LU
s ^
о
LU
* * *
278
8. Мошков В. Некоторые провинциальные особенности в русском народном пении // Баян. -1890. - № 4,5.
9. Музыкальная фольклористика. Вып. 3 / Предисловие. - М., 1986. - С. 327.
10. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003.-248 с.
11. Очерки традиционной культуры казачеств России / Научно-исследовательский Центр традиционной культуры Государственного научно-творческого учреждения "Кубанский казачий хор" [и др.]; под общ. ред. Н.И. Бондаря. -Краснодар : ЭДВИ, 2005. - 632 с. + 8 с. цв. + цв. карты.
12. Поляков А.В. Формирование стилевой компетентности у студентов музыкально-педагогических вузов в процессе профессионального образования: теория и практика : монография / АВ. Поляков ; ФГБОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т". -Екатеринбург: Ажур, 2015. - 192 с.
13. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. - М.: Советский композитор, 1986. - С. 11-47.
14. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. - М. : Московская государственная консерватория, 1998. - 464 е., нот.
14. Wollheim R. Art and Its Objects : an Introduction to Aesthetics. - N. Y.: Harper & Row, 1968.
< ct
LU
THE COMPETENCE POTENTIAL OF THE DISCIPLINE"SPECIAL DRAWING"
Leven Oleg Leonidovich, Associate Professor ofDepartment ofDrawing, Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow region
The article is devoted to the problem of determining the set of competencies that can be formed in undergraduate students in the direction of training "Design" mastered the program of discipline "Special drawing". On the basis of the theoretical principles of the competence approach, standards of educational standards, practical experience in the implementation of the experimental program, the main and expanded set of competencies was determined, which together determine the competence potential of the discipline "Special drawing". The article also proposes to discuss the problem of formation of "visual-communicative" professional competence, which characterizes the ability of the student to carry out professional communication in project activities by means of graphic drawing and graphics.
Keywords: special drawing; design education; set of competences; educational standard; visual and communicative competence.
УДК 372.874 ВАК РФ 13.00.02
©Левен О.Л., 2020
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ "СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК"
Статья посвящена проблеме определения набора компетенций, которые могут быть сформированы в процессе освоения дисциплины "Специальный рисунок" у студентов, обучающихся по направлению "Дизайн". На основе теоретических положений компетентностного подхода, нормативов образовательных стандартов, практического опыта реализации экспериментальной программы, авторами был определен основной и расширенный набор компетенций, в совокупности определяющих компетентностный потенциал дисциплины "Специальный рисунок". Также в статье предложено к обсуждению проблема формирования "визуально-коммуникативной"профессиональной компетенции, характеризующей способность обучающегося осуществлять профессиональную коммуникацию в проектной деятельности изобразительными средствами рисунка и графики.
Ключевые слова: специальный рисунок; дизайн-образование; набор компетенций; образовательный стандарт; визуально-коммуникативная компетенция.
ЛЕВЕН Олег Леонидович,
доцент кафедры Рисунка, Московский государственный областной университет, Мытищи, Московская область
Стратегической задачей российской образовательной политики на современном этапе модернизации высшего образования является формирование "гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда" [4, с. 2].
Системной основой реализации поставленных задач является компетентностный подход в обучении [6]. Степень сформированное™ профессиональных компетенций будущего дизайнера отражает уровень профессиональной подготовки выпускника, освоившего программу бакалавриата соответствующего направления
обучения. Вданном контексте профессиональные компетенции дизайнера можно рассматривать как набор важных профессиональных качеств, необходимых для эффективного осуществления профессиональных действий в рамках социального заказа, повышающих конкурентоспособность на рынке труда, отражающих готовность молодого специалиста к саморазвитию, социальной ответственности и мобильности в коммуникативной сфере.
На современном этапе ключевой задачей в системе дизайн-образования является развитие визуального художественно-проектного мышления будущих бакалавров дизайна [6]. В данном контексте становятся особенно актуальными вопросы формирования профессиональных компетенций в области учебных дисциплин изобразительного цикла - академического рисунка, академической живописи, художественной композиции. Одной из наиболее актуальных и дискуссионных проблем в современной практике дизайн-образования является реализация в проектной деятельности знаний и навыков изобразительной грамоты, полученных на занятиях академическим рисунком. Несмотря на большое внимание, которое в последнее десятилетие уделяется этой тематике педагогическим сообществом, до сих пор не существует консолидированного мнения по вопросам методики обучения дизайнеров специальному (прикладному, специализированному и т.п.) рисунку.
