18. Федоряченко, А. В. Использование видеосенсорного метода в обучении студентов гимнастическим упражнениям / А. В. Федоряченко // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 4. - С. 40-42.
УДК 796.853.26
Д. Н. Макаридин
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В КАРАТЭ \УКЕ
Построение тренировки в спортивных единоборствах и ее реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в спорте высших достижений. В настоящее время в спортивных единоборствах накоплены достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обусловливают возможность более основательной и детальной разработки этой проблемы.
Необходимо сказать, что спортивное каратэ (каратэ в настоящее
время внесено в единый государственный реестр видов спорта, а Федерация каратэ России получила государственную аккредитацию. Это единственный в настоящее время вид спорта, вид каратэ, который получил государственную поддержку. Это дает основание рассчитывать на серьезное отношение к этому виду спорта со стороны общества. Более того, каратэ получило официальное признание Международного Олимпийского Комитета и является претендентом на включение этого вида спорта в программу Летней Олимпиады за свою зрелищность и массовость развития.
Стремительное развитие и высокая популярность каратэ, наблюдавшиеся в последние десятилетия XX века, связаны во многом с усилиями ведущих специалистов и выдающихся спортсменов. Однако в последнее время стало очевидным, что те методологические принципы, которые ранее успешно использовались спортсменами и тренерами, уже не отвечают условиям сегодняшнего дня. Возросли требования к надежности и стабильности технического мастерства, повысились интенсивность и объем тренировочных нагрузок, ужесточилась конкуренция на мировой арене. Все это обусловило актуальность фундаментального научного поиска, направленного на разработку новых теоретических положений, эффективных
методических принципов и форм организации тренировок спортсменов высокого класса.
Несмотря на то, что каратэ развивается в России и в мире достаточно давно, все-таки следует заметить, что серьезных теоретических трудов в этой области не много. Так, в электронном каталоге Российской государственной библиотеки за последние десять лет нами было обнаружено 9 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тем не менее, проведенные исследования позволяют обозначить несколько сфер, которые являются объектом для выполнения научных работ по данной проблеме.
Среди этих сфер можно обозначить следующие: проблемы воспитания и тренировки юных спортсменов, каратэ в системе физического воспитания школьников и лишь одна диссертация посвящена частной проблеме подготовки спортсменов высокого класса. Следует отметить так лее, что есть диссертационные работы, косвенно относящиеся к нашей проблеме. Все это говорит о том, что требуется серьезное обобщающее исследование подготовки спортсменов в каратэ.
Данная работа посвящена управлению тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов в каратэ.
Подготовка спортивного резерва для спорта высших достижений является одной из главных задач спортивной деятельности, в связи с чем проблема управления тренировочным процессом высоко квалифицированных спортсменов в каратэ является актуальной.
В самом общем смысле, по мнению Ю. М. Верхошанского, суть управления выражается в изменении состояния управляемого объекта (системы, процесса) в соответствии с каким-то заданным критерием эффективности его функционирования или развития. Следовательно, для практической реализации идеи управления в первую очередь необходимо конкретное представление о строении управляемого объекта и о закономерностях перехода его из одного состояния в другое. От того, насколько удовлетворено это требование, зависит нау чная стройность теории управления, корректность, смысловая строгость ее понятийного аппарата и, наконец, ее практическая эффективность.
Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обусловливают необходимую для их реализации программу тренировки. Таким образом, величина прироста спортивного результата — это критерий эффективности тренировки. Спортивный результат есть продукт организованного комплекса внешних взаимодействий спортсмена.
Несмотря на фундаментальность научных исследований, предпринятых в последнее время [2; 4; 5; 6; 7; 8; 10; 11], вопросы подготовки квалифицированных единоборцев с учетом основных тенденций развития
ударных видов единоборств, и каратэ в частности, таких как повышение интенсивности соревновательного поединка, усложнение техникотактического арсенала увеличение соревновательного периода (у каратистов высокой квалификации он может составлять 8 месяцев и только 4 месяца отводится на переходный период и период базовой подготовки) остаются недостаточно изученными.
