Научная статья на тему 'Структура и содержание программ подготовки педагога-дизайнера в России и Китае: сравнительный анализ'

Структура и содержание программ подготовки педагога-дизайнера в России и Китае: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ЦВЕТА / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТ-ДИЗАЙНЕР / ПЕДАГОГ-ДИЗАЙНЕР / EDUCATIONAL PROGRAMS / PROFESSIONAL CHROMATIC COMPETENCES / CHROMATICS / PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL / STUDENT-DESIGNER / TEACHER-DESIGNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Фанюй

Целью исследования является сравнительный анализ образовательных программ и компетенций в области цвета будущего педагога-дизайнера в рамках дисциплины «Цветоведение» в России и Китае (на примерах педагогических вузов г. Санкт-Петербурга и г. Шеньяна). В статье дан обзор компетенций, необходимых дизайнеру для успешной профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, и определён перечень личных качеств, нужных для работы в обществе будущего (обществе взаимодействия с искусственным интеллектом), произведён сравнительный анализ программ по цветоведению педагогических вузов России и Китая. Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первым теоретическим этапом изучения специфики подготовки педагога-дизайнера в области цвета с целью выявления необходимых профессиональных компетенций, сформулированных в государственных документах и учебных программах педагогических вузов. В результате на примере сравнения программ в вузах РФ и Китая выявлена потребность в разработке нового подхода, необходимого для повышения качества обучения студента-дизайнера в условиях вузовской подготовки, как инструмента сформированности профессиональной компетенции в области цвета.The research objective involves a comparative analysis of teacher-designer educational programs in Russia and China by the example of pedagogical universities of Saint Petersburg and Shenyang. Special attention is paid to analysing chromatic competences acquired within the framework of the discipline “Chromatics”. The article describes the designer’s professional competencies relevant in the modern information environment, identifies personal qualities required in the future society, the society of interaction with artificial intelligence, provides a comparative analysis of programs on chromatics at pedagogical universities of Russia and China. Scientific originality of the paper lies in the fact that the author develops a theoretical foundation for studying specificity of the teacher-designer’s chromatic training with a view to identify obligatory professional competencies specified in the state standards and educational programs of pedagogical universities. The research findings are as follows: comparing educational programs of the Russian and Chinese universities, the author justifies the necessity for a new approach aimed to improve the quality of the student-designer’s training under the conditions of a higher education institution and to stimulate the formation of a professional chromatic competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание программ подготовки педагога-дизайнера в России и Китае: сравнительный анализ»

i rpamÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

RU

Структура и содержание программ подготовки педагога-дизайнера в России и Китае: сравнительный анализ

Чжан Фанюй1

1 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация. Целью исследования является сравнительный анализ образовательных программ и компетенций в области цвета будущего педагога-дизайнера в рамках дисциплины «Цветоведение» в России и Китае (на примерах педагогических вузов г. Санкт-Петербурга и г. Шеньяна). В статье дан обзор компетенций, необходимых дизайнеру для успешной профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, и определён перечень личных качеств, нужных для работы в обществе будущего (обществе взаимодействия с искусственным интеллектом), произведён сравнительный анализ программ по цветоведению педагогических вузов России и Китая. Научная новизна данной работы заключается в том, что она является первым теоретическим этапом изучения специфики подготовки педагога-дизайнера в области цвета с целью выявления необходимых профессиональных компетенций, сформулированных в государственных документах и учебных программах педагогических вузов. В результате на примере сравнения программ в вузах РФ и Китая выявлена потребность в разработке нового подхода, необходимого для повышения качества обучения студента-дизайнера в условиях вузовской подготовки, как инструмента сформированности профессиональной компетенции в области цвета.

Ключевые слова и фразы: образовательные программы; профессиональные компетенции в области цвета; цветоведение; педагогический вуз; студент-дизайнер; педагог-дизайнер.

EN

Structure and Content of Teacher-Designer Educational Programs in Russia and China: Comparative Analysis

Zhang Fangyu1

1 The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Abstract. The research objective involves a comparative analysis of teacher-designer educational programs in Russia and China by the example of pedagogical universities of Saint Petersburg and Shenyang. Special attention is paid to analysing chromatic competences acquired within the framework of the discipline "Chromatics". The article describes the designer's professional competencies relevant in the modern information environment, identifies personal qualities required in the future society, the society of interaction with artificial intelligence, provides a comparative analysis of programs on chromatics at pedagogical universities of Russia and China. Scientific originality of the paper lies in the fact that the author develops a theoretical foundation for studying specificity of the teacher-designer's chromatic training with a view to identify obligatory professional competencies specified in the state standards and educational programs of pedagogical universities. The research findings are as follows: comparing educational programs of the Russian and Chinese universities, the author justifies the necessity for a new approach aimed to improve the quality of the student-designer's training under the conditions of a higher education institution and to stimulate the formation of a professional chromatic competence.