Для решения теоретических и практических задач, которые обозначились в процессе обучения дизайнеров специальному рисунку на факультете ИЗО и НР МГОУ в 2014-2019 гг., нами было проведено исследование, посвященное данной тематике. На основании анализа специфики профессионального дизайнерского рисунка были выявлены функции и свойства, определена роль и место учебной дисциплины в ООП [5]. Входе экспериментальной работы корректировались задания, учитывались замечания и предложения ведущих преподавателей кафедр рисунка, композиции, графического дизайна, дизайна среды. Для разработки эффективной методики обучения дизайнеров специальному рисунку необходимо было определить набор компетенций, которые могут быть сформированы в процессе освоения дисциплины.
Таким образом, была сформулирована задача исследования, которой посвящена данная статья: на основании теоретических положений компетентностного подхода и экспериментального исследования выявить
компетентностный потенциал дисциплины "специальный рисунок". Понятие "потенциал" в энциклопедической литературе - это возможности, средства, ресурсы, источники, которые могут быть применены для достижения определенного результата. В нашем случае "компетентностный потенциал дисциплины" подразумевает определение области компетенций, формируемых методическими и педагогическими средствами специального рисунка.
Основными ориентирами для решения поставленной задачи были определены:
- Теоретические положения компетентностного подхода [2,3,8];
- Требования государства к уровню подготовки выпускников [4, 7];
- Практические результаты учебного процесса, полученные в ходе педагогического эксперимента [5].
Компетентностный подход в высшем образовании разрабатывали В.И. Байденко, В.Д. Шадриков, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской и др. История становления, этапы развития компе-тентностной модели образования были подробно исследованы в трудах российских ученых: В.И. Байденко, А.Г. Бермуса, A.A. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.И. Субетто, A.B. Хуторского и др. В научных трудах ученых были отражены следующие основные этапы формирования компетентностного подхода:
- 1960-1970 гг. - в когнитивной психологии в Европе;
- 1990-е годы - постепенное введение в нормативную практику образовательной системы Европы;
- 2000-е годы - разработка компетентност-ной модели для российской системы общего и высшего образования.
Исследователи отмечают, что, в отличие от европейской системы образования, где ком-петентностная модель является результатом эволюционных изменений в обществе за последние три десятилетия, в России переход к Болонской системе требует коренных преобразований [2,3,9].
Таким образом, в начале XXI века проблема "формирования новой парадигмы результата образования" [3, с. 8] оказалась в центре внимания российского педагогического сообщества. Известные психологи, социологи, педагоги в научных статьях, монографиях, вышедших в российской научной периодике в первое десятилетие XXI века, в широкой полемике обсуждали понятийный аппарат компетентно-
стной модели в обществе и в образовании. Предлагались различные варианты определения и взаимоотношений понятий "компетенция" и "компетентность" [2, 3, 8], систематизация видов компетенций (37 видов по Дж. Равену, три основные группы компетентнос-тей по И.А. Зимней [2, с. 12], четыре типа образовательных компетенций по A.B. Хуторскому - ключевые,универсальные, метапредметные, предметные и др.), разделение по сферам деятельности, определение функции, структуры и содержание компетенций.
В последние десятилетия различные аспекты проблемы формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна, рассматриваются в диссертационных исследованиях: E.H. Ковешниковой "Теория и методика художественного профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров)", дис. д-ра пед. наук (2000 г.); С.М. Кожуховской "Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации", дис. д-ра пед. наук (2011 г.); E.H. Кольцовой (2017 г.); О.П. Андреевой (2011 г.); П.А. Ковешникова (2016 г.), H.A. Бахловой (2018 г.) А.И. Кулешовой (2009 г.), Н.Е. Рудневой (2017 г.), О.И. Олонцева (2010 г.), В.П. Фалько (2009 г.), И.Н. Полынской (монография, 2012 г.) Е.Ю. Усенковой (2009 г.) и др.
Ученые предлагают различные варианты моделей компетенции специалистов, востребованных на рынке труда. Обобщая различные подходы к реализации обучения на основе компетенций, можно утверждать, что компе-тентностный подход является результатом взаимовлияния интересов общественных и образовательных институтов стребованиями рынка труда. Исследуя содержание таких категорий, как компетентность и компетенции в образовании, большинство исследователи отмечают, что эти понятия включают в себя знания, умения и навыки, дополняя их личностными качествами обучающихся [2,3,8].
