Научная статья на тему 'Методика проведения урока "Основы производственного мастерства в области художественной вышивки"'

Методика проведения урока "Основы производственного мастерства в области художественной вышивки" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО / PRODUCTION SKILLS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА / ARTISTIC EMBROIDERY / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / DECORATIVE ART / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / TECHNOLOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Анна Алексеевна

Раскрывается методика проведения занятий по «Основам производственного мастерства в области художественной вышивки» как составной части профессиональной подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства, в совершенстве владеющих всеми видами художественного вышивания. Акцент ставится не только на методику проведения занятия по дисциплине «Основы производственного мастерства в области художественной вышивки», но и на важность формирования профессиональных умений, на расширение и закрепление знаний учащихся.The article describes the positions that allow us to examine the methodology of the lesson the basics of industrial craftsmanship in the field of embroidery, as professional training of decorative and applied arts, fluent in all types of artistic embroidery. The emphasis in the article is on the methodology for the lesson on discipline «the Basis of production skill» and the importance of not only the formation of professional skills, but also expand and consolidate the students' knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения урока "Основы производственного мастерства в области художественной вышивки"»

УДК 378

А.А. Николаева,

Холуйский филиал Высшей школы народных искусств (Ивановская обл.)

Методика проведения урока «Основы производственного мастерства в области художественной вышивки»

Студенты Холуйского филиала высшей школы народных искусств на занятиях

Методика - это алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Этот термин близок к понятию «технология». Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач.

Методика обучения предмету обязательно должна включать: образовательные, развивающие, воспитывающие, практические цели обучения, принципы, содержание и средства обучения, формы и методы обучения.

Программа «Основы производственного мастерства» предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на кафедре «Художественная вышивка». Программа курса составляется в со-

ответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по профессиональному циклу.

Курс по дисциплине «Основы производственного мастерства художественной вышивки» позволяет методически правильно приобщить студентов к изучению и анализу обширного наследия традиционного и современного декоративно-прикладного искусства, обучить их профессиональному мастерству по выполнению разнообразных вышивальных технологий, умению применять в практической деятельности приобретенные теоретические знания и решать комплекс теоретических и практических задач: эстетических,

экономических, функциональных, социальных и др.

Русское традиционное искусство необычайно богато и многообразно. Оно объединяет в себе творчество разных народов и народностей, населяющих широкие просторы Российской Федерации. Вклад каждого из них в сокровищницу художественного наследия неповторим, отличен от других и поэтому особенно ценен. Его своеобразие определяется многими причинами: условиями труда и быта, обычаями людей, национальным характером, особенностями окружающей природы и используемых для художественного творчества материалов, а также конкретными задачами украшения орудий труда, одежды, жилища и др.

Русское прикладное искусство за многие века своего существования выработало совершенные художественные традиции, отличающиеся разнообразием декоративных приемов и выразительностью образов. В произведениях крестьянского искусства отразилась особая любовь народных мастеров к узорочью. Его характерные черты проявились в декоративно-орнамантальном образном строе, лаконичной трактовке орнамента, стремлении к простым ритмам и звучному колориту, которыми пользовался народный художник для выражения своих мыслей, чувств, впечатлений от внешнего мира.

В результате творчества многих поколений мастериц узоры народной вышивки приобрели исключительную законченность,

© Николаева А.А., 2015

АННААЛЕКСЕЕВНА НИКОЛАЕВА

аспирант Высшей школы народных искусств, директор Холуйского филиала Высшей школы народных искусств (Ивановская обл.). Сфера научных интересов: педагогика, психология. Автор 5 публикаций

Раскрывается методика проведения занятий по «Основам производственного мастерства в области художественной вышивки» как составной части профессиональной подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства, в совершенстве владеющих всеми видами художественного вышивания. Акцент ставится не только на методику проведения занятия по дисциплине «Основы производственного мастерства в области художественной вышивки», но и на важность формирования профессиональных умений, на расширение и закрепление знаний учащихся.

Ключевые слова: методика, производственное мастерство, художественная вышивка, декоративно-прикладное искусство, технологический процесс.