Таким образом, важно определить, в какой степени правильное распределение тренировочных средств их планирование и организация в тренировочной деятельности будут способствовать повышению эффективности управления подготовкой квалифицированных спортсменов-каратистов.
В основу методологии комплексного контроля и управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов в каратэ 'У/КБ положена функциональная (или трехуровневая) система [12].
С целью получения целевых модельных характеристик тренировочных нагрузок нужно обобщить, обосновать и проанализировать опыт тренировок квалифицированных каратистов, обеспечивавший успешное выступление на соревнованиях.
Модельные характеристики величины тренировочных нагрузок на предсоревнователыюм этапе в целом приведены на рис.1.
ОРУ 54%
Рис. 1. Графическая модель тренировочных нагрузок на предсоревновательном этапе подготовки каратистов
Необходимо отметить, что чем интенсивнее выполняется упражнение, тем меньше при этом объем работы. Исключение составляют только специально-подготовительные упражнения и упражнения на снарядах. При ми-
нимальном объеме работы (115 мин), но зато с максимальной интенсивностью (27 баллов) выполняются соревновательные упражнения - вольные бои и спарринги.
Совершенствованию технико-тактического мастерства (СТТМ) отводилось лишь 8% общего времени работы, это связано с тем, что основной задачей подготовки было совершенствование скоростно-силовых качеств каратистов. Анализ соревновательной деятельности выявил, что наши спортсмены значительно уступали ведущим спортсменам мира в этом виде подготовки. Именно поэтому большая часть времени отводилась на специально-подготовительные упражнения и упражнения на снарядах, которые являются основными средствами развития скоростно-силовых качеств.
Одной из фундаментальных характеристик тренировочного процесса квалифицированных каратистов, на наш взгляд, должны быть скачкообразная динамика интенсивности и характер напряженности тренировочных заданий.
Поэтому на современном этапе развития спортивных единоборств, и каратэ ХУКЗ? в частности, необходимо говорить о единой и целостной тренировочно-соревновательной деятельности с учетом многоцикловой системы спортивных соревнований в единоборствах.
Новой наиболее современной и совершенной формой планирования тренировочного процесса является программное моделирование на основе целевого принципа организации подготовки единоборцев.
К спортсменам высокой квалификации относятся спортсмены старших разрядов (I спортивный разряд, кандидаты в мастера спорта) и высших разрядов (мастера спорта, мастера спорта международного класса). Каратисты высших разрядов - это взрослые спортсмены (старше 19 лет), имеющие большой опыт выступлений на татами, а также отдельные одаренные представители молодежной группы - юниоры (18-19 лет). Лучшие из них входят в сборную команду России или являются кандидатами в нее и выступают в составе сборной на чемпионатах Европы и Мира. Остальные участвуют в менее ответственных соревнованиях. Большинство каратистов старших разрядов является представителями молодежной группы спортсменов, составляет ближайший резерв и выступает на всероссийских и международных молодежных соревнованиях.
Подготовка спортсмена высокой квалификации в настоящее время невозможна без учета «модели» сильнейшего спортсмена.
В последнее время интенсивно развивается и успешно используется в различных видах спорта новое направление в управлении подготовкой спортсменов, основанное на идеях целевого программирования [3; 9]. Накопленный практический опыт свидетельствует о перспективности и высокой эффективности этого направления.
В каратэ как и в других видах спорта, идут систематические
обследования сильнейших спортсменов и собираются данные, необходимые для составления их модельных характеристик. Создание «модели» сильнейшего спортсмена позволит управлять подготовкой каратистов на различных этапах и выводить их на запланированный уровень спортивных достижений. Как показали исследования, «модели» сильнейших спортсменов состоят из компонентов, располагающихся по крайне мере на трех уровнях:
I уровень - соревновательная деятельность;
II уровень - специальная физическая, техническая, тактическая подготовленность;
III уровень - функциональная и психическая подготовленность, морфологические особенности, возраст и спортивный стаж.