Key words and phrases: educational programs; professional chromatic competences; chromatics; pedagogical higher school; studentdesigner; teacher-designer.

Введение

Синхронизация программ подготовки педагогов-дизайнеров в России и Китае является актуальной задачей развития системы мирового высшего художественного образования. Усиливающаяся академическая мобильность и взаимный интерес Китая и России в сфере подготовки дизайнеров определяют перспективность разработки технологий и методик обучения, востребованных и эффективных в процессе профессионализации

Е-mail: 1 zfy795@yandex.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 23.03.2020; опубликовано онлайн (published online): 30.06.2020 https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2020.3.12

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 3. С. 342-347 / 2020. Volume 5. Issue 3. P. 342-347

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

китайских и российских студентов. Первым шагом на пути развития такого сотрудничества является формальный сравнительный анализ программ подготовки педагогов-дизайнеров в ведущих вузах двух стран, осуществляющих их разработку и реализацию.

Согласно цели исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать и выделить необходимые компетенции при формировании профессиональных умений в области цвета у будущего педагога-дизайнера в России и Китае;

- провести сравнение учебных дисциплин по цветоведению на предмет сформированности компетенций в области цвета через образовательные результаты у будущего педагога-дизайнера.

Материалы и методы исследования: в процессе исследования применялись: теоретический метод (анализ научной и педагогической литературы); эмпирический метод (наблюдение, описание и систематизация результатов исследования, анализ и обобщение). Исследование проводилось на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

Теоретическая база. Современное мировое образование на всех ступенях развития претерпевает изменения разной степени, связанные с технической революцией и переходом цивилизации на новый качественный уровень - от информационного общества к обществу взаимодействия с искусственным интеллектом. В условиях глобализации и цифровизации современного высшего образования важнейшую роль в педагогической деятельности играют формирование профессиональных компетенций и профессионализация будущих специалистов. Вопросом компетентностного подхода в системе профессионального образования занимаются ученые всего мира: Дж. Равен, Г. Форд, Н. Хомский, Г. Эмерсон и др., в российской науке -А. М. Аронов, В. В. Башев, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, Б. И. Хасан и др. В ходе научных исследований категории компетентностного подхода и понятие «компетентность» приобрели различное содержательное наполнение и многообразие трактовок, и во избежание терминологической путаницы в данной статье под компетентностью мы будем понимать способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Важно отметить, что кроме компетенций, полученных во время образовательной деятельности, огромное значение приобретает профессионализация будущего специалиста в области дизайна во время обучения в вузе. Вопрос профессионализации в системе высшего образования является предметом рассмотрения многих ученых-практиков, таких как Н. С. Глуханюк, В. Ф. Ковалевский, А. К. Маркова, В. Г. Подмаков, М. Н. Су-лейманов, А. И. Турчиков, Р. В. Шрейдер и др. Под профессионализацией будем понимать становление профессионала и осознание себя профессионалом как один из аспектов развития личности.

Таким образом, помимо формируемых в учебном процессе компетенций, современный специалист должен обладать определенными качествами личности, необходимыми для успешной реализации своих профессиональных амбиций, быть конкурентоспособным в современном информационном обществе и обществе будущего - в области взаимодействия с искусственным интеллектом. К таким качествам можно отнести:

- склонность к оперативному реагированию и готовность принимать решения в условиях быстро меняющейся информации как в профессии, так и в общественной жизни;

- стремление к профессиональному саморазвитию и желание самостоятельно приобретать знания как профессионального, так и развивающего характера;

- умение критически мыслить в условиях информационного общества и на этой основе рационально преодолевать возникающие трудности, связанные с переходом существующего общества к обществу взаимодействия с искусственным интеллектом;

- способность грамотно работать с информацией, точно понимая, в каких жизненных и профессиональных ситуациях применять полученные знания и навыки;

- потребность быть коммуникабельным как в реальной профессиональной среде, так и в виртуальных цифровых сообществах и сетях.

