Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уртенова Альбина Умбаровна

Современные преобразования в обществе влекут за собой изменения во всех сферах и предъявляют все более высокие требования к системе образования, качеству подготовки кадров и уровню их профессионально значимых характеристик, которые закладываются и формируются в большей степени в процессе обучения в вузе. В настоящее время существуют определенные проблемы в подготовке квалифицированных специалистов для образования. Так, очевидна необходимость в инновационных кадрах - креативных специалистах с гибким мышлением, которые способны быстро и адекватно принимать решения. Принято связывать инновации в любой сфере с духовным развитием человека. В основе происхождения инноваций лежат духовные потребности людей. Если общество нуждается в инновациях, то это, как правило, свидетельствует о том, что у людей возрастают требования к качеству жизни и качеству образования. Современная наука выделяют несколько подходов к пониманию инноваций. В статье рассматриваются ключевые подходы, сформировавшихся в отечественной науке. Педагог, подготовленный к инновационной деятельности владеет комплексом понятий педагогической инноватики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS FORMATION OF TEACHERS' READINESS FOR THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Modern transformations in society entail changes in all spheres and place ever higher demands on the education system, the quality of training and the level of their professionally significant characteristics, which are laid down and formed to a greater extent in the process of studying at a university. Currently, there are certain problems in the training of qualified specialists for education. Thus, there is an obvious need for innovative personnel - creative specialists with flexible thinking who are able to make decisions quickly and adequately. It is customary to associate innovations in any field with the spiritual development of a person. The origin of innovation is based on the spiritual needs of people. If a society needs innovation, it usually indicates that people have increasing demands on the quality of life and the quality of education. Modern science identifies several approaches to understanding innovation. The article discusses the key approaches that have been formed in Russian science. A teacher who is prepared for innovative activity has a set of concepts of pedagogical innovation.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Сколько надо любви и огня, чтобы верили, чтобы помнили, чтобы любили дети тебя, а это дорогого стоит. Выпуская методички из своего опыта, каждый педагог старается в ней отразить то, что хорошо получается, поделиться с коллегами своей победой. Учитель жив пока он учится!

Литература:

1. Апшукова, Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой / Е.Ю. Аншукова. - Начальная школа. - 2004. - № 10.

2. Анисимова, Т.Б. Подготовка ребенка к школе. Текст / Т.Б. Анисимова. - Москва: Феникс, 2004. - С. 143.

3. Дурдымурадова, Б.Я. Средства создания парадокса в тексте и ситуации его использования / Б.Я. Дурдымурадова, Е.А. Лепшокова. - Chronos. - 2019. - № 12 (39). - С. 66-69.

4. Лепшокова, Е.А. Место парадокса в художественном произведении / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-1. - С. 171-174.

5. Лепшокова, Е.А. Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2018. - С. 151-157.

6. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2017. -С. 135-139.

7. Лепшокова, Е.А. Изучение извинения с позиций прагмалингвистики / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, 2019. - С. 144-149.

8. Лепшокова, Е.А. Особенности процесса обучения чтению / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2017. - С. 142-148.

9. Медина, С.Л. Влияние музыки на приобретение словарного запаса второго языка / С.Л. Медина // Документ представлен в Национальной сети раннего изучения языков. - 1990 г. (6), 6-8. (Репродукция документа Эрика № ED 352 834)

10. Мора, C.F. Освоение иностранного языка и пение мелодий / C.F. Мора. - Журнал ELT, 2000. - 54(2). - С. 146-152.

11. Тоторкулова, К.А. Роль образования в социуме / К.А. Тоторкулова // Международный сборник научных статей: Традиции и инновации в системе образования. Выпуск XVII. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 228-231.