Основные компоненты «модели» сильнейшего каратиста определяются в первую очередь особенностями его соревновательной деятельности (его целям, уровнем притязаний и ответственностью, напряженностью соревнований, характеристикой боевых действий и особенностями различных сторон подготовленности спортсмена). Так, цель каратистов высших разрядов (членов сборной команды и кандидатов в нее) - стать победителями или призерами крупных соревнований (первенств России, Европы, мира). Цель спортсменов старших разрядов - достигнуть звания мастера спорта, мастера спорта международного класса, стать кандидатами и членами сборной команды России, выиграть всероссийские, республиканские чемпионаты, т. е. уровень притязаний спортсменов этой группы неоднороден.
Основной «моделью» соревновательной борьбы и боевых действий каратистов высших разрядов являются бои на чемпионате Мира — наиболее ответственных и напряженных соревнованиях, в которых участвуют лучшие спортсмены-каратисты всех континентов и доминируют наиболее физически сильные и выносливые спортсмены.
Чемпионами стран, континентов и особенно победителями первенства мира становятся обычно искусные каратисты высокого класса, обладающие совершенной физической, технической и тактической подготовленностью и психической устойчивостью, и в то же время отличающиеся ярко выраженными индивидуальными особенностями манеры ведения боя (атакующие, защищающиеся, универсалы), или доминирующим боевым качеством (большой плотностью боевых действий, чувством времени и дистанции, способностью к предугадыванию действий противника и др.). Только такие каратисты успешно проходят все этапы турнира, выигрывая у других сильных спортсменов, и их мастерство является совершенной «моделью» современного спортсмена-каратиета.
Таким образом, использование программно-целевого метода дает возможность ставить точные и конкретные цели и задачи подготовки,
более обоснованно подбирать средства и методы тренировки, осуществлять объективный контроль за уровнем подготовленности спортсменов и своевременно вносить коррективы в программу тренировок. Все это дает основание считать данный метод весьма эффективным средством управления тренировочным процессом.
Однако эффективность метода во многом зависит от того, насколько точно „ модельные характеристики тренировочно-соревновательной деятельности адекватны построению самого тренировочного процесса. Поэтому необходимо рассмотреть технологию построения тренировки в зависимости от ведущих двигательных качеств квалифицированных каратистов, с особенностями учета величины и взаимосвязи тренировочных нагрузок, календаря соревнований, и на основе этого обосновать методологию системы подготовки квалифицированных каратистов.
Учитывая особенности построения учебно-тренировочного процесса в каратэ '\УКК выделяют два основных этапа подготовки к соревнованиям: общеподготовительный и специально-подготовительный. В этой связи для практики каратэ большой интерес представляет изучение динамики показателей скоростно-силовой подготовленности каратистов и их моделей на общеподготовительном и специально-подготовительном этапах.
Резюмируя результаты проведенного исследования скоростно-силовой подготовки на специально-подготовительном сборе, можно заключить, что ухудшение скоростно-силовых характеристик ударов спортсменов-каратистов на специально - подготовительном этапе обусловлено следующими основными причинами: 1) высокой величиной тренировочной нагрузки; 2) незначительным объемом средств силовой подготовки;
3) отсутствием научно-обоснованной методики скоростно-силовой подготовки; 4) спецификой условий тренировки на предсоревновательном этапе. Видимо, при использовании на специально - подготовительном этапе эффективных средств и методов силовой тренировки, а также тренажеров можно значительно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности спортсменов, несмотря на специфические условия подготовки.
В специальном исследовании, проведенном нами, установлены взаимосвязи показателей тренировочных средств и их нагрузок на разных по направленности этапах подготовки. Изучались объем и интенсивность тренировочных средств на протяжении трех мезоциклов подготовительного периода каратистов высокой квалификации. Эти параметры, а также распределение нагрузки по зонам интенсивности оценивались на основе методики, описанной ранее.