Статья привлекает внимание практической значимостью в аспекте сравнительной педагогики высшего художественного образования.

Основная часть

В современном информационном обществе, заинтересованном в инновационном развитии, большое значение приобретает специальность «дизайнер», которая выступает активным инструментом удовлетворения потребностей социума, нуждающегося в визуализации информации, инфографике, эргономике, проектировании сфер деятельности и мест пребывания человека, то есть является ценной во всех сферах жизнедеятельности человечества. Многие вузы России и Китая, видя эту тенденцию современности, готовят специалистов в области дизайна по разным направлениям, призванным удовлетворить любые потребности общества. Так, Санкт-Петербург представляет широкий выбор учебных заведений, готовящих специалистов в этой востребованной сфере: факультет изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена готовит педагогов дополнительного образования по профилю «Дизайн и компьютерная графика» [2]; Санкт-Петербургский государственный университет - специалистов в области графического дизайна и дизайна среды; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица - дизайнеров интерьера, костюма, среды, текстиля, транспорта и др.; большой

спектр направлений дизайна реализует Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна: дизайн интерьера, мебели, костюма, среды, рекламы и др.

В Китае подготовкой дизайнеров занимаются такие университеты, как Шеньянский педагогический университет (промышленный дизайн) [6]; Школа изящных искусств Университета Цинхуа (компьютерный дизайн, дизайн рекламы, книги, фирменного стиля и т.п.); Академия изящных искусств Хубэй (дизайн визуальных коммуникаций, моделирование швейных изделий, промышленный дизайн) и ряд других. Важно подчеркнуть, что среди перечисленных образовательных учреждений только два готовят профессиональных дизайнеров-педагогов -специалистов, в профессиональные умения которых входит не только создание дизайн-проектов, но и обучение этапам работы над проектами других (РГПУ им. А. И. Герцена и Шеньянский педагогический университет).

Современное высшее образование в целом и художественное образование в области дизайна в частности как в России, так и в Китае призвано готовить специалистов с активной деятельной позицией во всех сферах жизнедеятельности общества и профессии, что подтверждается списком компетенций, приведённых в Федеральном государственном образовательном стандарте РФ и нормативных документах Министерства образования Китая.

Для стандартов Российской Федерации характерны следующие компетенции (ФГОС 3+ / ФГОС 3++):

- общекультурные (ФГОС 3+) / универсальные (ФГОС 3++): способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2) / способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2); способность коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) / способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке(ах) (УК-5); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) / способность управлять своим временем, выстраивать и реализо-вывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6); готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-11) / способность создать и поддержать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций (УК-8) и др.;

- общепрофессиональные: владение основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ОПК-2. Дизайн) / способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ) (ОПК-2. Образование) / способность принимать современную шрифтовую культуру и компьютерные технологии, применяемые в дизайн-проектировании (ОПК-4. Дизайн); способность реализовывать педагогические навыки при преподавании художественных и проектных дисциплин (модулей) (ОПК-5. Дизайн) / способность осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний (ОПК-8. Образование) и др. [3; 4].

В нормативных документах Министерства образования Китая указаны компетентностные задачи, включающие в себя определенные профессиональные умения, а также способность успешно применять эти умения при осуществлении профессиональной деятельности: внимательное отношение к сбору и сопоставлению профессиональных материалов и различных видов информации; стремление быть успешным в обучении с целью улучшения навыков подражания, являющегося, в свою очередь, одним из способов обучения; склонность к изобретению; способность к эстетической оценке произведений; желание улучшать эстетические способности и устанавливать свои собственные эстетические перспективы; потребность быть современным, инициативным, коммуникативным [5; 6; 8] и при этом быть высококлассным специалистом в узкой профессиональной деятельности, на что указывают профессиональные компетенции, т.е. обладать способностью:

- обосновывать свои предложения при разработке проектной идеи, основанной на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-2);

- использовать современные технологии, необходимые для реализации дизайн-проекта на практике (ПК-6);

- применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-12) и др. (РФ) [4];

- выражать дизайнерские идеи, применять всесторонние профессиональные навыки, включающие художественные умения и проектную работу на ПК (Китай).

На формирование компетенций большое влияние оказывает профессионализация будущего специалиста, которая реализуется как через учебную деятельность, так и через проектные, досуговые, внеучебные занятия студента в рамках воспитательной работы вуза.

