3. Arsaliev Sh.M.H. Ispol'zovanie integral'nogo podhoda v 'etnopedagogicheskoj teorii. Teoreticheskie iprikladnye aspekty sovremennojnauki. 2014; 6-6: 8 - 15.
4. Arsaliev Sh.M.H. 'Etnopedagogicheskie osnovy vospitaniya nravstvennosti vpolikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Moskva, 2015.
5. Arsaliev Sh.M., Badalova R.Yu. Sohranenie kul'turnoj samobytnosti podrastayuschego pokoleniya chechencev v usloviyah sovremennogo mira s ispol'zovaniem 'etnopedagogicheskogo opyta. Innovaciii investicii. 2014; 7: 137.
Статья поступила в редакцию 30.01.17
УДК 378
Nikitin Z.N., postgraduate, The High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN PROFESSIONAL EDUCATION OF YAKUTIA IN THE FIELD OF FOLK ART. The article is dedicated to some topical issues of formation of professional art education of the Republic of Sakha (Yakutia). The work presents a historical-pedagogical analysis of the development of professional education of Yakutia in the field of folk art. The author gives a general description of the system using the format of the historical development of professional pedagogy of professional education institutions, where each institution has its own history and program development. The researcher names unifying factors of their work, which include professional related to the realization of Federal state educational standards of the state program of development of professional education of Yakutia.
Key words: professional education, Federal state educational standards, folk arts, national culture.
З.Н. Никитин, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯКУТИИ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье рассмотрены актуальные вопросы становления профессионального художественного образования Республики Саха (Якутия). Представленный историко-педагогический анализ развития профессионального образования Якутии в области народного художественного творчества. Представлена общая характеристика системы через формат исторического развития профессиональной педагогики учреждений профессионального образования, где каждое учреждение имеет сою историю и программы развития. Названы объединяющие факторы их работы, к каким относятся профессиональное отношение к реализации федеральных государственных образовательных стандартов, выполнение государственной программы развития профессионального образования Якутии.
Ключевые слова: профессиональное образование, федеральные государственные образовательные стандарты, народное художественное творчество, национальная культура.
Глобализация в области профессионального образования, как социального образовательного проекта современного мира, связана с созданием интернациональной мировой модели обучения в области национальных культур и народного творчества. Модель характеризуется транзитом универсальных знаний и технологий в этой области, распространением электронных средств массовой коммуникации, унификацией сфер жизнедеятельности человека в области культуры и искусства, релятивизацией традиционных национальных народных ценностей, формированием глобальной массовой культуры, свободной от национально-культурных компонентов. Быстрыми темпами меняются условия жизни и социализации людей: приватная сфера (мир человека, личная и семейная жизнь) все более контролируется Интернет, СМИ, рынком, модой и др., которые по новому формируют их картину мира, стиль жизни, отношения полов и поколений, предпочтения в одежде, пище; духовные ценности заменяются материальными ценностями. В связи с этим, актуальной проблемой выступает сохранение языка, самобытной культуры, традиционных форм организации жизнедеятельности народностей Севера. Единственными источниками решения этой проблемы остаются просветительство и образование, а консолидирующей силой -работники культуры, владеющие соответствующими профессиональными навыками, с высокой интеллектуальной и нравственной культурой.
Государственная политика Республики Саха (Якутия) в профессиональном образовании в области народного художественного творчества изначально формировалась в формате инновационного многокультурного образовательного социума. Профессиональное образование Якутии в обозначенном формате является одним из факторов стабилизации в период трансформации политических, социально-культурных, экономических основ государственности республики. Движущим механизмом профессионального образования стал процесс возрождения целостности национального народного творчества. Такое отношение к профессиональному образованию в области народного художественного творчества позволяет в Республике Саха (Якутия), в отличие от многих других регионов России, сохранить учреждения культуры и народного художественного творчества. В настоящее время каждое сельское поселение имеет учреждение культуры, в которых не только сохранены образцы народного
художественного творчества, но и силами штатных работников народная культура и искусство продолжает своё развитие.
