Библиографический список
1. Курвинен Е.Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»). Молодой ученый. 2015; № 64: 91 - 95. Available at: http://www.moluch.ru/archive/86/16447/
2. Толковый словарь Ожегова. Available at: https://www.endic.ru/ozhegov/Patriot-22141.html
3. Толковый словарь Даля. Available at: http://endic.ru/dal/Patriot-24067.html
4. Толковый словарь Кузнецова. Available at: https://www.endic.ru/kuzhecov/Patriot-24951.html
5. Тимошенко Ю.В. Развитие патриотического воспитания в России. Молодой ученый. 2018; № 25: 319 - 322. Available at: https://moluch.ru/archive/211/51660/
6. Устав всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», утверждённый Учредительным собранием 28 мая 2016 г Available at: https://yunarmy.ru/upload/iblock/ff6/Ustav_VVPOD_YUNARMIYA.pdf
7. Иванов О.Н., Титенёва М.А. ГТО: прошлое и настоящее. Вестник Югорского государственного университета. 2016; № 1 (40): 174 - 176.
8. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г № 172. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/38224
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г N 996-р г. Москва. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
References
1. Kurvinen E.E. Aktual'nye voprosy organizacii patrioticheskogo vospitaniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya podrostkov (na primere deyatel'nosti voenno-patrioticheskogo kluba «Krasnaya zvezda»). Molodoj uchenyj. 2015; № 64: 91 - 95. Available at: http://www.moluch.ru/archive/86/16447/
2. Tolkovyjslovar'Ozhegova. Available at: https://www.endic.ru/ozhegov/Patriot-22141.html
3. Tolkovyj slovar' Dalya. Available at: http://endic.ru/dal/Patriot-24067.html
4. Tolkovyj slovar' Kuznecova. Available at: https://www.endic.ru/kuzhecov/Patriot-24951.html
5. Timoshenko Yu.V. Razvitie patrioticheskogo vospitaniya v Rossii. Molodoj uchenyj. 2018; № 25: 319 - 322. Available at: https://moluch.ru/archive/211/51660/
6. Ustav vserossijskogo detsko-yunosheskogo voenno-patrioticheskogo obschestvennogo dvizheniya «YuNARMIYa», utverzhdennyj Uchreditel'nym sobraniem 28 maya 2016 g. Available at: https://yunarmy.ru/upload/iblock/ff6/Ustav_VVPOD_YUNARMIYA.pdf
7. Ivanov O.N., Titeneva M.A. GTO: proshloe i nastoyaschee. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 1 (40): 174 - 176.
8. O Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO). Ukaz Prezidenta RF ot 24 marta 2014 g. № 172. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/38224
9. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federaciina period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. N 996-r g. Moskva. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Статья поступила в редакцию 26.11.20
УДК 377
Nikitin Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of College of Culture and Art of the Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF FOLK ART OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) FOR PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS. Attention to folk art is one of the urgent problems of federal and regional government bodies. The timely development of conceptual documents contributes to the adoption of correct decisions that are adequate to the state of affairs in culture and art. In addition, it is necessary to search for options for an integrative solution to the problem in the context of professional education and folk art. The experience of educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) can be replicated in other regions because they have proposed a concept for the development of folk art for professional education institutions. The developed concept has been experimentally tested. The article presents an analysis of the conceptual approach of tasks related to the training of specialists for cultural and art institutions.
Key words: concept, folk art, professional education, ethno-artistic environment.
З.Н. Никитин, канд. пед. наук, директор Колледжа культуры и искусства Республики Саха (Якутия), г. Якутск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сохранение и развитие и народного художественного творчества является одной из актуальных проблем федеральных и региональных органов управления. Своевременная разработка концептуальных документов способствует принятию решений, адекватных положению дел в культуре и искусстве. Кроме этого, необходим поиск вариантов интегративного решения проблемы в контексте профессионального образования и народного художественного творчества. Опыт образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) может быть тиражирован в другие регионы потому, что ими предложена Концепция развития народного художественного творчества для учреждений профессионального образования. Разработанный документ проходит экспериментальную апробацию. В статье представлен анализ концептуального подхода задач, связанных с подготовкой специалистов для учреждений культуры и искусства.
