Научная статья на тему 'МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА»'

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная вышивка / межпредметные связи / интеграция / межпредметный уровень / внутрипредметный уровень / психолого-педагогическая поддержка / artistic embroidery / intersubject connections / integration / intersubject level / intrasubject level / psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Ю. Скоробогатова

В статье рассмотрены основные аспекты межпредметных связей учебной дисциплины «Моделирование и художественное конструирование одежды» подготовки бакалавров в области художественной вышивки, все, что связано с исполнительским мастерством по художественной вышивке, совершенствованием мастерства в данной сфере, технологией и материаловедением, техническим рисунком, общей композицией, проектированием, академической живописью, декоративной живописью, академическим рисунком, декоративным рисунком, цветоведением и колористикой. Основным аспектом, влияющим на составление рабочих программы учебных предметов, основанных на межпредметных связях, является формирование компетенций, направленных на развитие самостоятельной деятельности, творческой активности, познавательных интересов обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERSUBJECT RELATIONS IN THE DEVELOPMENT OF SPECIAL DISCIPLINES IN THE FIELD OF MODELING AND ARTISTIC DESIGN OF CLOTHING IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN THE PROFILE OF ARTISTIC EMBROIDERY

The article deals with the main aspects of intersubject relations of the academic discipline “Modeling and artistic design of clothing” of bachelor’s training in the field of artistic embroidery, everything related to performing skills in artistic embroidery, improving skills in artistic embroidery, technology and materials science, technical drawing, general composition, design, academic painting, decorative painting, academic drawing, decorative drawing, color studies and coloristics. The main aspect that affects the preparation of the curriculum of academic subjects based on interdisciplinary connections is the formation of competencies aimed at developing independent activities, creative activity, and cognitive interests of students.

Текст научной работы на тему «МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА»»

Библиографический список

1. Народное художественное творчество: сборник программ. Москва: б/и, 2002.

2. Покатилова И.В. Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Якутск, 2003.

3. Никитина Н.Г. Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2010.

4. Шейкин О.Ю. Обрядовое интонирование саха: алгыс и осоухай. Обрядовая поэзия саха (якутов). Составители Н.А. Алексеев, П.Е. Ефремов, В.В. Илларионов. Новосибирск: Наука, 2003.

References

1. Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo: sbornik programm. Moskva: b/i, 2002.

2. Pokatilova I.V. Metamorfozyplasticheskogo fol'klora vistoriikul'tury YakutiiXXveka. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Yakutsk, 2003.

3. Nikitina N.G. Metodika priobscheniya uchaschihsya nachal'nyh klassov yakutskoj shkoly k geroicheskomu 'eposu olonho. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2010.

4. Shejkin O.Yu. Obryadovoe intonirovanie saha: algys i osouhaj. Obryadovaya po'eziya saha (yakutov). Sostaviteli N.A. Alekseev, P.E. Efremov, V.V. Illarionov. Novosibirsk: Nauka, 2003.

Статья поступила в редакцию 26.11.20

УДК 378

Skorobogatova O.Yu., postgraduate, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

INTERSUBJECT RELATIONS IN THE DEVELOPMENT OF SPECIAL DISCIPLINES IN THE FIELD OF MODELING AND ARTISTIC DESIGN OF CLOTHING IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN THE PROFILE OF ARTISTIC EMBROIDERY. The article deals with the main aspects of intersubject relations of the academic discipline "Modeling and artistic design of clothing" of bachelor's training in the field of artistic embroidery, everything related to performing skills in artistic embroidery, improving skills in artistic embroidery, technology and materials science, technical drawing, general composition, design, academic painting, decorative painting, academic drawing, decorative drawing, color studies and coloristics. The main aspect that affects the preparation of the curriculum of academic subjects based on interdisciplinary connections is the formation of competencies aimed at developing independent activities, creative activity, and cognitive interests of students.