Приоритетом последних лет в работе республиканских Министерства профессионального образования и Министерства культуры и духовного развития РС (Я) является анализ системы образования в сфере национальной культуры и искусства республики в целях её сохранения и развития. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы» поддерживает основополагающие направления модернизации системы профессионального образования, в числе которых финансово-экономическая поддержка технического перевооружения инфраструктурных объектов, приобретение учебно-лабораторного оборудования для государственных профессиональных образовательных учреждений, строительство и реконструкция учебно-лабораторных корпусов и инфраструктурных объектов государственных профессиональных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), создание ресурсных центров [1]. Немаловажное значение в государственной программе уделяется содержанию профессионального образования, в том числе и в области народного художественного творчества.
В Республике Саха (Якутия) профессиональное образование в сфере народного искусства представлено шестью образовательными организациями, в том числе четыре организации среднего профессионального образования, одна организация высшего образования, одна организация высшего образования федерального уровня:
Всего по данным на 1 января 2017 года в образовательных организациях СПО и ВО, подведомственных Министерству культуры и духовного развития РС (Я) и Министерству профессионального образования обучается более пяти тысяч студентов.
Высшая школа музыки представляет собой единственную в России модель образовательной организации, объединяющую три ступени профессионального обучения музыканта. ВШМ Рс (Я) создана указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 1992 года Высшая школа музыки является образовательной организацией высшего образования, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования (бакалавриат, магистратура).
Все специальности: имеют дополнительную профессиональную подготовку в области народного художественного творчества. Данный факт можно назвать инновационной формой профессиональной «доводки» выпускников по причине того, что дополнительное образование заказывает будущий работодатель. В числе будущих работодателей выпускников Высшей школы музыки выступают Государственная филармония Якутии и Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии». Потребность в музыкантах-исполнителях и музыкантах-педагогах сохраняется в республике на высоком уровне. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным неоднократно отмечались достижения ВШМ на представительских встречах в Кремле.
Другое учреждение профессионального образования -Якутский колледж культуры основан в 1937 г. На его базе была организована двухгодичная школа культпросветработников.
Коледж готовит кадры по специальности «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество», «Музыкальное искусство эстрады», «Библиотековедение». Основными направлениями являются образовательная и концертно-творческая деятельность. Успешному освоению учебных программ способствуют традиции учебного заведения, отлаженный годами образовательный процесс, творчески работающий сплоченный педагогический коллектив. В колледже успешно работают такие творческие коллективы, как народный обрядово-ритуальный театр «Эйгэ», народный ансамбль танца «Оркон», театр эстрадных миниатюр «Этюд», вокально-хоровой коллектив КомYc дорбооннор» и другие.
Еще одно учреждение профессионального образования Якутский музыкальный колледж им. М.Н. Жиркова является первым профессиональным музыкальным учебным заведением РС (Я), ставшим в середине XX века (1948 г.) учреждением подготовки специалистов музыкального искусства. Якутский музыкальный колледж им. М.Н. Жиркова в настоящее время представляет собой учебное заведение классического типа, в котором обучают всем музыкальным специальностям: Преподаватели и студенты ежегодно участвуют в профессиональных республиканских конкурсах и смотрах. Только за последние 10 лет свыше 165 студентов стали лауреатами и дипломантами 95 конкурсов различного статуса, в том числе и в области народного художественного творчества.
Филиал музыкального колледжа в Алдане был открыт Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 308 от 19 июля 1996 г. в целях создания необходимых условий по подготовке специалистов в области музыкального искусства для учреждений культуры и искусства Южной Якутии. Отличием Филиала от других образовательных организаций является его «симбиоз» с АУ РС (Я) «Государственный концертный оркестр Якутии». Филиал был открыт на базе оркестра, являвшимся на тот момент основным заказчиком по подготовке кадров. В настоящее время выпускники Филиала работают в учреждениях культуры и образования Южной Якутии. За годы работы Филиала выпущено 35 специалистов.