С 2016 года в образовательных стандартах сформулированы следующие виды компетенций, которые должен освоить в процессе обучения выпускник уровня бакалавриата направления 54.03.01 Дизайн: общекультурные (OK), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК).
Общекультурные компетенции формируют ценностные характеристики человека, обеспечивающие эффективную коммуникацию личности в социуме. По мнению исследователей, общекультурные компетенции являются фундаментом профессиональных компетенций, во многом определяющие формирование моти-
вационно-личностного компонента ПК и ОПК, без которого невозможно достичь успеха в профессиональной деятельности. Мы полностью поддерживаем эту позицию, в связи с чем одной из актуальных для задач нашего исследования является расширение набора общекультурных компетенций дисциплины "Специальный рисунок".
Для эффективного осуществления профессиональной деятельности после окончания университета выпускники должны сегодня в первую очередь владеть необходимыми профессиональными компетенциями. В наиболее общем толковании компетентностный подход осуществляет связь теории и практики, компетенция "является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике" [8,с.11].
Анализ научно-исследовательской литературы в области изучения компетентностного подхода в обучении дизайнеров позволяет сделать несколько общих выводов. Большинство исследователей выделяют:
- компоненты профессиональной компетенции дизайнера, определяющиеся видом деятельности и профилем специальности (художественные, проектные,технологические и др.) Следует отметить, что каждый элемент содержит когнитивную (знания) и деятельност-ную (умения и навыки в конкретной области профессиональной деятельности) составляющие.
- компоненты профессиональной компетенции, обусловленные личностной и деятель-ностной составляющей содержания понятия "компетентность", детерминируемые индивидуальными качествами конкретного специалиста (мотивационный, рефлексивный, креативный). Эти элементы определяют понятия "готовность", "способность" к применению сформированных компетенций в конкретных условиях трудовой деятельности.
Проведенный обзор научных исследований позволил нам выделить в качестве основных когнитивный, деятельностный, мотивацион-но-личностный компоненты структуры профессиональной компетентности. Эту структуру компетенции можно принять за основу разработки критериальной базы оценивания степени сформированности компетенции. На данный момент существуют различные подходы к определению критериев оценивания компетенции, мы считаем, что в нашем случае, наиболее оптимальным является метод оценки по критериям, соответствующим мотивационно-личностному, когнитивному, деятельностному
компонентам структуры профессиональной компетенции.
В содержание мотивационно-личностного компонента входят потребности, склонности к определенному виду деятельности, интерес к будущей профессии, познавательный интерес, учебная мотивация. Личностную составляющую профессиональной компетенции будущего дизайнера определяет наличие творческих способностей, склонность к творческой деятельности, креативность мышления, коммуникативные способности, волевые свойства личности - работоспособность, способность к самоорганизации.
Степень сформированности когнитивного компонента компетенции демонстрирует уровень владения студентами теоретическими знаниями, необходимыми для реализации профессиональной проектной деятельности дизайнера. Показателями когнитивного компонента профессиональной компетенции дизайнера являются: знания из области теории теней и отражений, перспективы, пластической анатомии. Будущий выпускник кафедр средового и графического дизайна на занятиях специальным рисунком должен демонстрировать знание основ комбинаторики, знать виды и выразительные средства композиции, технические особенности графических материалов и технологию их применения, методы ведения тонального рисунка и частные методики рисования форм живой и неживой природы.
Деятельностный компонент профессиональной компетенции отражает уровень сформированности умений, навыков, опыта деятельности, необходимых для эффективного решения проектного задания. Показателями сформированности деятельностного компонента являются соответствующие качества рисунков и графических работ, выполненных бакалаврами, обучающимися по направлению "дизайн", в процессе аудиторной, самостоятельной и домашней работы. Ключевые практические навыки и умения, необходимые в профессиональной деятельности, выражены в требованиях образовательного стандарта, в котором будущие дизайнеры должны демонстрировать "способность владеть рисунком и приемами работы" (ПК-1), [7, с.8]; "умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1)" [7, с.7].