The article describes the positions that allow us to examine the methodology of the lesson the basics of industrial craftsmanship in the field of embroidery, as professional training of decorative and applied arts, fluent in all types of artistic embroidery. The emphasis in the article is on the methodology for the lesson on discipline «the Basis of production skill» and the importance of not only the formation of professional skills, but also expand and consolidate the students' knowledge.

Key words: technique, production skills, artistic embroidery, decorative art, technological process.

гармоничность, красоту и выразительность очертаний. Крестьянским вышивкам прошлого, как и всем произведениям народного прикладного искусства, свойственна органическая связь орнаментации с формой, материалом и назначением изделия. Они выполнялись без рисунка, по счету нитей ткани, сетке, образованной выдернутыми вдоль и поперек нитями, либо верхошвами по неразряженной ткани - росписью, крестом, счетной гладью, наборами.

Вышивки каждого центра народного искусства имеют свое художественное лицо, технические способы и приемы исполнения, четкую цветовую гамму.

По своим художественным достоинствам народная вышивка России - это ярчайшая страница в мировой истории искусств. В общеславянском русле русские вышивальные промыслы приобрели глубоко национальный характер. Их произведения отличают тонкий лирический строй и глубокая образность. Искусство вышивания прошло длинный и сложный путь, на протяжении которого в нем происходила борьба с антихудожественными направлениями рубежа Х1Х-ХХ веков, 1960-х годов XX века, неверным использованием творческого наследия старин-

ной народной вышивки, а также с ложным пониманием орнамента, не соответствующим традициям древнерусского искусства.

В процессе сужения сферы обрядового назначения народная вышивка не утратила своей эстетической ценности. Отмеченный ярким национальным характером и вобравший в себя богатые культурные и трудовые традиции крестьянства, орнамент народной вышивки способствует привитию художественного вкуса и играет в наши дни большую воспитательную роль. В нем раскрывается глубокое чувство нравственности и внутренней красоты народа, его создавшего. Традиционное прикладное искусство несет с собой декоративную мощь, красочное обаяние, конструктивную стройность, неисчерпаемую мудрость орнаментики. Вечные черты народного бытового искусства, созданные коллективным творчеством художествественно одаренного этноса и отраженные в вышивке как уникальном явлении русского искусства, не только вызывают интерес исследователей, но и питают творчество современных художников декоративно-прикладного искусства.

С расширением сферы художественного образования и по-

вышением роли традиционного искусства в современном художественном творчестве необходимо обобщение педагогического опыта преподавателей в области народных художественных промыслов, в частности глубокое исследование традиций исполнительского мастерства, производственного обучения художественной вышивки. Весьма актуальной становится проблема введения курса традиционной народной вышивки в учебные планы профессиональных учебных заведений и содержание всех звеньев этнохудожественной образовательной системы, охватывающей дошкольное, школьное, дополнительное, среднее, высшее профессиональное и поствузовское образование в России. Необходимым представляется ознакомление специалистов дальнего и ближнего зарубежья (как настоящих, так и будущих) с этим важным направлением народного декоративно-прикладного искусства Российской Федерации.

Методика проведения урока по дисциплине «Основы производственного мастерства в области художественной вышивки» построена на изучении программы профессиональной подготовки специалистов по народной художественной вышивке. Художественная вышивка является одной из ведущих специализаций в учебном плане этой специальности. Преподавание курса производственного мастерства художественной вышивки тесно связано с такими дисциплинами учебного плана, как «Материаловедение и технология», «История художественной вышивки», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование», «История декоративно-прикладного искусства», «Моделирование и художественное конструирование одежды» и др. Программа производственного обучения мастерству художественной вышивки ставит своей целью под-

готовку специалистов декоративно-прикладного искусства, в совершенстве владеющих всеми видами художественного вышивания. Главную традицию профессионального художественного образования составляет неразрывная связь с народной художественной культурой. Современная художественная вышивка должна развиваться в традициях ручного шитья как основы народного и профессионального декоративно-прикладного искусства.