Key words: artistic embroidery, intersubject connections, integration, intersubject level, intrasubject level, psychological and pedagogical support.

О.Ю. Скоробогатоеа, аспирант, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА»

В статье рассмотрены основные аспекты межпредметных связей учебной дисциплины «Моделирование и художественное конструирование одежды» подготовки бакалавров в области художественной вышивки, все, что связано с исполнительским мастерством по художественной вышивке, совершенствованием мастерства в данной сфере, технологией и материаловедением, техническим рисунком, общей композицией, проектированием, академической живописью, декоративной живописью, академическим рисунком, декоративным рисунком, цветоведением и колористикой. Основным аспектом, влияющим на составление рабочих программы учебных предметов, основанных на межпредметных связях, является формирование компетенций, направленных на развитие самостоятельной деятельности, творческой активности, познавательных интересов обучающихся.

Ключевые слова: художественная вышивка, межпредметные связи, интеграция, межпредметный уровень, внутрипредметный уровень, психолого-педагогическая поддержка.

В русской культуре украшение одежды художественной вышивкой, распространенным видом традиционного прикладного искусства, занимает особое место. Изучение истории ручной вышивки свидетельствует о ее разнообразии и в технике исполнения, и в выборе композиционных орнаментов. Популярная в крестьянском и городском быту вышивка украшала бытовые текстильные изделия, костюм, рубахи (мужские и женские), передники, нагрудники, поневы, юбки, сарафаны. Обычно вышивкой украшалась верхняя одежда, которая изготавливалась из сукна или овчины, но ею украшали и головные уборы - девичьи и женские [1].

Русская народная вышивка - уникальное явление нашей национальной культуры, которое необходимо возрождать, сохранять и развивать, что возможно при обязательном укреплении высшего образования - профессиональной подготовке художников в этой области [2]. Мобильность инновационной деятельности художественных вузов поддерживает позитивную динамику сохранения традиционных форм орнамента с учетом допустимой возможности его видоизменения и усложнения, принятия новых колористических решений, интегрирования различных техник художественной вышивки [3]. Выполнение вузом требований ФГОС ВО (к программам, условиям их реализации, результатам итоговой аттестации) определяет возможности сохранения традиционного прикладного искусства средствами высокого качества профессиональной деятельности в области рисунка, живописи, композиции, проектирования, исполнительского мастерства.

Выявление сущности художественной вышивки является ключевой позицией процесса подготовки бакалавров в сфере художественной вышивки, определяет его характер, представляет собой синтез образовательных дисциплин.

Практико-ориентированный подход к организации обучения в вузе предполагает усиление внимания к работе по формированию и развитию общепрофессиональных компетенций, профессиональных и общекультурных через трудовую деятельность. Как правило, перечисленные группы компетенций формируются через базовые дисциплины по художественной вышивке.

Остановимся подробнее на описании специфики преподавания дисциплины «Проектирование». При проектировании изделий с художественной вышивкой определяется построение композиции с учетом специфики конкретной техники вышивки. Основной целью дисциплины «Проектирование» является усвоение обучающимися теоретического курса, интегрированного с практическим обучением. Преподавание дисциплины «Проектирование» начинается со второго семестра и в соответствии с программой продолжается в течение четырех лет. Рабочей программой по дисциплине «Проектирование» предусматривается деятельность студентов по освоению ими особенностей проектирования женской одежды с применением сложных технологий вышивки. На этапе подготовки к государственной итоговой аттестации студенты завершают разработку дипломного проекта модели женской одежды или изделия для оформления интерьера с художественной вышивкой.

Рабочая программа учебной дисциплины «Проектирование» позволяет студентам решать учебные задачи для поиска колористического решения при выполнении вышивки, способствует выявлению связей между традиционной вышивкой и последними тенденциями моды, помогает проектировать дипломные изделия. Все это открывает перед студентами возможность овладевать навыками проектирования одежды с художественной вышкой на всех этапах ее

разработки. В ходе освоения исполнительского мастерства по художественной вышивке и его совершенствования, а также на производственной практике обучающиеся выполняют вышивку на салфетках, воротниках, манжетах, деталях блузок, карманах, купонах платьев, воротниках.

