Научная статья на тему 'Формирование профессиональной готовности специалиста противопожарной службы'

Формирование профессиональной готовности специалиста противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1114
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / FIRE SAFETY / BUILDING / PREPAREDNESS / FIRE-DRILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ипполитов Виктор Владимирович

В данной публикации представлен материал по формированию профессиональной готовности курсантов учебных заведений противопожарной службы. Определена сущность построения педагогического процесса качественной подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the present publication presents data on the formation of professional readiness of students school fire service. The essence of the pedagogical process of constructing high-quality training.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной готовности специалиста противопожарной службы»

В.В. Ипполитов,

Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ FORMATION OF THE PROFESSIONAL PREPAREDNESS SPECIALIST FIRE SERVICE

В данной публикации представлен материал по формированию профессиональной готовности курсантов учебных заведений противопожарной службы. Определена сущность построения педагогического процесса качественной подготовки специалиста.

In the present publication presents data on the formation of professional readiness of students school fire service. The essence of the pedagogical process of constructing high-quality training.

В настоящее время на вооружении пожарной охраны имеются новые образцы пожарной техники и пожарно-технического оборудования. Улучшились тактико-технические характеристики автомобилей, усовершенствованы изолирующие противогазы и приборы пожарно-технического оборудования, разработаны современные способы и приемы тушения пожаров с применением разнообразной пожарной техники. Все это требует от личного состава пожарной охраны высокого мастерства и профессиональной подготовки.

Однако в последние годы наблюдается спад уровня профессиональной подготовки курсантов. Многие авторы [1, 2] отмечают, что большой объем умственной нагрузки ограничивает двигательную активность учащихся школ, средних специальных учебных заведений, вузов и тем самым приводит к значительному увеличению хронических заболеваний. Специалисты подчеркивают, что интенсивный умственный труд, как правило, сопровождается снижением двигательной актив -ности, угрожая здоровью и общей сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды [3]. Ряд исследователей отмечает крайне низкий уровень физической подготовленности у выпускников общеобразовательных школ, будущих учащихся средних специальных учебных заведений и студентов вузов различного профиля, замедление развития их физических качеств к старшим курсам, что приводит к снижению физической работоспособности [2, 6]. Данная динамика характерна и для курсантов института противопожарной службы, что подтверждают учебно-нормативные документы.

Определение сущности построения профессионально-педагогического процесса качествен -ной подготовки специалиста в институте проти -вопожарной службы обусловлено рядом причин. Наиболее характерные среди них:

- потребность педагогического коллектива института противопожарной службы в единой тщательно продуманной системе качественной

подготовки курсантов по специальности 280705

— Пожарная безопасность;

- потребность курсантов получить качественное профессиональное образование, окончить институт специалистами, готовыми к успешной профессиональной деятельности в современных условиях.

Это явилось реальной предпосылкой поиска обновленных педагогических путей и условий решения данной проблемы.

Мы определили, что профессиональнопедагогический процесс качественной подготовки курсанта будет эффективным, если будет создана эффективная методика обучения, в кото -рой бы не только нашла отражение характери -стика данного вопроса, но были бы раскрыты функции, условия, средства, методы, обеспечивающие реализацию его цели.

Разработка данного процесса потребовала определения основных содержательных и образовательных линий обучения курсантов, анализа имеющихся стандарта и профессиональной характеристики, внедрения методики подготовки специалиста, учитывающей фактор личности и фактор деятельности выпускника института по специальности 280705 — Пожарная безопасность.

При внедрении методики было необходимо:

- предусмотреть перспективные направления развития профессионального образования, современные подходы к организации процесса профессиональной подготовки курсанта;

- учесть, что методика должна отражать особенности формирования не только профессиональной компетентности, но и профессиональной направленности, особенно профессионально важных качеств курсанта;

- обеспечивать системность и целостность организации процесса профессионального образования курсантов;

- уделить особое внимание тому, что профессионально-педагогический процесс качествен -ной подготовки курсанта определяется специфи -

кой его профессиональной деятельности, систе -мой функциональных обязанностей.