Старейшее в Якутии художественное училище основано в 1945 году Постановлением Совета народных комиссаров ЯАССР № 233 от 2 апреля 1945 г. «Об организации художественного училища в г. Якутске». Подготовка специалистов ведется для работы в общеобразовательных школах, детских художественных школах и школах искусств, а также для работы в области народных промыслов и других отраслях народного хозяйства. Студенты училища активно участвуют в конкурсах, фестивалях, межрегиональных выставках, чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkills.
Программы по танцевальному народному искусству реализуются в Республиканском хореографическом училище, которое основано Указом Первого Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева 30 мая 1995 года. В училище обучается студентов из разных улусов республики. [3]. Колледж включен в «Федеральный справочник» России, в «Справочник мировой хореографии», как одно из лучших образовательных учреждений.
Библиографический список
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение «Якутский колледж культуры и искусств» является единственным профессиональным образовательным учреждением в отрасли «Культура», целенаправленно готовящего специалистов для сельской местности. В настоящее время колледж осуществляет выпуск специалистов смежными специальностями: Приоритетными направлениями образовательной деятельности колледжа в последние пять лет являются: создание информационного образовательного пространства, внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, усиление практикоориентированности обучения, отслеживание трудоустройства выпускников [5].
Таким образом, система профессионального образования в Республике Саха (Якутия) в области народного художественного творчества представлена разноплановыми учреждениями. Каждое из них имеет сою историю и программы развития. Объединяющими факторами их работы является профессиональное отношение к реализации федеральных государственных образовательных стандартов, выполнение государственной программы развития профессионального образования Якутии. Сравнительно небольшой прием в образовательные профессиональные организации позволяет обучать студентов фактически по индивидуальным планам, что в определенной степени обеспечивает качество подготовки выпускников. Этот факт подтверждается востребованностью молодых специалистов, в том числе и в области народного художественного творчества.
Наряду с достижениями, остаются проблемы в содержании учебной деятельности образовательных организаций. К ним, прежде всего, относится проблема обновления содержания обучения студентов. В этой связи администрация и педагогические коллективы своевременно реагируют на необходимость изменений в содержании обучения. Эти изменения связаны с требованиями ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. Преподаватели вузов и колледжей занимаются разработкой инновационных образовательных программ для подготовки специалистов в области народного художественного творчества. [3]. Получение государственных документов на право ведения образовательной деятельности позволяют работать в соответствии с Концепцией развития образования Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2030 годы [5]. В Концепции закреплена преемственность идей, направлений, задач по подготовке специалистов, прежде всего в области народного художественного творчества. Достигнутые результаты в совершенствовании и развитии содержания образования определяют необходимость продолжения работы и по развитию системы управления образованием. Коллективы образовательных организаций переходят на наиболее приемлемые формы работы образовательного учреждения: сетевые, ресурсные центры, многопрофильные образовательные комплексы. Совершенствование содержания образования требует от педагогов и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, повышения их профессионального имиджа, улучшения инвестиционной привлекательности колледжа.
В целом Программы развития образовательных организаций Республики Саха (Якутия) носят концептуальный и являются продолжением первого этапа модернизации и развития республиканского образования работа педагогических коллективов направлена на реализацию «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года» как и государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Основными принципами развития содержания профессионального образования в области народного художественного образования в Якутии являются: преемственность изучаемого материала; открытость используемых источников, учебных и методических материалов; мотивационность при обучении на историческом, этническом и другом материале; ориентированность на творческую реализацию исторических традиций и современных направлений в творчестве якутского народа.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Available at: http://base.garant. ru/70291362/#ixzz4Vkn9J9d0
2. Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы. Государственная программа Республики Саха (Якутия).
3. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 1992 года.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования в области культуры и искусства. Федеральный реестр. Available at: http://base.garant.rU/70291362/#ixzz4Vkn9J9d0