12. Тоторкулова, К.А. Опытно-экспериментальная работа как условие повышения качества подготовки педагогов к компетентному гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова // Образование.Наука.Инновации: Южное измерение. Научно-образовательный журнал. - Ростов-на Дону, 2011. -№1(16). - С. 27

13. Тоторкулова, К.А. Направление развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы 15-ой международной научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 255

14. Тоторкулова, К.А. Современные педагогические технологии междисциплинарной интеграции в педагогическом вузе / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы 15-ой международной научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 259

15. Хосуева, Ф.А. Культура речи: предмет и проблемы дисциплины в изучении иностранных языков / Ф.А. Хосуева, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Молодежь. Наука. Образование. Материалы республиканской научной студенческой сессии. - Карачаевск, 2020. - С. 347-352.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Уртенова Альбина Умбаровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Современные преобразования в обществе влекут за собой изменения во всех сферах и предъявляют все более высокие требования к системе образования, качеству подготовки кадров и уровню их профессионально значимых характеристик, которые закладываются и формируются в большей степени в процессе обучения в вузе. В настоящее время существуют определенные проблемы в подготовке квалифицированных специалистов для образования. Так, очевидна необходимость в инновационных кадрах - креативных специалистах с гибким мышлением, которые способны быстро и адекватно принимать решения.

Принято связывать инновации в любой сфере с духовным развитием человека. В основе происхождения инноваций лежат духовные потребности людей. Если общество нуждается в инновациях, то это, как правило, свидетельствует о том, что у людей возрастают требования к качеству жизни и качеству образования.

Современная наука выделяют несколько подходов к пониманию инноваций. В статье рассматриваются ключевые подходы, сформировавшихся в отечественной науке.

Педагог, подготовленный к инновационной деятельности владеет комплексом понятий педагогической инноватики. Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, педагогические инновации.

Annоtation. Modern transformations in society entail changes in all spheres and place ever higher demands on the education system, the quality of training and the level of their professionally significant characteristics, which are laid down and formed to a greater extent in the process of studying at a university. Currently, there are certain problems in the training of qualified specialists for education. Thus, there is an obvious need for innovative personnel - creative specialists with flexible thinking who are able to make decisions quickly and adequately.

It is customary to associate innovations in any field with the spiritual development of a person. The origin of innovation is based on the spiritual needs of people. If a society needs innovation, it usually indicates that people have increasing demands on the quality of life and the quality of education.

Modern science identifies several approaches to understanding innovation. The article discusses the key approaches that have been formed in Russian science.

A teacher who is prepared for innovative activity has a set of concepts of pedagogical innovation.

Key words: innovation, innovative technologies, pedagogical innovations.

Введение. Современные преобразования в обществе влекут за собой изменения во всех сферах и предъявляют достаточно высокие требования к системе образования, качеству подготовки кадров и уровню их профессионально значимых характеристик, которые закладываются и формируются в большей степени в процессе обучения в вузе. В настоящее время существуют определенные проблемы в подготовке квалифицированных специалистов для образования. Так, очевидна необходимость в инновационных кадрах - креативных специалистах с гибким мышлением, которые способны быстро и адекватно принимать правильные решения.

Принято связывать инновации в любой сфере с духовным развитием человека. В основе происхождения инноваций лежат духовные потребности людей. Если общество нуждается в инновациях, то это, как правило, свидетельствует о том, что у людей возрастают требования к качеству жизни и качеству образования.

Изложение основного материала статьи. В современной науке не существует однозначного подхода к пониманию инноваций. Важно рассмотреть ключевые подходы, сформировавшихся в отечественной науке по данному вопросу.

Так, основатели первого подход (Н.В. Бордовская, А.А. Реан) рассматривают педагогические инновации как базу для ведения нововведений. основатели подхода. Основным критерием для оценивания результативности инновации является ее влияние на результат образования. Необходимо отметить, что инновация способна в образовательном процессе осуществлять как положительные изменения, так и негативные извинения. В данном подходе Таким образом, под инновацией, в данном подходе, должно понимать различного рода новшество.

Представители следующего подхода - Сластенин В.А. и Подымова Л.С. определили собственное понимание понятия инновации. Данный подход рассматривает инновацию как введение новшеств в различные элементы обучения и воспитания, а также в процесс взаимодействия наставника и учеников.

Отечественные исследователи Т.И. Шамова, П.И. Третьяков не рассматривают под инновацией любое нововведение. С их точки зрения, под инновацией понимают лишь новшество, которое способно привносить что-то непосредственно в организацию процесса образования и его содержание. В контексте данного подхода инновация аналогична изобретению, которое подразумевает креативность и эволюционный процесс [5].

Характерной чертой инновационной деятельности безусловно можно считать её нацеленность на внедрение инновационных процессов.