Ключевые слова: концепция, народное художественное творчество, профессиональное образование, этнохудожественная среда.
Не вызывает никакого сомнения, что народное художественное творчество Республики Саха (Якутия) достаточно уникальное и высокохудожественное явление. Несмотря на констатацию данного факта и наличие профессионального интереса сообщества работников культуры и искусства к творчеству народа Саха, вне поля изучения пока остается вопрос интеграции народного художественного творчества и профессионального образования. Анализ разработанности существующей проблемы требует от исследователей определения особенностей художественного творчества народа Саха в контексте интеграции профессионального образования со сферой культуры и искусства. Немаловажную роль в решении имеющей место проблемы может занять концепция содержания профессионального образования в области народного художественного творчества Якутии. В данной концепции должны быть названы условия ее реализации, определено ресурсное сопровождение процесса апробирования и получения положительных результатов. Кроме того, необходимо изучить научные, источниковедческие работы, которые рассматривают вопросы именно народного худо-
жественного творчества и именно в Якутии, т.к. на данной территории имеется очень много видов этнохудожественного творчества. Но до сих пор достаточное количество исследований представлены лишь по героическому эпосу олонхо, круговому танцу осоухай, национальному празднику ысыах. Народное художественное творчество Якутии не рассматривается в комплексе с изучением особенностей всех видов. Кроме этого, его развитие, сохранение не связано с возможностями профессионального образования.
С помощью концепции в условиях социокультурной этнической среды скорректированы учебные программы, обязательным компонентом которых является этнопедагогическая составляющая, разработан учебно-методический комплекс, написаны учебные пособия с участием носителей национального языка и культуры, обучение и воспитание рассмотрено как единый процесс при условии, что все художественные студенческие коллективы должны работать с учетом этнических национальных особенностей муниципальных объединений. Был введен новый вид компетенций - социальные, дополняющие общепрофессиональные и
профессиональные и являющиеся связующим звеном между образовательным и профессиональным стандартами. Это позволило изменить содержание среднего профессионального образования в области народного творчества Якутии.
Концепция развития народного художественного творчества Республики Саха (Якутия) для учреждений профессионального образования представлена не только как научная теоретическая версия, но и как система практических действий, направленных на решение проблем, связанных с сохранением и развитием художественного творчества народа Саха.
В Якутском колледже культуры и искусств Республики Саха (Якутия) на протяжении нескольких лет через этнохудожественную среду «Кун Эркен» реализуется процесс обучения и воспитания студентов, будущих руководителей самодеятельных этнических коллективов Якутии. Для реализации процесса подготовки студентов коллективом педагогов колледжа разработаны учебно-методические комплексы, важной составляющей которых являются учебные пособия, позволяющие осуществлять индивидуальное обучение конкретному виду народного творчества.
Раннее профессиональное знакомство будущих специалистов с проблемами в области сохранения и возрождения национальных традиций осуществлялось через профориентационную работу в виде профессиональных проб, обучение по пропедевтическим программам, выявляющим способности и возможности обучающихся, а также организацию подготовки по программам профессиональной переподготовки выравнивающего характера [1]. Такое направление подготовки будущих специалистов позволит сформировать у них новый вид компетенций, которые относятся к компетенциям социального характера. Все они позволят скорректировать отношение молодых специалистов к своей профессии, так как руководителю любительского этнического коллектива необходимо будет владеть не только исполнительским мастерством, но и быть менеджером, маркетологом, экономистом. При изучении всех разновидностей этнохудожественного творчества обучающийся должен быть готов к исполнительскому мастерству применительно к конкретному улусу. Научить этому можно только через индивидуально-адресную подготовку каждого студента конкретному виду этнохудожественного творчества. Предлагаемая концепция учитывает использование именно индивидуальной формы работы и адресное предположение места, где будет работать в качестве руководителя этнического коллектива и применять свои знания, умения выпускник профессионального учреждения образования.
