Научная статья на тему 'Методические подходы к спортивной тренировке юных каратистов на спортивно-оздоровительном этапе'

Методические подходы к спортивной тренировке юных каратистов на спортивно-оздоровительном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЮНЫЕ КАРАТИСТЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ / TRAINING PROCESS OF YOUNG SPORTSMEN / METHODICAL TRIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амелин Сергей Николаевич

В процессе исследования содержания тренировочного процесса юных каратистов были разработаны методические подходы к спортивной тренировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO SPORTS TRAINING OF YOUNG KARATEKAS ON THE SPORTS STAGE

In the research process, content of training process of young karate we have developed methodical approaches to sports training.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к спортивной тренировке юных каратистов на спортивно-оздоровительном этапе»

СПОРТ

УДК 796.853.26

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ

ЭТАПЕ

С.Н. Амелин

В процессе исследования содержания тренировочного процесса юных каратистов были разработаны методические подходы к спортивной тренировке.

Ключевые слова: тренировочный процесс, юные каратисты, методические походы.

При организации годичного цикла подготовки необходимо планировать тренировочные средства в соответствии с программным материалом по физической культуре, реализуемым по учебным четвертям (Алхасов Д.С., 2012; Лях В.И., Зданевич А.А., 2004; Матвеев Л.П., 1982; Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. 2005).

Как известно, школьная программа по физической культуре предусматривает выполнение учащимися различных физических упражнений, которые систематизируются по разделам подготовки: лёгкая атлетика, гимнастика с основами акробатики, спортивные игры, лыжная подготовка. Исходя из этого, мы предлагаем следующую направленность тренировочных занятий в соответствии с особенностями проведения занятий физической культурой в школе.

Тренировочные средства на базе легкоатлетических упражнений. В комплексные занятия необходимо включать легкоатлетические упражнения различной направленности:

• комплексы ОРУ координационной, скоростной - силовой, силовой направленности;

• круговые тренировки с выполнением общеподготовительных упражнений;

• подвижные игры с элементами легкой атлетики;

• прыжковые упражнения и специальные прыжковые упражнения;

• броски набивных мячей различного веса на дальность;

• метания малого мяча на точность.

Однонаправленные занятия необходимо использовать в основном для повышения общей выносливости путём выполнения циклических упражнений. Наиболее целесообразным в этом случае является, гладкий или кроссовый бег.

Также возможно выполнение круговой тренировки, имеющей единую направленность: силовая подготовка, тренировка на подвижность в суставах, двигательно-координационные способности.

Тренировочные средства на базе гимнастики с основами акробатики. В комплексные занятия необходимо включать гимнастические упражнения, направленные на развитие всех физических качеств:

• ОРУ общего воздействия;

• ОРУ с предметами;

• специальные упражнения на растягивание;

• элементы акробатики, борцовские упражнения;

• упражнения для формирования правильной осанки.

Однонаправленные занятия необходимо использовать в основном

для развития специальной гибкости, а также выполнение прикладных упражнений и подвижных игр с элементами акробатики.

Тренировочные средства на базе лыжной подготовки. Специфика упражнений лыжной подготовки позволяет осуществлять только однонаправленные занятия на развитие общей выносливости циклическими передвижениями, а также развитие двигательно-координационных способностей при выполнении спусков, поворотов, уклонов. Необходимо включать различные подвижные игры с элементами лыжной подготовки.

Дети младшего школьного возраста отличаются недостаточно развитыми взаимосвязями между нейронами коры больших полушарий, быстрой утомляемостью, недостаточным развитием произвольного внимания и сильно выраженными ориентировочными реакциями. Поэтому на обучение технико-тактических действий нужно уделять 15 мин от общего объёма времени тренировки, в основном это подводящие и развивающие упражнения.

Силовая подготовка. Так как прирост силовых показателей происходит умеренно упражнения нужно подбирать на все группы мышц согласно возрасту, с небольшим отягощением, упражнения с партнером, количество повторений 10-12 раз, интервал отдыха в основном ординарный до восстановления.

Общая выносливость. У детей в возрасте 7-9 лет заметно увеличивается способность к анаэробной работе, поэтому, целесообразно включать упражнения циклического характера с умеренной интенсивностью, ЧСС 110-130 уд/мин, интервал отдыха ординарный, режим выполнения упражнений - равномерный, переменный. Такие режимы работы позволяют находиться в оздоровительной зоне нагрузки,

улучшать механизмы аэробной производительности, укреплять сердечно -сосудистую систему.

Гибкость. Для развития общей гибкости используются ОРУ на месте, в движении, с предметами. При развитии специальной гибкости используются упражнения на растягивание, шпагаты, на подвижность суставов. Такие упражнения способствуют увеличению подвижности в суставах и как следствие - обеспечивают успешное освоение детьми техники вида спорта, а также основных упражнений.

При комплексном развитии физических качеств целесообразно использовать подвижные игры разной направленности. В процессе игры интенсивность высокая, ЧСС может доходить до 180 уд/мин при строгом дозировании интервалов отдыха и регламента игр. При однонаправленных занятиях подвижные игры можно использовать на весь период занятий. Для юных спортсменов используют общие подвижные игры, используемые в физической культуре школы, а также специализированные подвижные игры единоборств и разработанные специально для каратэ.