Одна из важнейших профессиональных компетенций будущего специалиста в области дизайна - компетенция в области цвета: в России выпускник должен уметь владеть приемами работы с рисунком, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями (ПК-1); в Китае, на основе уникальной специфической терминологии («чувственные образы» и «медитативные практики»), неотделимой от художественного образования данной страны, у студента необходимо формировать «чувствительность к вещам», что подразумевает быстрое реагирование на особенности изображения, цветовые эмоции и эстетику текстуры ландшафта или предмета из внешнего мира, а также способность генерировать богатые ассоциации посредством этих специфических элементов.

Для формирования у будущих дизайнеров профессиональной компетенции в области цвета спроектировано большое количество образовательных программ в России и Китае, каждая из которых раскрывает особенность и специфику вуза, в котором идет подготовка специалиста. Например, на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена на это направлены учебные дисциплины «Цветоведение» (см. Табл. 1) [1] и «Цвет в графике» [2], а в Шеньянском педагогическом университете - образовательные программы «Цвет в дизайне» (Color Composition Design) (см. Табл. 2) и «Цветовая композиция» (Color Composition).

Таблица 1. Тематическое планирование учебной дисциплины «Цветоведение» ФИИРГПУ им. А. И. Герцена (Россия)

№ п/п Название темы Лабораторные занятия Самостоятельная работа Всего часов

1. Введение в курс «Цветоведение» История науки о цвете 2 - 2

2. Природа света и цвета Физические и психологические свойства цвета 18 18 36

3. Теория цветовой гармонии Цвет в изобразительном искусстве 8 - 8

4. Цвет как составная часть композиции 8 - 8

Таблица 2. Тематическое планирование по дисциплине «Цвет в дизайне» (Color Composition Design) Шеньянского педагогического университета (Китай)

№ п/п Тема Все академические часы Теоретические занятия Практические занятия

1. Сущность и значение курса. Определение, концепция и практика композиции. Цветовая композиция 0,5 0,5

2. Физика и физиология цвета 1,0 1,0

3. Смешение цветов, три основных цвета и цветовой спектр 1,0 1,0

4. Цвет и психология 1,0 1,0

5. Цветовой контраст. Обучение 20,5 0,5 24

6. Цветовая гармония. Обучение 12,5 0,5 16

7. Цветовая эмоция, цветовая экспрессия 10,5 0,5 14

8. Домашнее задание: наблюдения и комментарии 1,0 1,0

Несмотря на то, что программы России и Китая реализуются в педагогических, а не художественных вузах, теоретические основы цветоведения полностью соответствуют художественной подготовке будущего художника-педагога, однако важно отметить: анализ программ показал, что теоретический материал и творческие задания дисциплины в обоих вузах разработаны без достаточного учета специфики профессиональной деятельности дизайнера в целом и педагога-дизайнера в частности (см. Табл. 3).

Таблица 3. Сравнительный анализ учебных программ дисциплины «Цветоведение» России и Китая

Россия «Цветоведение» (ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена) Китай (Color Composition Design) Шеньянский педагогический университет СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Теоретическое обоснование Специальная дисциплина в основе изучения живописной грамоты, обеспечивающая будущих художников, особенно художников-педагогов, комплексом объективных знаний, необходимых в практической деятельности. Для студентов 1-го курса ФИИ (модуль «Основы живописи») Курс предназначен для студентов старших курсов, специализирующихся в области дизайна одежды и техники. Базовый курс дизайна цвета В России основы цветоведения изучаются на первых курсах обучения в отличие от Китая, где цветоведение рассматривается как специальная область подготовки профессионала

Цели Формирование у студента умений, практических навыков и профессиональных компетенций в области использования различных средств цветовой гармонизации и подчинения их колористическим задачам в создании художественного образа Дать научное понимание принципов цвета, физических и физиологических аспектов цвета, а также овладеть средствами выражения цвета в контрасте и гармонии Изучаются основы цветоведе-ния без учета специфики профессии дизайнера

Россия «Цветоведение» (ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена) Китай (Color Composition Design) Шеньянский педагогический университет СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Объем программы / Время реализации 72 ч (36 - аудиторная работа / 36 - самостоятельная работа) 60 ч (6 - теория / 54 -практика) При формировании компетенций в области цвета у педагога-дизайнера в ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена половина занятий отведена самостоятельной подготовке, в то время как в Шеньянском педагогическом вузе занятия запланированы при непосредственном присутствии педагога

