Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНОЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНОЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамулевич Светлана Викторовна

Статья посвящена специфике включения межпредметных связей в учебное дизайн-проектирование. Предложенная модель реализуется в обучении студентов направления графический дизайн Тихоокеанского государственного университета. Автор исследует возможности реализации межпредметных связей в процессе учебной проектной деятельности графических дизайнеров на базе дисциплин профессионального цикла. Работа опирается на существующий уровень разработанности теории межпредметных взаимодействий и компетентностного подхода к высшему образованию. Для определения понятия дизайн-проектирования как деятельности и как компетенции приводятся примеры трактовки термина разными учеными. В работе выявлены противоречия между существующей моделью подготовки специалистов в области графического дизайна и требованиями отрасли и рынка труда. Автор вычленяет новые актуальные виды графического дизайна, требующие оперативного реагирования в разработке специальных компетенций. В исследовании проведен учет межпредметных связей на основе которых формируются общепрофессиональные и специальные профессиональные компетенции в графическом дизайне. В модели реализуется компетентностный подход на всех на всех этапах проектирования. Дизайн-проект определяется как форма, демонстрирующая степень профессиональной компетентности. Дизайн-проектирование предложено рассматривать в роли интеграционной оболочки, включающей в себя знания и умения, полученные студентами при освоении студентами других модулей и дисциплин. Межпредметные связи интегрированные в процесс проектирования определяются как необходимое условие, активизирующие формирование профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамулевич Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE MODEL OF INTEGRATION OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN EDUCATIONAL DESIGN INGINEERING

The article is devoted to the specifics of the inclusion of interdisciplinary links in educational design. The proposed model is implemented in teaching students of the graphic design direction of the Pacific State University. The article analyzes the possibilities of implementing interdisciplinary connections in the process of educational design activities of graphic designers on the basis of the professional cycle disciplines. The work is based on the existing level of development of the theory of interdisciplinary interactions and the competence-based approach to university education. Examples of the interpretation of the term design engineering by various scientists are given. The term is defined as activities and as competencies. The author revealed contradictions between the existing model of training specialists in the field of graphic design and the requirements of the industry and the labor market. The study highlights new types of graphic design that require rapid response in the development of special competencies. The study takes into account interdisciplinary connections on the basis of which general professional and special professional competencies in graphic design are formed. The model implements a competency-based approach at all stages of design. A design project is defined as a form that demonstrates a degree of professional competence. Design engineering is proposed to be considered as an integration shell, which includes the knowledge and skills acquired by students in the classroom in other disciplines. Interdisciplinary connections integrated into the design process are defined as a necessary condition that activates the formation of professional competencies.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНОЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

больше, чем автоматическое упражнение. Оно требует личной реакции от учащихся и побуждает их опираться на собственный опыт.

Рекомендации. При использовании литературы на языковых уроках следует сосредоточиться на положительном вкладе литературного текста, поскольку она знакомит учащегося с различными регистрами, типами использования языка. Привлекательная и приятная короткая история, которая передает наши чувства или эмоции, может мгновенно тронуть сердце учащихся. Следовательно, литературное занятие становится не только увлекательным, но и отвечает взаимностью с импульсивностью и интересом. Эта искренность в обучении оставляет неизгладимое впечатление на умах учащихся.

Литература:

1. Виноградов, В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. - Москва: Наука. -1980. - 360 с.

2. Дурдымурадова, Б.Я. Средства создания парадокса в тексте и ситуации его использования / Б.Я. Дурдымурадова, Е.А. Лепшокова. - Chronos. - 2019. - № 12 (39). - С. 66-69.

3. Лепшокова, Е.А. Место парадокса в художественном произведении / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-1. - С. 171-174.

4. Лепшокова, Е.А. Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2018. - С. 151-157.

5. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2017. -С. 135-139.

6. Лепшокова, Е.А. Изучение извинения с позиций прагмалингвистики / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, 2019. - С. 144-149.

7. Лепшокова, Е.А. Особенности процесса обучения чтению / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2017. - С. 142-148.

8. Тоторкулова, К.А. Роль образования в социуме / К.А. Тоторкулова // Международный сборник научных статей: Традиции и инновации в системе образования. Выпуск XVII. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 228-231.

