Ключевые аспекты формирования межпредметных связей в процессе подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства
Павленкович Ольга Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета искусств, рекламы и дизайна, Тихоокеанский государственный университет
E-mail: [email protected] Карикаш Валентина Ивановна,
старший преподаватель, кафедра дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Тамулевич Светлана Викторовна,
старший преподаватель, кафедра дизайна, декоративно-прикладного искусства и этнокультуры, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию межпредметных связей в процессе профессиональной подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства. В контексте поставленной проблемы, авторы анализируют ключевые аспекты межпредметных связей в процессе обучения художественному проектированию; в качестве базовой дисциплины профессионального цикла и основной интеграционной платформы для формирования межпредметных связей и общепрофессиональных компетенций на всех этапах подготовки специалиста -важнейшего дидактического условия повышения эффективности обучения бакалавров декоративно-прикладного искусства, предложено использовать учебный модуль «Проектирование». По результатам проведенного исследования авторами предложен принцип формирования учебного плана, основанный на межпредметных связях в полной мере реализуемый в рамках художественно-проектной деятельности.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, межпредметные связи, интеграция, проектирование, художественно-проектная деятельность, общепрофессиональные компетенции.
На современном этапе развития общества ком-петентностный подход определяет содержание и требования к результатам освоения программ высшего профессионального образования, обуславливая тем формирование у обучающихся компетенций, необходимых для успешного решения профессиональных задач и функций специалиста. ФГОС по направлению подготовки бакалавров в области декоративно-прикладного искусства предусматривает обязательное формирование системы общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые наряду со специальными знаниями и умениями определяют уровень готовности и подготовленности выпускника к будущей профессиональной деятельности.
Компетентность выступает интегрированной характеристикой качеств личности выпускника, результатом и показателем качества процесса образования в целом. Проектирование процесса формирования компетенций при освоении бакалавром образовательной программы возможно посредством выстраивания последовательности и содержания учебных дисциплин (модулей). Уровень сформированности компетенций у обучающегося проявляется в непосредственном решении им разного рода задач учебной и учебно-профессиональной деятельности. Одним из факторов становления компетентного специалиста в учебном процессе вуза выступают межпредметные связи, реализуемые на всех этапах профессиональной подготовки.
Важность межпредметных связей (МПС) обоснована в психологических и педагогических исследованиях, подтверждена эмпирически. Педагогическая психология подчеркивает роль межпредметных связей в развитии мыслительных способностей человека, посредством «... образования временных нервных связей, межсистемных или межпредметных ассоциаций, лежащих в основе усвоения знаний» [4].
Различным аспектам вопроса роли МПС посвящены труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоц-ци, К.Д. Ушинского и других педагогов-классиков. Принципы построения МПС разрабатывали в своих трудах Р. Атутов, Ю.К. Бабанский, А.И. Ерем-кин, И.Д. Зверев, Д.И. Кирюшкин В.Н. Келбаки-ани, В.М. Максимова, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, В.Н. Фёдорова и другие ученые. Вопросами моделирования межпредметных связей занимались Е.А. Даниловой и Н.П. Ординарцевой. Исследователи сходятся во мнении, что взаимосвязь содержания учебных дисциплин - важнейшее средство повышения эффективности процесса обучения.
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Отметим, что значение, функции и способы реализации межпредметных связей в трудах вышеперечисленных авторов рассматривались в отношении определенного возрастного периода развития человека, совпадающего с периодами обучения в общеобразовательной и/или в среднепро-фессиональной школе.
Необходимость межпредметных связей в высшей школе подчеркивали в своих трудах А.И Ерем-кина, В.В. Завьялова, А.В. Усова, А.А. Коросте-лев, Е.А. Крючков [4] и др. Межпредметные связи, как дидактическое условие успешного становления специалиста в процессе вузовской подготовки, рассматриваются в диссертационных исследованиях И.А. Башкатова, И.Е. Карнауха, И.И. Кириченко, Е.И. Куимовой, К.А. Куимовой, Э.В. Панко-ва, Е.И. Свиридовой и других ученых.