Исходя из нормативно-методических требований, дети 7-9 лет не могут участвовать в соревнованиях по виду спорта. Вместе с тем необходимо привлекать детей к различным видам соревновательной деятельности. В упрощенной форме это обеспечивается выполнением в рамках тренировочных занятий различных соревновательных заданий. Однако для моделирования соревнований начинающие спортсмены должны приобщаться к соревновательной деятельности путем участия в простейших видах состязаний. Наиболее оптимальными соревнованиями являются соревнования по подвижным играм, эстафетам, общей физической подготовке, циклическим упражнениям на выносливость. Предлагаемая нами организация и содержание тренировочных занятий позволяет спортсменам освоить и подготовиться к соревнованиям.

Исходя из структуры многолетней спортивной тренировки, спортивно-оздоровительный этап считается предварительным, а непосредственно спортивная подготовка осуществляется с этапа начальной подготовки. Кроме того, многие спортивные школы осуществляют запись детей только с этапа начальной подготовки.

Обеспечение тренировочной деятельности по предлагаемой нами модели, позволяет нам осуществить разностороннюю общую физическую подготовку, овладеть широким двигательным фондом и техникой основных упражнений, обеспечить необходимую функциональную подготовку, приобщить детей к первоначальной соревновательной деятельности, сформировать основы понимания тренировки в спортивных единоборствах. Это позволяет ребенку осуществить выбор той или иной спортивной специализации по окончании тренировки на спортивно-оздоровительном этапе, т.е. непосредственно при записи на этап начальной подготовки независимо от вида единоборства выбранного раннее.

Таким образом, осуществленная на спортивно-оздоровительном этапе общая подготовка позволяет обеспечить необходимый «фундамент» для успешной реализации практически в любых видах спортивных единоборств.

Список литературы

1. Алхасов Д.С. Примерные программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Физическая культура, 2012.

2. Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов. Смоленск: Изд-во: ТО информационно-коммерческого агентства, 1977. 219 с.

3. Иванов-Катанский С.А. Базовая техника каратэ. М.: ГРАНД-ФАИР, 2001. 544 с.

4. Калинин П.И., Корчагин Г.К. Традиционное каратэ. Пермь, 2002.

107 с.

5. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Тера-Спорт, 2000. 192с.

6. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов. М.: «Просвещение», 2004. 126 с.

7. Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1982. № 7. С. 5-8.

8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 280 с.

9. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.

10. Панков В.А., Акопян А.О. Специальная физическая подготовка в спортивных видах единоборств // Теория и практика физической культуры. 2004. № 4. С. 50-54.

11. Прокудин К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки: дис. ...канд. пед. наук. Коломна, 2000. 186 с.

12. Сафошин A.B. Восточные единоборства в системе физического воспитания детей школьного возраста: дис. .канд. пед. наук. М., 1995. 195 с.

Амелин Сергей Николаевич, соискатель, [email protected], Россия, Москва, Федеральный научный центр физической культуры и спорта

METHODOLOGICAL APPROACHES TO SPORTS TRAINING OF YOUNG KARATEKAS

ON THE SPORTS STAGE

S.N. Amelin

In the research process, content of training process of young karate we have developed methodical approaches to sports training.

Key words: training process of young sportsmen, methodical trips.

Amelin Sergey Nikolaevich, competitor, sergdmbcol@mail. ru, Russia, Moscow, Federal Scientific Center of Physical Culture and Sport

УДК 796.853.26

АНАЛИЗ АРСЕНАЛА АТАКУЮЩИХ УДАРНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАРАТИСТОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПОЕДИНКАХ

Е.В. Бурцева, Т.Ф. Мифтахов

Представлен анализ основных показателей атакующих действий высококвалифицированных каратистов в соревнованиях различного ранга. Выявлена тенденция увеличения доли ударов руками при одновременном снижении доли ударов ногами с ростом квалификации спортсменов. Выявлена тенденция снижения показателя средней плотности атакующих действий, отражающая стремление спортсменов повысить точность завершающих ударов и тщательно подготовить динамическую ситуацию, удобную для проведения завершающего удара.

Ключевые слова: атакующие ударные действия, каратисты, соревновательный поединок.

В настоящее время спортивное карате является один из самых популярный видов спортивных единоборств, который завоевал симпатии не только взрослых, но и совсем юных спортсменов. Карате является одним из видов спорта - кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Древнее философское начало и высокие нравственные идеалы карате-до, его традиции, проявления духовного и телесного единства привлекают все новых занимающихся этим непростым искусством. В отличие от других единоборств Японии, (джиу-джитсу, дзюдо), которые предполагают борьбу, проведение разного рода бросков, удерживающих захватов и удушающих приёмов, в карате степень непосредственного контакта между участниками схватки минимальна, а для сокрушения противника используются точно нацеленные мощные удары руками и ногами, наносимые в жизненно важные точки его тела. На начальном этапе каратэ представляло собой систему рукопашного боя, предназначавшуюся исключительно для самообороны [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.