9. Хосуева, Ф.А. Культура речи: предмет и проблемы дисциплины в изучении иностранных языков / Ф.А. Хосуева, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Молодежь. Наука. Образование. Материалы республиканской научной студенческой сессии. - Карачаевск, 2020. - С. 347-352.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Тамулевич Светлана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНОЕ

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ИРОВАНИЕ

Аннотация. Статья посвящена специфике включения межпредметных связей в учебное дизайн-проектирование. Предложенная модель реализуется в обучении студентов направления графический дизайн Тихоокеанского государственного университета. Автор исследует возможности реализации межпредметных связей в процессе учебной проектной деятельности графических дизайнеров на базе дисциплин профессионального цикла.

Работа опирается на существующий уровень разработанности теории межпредметных взаимодействий и компетентностного подхода к высшему образованию. Для определения понятия дизайн-проектирования как деятельности и как компетенции приводятся примеры трактовки термина разными учеными. В работе выявлены противоречия между существующей моделью подготовки специалистов в области графического дизайна и требованиями отрасли и рынка труда. Автор вычленяет новые актуальные виды графического дизайна, требующие оперативного реагирования в разработке специальных компетенций.

В исследовании проведен учет межпредметных связей на основе которых формируются общепрофессиональные и специальные профессиональные компетенции в графическом дизайне. В модели реализуется компетентностный подход на всех на всех этапах проектирования. Дизайн-проект определяется как форма, демонстрирующая степень профессиональной компетентности. Дизайн-проектирование предложено рассматривать в роли интеграционной оболочки, включающей в себя знания и умения, полученные студентами при освоении студентами других модулей и дисциплин.

Межпредметные связи интегрированные в процесс проектирования определяются как необходимое условие, активизирующие формирование профессиональных компетенций.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, графический дизайн, межпредметные связи, дизайн-проектирование, профессиональные компетенции учебное проектирование, этапы проектирования.

Annоtation. The article is devoted to the specifics of the inclusion of interdisciplinary links in educational design. The proposed model is implemented in teaching students of the graphic design direction of the Pacific State University. The article analyzes the possibilities of implementing interdisciplinary connections in the process of educational design activities of graphic designers on the basis of the professional cycle disciplines.

The work is based on the existing level of development of the theory of interdisciplinary interactions and the competence-based approach to university education. Examples of the interpretation of the term design engineering by various scientists are given. The term is defined as activities and as competencies. The author revealed contradictions between the existing model of training specialists in the field of graphic design and the requirements of the industry and the labor market. The study highlights new types of graphic design that require rapid response in the development of special competencies.

The study takes into account interdisciplinary connections on the basis of which general professional and special professional competencies in graphic design are formed. The model implements a competency-based approach at all stages of design. A design project is defined as a form that demonstrates a degree of professional competence. Design engineering is proposed to be considered as an integration shell, which includes the knowledge and skills acquired by students in the classroom in other disciplines.

Interdisciplinary connections integrated into the design process are defined as a necessary condition that activates the formation of professional competencies.

Key words: higher professional education, graphic design, interdisciplinary communications, design engineering, professional competencies educational design, design stages.

Введение. Графический дизайн, как активно развивающаяся отрасль художественного проектирования включает в себя широкий диапазон видов и направлений. В традиционной практике обучения графическому дизайну в высшей школе, дизайн-проектирование формирует практический опыт создания дизайн-продукта в определенных сложившихся видах графического дизайна:

- графический фирменный стиль и дизайн фирменных знаков (логотипов);

- дизайн рекламной и полиграфической продукции, дизайн многостраничных изданий (книг и журналов);

- дизайн упаковки;

- шрифтовой дизайн;

- дизайн плакат и афиш;

- информационный дизайн и инфографика;

- коммерческая иллюстрация и прикладная графика.

Структура видов современного графического дизайна находится в стадии активного формирования и стремительно меняется вместе с изменениями в индустрии визуальных коммуникаций и цифровых технологий проектирования и иллюстрирования.