Основные принципы Формирование у студентов способности гармоничного цве-товосприятия посредством выявления художественно-эстетических особенностей цвета, воспитания творческой активности в условиях учебной деятельности Принцип постепенного прогресса Характерны для каждой страны

Формы образовательной работы Лекция. Практическая работа Самостоятельное изучение теории. Практическое выполнение заданий с консультированием педагогом Характерны для каждой страны

Задания Выполнение цветового круга, ахроматической шкалы. Выполнение таблицы «Взаимно-дополнительные пары цветов», «насыщенные и малонасыщенные цвета», «контрастное изменение серого цвета». Выполнение различных вариантов композиций пейзажа Практические задания: на цветовые контрасты (24 ч); копирование цветовых соотношений (16 ч); передача эмоционального состояния чрез цвет (14 ч) Задания направлены на подготовку художника, без учета специфики дизайнера

Образовательные результаты/ Результаты освоения Изучить существующие методы работы мастеров живописи, воспитать колористическое видение, художественный вкус, развить способности к самостоятельному образному мышлению и индивидуальность в будущей творческой и педагогической деятельности На протяжении трех этапов предметной подготовки идет обучение базовым знаниям в области цвета и выполнение упражнений по составлению цвета Образовательные результаты не учитывают специфику подготовки педагога-дизайнера

Заключение

Исследование показало, что из выделенных в данной статье общепрофессиональных компетенций (РФ), формирующих у будущего педагога-дизайнера профессиональные умения в области цвета, при выполнении заданий рассматриваемых программ ФИИ РГПУ им. А. И. Герцена успешно сформируется только ОПК-2, лишь частично - ОПК-5 и не сформируется ОПК-4, как и профессиональные компетенции ПК-2, ПК-6, ПК-12. В Шеньянском педагогическом университете (Китай) ситуация более благоприятна, однако сомнение вызывает следующий факт: будут ли сформированы навыки быстрого реагирования на особенности изображения, текстуру ландшафта или предмета из внешнего мира и всесторонние профессиональные навыки, включающие художественные умения и проектную работу на ПК.

По результатам сравнительного анализа образовательных программ, учебных дисциплин и компетенций в области цвета будущего педагога-дизайнера в рамках дисциплины «Цветоведение» в России и Китае (на примерах педагогических вузов г. Санкт-Петербурга и г. Шеньяна) выявлено, что в программах наблюдается расхождение в профессиональной специфике при подготовке студентов, что приводит к отсутствию адаптации цветоведения к условиям специальности «Дизайн» и не способствует полноценному формированию у дизайнера профессиональных компетенций в области цвета. Для адаптации дисциплины «Цветоведение» должны разрабатываться специфические задания, особая методика их исполнения, критерии оценки и т.д. Необходим новый подход к построению программы обучения студента-дизайнера как в РФ, так и в Китае, что будет способствовать повышению качества образования в условиях вузовской подготовки и формированию профессиональной компетенции в области цвета у будущего дизайнера и педагога-дизайнера. Таким образом, наряду с глубокой разработанностью многих проблем, касающихся темы формирования профессиональной

компетенции в области цвета у будущего художника, назрела потребность в развернутом и полном специальном исследовании особенностей методики и практики преподавания цветоведения студенту-

дизайнеру педагогического вуза.

Список источников

1. Жаданова Л. А. Методическое пособие по выполнению практических и лабораторных работ учебной дисциплины «Цветоведение». СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 64 с.

2. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Образовательные программы [Электронный ресурс]. URL: http://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html?pid=6287&yr=2018&lvl= 1&sgroup=54 (дата обращения: 08.03.2020).

3. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 03.04.2020).

4. ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 07.03.2020).

5. ФШЙ^^^^ИЙ (Официальный сайт Министерства образования Китайской Народной Республики) [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20090221120756/http ://www.moe.edu.cn/ (дата обращения: 07.03.2020).

6. 483 ж (Ли жуню. модель реформирования художественного образования и выстраивание методологии теории познания. Ханчжоу, 2018. 483 с.).

7. ИЕВД^^^о ^^ИЙ (Шеньянский педагогический университет. Официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.syu.edu.cn/ (дата обращения: 08.03.2020).

ЧШШ. (Юань Хунян. Исследования по развитию китайского художественного образования в области искусства и дизайна. Пекин: Изд-во Пекинского политехнического университета, 2003. 251 с.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.