Проектирование методики повышения качества профессиональной подготовки к трудовой деятельности курсанта института противопожарной службы определялось следующими этапами:

- сбором и изучением информации, анализом

состояния актуальных профессионально-

педагогических условий подготовки курсанта;

- выявлением и разработкой необходимых значимых новых компонентов профессиональнопедагогического обеспечения процесса подготовки;

- составлением методики подготовки специалиста на основе деятельности противопожарной службы МЧС России;

- разработкой технологий организации и реализации экспериментального исследования.

Во время разработки методики повышения качества профессиональной подготовки курсанта нами учитывались следующие положения на -правленного характера:

- становление настоящего профессионала всегда связано с личностно-профессиональным развитием, направленным на высокий уровень профессионализма и профессиональных дости-жений, реализуемым с помощью обучения и саморазвития;

- важным содержанием личностно-профессионального развития курсанта должна стать самореализация личности;

- мотивация, являясь составляющей профессиональной подготовки, представляет собой систему условий, требований и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства курсанта.

Определяя направление воздействия методи -ки профессиональной подготовки курсанта, мы обозначили в качестве обязательных принципы, на основе совокупности которых данная концеп -ция возникает, функционирует и развивается. А именно — целостности, системности, динамичности, открытости.

Принцип целостности — важнейший в об-щепедаго гическом смысле. В нашем случае этот принцип имеет объединяющий смысл и служит для теоретического обоснования поступательно -го движения: развитие в системе личности — профессиональное образование — готовность к профессиональной деятельности.

Принцип системности определяет совокупность компонентов методики, их взаимосвязь, взаимообусловленность.

Принцип динамичности отражает процесс формирования готовности курсанта к профессиональной деятельности, последовательность роста готовности.

Принцип открытости определяет возможность использования методики для различных образовательных целей и ее последующего из -менения и улучшения.

Научно-практический поиск эффективной методики профессиональной подготовки специалиста

— инженера пожарной безопасности, включал:

- анализ научной, методической, нормативной, информационной и др. литературы;

- изучение опыта работы профессиональных пожарных, системы подготовки специалистов в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

- анализ с труктуры проведения учебных занятий профессиональной направленности.

Изначальным поводом к предложению новой методики экстремальных ситуаций послужили возросшие требования к противопожарной служ -бе со стороны министерства и общества, потребность в более качественной подготовке специа -листа в Воронежском институте ГПС МЧС России, в формировании у него высокого уровня профессиональной готовности к трудовой дея-тельности в современныхусловиях.

Научно-практический поиск эффективной методики профессиональной подготовки кур -сантов в институте противопожарной службы включал:

- анализ структуры и содержания основных видов и средств профессиональной подготовки в институте, изучение её количественных и качественных параметров;

- определение их эффективности с точки зрения возможности достижения более качественной профессиональной подготовки курсанта, готового к трудовой деятельности в современных условиях противопожарной службы;

- выявление направленности видов и средств профессиональной подготовки курсанта в образовательном процессе института;

- разработку обновленных, востребованных направлений, средств, форм и методов профессиональной подготовки курсантов с учетом современных образовательных требований проти-вопожарной службы.

Предполагаемым результатом реализации методики экстремальных ситуаций явилось повышение уровня профессиональной готовности курсантов-выпускников к трудовой деятельности в современных условиях противопожарной службы МЧС России.

Апробация представленной методики была направлена на подтверждение гипотезы исследо -вания о влиянии пожарно-строевой подготовки на уровень профессиональной готовности будущих специалистов к трудовой деятельности.

При разработке эффективной методики были усовершенствованы уже имеющиеся и разработаны новые направления, мероприятия и средства профессиональной подготовки.

Уровень профессиональной подготовки курсантов института противопожарной службы во многом зависит от научно-обоснованной организации и содержания профессионально-

прикладной подготовки.