Новые, активно востребованные виды дизайна образуются на стыке традиционных проектных и графических техник, цифровых и мультимедиа технологий. К таким направлениям мы относим:

- концепт-арт и проектирование интерфейсов, графики, персонажей и локаций для компьютерных игр, интерактивных продуктов, включая веб сайты и разработку приложений для различных гаджетов;

- дизайн взаимодействий (UX/UI дизайн), где UX (user experience) - пользовательский опыт, а UI (user interface) -дизайн пользовательского интерфейса;

- видео дизайн и цифровая коммерческая анимация, включая моушен-дизайн, анимированную инфографику, и динамическую (кинетическую типографику);

- цифровое иллюстрирование и моделинг. В практике подготовки графических дизайнеров в Тихоокеанском государственном университете в учебный план включены актуальные направления графического дизайна. Новые направления графического дизайна изучаются в рамках соответствующих дисциплин по выбору Веб-дизайн, Видео дизайн и анимация, Дизайн компьютерных игр, в творческой и производственной практике; в заданиях дисциплин профессионального цикла. Здесь дизайн-проектирование выступает основной профессиональной компетенцией, как единый для всех направлений графического дизайна вид деятельности, связывающий все аспекты профессиональной подготовки.

Возросший объем компетенций, предъявляемых рынком труда к профессиональному дизайнеру, вступает в конфликт с инертностью и отставанием, с недостаточной разработанностью образовательных программ нацеленных на освоение новых направлений графического дизайна. Динамика стремительных изменений на рынке труда и в отрасли создает проблему в своевременном реагировании образовательных программ и в разработке новых профессиональных компетенций. Решению этих проблем может способствовать активизация межпредметной интеграции на всех уровнях профессиональной подготовки графических дизайнеров в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Фундаментальные основы межпредметных связей (МПС) подробно разработаны в целом ряде исследований. Основы теории межпредметных связей уходят в историческое прошлое. В разной степени к этому вопросу обращались классики педагогики: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, В.Ф. Одоевский, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, Н.К. Крупская и другие. Далее к развитию теории и систематизации понятия, разработке классификации (формы, типы и виды МПС), принципов построения, методов интеграции и моделей МПС обращались многие ученые: В.А. Далингер, Н.М. Бурцева, Е.В. Старцева, В.М. Максимова, В.В. Завьялов, А.В. Усова, В.Н. Федорова, Е.А. Данилова и Н.П. Ординарцева, А.И Еремкин, А.А. Коростелев и многие другие.

Наиболее глубоко интеграция межпредметных знаний разработана для различных возрастных групп, для дисциплин естественно-математического цикла реализуемых в рамках различных ступеней образования. Вопрос межпредметной интеграции в высшей школе рассматривался в диссертационных исследованиях И.Е. Карнаух, Е.И. Свиридовой, Е.И. Куимовой, И.И. Кириченко. Этому вопросу в дизайн-образовании посвящены исследования: Н.П. Харьковского, В.А. Шабановой, А.М. Ахметовой, С.К. Савицким И.В. Алексеевой.

Модели интегрирования и учета МПС в подготовке специалистов в области графического дизайна и других специальностей художественной направленности разработаны в меньшей степени. Данное исследование ставит задачу сформировать модель учета МПС и дидактических единиц в дизайн проектировании, создающую условия активизации образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

Новый подход к выбору профессиональных компетенций утвержденный Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования России (ФГОС 54.03.0l Дизайн, Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020), реализуется сегодня в сфере высшего образования в области дизайна. В стандарте четко определены только общепрофессиональные компетенции, которыми должен обладать бакалавр дизайна. Все профессиональные компетенции рекомендуется формировать в каждой образовательной программе самостоятельно, что позволяет оперативно реагировать на требования и изменчивость отрасли и рынка труда [6].

Коробий Е.Б. формулирует понятие профессиональной компетентности как интегративного качества личности, базирующегося на умении решать проблемы и профессиональные задачи в реальных жизненных условиях, с использованием имеющегося опыта и знаний, наклонностей и ценностей, в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, имеющегося опыта. Исследователем определены компоненты профессиональной компетентности такие как: профессиональная грамотность; опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием цифровых мультимедиа технологий для достижения профессионально значимых целей [3].

