть предложенной методики ситуативного обучения в вариативной части программы по физической культуре заключалась в том, что на уроке физической культуры моделировалась определенная игровая ситуация, представляющая некую угрозу для жизни человека, и давались ситуативные задачи с элементами волейбола, баскетбола и единоборств, ориентированные на выживание в создавшейся ситуации, развитие оперативности и самостоятельности в принятии решений, активности и надежности в двигательной деятельности, направленной на преодоление возникшей ситуации. Выполнение ситуативных заданий ограничивалось по времени выполнения (1-5 минут), а также условиями, разрешенными программой выполнения двигательных действий, и «мерами наказания», используемыми либо при ошибке в выполнении двигательного действия, либо при применении не разрешенных двигательных действий, в виде выполнения определенных нагрузок (приседаний или сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа и т.п.), после которых решение ситуативной задачи продолжалось. Не выполнение ситуативного задания по времени, либо в противоборстве с соперником означало «мнимую гибель».
В начале подготовительной части урока по ситуативному обучению рассматривались теоретические вопросы по ЗОЖ (3-5 мин), затем проводилось построение и выполнение упражнений общеразвивающего характера в ходьбе, беге, на месте (10 мин). В основной части урока (20 мин) шел рассказ, объяснение и наглядный показ педагогом условий выполнения ситуативных задач. Во время объяснения условий задачи, а также во время тестирования обращалось внимание на вопросы, связанные с контролем состояния и развитием психомоторных способностей.
После объяснения и показа условий выполнения ситуативных заданий шло непосредственное их выполнение школьниками. Как правило, в основной части урока школьники выполняли два разных ситуативных задания из одного игрового вида спорта и по мере изучения условий, сложности и времени выполнения ситуативных заданий количество повторений варьировало от 1-2 до 3-4раз, и время, отводимое на показ и объяснение условий ситуативных заданий, заметно снижалось. Выполнение ситуативных заданий переходило от изучения более простых к более сложным, и реализация личностно-ориентированного подхода в обучении заключалась в применении принципа доступности и индивидуализации. В зависимости от уровня психофизического состояния юноши и наблюдений педагога за выполнением ситуативных заданий увеличивался или снижался уровень сложности выполнения школьником ситуативного упражнения (уменьшение или увеличение времени выполнения, изменение условий выполнения задания и т.д.). В заключительной части урока преподаватель анализировал выполнение заданий каждым школьником и тем, кто не справился с заданиями, разъяснял ошибки, допущенные при выполнении, высказывал предложения об их устранении при выполнении ситуативных заданий.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия, проведенные по методике ситуативного обучения с элементами спортивных игр и единоборств в вариативной части комплексной программы по физическому воспитанию, позволили достоверно улучшить показатели психомоторики экспериментальной группы юношей. Показатели времени реакции (мс) улучшились с 213±2,2 мс до 206±2,2 мс (на 3,3%), реакции выбора (мс) - с 323±4,5 мс до 310±3,8 мс (на 4%), оценки внимания - с 269±2,6 мс до 260±2,3 мс (на 3,3%), ориентировочно-зрительно-поисковой реакции по таблицам Шульте-Платонова (с) - с 41±1,7 с до 37±1,5 с (на 9,8%), в показателях теппинг-теста: средняя частота выполнения (Гц) - с 6,19±0,08 Гц до 6,63±0,09 Гц (на 7,1%), число нажатий за 30 с (раз) увеличилось с 186±2,5 раз до 197±2,8 раз (на 5,9%) (р<0,05). В показателях реакции на движущийся объект (РДО) (мс) количество точных реакций (раз) достоверно увеличилось с 13±0,3 раз до 16±0,2 раз (на 23,1%), количество реакций опережения снизилось с 4±0,3 раз до 3±0,2 раз (на 25%) и число реакций запаздываний - с 3±0,4 до 1±0,1 раз (на 66,7%) (р<0,05). В показателях координациометрии: количество касаний (раз) за время выполнения (с) достоверно уменьшилось с 20±1,1 раз до 12±0,8 раз (на 40%) и количество касаний (раз) в/с (тремор) - с 1,62±0,09 раз до 0,86±0,06 раз (на 46,9%) (р<0,05).