Большинство специалистов считают, что совершенствование содержания профессиональноприкладной подготовки на современном этапе предусматривает поиск эффективных средств и

методов на основе исследований трудовой и во -енной деятельности [5, 7].

В основе профессионально-прикладной подготовки, по их мнению, лежит взаимосвязанное развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости человека, совершенствование его умения эффективно использовать эти качества в различ -ных условиях повседневной деятельности. Так, говоря о профессиональной деятельности, нужно отметить, что чем выше квалификация сотрудника, тем экономичнее и точнее его профессиональные двигательные действия [4].

Результаты анализа научно-методической литературы и учебной документации показали, что для профессионально-образовательной подготовки могут быть использованы педагогиче-ские положения общей и специальной подготов-ки курсантов, однако в рамках несколько иных форм организации занятий, которые требуют специального рассмотрения, поскольку опреде -ляются контингентом занимающихся, задачами и условиями, в которых они проводятся.

В связи с этим задача настоящей главы состояла в том, чтобы изучить и определить влияние пожарно-строевой подготовки на уровень профессиональной готовности курсантов и проанализировать ее динамику в течение трех лет обучения.

Для определения степени влияния пожарностроевой подготовки на уровень профессиональной готовности курсантов Воронежского инсти -тута ГПС МЧС России нами использовался метод педагогического наблюдения. Полученные данные выпо лнения упражнений курсантами сравнивались с показателями стандартного по -жарного караула учебной пожарной части института. Для объективной оценки мы провели сравнительный анализ выполнения упражнения «Полное боевое развёртывание отделения по -жарного караула».

Боевое развертывание является основным профессиональным действием противопожарной службы. Боевое развертывание — это приведе -ние пожарных и средств пожаротушения в состояние готовности для выполнения на пожаре боевой задачи по его тушению и спасанию лю -дей. Боевое развертывание производится личным составом отделения и караула.

Отделение является первичным оперативнотактическим подразделением, способным самостоятельно выполнять отдельные задачи по ту -шению пожара и спасанию людей. Из личного состава отделения формируется боевой расчет в количестве 4—9 человек.

Караул — основное оперативно-тактическое подразделение, способное самостоятельно решать задачи по тушению пожара и спасанию людей. Караул состоит из двух и более отделе -ний на основных пожарных автомобилях, в зави -симости от характера охраняемого городского района или объекта. Караул может быть усилен одним или несколькими отделениями, имею щи -ми на вооружении специальные и вспомогательные пожарные автомобили.

Упражнения по боевому развертыванию направлены на выработку навыков работы личного состава отделения и караула. Их целью является воспитание волевых качеств, ловкости, реши -тельности и уверенности в своих силах, необхо -димых для профессиональной деятельности по -жарных, повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Быстрое и четкое выполнение упражнения возможно при условии, если личный состав изу -чил и хорошо знает размещение пожарнотехнического оборудования, умеет снять его с автомобиля, правильно перенести на указанную позицию, может работать быстро, но без суеты.

Однако нами было замечено, что показатели курсантов уступают степени подготовки профессиональных пожарных

Пожарно-строевая подготовка (далее — ПСП) является основным видом профессиональной подготовки личного состава подразделений ГПС к успешному выполнению служебных задач. Её целью является формирование у курсантов профессионального мастерства, высокой технической подготовленности, боевой готовности отделений, дежурных смен и караулов, высокого уровня развития физических, волевых и специальных способностей, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях несения караульной службы и действий при тушении пожаров.

Пожарно-строевая подготовка — это сложный педагогический процесс, который представляет собой организованную целенаправлен -ную взаимообусловленную учебно-воспитатель -ную деятельность руководителей подразделений и их подчиненных.

Структурно педагогический процесс склады -вается из плановых занятий, учений, тренировок, профессиональных аспектов службы и спортив-но-массовой работы. Он включает в себя сле-дующие методические аспекты: организация и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценка знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения.