Белорусский ученый В.В. Голубев дает определение дизайн-проектированию и выделяет этот вид профессиональной деятельности, как деятельность ориентированную на системно-целостное отражение и преобразование среды жизнедеятельности человека на основе комплексного применения методологических принципов научного, технического и художественного творчества [1].

Резинкина Л.В, и Дромова Н.А. в своей статье «Актуальность введения профессиональной компетенции дизайн-проектирования идеи» определяют дизайн-проектирование как интеграцию двух методов проектирования - от функции и

конструкции к форме и от формы к функции и конструкции, которая приводит к новому целостному продукту, обладающему оптимальными функциональными, эргономическими, художественно-эстетическими свойствами [5].

Н.А. Дромова рассматривает профессиональную готовность будущего дизайнера - как многоаспектный феномен, важным элементом которого являются профессиональные компетенции. Исследователь обосновано предлагает ввести специальную профессиональную компетенцию - дизайн-проектирование, как основу профессиональной подготовки графических дизайнеров и дает этому виду деятельности определение. Н.А. Дромова рассматривает дизайн-проектирование как специфический вид проектной деятельности, в которой на основе образно-конструктивного мышления происходит практическое воплощение воображаемого объекта в эстетически ценную и художественно выразительную форму [2].

В процессе изучения дисциплин Проектирование, Основы производственного мастерства, Основы проектной деятельности формируется профессиональная компетентность выпускника высшей школы для дальнейшей реализации в сфере индустрии визуальных коммуникаций. Получение специальных профессиональных компетенций в различных видах графического дизайна происходит в процессе проектной профессиональной деятельности направленной на создание дизайн-продукта.

Учитывая востребованность в высшей школе моделей междисциплинарных взаимодействий на различных уровнях обучения, по различным направлениям подготовки, предлагаем внедрять межпредметные связи в дизайн-проектирование на уровнях процесса, методов, задач, техник проектирования, инструментария и технологий. Давайте рассмотрим модель учета МП на примере учебного дизайн-проектирования в дисциплинах профессионального цикла направления подготовки графический дизайн на кафедре дизайна декоративно-прикладного искусства и этнокультуры Педагогического института Тихоокеанского государственного университета. Дизайн-проектирование как преобладающий вид учебной деятельности, представлено в дисциплинах: Проектирование, Основы производственного мастерства, Дизайн компьютерных игр, Веб-дизайн, Видеодизайн и анимация.

Рассмотрим подход к включению МПС и дидактических единиц из других образовательных модулей в дизайн-проектирование. Процесс дизайн-проектирования предлагаем разбить на три крупных этапов:

- этап предпроектного и проектного анализа;

- этап проектирования;

- этап представления проекта и дизайн-продукта.

На этапе предпроектного анализа формируется и выдается задание на проектирование, транслируется и осмысливается проектная идея, определяются и формируются проектные цели и задачи. Здесь интеграция межпредметных связей реализуется через включение в техническое задание на проектирование (ТЗ) дидактических единиц из других дисциплин с конкретизацией и точным обозначением. Например, одной из таких задач может быть реализация в проекте определенного стилистического решения (проектирование дизайн продукта в конкретном стиле), или особая задача разработки оригинального авторского стилистического решения, или изучение определенного популярного на момент проектирования стиля, часто используемого в этом виде дизайна для последующей реализации его в проекте и продукте. В этих задачах задействованы дидактические единицы из дисциплин История искусства и История и современные проблемы в дизайне. Активизируются условия реализация ОПК 1 - профессиональная ориентация, ОПК 2 - научные исследования, ОПК 6 -информационно-коммуникативные технологии.

В заданиях на учебное проектирование нами реализуется учебная модель: «Я заказчик - я дизайнер-исполнитель, конкретизированная в задаче составления технического задания (ТЗ) и Брифа (опросника) по теме проекта каждым студентом самостоятельно. Эта дидактическая единица связывает дизайн-проектирование с дисциплинами: Основы производственного мастерства и Основы проектной деятельности и формирует специальную профессиональную компетенцию - работа с заказчиком. Общепрофессиональная компетенция Владение информационно коммуникативными технологиями (ОПК 6) отрабатывается в процессе предпроектного анализа и анализа проектной ситуации. На этом этапе рекомендуем активно внедрять дидактические единицы из таких дисциплин как Информатика и Компьютерная графика. Они необходимы в сборе и структурирование информации, в изучение передовых дизайнерских разработок, так называемой «насмотренности», в анализе и поиске стилей и модных тенденций, в сборе аналогов и прототипов по проекту, в выборе техник и технологий проектирования.