Полученные результаты исследования были подвергнуты корреляционному анализу (коэффициенты корреляции для Р0,005 = 0,374;
Р0,001 =0,478).
Выявленные взаимосвязи необходимо учитывать при планировании
подготовки каратистов на иредсоревновательном этапе. Если планируется высокий объем нагрузки в какой-либо группе упражнений (например, в группе специально-подготовительных упражнений), то интенсивность следует несколько снизить. То же касается и суммарной нагрузки за этап. Особенно важно эту закономерность учитывать в самых напряженных группах упражнений (на снарядах, по совершенствованию технико-тактического мастерства с партнером, соревновательных), поскольку даже небольшое изменение величины нагрузок может резко повлиять на состояние спортсменов.
Сказанное справедливо только по отношению к определенным и достаточно высоким нагрузкам, конкретные величины которых будут приведены далее. Были выявлены также взаимосвязи объема тренировочных средств ОФП и специальной подготовки.
К исследованиям привлекались каратисты - члены сборной команды страны по каратэ в период их подготовки к соревнованиям и участию в них (всего 28 человек). Квалификация спортсменов МС и МСМК, а стаж занятий каратэ от 5 до 12 лет. После завершения каждого из рассматриваемых этапов подготовки спортсмены участвовали в соревнованиях всероссийского и международного рангов, в которых проводили 3-4 боя. Так, после общеподготовительного этапа спортсмены участвовали в международном турнире, а по окончании специально-подготовительного - в чемпионате Европы, где завоевали общекомандное 1-е место.
Обычно на общеподготовительном этапе подготовки сборной команды страны были поставлены нижеследующие задачи.
1. Повышение функциональных возможностей спортсменов-каратистов средствами общей и специальной физической подготовки.
2. Дальнейшее совершенствование технико-тактического мастерства.
Основная направленность тренировок этого этапа - создание, расширение
и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма спортсмена.
Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на общеподготовительном этапе характеризовалась постепенным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема.
Соотношение средств ОФП и специальной подготовки по микроциклам планировалось следующими образом (табл. 1, 2, 3, 4).
Таблица 1
Соотношение средств ОФП и СП по микроциклам
Недели ОФПУо СП,%
I 60 40
II 50 50
III 45 55
Таблица 2
Распределение объема тренировочных средств на общеподготовительном этапе
Объем Физические качества | Объем
за этап
силовые быстрота выносливость сила ловкость гибкость
общая спец.
минуты 230 220 529 436 382 123 150 2070
% 10,0 9,7 23,5 19,6 16,9 5,5 6,7 91,9
На специально - подготовительном этапе решались нижеследующие основные задачи.
1. Повышение функциональных возможностей спортсменов-каратистов средствами физической подготовки специальной направленности.
2. Совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства.
Тренировки на этом этапе строились таким образом, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы к чемпионату Европы. Все содержание тренировок было направлено на обеспечение высоких темпов развития специальной тренированности наряду с углубленным освоением и совершенствованием избранных технических и тактических приемов каратэ.
Тренировочные нагрузки продолжали повышаться в течение всего этапа, но не по всем параметрам. Повышалась прежде всего абсолютная интенсивность специальных и соревновательных упражнений, что выражалось в увеличении силы, скорости, темпа и мощности выполняемых движений. При этом по мере роста интенсивности общий объем нагрузок вначале стабилизировался, а затем постепенно сокращался. Это объясняется, во-первых, необходимостью создания условий для существенного повышения интенсивности - ведущего фактора развития тренированности на специально-подготовительном этапе, а во-вторых, потребностью облегчить протекание долговременных перестроек, вызванных в организме (по механизму «запаздывающей трансформации») большим объемом подготовительной работы, выполненной на предыдущем этапе подготовки.
