Научная статья на тему 'Производственное обучение художественной вышивки в системе непрерывного образования'

Производственное обучение художественной вышивки в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева А.А.

В статье автор рассматривает производственное обучение художественной вышивке в системе непрерывного образования, как продуктивное профессиональное становление, формирование образа личности. Определено, что производственное обучение в области декоративно-прикладного искусства представляет собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народа, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций. Акцент в статье ставится на освоение студентами таких образовательных программ, как «Исполнительское мастерство» и «Основы производственного мастерства» художественной вышивки, задачей которых является подготовка высококвалифицированных специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственное обучение художественной вышивки в системе непрерывного образования»

Николаева А.А., аспирант ВШНИ, директор Холуйского филиала Высшей школы народных искусств (института)

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье автор рассматривает производственное обучение художественной вышивке в системе непрерывного образования, как продуктивное профессиональное становление, формирование образа личности. Определено, что производственное обучение в области декоративно-прикладного искусства представляет собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народа, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций.

Акцент в статье ставится на освоение студентами таких образовательных программ, как «Исполнительское мастерство» и «Основы производственного мастерства» художественной вышивки, задачей которых является подготовка высококвалифицированных специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: производственное обучение, художественная вышивка, непрерывное образование, декоративно-прикладное искусство.

Nikolaeva A. A., postgraduate student of VSNI, Director of the Kholuy branch of the Higher school of folk arts (Institute) choluy@mail.ru

INDUSTRIAL TRAINING EMBROIDERY IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Abstract. In the article the author examines the artistic production of cross training

in the system of continuous education, as a productive professional development, the formation of the image of the person. It is determined that the in-service training in the field of decorative-applied art is a process of transfer of skills on the basis of immersion into the spiritual essence of the nation, continuity of generations, the collective nature of labour and preservation of the artistic historical traditions.

The emphasis is placed on the development by students of such educational programs as "Performing mastery" and "Basic production skills" in the art of embroidery which are dedicated to prepare highly qualified specialists in the field of decorative-applied art.

Key words: industrial training, embroidery, continuing education, applied art.

Производительный труд, считал К.Д. Ушинский, обогащает душу, освежает чувство, дарит человеку высокие минуты наслаждения. Существует психологический закон, суть которого состоит в том, что наслаждения должны уравновешиваться трудом, учение развивает разум, дает известный объем знаний, но главный его смысл - зажечь в ученике «жажду серьезного труда» [5, с.248-249]. «Дать человеку деятельность, которая бы наполнила бы его душу и могла бы наполнять ее вечно - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому цель эта -сама жизнь». К.Д. Ушинский [5, с.355].

Ж.Ж. Руссо утверждал, что мудрость жизни в постоянном приучении рук к труду и к полезным для человека занятиям. Так мы присоединяем искусство к природе, и мы становимся более изобретательными, не делаясь менее ловкими. Вместо того, чтобы приковать ребенка к книгам, надо занимать его в мастерской. Его руки работают в пользу ума: он становится философом, считая себя только ремесленником. Свой идеал воспитания ребенка Ж.Ж. Руссо выразил кратко и убедительно: руки воспитанника должны работать как руки ремесленника-мастера, а голова в это время - мыслить, как голова философа [2, с.162].

«Производственное обучение - обязательная составная часть содержания

профессионального образования, практическая профессиональная подготовка обучающихся к определенному виду деятельности по профессии или специальности в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования. Главной целью производственного обучения является формирование профессионального мастерства обучающихся; осуществляется оно постепенно в течение всего процесса обучения. Основой производственного обучения является производительный труд, содержание которого определяется законами профессиональной педагогики, характером и содержанием труда рабочих, специалистов соответствующего профиля и уровня квалификации, непосредственно участвующих в производственном процессе Трудовой процесс является основным содержанием производственного обучения, а естественно научные, научно-технические и технико-экономические основы этих процессов становятся содержанием преимущественно теоретического обучения.

Производственное обучение проводится на базе соединения обучения с производительным трудом обучающихся, на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Единство производительного труда и обучения состоит в том, что выпуск разнообразной продукции не является самоцелью, а только средством решения учебных задач. Практические навыки и умения формируются на основе знаний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются» [6, с.362].