Программой предусмотрено ознакомление со всеми существующими технологиями художественного вышивания на примере исполнения изделий декоративно-прикладного искусства для оформления жилого интерьера, предметов бытового назначения и женской одежды. Программа включает как теоретические беседы, во время которых студенты знакомятся с техникой вышивки, так и практические занятия, где последовательно осваиваются и закрепляются различные традиционные способы исполнения народной вышивки, технология выполнения изделий декоративного назначения.

Для отработки первоначальных умений и навыков по отдельным видам вышивки рекомендуется выполнять учебные изделия плоскостного характера с традиционным орнаментом. Для этого используются учебные образцы ручной вышивки из методического фонда учебного заведения. Копирование образцов законченного изделия является основой для овладения мастерством народных художественных вышивальных промыслов. На заключительном этапе обучения и совершенствования исполнительского мастерства студенты выполняют собственные творческие работы, связанные с конструированием и моделированием одежды, высокохудожественные изделия для выставок, образцы для методического фонда учебного заведения. Особое внимание уделяется изготовлению

традиционных деталей народного костюма в современной трактовке с учетом текущей моды.

В целях лучшего закрепления знаний и умений, получаемых студентами по производственному мастерству, воспитания интереса к избранной специальности и специализации рекомендуется проведение экскурсий на вышивальные предприятия, выставки традиционного прикладного искусства, экспозиции по моделированию и художественному оформлению одежды и интерьера. Учебная практика студента декоративно-прикладного искусства, объединяющего в себе художника-модельера и исполнителя, представляет собой учебно-познавательную деятельность по приобретению практических навыков и умений ручного исполнения художественной вышивки, их применению в проектировании различных изделий и воплощению проектов в материале. Все эти задачи решаются на уроках производственного мастерства при исполнении высокохудожественных произведений декоративно-прикладного искусства.

К числу основных задач курса «Основы производственного мастерства в области художественной вышивки» относятся: осмысление народного искусства как части мировой и отечественной художественной культуры и особого вида декоративно-прикладного творчества на примере традиционной русской народной вышивки, изучение традиционных технологий исполнения различных видов ручной вышивки и наиболее соответствующих требованиям вышивальных производств. Обогащение эстетических представлений студентов о традициях художественной вышивки на примере лучших образцов народного вышивального творчества, городского ремесла и культовых изделий декоративно-прикладного искусства. Приобретение навыков применения в учебно-проектной деятельности

при разработке проектов изделий с вышивкой знаний и умений, полученных на занятиях по производственному мастерству. Овладение высоким уровнем исполнительского мастерства по всем традиционным технологиям ручной художественной вышивки, а также по применению современных декоративных материалов.

Методика проведения занятий по «Основам производственного мастерства в области художественной вышивки» позволяет в результате изучения этой дисциплины специалисту высшей квалификации знать историю вышивальных центров традиционного прикладного искусства, а также их развитие и художественно-стилистические особенности, образный строй и технические приемы исполнения художественной вышивки различных центров вышивального производства, технологический процесс выполнения художественной вышивки в различных вышивальных промыслах, способы исполнения сложных старинных вышивальных технологий в современных изделиях, основные материалы, инструменты и оборудование, применяемые для выполнения художественной вышивки.

Последовательное изучение дисциплины «Основы производственного мастерства в области художественной вышивки» позволяет подготовить студентов к непосредственному осуществлению определенных трудовых процессов, а именно: на высоком профессиональном уровне исполнять разнообразные изделия, оформленные художественной вышивкой, применять теоретические знания, полученные при изучении специальной технологии, материаловедения, специальной композиции, проектирования и моделирования одежды, деталей интерьера, при воплощении в материале ко-пийных, вариантных и творческих (авторских) учебных работах, исполнять в материале выставочные изделия, художественно оформ-

ленные сложными видами традиционной вышивки с применением разнообразных технологических приемов и современных декоративных материалов, позволяет обучать детей и юношество основам народной вышивки в учебных заведениях различного уровня и направленности, соблюдать правила техники безопасности и противопожарной безопасности.