При подготовке выпускной квалификационной работы осуществляется:

- подборка наиболее интересных вариантов, объединяющих конструктивные особенности предполагаемого швейного изделия и технологические возможности вышивки;

- выбор конструкторского решения, разработка и изготовление лекал дипломного изделия;

- выполнение макета изделия из ткани с приближенными пластическими свойствами;

- соединение деталей кроя изделия;

- проведение примерки макета изделия на манекен;

- определение пропорций и масштаба деталей в соответствии со стилистическим и образным решением модели;

- подборка образцов современных видов ткани и ниток.

Психолого-педагогическую поддержку учебной и профессиональной деятельности студентов на этом этапе обеспечивает модельер-конструктор.

Постоянный анализ учебной деятельности будущих специалистов в области художественной вышивки позволяет сделать вывод о назревшей потребности совершенствования изучения тем, связанных с моделированием и конструированием одежды. Логика структурирования содержания учебного материала по темам моделирования является обоснованием актуальности педагогического эксперимента, связанного с реализацией межпредметных связей на всех этапах обучения бакалавров в области художественной вышивки. Межпредметный подход к реализации учебных программ создает реальные возможности минимизировать риски неэффективного использования времени - академических часов (зачетных единиц), концентрировать внимание студентов на вопросах целостности и целенаправленности процесса профессиональной подготовки в условиях вуза.

Следует отметить, что организация и проведение аудиторных занятий, объединяющих академические дисциплины вокруг художественной вышивки, -это сложный процесс, в результате которого студенты знакомятся с различными аспектами информации, не ограничиваются одной областью обучения, устанавливая межпредметные связи, которые включают их в целостный образовательный процесс. Интегрированное обучение в данном случае приближает вуз к условиям реальной действительности, наполняет обучение жизненным опытом будущего специалиста [4]. Рабочие программы учебных дисциплин, основанных на межпредметных связях, влияют на развитие самостоятельности, сознательной активности, познавательных интересов обучающихся; обращенные к личности студента, такие программы ориентированы на создание педагогических условий их гармоничного развития.

Обучающиеся овладевают межпредметными понятийными связями и знаниями, которые находятся на стыке различных учебных предметов. Ключевые понятия вопросов по моделированию и художественному конструированию одежды включаются в специфический глоссарий будущего специалиста в области художественной вышивки. В словарь активной терминологии студентов своевременно включаются такие понятия, как средства композиции, линия, штрих, пятно, форма, симметрия и асимметрия, контраст, подобие, тождество, ритм, пропорции. Не требует доказательства тот факт, что вышеуказанные термины встречаются практически на всех занятиях по специальным дисциплинам. Так, у студентов формируются общепредметные умения оперировать понятиями и из сферы научно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, выводы, результаты, интерпретация и др. Обращение к терминологии из области научно-исследовательской работы, художественной, проектной, творческой деятельности устанавливает связи между теориями и практиками актуально значимых для студентов наук, формирует у них готовность к пониманию процессов взаимодействия теории и практики в жизни современника.

Важно, что при составлении рабочей программы по моделированию и художественному конструированию одежды необходимо уделять внимание постановке задач, решение которых предполагает актуализацию ранее усвоенных знаний, укрепляющих научные основания развития у студентов компетенций общепрофессионального, профессионального и общекультурного направлений.

Целенаправленное совершенствование содержания обучения моделированию и художественному конструированию одежды соответствует требованиям подготовки академических бакалавров в области художественной вышивки. Важным этапом такой подготовительной работы является анализ сложившегося в практике взаимодействия данной дисциплины с другими базовыми. Дидактический потенциал этого взаимодействия выявляется на двух уровнях: междисциплинарном и внутрипредметном. Как на первом, так и на втором уровне актуализируется важная информация о достижениях развития общества, культуры, производства и технологий [5].