В своём исследовании мы, в первую очередь, опираемся на компетентностную модель специалиста в области дизайна, основные положения которой сформулированы в Федеральных государственных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) [7]. В характеристике направления подготовки "дизайн" дается определение области профессиональной деятельности и соответствующих ей профессиональных задач, которые способны решать бакалавры дизайна. Спецификой практической дизайнерской деятельности является сочетание художественной и инженерной составляющих, подчиненных решению конкретной проектной задачи. Ориентация планируемых результатов обучения на практическую направленность профессиональной деятельности будущих выпускников определяет выбор образовательной организацией содержания подготовки. Соответственно, приоритеты учебного процесса смещены в область формирования и развития компетенций, соответствующих художественному, проектному и информационно-технологическому видам профессиональной деятельности.
На факультете ИЗО и НР МГОУ дисциплина "Специальный рисунок" была введена в учебные планы в связи с появлением нового направления подготовки "Дизайн" в 2008 году. На момент начала нашего исследования в 2014 году учебные планы формировались в соответствие с ФГОС ВО 2009 г. За дисциплиной были закреплены общекультурные компетенции ОК-6,ОК-7, и профессиональная компетенция ПК-2. Позднее требования к результатам обучения были изменены в 2016 г., в связи с принятием нового образовательного стандарта высшего образования [7].
На начальном этапе исследования мы ориентировались на компетенции ОПК-1 и ПК-1, утвержденные в учебном плане направления "Дизайн" 2016 года для дисциплины "Специальный рисунок".
В рамках нашего исследования был проведен обзор ОП и РПД различных вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению "дизайн", с целью определения статуса дисциплины "Специальный рисунок" в системе образовательных программ [5].
Необходимо отметить, что в учебных планах большинства образовательных учреждений соответствующего профиля, компетенции ОПК-1 и ПК-1 составляют основу набора компетенций, формируемых по специальным дисциплинам изобразительного цикла. Соответственно, эти компетенции были определены
ш S
О ш
<
С[ ш
* * *
282
как базовые для разработки экспериментальной программы по специальному рисунку.
Как было сказано выше, определение ком-петентностного потенциала дисциплины "специальный рисунок" основывается на реализации теоретических положений компе-тентностного подхода в образовательной практике, ориентированной на требования, формализованные в ФГОС ВО третьего поколения. Выбор "определения направлений и приоритетов в учебно-творческой деятельности студентов, прежде всего, в сторону прак-тико-ориентированности обучения" [1, с. 18] определяет содержание, цели и задачи обучения в области прикладных дисциплин, к которым относится "специальный рисунок".
Следует особо отметить, что "Специальный рисунок" занимает одну из ключевых позиций в области осуществления междисциплинарных связей базовых дисциплин "Проектирование" и "Академический рисунок" в структуре ООП. [5]. Соответственно, определение его роли в формировании профессиональных компетенций необходимо рассматривать в контексте специфики этих ведущих прикладных дисциплин в системе подготовки дизайнеров.
В экспериментальной программе дисциплины "Специальный рисунок" ставятся следующие учебные задачи:
- научить выражать проектные идеи средствами и приемами графики;
- научить профессионально использовать графические средства и материалы;
- развить навыки аналитического рисунка, быстрого рисунка и линейно-конструктивного построения;
- сформировать навыки применения изобразительных средств рисунка в профессиональной коммуникации;
- научить использовать в практике рисования закономерностей гармонизации изображения, полученных на занятиях по пропедевтике и композиции;
- обеспечить междисциплинарные связи с другими художественно-творческими дисциплинами (история искусства, история дизайна и др.).
Профессиональная компетенция является сложным интегративным понятием, которое подразумевает способность и готовность специалиста на основе имеющихся знаний, практических умений и навыков, решать проблемы в определенном виде и области профессиональной деятельности. Выбор соответствующих профессиональных компетенций определяется намеченными ре-
зультатами образовательного процесса, смещение вектора обучения в направлении практической реализации проектного задания предполагает дополнение набора осваиваемых компетенций. Такая возможность "дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности" [7, с. 5] предоставляется образовательным учреждениям, что зафиксировано в п. 5.6 ФГОС ВО, направления 54.03.01.
Применение метода проектного обучения представляет особый интерес для нашего исследования, так как в ходе выполнения задания можно наблюдать и корректировать формирование у студентов составляющих не только вышеназванных компетенций, но и ряд коммуникативных и проектных способностей, необходимых в профессиональной дизайнерской деятельности. Выполняя задания проектной направленности, студенты формируют и развивают абстрактное и аналитическое мышление на личностном (ОК-Ю), и профессиональном уровне (ПК-4), учатся разрабатывать и обосновывать новые концепции на основе проектных требований (ПК-4), (ПК-2) [7].