Следует отметить, что в высшей школе востребованы модели междисциплинарного взаимодействия, учитывающие специфику профессиональной подготовки специалиста. Особенно остро стоит проблема учета межпредметных связей для специальностей художественной направленности и в частности бакалавров декоративно-прикладного искусства.
Опираясь на работы выше перечисленных авторов, в целях обеспечения системности и преемственности знаний и умений, формирования у студентов готовности к применению их для решения профессиональных задач различной степени сложности [2] представляется актуальным в рамках данного исследования рассмотреть ключевые аспекты формирования межпредметных связей в процессе подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства. Авторы статьи ставя перед собой задачи: проанализировать потенциальные интегра-тивные составляющие учебных дисциплин в курсе подготовки бакалавра декоративно-прикладного искусства; в контексте исследуемого вопроса, выявить возможности освоения модуля «Проектирование» в обучении бакалавров декоративно-прикладного искусства: от междисциплинарного взаимодействия к процессу художественного проектирования как интеграционной платформы.
Основными и наиболее значимыми характеристиками художника декоративно-прикладного искусства, с точки зрения профессиональной компетентности, выступают имеющиеся у него знания и умения в художественно-проектной области - ведущем виде профессиональной деятельности. Художественно-проектная деятельность по сути своей комплексная деятельность, т.к. включает в себя ряд последовательных этапов-стадий: от проектирования объекта до его технологического воплощения [1]. На каждом этапе художественно-проектной деятельности востребованы знания композиции и колористки, физических и химических свойств материалов, техни-§ ческих приемов изготовлении изделий, владе-£ ния художественными техниками и технологиями, ° умения эскизирования, абстрактного и модельно-^ го проектирования и т.д. А, следовательно, про-
цесс создания изделия, от проекта до его воплощения, представляет собой целостную систему мыслительных и практических актов профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства, строящихся на единстве художественных и проектных действий. При этом методика осуществления художественно-проектной деятельности обязательно включает в себя постановку проектной задачи, ее креативное осмысление (от визуального представления проектной идеи, проектируемого объекта, до целесообразного выбора техник и технологий воплощения) и непосредственную реализацию проекта/ изделия в материале.
Согласно учебным планам подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства наибольший объем зачетных единиц в рамках реализации дисциплин профессионального цикла отводится учебной дисциплине (модулю) «Проектирование». В курсе профессиональной подготовки данный модуль реализуется на протяжении всего периода обучения бакалавра ДПИ. Исходя из выше перечисленных факторов, авторами статьи предпринята попытка исследования возможностей модуля «Проектирование» как основной интеграционной платформы в структуре межпредметных связей, с целью формирования общепрофессиональных компетенций в процессе обучения бакалавров декоративно-прикладного искусства.
Несмотря на разнообразие проектных тем, различной степеней сложности учебных и творческих задач, процесс художественного проектирования выстраивается следуя основным дидактическим принципам: от простого к сложному, от известного к неизвестному - поступательно от проектирования единичных объектов к комплексному проектированию с применением более сложных техник и технологий. Все темы модуля осваиваются в контексте художественно-проектной деятельности, интегрирующей основные общепрофессиональные компетенции, специальные знания и умения. При этом временной период освоения модуля «Проектирование» позволяет знания из других учебных дисциплин (композиции, колористики, технологии и др.) привлекать по степени их востребованности в целостном процессе становления специалиста.