Смысловая нагрузка содержания программ по учебным дисциплинам для академических бакалавров в области художественной вышивки направлена на формирование интегрированных умений и навыков, системное применение знаний с учетом принципиальных положений теории поэтапного формирования

умственных действий. При таких педагогических условиях обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и компетенциями для создания полностью завершенного изделия с художественной вышивкой [6]. Важно отметить необходимость своевременного перехода студентов от исполнения действия по образцу к творческой деятельности. Перенос действия по образцу к творчеству позволяет корректировать заданные в стандарте компетенции, вследствие чего можно совершенствовать содержание программ учебных дисциплин, их структуру, а также актуализировать методы, приемы и средства обучения.

Профессиональная подготовка будущих бакалавров в области художественной вышивки осуществляется в течение 4 лет и направлена на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций [7] в процессе овладения студентами основ традиционного прикладного искусства, знаний о цвете. Начиная со 2 курса, обучающиеся активно применяют знания, усвоенные на занятиях по моделированию и художественному конструированию одежды, а также на занятиях по исполнительскому мастерству (художественная вышивка), совершенствованию мастерства (художественная вышивка), общей композиции, проектированию. Обучение умениям и навыкам моделирования и художественного конструирования одежды способствует применению знаний, которые были освоены как на специальных дисциплинах, так и на производственных практиках.

Антропологический аспект преподавания моделирования и художественного конструирования одежды реализуется через учет специфики этой дисциплины: одежда готовится для человека, украшается вышивкой для человека, одежду моделирует человек, модель украшается вышивкой тоже человеком. Именно поэтому через костюм можно влиять на эстетические установки общества, формировать представления людей о стиле и красоте. Гармонично решенный костюм с художественной вышивкой отражает внутренний мир человека, формирует мнение окружающих о его нем.

Важным этапом выполнения графической работы по моделированию и художественному конструированию одежды является проектирование эскизов, которое требует высокого уровня творческого воображения, изобразительной грамотности и знаний пропорций человеческой фигуры. Эскиз одежды с художественной вышивкой не будет выглядеть убедительно на непропорционально построенной фигуре. На этом этапе обучения студентов особую роль играет реализация межпредметных связей: актуализируются знания, умения, навыки, компетенции, сформированные на занятиях по дисциплине «Пластическая анатомия», когда обучающиеся знакомились с основами строения головы человека, с подходами к изображению портрета человека средствами стилей различных изобразительных школ.

Рабочие программы учебных дисциплин по подготовке бакалавров в области художественной вышивки должны отражать не только внутрипредметные связи, но и межпредметные. Покажем это на примере деятельности студентов в 6 семестре, когда обучающиеся выполняют работу по изображению портрета, делают зарисовки одетой фигуры натурщика, выполняют рисунки фигуры в русском народном костюме и этюд русского народного костюма на манекене.

На занятиях по академической живописи у обучающихся развиваются способности свободной компоновки изображения, при этом ими осваиваются этапы живописной работы, требующей знаний по цветоведению. В таких условиях оптимизируется психолого-педагогическая поддержка студентов по развитию у них композиционного мышления и творческого воображения. В ходе обучения декоративной живописи обучающиеся овладевают навыками создания условно-плоскостных изображений на листе через создание декоративно-иллюзорного пространства. В процессе занятия реализуется требование к организации поэтапного формирования умственных действий, направленных на декоративную переработку рисунка с натуры. Преподавателю в данном случае необходимо оптимизировать процесс обучения через использование возможности применения интерактивных методов работы с тоном, цветом, орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, что развивает творческое мышление. Такие задания соответствуют логике укрепления межпредметных связей при обучении моделированию и художественному конструированию при работе над эскизами одежды с художественной вышивкой. Интеграция тем, рассматривающих одинаковые по проблематике вопросы с помощью различных дисциплин, помогает студентам осваивать технологию работы с художественными материалами, техниками рисунка в более короткий отрезок учебного времени.