Реализация в учебном процессе метода портфолио активизирует мотивационную составляющую обучения, способствуя формированию у бакалавров дизайна самостоятельности и стремления к получению новых актуальных знаний (ОК-7). Практическая направленность на результат, максимально приближенный к профессиональным требованиям, способствует формированию на занятиях специальным рисунком проектной компетенции в области шрифтовой и компьютерной культуры (ОПК-4).
На основе анализа практических результатов проведенного педагогического эксперимента мы можем прийти к выводу, что в процессе обучения специальному рисунку, реализуются компетентностные характеристики, соответствующие профессиональным компетенциям ПК-4, ПК-2, ОПК-4 и общекультурным компетенциям ОК-7, ОК-Ю.
В связи с вышесказанным, нам представляется вполне актуальной необходимость расширения набора профессиональных компетенции бакалавров дизайна, формируемых в процессе освоения дисциплины "Специальный рисунок".
Особо следует остановится на проблеме освоения обучающимися коммуникативной функции, и, соответственно, формировании коммуникативной компетенции специального рисунка. Профессиональная компетенция в сфере коммуникаций является одной из
ключевых для будущих дизайнеров. В ФГОС третьего поколения направления "Дизайн", обозначены конкретные виды компетенций, ориентированные на решение задач коммуникативной области. В компетенциях ОК-5, ОК-6 зафиксированы требования к способностям выпускников к устной и письменной коммуникации, в том числе на иностранных языках, толерантности в командной работе [7].
Однако следует отметить, что в них нет определения компетенции в области визуальных невербальных коммуникаций. В ходе нашего исследования были определены основные функции профессионального рисунка дизайнера - аналитическая, поисковая, коммуникативная, техническая, на основе которых планировались соответствующие характеристики учебной дисциплины "Специальный рисунок" [5, с. 138]. Освоение обучающимися коммуникативной функции специального рисунка предполагает освоение методов и форм визуальной коммуникации с применением изобразительных средств художественно-проектной графики.
Дизайн относится к визуальному виду деятельности, это определяет специфику его языка, который отражает разнообразие функции дизайна в современной системе общественных визуальных коммуникаций. На уровне профессиональной деятельности дизайнера рисунок выполняет функцию инструмента профессиональной коммуникации разного уровня - с коллегами по команде, заказчиками, потребителями. Освоение будущими специалистами-дизайнерами коммуникативной функции рисунка необходимо для понимания стратегии проектного процесса и грамотного выбора арсенала изобразительных средств и графических техник.
Формирование визуально-коммуникативной компетенции обучающихся по направлению "дизайн" является одной из ключевых учебных задач экспериментальной методики "Специального рисунка". В последнее время появилось много научных работ, посвященных исследованию понятий коммуникативной компетентности, визуальной культуры, формированию визуальной и коммуникативной среды. Нам представляется актуальным продолжить теоретические и практические исследования проблем формирования визуально-коммуникативной компетенции в области специальных прикладных дисциплин изобразительного цикла.
В качестве подведения итогов проведенного исследования, мы можем сформулировать
свою позицию по определению компетентно-стного потенциала дисциплины "Специальный рисунок":
• Выполнение учебных заданий направлено на освоение обучающимися поисковой, аналитической и коммуникативной функций специального рисунка.
• В процессе обучения методам визуального анализа объекта и творческого поиска у бакалавров дизайна формируются когнитивный, мотивационно-личностный и деятельностный компоненты профессиональных компетенций.
• В ходе реализации компетентностного потенциала дисциплины "Специальный рисунок могут быть сформированы:
- основные профессиональные компетенции ОПК-1, ПК-2;
- дополнительные профессиональные компетенции (компоненты компетенций) ПК-4, ПК-2, О ПК-4;
- компоненты общекультурных компетенций ОК-7, О К-10;
- способность к осуществлению профессиональной коммуникации с использованием изобразительно-выразительных средств графики, которую можно определить как визуально-коммуникативная компетенция.