На этапе самого проектирования дизайн продукта формируются следующие общепрофессиональные компетенции: Создание авторского дизайн-проекта (ОПК 4), Методы творческого процесса дизайнеров (ОПК 3). На стадии разработки проектной идеи востребованы дидактические единицы дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла: Рисунок, Основы рисунка и живописи в дизайне, Композиция, Цветоведение, Техники графики, Основы компьютерной графики. В визуализации идеи могут быть использованы различные техниках графики традиционные и цифровые. Этот этап содержит в себе и дидактические единицы из таких дисциплин как Организация проектной деятельности, Основы производственного мастерства такие как методы проектирования, этапы проектирования, отчет о выполнении этапов проекта, работа с заказчиком.

В этап проектирование дизайн-продукта интегрируются компетенции из модулей обучающих цифровым технологиям и цифровой грамотности, коммуникабельности, коммуникативности и формирующих специальные профессиональные компетенции: цифровая иллюстрация, цифровое моделирования, макетирование и верстка. Эти межпредметные связи нацелены на формирование ОПК 6, ОПК 3.

На последнем этапе учебного проектирования рекомендуется включать в задачи создания презентационных продуктов для защиты проекта ряд дидактических единиц формирующих компетентность дизайнера в этом виде дизайнерской деятельности и на этом этапе работы по реализации проектной документации и объектов проектирования. Здесь формируются специальные профессиональные компетенции: представление и защита проекта, владение инструментами и оборудованием для реализации макетов и презентационных планшетов, работа с заказчиком. Мартынов В.В., Найденова Л.В. рассматривают окончательный дизайн-проект как форму выявления уровня сформированности профессиональных компетенций у выпускника направления «Графический дизайн» [4, С. 353].

Выявление проектных задач на различных этапах работы над учебным проектом в графическом дизайне позволяет учесть межпредметные взаимодействия и интегрированные в проектирование дидактические единицы, создающие условия для активизации формирования профессиональной компетенции дизайн-проектирование. Мы видим систему, применимую ко всем видам графического дизайна. На всех этапах дизайн-проектирования присутствуют межпредметные связи, формирующие условия для успешной реализации общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Выводы. Следует отметить, что, несмотря на научную разработанность фундаментальных основ межпредметных связей, их применение в процессе подготовки компетентного специалиста в области графического дизайна требует дальнейшей детальной разработки и осмысления. Исходя из вышеизложенного дизайн-проектирование можно определить как основной вид деятельности демонстрирующим профессиональные компетенции дизайнера-графика. Дизайн-проект рассматривается нами, как важная профессиональная компетенция и как форма демонстрации уровня

конкурентноспособности выпускника. Дизайн-проектирование рассматривается как интеграционная оболочка, включающая в множество компетенций, полученных студентами при изучении широкого ряда других дисциплин. Исследование выявило, что актуализация интеграционных связей в процесс дизайн-проектирование на всех этапах профессиональной проектной деятельности графического дизайнера становится одним из главных условий реализующих профессиональную компетентность в различных видах графического дизайна. Межпредметная интеграция влияет на качество конечного продукта, и на качество процесса учебной проектной деятельности. Интеграция в дизайн проектирование дидактических единиц из широкого ряда дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла, создает благоприятные дидактические условия формирования профессионала в учебном пространстве высшей школы. Высокий уровень владения дизайн-проектированием создает для выпускника благоприятные условия реализации в профессии и на рынке труда.

Литература:

1. Голубев, В.В. Профессиональная подготовка студента-дизайнера в условиях перехода к многоступенчатой модели высшего образования в Республике Беларусь дизайнера / В.В. Голубев // Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы II МНПК, в 2-х частях. - Ч.2. - Минск: Колороград, 2015. - 234 с.