Целью инноваций в области образования можно определить оптимизацию и совершенствование процесса образования. Таким образом, инновационный процесс в образовательной сфере должен способствовать положительным изменениям в образовательной практике, также благодаря внедрению новшеств образовательные системы должны совершенствоваться.

Таким образом, логика инновационного процесса подчиняется идеи модернизации и оптимизации системы образования и является отражением обновления образовательной системы [1].

Современная инновационная траектория включает в себя несколько стадий. Во-первых, это формирование, развитие и продвижение основной идеи. Далее осуществление разработки проекта инновации. Очередной важный шаг - экспертиза инновации. На следующем этапе происходит внедрение, анализ и внесение корректир. И, наконец, любая инновация проходит этап распространения (этап рутинизации).

Инновационные процессы формируются внутри фундаментальных закономерностей образования [2]. Возможно выделить основные закономерности:

- системные (например, процесс учения и преподавания);

- структурные (тип урока связан с его целью);

- эволюционные (образовательный процесс изменяется в ходе его развития);

- функциональные;

- информационные (образование зависит от культуры и информационного развития общества).

В качестве основы классификации инноваций возможно опираться на различные основания, например, по их направленность, по источники, продуктивность, по новизне.

Ряд исследователей выделяют четыре такие базы: «В качестве базы первой классификации определили охват. Выделяют три вида инноваций - комплексные (охватывают образовательное учреждение полностью); они взаимосвязаны между собой. Единичные и локальные (инновации не связаны между собой).

Вторая основа - соотношение нововведения и педагогического процесса: инновации в содержании и целях образования. Следующий тип инноваций - в способах, приемах, средствах и разработках. Третий тип - в организации обучения, в административной деятельности и деятельности педагогов и учеников.

В основе третьей классификации - потенциальные возможности, выделяют радикальные и комбинаторные инновации.

В основу четвёртой классификации положено то, как инновация соотносится с предшествующим опытом. В данном контексте можно выделить:

- замещающие;

- открывающие;

- инновации, основанные на обращении к прошлому эффективному опыту, - ретровведения» [5].

Основа еще одной классификации типов инновационных процессов, предложенная Т.И. Шамовой - «область применения инновации, это инновации в управлении, дидактики, теории и методике воспитания, психологии, предметных методиках, социологии, физиологии и гигиене, правовых основах образования, междисциплинарной области и в других областях» [5].

С точки зрения Т.И. Шамовой «каждая инновация проходит несколько этапов развития, это так называемый путь инновации, который мы обозначали ранее, опишем подробнее наиболее значимые из этапов:

Первый этап. Формирование идеи.

Второй этап. Целеполагание.

Третий этап. Разработка проекта.

Четвертый этап. Важной стадией развития инновации является стадия первого освоения. На данном этапе происходит первичное внедрение инновации. Этот шаг означает экспериментальную проверку с дальнейшей коррекцией проекта. Данный этап является значимым еще и потому, что именно в ходе него происходит формирование структуры инновационной деятельности.

Пятый этап. Следующий этап - это повторное освоение. Здесь происходит распространение инноваций. Распространение инновации не только в кругу инновационных площадок, но и на достаточно обширном числе

образовательных организаций. На этом этапе инновационный опыт не только повторяется другими организациями, но и активно распространяется. На этом же этапе возможно формирование новых взаимосвязей и элементов структуры инновации.

Шестой этап. Освоение (третья стадия) - рутинизация. Инновация переходит в раздел традиций. На данном этапе инновация представляет собой устойчивую образовательную систему» [5].

По степени эффективности вводимой инновации можно судить о её результате и степени принятия нововведения образовательной системой.

Масштаб применения нововведения предполагает выделение двух видов инноваций: диффузные и единичные.

Исследователь Хуторскому А.В. считает, что: «уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования:

1. Усовершенствование.

2. Рационализация.

3. Модернизация.

4. Эвристическое решение.

5. Педагогическое изобретение.

6. Педагогическое открытие» [4].

Рассмотрим понятие инновационных программ. Под инновационной программой понимается система инновационных проектов, которые намечается осуществить в ходе единого тематического направления.