Таблица 3
Соотношение средств ОФП и СП на специально-подготовительном этапе
Недели ПОДГОТОВКИ ОФП, % обычно СП, %
I 33 67
34
II 66 51
III 49
Общий объем тренировочной нагрузки за весь специальноподготовительный этап составил 1997 мин, соотношение средств общей и специальной физической подготовки соответственно равнялось 48 и 52%.
Общее время уделяемое развитию физических качеств на этапе составило 1873 мин.
Таблица 4
Распределение объема средств на специально-подготовительном этапе
Объем Физические качества Объем
за
скорости о-силовые быстрота выносливость сила ловкость гибкость этап
общая спец.
Минуты % 323 204 316 446 304 145 90 1873
16,3 10,2 15,8 22,3 15,2 7,2 4,5 91,5
Выявление закономерности построения тренировки могут оказаться вполне справедливыми и по отношению к другим этапам подготовки. Чем более напряженные нагрузки на том или ином этапе, тем больше вероятность проявления закономерностей, которые необходимо учитывать в процессе управления тренировкой. Нарушение выявленных закономерностей построения тренировки может привести к снижению тренировочного эффекта.
Многолетние наблюдения и анализ современной научно-методической литературы позволяют утверждать, что в практике каратэ подготовительный период зависит в основном от календаря и масштаба соревнований и колеблется от трех до восьми недель.
У каратистов высокого класса он составляет восемь недель и представлен тремя мезоциклами.
Структура годичного цикла подготовки высококвалифицированных спортсменов в каратэ \УКГ
1. август (середина-конец): учебно-тренировочные сборы (спортивно-оздоровительный лагерь)
Содержание: ОФП, СФП, специальная техническая подготовка.
ЦЕЛЬ: подготовка к кубку России (г. Москва)
2. сентябрь (начало): Кубок России, Всероссийский отборочный турнир «Звезды России».
3. сентябрь (середина): международные турниры «Кубок Босфора» и «Кубок Черного моря».
4. октябрь (середина-конец): учебно-тренировочные сборы, 4 цикла, г. Кисловодск и г. Подольск
ЦЕЛЬ: подготовка к Чемпионату Мира (Мексика, г. Монтерей)
5. ноябрь (начало): Чемпионат Мира (Мексика, г. Монтерей)
6. ноябрь (середина-конец): Восстановительный период
7. декабрь (начало): Чемпионат Тюменской области
8. декабрь (середина): Международный турнир «Малахитовый пояс» (г. Екатеринбург)
9. январь (середина): Региональные турнир (г. Курган)
10. февраль (начало): Региональный турнир (г. Челябинск)
11. Февраль (середина): учебно-тренировочные сборы в ДЮСШ и центре олимпийской подготовки «Подольск»
ЦЕЛЬ: подготовка к Чемпионату России (г. Москва)
12. март (начало): Чемпионат России (г. Москва)
13. март (конец): международный турнир «Золотая лига» (Италия)
14. апрель (начало): Чемпионат России по студентам (Череповецк)
15. апрель (середина): учебно-тренировочные сборы в Кисловодске и Подольске
Содержание: 4 цикла.
ЦЕЛЬ: подготовка к Чемпионату Европы (Испания)
16. май (начало): Чемпионат Европы (Испания)
17. май (середина): восстановительный период
18. май (конец): Всероссийский командный турнир на Кубок Дмитрия Обухова (г. Челябинск).
Учитывая особую важность и направленность предсоревновательного мезоцикла, нами раскрыто содержание тренировки и величина нагрузки на занятиях и в микроциклах на конкретном примере подготовки спортсменов и успешного выступления их на соревнованиях.
При традиционной системе планирования тренеры обычно учитывают только физические упражнения, объем и их интенсивность. Иначе говоря,
они нередко намечают что и сколько делать, а как делать - это они обычно пытаются рассказать или показать на тренировке, а иногда даже в ходе выполнения упражнения. Но, действуя без предварительного плана, сообразуясь только с ситуацией, тренеру очень трудно держать в памяти различные задания и еще труднее нужные их сочетания.