При разработке концепции в качестве методологической базы использовался системный и интегративный подходы. Якутия имеет очень большую территорию, включающую 34 муниципальных объединения-улуса. И из этих улусов в систему профессионального образования приходят обучающиеся с разным уровнем подготовки. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает прием детей и после девятого класса. Данная категория обучающихся еще не понимает, кем она могут стать. Использование системного и инте-гративного подходов помогло провести в определенной логике разработку пропедевтической программы для первого курса, задания профессиональной пробы для творческого экзамена, разработать профессиограмму для обучающихся, скорректировать производственное обучение и через индивидуально-адресную подготовку сформировать те компетенции, которые позволили выпускнику владеть исполнительским мастерством и одновременно быть руководителем самодеятельного художественного этнического коллектива.
Концепция является формой педагогического проектирования, посредством которой в исследовании изложен основной замысел, ведущие идеи построения и развития содержания профессионального образования Якутии в области художественного творчества народа Саха. Посредством концепции можно дать более четкое представление не только настоящего, но и будущего развития профессионального образования в данной области, обосновать педагогические перспективы. В этой связи нецелесообразно изменять организацию экспериментальной проверки концепции. Это должны быть не только учебные достижения обучающихся в рамках контрольной и экспериментальной групп. Необходимо проверять экспериментальным путем результаты организации, содержания, методического сопровождения образовательного процесса, целесообразность интеграции образовательных и профессиональных стандартов, изменения в профориентационной работе, готовность преподавателей к индивидуальному обучению студентов. Проверка результатов только через сравнение достигнутого обучающимися контрольной и экспериментальной групп значительно ограничит возможности эксперимента.
При проверке результативности концепции оправдано применение такого вида анализ, как «монографический». Это можно обосновать тем, что при обучении должны быть созданы условия индивидуально-адресной подготовки каждого студента. Монографический анализ позволит фиксировать как индивидуальные достижения обучающихся, связанные с их способностями, так и индивидуальные достижения, формируемые в процессе обучения: в ходе проведения контрольных недель, выполнения учебных задач, творческих заданий, упражнений. Посредством монографического анализа удается проследить динамику развития и профессиональной подготовки каждого студента.
Достаточное внимание в концепции должно быть уделено профориента-ционной работе. Большинство творческих учебных заведений профессионального, в том числе и высшего, образования при приеме абитуриентов вводят их в заблуждение, говоря, что выпускники будут звездами эстрады, артистами и режиссерами театров. В Якутии очень развито эстрадное и театральное ис-
кусство, много местных звезд. Поэтому все ребята приходят с намерением ими стать. Данную ситуацию необходимо изменять, так как если этого не делать, то обучающиеся в процессе учебы разочаровываются, не понимают особенностей будущей профессиональной деятельности. Поэтому необходима корректировка в профориентационной работе. Профориентацию необходимо организовать в ее консультационных центрах. Таких центров должно быть создано четыре по территориальному признаку. В них преподаватели профессиональных образовательных учреждений смогут объяснить будущим студентам, кем они станут, какому исполнительскому мастерству будут обучаться.
Разработанная концепция должна быть результатом органичности, самобытности в условиях некой изолированности якутского этноса. Именно народное художественное творчество Якутии тесно связано с языческой религией. Такие ритуалы, как кормление огня, кумысопитие, коновязь, горловое пение и многие другие имеют свои канонические устои, нарушение которых приводит к исчезновению этнических самобытных признаков. Каждый исполнитель определенного вида якутского этнического художественного искусства должен знать их, исполнять произведение народного художественного творчества, соблюдая определенный канон. Исполнитель должен не только знать, но и уметь исполнять этот канон.
Проблема разработки концепции народного художественного творчества Республики Саха (Якутия) для учреждений профессионального образования является актуальной для современного социокультурного пространства. Эта тема значима как для теоретической педагогики, так и для образовательной практики. Рассмотрение вопросов подготовки специалистов в условиях трансформации профессиональной среды, освобождения мест в связи с устареванием ранее существующих профессий, акцентирующих внимание на профессии «самозанятых», заслуживает всяческой поддержки. Подготовка специалистов в области народного художественного творчества содержит огромный потенциал для развития профессий «самозанятых».
Актуальность разработки концепции связана и с сохранением традиций национальной художественной культуры, значимым компонентом которой является народное художественное творчество - одна из приоритетных задач современной государственной культурной политики, предмет научного изучения профессионального сообщества и пристального внимания социума. Особую актуальность данная проблема приобретает в контексте необходимости сохранения художественного своеобразия культуры малочисленных народов, входящих в состав Российской Федерации, в том числе народного художественного творчества Республики Саха (Якутия), представленного хореографическим, театральным, этнохудожественным направлениями. Последнее занимает приоритетную позицию, так как имеет выраженные этнические особенности, связанные с эпосом, фольклором, декоративно-прикладным искусством и зодчеством.