Под непрерывном образованием в области художественной вышивки в данной статье понимается целостный педагогический процесс, обеспечивающий поступательное развитие в ходе систематической и целенаправленной производственно - профессиональной, художественно-творческой, конструкторско - технологической и проектной деятельности по получению и совершенствованию знаний, умений, навыков в области традиционного прикладного искусства художественной вышивки, а так же посредством самообразования, которое совершенствует творческий потенциал личности, который обогащает духовный мир. Отличительные черты профессии художника декоративно-прикладного

искусства в области художественной вышивки определяются спецификой данного вида искусства.

Художественные промыслы и ремесла являются одной из форм декоративного - прикладного искусства, передаваясь из поколения в поколение, несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его духовно-нравственную основу.

Изучение технологии, истории народной художественной вышивки является эффективным средством профессионального развития личности человека. Включение в эту деятельность позволяет приобщиться к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус, профессионализм, воспитать уважение и интерес к труду.

Именно вышивка, как прикладное искусство, неотъемлемая часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавшее в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития студентов, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

Принято считать, что термин «непрерывное образование» впервые упоминается в 1968 году, в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО

Анализ зарубежной литературы показал, что, несмотря на четкое определенное место непрерывного образования в общей системе образования, его функции и роль трактуются по-разному.

Следует отметить, что в законе Российской Федерации «Об образовании» непрерывное образование, трактуется как процесс реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных программ.

Приоритетные направления развития науки в системе непрерывного профессионального образования задают общий вектор для развития Высшей школы народных искусств и представляют собой реальные направления научно-педагогической деятельности по разработке и реализации концепции

34

образовательной политики в сфере традиционного прикладного искусства, создании модели сетевого вуза [1,с.8].

В настоящее время в педагогической науке как показал анализ отечественной литературы по непрерывному образованию выявил более двадцати определений (С.Я.Батышев, А.А. Вербицкий, Б.Т. Лихачев, Т.Ю. Ломакина, В.Ф. Максимович,

A.М. Новиков, Е.И. Огарев, В.Г. Онушкин, О.Н Олейникова, В.А. Попков, Н.Н. Шамрай и др.)

Следует отметить, что сложившаяся за многие десятилетия система профессионального образования в области народного декоративно - прикладного искусства, претерпела значительные изменения, в связи с переходом государства к рыночной экономике. По определению В.Ф. Максимович понятие специфики непрерывного профессионального образования в сфере прикладного искусства представляет собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народного искусства, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций. Так, А.В. Бакушинский, М.А. Некрасова, Н.Р.Казанская,

B.Ф.Максимович, О.В.Федотова, С.Ю. Камнева, Т.М. Носань, П.В. Гусева, Е. В. Сайфулина, Ю. А. Бесшапошникова и др., рассматривавшие в своих исследованиях теорию и практику художественного образования, подчеркивают необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества.

«Непрерывное (последипломное) профессиональное образование позволяет преодолеть психологические ограничения и пределы профессионального развития личности, способствует наиболее полной реализации себя и достижению вершин профессиональной зрелости» [3, с. 3-4].

Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании - формировании образа личности, адекватного постоянного меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально - экономическим условиям. Отсюда следует

тесная взаимосвязь профессионального труда и профессионального образования.

35

Под влиянием изменяющихся рынка труда и профессий разрабатываются новые образовательные стандарты, меняются структура и спектр специальностей. На разных стадиях профессионального становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации [3,с.5-10].

Данная статья демонстрирует, что во всем мире и в России в том числе, наблюдается акцентированное внимание к личностно - ориентированным технологиям обучения и воспитания подрастающего поколения, а также к тенденции перехода от развивающего обучения к развивающему образованию. Развитие потребности в непрерывном образовании и самообразовании, основу которых составляют экономные образовательные технологии, «сквозные» для разных ступеней и этапов обучения и потому экономящие время и силы обучающихся на освоение учебно - образовательных программ. Принципиально важно, что экономия в данном случае должна осуществляться не за счет сокращения объема знаний и умений, а за счет применения образовательных технологий развивающего типа и указанных «сквозных» учебных программ.

Главная цель производственного обучения, это освоение студентами таких образовательных программ, как «Исполнительское мастерство» и «Основы производственного мастерства» художественной вышивки задачей которых является подготовка высококвалифицированных специалистов в области декоративно-прикладного искусства, в совершенстве владеющих профессиональным мастерством художественного вышивания, где главную традицию профессионального художественного образования составляет неразрывная связь с народной художественной культурой.

Так же к числу основных задач производственного обучения художественной вышивки в системе непрерывного образования относятся:

- осмысление народного искусства как части мировой и отечественной художественной культуры и особого вида декоративно-прикладного искусства на примере традиционной русской народной вышивки

- изучение традиционных технологий исполнения различных видов ручной вышивки и наиболее соответствующих требованиям вышивальных производств.