Нетрадиционная форма планирования тренировочного года предложена Д. А. Аросьевым как система формирования специальной готовности.
Исходные предпосылки данной системы опираются на то, что человек представляет собой блестящий образец самоуправляемой системы, обладающий чисто человеческими ресурсами, характеризующими его внутренним субъективным миром. Поэтому в подготовке спортсменов целесообразно шире использовать всё многообразие разновидностей и способов саморегуляции и ориентации спортсменов на поиск, в рамках богатого наследия теории и практики спорта, индивидуальной направленности и форм организации тренировки.
В отличии от традиционного планирования тренировочного года в этой системе впервые сделана попытка охватить точным планированием решение трудноуловимых задач технико-тактической и мобилизационной подготовки, а также применение спортсменами системы самоконтроля. Их значимость для практики спорта не ниже таких параметров традиционной системы, как величина, направленность нагрузок, педагогический, врачебный и научный контроль результатов тренировочного процесса.
Необходимо отметить, что описанный способ планирования тренировочных заданий является огромным резервом для повышения спортивного мастерства спортсменов-каратистов.
Библиографический список
1. Аросьев, Д. А. Исследование некоторых форм построения предсоревнова-тельного этапа тренировки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1968. - 25 с.
2. Бойченко, С. Д. Теоретические и методические основы специализированной подготовки в единоборствах на различных этапах начальной спортивной специализации: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Минск, 1994. - 53 с.
3. Верхошанский, Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. -1991.-№2.-С. 24-31.
4. Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 131 с.
5. Дегтярев, И. П. Тренированность боксеров. - Киев: Здоровья. 1985. -139 с.
6. Железняк, Ю. Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1981. - 48 с.
7. Ивойлов, А. В. Соревнования и тренировка спортсмена. - Минск: Высшая школа, 1982. - 144 с.
ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СОТРУДНИКОВ...
8. Калмыков, Е. В. Основы индивидуализации подготовки спортсменов-еди-ноборцев. - Улан-Удэ: Бурятское книж. изд-во, 1994. - 142 с.
9. Кузнецов, В. В., Новиков А. А. Основы современной концепции системы спортивной подготовки и пути ее дальнейшего совершенствования / Проблемы современной системы подготовки квалифицированных спортсменов. - М., 1977. -С. 3-24.
10. Пилоян, Р. А. Понятие «спортсмен высшей квалификации» с позиции теории функциональной системы // Теория и практика физической культуры. — 1982. — № 11.-С. 51-53.
11. Тышлер, Д. А. Теория и методика спортивного совершенствования в соревновательных единоборствах: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1984. -46 с.
12. Циргиладзе, И. В., Новиков А.А. Модельные характеристики высоко-квышфшщровакпых боксеров в системе управления их подготовкой / Олимпийский бокс сегодня: Тезисы Межд. научн. симпозиума. - М., 1989. - С 16-17.
УДК 189.009
А. Г. Бусыгин, И. Л. Левицкий
ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Современная кризисная ситуация, затронувшая социальную, экономическую, политическую, духовно-нравственную и другие сферы жизни российского общества, предъявляет ряд новых требований к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, в том числе и сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Наведение порядка, дисциплины на магистралях, дорогах и улицах города и всей страны - основные задачи ГИБДД, выполнение которых на высоком уровне качества зависит от профессиональной готовности ее работников.
Специфика деятельности ГИБДД, ее задачи, роль в системе МВД России выдвигают на первый план требования непосредственно к личности самого сотрудника ГИБДД, а именно наличию у него определенных индивидуальных профессиональных качеств, способствующих успешному преодолению трудностей в служебной деятельности.
Ряд проведенных исследований последних лет (В. И. Богдановская, С. Н. Игнатов, С. В. Кобылянский и др.) показывает, что приоритетными среди сотрудников ГИБДД должны являться именно профессиональные качества (честность, преданность Родине, мужество, физическая сила, выносливость, умение работать с людьми и др.). Результатом чего служит направ-