Для успешной реализации учебных задач модуля «Проектирование» студент должен:
- овладеть основами и техниками рисунка, живописи, скульптуры;
- для создания целостного художественного образа проектируемого изделия иметь знания по композиции и цветоведению;
- владеть цифровыми технологиями для решения проектных задач и представления готовых проектов;
- иметь знания по истории и теории ДПИ для ориентации в исторически сложившихся и современных стилевых направлениях, формирующих художественный вкус и эстетические предпочтения;
- для реализации проекта в объемно-пространственной форме владеть навыками конструирования, моделирования, макетирования изделий ДПИ различных по функциональному назначению;
- для выполнения изделий в материале владеть основами материаловедения и знаниями различных технологий изготовления;
- для соотнесения конструктивных и образных решений изделий с их товарными свойствами, исходя из особенностей целевой группы, учитывать и применять требования эргономики и стандартов;
- владеть основами производственного мастерства, которые позволят внедрять проектные изделия в производство и осуществлять авторский контроль, как для уникального/единичного, так и для мелко- или крупносерийного производства;
- учитывать экономические и экологические факторы при проектировании изделий ДПИ и др. Планирование интеграционных связей на базе
модуля «Проектирование» и формирование ОПК в процессе осуществления обучающимися этапов художественно-проектной деятельности, представлено в таблице 1.
Таблица 1. Формирование общепрофессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства с учетом межпредметной интеграции
Окончание
Этапы проектной деятельности Содержание ОПК Межпредметная интеграция
ОПК-1 Профессиональная ориентация
Предпроект-ный анализ применение знаний в области истории и теории искусств, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в профессиональной деятельности История искусства, искусство орнамента, традиционные народные промыслы России, организация проектной деятельности
Формирование концепции проекта рассматривание произведений искусства в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода История искусства, история ДПИ, традиционные народные промыслы России, организация проектной деятельности
ОПК-2 Научные исследования
Предпроект-ный анализ работа с научной литературой; сбор, анализ и обобщение результатов научных исследований, оценка полученной информации Эргономика, история искусства, искусство орнамента, традиционные народные промыслы России, организация проектной деятельности
Этапы проектной деятельности Содержание ОПК Межпредметная интеграция
Сбор аналогов прототипов выполнение отдельных видов работ при проведении исследований с применением современных методов Компьютерные технологии в ДПИ, организация проектной деятельности
Защита проекта участвовать в научно-практических конференциях Компьютерные технологии в ДПИ, организация проектной деятельности
ОПК-3 Методы создания авторского художественного проекта
Поисковые проектные эскизы в различных проектных графических техниках
Поиск концепции проекта
Выполнение картона, эскиза в цвете, модели объекта ДПИ, макета, рабочего образца для тиража
Выполнение проектного произведения ДПИ в материале
выполнение поисковых эскизов изобразительными средствами и способами проектной графики
- разработка проектных идей, основанных на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи -синтезирование набора возможных решений
и научное обоснование своих предложений;
- проведение предпро-ектных изысканий
- проектирование,
- моделирование,
- конструирование предметов, товаров, промышленных образцов и коллекций, арт-объектов
в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
выполнять проект в материале
Рисунок, основы рисунка и живописи в ДПИ; специальный рисунок, основы компьютерной графики, технический рисунок, колористика, организация проектной деятельности
Пропедевтика, история искусства, история ДПИ, композиция, колори-стика, компьютерные технологии в ДПИ, компьютерное проектирование интерьеров в 3D; организация проектной деятельности
Рисунок, основы рисунка и живописи в ДПИ, специальный рисунок, основы компьютерной графики, технический рисунок, колористика, макетирование, скульптура, организация проектной деятельности
Художественный металл, художественная керамика, художественный текстиль, художественная роспись по стеклу, художественная эмаль, художественная роспись по дереву, материаловедение
На начальном этапе реализации модуля «Проектирование» студентом выполняются проекты
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
в различных графических техниках, как посредством ручного исполнения, так и с помощью компьютерных технологий. На следующем этапе профессиональной подготовки модуль «Проектирование» уже включает в себя технологический блок, в процессе освоения которого обучающиеся выполняют проекты в материале. Далее при выполнении проектов следует активно использовать проблемный метод обучения, в котором изделия рассматриваются как объект декоративного искусства в конкретном стилевом решении для конкретной среды. На заключительном этапе профессионального обучения, в том числе и в рамках дипломного проектирования, студент выполняет комплексные проекты с элементами исследовательской работы. При таком построении учебного процесса студент поэтапно осваивает предметные и специальные знания и умения, у него формируются необходимые в профессии компетенции и готовность к самостоятельной творческой деятельности.