- совершенствование эстетических представлений студентов о традициях художественной вышивки на примере лучших образцов народного вышивального творчества, городского ремесла и культовых изделий декоративно-прикладного искусства.

- приобретение навыков применения в учебно-проектной деятельности при разработке проектов изделий с вышивкой знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по производственному обучению.

- овладение высоким уровнем исполнительского мастерства по изучаемым в программе традиционным технологиям ручной художественной вышивки, а также применений современных декоративных материалов.

Итогом изучения дисциплины «Основы производственного мастерства» является дипломный проект в виде самостоятельно разработанной и выполненной в материале студентами коллекции, ансамбля одежды вышитых изделий или изделий для оформления интерьера, которые должны быть современными и актуальны.

Профессиональная деятельность учебных заведений должна организовываться в соответствии с принципами соединения обучения с производственным трудом, связи теории и практики в целях обеспечения условий для качественного производственного обучения студентов. Особую значимость развития производственной деятельности обучающихся художественной вышивки имеют условия перехода к рыночной экономике, когда доходы от нее в определенной степени определяют развитие учебно-материальной базы учебного заведения.

В этих условиях все большую значимость приобретает производственное обучение художественной вышивки в системе непрерывного образования как последовательного формирования способностей и творческого потенциала

высококвалифицированных специалистов.

Производственная деятельность профессионального учебного заведения полностью подчиняется решению учебно-воспитательных задач, прежде всего задач производственного обучения. Это находит отражение в содержании, степени сложности, последовательности выполнения учебно-производственных работ, организации учебно-производственного процесса, методике и организации производственного обучения.

В процессе производственного обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного образования на каждом занятии проводится контроль выполнения студентом учебного задания. По каждой теме проводится просмотр завершённой работы с выставлением определенной оценки (баллов). В конце семестра проводится итоговый просмотр, на котором студент представляет в завершённом виде все задания за семестр. Выставляется средняя оценка (балл). Особо следует подчеркнуть, что программа производственного обучения представляет собой учебный документ, отражающий содержание и структуру всего процесса обучения студентов, включает тематический план собственно программу. В тематическом плане процесс производственного обучения в зависимости от его специфики разделен на этапы: обучение в учебной мастерской; обучение на предприятии; производственная практика.

Содержание производственного обучения художественной вышивки разделено на отдельные темы, расположенные в определенном порядке, с учетом поэтапного изучения учебного материала - от более простого к более сложному, с типичной технологической последовательностью применения осваиваемых приемов, способов, операций, трудовых процессов в реальной производственной деятельности. На каждую тему указано ориентировочное количество времени в часах, выделенное на их изучение.

Следует отметить, что в данной научной статье мы учитываем научное

мнение Скакуна В.А. «При разработке программы производственного обучения

исходят из следующих общих принципов - требований к содержанию

38

производственного обучения:

-универсальность, гибкость, политехнизм;

-всесторонность: отражение задач образования, воспитания и развития учащихся;

-связь теории и практики;

- по содержанию и времени изучения взаимосвязанного материала;

-современность и прогностичность;

-системность и доступность учебного материала;

-утилитарность;

-преемственность;

-перспективность;

-экономическая целесообразность: учет экономических факторов при отборе содержания, предметов, орудий и средств учебно - производственной деятельности обучающихся;

-соответствие требованиям государственного стандарта профессионального образования: отражение федерального (инвариантного, стабильного) и регионального (вариативного, динамичного) компонентов содержания обучения». [4, с.84]

Вышеперечисленные позиции означают, что объектом развития обучающегося должны быть не только знания и умения по отдельному учебному предмету и даже не способности по конструированию способов их получения, а сознание обучающегося в целом, включая все его сферы: производственную, познавательную (интеллектуальную), личностную, эмоционально-волевую, телесную и духовно-нравственную.

Список литературы:

1. Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования: коллективная монография /под общ. Ред.В.Ф. Максимович.- СПб: ВШНИ , 2014.

2. Ж.Ж.Руссо Эмиль, или О воспитании. С-Пб., 1913.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.пед. ун-та, 2000.

4. Скакун В.А. Методика производственного обучения.-М., 1992.

5. Ушинский К.Д. Собр. Сочинение в 12 томах. М.-Л., Том 2, 1948г.

6. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. - М., АПО. Том 2, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.