При проектировании одежды с применением художественной вышивки важно актуализировать знания по цветоведению, построению цветовой композиции. На практических занятиях по живописи и цветоведению у обучающихся необходимо формировать способности владения цветом, что позволяет им создавать гармоничные композиции и костюмы с использованием лучших образцов художественной вышивки, требовать от них деятельности, ориентированной на осмысление законов композиционной ритмики при создании костюмов в качестве образцов при защите выпускных квалификационных работ.

Таким образом, можно утверждать, что межпредметная и внутрипредмет-ная интеграция учебных ресурсов дисциплин будет способна оптимизировать процессы формирования и развития творческого мышления студентов, создания ими выразительных художественных образцов изделий в области художественной вышивки.

Библиографический список

1. Aнисина C.IO., Бесшапошникова ЮА, Голубева A.K и др. Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»: в 2 ч. Под научной редакцией В.Ф. Максимович. Cанкт-Петербyрг: ВШНИ, 2015; Ч. I.

2. Куракина И.И. Достижения отечественного профессионального образования XIX - Хх вв. в современной подготовке художников традиционного прикладного искусства. Педагогика искусства. 2017; № 1: 114 - 118.

3. Шаповалова ИА Научно-исследовательская деятельность как ресурс развития творчества будущих художников в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов. Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 3: 43 - 51.

4. Axметова AM, Cавицкий C. К. Межпредметные связи, влияющие на развитие профессионального мышления дизайнера. Russian Journal of Education and Psychology. 2013; № 2 (22). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-vliyayuschie-na-razvitie-professionalnogo-myshleniya-dizaynera

5. Aлександрова Н.М. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании: монография. Cанкт-Петербyрг: ФГНУ ИПООВ PAO, 2012.

6. Камнева C.O. Проектирование. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная вышивка». Под научной редакцией В.Ф. Максимович. Cанкт-Петербyрг: ВШНИ, 2014.

7. Максимович В.Ф. Современное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства России: монография. Cанкт-Петербyрг: ВШНИ, 2014.

References

1. Anisina S.Yu., Besshaposhnikova Yu.A., Golubeva A.N. i dr. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo. Uchebnik dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo inarodnye promysly»: v 2 ch. Pod nauchnoj redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2015; Ch. I.

2. Kurakina I.I. Dostizheniya otechestvennogo professional'nogo obrazovaniya HIH - Hh vv. v sovremennoj podgotovke hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Pedagogika iskusstva. 2017; № 1: 114 - 118.

3. Shapovalova I.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak resurs razvitiya tvorchestva buduschih hudozhnikov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva i narodnyh promyslov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 3: 43 - 51.

4. Ahmetova A.M., Savickij S. K. Mezhpredmetnye svyazi, vliyayuschie na razvitie professional'nogo myshleniya dizajnera. Russian Journal of Education and Psychology. 2013; № 2 (22). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-vliyayuschie-na-razvitie-professionalnogo-myshleniya-dizaynera

5. Aleksandrova N.M. Teoriyaprofessional'nojdidaktiki vpedagogicheskom obrazovanii: monografiya. Sankt-Peterburg: FGNU IPOOV RAO, 2012.

6. Kamneva S.Yu. Proektirovanie. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «Hudozhestvennaya vyshivka». Pod nauchnoj redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2014.

7. Maksimovich V.F. Sovremennoe professional'noe obrazovanie v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii: monografiya. Sankt-Peterburg: VShNI, 2014.