Положения компетентностного подхода являются концептуальной базой методологии современного дизайн-образования. Ориентирами в реализации компетентностного подхода в системе подготовки дизайнеров являются профессиональные компетенции, задействованные в конкретной области дизайнерской деятельности. В данном контексте степень сформированности профессиональной компетенции обозначает соответствие результатов обучения тем требованиям, которые предъявляет профессиональное сообщество к подготовленности выпускника института или университета. В педагогической практике ком-петентностный подход выступает в качестве нормативной основы прогнозирования и планирования практических результатов обучения, которые не сводятся к набору знаний и навыков, а демонстрируют готовность и способность решать конкретные профессиональные проблемные ситуации.
Литература:
1. Барциц Р.Ч. Создание художественного образа в графическом дизайне как учебно-творческая практическая задача // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: Межвуз. сб. науч. -метод, тр.: в 2 ч./ сост.: Л.А. Буровкина,С.П. Рощин, Т.В. Ганова; науч ред. В.В. Корешков. - Вып.5.- Ч. 1,-М.: МГПУ, 2018. - 120 с. - С. 18-24.
2. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. -М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2. URL: https:/ /cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsü-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 25.10.2019). - С. 7-14.
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 №497).
5. Левен О.Л. "Дисциплина "специальный рисунок" как самостоятельный вид учебного рисунка в системе обучения дизайнеров" // Вестник Мос-
ковского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 133139.
6. Ломов С.П. Проблема формирования художественно-проектной деятельности в дизайн-образовании. // Художественное образование и эстетическое воспитание в евразийском образовательном пространстве: материалы Межд. научно-практич. конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан. -Астана, 2017. - 334 с. - С. 7-13.
7. ФГОС ВО напр. подг. 54.03.01 дизайн (Приказ № 1004 Мин. обр.и науки от 11.08.2016г.) URL: https:/ /fgos.ru (дата обращения: 25.10.2019).
8. Хуторской A.B. Модель компетентностного образования//Высшее образование сегодня. - 2017. -№12.-С. 9-16.
THEORY AND PRACTICE OF ADULT EDUCATION AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR THE CONCEPT OF POSTGRA DUA ТЕ PEDA GOGICA L EDUCA TION
Lyashenko Alexandra Alexandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Crimean Republican institute of postgraduate pedagogical education, Simferopol, Republic of Crimea
The article describes approaches to the problem of peculiarities of adult education, since, as shown by the results of the study of the system of postgraduate pedagogical education, the approaches that have traditionally developed in the system of professional education in higher education institutions prevail. The article reveals the fundamental theoretical foundations of andragogy and the features of educational activities of subjects that caused the need for the emergence of andragogy as an independent science of adult education. The article presents an analysis of the main competencies of a teacher from the position of personal orientation of postgraduate education and grouped according to the dominant functions that are manifested in the behavior and activity of a person, becoming his personal qualities, in article the analysis of competences suggests that the backbone are centered, positioned from the sense-life values and meanings associated with self-actualization and personal fulfillment in a meaningful life space; social determinate of competence, responsible for social adaptation, integration of the personality. The activation of these groups of competencies determines the effective basis for the formation of competencies related to professional activities. Focusing on competencies of cognitive activity suggests that development activities that not only increase knowledge but also develop competencies related to the ability to learn, and effectively engage in education/self-education using information technology. The personal orientation of these groups of competencies is the leading one, since they have a meta-subject nature, and do not belong to specific academic disciplines. Focuses on the inconsistency of systems (educational and professional), which is in the plane of inconsistency the active position of the expert as a subject of professional activity and the passive position of listener as an object of study.
Keywords: post-graduate pedagogical education; adult education; personality-oriented education; modernization of professional activity; androgogy; continuing education; education system; teacher; system-forming concepts; system of postgraduate education.
УДК 37.09 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВАК РФ 13.00.08
©ЛяшенкоА.А., 2020 В статье описаны подходы к проблеме особенностей образования взрослых,
поскольку, как показывают результаты исследования системы последипломного педагогического образования, в институтах последипломного образования превалируют подходы, которые традиционно сложились в системе профессионального образования в вузе. Раскрываются фундаментальные теоретические основы андрагогики и особенности образовательной деятельности субъектов, обусловивших необходимость появления андрагогики как самостоятельной науки об обучении взрослых. Представлен анализ основных компетенций педагога с позиции личностной ориентированности последипломного образования и сгруппированных в соответствии доминирующими функциями, проявляющиеся в поведении и деятельности человека, становясь его личностными качествами. Приведенный в статье анализ компетенций свидетельствует о том, что системообразующими являются: центрированные, по-