Источниковедческой базой концепции является широкий круг источников, охватывающий ее разные аспекты, что является продолжением работ И.В. Пока-тиловой, РС. Гаврильевой, Л.И. Новгородовой [2] и других исследователей.
Разработанная концепция не имеет аналогов, так как ее содержание учитывает специфику и сущностные особенности народного художественного творчества Республики Саха как особого феномена национальной художественной культуры; является отправной точкой для разработки идеи об учреждении инновационного типа, обеспечивающего общедоступность среднего профессионального образования в Якутии в области народного художественного творчества с учетом сохранения его самобытных особенностей; способствует созданию единой художественно-образовательной этнохудожественной среды, объединяющей все уровни образования; обеспечивает процесс создания учебно-методического сопровождения по основным видам этнохудожественного творчества народа Саха на русском и якутском языках; становится базой для создания индивидуально-адресной ситуации в период обучения основным видам народного художественного творчества Якутии [3; 4].
Феноменологические характеристики разработанной Концепции народного художественного творчества Якутии для учреждений профессионального образования доказывают ее роль и значение в процессе сохранения, возрождения, развития и продвижения традиций национальной культуры народа Саха, что и является ее целью и миссией. Данное положение подтверждает экспериментальная проверка результатов методами контент-анализа, опроса, анкетирования, сравнения статистических отчетностей и проведенные монографической характеристики.
На наш взгляд, к несомненным достоинствам представленной концепции следует отнести следующие: разработка структуры и содержания; успешный опыт профориентационной работы в формате профессиональных проб; создание рабочих программ учебных дисциплин среднего профессионального образования; разработка и корректировку существующих учебных изданий в аспекте включения этнохудожественного компонента; формирование индивидуально-адресной системы организации обучения; предложение по введению социальных компетенций как разновидности сквозных ключевых компетенций. Последнее представляется тем более актуальным, что их формирование осуществляется в процессе реализации всех учебных дисциплин и профессиональных модулей. Заложенные в ее основу компетенции выступают связующим звеном между образовательным и профессиональным стандартом, подтверждают сформиро-ванность у обучающихся личной гражданской позиции в вопросах сохранения, развития художественной культуры народа Саха.
Библиографический список
1. Народное художественное творчество: сборник программ. Москва: б/и, 2002.
2. Покатилова И.В. Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Якутск, 2003.
3. Никитина Н.Г. Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2010.
4. Шейкин О.Ю. Обрядовое интонирование саха: алгыс и осоухай. Обрядовая поэзия саха (якутов). Составители Н.А. Алексеев, П.Е. Ефремов, В.В. Илларионов. Новосибирск: Наука, 2003.
References
1. Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo: sbornik programm. Moskva: b/i, 2002.
2. Pokatilova I.V. Metamorfozyplasticheskogo fol'klora vistoriikul'tury YakutiiXXveka. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Yakutsk, 2003.
3. Nikitina N.G. Metodika priobscheniya uchaschihsya nachal'nyh klassov yakutskoj shkoly k geroicheskomu 'eposu olonho. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2010.
4. Shejkin O.Yu. Obryadovoe intonirovanie saha: algys i osouhaj. Obryadovaya po'eziya saha (yakutov). Sostaviteli N.A. Alekseev, P.E. Efremov, V.V. Illarionov. Novosibirsk: Nauka, 2003.
Статья поступила в редакцию 26.11.20
УДК 378
Skorobogatova O.Yu., postgraduate, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
INTERSUBJECT RELATIONS IN THE DEVELOPMENT OF SPECIAL DISCIPLINES IN THE FIELD OF MODELING AND ARTISTIC DESIGN OF CLOTHING IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN THE PROFILE OF ARTISTIC EMBROIDERY. The article deals with the main aspects of intersubject relations of the academic discipline "Modeling and artistic design of clothing" of bachelor's training in the field of artistic embroidery, everything related to performing skills in artistic embroidery, improving skills in artistic embroidery, technology and materials science, technical drawing, general composition, design, academic painting, decorative painting, academic drawing, decorative drawing, color studies and coloristics. The main aspect that affects the preparation of the curriculum of academic subjects based on interdisciplinary connections is the formation of competencies aimed at developing independent activities, creative activity, and cognitive interests of students.