2. Дромова, Н.А. Дизайн-проектирование как основа профессиональной подготовки будущих дизайнеров / Н.А. Дромова // Человек и образование. - 2019. - No 1 (58). - С. 156-162.

3. Коробий, Е.Б. Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Коробий Елена Борисовна. - Москва, 2015. - 26 с.

4. Мартынов, В.В., Найденова Л.В. Дизайн-проект как форма выявления уровня сформированности профессиональных компетенций у выпускника направления "графический дизайн" / В.В. Мартынов // Новые идеи нового века: Материалы международной научной конференции. - Хабаровск: ФАД ТОГУ, 2019. - T. 2. - С. 353-358.

5. Резинкина Л.В., Дромова Н.А. Актуальность введения профессиональной компетенции дизайн-проектирования идеи / Л.В. Резинкина // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2019. - No 1. - С. 77-80.

6. ФГОС 54.03.01 Дизайн. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1015 // http:// fgosvo.ru (дата обращения 30.05.2022). - Режим доступа: свободный.

Педагогика

УДК 378.18

студентка 3 курса Тимофеева Яна Аркадьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные аспекты влияния стиля и типа воспитания в семье на успешное развитие и функционирование эмоционального интеллекта. Выделены факторы риска, а также описан процесс протекания здорового развития эмоционального интеллекта. Кроме того, на основе данной работы был проведен опрос студентов Северо-восточного федерального университета о влиянии семьи на развитие эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, воспитание, социализация, возрастные особенности развития, стиль воспитания.

Annotation. This article discusses the main aspects of the influence of the style and type of upbringing in the family on the successful development and functioning of EI. There are some identification of risk factors, and the description of process of emotional intelligence healthy development. In addition, on the basis of this research, a survey was conducted among students of the North-eastern Federal University on the influence of family on the development of emotional intelligence.

Key words: emotional intelligence, upbringing, socialization, age-related features of development, parenting style.

Введение. На сегодняшний день проблема здорового и качественного воспитания и развития детей в каждой семье является важной и актуальной так же, как это было большую часть существования человечества в целом. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок перенял от него всё самое лучшее и максимально реализовался как здоровая и успешная личность в будущем. Однако стоит помнить, что мы все разные, и определенная часть людей мыслит по-другому, что значит и предпринимает иные средства для достижения поставленной цели. Одна часть условных родителей считает, что для успешной реализации в обществе их ребёнку нужно лишь поглощать логическую информацию и узнавать как можно больше нового, работая словно искусственный интеллект, пока другая считает физическое развитие самым главным путем достижения поставленной цели. Но несмотря на это, остаётся незамеченной действительно значимая часть воспитания ребёнка, - психическая, при которой развивается не только логический интеллект, но и эмоциональный.

Изложение основного материала статьи. Проблема эмоционально интеллекта отражена в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: Д. Гоулмен (теория эмоциональной компетентности), Х. Вайсбах, У. Дакс (эмоциональный интеллект как умение «Интеллектуально управлять своей эмоциональной жизнью), Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн (интеллектуальный процесс невозможен без участия эмоций), А.Н.Леонтьев (мышление имеет эмоциональную регуляцию), Т.П. Березовская (возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения).

Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Способность осознавать, что ребёнок чувствует на данный момент, возможность иметь представление о чувствах другого человека и уметь воздержать свои кратковременные желания и порывы для достижения дальнейшей практической цели [5].

Отчего же эмоциональный интеллект иногда кажется нам не таким важным, как логический? Не так давно ведь главным компонентом успеха в будущем ребёнка были логические знания, как таковые, так как в современном обществе информация является возможностью к успешной реализации в жизни. Обратимся к истории: важность эмоционального интеллекта доказана Д. Гоулманом в его работе 1995 года «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Изучая человеческий интеллект, он определил, что его возможности не заканчиваются лишь логическим пониманием вещей, и для успеха в будущем важен не только он, поэтому вопросом эмоционального интеллекта в дальнейшем занялись вплотную. Как человек будет реагировать на столкновение с определенной стрессогенной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.