В заключении отметим, что фундаментальные основы интеграционных межпредметных взаимодействий достаточно хорошо разработаны. Но их применение в процессе подготовки компетентного специалиста в области декоративно-прикладного искусства требует детального осмысления, т.к. разработкой учебных планов, выбором дисциплин, определением их объема и распределением по семестрам занимаются выпускающие кафедры.
Исследование выявило, что актуализация интеграционных связей внутри дисциплины «Проектирование» становится одним из главных условий повышения эффективности образовательного процесса и его направленности на формирование профессиональной компетентности бакалавров декоративно-прикладного искусства. Выделение художественно-проектной деятельности как интеграционного ядра межпредметных связей в курсе подготовки бакалавра декоративно-прикладного искусства создает благоприятные дидактические условия становления специалиста в учебном процессе вуза.
Литература
1. Буровкина, Л.А. Специфические особенности дизайна и декоративно-прикладного искусств // Дизайн. Пространство. Архитектура. Материалы междунар. науч.-практ. конференции. - М., 2016.
2. Зырянова, И.М. Актуализация межпредметных связей в профессиональном образовании студентов // Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования:
Материалы IV регион. науч.-практ. конференции. - Ч. 3. -Челябинск: ЧГПУ, 2005.
3. Коростелева А.А., Крючкова Е.А., Жар-ковская Т.Г., Басик Н.Ю., Романова М.Ю. Межпредметная интеграция как способ актуализации содержания современного образования // Образовательное пространство в информационную эпоху. М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. С.860-875.
4. Пудовкина, Ю.В. Межпредметные связи как средство повышения эффективности процесса обучения математике студентов аграрного университета: автореферат дис. ... кан. педагог. наук: 13.00.02 / Ом. гос. пед. ун-т. - Омск,
2004.
KEY ASPECTS OF THE FORMATION OF INTERDEPARTMENT CONNECTIONS IN THE PROCESS OF TRAINING BACHELORS DECORATIVE AND APPLIED ARTS
Pavlenkovich O.B., Karikash V.I., Tamulevich S.V.
Pacific State University
The article describes the study of interdisciplinary connections in the professional training process of the applied art bachelors. In the context of the brought up problem, the authors analyze the interdisciplinary connection key aspects in the process of art design teaching. They suggest to use the training module "Design" as the basic discipline of the professional cycle and the main integration platform for forming interdisciplinary connections and general professional competencies at all stages of the specialist training. This is the most important didactic condition for increasing the effectiveness in teaching of the applied art bachelors. Being based on the results of their study, the authors proposed the method of curriculum developing established on interdisciplinary connections, which can be fully implemented within the framework of the artistic and design activities.
Keywords: applied art, interdisciplinary connections, integration, design, artistic and design activities, general professional competencies.
References
1. Burovkina, L.A. Specific Features of Design and Applied and Decorative Arts // Design. Space. Architecture. The Materials of International Research to Practice Conferences. - Moscow., 2016.
2. Zyryanova, I.M. Actualization of Interdisciplinary Connections in Vocational Education of Students // Actual problems of updating general and vocational education: Materials of IV Region Research to Practice Conferences. - Ch. 3-Chelyabinsk: ChGPU,
2005.
3. Korosteleva A.A., Kryuchkova E.A., Zharkovskaya T.G., Basik N. Yu., Romanova M. Yu. Interdisciplinary Integration as a Way of the Modern Education Content Updating // Educational space of the information age. Moscow: Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, 2019 pp. 860-875.
4. Pudovkina, Yu.V. Interdisciplinary Connections as a Way to Increase the Effectiveness of Process Teaching Mathematics to the Agrarian University Students: abstract of thesis. ... can. teacher. Sciences: 13.00.02 / Ohm. state ped. un-t. - Omsk, 2004.
о с
u
CM CM