Различают несколько видов инновационных программ. В зависимости от того, на каком уровне принимаются решения относительно инновационной программы, можно выделить федеральные инновационные программы и президентские инновационные программы, также выделяют региональные программы и отраслевые программы.

Для решения задач в различных областях развития общества разрабатываются и реализуются целевые инновационные программы. Для финансирования целевых программ возможно использоваться средства федерального бюджета, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Также осуществление целевых программ возможно осуществлять за счет привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников.

Рассмотрим важные важнейшие составляющие элементы в структуре инновационной программы.

В составе инновационной программы выделяют несколько разделов. В первом разделе содержится описание проблемы и разъяснение необходимости её разрешения инновационными методами.

Во втором разделе программы рассматриваются ключевые цели и задачи инновационные программы. Здесь же обозначается сроки реализации инновационной программы.

Третий раздел инновационной программы содержит характеристику системы мероприятий, финансы и ресурсы, которые определены для обеспечения успешной реализации программы.

В четвёртом разделе описывается механизм реализации программы.

Пятый раздел включает основное описание организации и специфики управления программой.

В шестом разделе обозначаются способы контроля над реализацией программы.

В завершающем разделе инновационной программы рассматривается оценка эффективности разработанный программы, а также описываются последствия реализации программы в экологической, экономической и социальной областях.

По аналогии с тем, как инновации относится к предшествующему опыту, точно также выделяются различные виды инновационных образовательных программ - замещающие образовательные программы (под ними понимаются такие образовательные программы, которые приходят на место устаревших образовательных программ) и открывающие образовательные инновационные программы (те программы, у которых не было аналогичных программ в прошлом).

Существует ещё одно основание для классификации инновационных программ - это инновационный потенциал. С данной точки зрения, выделяют радикальные инновационные программы, улучшающее инновационные программы и псевдоинновационные программы.

Важным аспектом инновационной образовательной программы являются её следующие черты:

- в первую очередь - прогностический характер;

- затем - инновационность содержание программы;

- инновационный характер применяемых технологий;

- особенность инноваций в организации процесса обучения;

- а также, инновационный аспект в плане управления образовательной программой.

Таким образом, инновация является универсальным термином, который в контексте категориального аппарата педагогики и психологии достаточно серьезно рассматривается исследователями. В отечественной науке определены различные трактовки сущности и структуры педагогической инновации, а также классификаций и требований к инновационным технологиям и программам.

Для определения готовности педагога к инновационной деятельности в образовании предполагает достаточный уровень качеств: индивидуальных и специальных. Под личностными качествами имеет ввиду стремление к творчеству, высокий уровень работоспособности, стрессоустойчивость, а под специальными - готовность специалиста к овладению современными технологиями, умение разрабатывать программы и проекты, способность к самоанализу и сформированность умения выявлять причины ошибок.

Переход процессуального плана обучения в личностно-ориентированный проходит по следующим аспектам.

Во-первых, направление и ориентация на обучение в плане педагогического эксперимента, стремление к инновационным технологиям.

Следующее направление - разработка профессионально-игровой деятельности, которая тесно связана с творческим процессом.

Третье направление - это развитие культуры общения и совершенствование инновационного мышления.

Деятельность педагога - инноватора тесно связана с потребностью в новшествах, в поиске интересных и более совершенных методов и способов работы.

Готовность специалиста к педагогическим инновациям основывается на трёх важнейших элементах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мотивационно-ценностный;

- когнитивный;

- операционально-деятельностный.

В целом, когда говорят о готовности педагогов к выполнению инновационной деятельности, важным аспектом является психологическая готовность педагога. В психологической готовности, в свою очередь, основной характеристикой является

личностная мотивационная готовность. Сюда относят желание улучшить процесс обучения, а также наличие у педагога необходимых личностных качеств.

Выводы. Таким образом, для того, чтобы создать необходимые условия для формирования готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности первым шагом следует обозначить выделение комплекса педагогических условий. В контексте педагогики комплекс - это совокупность педагогических условий, которые необходимы для эффективного формирования готовности педагогов к инновациям.