В заключение нужно отметить, что при проведении занятий по «Основам производственного мастерства в области художественной вышивки» чаще всего применяются активные методы обучения - это обучение деятельностью. Так, например, Л.С. Выготский сформулировал закон, который гласит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе де-

ятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессии, развиваются их творческие способности. Преподаватель производственного обучения, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет эффективно управлятьучебным процессом. Он заранее продумывает и планирует свое педагогическое воздействие на учащихся, тщательно подбирает наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывает особенности восприятия учащихся, возможные их затруднения и ошибки, намечает способы их предупреждения и устранения, заблаговременно готовит необходимое оборудование, материалы, приспособления,

инструменты, документацию, рабочие места. Преподавателю необходимо эффективно организовывать учебный процесс: применять разнообразные методы обучения в комплексе, рационально сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся в ходе занятий, правильно распределять обязанности между учащимися, учитывая их индивидуальные возможности и способности.

При этом важно не только сформировать профессиональные умения, расширить и закрепить знания, но и научить учащихся самостоятельно их добывать и совершенствовать, анализировать, сопоставлять, корректировать, рационально применять для решения учебных и учебно-производственных задач, оперативно обновлять и пополнять.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972.

2. БожьеваН.П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. М.: Северный паломник, 2008.

3. Богатырев П. Т. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971

4. Выготский Л. С. Психология. Серия «Мир психологии». М., 2000. 1008 с.

5. Красикова А.В., Романтовская Т.А. Исполнительское мастерство. СПб.: ВШНИ, 2009.

6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. С. 174.

7. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

8. Максимович В.Ф. Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития. М.: Флинта, 1999.

9. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978.

LITERATURA

1. Boguslavskajа I.Ja. Russkaja narodnaja vyshivka. M.: Iskusstvo, 1972.

2. Bozh'eva N.P. Russkij ornament v vyshivke: tradicija i sovremennost'. M.: Severnyj palomnik, 2008.

3. Bogatyrev P.T. Voprosy teorii narodnogo iskusstva. M.: Iskusstvo, 1971

4. Vygotskij L.S. Psihologija. Serija «Mir psihologii». M.: 2000. 1008 s.

5. Krasikova A.V., Romantovskajа T.A. Ispolnitel'skoe masterstvo. SPb.: VSHNI, 2009.

6. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar' po pedagogike. M.: IKC «MarT»; Rostov n/D: Izd. centr «MarT», 2005. S. 174.

7. Leont'ev A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1977. 304 s.

8. Maksimovich V.F. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: istoricheskij opyt, sovremennoe sostojanie, perspektivy razvitija. M.: Flinta, 1999.

9. Maslova G.S. Ornament russkoj narodnoj vyshivki kak istoriko-yetnograficheskij istochnik. M.: Nauka, 1978.

10. МироноваЛ.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей. Мн.: Беларусь, 2003.

11. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.: Художник РСФСР, 1980.

12. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983.

13. Носань Т.М. Содежание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб, 2012. 151 с.

14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ 2006. 460 с.

15. Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселева О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография. Смоленский гос. ун-т, 2007. С. 36.

16. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.

17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. М.; Л., 1948. С. 63-64.

10. Mironova L.N. Cvet v izobrazitel'nom iskusstve: posobie dlja uchitelej. Mn.: Belarus', 2003.

11. Nekrasova M.A. Sovremennoe narodnoe iskusstvo. M.: Hudozhnik RSFSR, 1980.

12. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury. M.: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983.

13. Nosan' T.M. Sodezhanie i metody professional'nogo obuchenija tehnologii hudozhestvennoi vyshivki budushhih hudozhnikov-masterov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. SPb, 2012. 151 s.

14. Obuhova L.F. Vozrastnaja psihologija: ucheb. dlja vuzov. M.: Vysshee obrazovanie. MGPPU, 2006. 460 s.

15. Sen'kina G.E., Emel'chenkov E.P., Kiselyova O.M. Metody matematicheskogo modelirovanija v obuchenii: monografija. Smolenskij gos. un-t, 2007. S. 36.

16. Slastenin V.A. Formirovanie lichnosti uchitelja sovetskoj shkoly v processe professional'noj podgotovki. M.: Prosveshhenie, 1976. 160 s.

17. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. T. 2. M.; L., 1948. S. 63-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.