Key words: artistic embroidery, intersubject connections, integration, intersubject level, intrasubject level, psychological and pedagogical support.
О.Ю. Скоробогатоеа, аспирант, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА»
В статье рассмотрены основные аспекты межпредметных связей учебной дисциплины «Моделирование и художественное конструирование одежды» подготовки бакалавров в области художественной вышивки, все, что связано с исполнительским мастерством по художественной вышивке, совершенствованием мастерства в данной сфере, технологией и материаловедением, техническим рисунком, общей композицией, проектированием, академической живописью, декоративной живописью, академическим рисунком, декоративным рисунком, цветоведением и колористикой. Основным аспектом, влияющим на составление рабочих программы учебных предметов, основанных на межпредметных связях, является формирование компетенций, направленных на развитие самостоятельной деятельности, творческой активности, познавательных интересов обучающихся.
Ключевые слова: художественная вышивка, межпредметные связи, интеграция, межпредметный уровень, внутрипредметный уровень, психолого-педагогическая поддержка.
В русской культуре украшение одежды художественной вышивкой, распространенным видом традиционного прикладного искусства, занимает особое место. Изучение истории ручной вышивки свидетельствует о ее разнообразии и в технике исполнения, и в выборе композиционных орнаментов. Популярная в крестьянском и городском быту вышивка украшала бытовые текстильные изделия, костюм, рубахи (мужские и женские), передники, нагрудники, поневы, юбки, сарафаны. Обычно вышивкой украшалась верхняя одежда, которая изготавливалась из сукна или овчины, но ею украшали и головные уборы - девичьи и женские [1].
Русская народная вышивка - уникальное явление нашей национальной культуры, которое необходимо возрождать, сохранять и развивать, что возможно при обязательном укреплении высшего образования - профессиональной подготовке художников в этой области [2]. Мобильность инновационной деятельности художественных вузов поддерживает позитивную динамику сохранения традиционных форм орнамента с учетом допустимой возможности его видоизменения и усложнения, принятия новых колористических решений, интегрирования различных техник художественной вышивки [3]. Выполнение вузом требований ФГОС ВО (к программам, условиям их реализации, результатам итоговой аттестации) определяет возможности сохранения традиционного прикладного искусства средствами высокого качества профессиональной деятельности в области рисунка, живописи, композиции, проектирования, исполнительского мастерства.
Выявление сущности художественной вышивки является ключевой позицией процесса подготовки бакалавров в сфере художественной вышивки, определяет его характер, представляет собой синтез образовательных дисциплин.
Практико-ориентированный подход к организации обучения в вузе предполагает усиление внимания к работе по формированию и развитию общепрофессиональных компетенций, профессиональных и общекультурных через трудовую деятельность. Как правило, перечисленные группы компетенций формируются через базовые дисциплины по художественной вышивке.
Остановимся подробнее на описании специфики преподавания дисциплины «Проектирование». При проектировании изделий с художественной вышивкой определяется построение композиции с учетом специфики конкретной техники вышивки. Основной целью дисциплины «Проектирование» является усвоение обучающимися теоретического курса, интегрированного с практическим обучением. Преподавание дисциплины «Проектирование» начинается со второго семестра и в соответствии с программой продолжается в течение четырех лет. Рабочей программой по дисциплине «Проектирование» предусматривается деятельность студентов по освоению ими особенностей проектирования женской одежды с применением сложных технологий вышивки. На этапе подготовки к государственной итоговой аттестации студенты завершают разработку дипломного проекта модели женской одежды или изделия для оформления интерьера с художественной вышивкой.
Рабочая программа учебной дисциплины «Проектирование» позволяет студентам решать учебные задачи для поиска колористического решения при выполнении вышивки, способствует выявлению связей между традиционной вышивкой и последними тенденциями моды, помогает проектировать дипломные изделия. Все это открывает перед студентами возможность овладевать навыками проектирования одежды с художественной вышкой на всех этапах ее