Обучение курсантов ПСП — это организованный и целенаправленный процесс познавательной деятельности. Он охватывает совместную работу обучающих (начальников, инструкторов и других должностных лиц) и обучаемых (курсанты, слушатели) по овладению системой знаний, навыков, умений, а также формированию личностных социально-психологических ка -честв, необходимых для успешного ведения боевых действий при тушении пожаров.

Задачи и содержание обучения курсантов определяются нормативно-правовыми документами МЧС России и конкретно формулируются в учебно -тематических планах и учебных прогр амм ах

Руководители территориальных органов управления и подразделений ГПС, образовательных учреждений МЧС России пожар но-технического профиля, начальники территориальных и местных гарнизонов пожарной охраны обязаны:

- создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава;

- обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;

- осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы;

- обеспечивать действенное методическое руководство обучением;

- уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения курсантов;

- учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, имеющуюся в гарнизонах пожарной охраны и подразделениях по -жарную технику, уровень подготовленности курсантов, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Теоретические занятия ПСП — форма изучения теоретических положений темы, техниче -ских основ и принципов работы пожарного вооружения, психофизиологических особенностей боевых действий личного состава.

В группу практических занятий входят такие формы обучения, как учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные занятия, уп -ражнения в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования умений и специальных навыков, слаженности боевого взаимодействия отделений, караулов, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

В группу внеурочных занятий входят состя -зательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологи -ческих качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

Методы обучения ПСП — это дидактически обусловленная система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми, руководитель занятия и курсант выбирают приемы и способы конкретных действий, ведущих к ов-ладению наиболее эффективными двигательны-ми действиями, навыками, умениями, выработке высоких морально- психологических и физиче-ских качеств, обеспечению слаженности отделе -ний, дежурных смен, караулов.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие мето -ды практического обучения:

- информационно-сообщающие (устное изложение, беседа, команды);

- формирование навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);

- закрепление и совершенствование навыков и умений (повторение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);

- контроль и оценка знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);

- инструктивный метод (четкое, подробное и систематическое изложение учебных заданий, обязательных для выполнения личным составом).

Выбор метода обучения, приемов и способов его реализации осуществляется в ходе подготовки содержания учебного материала к занятию. Он зависит от цели занятия, уровня подготовленности курсанта и самого руководителя занятия. Каждый метод имеет организационную, образовательную, развивающую и воспитывающую функции.

Психологическая специфика деятельности участников тушения пожара связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Дым ограничивает видимость, раздражает слизи -стую оболочку и носоглотку, вызывает слезоте -чение, затрудняет дыхание, иногда приводит к отравлению организма, усложняет ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т.д.

Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах хи-мической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объектах. Постоянный спутник пожаров

— повышенная концентрация окиси углерода.

Плохая видимость, темнота порождаются за -дымлением, контрастами яркого света и неосве -щенных мест, а также тушением пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с яркими воспринимаются плохо. Ночью активизируются явле-ния темновой и световой адаптации зрения (по -сле ослепления ярким светом человек в течение 4-5 минут плохо видит в темноте).

Все это вызывает утомление зрительного анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке пло -хой видимости ослаблено «чувство локтя», обостряются ощущения одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха.

Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления.

Воздействие шума на пожарных может сопровождаться неуверенностью, сомнением в защитных свойствах индивидуальных средств за -

щиты. Ведение боевых действий с использовани -ем индивидуальных средств зашиты всегда более затруднительно и утомительно, требует выработки специальных навыков и особой привычки.

Высота — весьма характерный признак современных гражданских и промышленных объектов . Пожарные должны быть приучены к высоте, не бояться ее, быстро и уверенно выполнять свои профессиональные действия в услови -ях высоты. Приходится учитывать, что с увели -чением высоты возрастает и утомляемость. Работа на высоте всегда связана с риском и повышенным нервно-психическим напряжением.

Угроза поражения паром, электрическим током — факторы, постоянно сопутствующие дея -тельности личного состава противопожарных подразделений. Личному составу нужно уметь предвидеть их поражающее воз действие и строить работу так, чтобы избежать его.