Статья поступила в редакцию 26.11.20

УДК 371

Tikhomirova V.V., postgraduate, Department of Theory and History of Pedagogy, Institute of Pedagogy, Herzen State Pedagogical University; teacher,

Gymnasium No. 295 of Frunzensky District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

EXPERIENCE IN ORGANIZING INTERACTION BETWEEN FAMILY AND SCHOOL IN THE FIELD OF LEISURE ON THE EXAMPLE OF THE GAME "MEMORY ROUTE". In the context of modern documents on educational work in the Russian Federation, the necessity of organizing interaction between school and family in the leisure sphere is justified by the example of the implementation of the project of the organizational and activity game "Route of memory", aimed at the moral and patriotic education of younger schoolchildren. Educational work, taking into account the identified problems, is aimed at the moral and patriotic education of younger schoolchildren, taking into account the rapidly changing socio-cultural conditions and society's requests. Problems of organizing educational work with students after school are considered.

Key words: socio-cultural conditions, patriotic education, interaction, interaction of family and school, leisure, socio-cultural environment, memory route.

В.В. Тихомирова, аспирант, РГПУ имени А.И. Герцена, учитель ГБОУ «Гимназия № 295» Фрунзенского района Санкт-Петербурга,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДОСУГА НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ «МАРШРУТ ПАМЯТИ»

В контексте современных документов по воспитательной работе в соответствии с нормативно-правовыми и учебно-методическими указаниями в сфере образования Российской Федерации обосновывается необходимость организации взаимодействия школы и семьи в досуговой сфере на примере осуществления проекта организационно-деятельностной игры «Маршрут памяти», посвященной Великой Отечественной войне, в формате которой нравственные ценности, патриотизм формируются в совместной со старшими поколениями социокультурной деятельности. Воспитательная работа с учетом выявленных проблем направлена на нравственно-патриотическое воспитание младших школьников с учетом быстро меняющиеся социокультурных условий и запросов общества. Проблемы организации воспитательной работы с учениками после уроков рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: социально-культурные условия, патриотическое воспитание, взаимодействие, взаимодействие семьи и школы, сфера досуга, социокультурная среда, «Маршрут памяти».

Одним из актуальных направлений в практике воспитательной работы в современной российской школе является нравственно-патриотическое воспитание. Сегодня, когда ценностные установки «общества потребления» стали активно навязываться молодому поколению и растет отчуждение младших поколений от старших, очень необходим опыт совместного сопереживания подвигу предков для сохранения исторической преемственности поколений. Современному обществу необходим опыт активного взаимодействия поколений в русле традиции с целью передачи молодому поколению духовно-нравственных и патриотических ценностей, смыслов.

За 35 лет перестройки социально-экономической жизни в стране вследствие разрушения советской системы патриотического воспитания российская школа больше потеряла в гуманистической культурной составляющей, чем приобрела. А погружение современных детей в виртуальное пространство Интернета привело к еще большему отчуждению молодежи от культуры и их уходу в массовую культуру, не располагающую сегодня высокими человеческими ценностными ориентирами и патриотической направленностью. Самое главное, что мы потеряли в личностных качествах молодежи, - это

патриотизм, социальную творческую активность, гражданскую ответственность. Большинство выпускников школ сегодня ориентируются на положения психологии общества потребления и почти не интересуются богатой культурой России, ее героическим историческим прошлым, жизнью и подвигами своих предков.

Поэтому сегодня назрел вопрос о качественном пересмотре содержания воспитания за рамками школьной программы в сфере досуга школьников, которое могло бы на время, пока не будет пересмотрено в пользу возвращения в российское образовательное пространство всех богатств отечественной и мировой культуры, необходимых для становления истинно подлинно человеческого в человеке, взять на себя роль замещающего социокультурного пространства. При взаимодействии с этим специально педагогически организованным пространством культуры учащийся школы в досуговое время вместе со своими друзьями, родителями и педагогами смог бы вживаться в тексты и образы культуры, знакомиться с ее артефактами, событиями истории, традициями, более глубоко проживать смыслы культуры, приобретать необходимый для становления личности социокультурный опыт [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.