В нашей ситуации мы говорим о формировании готовности к инновациям и в педагогической науке условия - это дидактические категории, которые отражают важнейшие составляющие учебного процесса. Условия должны включать внутренние характеристики педагогического процесса. В.А. Сластенин определяет педагогические условия через «совокупность мер учебно-образовательного процесса, которые обеспечивают необходимый уровень развития некоторой категории личности ученика. Предполагая, что педагогические условия представляют собой обстоятельства, которые либо способствуют достижению успехов в образовательном процессе, либо тормозят его» [3].

При оценке условий следует ориентироваться на критерий необходимости и достаточности. Необходимость определяется тем, что без некоторых условий процесс не может реализоваться в полной мере. А критерий достаточности означает, что из данного комплекса условий нельзя исключить ни одного компонента. Оптимальность означает рациональный выбор некоторого числа компонентов.

Литература:

1. Носова, Л.А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности в период модернизации образования в России / Л.А. Носова, Т.А. Павлова // Е^сю. - 2019. - № 6 (33). - С. 396-403.

2. Сибагатуллина, А.Р. Инновационная образовательная среда как фактор развития готовности педагогов к профессиональной деятельности / А.Р. Сибагатуллина, Г.А.Степанова // Вестник Академии энциклопедических наук. -2020. - № 1 (38). - С. 58-63.

3. Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2006. - №1. - С. 32-38.

4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание / А.В. Хуторской. -М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

5. Шамова, Т.И. Инновационные процессы в школе как содержательная основа её развития / Т.И. Шамова, А.Н. Малинина, Г.М. Тюлю // Методика исследования. - М.: МГУ, 1993. - 17 с.

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Филенко Роман Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНИМАЦИИ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГАМ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы особенностей преподавания анимации на курсах повышения квалификации педагогам дополнительного образования. Развитие отрасли производства анимационной продукции создаёт потребность в новых специалистах. Один из способов формирования таких специалистов, это подготовка их с детского возраста. Обеспечить обучение детей можно в сфере дополнительного образования. В результате возникает вопрос о подготовке педагогических кадров. Эффективным способом подготовки педагогических кадров могут стать курсы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации. Но возникает вопрос о методическом наполнении этих курсов. Необходимо расставить акценты на особенности формирования методической базы. В статье производится анализ существующих курсов и программ. Рассматривается базовое программное обеспечение для организации кружка мультипликации.

Ключевые слова: дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, анимация, свободное ПО.

Annotation. This article discusses the issues of the features of teaching animation at advanced training courses for teachers of additional education. The development of the animation production industry creates a need for new specialists. One of the ways to form such specialists is to train them from childhood. it is possible to ensure the education of children in the field of additional education. As a result, the question of teacher training arises. Professional retraining courses and advanced training courses can become an effective way to train teaching staff. But the question arises about the methodological content of these courses. It is necessary to place emphasis on the features of the formation of the methodological base. The article analyzes existing courses and programs. The basic software for organizing an animation circle is considered.

Key words: additional education, advanced training, professional retraining, animation, free software.

Введение. В современном мире такой вид искусства как анимация, занимает твёрдые позиции и имеет большой потенциал для развития. В 20-м веке создание анимационных проектов требовало достаточно высоких затрат на производство. Процесс создания мультфильмов был продолжительным, а процесс съемки и используемое оборудование были специфическим. Основным носителем готового изображения являлась фотографическая плёнка. В конце 90-х годов с бурным развитием компьютерной индустрии и появлением цифровых средств фотофиксации, процесс создания анимационных произведений стал более доступен для большинства населения.

С началом 21-го века большинство крупных анимационных студий стало внедрять компьютерные технологии в свой производственный процесс. Переход с традиционной плёночной техники на современные цифровые технологии сформировал спрос на новых специалистов. Количество анимационной продукции стало увеличиваться, за счет интереса к ней со стороны компьютерной игровой индустрии, рекламной индустрии, новых социальных сред коммуникаций. Для удовлетворения отрасли производства анимации новыми специалистами, стали образовываться учебные центры для их подготовки. Но, в то же время, в студиях возрос спрос на определённые компетенции у специалистов в области анимации. Возник некоторый «кадровый голод». Студии стали готовить необходимых специалистов в области анимации самостоятельно, но этот процесс требует длительного срока и не всегда хватает ресурсов для обеспечения полноценного учебного процесса в рамках самой студии. В основном в отрасль идут специалисты из смежных отраслей: художники,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.