Вид разрушенных горящих объектов оказывает действие на психику. Разрушения затрудняют действия и содержат в себе особый вид опасности: быть задавленным продолжающимся разрушением конструкций. Здесь необходима расчетливость, умение взвешивать имеющуюся степень риска и своевременно избегать его.

Поведение людей, находящихся в опасности, и собравшейся толпы может создавать немалые помехи боевым действиям, а безрассудные, па -нические действия (выбрасывание из окон, неподчинение пожарным работникам и пр.), крики, плач создают нервозную обстановку и напряже -ние у сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре.

Ес ли каждый из рассмотренных факторов оказывает достаточно сильное психологическое воздействие на участников тушения пожара, не -трудно представить их интенсивность при ком -плексном воздействии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности средств и способов ведения боевых действий, как своеобразная группа психологически значимых факторов, оказывают определенное влияние на действия личного состава при тушении пожаров. К ним можно отнести:

- степень новизны объекта, характер пожара и условий его тушения для данного личного состава (наличие подобного опыта в прошлом, новизна явления на данном пожаре и т.п.);

- длительное однообразное положение тела, большие физические и психологические нагрузки;

- необходимость многократного, длительного использования механических средств ведения борьбы с пожарами.

Предельные нагрузки приводят к спаду в еще более короткие сроки. Чем менее вынослив участник тушения пожара, тем ниже он профессионально и психологически подготовлен, тем раньше у него наступит спад, что свидетельствует о необходимости специальной подготовки личного состава к длительной и непрерывной работе.

Таким образом, под психологической подготовкой будем понимать целенаправленный и специально организованный процесс формирования у

участников тушения пожара психологической устойчивости к экстремальным условиям, обеспечивающей высокоэффективную деятельность.

Следовательно, основной ее целью является обеспечение психоло гической подготовленности участников тушения к боевым действиям в экс -тремальных условиях обстановки на пожаре.

В процессе исследования учитывались результаты констатирующего эксперимента, кото -рые позволили выделить следующие особенности основных компонентов и средств профессиональной подготовки в образовательном процессе института, на которые следует обратить внимание в первую очередь:

- использование в большей степени тради -ционных технологий профессионального обра-зования;

- предпочтение в формировании профессиональных знаний, умений, навыков, отдаваемое стандартным методам подготовки с отставанием в таких компонентах профессиональной готов -ности к трудовой деятельности, как профессиональная направленность специалиста и, особенно, профессионально важные качества;

- недостаточно систематизированное методическое обеспечение профессиональной подго -товки, потребность в методических пособиях для самостоятельной подготовки курсантов;

- недостаточное обобщение лучшего педа-гогического опыта и потребность в его модер -низации;

- недостаточная развитость научно-исследовательской деятельности среди преподавате -лей и курсантов как методологической основы качества образования;

- недостаток учебного времени на изучение и совершенствование профессионально значимых умений и навыков;

- рутинное выполнение основных практических упражнений, отсутствие фактора неожиданности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркалов С.Н. Методика служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России с учетом специфики профессиональной деятельности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2005. — С. 4—5.

2. Бортнев Д.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов пожарнотехнического училища: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Малаховка, 2005. — С. 3—8.

3. Буланов И.Ю. Педагогические условия гражданского воспитания курсантов образовательных учреждений МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2008. — С. 6—9.

4. Бушмин В.А., Плеханов В.И., Сафронов А.В. Пожарно-строевая подготовка: учеб. пособие для пожарно-техн. училищ. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Стройиздат, 1985. — С. 3—12.

5. Иванников В. П. , Клюс П. П. Справочник руководителя тушения пожара. — М.: Стройиз -дат, 1987. — С. 5—7.

6. Коноваленко П.Н. Формирование педагогической компетентности курсантов образовательных учреждений МЧС России в процессе учебной практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Шуя, 2005. — С. 9—11.

7. Теребнев В.В., Грачев В.А., Требнев А.В. Организация службы начальника караула пожарной части. — Екатеринбург: Калан, 2001. — С. 1—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.