ВЫВОД
Таким образом, эксперимент показал, что с помощью специально разработанных ситуативных упражнений можно значительно улучшить психомоторные способности у школьников старших классов.
Психомоторные способности эффективно формируются у школьников старших классов с помощью специально разработанных методических приемов, комплекса психомоторных упражнений и тестов (ситуативное обучение), которые обеспечивают более активное двигательное развитие учащихся по сравнению с традиционными методами физического воспитания за счет опережающего формирования психических механизмов управления двигательными действиями [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бака, М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка старшеклассников / М. М. Бака. - М. : Советский спорт, 2004. - 280 с.
2. Бирюков, В.П. Организационно-методические основы психофизического отбора и профессиональной ориентации учащейся молодежи, занимающейся физической культурой и спортом : учебное пособие / В.П. Усенко, В.А. Нестеров ; Дальневосточный юридический институт МВД РФ. - Хабаровск : [б.и.], 2002. - 52 с.
3. Воротилкина, И. М. Методики по исследованию физической культуры личности : учеб. пособие / И.М. Воротилкина. - Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2004. - 60 с.
4. Мишин, Б. Н. Технология подготовки «кендоистов» на этапе начальной спортивной специализации с использованием методов контроля психомоторных способностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мишин Борис Николаевич ; [Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры]. - Хабаровск, 2006. - 24 с.
5. Озеров, В. П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.04 / Озеров В.П. - М., 1993. - 38 с.
6. Швецов, В. Г. Совершенствование процесса физического воспитания старшеклассников сельских школ с использованием средств военно-прикладной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Швецов Вячеслав Григорьевич ; [Дальневосточ. Гос. акад. физ. культуры]. - Хабаровск, 2006. - 24 с.
СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ КИСЛОРОДНОГО ДЕФИЦИТА И ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ЕГО ОЦЕНКИ
Виктор Андреевич Милодан, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В лабораторных условиях в беге на третбане мы создавали различные варианты условий дефицита кислорода и выяснили, что в условиях гипоксической тренировки для оценки метаболической (анаэробной) напряженности необходимо использовать не саму величину дефицита кислорода (как в высотных условиях), а величину не метаболического излишка выделяемого углекислого газа.
Ключевые слова: кислородный дефицит, метаболическая анаэробная напряженность, не метаболический излишек.
THE COMPARISON OF THE VARIANTS OF OXYGEN DEFICIT MAKING AND CHOICE OF ITS ASSESSMENT INDICATORS
Victor Andreewich Milodan, candidate of pedagogic sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
In laboratory conditions of treadmill running we created different variants of oxygen deficit and found that in conditions of hypoxic training it is necessary to use not the amount of oxygen deficit (as in mountain conditions) for metabolic (anaerobic) tension’s assessment but use the amount of non-metabolic surplus of disengaged carbonic acid.
Keywords: oxygen deficit, metabolic (anaerobic) tension, non-metabolic surplus.
ВВЕДЕНИЕ
Применение гипоксических тренировок для повышения уровня работоспособности в спорте исследовалось неоднократно и особенно в течение последних 50 лет физиологами, биохимиками, спортивными медиками и др. Многие публикации были предназначены только для служебного пользования. Большое внимание уделялось определению сроков адаптации спортсменов к высотным условиям для включения в тренировки интенсивных нагрузок, а также для определения этих сроков адаптации при спуске к равнинным условиям на уровне моря (чтобы рассчитать пик физического состояния для соревнований).
Бум тренировок в среднегорье остался в 20 веке. Было показано, что группа высококлассных стайеров, тренировавшаяся в среднегорье, не смогла улучшить свои ре-